Федоров Г.М., Корнеевец В.С.
Федеративная Республика Германия – крупнейшая по численности населения (82 млн. человек) и экономическому потенциалу страна зарубежной Европы. Ее валовой внутренний продукт (по курсу валют) составляет 2,4 трлн. долларов и вдвое превосходит ВВП всех остальных стран Балтийского региона вместе взятых. По его объему ФРГ уступает в мире только США и Японии. А по размерам экспорта она лишь ненамного отстает от США.
После второй мировой войны страна оказалась разделенной на два государства. 23 мая 1949 г. на месте американской, британской и французской зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). Из советской зоны оккупации 7 октября образовалась Германская Демократическая Республика (ГДР). ГДР была присоединена к ФРГ 3 октября 1990 г. Сейчас на всей территории объединенной Германии действуют законы ФРГ, а политические структуры бывшей ГДР ликвидированы. Столицей ФРГ стал Берлин. Девятого ноября 1990 г. подписан Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ. Российская Федерация как правопреемник Советского Союза остается субъектом этого договора.
ФРГ входит в Европейский Союз с момента его образования в 1958 г. как Европейского экономического сообщества в составе шести стран (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) на основании заключенного между ними Римского договора 1957 г. В 1973 г. в него вошли Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. – Греция. Позднее членами ЕС стали Испания и Португалия (1986), Швеция, Финляндия и Австрия.
С 1955 г. ФРГ входит в НАТО, военно-политический союз, созданный в 1949 г. Из стран Балтийского региона в него входит также Дания. На территории ФРГ размещены крупные базы и военные соединения НАТО, в том числе войска США. Из общей численности вооруженных сил стран НАТО (около 5 млн. человек) на ФРГ приходится 360 тыс. (1994 г.).
В административно-территориальном отношении в Германии выделяется 16 земель, из которых 3 – города Берлин, Гамбург и Бремен.
Две расположенные на побережье Балтийского моря земли – Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания сопоставимы по размерам территории и населению, но качественно различаются по уровню экономического развития. Шлезвиг-Гольштейн относится к развитым землям западной Германии, Мекленбург-Передняя Померания – к землям, относившимся ранее к территории ГДР. Их валовой региональный продукт на душу населения различался в 1991 году более чем втрое (почти 35 тыс. и менее 11 тыс. марок), а общий объем ВРП Шлезвиг-Гольштейна был больше в 4,5 раза. К 1997 году вследствие больших инвестиций в экономику восточных земель соотношение несколько выровнялось. Валовой региональный продукт Шлезвиг-Гольштейна составил 112,5 млрд. марок, Мекленбурга-Передней Померании – 49 млрд. марок. Соответствующие показатели в расчете на душу населения составили 41 тыс. и 27 тыс. марок и стали различаться в 1,5 раза.
Историческое развитие двух нынешних земель Германии долгое время происходило практически независимо друг от друга, в составе разных государств. Более того, у Мекленбурга и Померании тоже неодинаковая история. В состав единого государства – Германской империи – все эти территории вошли только в 1871 году. К тому же в 1945-1990 гг. они вновь оказались сначала в различных зонах оккупации, а с 1949 г. – в разных государствах. Поэтому хозяйственные связи этих двух соседних земель крайне слабы, если не отсутствуют вовсе. Даже транспортные пути, соединяющие их, долгое время не функционировали, и до сих пор не вполне современны. С их реконструкцией появится больше возможностей кооперации и развития связей между двумя землями.
Две балтийские земли Германии невелики по размерам и имеют небольшую численность населения (табл. 11). На них в совокупности приходится 11% территории и всего 5% населения Германии. Они менее плотно заселены и менее урбанизированы, чем большинство немецких земель, их экономика носит более аграрный характер. Здесь, на морском побережье, размещаются известные рекреационные районы. Столица Шлезвиг-Гольштейна – Киль, Мекленбурга-Передней Померании – Шверин.
Киль является военно-морской базой Германии на Балтике. Здесь, в Кильской бухте, начинается канал “Северное – Балтийское море”, построенный в конце ХIХ века для военных целей. Численность населения Киля – 246 тыс. жителей. Население Любека составляет 215 тыс. человек.
Крупнейший город Мекленбурга-Передней Померании – Росток (250 тыс. жителей). Ее столица Шверин насчитывает 130 тыс. жителей.
Как видно из данных табл. 11, Шлезвиг-Гольштейн вдвое более плотно заселен и намного лучше развит в экономическом отношении. Это объясняется спецификой природных условий и географического положения.
