Федоров Г.М., Корнеевец В.С.
Главную роль в преодолении существующего разрыва в уровне развития и налаживании эффективного взаимодействия в самых разных сферах играет расширяющаяся кооперация государств Балтийского региона. Для ее координации в последние годы сформирован ряд межправительственных и межгосударственных организаций и программ в различных сферах. Важнейшей межгосударственной организацией Балтийского региона является основанный в 1992 г. Совет государств Балтийского моря, где на уровне министров иностранных дел представлены десять государств, омываемых Балтийским морем, а также Норвегия и (с мая 1995 г.) Исландия. Кроме того, в работе Совета участвует Комиссия Европейского Союза. Цели Совета определены в декларации, принятой на конференции министров иностранных дел в Копенгагене 6 марта 1992 г. Было отмечено, что кооперация между государствами Балтийского моря является важным инструментом политической стабилизации в регионе и его экономического развития, а также одним из элементов будущей объединенной Европы. Роль Совета заключается в координации усилий, предпринимаемых в этой области.
К другим межгосударственным и межправительственным организациям и программам в Балтийском регионе в различных сферах деятельности относятся.
1. Хельсинкская комиссия, созданная в 1974 г. для защиты Балтийского моря от загрязнения.
2. Балтийская морская конференция Роннебю (Ronneby) с участием премьер-министров и министров по окружающей среде, созданная в 1990 г. для подготовки совместных программ по восстановлению экологического баланса Балтийского моря.
3. Международная комиссия по рыбным запасам Балтийского моря, созданная в 1974 г. для сохранения и приумножения рыбных запасов, регулирования квот вылова рыбы.
4. Северо-восточный европейский симпозиум по кооперации в рыбном хозяйстве.
1. Балтийская ассоциация торговых палат, основанная в 1992 г. для содействия торговле и другим формам кооперации между компаниями разных стран.
2. Форум PRO Baltica, основанный в 1993 г. для содействия деловому сотрудничеству и поддержки Балтийских стран в их интеграции в Европу.
3. Северный европейский клуб, организованный в 1990 г. для развития внутрирегионального сотрудничества в области экономики, инфраструктуры, человеческих ресурсов и культуры.
4. Экономический форум “Mare Balticum”, основанный в 1991 г. для развития партнерских отношений и содействия становлению рыночной экономики в постсоциалистических странах.
5. Форум Балтийского моря, созданный в 1991 г. в целях содействия кооперации компаний в области промышленного развития.
1. Конференция министров транспорта Балтийского моря, проводящаяся с 1992 г. для координации развития транспортной инфраструктуры региона.
2. Организация Балтийских портов (ВРО), созданная в 1991 г. для содействия быстрому и рациональному развитию морского транспорта.
1. Семинар по кооперации между Северными странами и Балтийскими республиками в сфере энергетики, основанный в 1991 г.
2. Конференция по энергетике, проводимая с 1991 г. для улучшения кооперации с государствами – членами IEA.
1. Видение и стратегия развития государств Балтийского региона (VASAB 2010) – проект в рамках Конференции министров по пространственному развитию, осуществляемый с 1992 г. в целях развития районной планировки в Балтийском регионе.
1. Еврофакультет – для переподготовки учителей, обучения и переподготовки специалистов в области законодательства, экономики, государственного управления.
2. Конференция ректоров Балтийских университетов (CBUR), работающая с 1990 г. в целях содействия кооперации между университетами.
3. COPERNICUS – программа для содействия кооперации между вузами, координации образования и исследований.
4. Программа “Балтийский университет” – для проведения телевизионных образовательных курсов.
5. Рабочая программа для государств Балтии и Восточной Европы, основанная в 1990 г. для технической помощи в области образования и переподготовки.
6. Балтийский летний университет – для студентов по экономике.
7. Северная кооперация в области взрослого и основного образования, работающая с 1991 г. как программа обмена учителями и студентами.
