Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Кафедра международного туризма
Курсовая работа
по курсу «Экономическая и социальная география зарубежных стран»
на тему:
«Особенности социально-экономического развития стран Балтии»
Выполнила
Михалко Т.В.
Минск 2007
Содержание
Введение
Глава I. Географическое положение и государственное устройство стран региона.
1.1 Природные условия и ресурсы
1.2 Государственное и административно-территориальное устройство
Глава II. География населения и особенности его размещения.
2.1 Демографические особенности населения, качественный и количественный состав населения
2.2 Трудовые ресурсы, уровень занятости населения
2.3 Политика занятости
2.4 Национальный состав. Положение русскоязычного населения
2.5 Проблемы демографии
Глава III. Особенности развития хозяйственного комплекса региона.
3.1 Изменения в структуре хозяйства региона в постсоветский период
3.2 Топливно-энергетический комплекс
3.3 Химическая промышленность
3.4 Машиностроение
3.5 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
3.6 Лёгкая промышленность
3.7 Пищевая промышленность
3.8 Сельское хозяйство
3.9 Транспортная сеть
3.10 Сфера услуг
Глава IV.Внешнеэкономическая деятельность
4.1 Внешнеэкономические связи. Инвестиционная деятельность
4.2 Сотрудничество с Республикой Беларусь
4.3 Диспропорции в социально-экономическом развитии стран, входящих в регион.
4.4 Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
К государствам Балтии относятся Литва, Латвия, Эстония - три суверенных республики, образовавшихся в 1990г на месте бывших прибалтийских республик СССР. Это небольшие по площади и численности населения страны, которые сразу же после провозглашения независимости взяли курс на интеграцию в общеевропейское экономическое, политическое и культурное пространство и в настоящее время входят в состав ЕС и НАТО.
Особый интерес этой темы объясняется, прежде всего, общностью исторических корней Прибалтийских республик с Республикой Беларусь, а также территориальной близостью. Так же следует отметить и то, что политически и экономически активный регион Балтийского моря, в настоящее время привлекает внимание нерешенностью межнациональных проблем. Как известно, велика доля белорусов среди национальных меньшинств, особенно в Латвии. Многими националистическими политиками применяется термин «оккупация», когда идет речь о пребывании Латвии в составе СССР. Этот термин применяется фактически как инструмент политики, обосновывая, почему одни жители страны должны иметь политические права, а другие нет, а в радикальном варианте — так же почему неграждане обязаны покинуть территорию Латвии. Необычайно жесткие, законы о языке в странах Балтии. Чтобы защитить (в общем-то, и создать преимущества) этнических эстонцев, латышей и литовцев, в этих странах были приняты законодательные акты, максимально ограничивающие права и свободы жителей, не владеющих государственным языком, что не очень-то соответствует евроинтеграционными настроениями этих государств. А ведь в Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств заложены принципы защиты таких граждан.
Целью курсовой работы является изучение экономического и социального потенциала стран Балтии. Задачи курсовой работы: 1) дать оценку природно-ресурсного потенциала; 2) изучить характеристику хозяйственного комплекса и структуру внешнеэкономических связей, их географию; 3) проанализировать диспропорции в социально-экономическом развитии стран, входящих в регион.
Балтийское море – одно из самых больших внутренних морей Европы, фактически, Балтика – это огромная торговая магистраль, одна из наиболее грузонапряжённых в Европе. Порты этих стран традиционно используются Россией и Беларусью для осуществления своих внешнеторговых операций. Вентспилский порт, например, специализирован на экспорте нефтепродуктов и жидких химических веществ, которые транспортируются к нему по нефте- и продуктопроводам из Беларуси и России.
Проблемы, затрагивающие непосредственно Беларусь имеют место, так например, вопросы, связанные со строительством могильника для захоронения ядерных отходов после закрытия Игналинской АЭС (из-за несоответствия установленных на ней реакторов европейским стандартам в области безопасности атомной энергетики), именно на Игналинской АЭС вырабатывается более 80% электроэнергии Литвы, а закрытие её может превратить Литву из страны экспортёра энергии в страну импортёра.
Глава I. Географическое и геополитическое положение региона
1.1 Природные условия и ресурсы
Прибалтийские государства имеют ряд общих черт в географическом положении и природных условиях. Они расположены на юго-восточном побережье Балтийского моря, на прилегающем к нему окраинном участке Восточно-Европейской (Русской) равнины. С морем связаны и основные природные условия и ресурсы. Природные условия Прибалтийских государств, при общем сходстве имеют и некоторые различия. С учетом всего комплекса факторов наиболее благоприятны они в расположенной южнее Литве, наименее — в самой северной республике, Эстонии. Последнюю недаром называют самой морской из стран Балтии благодаря большому числу островов (более 4500).
Рельеф Прибалтики равнинный, преимущественно низменный. Поверхность сложена ледниковыми отложениями, образующими многочисленные месторождения строительных полезных ископаемых — глин, песков, песчано-гравийных смесей и др.
Климат Прибалтики — умеренный, переходный от морского к умеренно континентальному. Он во многом определяется западным переносом воздушных масс с Атлантического океана. Почвы преобладают малоплодородные дерново-подзолистые, а в Эстонии — дерново-карбонатные и болотно-подзолистые, они имеют недостаточно гумуса и требуют внесения большого количества удобрений, а вследствие частого переувлажнения — осушительных работ.
Растительность относится к зоне смешанных лесов с преобладанием сосны, ели, березы. Наибольшую лесистость (45%) имеют Латвия и Эстония, наименьшую (30%) — Литва, самая освоенная в сельскохозяйственном отношении. Территория Эстонии сильно заболочена — болота занимают 20% ее поверхности. [5; c.278]
На территории стран Балтии сформировалась достаточно густая речная сеть.
Гидроэнергетические ресурсы Литвы невелики, основная их часть сосредоточена на р.Нямунас (Неман). Крупнейшее озеро страны – Друкшяй. Латвия богата реками. Самые значительные – Даугава, Вента, Лиелупе. Даугава располагает гидроэнергетическими ресурсами, которые были использованы для строительства электростанций (Кегумской, Плявиньской, Рижской). Самая полноводная эстонская река- Нарва, на неё приходится более половины гидроэнергетических запасов. Озёра занимают 5% площади Эстонии, самое большое озеро - Чудское.
Природные условия и ресурсы государств Балтии невелики и не отличаются особым разнообразием. Регион не обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. С морем связаны основные природные ресурсы, прежде всего рыбные и рекреационные. Побережье региона является одним из наиболее известных янтароносных районов мира.
Природные ресурсы Эстонии более значительны, чем в других странах Прибалтики. Она располагает такими полезными ископаемыми, как сланцы, торф, фосфориты. Имеется сырьё для промышленности стройматериалов - пески, гравий, глины, известняки, доломиты. Есть месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Горючие сланцы - очень ценное полезное ископаемое, используемое в качестве топлива, для получения сланцевого газа, как сырьё в химической промышленности. Запасы сланцев на северо-востоке республики - одни из крупнейших в мире, составляют 15 млрд. т. [5; c.278]
В Литве полезные ископаемые представлены строительными материалами, имеются небольшие запасы нефти. Добывается торф, минеральные воды и лечебные грязи.
