Федоров Г.М., Корнеевец В.С.
В отечественной социально-экономической географии традиционно существовало довольно жесткое деление на географию СССР и географию зарубежных стран. Если бы речь шла только о географическом, территориальном делении объекта исследования, это вполне объяснимо. Естественно, необходимо более углубленное изучение собственной страны, в том числе в практических интересах рационального размещения ее производительных сил, совершенствования систем расселения, решения проблем социальной дифференциации и т.д. Однако было и методологическое различие. Экономгеография СССР действительно основывалась на задачах хозяйственной практики и потому была в значительной мере наукой, а не только предметом преподавания. Зарубежная экономическая, социальная и политическая география была в основном описательной, отчасти несла идеологическую нагрузку (выявляя “недостатки капитализма”). Зарубежный мир представлялся как нечто совершенно внешнее по отношению к экономической, социальной и политической жизни внутри Советского Союза. Правда, были такие дисциплины, как география внешнеэкономических связей, которые должны были увязывать советское народное хозяйство с зарубежьем. Однако и они носили в основном описательный характер.
Нынешнее более активное вхождение России в мировую экономику, расширение многообразных (не только преимущественно внешнеторговых, как ранее) внешних связей, рост зависимости от общемирового экономического развития ставит перед социально-экономической географией новые задачи. Речь идет об изучении России как части мирового сообщества. Тем более что раньше входившие в состав единой страны союзные республики, изучавшиеся экономгеографией СССР, стали теперь зарубежными странами. Между прежней социально-экономической географией нашей страны и географией зарубежных стран неизбежно должны стираться методологические различия. Должна формироваться единая теория экономгеографической науки.
Необходимость синтеза двух направлений социально-экономической географии, изучавших отечественную и зарубежную проблематику, обусловлена, в частности, необходимостью изучения вопросов международной экономической интеграции в конкретных регионах мира. Одним из них является Балтийский регион, где процессы экономического, культурного и политического сотрудничества, с одной стороны, особенно противоречивы, а с другой, развиваются весьма интенсивно.
Здесь размещаются и страны с развитой рыночной экономикой, и государства с так называемой переходной экономикой, в которых с разной скоростью протекают трансформационные процессы. Прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония вместе с Россией совсем недавно входили в состав единого Советского Союза. Польша, вместе с другими восточноевропейскими странами и СССР, участвовали в экономической, политической и военной интеграции социалистических государств – Совете Экономической Взаимопомощи и Варшавском Договоре. В их составе была и Германская Демократическая Республика, ставшая теперь частью ФРГ. Остальные страны региона – ФРГ, Дания, Швеция, Финляндия входят в состав Европейского Союза, но вошли в него в разное время и степень их интеграции в структуры ЕС неодинакова. ФРГ и Дания – члены НАТО, а Швеция и Финляндия принадлежат к неприсоединившимся странам. Разнообразие типов стран усиливает актуальность исследования их народного хозяйства и процессов международной экономической интеграции.
В экономической, социальной и политической жизни стран мира протекают два противоположных, но взаимосвязанных процесса: интеграции и дифференциации. Их протекание зависит от соотношения интересов различных стран. Сходство интересов определяет интеграцию, различие – дифференциацию.
Но в отношениях двух стран обычно присутствуют и общие интересы (вызванные как взаимной выгодой от сотрудничества, так и противопоставлением другим странам), так и противоречия. А количество стран, взаимодействующих в мировом экономическом, социальном и политическом пространстве, превышает 200. Поэтому интеграция и дифференциация переплетаются между собой и даже дополняют друг друга. Это предоставляет возможность любой стране, с учетом своих собственных интересов, улучшить свое положение в системе международных отношений, в международном географическом разделении труда. Только для этого нужно хорошо изучить протекающие в мире процессы и интересы различных стран, с которыми приходится вступать во взаимодействие.
