САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
[pic]
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Выполнил: студент Платонов Константин Сергеевич,
II курс, 4 группа.
Санкт-Петербург
2003
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...стр. 3
1. Глава I:
1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4
2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8
1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10
1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13
2. Глава II:
1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15
2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15
2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17
Заключение………………………………………………………………………..стр. 20
Литература………………………………………………………………………...стр. 21
Введение.
Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как
субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных
тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.
Поскольку работа является информационно-аналитической, автор уклонился от
обширного прогнозирования ситуаций и перспектив и сделал основной упор на
сбор и анализ данных прошедших лет, чтобы иметь возможность получить
некоторые итоги, которые в дальнейшем можно было бы испльзовать для
составления прогнозов развития.
Основной целью работы является анализ статистических данных для получения кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во
внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.
Не менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в
проведении информационного анализа и написании аналитических работ
подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области.
При написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями,
связанными с недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его
международной деятельности, и отсутствие свежих статистических данных.
Кроме того, трудность для понимания места Санкт-Петербурга в мировой
экономике составило отсутствие иностранных источников. Однако, несмотря на
это, удалось собрать довольно обширный материал, привлекая различные, в том
числе нетрадиционные, источники. Так, к примеру, в работе использовался
Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный центром социально-
экономических исследований «Леонтьевский центр». Однако Стратегический план
является лишь декларацией намерений, а конкретного плана экономического
развития города до сих пор не существует. Так, по мнению Сергея Миронова,
заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга,
«Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса научно-
технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности, а
навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1] Один из авторов
Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его достоинство
отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные ценности»[2].
Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют
различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на
содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем
конкурентные возможности Петербурга.
Работа делится на две главы; в первой главе анализируются международные
экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава
является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными
государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В
заключении представлен общий итог работы.
Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы:
- сделать упор на анализ статистического материала, а не на составление выводов и прогнозов;
- придать работе аналитический, а не описатьельный характер.
Глава I.
1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.
Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно,
а кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков
выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для
инвесторов.[3]
Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется.
Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и
другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также
центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным
спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по
оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России).
Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург,
Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых
иностранных инвестиций в экономику России.[4]
Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия
между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой
прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и
рейтинговое агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению
инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении
инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические
характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,
потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный
потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из
которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина
инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от
них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются
экономический, финансовый, политический, социальный, экологический,
криминальный и законодательный виды риска.
Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих
позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он
занимает второе место по инфраструктурному и институциональному
потенциалу[5]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу
удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому
показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-
1999гг.[6]
Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные
части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к
инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и
имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.
Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг.
видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с
1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7].
Таблица 1: динамика иностранных инвестиций.
|Млн. долл. США |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Объем валютных |90 |36 |153 |139 |171 |309 |660 |
|инвестиций | | | | | | | |
|Объем рублевых | | |3 |31 |63 |101 |46 |
|инвестиций | | | | | | | |
|Общий объем |90 |36 |156 |170 |234 |410 |706 |
|иностранных инвестиций| | | | | | | |
Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.
Диаграмма 1.
[pic]
В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной
экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о
характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение
инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и
политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано
незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было
компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций
1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с
выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать,
что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации.
Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн.
долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных
инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в
1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год
соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64
млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция
проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных
инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема
рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а
общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.
Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были
не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и
достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг
величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных
инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по
сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить
успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в
1999г.:
- ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной резинки;
- окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по производству бритвенных принадлежностей;
- введение цеха детского питания заводом "Петмол";
- открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в
Ломоносове;
- введение в действие нового пивоваренного производства заводом
"Вена";
- организация производства пива заводом "Браво".
Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее
привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились
промышленность (68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно
пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также торговля и
общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме
2.
Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов (в сотых долях).
| |Валютные |Рублевые |
| |инвестиции |инвестиции |
|Всего |100,0 |100,0 |
|Промышленность |68,6 |34,0 |
|Транспорт и связь |17,0 |0,6 |
|Строительство |0,9 |7,4 |
|Торговля и общественное |10,7 |52,6 |
|питание | | |
|Другие отрасли |2,8 |5,4 |
Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.
Диаграмма 2.
[pic]
Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными
инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для
США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем
Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно
отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией
инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России
денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.
Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного
инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается
развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере
малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге
зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В
малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость).
Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все
инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный
директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что
“только революция может заставить нашу компанию уйти с российского
рынка”.[8]
Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта
реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина
первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты
строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для
автобусов и автомобилей.
Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он
уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и
вернуться будет гораздо труднее.
Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним
связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О
создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-
Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью
создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи,
конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-
Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного
климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития
деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний
день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного
правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития
инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с
инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения
инвестиционных средств и их результативной отдачи.
В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень
доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и
российской экономике в значительной степени определяется способностью
привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за
1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных
инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента
Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад
является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его
словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в
Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации
были выбраны банком в качестве опорных.[9] Таким образом, можно сказать,
что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане
получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных
финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г.
на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии -
300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что
существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее
иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как
доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%".[10] Сам факт размещения
еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном
рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у
частных зарубежных банков.
1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.
Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. С установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями страны в мировой экономике и ее региональным развитием.
Современный этап социально-экономического и общественно-политического
развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним
из его существенных проявлений является децентрализация власти и
последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на
самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве
самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и
будущее Российского государства.