Недра Латвии бедны полезными ископаемыми. Имеются запасы торфа и различных видов строительных материалов. Для развития курортного хозяйства используются сапропелевые и торфяные лечебные грязи, сероводородные минеральные воды. Крупнейшие латвийские бальнеологические курорты - Кемери, Яункемери, Балдоне.
Особенности рельефа, климата, типа почвы, наличие густой сетки рек и озёр обусловили активное хозяйственное освоение территории. Основную часть земельного фонда составляют сельскохозяйственные угодья, в которых значительные площади отведены под культурные пастбища и сенокосы. В последние годы площадь
Сельскохозяйственных земель несколько сократилась в связи с проведением аграрной и земельной реформ. Государства Балтии обеспечивают потребности в древесине за счёт собственных ресурсов на 50-70%, несмотря на то, что леса занимают часть их территории. Это объясняется, прежде всего, скудностью почвы и частой переувлажнённостью, что не способствует высокому приросту древесины.
1.2 Государственное и административно-территориальное устройство
Все три государства - унитарные парламентские республики с демократиями европейского типа. Главы государств: президент Литвы– Валдас Адамкус (с 12 июля 2004 г); президент Латвии – Вайра Вике-Фрейберга ( с 8 июля 1999 г); президент Эстонии– Тоомас Хендрик Ильвес ( с 9 октября 2006 г). [21;22;23]
Таблица 1.
Государственное и административно-территориальное устройство стран Балтии
Страна | Государственное устройство | Административно-территориальное устройство | Ведущие политические партии |
Литва | Парламентская республика. Глава государства - президент. Законодательный орган- парламент (сейм). Высший исполнительный орган- правительство, возглавляемое премьер-министром. | В стране выделены 10 округов, 60 муниципалитетов | «Союз отечества», Христианско-демократическая, Демократическая партия труда (ДПТЛ), Социал-демократическая. |
Латвия | Парламентарная республика. Глава государства - президент. Законодательный орган- парламент (сейм). Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. | Страна разделена на 26 районов | Союз «Латвийский путь», движение «За национальную независимость Латвии», За права человека в единой Латвии (ПЧЕЛ), Латвийская социал-демократическая рабочая партия, Новая партия. |
Эстония | Парламентская республика. Глава государства - президент. Законодательный орган- парламент (рийгикогу). Высший исполнительный орган- правительство, возглавляемое премьер-министром. |
Состоит 15 уездов и 6 городов центрального подчинения |
Центристская партия, «Союз отечества», Партия реформ, Партия умеренных, Коалиционная партия, Крестьянская партия. |
Источник: Составлена автором по данным [3;с.468;с.501;с.538].
Балтийский регион не обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Промышленное значение имеют запасы горючих сланцев в Эстонии. Добывается сырьё для промышленности строительных материалов, а также торф. Благоприятны для сельского хозяйства агроклиматические ресурсы.
Специфика геополитического положения региона заключается в его расположении на стыке зон экономических и военно-политических интересов стран Запада (ЕС, НАТО) и России. Российские интересы в прибалтийском регионе связаны с проживанием здесь многочисленной русскоязычной диаспоры, а также с проблемой анклавного положения Калининградской области (через территорию государств Балтии проходят кратчайшие сухопутные пути из России в Калининградскую область). Вступление стран Балтии в Евросоюз делает их границы с Россией и Беларусью границами этих стран с Европейским союзом.
Глава II. География населения и особенности его размещения
2.1 Демографические особенности населения, качественный и количественный состав населения.
Современная демографическая ситуация в государствах Балтии характеризуется как неблагоприятная. К важнейшим её чертам относятся естественная убыль населения вследствие превышения смертности над рождаемостью, а также миграционный отток населения на протяжении постсоветского периода развития. В результате во все трёх государствах численность населения по сравнению с 1990 годом сократилась. Средняя плотность населения по европейским меркам невысокая: от 31 чел. На 1 км2 в Эстонии до 57 чел.- в Литве. [5;c. 279]
Характерно также неравномерное размещение населения: наиболее плотно заселены приморские районы и территории, прилегающие к столичным городам. Все три государства являются высоко урбанизированными. Удельный вес городского населения приближается к 70%. Крупнейшими по численности города - Рига (0,8 млн чел.), Вильнюс ( 0,6 млн), Таллин (0,4 млн). [5;c. 279]
2.2 Трудовые ресурсы, уровень занятости населения
Наиболее высокий удельный вес занятого населения в Литве- 46% общей численности населения, в Латвии и Эстонии- 43%, при том, что экономически активное население во все трёх республиках составляет около 50% общей численности населения. Последнее свидетельствует о сравнительно высоком уровне безработицы (в Латвии до 10% экономически активного населения). Более 50% занятого населения приходится на сферу услуг (в Латвии 59%). В промышленности и строительстве больше всего заняты в Эстонии-33%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве - в Литве(20%).[5;c. 279]
2.3 Политика занятости
Достаточно высокий уровень безработицы стал в странах Балтии наиболее болезненной социальной проблемой. В области занятости основное внимание направлено на увеличение занятости и снижение безработицы. Экономический рост вызвал положительные сдвиги в обеспечении занятости населения. Однако средний уровень безработицы молодёжи остаётся наиболее высоким среди всех возрастных групп. Это указывает на то, что на рынке труда самые уязвимые- молодые люди, особенно те, кто не имеет требуемой квалификации или опыта. Для улучшения ситуации на рынке труда проводятся различные целевые профессиональные и психологические консультации, успешно внедряются местные инициативные проекты, позволяющие объединить усилия экономических партнёров по увеличению занятости жителей самоуправлений и расширению местной социальной и экономической инфраструктуры. Проводятся и другие меры, например, в Литве начато внедрение программы биржи труда по увеличению занятости безработных старше 55 лет.
