1 Средний цикловой пробег:
,
- нормативный
пробег до
капитального
ремонта, км;
- пробег автомобилей
до второго и
последующих
капитальных
ремонтов, км;
n - количество капитальных ремонтов за амортизационный срок службы.
Из таблицы 1 (категория условий эксплуатации) для больших городов (более 100 тыс.жителей) принимаем 3 категорию эксплуатации.
Межремонтный
пробег для
автомобилей,
прошедших
капитальный
ремонт
,
принимаем не
менее 80% от нормы
пробега для
новых автомобилей:
Из таблицы 2 (Периодичность технического обслуживания подвижного состава) для грузовых автомобилей берем ТО-1 = 3000 км; ТО-2 = 12000 км.
Таблица 3
Коэффициент
корректирования
нормативов
в зависимости
от условий
эксплуатации
-
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |||
Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до КР | Расход для запасных частей | |
0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
Таблица 4
Нормы пробега подвижного состава до капитального ремонта, тыс.км
Тип автомобиля | Марка | Норма пробега автомобиля | Норма пробега двигателя |
Грузовик: От 5,0 до 8,0 т |
ЗИЛ - 130 | 300 | 250 |
Грузовик: От 3,0 до 5,0 т |
ГАЗ - 53 | 250 | 200 |
Таблица 5
Корректирование пробегов ЗИЛ - 130
Пробег до | Единица измерения | Показатели | ||
нормативные | Скорректированные по кратности | Принятые для расчета | ||
ТО-1 | км |
3000 |
160*15 = 2400 | 2400 |
ТО-2 | км |
12000 12000*0,8=9600 |
2400*4=9600 | 9600 |
КР | тыс.км |
|
9,6*24 = 230,4 | 230,4 |
Корректирование пробегов ГАЗ - 53
Пробег до | Единица измерения | Показатели | ||
нормативные | Скорректированные по кратности | Принятые для расчета | ||
ТО-1 | км |
3000 |
160*15 = 2400 | 2400 |
ТО-2 | км |
12000 12000*0,8=9600 |
2400*4=9600 | 9600 |
КР | тыс.км |
|
9,6*20 = 192 | 192 |
Таблица 6
Коэффициент
корректирования
нормативов
в зависимости
от модификации
подвижного
состава -
Модификация подвижного состава и организация его работы | Нормативы | ||
Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Базовый автомобиль. | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Таблица 7
Коэффициент
корректирования
нормативов
в зависимости
от природно-климатических
условий
Характеристика района | Нормативы |
Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Коэффициент Умеренный
климат |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Коэффициент Нет агрессивной
среды |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
1.2 Расчет производственной программы по ТО и КР
Расчет коэффициента технической готовности:
,
В – простой автомобиля в ТО и ремонте, приходящийся на 1км пробега, дни простоя/км;
,
-
количество
рабочих дней
в году работы
предприятия,
=
250 дня;
-
простой автомобиля
в капитальном
ремонте,
=
24 дня;
-
простой автомобиля
в ТО и ремонте,
приходящихся
на 1км пробега,
=
0,45 дня на 1000км;
Для ЗИЛ - 130
;
;
Для ГАЗ - 53
;
;
Расчет годовой производственной программы:
Зная
,
рассчитывают
годовой пробег
автомобиля:
Для ЗИЛ - 130
км;
Для ГАЗ - 53
км.