Таблица 11
Общая характеристика Земель Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания
Показатели | Шлезвиг-Гольштейн | Мекленбург-Передняя Померания |
Территория, км2 | 15 770 | 23170 |
Население, тыс. чел., 1997 г. | 2742 | 1817 |
Плотность населения, чел. на км2 |
174 | 78 |
Валовой региональный продукт, млрд. марок: 1991 г. 1997 г. |
91 112 |
21 49 |
ВРП на душу населения, тыс. марок: 1991 г. 1997 г. |
35 41 |
11 27 |
Источники: Tatsachen über Deutschland. Frankfurt/Main: Societäts-Verlag, 1993. S-49-51, 72-73; Wirtschaftsgtsgeoraphie der Europäischen Gemeinschaft / Ludwig Schätzl (Hrsg). Paderborn, 1993. S.206; Mecklenburg-Vorpommĺrn. Hannover: Nord/LB, 1995. S.9; Statistisches Jahrbuch Mecklenburg-Vorpommern 1998. Statistisches Landesamt Mecklenburg-Vorpommern, Schwerin, 1998.
Долгое время прилегающие к Балтийскому морю земли Германии развивались прежде всего как аграрные районы, и эта специфика сельскохозяйственных территорий сохранилась и до настоящего времени. Мягкий морской климат, длительный вегетационный период способствуют хорошему росту кормовых и зернофуражных культур, которые являются основой для развития животноводства. Более мягкий климат и более плодородные почвы – на юге Ютландии. В Мекленбурге-Передней Померании больше озерных ландшафтов, лесных массивов на бедных гумусом почвах, мельчайших контуров сельхозугодий. Здесь всегда была ниже плотность сельскохозяйственного населения, а потому и меньше источников рабочей силы для городов.
Климатические особенности земель имеют некоторые отличия. В Шлезвиг-Гольштейне выпадает больше осадков: 650-800 мм в год против 500-650 мм в Мекленбурге-Передней Померании. Январские температуры здесь выше на 1-1,5° и составляют около нуля. Июльские же практически одинаковы – 16-17°.
Более значительная заселенность Шлезвиг-Гольштейна объясняется выгодным географическим положением на перекрестке сухопутного пути из Скандинавии в Центральную Европу и морского пути из Северного в Балтийское море, которые связывает Кильский канал.
Положение земли Мекленбург-Передняя Померания более периферийно. Это обусловило ее меньшую освоенность. Но в период существования ГДР и отсутствия других выходов к морю эта территория индустриализировалась в связи с развитием прежде всего в Ростоке, а также Штральзунде, Висмаре, Заснице портового хозяйства, судостроения, переработкой импортных грузов, рыболовства. Для усиления энергетической базы была построена Грейфсвальдская АЭС, в настоящее время остановленная. Сейчас предприятия этих отраслей находятся в глубоком кризисе из-за утери традиционных рынков сбыта, уменьшения потока грузов в южные районы восточной Германии и из этих районов, поскольку производство на землях бывшей ГДР сократилось повсеместно, а грузопотоки все больше принимают широтный характер.
Освоенность территории отражают данные табл. 12. Меньшая освоенность территории Мекленбурга-Передней Померании связана с высокой долей лесов (22%).
Таблица 12
Освоенность территории, 1989 г.
Доля в общей площади территории, % | ||||
Пашня | Луга | Леса | Прочие | |
Шлезвиг-Гольштейн | 40 | 32 | 1 | 27 |
Мекленбург-Передняя Померания | 52 | 15 | 22 | 11 |
Германия, всего | 36 | 16 | 29 | 19 |
Источник: Seydlitz Weltatlas, 1992. S.16.
По сравнению с 1989 г. (табл. 12) к настоящему времени фактическое использование земель значительно изменилось. В сельскохозяйственном обороте на западе, и особенно на востоке, в настоящее время значительно меньше земель, чем раньше. В 1997 году доля пашни в общей площади земель составляла в Мекленбурге-Передней Померании 46%, в Шлезвиг-Гольштейне – 37,5%, доля лугов – соответственно 12 и 29%. Тем не менее доля используемых в сельском хозяйстве земель и сейчас является очень высокой: 58% на востоке и 66,5% на западе.