2.4 Национальный состав. Положение русскоязычного населения
В национальном составе населения всех трёх государств преобладают титульные этносы. Литва в этом отношении наиболее однородна: более 81% жителей составляют литовцы. Доля русских превышает здесь 8%, на белорусов приходится 1,5%. Что касается Латвии, то это самая многонациональная из Прибалтийских республик, русские составляют 33% населения Латвии, доля латышей составляет 55%.Политика по вытеснению русского населения из Эстонии, действительно привела к некоторому усилению национальной однородности населения, здесь эстонцы составляют более 60%. Социально-правовое положение русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является одной из острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений. Определённая часть этого населения в соответствии с законодательством Эстонии и Латвии лишена права на получение гражданства и не имеет возможности на полноценное участие в политической жизни. [5;c. 279]
2.5 Проблемы демографии
Среди наиболее острых демографических проблем Литвы, Латвии и Эстонии можно выделить: 1) проблемы национальных меньшинств, 2) процессы депопуляции, 3) эмиграционные процессы. Национальные меньшинства находясь внутри государства не интегрированы в его экономическую, политическую, и культурную жизнь, имеют ограничения для развития национальной и культурной самобытности потому являются психологически отчуждёнными. Именно поэтому в своё время страны Балтии понесли значительные потери в численности населения. Процессы депопуляции обусловлены снижением рождаемости стремительным увеличением числа жителей пенсионного возраста. Проводится политика по созданию крепкой семьи, являющейся основой сильной нации. Ухудшается демографическая сутуация, особенно тяжелое положение в сельской местности. Массовый характер принимает эмиграция за границу. На первый план выходит экономическая миграция в поисках более высокого заработка и уровня жизни. Среди причин эмиграции преобладают именно экономические аспекты, такие как, например, трудности при поиске работы, низкая заработная плата, плохие условия и т.д. Это так называемые "отталкивающие" факторы. С другой стороны, также можно выделить и "притягивающие" факторы. Среди них демографическая политика экономически более сильных государств с целью привлечения молодой рабочей силы, географическое положение, больший доход, лучшая среда обитания и инфраструктура. После вступления в ЕС политика таких стран как Ирландия или Великобритания послужила весомым "притягивающим" фактором. Отсюда и увеличившийся поток эмигрантов в эти государства, а не в более близкую Германию. Особую тревогу вызывает эмиграция наиболее жизнедеятельной и творческой части населения- молодёжи и интеллектуалов. Растёт эмиграция специалистов высокой квалификации. «Утечка мозгов» снижает научную и технологическую компетенцию страны, её интеллектуальный потенциал.[15;c.115-126]
Таблица 2. Численность и плотность населения, урбанизация, годовой прирост в странах Балтии.
Страна |
численность населения (чел.) |
плотность населения (чел./км2) |
Урбанизация (%) |
годовой прирост (%) |
||
городское население | сельское население | |||||
Литва | 3 592 561 | 55,1 | 72 | 28 | -0,23 | |
Латвия | 2 348 784 | 36,4 | 73 | 27 | -0,73 | |
Эстония | 1 408 556 | 31,1 | 73 | 27 | -0,49 |
Источник: Составлена автором по данным [18;19;20].
Таблица 3.
Возрастная структура, средний возраст и продолжительность жизни, этнический состав населения.
Страна |
Возрастная структура ( %) |
Средний возраст ( лет) |
Средняя продолжительность жизни (лет) |
Этнический состав населения (%) |
|||||
0-14 лет |
15-64 лет |
65 и более лет | муж. | жен. | муж. | жен. | всего | ||
Латвия |
14 |
69,9 |
16,4 |
36.3 | 42.4 |
66.08 |
76.85 |
71.33 |
латыши- 57,7 % русские- 29,6% белорусы- 4,1% украинцы- 2,7% поляки- 2,5% литовцы- 1,49% другие- 2% |
Литва |
15,5 |
69,1 |
15,5 |
35,7 |
40,8 |
69,2 |
79,49 |
74,2 |
литовцы- 83,4% поляки- 6,7% русские- 6,3% другие- 3,6% |
Эстония | 15,2 | 67,6 | 17,2 | 35,8 | 42,6 | 66,58 | 77,83 | 72,04 |
эстонцы- 67,9% русские- 25,6% украинцы- 2,1% белорусы- 1,3% финны- 0,9% другие- 2,2% |
Источник: Составлена автором по данным [18;19;20].
Современная демографическая ситуация в государствах Балтии характеризуется как неблагоприятная: отрицательный естественный прирост, а также миграционный отток населения. Все три государства являются высоко урбанизированными. Удельный вес городского населения приближается к 70%.В национальном составе населения всех трёх государств преобладают титульные этносы. Социально-правовое положение русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является одной из острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений.
Глава III. Особенности развития хозяйственного комплекса региона
3.1 Изменения в структуре хозяйства региона в постсоветский период
В составе бывшего СССР в хозяйственном отношении республики специализировались на производстве продукции перерабатывающих отраслей промышленности и интенсивном сельском хозяйстве. Среди отраслей промышленности наибольшим уровнем развития выделялись машиностроение (электротехника, приборостроение, производство транспортных средств), химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, лёгкая и пищевая отрасли. В сельском хозяйстве ведущие позиции занимали мясо-молочное животноводство и свиноводство.
После обретения независимости республики Балтии, с одной стороны, продолжали оставаться в сырьевой зависимости от России, а с другой, быстрыми темпами осуществили структурную перестройку экономики, провели рыночные экономические преобразования (в том числе аграрные реформы) и переориентировались на внешнюю торговлю со странами Западной Европы.
Специфика переходного периода для стран Балтии:
1) Латвия, например, сосредоточила усилия на развитии банковской системы, превратившись в «балтийскую Швейцарию». На сегодняшний день в республике работают 23 коммерческих банка, в Литве- 10, в Эстонии-5. [13;c.51-59]
2) В Эстонии основой экономики стало развитие сферы услуг. Среди прибалтийских республик Эстония лидировала по уровню иностранного капитала в народном хозяйстве. Сегодня практически все крупные предприятия здесь принадлежат иностранцам, особенно это касается банков-85%. Эстония - страна с самым низким уровнем налогообложения (по сравнению с Литвой и Латвией), поэтому она и привлекательна для инвесторов. [13;c.51-59]
3) В Литве ставку сделали на развитие сельского хозяйства и промышленности.
Основная часть банков и предприятий остались в собственности местных бизнесменов, так как Литва смогла избежать масштабной экспансии иностранного капитала. В республике основной акцент был сделан на развитие производства - лёгкой, электронной, химической, мебельной, пищевой промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день объём сельскохозяйственного производства в Литве занимает примерно 10% в структуре ВВП. [13;c.51-59]
3.2 Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс стран региона базируется на местном (горючие сланцы) и привозном (нефть, нефтепродукты, природный газ) сырье. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев (Эстонская и Прибалтийская ГРЭС). На основе переработки горючих сланцев налажено производство газа, они используются также как сырье для химической промышленности. Все это позволяет говорить о наличии в Эстонии сланцево-энергохимического комплекса. Частично в энергетическом хозяйстве страны используется природный газ, поставляемый из России. По производству электроэнергии надушу населения, Эстония находится на уровне экономически развитых государств Европы. Часть электроэнергии экспортируется в Латвию и Литву.