Далее определяются производственные программы по КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на ЗИЛ - 130 за год:
;
а – размер годовых амортизационных отчислений, а = 12,9% - для грузовых автомобилей
;
;
Производственные программы по КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на ГАЗ - 53 за год:
;
а – размер годовых амортизационных отчислений, а = 12,9% - для грузовых автомобилей
;
;
;
Суточную
программу парка
автомобилей
по техническому
обслуживанию
каждого вида
,
,
можно определить
из выражения
- годовое
количество
технических
обслуживаний
по каждому виду
в отдельности;
;
;
;
Расчет годовых объемов работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и самообслуживанию (чел.-ч)
Выявление нормативных трудностей
Таблица 9
Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава
Подвижной состав и его основной параметр | Марка модели подвижного состава | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Текущий ремонт чел.-ч/1000 км |
Чел.-ч на одно обслуживание | |||||
Грузовой автомобиль общетранспортного назначения грузоподъемностью : от 3,0 до 5,0 т. |
ГАЗ-53 | 0,57 | 2,6 | 10,3 | 3,9 |
от 5,0 до 8,0 т. | ЗИЛ-130 | 0,45 | 2,5 | 10,6 | 4,0 |
Таблица 10
Коэффициент
корректирования
нормативов
удельной трудоемкости
текущего ремонта
-
и продолжительности
простоя в техническом
обслуживании
и ремонте -
в зависимости
от пробега с
начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР |
|
|
|
0,50 – 0,75 | 20% | 1,0 | 1,0 |
1 – 1,25 | 60% | 1,3 | 1,3 |
1,25 – 1,50 | 20% | 1,4 | 1,3 |
;
;
Таблица 11
Коэффициент
корректирования
нормативов
трудоемкости
технического
обслуживания
и технического
обслуживания
и текущего
ремонта в зависимости
от списочного
состава и количества
технологически
совместимых
групп подвижного
состава -
Количество автомобилей на предприятии | Количество технологически совместимых групп подвижного состава |
Менее 3 | |
200 | 1,05 |
Таблица 12
Корректирование трудоемкости обслуживания и ремонта автомобилей
Для ЗИЛ-130
Вид обслуживания | Нормативная трудоемкость, чел.-ч | Коэффициенты изменения трудоемкости в зависимости от: | Коэффициент изменения трудоемкости ТО при организации работ на потоке | скорректированная трудоемкость, чел.-ч | ||||
Категории условий эксплуатации, |
Природно-климатических, |
Пробега автомобиля с начала эксплуатации, |
Типа
подвижного
состава,
|
Размера
предприятия,
|
||||
ЕО | 0,45 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0,35 | 0,16 |
ТО-1 | 2,5 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0,8 | 2,1 |
ТО-2 | 10,6 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | - | 11,13 |
ТР на 1000 км | 4 | 1,2 | 1,0 | 1,26 | 1,0 | 1,05 | - | 6,4 |
Для ГАЗ-53
Вид обслуживания | Нормативная трудоемкость, чел.-ч | Коэффициенты изменения трудоемкости в зависимости от: | Коэффициент изменения трудоемкости ТО при организации работ на потоке | скорректированная трудоемкость, чел.-ч | ||||
Категории условий эксплуатации, |
Природно-климатических, |
Пробега автомобиля с начала эксплуатации, |
Типа
подвижного
состава,
|
Размера
предприятия,
|
||||
ЕО | 0,57 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0,35 | 0,21 |
ТО-1 | 2,6 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | 0.8 | 2,2 |
ТО-2 | 10,3 | - | - | - | 1,0 | 1,05 | - | 10,82 |
ТР на 1000 км | 3,9 | 1,2 | 1,0 | 1,26 | 1,0 | 1,05 | - | 6,2 |
Расчет годовых объемов работ по ТО и ТР в чел.-ч
Для ЗИЛ-130
Объем работ по каждому виду технического обслуживания:
По ежедневному обслуживанию:
;
По первому техническому обслуживанию:
;
По второму техническому обслуживанию:
;
где
,
,
- трудоемкость
ЕО, ТО-1, ТО-2, в чел.-ч.
Для ГАЗ-53
Объем работ по каждому виду технического обслуживания:
По ежедневному обслуживанию:
;
По первому техническому обслуживанию:
;
По второму техническому обслуживанию:
;
где
,
,
- трудоемкость
ЕО, ТО-1, ТО-2, в чел.-ч.
Годовой объем работ по текущему ремонту определяется раздельно по каждому типу подвижного состава:
Для ЗИЛ-130
Для ГАЗ-53
где
- удельная
трудоемкость
по текущему
ремонту на 1000
км пробега, в
чел.-ч.;
- годовой пробег
автомобиля
данной группы
подвижного
состава, км
1.3 Расчет годового объема работ по самообслуживанию предприятия
Годовой объем работ по самообслуживанию предприятий принимается в процентном соотношении от суммарной трудоемкости работ на техническое обслуживание и ремонт всего парка в зависимости от количества автомобилей (Таблица 13)
Таблица 13
Трудоемкость работ по самообслуживанию в зависимости от количества автомобилей
Количество автомобилей | 200 |
Процент работ по самообслуживанию | 15-12 |
Работы по самообслуживанию, связанные в производственными цехами, составляют часть общей трудоемкости вспомогательных и подсобных работ по автотранспортному предприятию и определяются от суммарной трудоемкости на ТО и ТР (20 – 30%)
Для ЗИЛ-130
Для ГАЗ-53
Распределение трудоемкости работ по ТО, ТР и самообслуживанию предприятия по производственным зонам, цехам и участкам.