В каждом географическом регионе располагаются те или иные страны с их интересами. То есть имеется специфический набор процессов интеграции, как и дифференциации. Интеграция стран определенного региона предопределяет формирование у них общих региональных интересов, противостоящих интересам других регионов. Российская Федерация благодаря своим размерам и экономическому потенциалу имеет возможность войти в целый ряд регионов международного сотрудничества. Это может способствовать общему улучшению ее положения в системе международного географического разделения труда, повысить политический авторитет.
Балтийский регион является для России одним из главных регионов внешнеэкономического взаимодействия. Это регион традиционных российских интересов, крайне важный для экономического развития страны. Поэтому его экономико-географическое изучение столь необходимо при формулировании внешнеэкономической политики России, а во многом и для определения приоритетов экономического развития страны в целом, и, в особенности, ее балтийских регионов – Северо-Западного экономического района и Калининградской области.
Знание стран Балтийского региона особенно важно для жителей Калининградской области, окруженной зарубежными государствами. Ее экономическое развитие в большей мере, чем развитие других частей страны, зависит от внешнеэкономических связей – и прежде всего связей с соседними балтийскими странами. Одновременно Калининградская область может внести большой вклад в развитие внешних связей России в целом. Целям лучшего знакомства со странами Балтийского региона посвящено данное учебное пособие. При его написании авторы основывались на результатах проводившихся ими научных исследований в рамках региональных, общероссийских и международных программ.
Понятие “Балтийский регион” не имеет устоявшихся географических границ. Узкое его понимание базируется на практике приграничной кооперации. В таком смысле в Балтийский регион чаще всего включают Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Калининградскую область, выходящие на Балтику административные единицы Дании, Швеции, Финляндии, Германии, страны Прибалтики, а также северные воеводства Польши. Многие города этих территорий входят в Союз Балтийских городов. Иногда это ядро более широкого региона называют “Балтийским поясом”.
В самом широком геополитическом смысле Балтийский регион включает в себя государства, имеющие выход к Балтике: Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Германию, Данию, Швецию и Финляндию; к числу стран региона иногда относят также находящиеся недалеко от Балтийского моря Норвегию и Белоруссию.
Физико-географическое обоснование Балтийского региона относит к нему территорию бассейна рек, впадающих в Балтийское море (рис.1). Тогда к нему относится почти весь Северо-Запад России, прилегающие к нему части Севера и Центра, а также Калининградская область. Из зарубежных государств целиком в Балтийский регион входят Прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония, практически вся Польша, основная часть Швеции и Финляндии, больше половины территории Дании и почти половина Белоруссии, северо-восток Германии, часть Норвегии, небольшие участки Украины, Чехии и Словакии.
В целях территориального планирования международной программой VASAB-2010 к Балтийскому региону отнесены Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия, страны Прибалтики, Польша, Белоруссия, земли Германии - Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, города Берлин и Гамбург. А из субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская и Новгородская области (Северо-Запад РФ), республика Карелия, Мурманская и Калининградская области.
Рис. 1. Бассейн Балтийского моря
В данном учебном пособии Балтийский регион понимается в составе стран, имеющих непосредственный выход к Балтийскому морю. которое создает возможности морских коммуникаций между любыми двумя из них без пересечения границ других государств. В России, Германии и Польше, где роль Балтики для их внутренних районов не столь существенна, рассматриваются расположенные непосредственно на ее берегах административные единицы - Калининградская область и Северо-Запад Российской Федерации (Псковская, Новгородская, Ленинградская области и Санкт-Петербург), немецкие земли Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания, северные польские воеводства: Западно-Поморское, Поморское и Варминско-Мазурское.
Российская Федерация и зарубежные страны изучаются в других учебных курсах, по которым имеется опубликованная литература. В данном пособии освещаются вопросы, не получившие достаточного отражения в других книгах. Экономгеографическая характеристика Российской Федерации и Германии не дается, а Польша характеризуется в очень сжатом виде, но более подробно рассматриваются балтийские территории этих трех стран. По Прибалтийским и Северным государствам, недостаточно освещенным в учебной литературе, приводится их более полная экономико-географическая характеристика.
Рис. 2. Политическая карта Балтийского региона