Энергетическое хозяйство Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В Мажейкяе (Литва) работает нефтеперерабатывающий завод, который использует российскую нефть (ответвление нефтепровода «Дружба»). Среди тепловых электростанций выделяется Литовская ГРЭС (около Вильнюса). Однако основная часть (более 80 %)электроэнергии в Литве вырабатывается на Игналинской АЭС. В Латвии большой удельный вес в производстве электроэнергии занимают гидроэлектростанции, построенные на Даугаве. В Литве действует Каунасская ГЭС на реке Нямунас. [3; с.281-282]
нефтекомплекс
Среди стран Балтии Литва выделяется развитым топливно - энергетическим комплексом. Он развивается здесь на базе нефти, поступающей из России по нефтепроводу Новополоцк - Мажейкяй. Литовский нефтекомплекс имеет развитую структуру, включает в себя нефтеперерабатывающий завод, нефтепровод, нефтетерминал в Бутинге. Литва- единственная из стран Балтии- имеет собственную нефтепереработку. В настоящее время Литва создала национальный нефтеконцерн «Мажейкяй Нафта». Почти весь нефтекомплекс страны отдан американской нефтяной компании «WILLIAMS international», которая получила 33% акций нового концерна. Этот нефтекомплекс даёт национальному бюджету почти 1,5 млрд долл. дохода в год. [3; c.552-553]
электроэнергетика
В Латвии большая часть вырабатываемой электроэнергии приходится на ТЭС, но также важным источником производства энергии остаются гидроресурсы. Множество электростанций было построено на р. Даугава ещё в советские времена. Самая крупная из них - Плявиньская ГЕС, мощностью 825 тыс. кВт. Небольшое количество энергии производится на малых ГЭС и установках с ветровыми двигателями. Тем не менее, электроэнергия, произведённая в самой стране, не обеспечивает полностью спроса, поэтому часть её Латвия закупает в Эстонии, Литве, России. [3; c.522]
В Литве ведущее место в структуре вырабатываемой электроэнергии занимает электроэнергия, получаемая на АЭС. Игналинская АЭС мощностью 6 млн кВт вырабатывает 85% всей электроэнергии в стране. Это самый высокий показатель в мире. Литва по требованию ЕС должна закрыть ИАЭС к 2010 году, но власти Литвы намерены сохранить её ещё на 15 лет. Это связано тем, что в ближайшие годы не будет альтернативного источника получения энергии. Кроме того, закрытие АЭС потребует больших затрат. Особенность энергетики Эстонии - огромная роль горючего сланца, на базе которого производится 99% электроэнергии. [3; c.484-485;556-557]
Химическая промышленность
Химическая промышленность достигла наибольшего развития в Литве. Здесь она базируется на привозном сырье (природный газ, апатиты), а также продуктах нефтепереработки. Основные направления развития литовской химической промышленности - производство минеральных удобрений для сельского хозяйства, химического волокна для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения. Центрами производства минеральных удобрений являются города Кедайаняй и Йонава. Здесь производят суперфосфат, аммофос, серную кислоту, фосфорную кислоту и др. На основе химической промышленности развивается фармацевтическая промышленность, которая специализируется на производстве различных средств для инъекций. В Эстонии на сланцевом сырье налажено производство азотных удобрений, красителей и другой химической продукции (Кохтла-Ярве).
. Машиностроение
Современное машиностроение претерпело наиболее значительные изменения по сравнению с советским периодом. Выпуск многих видов продукции был прекращен (например, автомобилей RAF в Риге), в других отраслях (вагоностроение, судостроение) значительно сократились масштабы производства. Развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала (радиотехника, изделия тонкой механики, приборы и др.), а также производство отдельных видов оборудования для промышленности и сельскохозяйственных машин. Потребности машиностроения в металле удовлетворяются за счет импорта из Украины и России, а также продукции передельного металлургического завода в Лиепае (Латвия)- 500 тыс. в год. Основные центры машиностроения - Рига, Каунас, Клайпеда.
Крупным литовским станкостроительным предприятием является завод «Жальгерис»; основные центры станкостроения - Вильнюс и Каунас (Литва). Среди крупнейших машиностроительных предприятий стран Балтии можно назвать заводы: «Экранас», выпускающий телевизоры и комплектующие узлы и детали для них, и «Снайге», известный производством холодильников.[5; c.282]
3.5 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность использует местную и привозную древесину и представлена в основном производством мебели и бумаги, а также разнообразных строительных изделий и конструкций из дерева. Центры производства: Юрмала (Латвия), Клайпеда (Литва), Тарту, Пярну (Эстония).
3.6 Лёгкая промышленность
Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию — текстильные, трикотажные, швейные изделия, обувь. Сильная зависимость от импортных поставок сырья (хлопок) и сокращение производства химических волокон обусловили резкое падение объемов производства продукции в отрасли. Крупные текстильные, трикотажные и швейные предприятия имеются во всех основных промышленных центрах — Риге, Елгаве, Лиепае (Латвия), Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе (Литва), Нарве, Таллинне (Эстония).
Латвийская лёгкая промышленность даёт около 14% стоимости промышленной продукции. Дешёвые трудовые ресурсы - основа конкурентоспособности латвийских товаров, что позволяет им легко проникать на европейский рынок. Около 50% продукции латвийской лёгкой промышленности идёт на экспорт, из них в страны ЕС -70%. В Литве производство по переработке льна организовано по полному циклу: подготовка сырья - прядение- ткачество - пошив готовых изделий. Работают пять предприятий, наиболее крупное из которых находится в г. Паневежис. Лён поступает из Украины, Бельгии, Германии, Дании. В перспективе предполагаются значительные поставки из Беларуси. До 90% произведённых льняных тканей и изделий из них экспортируется в страны Европы. Развита также трикотажная отрасль. [3; c.525;c.555]
3.7 Пищевая промышленность
Среди отраслей пищевой промышленности повсеместно развиты рыбная, мясная и молочная отрасли. Лов рыбы ведется в Балтийском море. Переработка производится на рыбоперерабатывающих и рыбоконсервных заводах в Риге, Лиепае, Вентспилсе (Латвия), Клайпеде (Литва), Таллинне и Пярну (Эстония). Из других отраслей представлены пивоварение, кондитерская, производство разнообразных напитков, мукомольно-крупяная и т. д. Пищевая промышленность обладает своеобразной проблематикой в каждой стране. В Латвии, например, главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Чтобы повысить конкурентоспособность пищевых продуктов, особенно молочных, на европейском рынке в стране реализуют программу модернизации предприятий отрасли. В Литве существует государственная система поддержки экспорта сельскохозяйственных продуктов. Это позволяет удерживать объёмы производства и сохранять занятость населения.
3.8 Сельское хозяйство
В результате проведения аграрной и земельной реформ в государствах Балтии сформировался фермерский тип сельского хозяйства с частным землевладением. При этом значительно сократились объемы производства основных видов продукции, обусловленные потерей традиционного рынка сбыта (Россия) и конкуренцией со стороны импортного продовольствия. В трех республиках ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство, которое специализируется на разведении крупного рогатого скота и свиноводстве (в том числе беконного направления). При этом поголовье свиней (около 2 млн) превышает поголовье крупного рогатого скота. По производительности коров (надой молока на одну корову) и производству молока на душу населения государства Балтии занимают лидирующие позиции в мире. Растениеводство играет подчиненную роль: специализируется на производстве кормов, зерновых и технических культур, а также овощей. Сельскохозяйственные угодья занимают от 35% (Эстония) до 55 % (Литва) территории, при этом около половины посевных площадей отводится под кормовые культуры. Основные площади в структуре посевов под зерновыми культурами занимают ячмень и пшеница. В Латвии и Литве широко распространены посевы льна-долгунца и сахарной свеклы. Повсеместно выращиваются картофель и овощные культуры. [5; c.283]
3.9 Транспортная сеть
Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике. Для внешней торговли наибольшее значение имеют железнодорожный и морской виды транспорта. Общая протяженность железных дорог превышает 5,5 тыс. км. Основные морские порты — Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония). Столицы государств связаны авиационным сообщением с аэропортами многих городов России, Европы и Америки. Так как транспортная система играет исключительную роль в экономике стран Балтии имеет смысл рассмотреть её применительно к каждой стране в отдельности.