Таблица 17
Распределение трудоемкостей постовых и цеховых работ
Виды работ | Трудоемкость ТР | Трудоемкость | Суммарная годовая трудоемкость по кажому виду работ, Чел.-ч |
Принятое количество рабочих |
Отнесение видов работ к производственному участку | ||||
По самообслуживанию предприятия | ТО-2, выполняемая в цехах | ||||||||
% | Чел.-ч | % | Чел.-ч | % | Чел.-ч | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Постовые работы по текущему ремонту |
|||||||||
Крепежные | 4 | 1794,24 | 1794,24 | 0,5 | 0,88 | ||||
Регулировочные | 2 | 897,12 | 897,12 | 0,5 | 0,44 | ||||
Разборочно-сборочные | 28 | 12559,68 | 12559,68 | 6 | 6,15 | ||||
Итого | 34 | 15251,04 | 15251,04 | 7 | 7,47 | ||||
Работы выполняемые в цехах |
|||||||||
Агрегатные | 18 | 8074,08 | 8074,08 | 4 | 3,95 | ||||
Электротехнические | 6 | 2691,36 | 25 | 1854,75 | 4546,11 | 2 | 2,23 | ||
Аккумуляторные | 2 | 897,12 | 25 | 1854,75 | 2751,87 | 1 | 1,35 | ||
По сис. питания | 3 | 1345,68 | 25 | 1854,75 | 3200,43 | 2 | 1,57 | ||
Шиномонтажные | 1 | 448,56 | 25 | 1854,75 | 2303,31 | 1 | 1,13 | ||
Вулканизацион. | 1 | 448,56 | 448,56 | 0,5 | 0,22 | ||||
Медницкие | 3 | 1345,68 | 1 | 84,63 | 1430,31 | 0,5 | 0,7 | ||
Жестянские | 1 | 448,56 | 4 | 338,52 | 787,08 | 0,5 | 0,39 | ||
Сварочные | 2 | 897,12 | 4 | 338,52 | 1235,64 | 0,5 | 0,61 | ||
Кузнечно-рессорные | 4 | 1794,24 | 2 | 169,26 | 1963,5 | 1 | 0,96 | ||
Слесарно-механические | 14 | 6279,84 | 26 | 2200,38 | 8480,22 | 4 | 4,15 | ||
Столярные | 4 | 1794,24 | 10 | 846,3 | 2640,54 | 1 | 1,29 | ||
Арматурно-кузнечные | 1 | 448,56 | 448,56 | 0,5 | 0,22 | ||||
Обойные | 1 | 448,56 | 448,56 | 0,5 | 0,22 | ||||
Малярные | 5 | 2242,8 | 2242,8 | 1 | 1,1 | ||||
Итого | 66 | 29604,96 | 47 | 3977,61 | 100 | 7419 | 41001,57 | 20 | 20,09 |
Участки по самообслуживанию предприятия |
|||||||||
Расчетно-строительные | 6 | 507,78 | 507,78 | 0,5 | 0,25 | ||||
Паропроводные | 22 | 1861,86 | 1861,86 | 0,5 | 0,91 | ||||
Электротехнические | 25 | 2115,75 | 2115,75 | 1 | 1,04 | ||||
Итого | 53 | 4485,39 | 4485,39 | 2 | 2,2 | ||||
Всего | 100 | 44856 | 100 | 8463 | 100 | 7419 | 60738 | 29 | 29,76 |
1.4 Расчет численности производственных рабочих
Определяется технологически необходимое и штатное количество рабочих.
Технологически необходимое количество рабочих для проведения работ на постах, в цехах и на других участках рассчитывается по формуле
,
где
-
годовой объем
работ по зоне
ТО, ТР или цеху,
чел.-ч;
- годовой фонд
рабочего места,
ч.