Основу сельскохозяйственных предприятий на западе составляют характерные для “старых” земель ФРГ небольшие по площади угодий фермы. Свыше 100 га сельхозугодий имеют только 9% ферм. В Мекленбурге-Передней Померании за годы существования ГДР по примеру СССР были созданы крупные предприятия. Они стали акционерными обществами, но в основном сохранили сельхозугодья. Более 100 га угодий имеют 41% предприятий (самая высокая в ФРГ доля). Они производят основную часть товарной продукции отрасли.
Специализация сельского хозяйства – молочное животноводство и свиноводство. Земледелие представлено в первую очередь кормопроизводством. В Шлезвиг-Гольштейне это преимущественно выращивание кормовых культур, в том числе на маршах. Посевы зерновых преобладают в районах, прилегающих к Балтийскому морю. В Мекленбурге-Передней Померании, напротив, выращиваются в основном зерновые, а также корнеплоды и картофель.
Уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства на западе намного выше, чем на востоке. Площадь сельхозугодий и численность занятых в аграрном секторе на востоке в 1,3 раза больше, чем на западе. А стоимость производимой продукции в 1,7 раза меньше.
Неблагоприятная социальная обстановка сказывается на естественном движении населения Мекленбурга-Передней Померании. Здесь смертность почти вдвое выше рождаемости, в то время как в Шлезвиг-Гольштейне наблюдается хоть и небольшое, но превышение рождаемости над смертностью.
Обе земли характеризуются отрицательным сальдо миграции. На западе отток в первой половине 1990-х годов составляет несколько менее 1% населения в год, на востоке несколько более. За 1989-1994 годы население Мекленбурга-Передней Померании из-за миграции и естественной убыли сократилось на 140 тыс. человек, или на 7%. Отрицательное сальдо имели все округа, хотя отток населения из западной части, включая столицу земли Шверин, был меньше. В Шлезвиг-Голтштейне при общем для земли отрицательном сальдо миграции на севере с Фленсбургом и на востоке с Любеком наблюдался приток населения, а в центральных районах, включая столицу земли Киль, – отток населения. Уезжает преимущественно молодежь. Баланс лиц пенсионных возрастов, наоборот, положительный для обеих земель, отличающихся благоприятными для пенсионеров условиями природной среды, меньшей урбанизированностью территории.
Причины оттока молодежи заключаются в сокращении числа рабочих мест, вызванных как на востоке, так и на западе необходимостью реструктуризации экономики. В Мекленбурге-Передней Померании в 1989 г. насчитывалось 1168 тыс. занятых в народном хозяйстве, а в 1993 г. – только 733 тысячи. В Ростоке, Штральзунде, Висмаре и других индустриальных центрах на востоке свернуто промышленное производство из-за его неконкурентоспособности. Некоторое улучшение после массированных инвестиций из федеральных источников произошло во второй половине 1990-х годов. Численность занятых к 1997 г. возросла до 777 тыс. Тем не менее уровень безработицы все еще превышал 20%.
В Киле снижение занятости обусловлено конверсией военных предприятий и сокращением рабочих мест на военно-морской базе. Уровень безработицы в Шлезвиг-Гольштейне выше, чем в других западных землях (9%), и превышает 11%.
Структура занятости населения обеих земель носит третичный характер, то есть главную роль играет занятость в сфере услуг, где занято в разрезе округов 2/3 – 3/4 всех работающих. Только южная, прилегающая к Гамбургу часть Шлезвиг-Гольштейна характеризуется повышенной вторичной, то есть индустриальной, занятостью в промышленности и строительстве (до половины занятых), да на юге земли Мекленбург-Передняя Померания в первичном секторе (сельское и лесное хозяйство) занято 10-15% (против обычных менее 3%); здесь доля сферы услуг снижается до 1/2.
Южная часть Шлезвиг-Гольштейна развивается под определяющим влиянием Гамбурга, крупнейшего города северной Германии с населением 1,7 млн. человек, образующим отдельную землю ФРГ. Прилегающие к нему районы южного Шлезвиг-Гольштейна являются пригородной зоной этого крупнейшего индустриального центра, главного порта Германии. Плотность населения соседних округов составляет 250-500 человек на кв. километр, причем число жителей быстро возрастает. Несколько десятков тысяч жителей близлежащих городов и поселков работает в Гамбурге. В населенных пунктах, удаленных на расстояние до 20 км от центра города, трудовые маятниковые поездки совершает 40-70% всего экономически активного населения. В Гамбурге работает более 10 тыс. жителей Нордерштедта, по 5 тыс. человек из Хальстенбека, Веделя, Шенефельда. На удалении 20-40 км доля маятниковых мигрантов составляет 20-50%. Крупнейшие “спальни” Гамбурга – Аренсбург, Эльмсхорн, Гестхахт, 3-5 тыс. жителей которых ежедневно ездят на работу в центр агломерации. Между центрами Гамбурга и Любека менее 60 км по прямой, так что влияние первого из них сказывается и на втором. Международный аэропорт Гамбурга обслуживает весь Шлезвиг-Гольштейн; до Киля из аэропорта курсирует специальный автобус.