Транспортный комплекс Литвы.
В Литве на транспортные услуги приходится около 7% ВВП страны, около 5% её населения работает на транспорте.[3; c.558]
морской транспорт
Самый крупный литовский стратегический и экономический порт- Клайпеда. Клайпедский порт - универсальный, через него проходят металл, мазут, удобрения, древесина, контейнерные и другие грузы. Порт имеет несколько специализированных терминалов, его грузооборот составил в 2000г. 19,4 млн т. [3; c.558]
железнодорожный транспорт
Протяжённость железных дорог 2000 км. Более половины от общего объёма грузооборота литовских железных дорог составляют транзитные перевозки. [3; c.559]
автомобильный транспорт
Главные автомобильные дороги страны формируют южную часть магистрали Via Baltika.Тринадцать крупных автодорог ведут из Литвы в Латвию, 16-в Беларусь, 4- в Польшу, 8- в Калининградскую область России. [3; c.559]
внутренние водные пути
Проходят по реке Нямунас, Вилия и Тракайским озёрам. Их используют для перевозок прежде всего строительных материалов.
воздушное сообщение
Организовано авиакомпанией «Литовские авиалинии». Имеются три международных аэропорта - в Вильнюсе, Каунасе, Паланге.
Транзитный комплекс Латвии.
Транспорт и коммуникации являются наиболее успешно развивающимся сектором национальной экономики Латвии. Развитие транзита, транзитных перевозок, портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста страны.
портовое хозяйство
Основу транзитного комплекса составляют огромное портовое хозяйство, включающее в себя три больших и девять маленьких портов, развитая транспортная инфраструктура с объектами трубопроводного и железнодорожного транспорта.
Латвийское пароходство (LASCO) не только самое крупное и современное в Балтии, но и одно из крупнейших в мире по перевозкам светлых нефтепродуктов.
Латвийский транзитный коридор - основная транспортная артерия в бассейне Балтийского моря для доставки российской нефти и нефтепродуктов к рынкам северо-западной Европы. Важнейшим портом этого коридора остаётся Венспилс, лидер по приёму и перевалке российской нефти (около 13% российского экспорта нефти). Пропускная способность порта по нефти -50-55 млн т в год. Кроме операций по перевозке нефти, Вентспилс осуществляет перевозки калийных удобрений. Создана компания «Калий Паркс», учредителями которой являются предприятия «Уралкалий», «Сильвинит», «Беларуськалий». Она самая крупная в Европе и одна из трёх крупнейших в мире по перевозкам удобрений. Вентспилс проводит также операции по перевалке и транспортировке чугуна и, чёрных металлов, хлопка, крупногабаритных грузов. [3; c.518]
железнодорожный транспорт
Протяжённость железной дороги -2,4 тыс. км. [3; c.519]
Латвийская железная дорога в настоящее время является акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит государству. Приоритетный вид деятельности - транзитные перевозки, на которые падает ѕ всего грузооборота. Большую часть в структуре грузооборота составляют нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, металлы и лес.
автомобильный транспорт
В значительной степени обслуживает транзитные перевозки. Существует проект Панъевропейского транспортного коридора.
Транспортный комплекс Эстонии.
Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15-25% ВВП Эстонии.
[3; c.487]
морской транспорт
Эстония обладает современными глубоководными портами с развитой инфраструктурой. Наиболее крупный эстонский порт ( мощность до 5 млн т) –Мууга. В настоящее время в грузообороте Таллиннского порта доминирует перегрузка жидких и генеральных грузов. Доля транзитных грузов - ѕ. Таллиннского порт считается единственным серьёзным конкурентом латвийских портов по перевалке нефти. Общий грузооборот Таллиннского порта в 2000 г. составил 29,4 млн т. [3; c.487]
железнодорожная сеть
протяжённость железных дорог Эстонии – 1000 км. Особенность эстонских железных дорог – большая протяжённость узкоколейных дорог, на которые приходится почти половина длины всей железнодорожной сети. По железным дорогам осуществляют более 90% транзитных перевозок через территорию Эстонии. Наибольшую часть железнодорожного транзита составляют нефтепродукты, зерно, металлы. [3; c.488]
автомобильный транспорт
Плотность сети автомобильных дорог Эстонии велика- 669 км на 1000 км кв. Она сопоставима с плотностью автомобильных дорог в странах Северной Европы и лишь немного отстаёт от показателей Западной Европы. Транзитный индекс, характеризующий качество оказываемых услуг (время, затраченное на перевалку и хранение груза, а также на прохождение необходимых таможенных процедур), ставит Эстонию в Балтийском регионе на второе место после Финляндии. Однако Эстония имеет некоторые преимущества перед Финляндией, связанные с более низкими расценками оказываемых услуг. Поэтому ежегодный прирост грузооборота эстонских портов составляет 13-15%. [3; c.489]
3.10 Сфера услуг
В структуре ВВП доля сферы услуг в странах Балтии превышает 60%, наибольший показатель в этом плане у Латвии-70%. По показателям занятости населения в сфере услуг лидируют Латвия (68%) и Эстония (69%) в Литве - 56%. Туризм и рекреация всегда были важной отраслью хозяйства для стран Балтии. В настоящее время для жителей стран СНГ получение виз стало проблематичным, что связано с переориентацией рынка туризма на местных жителей и туристов с Запада, что в итоге повлекло за собой огромные убытки. Много внимания в стране уделяют развитию инфраструктуры туризма, особенно транспортной. Развитие портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста для стран Балтии. В целом, на транспортные услуги приходится около 5-7% ВВП стран, около 5-8% населения работает на транспорте. [3; c.492; c.529]
Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения и создаёт около 70% ВВП. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой и играет важную роль в экономике.
Глава IV.Внешнеэкономическая деятельность
4.1 Внешнеэкономические связи. Инвестиционная деятельность
Внешнеэкономические связи Латвии.
Конец 1990-х гг. отмечен постоянным ростом объемов внешней торговли. Основной тенденцией стало увеличение разрыва между экспортом и импортом в сторону импорта. Главные группы партнеров Латвии во внешней торговле – это страны ЕС и СНГ. [17]
Несмотря на переориентацию страны на западноевропейский рынок Россия продолжает оставаться важнейшим внешнеторговым партнером Латвии. Она является основным поставщиком топлива (66%) и различного минерального сырья (60%). В настоящее время Россия к тому же занимает первое место по числу созданных в Латвии совместных предприятий (они связаны в основном с торгово-посредническими операциями). В структуре импорта Латвии, впрочем как и Литвы и Эстонии, преобладают: минеральное сырьё, продукция химической промышленности, машины и электрооборудование, продовольствие. В последние годы Латвия проводит активную политику по установлению торговых отношений с отдельными субъектами Российской Федерации. Заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве с Якутией, Марийской и Чувашской республиками, Омской областью. Латвия первой из стран Балтии вступила в 1998 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дает ей возможность пользоваться многими привилегиями в торговле со 132 странами. [17]
Структура экспорта Латвии (2006 г) Диаграмма 1.