1. Конференция по неконтролируемой миграции вокруг Балтийского моря, созданная для усиления контроля за нелегальной миграцией.
2. Балтийская конференция по борьбе с международной преступностью.
3. Программа по переподготовке офицеров между Северными и Балтийскими государствами.
1. ARS Balticum – организация, основанная в 1990 г. для обмена в области культуры и искусства.
2. Конференция министров культуры Балтийских государств, проводящаяся с 1993 г. для содействия в культурных обменах.
3. Балтийский центр культуры.
4. Балтийский фестиваль народного искусства.
5. Книжная ярмарка Балтийских стран.
6. Ассоциация замков и музеев вокруг Балтийского моря.
1. Балтийская кооперация по туризму (ВТС), основанная в 1984 г.
2. Игры Балтийского моря.
Средства массовой информации
1. Общественные радиостанции вокруг Балтийского моря – первая встреча проведена в 1992 г. для усиления кооперации между радиостанциями.
Прочие организации
1. Конференция по субрегиональной кооперации Балтийских государств, проводящаяся с 1993 г. в целях содействия кооперации между Балтийскими субрегионами.
2. Союз Балтийских городов (UBC), основанный в 1991 г. (для руководства кооперацией между городами) и состоящий из ряда комиссий:
- по культурным связям;
- по защите окружающей среды;
- по телекоммуникациям;
- по транспорту.
Как видно из перечня, программы сотрудничества в Балтийском регионе многообразны. Участие в этих программах помогает развитию практической кооперации, налаживанию контактов, рекламе тех или иных регионов и привлечению инвестиций. Активным участником практически всех перечисленных организаций является Россия.
Учитывая то, что один из соавторов (В.С. Корнеевец) принимает участие в работе по проекту VASAB – 2010 (“Евровизион-2010”), несколько подробнее остановимся на его целях и задачах. Основываясь на таких ценностях, как развитие, устойчивость окружающей среды, свобода и солидарность, стратегия развития Балтийского региона согласно программе состоит из четырех пространственных элементов:
¨ города и городские сети, содействующие пространственным связям; уменьшение пространственных различий в жилищных стандартах; содействие условиям для эффективного использования потенциальных возможностей развития с позиций сохранения окружающей среды. Городские сети включают балтийское кольцо европейских городов; сеть балтийских городов, играющих важную роль в межбалтийской интеграции; национальные города, дополняющие сеть европейских и балтийских городов; региональные города;
¨ энергетическая система и транспортные сети, содействующие интеграции и пространственным связям в Балтийском регионе и не нарушающие устойчивость окружающей среды; обеспечение доступности сервиса и возможностей для работы;
¨ территории, поддерживающие динамизм и качество жизни. К таковым относятся: пограничные территории как инструмент для межнационального обмена; туристические территории; береговые зоны, требующие специального внимания; природные и культурные ландшафты особой значимости;
¨ всестороннее пространственное планирование, вносящее вклад в гармонизацию и пространственные межграничные связи, содействующее координации отраслевого и регионального планирования.
Учет накопленного международного опыта и практическая помощь, оказываемая нашими зарубежными партнерами, весьма полезны для развития Калининградской области, поскольку из-за ее эксклавного положения, очень важно ее участие в интеграционных процессах, идущих в Балтийском регионе. Нет сомнения, что партнерство Калининградской области с балтийскими организациями и проектами в конечном счете приносит пользу не только нашему эксклавному региону, но и России в целом.
К числу активно разрабатываемых проектов кооперации стран и районов Балтийского региона, кроме того, относятся:
– проекты развития автомагистралей, соединяющих страны региона: “Виа-Балтика”, “Виа-Ганзеатика”;
– проект развития энергосистемы “Балтийское энергетическое кольцо”;
– проекты развития приграничных районов сотрудничества – “Еврорегионов”;
– программы сотрудничества городов Балтийского моря;
– экологические программы, касающиеся бассейна Балтийского моря;
– образовательные программы (“Еврофакультет”, “Международный Балтийский университет”).