Города, расположенные на удалении до 100 км от Гамбурга, выше и ниже его по правому берегу Эльбы и в ее устье, на восточном побережье Гельголандской бухты, входят в единый с Гамбургом индустриальный узел. В Крюмеле, Брокдорфе и Брунсбюттеле построены атомные электростанции. Брунсбюттель – нефтяной порт в устье Эльбы, он расположен в начале Кильского канала. Здесь имеется небольшой нефтеперерабатывающий завод и электростанция на мазуте; более крупный НПЗ действует в расположенном немного севернее Хейде. Помимо импортной нефти здесь перерабатывается и нефть, добывающаяся в незначительных количествах в прилегающих районах, на востоке Шлезвиг-Гольштейна и в Кильской бухте.
В остальной части Шлезвиг-Гольштейна предприятия фирм, входящих в число 500 крупнейших немецких монополий, размещены в Киле и Любеке (машиностроение), Фленсбурге и Ноймюнстере (электротехника), Киле, Травемюнде и Рендсбурге (судостроение).
Объем производства электроэнергии в Шлезвиг-Гольштейне составляет 26 млрд. кВт·часов в год, в Мекленбурге-Передней Померании – 2 млрд. кВт·часов. Наряду с атомными и угольными электростанциями, производящими основной объем электроэнергии, используется энергия ветра. Ветроэнергетические установки располагаются и по Балтийскому побережью (в обеих землях), но наиболее мощные – на побережье Северного моря, обладающего наибольшими ресурсами энергии ветра. Всего в Шлезвиг-Гольштейне ветроустановками вырабатывается более 1 млрд. кВт·часов электроэнергии в год.
Что касается индустрии Мекленбурга-Передней Померании, то пока трудно говорить о ее перспективах. Бесспорно только развитие пищевой промышленности по переработке местного сельскохозяйственного сырья – молочной, мясной, а также по производству продуктов питания для местного населения. Многое зависит от того, насколько будут использованы возможности кооперации в Балтийском регионе, смогут ли быть восстановлены прежние развитые связи с Российской Федерацией, включая судоремонт и строительство судов по российским заказам. В принципе возможно формирование комплексов по переработке импортного сырья в портовых центрах.
Хорошие перспективы в обеих землях имеет дальнейшее развитие рекреационного хозяйства, туризма и отдыха, являющихся отраслями специализации народного хозяйства. На морском побережье и островах Северного и Балтийского морей созданы первоклассные туристические комплексы общегерманского значения. Ряд центров отдыха имеется и во внутренних районах – Мекленбургском озерном плато, Гольштинской Швейцарии.
Безусловный приоритет развития – транспорт. Киль, Любек-Травемюнде, Росток-Варнемюнде, Штральзунд-Засниц являются крупными портами, обеспечивающими паромное сообщение со странами Скандинавии, Санкт-Петербургом и портами Прибалтики. С развитием балтийской кооперации их значение будет возрастать, а вблизи портов могут формироваться комплексы по переработке поступающих грузов, а также различные экспортно ориентированные производства.
Для усиления связей между западными и восточными районами страны в Германии важнейшее значение придается авто- и железнодорожному строительству. Его объемы столь велики, что, например, славящиеся своей пунктуальностью немцы в последние годы иногда не могут обеспечить точное соблюдение графиков движения поездов. Упрочение дорожной сети между Шлезвиг-Гольштейном и Мекленбургом-Передней Померанией является важной составной частью реконструкции немецких дорог. Завершается реконструкция железнодорожной магистрали Берлин – Гамбург. Предусмотрено строительство нового автобана, начинающегося от нынешнего автобана Гамбург – Любек и ведущего на восток по северной части Мекленбурга-Передней Померании (через Висмар, к югу от Ростока) до автострады Берлин – Щецин. В международных проектах развития дорожной сети в Балтийском регионе этот автобан рассматривается как часть идущей вдоль всего южного и юго-восточного побережья Балтики дороги “Виа-Ганзеатика”.