Источник: составлена автором по данным [19].
Инвестиционная деятельность.
Реальная макроэкономическая ситуация в Латвии по основным показателям отстает от своих балтийских соседей, которые начали развиваться в равных стартовых условиях. В 2005г. в структуре инвестиционных вкладов доля финансовых услуг составила 21%, внутренней торговли – 19%, промышленности – 18%, связи – 14%, предпринимательских посреднических услуг – 12%, транспорта – 8%, других – 8%. Наибольший рост инвестиций наблюдался в частном секторе. По данным Банка Латвии, наибольший удельный вес в структуре накопленных ПИИ в экономику страны принадлежит США – 12%. Затем следуют Германия – 11%, Дания – 11%, Эстония – 10%, Швеция – 9%, Финляндия и Россия – по 6%, Великобритания – 5%, Норвегия – 4% и т.д. К числу крупнейших российских инвесторов в экономику Латвии можно отнести «Транснефть» – 61,8 млн. долл., «Газпром» – 19,3 млн. долл. и «Лукойл» – 15 млн. долл. инвестиций. В целях привлечения иностранных инвесторов в сентябре 2000г. был утверждён законопроект, согласно которому инвестор, вкладывающий в экономику Латвии более 10 млн. латов (16 млн. долл.) в течение 3 лет может рассчитывать на льготные условия налогообложения. Отечественный предприниматель слишком слаб, чтобы вложить минимум 16 млн. долл. в производство, а западный инвестор не торопится модернизировать старое, построенное в 70-80гг., производство, а предпочитает внедриться в банковскую и высокоэффективную телекоммуникационную сферы. В результате, отечественный промышленный потенциал Латвии исчезает, а возникающее производство уже принадлежит иноинвестору. [17]
Внешнеэкономические связи Литвы.
Финансовый кризис в России (1998 г.) отразился на структуре внешней торговли Литвы. Германия обогнала Россию по объему товарооборота с ней и стала ее ведущим торговым партнером (Россия занимает четвертое место). Наиболее важные торговые партнеры страны в настоящее время — Германия, Латвия, Белоруссия, Россия и Дания. [16]
Структура экспорта Литвы (2006 г)
Диаграмма 2.
Источник: Составлена автором на основе [19].
Инвестиционная деятельность.
Литва долгое время отставала от других стран Балтии по объему иностранных капиталовложений, однако с 1997 г. наметился их рост. Для финансирования инвестиционных проектов был основан Литовский банк развития (ЛБР), 36% акций которого принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а 64% — правительству Литвы. В стране созданы благоприятные условия для деятельности иностранных банков. Главным инвестором в настоящее время являются США, на долю которых приходится 26,6% всех иностранных капиталовложений. Затем идут Швеция (12,3%), Германия (11,4%), Великобритания (7,5%), Финляндия (6,1%). Россия, главный торговый партнер Литвы, входит лишь во вторую десятку иностранных инвесторов. Для привлечения иностранных инвесторов введены льготы, отменены налоги на земельные участки и недвижимость. Наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов такие сектора экономики страны, как текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. К сферам особенного стимулирования иностранных инвестиций можно отнести охрану окружающей среды, энергетику, туризм. Важным стимулом для развития экономики страны стал принятый в 1995 г. закон о свободных экономических зонах. [16]
Внешнеэкономические связи Эстонии.
Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15—25% ВВП Эстонии. С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры. Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации и развитию экономики Эстонии. [13; c.58]
Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были утверждены парламентом страны. Они предусматривают: 1)создание благоприятной среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних соглашений; 2)закрепление позиций Эстонии в международной торговле.
Структура экспорта Эстонии (2006 г)
Диаграмма 4.
Источник: Составлена автором на основе [14].
В Эстонии проводится политика диверсификации каналов экспорта, который направляется более чем в 140 стран. Главные страны-импортеры — Финляндия (22,6%), Россия (11,1%), ФРГ (10,8%), Швеция (9,0%). Обозначилась тенденция роста товарооборота со Швецией и сокращения доли в нем России и Финляндии.
В настоящее время на долю России приходится 13— 15% эстонского экспорта и 10—12% импорта. По объемам торгового оборота с Эстонией Россия занимает в регионе третье место после Швеции и Финляндии. Падение объясняется стремлением Эстонии переориентировать торгово-экономические отношения с России на Запад, диверсифицировать структуру экспорта. Около 44% российского экспорта в Эстонию приходится на топливо: Россия сохраняет монополию на поставки газа. В российском импорте из Эстонии преобладают транспортные средства, компьютерная техника, продовольственные товары. Происходит нарастание контактов Эстонии с отдельными регионами России — Санкт-Петербургом, Ленинградской и Псковской областями (как между государственными структурами, так и между частными и общественными организациями). Особое место в экономической политике Эстонии отводится субъектам Федерации, входящим в Ассоциацию экономического сотрудничества Большого Урала. Прослеживается четкая тенденция расширения торговых связей со странами ЕС. [3; c.491]
Инвестиционная деятельность.
По степени приватизации и либерализации экономики Эстония может рассматриваться как одна из наиболее успешных среди стран Центральной и Восточной Европы. Особенностью экономического развития Эстонии является большой объем получаемых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения она получает больше инвестиций, чем Латвия, Литва и Россия, вместе взятые, и в среднем в пять раз больше, чем страны СНГ. Более половины всех инвестиций в Эстонии было направлено в пищевую, текстильную и электронную промышленность, а также в транспорт и связь. Основными инвесторами выступают шведские и финские компании. Россия занимает третье место. В числе крупнейших российских предприятий, вложивших капиталы в экономику Эстонии, можно назвать Лентрансгаз, Газпром, Самарский авиационный завод. По западной классификации, Эстония занимает 18 место в мире по степени экономической свободы, а по степени инвестиционной привлекательности в Центрально-Восточной Европе занимает второе место после Венгрии. Эстония имеет наиболее ощутимые успехи в развитии экономики по сравнению с другими странами Балтии и государствами СНГ, она раньше других стран вышла из экономического кризиса. МВФ в качестве условия предоставления кредитов выдвинул требование, чтобы бюджетный дефицит в стране не превышал 4%. Уже с 1995 г. показатель бюджетного дефицита в Эстонии ниже этой величины. [3; c.488-489]
4.2 Сотрудничество с Республикой Беларусь
Занимая важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с соседними государствами.
В целом заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:
географический фактор определяет близость стран Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнеров;
политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене;
экономический фактор связан с тем, что Беларусь и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;
национально-культурный фактор определяется историческим прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств, проживающих на территории балтийских республик;
экологический фактор обусловлен тем, что Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам рек Неман, Вилия, Западная Двина.