Участие российской стороны в этих программах явно недостаточное. В итоге, например, автомагистраль “Виа-Балтика”, частично финансируемая ЕС, не будет включать территорию РФ (Калининградскую область), хотя такой вариант рассматривался, и его утверждение было достаточно вероятно. И наоборот, в Калининградской области было начато строительство автострады “Калининград – Госграница” (участок старого автобана Берлин – Кенигсберг, так называемой “берлинки”). Однако, частично реконструированная, эта автострада оказалась “дорогой в никуда”, поскольку с польской стороны никаких работ не проводилось. Теперь российской стороне надо активизировать участие в обосновании автострады “Виа-Ганзеатика”, которая может пройти через Калининградскую область с включением указанного участка. Сейчас работы на нем законсервированы. Некоторые перспективы наметились в связи с возможным созданием еврорегиона «Сауле» с участием Латвии, Литвы, Швеции и Дании.
Аналогично обстояло дело с проектом еврорегиона “Неман”. В его реализации первоначально предполагалось участие российской стороны (Калининградской области). Пока этого не произошло, хотя сейчас этот вопрос вновь рассматривается. Успешнее развертывается создание еврорегиона “Балтика” с участием прибрежных территорий Польши, Швеции, Дании, Литвы и Латвии, а также Калининградской области (в том числе Балтийска и Калининграда).
Географическое положение Калининградской области таково, что в большинстве проектов, касающихся пространственного планирования региона Балтийского моря, она очевидным образом должна участвовать. Однако следует иметь в виду, что позиции соседних стран Прибалтики таковы, что они не всегда поддерживают участие области в подобных проектах (хотя в последнее время наметились позитивные сдвиги). И если не проявлять надлежащей активности, то, при всей целесообразности включения в них Калининграда, проект реализуется без него и соответственно без российской стороны вообще.
Проблема интеграции РФ с другими странами Балтийского региона имеет ряд сложных политических аспектов. Главный из них – вопрос о продвижении НАТО на восток. Вхождение в эту военно-политическую организацию Польши оценивается в Москве крайне негативно. Однако еще более жесткую реакцию вызывает обсуждение возможностей включения в состав НАТО Прибалтийских республик.
Наоборот, к возможному вхождению России в ЕС сейчас относятся скептически прежде всего на Западе. Если раньше (см., например: Zanker А.,1995) этот вопрос ставился в практическую плоскость, то в настоящее время об этом говорится в лучшем случае лишь как об очень отдаленной возможности. В. Черномырдин поднимал перед западноевропейскими партнерами вопрос о вхождении России в ЕС, но безуспешно. После этого в России данная проблема практически перестала дискутироваться. У.Кивикари (1995) считает, что именно Российская Федерация не заинтересована во вхождении в ЕС и в вопросах балтийской интеграции предпочла бы иметь дело не с Евросоюзом, а с конкретными странами. Но одновременно он считает, что и другие страны региона предпочли бы относительно самостоятельно решать свои региональные проблемы, то есть он является сторонником балтийской интеграции как относительно самостоятельного процесса в рамках общеевропейских партнерских отношений, отмечая, что балтийская политика ЕС должна определяться самими балтийскими государствами.
Применительно к Калининградской области позиция западных партнеров несколько иная, чем к РФ в целом. Не рассматривая крайнюю точку зрения об отрыве области от России как неконструктивную и не имеющую никаких перспектив, обратим внимание на идею ее ассоциации с ЕС при сохранении нынешнего статуса субъекта РФ. G.Gornig, в частности, предлагает как вариант экономическое вхождение области в ЕС на основе ассоциации, с заключением специального соглашения РФ с Евросоюзом, как первый этап постепенного вхождения в него России начиная с наиболее подготовленных к этому регионов. Вопрос об ассоциации, о кооперации с ЕС рассматривается позитивно региональными органами власти и декларирован уже и в администрации области, и в областной Думе.