Особое место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга
постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за
9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США[11] - занимает 3-е место среди всех
субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.
Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся
в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса
внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл
по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий
города. Согласно Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо
характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-
Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная
(челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем
распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и
неорганизованной торговли большая часть импорта.[12]
Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от последствий августовского кризиса 1998г.
В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:
- стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста экспорта;
- изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное сальдо на протяжении двух кварталов подряд;
- стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города начиная со 2-го квартала 1999 г.;
- стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.
Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем
тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще
некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в
России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом
роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции
малых и средних предприятий города.
Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления
экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта
оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения
импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни
населения.
1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга
С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом
его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по
сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54%
от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных
металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым
годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской
технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом
цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и
другие сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место
- 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что
связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном
заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю
стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу.
Следом за Китаем идут Бельгия, затем
США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из
нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте
составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается
товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время
наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры
Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга
остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта
объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и
Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском
продовольственном рынке.
Диаграмма 3.
Таблица 3: структура экспорта/импорта.
| |Всего |В том числе: |
| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |
| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |
|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |
|в том числе: | | | | | | |
|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |
|товары и сырье для их | | | | | | |
|производства | | | | | | |
|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |
|топливно-энергитическог| | | | | | |
|о комплекса | | | | | | |
|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |
|нефтехимического | | | | | | |
|комплекса | | | | | | |
|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |
|и изделия | | | | | | |
|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |
|нее | | | | | | |
|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |
|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |
|металлы | | | | | | |
|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |
|машиностроения | | | | | | |
|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |
Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
Диаграмма 4.
[pic]
Диаграмма 5
1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург
По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым
годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского
кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому
кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время
импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным
спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и
иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта
приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения
(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего
объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из
цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной
номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.
Диаграмма 6.
Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности
Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-
представительств города за рубежом:
- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более
10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и
Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в
Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;
- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько крупных российско- британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-
Петербурге;
- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;
- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда
"Ямато" в Токио.
Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
- В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и
Туркмению;
- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;
- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в
Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения.
Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных
выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на
выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала
21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ
(Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и
конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная
выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив
- Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что,
- во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;
- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.
Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.
Глава II.
2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
2.1.1.Сотрудничество с ЕС
В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными
странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом
причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше
сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной
изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное
взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации
России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с
экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых
торгового оборота страны”.[13]
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,
прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);
- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
- Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);
- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению
своих проектов с использованием механизмов международных европейских и
региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган
Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация
программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и
“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся
трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом
сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ
с использованием механизмов международных региональных организаций этого
региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных
инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие
программы международных европейских и балтийских региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими
аккредитацию в ЕС являются:
- Совет Государств Балтийского моря;
- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;
- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов
России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и
международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было
получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой
за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации
проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года
объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой
экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и
поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-
Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России.
Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64
проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место
среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны
Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее
время намечается активизация работы по проектам технического содействия по
линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.
Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии
Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить
значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,
возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.
Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой
страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,
оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,
снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по
интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-
Западном регионе России.
2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря.
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на
страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая
сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и
внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]
- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;
- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;
- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;
- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;
- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;
- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;
- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить наиболее значимые:
- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в
Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;
- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -
Европейские ворота России”;
- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;
- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -
2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с
Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии
развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с
Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского
моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета
государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа
Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :
- по содействию демократическим институтам и правам человека;
- по экономическому сотрудничеству;
- по ядерной безопасности;
- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,
Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,
Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря
(от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на
встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения,
учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры
иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г.
Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что
позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по
трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-
участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,
создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы
правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря,
подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского
моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической
и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали
вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также
приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить
"Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность
неправительственных организаций является важным дополнительным элементом
межправительственного сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в
плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на
рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС
- Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
- Развитие Северо-Западного речного порта;
- Кольцевая автомобильная магистраль.
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда
входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных
на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре
1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех
регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на
международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует
внедрению конкретных проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-
Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;
- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;
- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная
организация, основанная на конференции представителей городов стран
Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей
Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран
Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего
сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций
ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в
Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской
Федерации.
Заключение.
В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-
Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами
нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор
всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например,
географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь
европейское направление международных контактов, что связано с недостатком
литературы по международным контактам города, а также не были освещены
культурные и научные связи.
Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что
ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.
В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую
наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и
некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не
существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он
занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением
чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-
Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного
масштаба.
Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для автора являлось не менее важной целью.
Список использованных материалов.
Периодические издания:
1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:
Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В.
Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -
(Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.
В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.
3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.
4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001.
5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад
№20(27), 27 ноября 2000.
Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. - СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.
6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. – Комитет по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /
Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.
8. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально- экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.
9. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).
10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.
Интернет-источники:
1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: http://www.expert.ru.
2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга: http://www.spb.ru.
3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг: http://www.rbc.ru.
-----------------------
[1] - Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-
Запад №20(27), 27 ноября 2000г.
[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24),
9 ноября 2000г.
[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
[4] - Там же.
[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес http://www.expert.ru.
[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-
Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).
[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия
в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям
Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.
[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр
социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.
[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним
связям Администрации Санкт-Петербурга.
[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в
контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном
измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под
ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. -
256с. - (Studia politica; Вып.3).
[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век
/ Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.
[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-
Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». - Комитет
по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.
-----------------------
[pic]
[pic]