С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается уменьшение контактов в политической сфере, что выражается, прежде всего, в снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством. Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской республики с этими организациями. Не способствуют развитию белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде белорусских политологов высказываются опасения, что в результате вступления стран Балтии в ЕС их рынок стал практически закрыт для Беларуси, что может негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах.
Торгово-экономические связи Беларуси с Латвией, Литвой и Эстонией находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем не менее, Республика Беларусь заинтересована не только в развитии торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней основе.
Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.
Внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены на: 1)полную интеграцию в европейские и североатлантические политические, экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО; 2)обеспечение и развитие конструктивных отношений с соседними странами; 3)позитивное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами; 4)развитие регионального сотрудничества. Членство в западноевропейских структурах рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от России, минимизировать ее влияние в регионе.
Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтийских государств. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько отличается.
Политика Латвии заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.
Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального Минска.
Между Беларусью и Эстонией наблюдается отсутствие политических контактов, встреч на высшем отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.
Таким образом, проведение демократических преобразований в Беларуси, на котором настаивают Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, способствовало бы расширению политического сотрудничества между странами Балтии и Республикой Беларусь. В балтийских государствах прочно утвердилась идея прагматического подхода к двусторонним отношениям со странами СНГ, прежде всего с Россией и Беларусью. Именно торгово-экономические связи являются надежной основой для развития добрососедских отношений. Транзит является одним из приоритетных направлений экономик стран Балтии. Для Латвии и Литвы, владеющих такими крупными портами на Балтике, как Вентспилский и Клайпедский, Беларусь является важным партнером в области транзита. В свою очередь, через территорию Беларуси проходят транзитные грузы стран Балтии в СНГ и страны Азии.
Можно констатировать, что отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. В условиях некоторой изолированности и ограниченности политических контактов Беларуси с государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с соседними, помимо России, государствами представляется необходимым для белорусского государства. Активизация "балтийского" вектора внешней политики Беларуси представляется важной по следующим причинам:
возможность расширения рынков сбыта белорусской продукции;
уменьшение чрезмерной зависимости Беларуси от влияния России;
создание климата сотрудничества и доверия в субрегионе и на региональном уровне, укрепление европейской безопасности в целом
активизация балтийского вектора белорусской внешней политики способствовало бы нормализации отношений с Западноевропейскими государствами и США. [8; c.55-60]
4.3 Диспропорции в социально-экономическом развитии стран, входящих в регион
Внутренние различия Латвии
1) Центральная Латвия (Земгале). Экономическое значение Центральной Латвии определяется прежде всего расположением в ней столицы страны-Риги. На долю которой в настоящее время приходится почти половина промышленного производства Латвии. Основными отраслями промышленности стали машиностроение, текстильная и пищевая. Особое место в Центральном районе занимает город-курорт Юрмала.
2) Курземе. Спецификой Курземе является то, что на его территории находятся два морских незамерзающих порта — Вентспилс и Лиепая.
3) Видземе выделяется как основной сельскохозяйственный район страны. Природные условия здесь наиболее благоприятны для развития молочного животноводства. Промышленность связана с переработкой сельскохозяйственного сырья.
4) Латгалия (Латгале). Главный город Латгалии, второй по численности населения в стране — Даугавпилс. Основные промышленные предприятия Даугавпилса специализируются на производстве электроинструментов, ремонте тепловозов и вагонов, выпуске искусственного и льняного волокна.
Внутренние различия Литвы
1) Восточный район. Промышленному развитию района благоприятствовали нахождение в нем столицы страны г. Вильнюс, а также хорошо развитая транспортная сеть, обеспеченность сельскохозяйственными, лесными ресурсами, минерально-строительными материалами. В сельском хозяйстве района отраслями специализации являются производство зерновых и зернобобовых культур, а также картофеля. Вильнюс - крупнейший промышленный центр страны. Ведущие отрасли промышленности — приборостроение, станкостроение, производство электротехнических изделий.
2) Южный район. Южная Литва всегда занимает важное место в хозяйстве страны, давая почти треть производимой в ней промышленной продукции. Главные отрасли ее промышленности — машиностроение, химическая, легкая, пищевая.
3) Северная Литва — основной сельскохозяйственный район страны. В структуре посевов здесь преобладают зерновые, особенно озимая пшеница. Из технических культур наиболее важны сахарная свекла и лен.
4) Западный район. Хозяйственный и культурный центр Западной Литвы — г. Клайпеда. В Клайпеде была создана первая в стране свободная экономическая зона. Базой для СЭЗ послужил экспортный порт с нефтяным терминалом.
Внутренние различия Эстонии
1) Северо-Западный район, включающий в себя Таллин и прилегающие к нему территории, занимает самое главное место в хозяйстве страны. Таллин — столица, крупнейший промышленный центр и морской порт Эстонии.
2) Северо-Восточный район — это, прежде всего, эстонский сланцевый бассейн. Район располагает большей частью стратегически важной для Эстонии промышленности.
3) Юго-Восточный район Эстонии разнообразен в природном отношении. Северо-восточная часть района выделяется хорошо развитым сельским хозяйством.
4) Юго-Западный район обладает значительными (в масштабах Эстонии) природными ресурсами — торфом, строительным лесом, рыбой. Самый крупный город района — Пярну (крупный курортный центр).
5) Западный район. Основное богатство района — рыба. Ее переработка — важнейшая отрасль здешней промышленности.