Наличие основ для той или иной степени кооперации не вызывает сомнения – она уже осуществляется хотя бы в рамках внешнеторгового обмена, не говоря уже о других развивающихся формах сотрудничества – таких, как совместные научные, экологические, образовательные проекты. Способствует интеграционным процессам механизм ОЭЗ. Вопрос в том, насколько тесной будет эта кооперация в будущем, сможет ли область одновременно находиться и в российском, и в западноевропейском (ЕС) экономическом пространстве? Этот вопрос еще не проработан в научном плане, не говоря уже о расчетах экономической эффективности для России различных вариантов ассоциации области со странами Балтийского региона, ЕС и пр.
Одним из факторов экономической интеграции европейских стран является развивающееся сейчас приграничное сотрудничество, поощряемое как ЕС, так и Российской Федерацией и всеми другими странами региона. Делаются попытки перейти в рамках еврорегионов от двустороннего к многостороннему сотрудничеству. Зоны таких экономических контактов отражает рис. 16.
Российская Федерация в советский период тесно сотрудничала с прилегающими территориями на всех своих границах с прежними союзными республиками, поскольку они входили в состав единого с РФ государства. Сейчас связи разрушены и приходится говорить об их налаживании. Некоторый прогресс здесь есть только в отношениях с Литвой.
Приграничное сотрудничество на советско-финской (теперь российско-финской) границе, получившее определенное развитие уже в советское время прежде всего на Карельском перешейке, и сейчас успешно развивается.
Приграничные связи Калининградской области с соседними воеводствами Польши в советский период, несмотря на развивавшуюся экономическую интеграцию социалистических стран, не получили развития в силу внешней закрытости Калининградской области. В настоящее время они развиваются прежде всего в сфере торговли, хотя имеются и определенные производственные связи по переработке продукции сельского хозяйства.
Наиболее успешно осуществляется приграничное сотрудничество между странами, входящими в ЕС, в силу общего экономического пространства. Значительных успехов достигло также сотрудничество на границе Германии и Польши, интегрирующейся в ЕС. Установились обширные финско-эстонские экономические связи, выражающиеся в потоках туристов, товаров и капиталов (главным образом из Финляндии в Эстонию). Между Прибалтийскими государствами приграничное сотрудничество развивается медленно из-за близости хозяйственной структуры и общего все еще недостаточно благополучного состояния экономики.
Районы приграничного сотрудничества стран
Балтийского региона
Условные обозначения: 1 – сотрудничество в советский период;
2 – то же, но развивающееся и в настоящее время; 3 – еврорегионы
и районы приграничного сотрудничества, развивающиеся
в настоящее время; 4 – южнобалтийский треугольник роста
Для оценки будущего процессов экономической интеграции в Балтийском регионе представляют интерес стратегические научные разработки в этом направлении. Их идеологами выступают прежде всего представители научных кругов Северных стран, озабоченных периферийностью географического положения их государств в Евросоюзе и наличием в настоящее время иных полюсов роста европейской экономики. По мнению западных исследователей, прежняя ось развития, шедшая от юго-восточной Англии через страны Бенилюкса и приграничные территории Германии и Франции (“голубой банан”), в значительной мере уступила свою роль прибрежным территориям Западного Средиземноморья. В противовес этим осям развития (или в дополнение к ним) в качестве новой приоритетной зоны предлагается бассейн Балтийского моря. А в этом регионе – “южнобалтийский треугольник роста” (Kivikari U., 1998), включающий прибрежные территории южной части Балтийского моря (рис. 16).
Аналогичная идея лежит в основе начавшегося сотрудничества территорий, охваченных этим “треугольником роста” в рамках проекта еврорегиона “Балтика”.
Для Калининградской области эти идеи выглядят привлекательными, поскольку она входит территориально во все намечающиеся к реализации проекты. Требуется тщательная проработка возможностей их использования в интересах как области, так и, прежде всего, Российской Федерации в целом.