4.5 Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона
Одним из результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв достигает 12—14 раз. Даже по официальным оценкам, на грани нищеты находится 18% населения. Риск бедности в Латвии заметно выше, чем в среднем в Европейском Союзе, об этом свидетельствуют данные проведенного в 2005 году исследования: 19% домохозяйств в Латвии находятся на грани нищеты, то есть каждая пятая семья в Латвии за чертой бедности. По исследованиям Всемирного банка, в настоящее время за чертой бедности проживает 9% населения Эстонии. [24]
Всемирный банк сравнил уровень жизни в сегодняшней Латвийской Республике и в Латвийской Советской Социалистической Республике первой половины 1980-х. Выяснилось, что за последние 25 лет по объему экономики Латвия на фоне 130 стран мира опустилась на 9 позиций. В 1980—1984 годах среди 130 стран мира ЛССР по объему экономики занимала 75-е место, а к 2001—2005 годам скатилась на 8 позиций вниз — до 83-го места. При этом соседние Литва и Эстония за четверть века практически не утратили позиций в мировой экономической табели о рангах. Таким образом, данные, приведенные Всемирным банком по Эстонии и особенно Литве, ясно демонстрируют, что в соседних странах трансформация от советской к рыночной экономике прошла значительно успешнее, нежели в Латвии. В настоящее время латвийская экономика развивается достаточно бурно в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Наибольшее влияние на рост оказали торговля и коммерческие услуги. Торговля, на которую приходится 20,9% в структуре ВВП Латвии, за год выросла на 17,4%, коммерческие услуги — на 17,6%, транспорт и связь — на 9,3%, обрабатывающая промышленность — на 6,2%, строительство — на 13,6%. [24]
Согласно уровню Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия занимает последнее место среди 25 стран ЕС. Она является 113-й среди из 118 регионов Евросоюза. Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков, Латвия выглядит государством с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна, в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), и даже уступает соседним Эстонии (109-е) и Литве (110-е). Экономические преобразования, проводимые в Прибалтийских государствах, вызвали существенные изменения социально-экономического положения ее населения, прежде всего рост безработицы. На 1 января 2000 г. уровень занятости в Эстонии составил 55,1%, уровень безработицы 13,7%. В Литве безработица достигла 11,3%, в Латвии-8,5%. [24]
В настоящее время остро встала проблема пополнения кадров с высшим образованием и реформирования науки. Процесс сокращения численности ученых, проходящий в странах Балтии в последние 10 лет, в меньшей степени затронул Литву, где она уменьшилась на 30% (в Латвии — на 70, в Эстонии — на 50%). В эстонском правительстве есть точка зрения о том, что маленькая страна не должна иметь свою Академию наук, вкладывать средства в организацию научных исследований. Для более активного привлечения молодежи в науку все наиболее крупные академические институты переданы соответствующим высшим учебным заведениям. Так, Таллинский технический университет присоединил три академических института. Научные исследования на 70% финансирует государство, остальные средства поступают из коммерческих структур, международных грантов, различных фондов. Проблема школьного образования связана с принятием закона об основной школе и гимназии и о переходе с 2007 г. на эстонский язык обучения. Британская исследовательская организация Robert Huggins Associates сообщает, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам финансирования высшего и профессионального образования. Одновременно с самым низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в Robert Huggins Associates замечают: сочетание данных факторов говорит о том, что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским стандартам. [24]
Можно отметить наличие структурной безработицы, выражающейся в нехватке высококвалифицированной рабочей силы. Все годы после провозглашения независимости в странах последовательно проводится курс на ассимиляцию русскоязычного населения, идет процесс вытеснения русского языка как языка межнационального общения и ликвидации образования на русском языке. Что в конце концов вызвало отток квалифицированной рабочей силы, ощутимее всего этот процесс затронул Эстонию. Повышенное внимание общественности и политиков к трудовым ресурсам понятно. Экономика Эстонии на подъеме, при этом, после вступления в ЕС и открытия границ в стране произошел большой отток квалифицированных специалистов в "старые" страны Евросоюза. И официальная безработица снизилась до уровня примерно 1,7%, что на деле позволяет говорить об ее отсутствии. Ко всему этому необходимо добавить программу России по поддержке добровольного переселения соотечественников. И как бы эстонские политики не говорили о том, что данная программа не окажет никакого влияния на Эстонию, страх все-таки присутствует. При этом все государственные и частные лица, ратующие за приток трудовых ресурсов в страну, забывают или не хотят публично вспоминать проблеме эстонского языка.
После обретения независимости существенно изменились характер и направления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное место во внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (банковских, транспортных, рекреационных и др.) Важными внешнеторговыми партнерами государств Балтии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Значительно возрастает роль государств Северной и Западной Европы. Значительных масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Экономические преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост безработицы, проблема бедности, межэтнические проблемы, нехватка квалифицированных специалистов.
Заключение
Балтийский регион не обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Промышленное значение имеют запасы горючих сланцев в Эстонии. Добывается сырьё для промышленности строительных материалов, а также торф. Специфика геополитического положения региона заключается в его расположении на стыке зон экономических и военно-политических интересов стран Запада (ЕС, НАТО) и России. Современная демографическая ситуация в государствах Балтии характеризуется как неблагоприятная: отрицательный естественный прирост, а также миграционный отток населения. Все три государства являются высоко урбанизированными. Удельный вес городского населения приближается к 70%. В национальном составе населения всех трёх государств преобладают титульные этносы. Социально-правовое положение русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является одной из острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений. Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике.
После обретения независимости существенно изменились характер и направления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное место во внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (банковских, транспортных, рекреационных и др.). Важными внешнеторговыми партнерами государств Балтии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Значительно возрастает роль государств Северной и Западной Европы. Значительных масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Однако экономические преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост безработицы, бедность, межэтнические противоречия, нехватка квалифицированных специалистов.
В настоящее время Прибалтийские государства отличают политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса, дешевизна рабочей силы и близость к емким рынкам сбыта богатых стран.
Список использованных источников
1) Бунакова Т.М. Экономическая география СНГ и стран Балтии / Т.М. Бунакова, И.А. Родионова. М., 1996.
2) Голубчик, М.М. Экономическая и социальная география: учебник / М.М. Голубчик. М., 2005.
3) Ратанова М. П. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / под ред. М.П. Ратановой. – М., 2004.
4) Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. М., 2002.
5) Стреха Н.А. География для поступающих в вузы: страны мира/ Н.Л. Стреха- 2-е изд.- Мн.: Аверсэв, 2005.
6) Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах» 2006г Минстат РБ. Минск, 2006
7) Лицкевич О.С. «Балтийская динамика»/ О.С. Лицкевич // Белорусский экономический журнал 2000, № 3,с.144-147.
8) Халиманович Н. «Общая характеристика двусторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002)» /Н. Халиманович // Международные отношения. 2002,№2 c.55-60
10) Зайцев Б. «Исследование на тему последствий расширения ЕС в Балтийском регионе»/ Б.Зайцев // Компас.2004,№12 c. 52-55.
11) Карнитис Э. «Стратегия развития народного хозяйства Латвии» / Э. Карнитис // Белорусский экономический журнал 2001,№ 4. c. 13–19.
12) Симиндей В. «Латвийский узел» Балтийского транзита» / В. Симиндей // Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 4. С. 107–112.
13) Георгинова Е. «Балтийский цугцванг»/ Е. Георгинова// Евразия 2005, №6 с.51-59
14) Коседовский В. «Между западом и Россией: проблемы трансформации и развития государств центральной пограничной зоны» / В. Коседовский// Белорусский экономический журнал 2004, №4 с. 14-24.
15) Жигарас Ф., Маловикас А. «Социальные проблемы и пути их решения в Литовской Республике» / Ф.Жигарас, А. Маловикас // Белорусский экономический журнал 2005, №3 с. 115-126.
16) http://www.polpred.com/ litva
17) http://www.polpred.com/ latvia
18) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/en.html
19) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/lg.html
20) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/lh.html
21) http://www.wgeo.ru/europe/est.shtml
22) http://www.wgeo.ru/europe/lva.shtml
23) http://www.wgeo.ru/europe/lia.shtml
24) http://www.ruskijdombaltii.lv/index.php?name=topics&gid=26
25) http://www.em.gov.lv/em/2nd/?lng=en&cat=51
26) http://www.latvija.lv/RU/WebLinks/Economics
27) http://www.latvija.lv/RU/WebLinks/Economics/tirdznieciba