Годовой фонд рабочего места в часах определяется следующим образом:
;
где
,
,
,
- количество
календарных
(365), выходных (52),
праздничных
(11), субботних
и предпраздничных
(60) дней в году
соответственно;
7- продолжительность
рабочего дня,
ч; 1,2 – сокращение
рабочего дня
перед выходными.
часа;
человек;
Штатное
количество
производственных
рабочих
определяется
из следующего
выражения
,
где
- годовой фонд
времени рабочего,
ч;
годовой фонд времени рабочего сокращается за счет отпусков и не выходов рабочих по уважительным причинам:
;
где
- количество
дней отпуска,
установленного
для данной
профессии
рабочего;
- количество
дней невыхода
на работу по
уважительным
причинам, принимаемое
в размере 7 дней
для мужчин и
30 дней для женщин.
часа;
;
1.5 Расчет количества постов и линий ТО и ТР
Режим работы зон технического обслуживания зависит от режима работа подвижного состава на линии.
Зная режим работы ТО и суточную программу, определяют ритм производства R, представляющий собой долю времени работы зоны ТО, приходящегося на выполнение одного обслуживания:
,
где
- продолжительность
работы зоны
по данному виду
обслуживания
в течение суток,
ч;
- количество
обслуживаний
в сутки.
;
;
;
Расчет поточных линий непрерывного действия, применяемых для ЕО
Такт линии
рассчитывается
, исходя из
пропускной
способности
наиболее
производительной
установки
рабочей зоны.
Если на линии
ЕО предусматривается
механизированная
моечная установка
с пропускной
способностью
автомобилей
в час, то в этом
случае такт
линии
;
а скорость конвейера
или
.
Количество необходимых рабочих одной линии, занятых на постах ручной обработки, при известном такте линии
,
где
-
трудоемкость
работ ЕО, выполняемых
в ручную, чел.-ч.
Количество линий для потока непрерывного действия рассчитывается так же, как для потока периодического действия, т.е.
;
Расчет количества постов текущего ремонта
Количество постов текущего ремонта:
;
где
- суммарная
трудоемкость
работ, выполняемых
на постах текущего
ремонта, чел-ч;
- количество
дней в году
постов текущего
ремонта; Т –
продолжительность
рабочей смены,
ч;
- количество
рабочих на
посту (1-2 чел.);
- коэффициент
использования
рабочего времени
поста (0,85-0,9);
- коэффициент,
учитывающий
неравномерность
поступления
автомобилей
в зону ТР (1,2-1,5).
Расчет количества универсальных постов обслуживания
Такт поста:
;
;
где ti – трудоемкость работ по обслуживанию, выполняемых на данном посту, чел.-ч; tпер – время, затрачиваемое на продвижение автомобиля при установке и съезде его с поста (tпер=1-3 мин); Pn – количество рабочих, одновременно работающих на посту для ТО-1 2-4, для ТО-2 3-5.
Количество универсальных постов Хоб для всех видов обслуживания определяется так:
.
1.6 Расчет площадей производственных помещений
Площади производственных помещений приближенно рассчитываются по удельным площадям на единицу оборудования или на каждого работающего и более точно - графически, планировочным делением.
Площади зон ЕО, ТО-1, ТО-2 или ТР:
;
- площадь,
занимаемая
в плане, м2;
- число постов;
- удельная площадь
помещения,
приходящаяся
на 1 м2 площади,
занимаемой
автомобилей.
Обычно
= 4-5
м2;
м2;
м2;
м2.
Таблица 18.
Объединение и расчет производственных площадей и цехов
Название | k | F1 | F2 | P | F |
разборочно-сборочные | 4,5 | 10 | 7 | 6 | 45 |
электротехнические | 3,5 | 10 | 5 | 1 | 25 |
по сис. питания | 3,5 | 15 | 10 | 1 | |
медницкие | 3,5 | 10 | 8 | 0,5 | 25 |
сварочные | 5 | 15 | 10 | 0,5 | |
шиномонтажные | 4 | 15 | 10 | 0,5 | 29 |
вулканизационные | 4 | 10 | 8 | 1,5 | |
крепежные | 5 | 15 | 10 | 0,5 | 30 |
регулировочные | 5 | 15 | 10 | 0,5 | |
жестянские | 4,5 | 12 | 10 | 0,5 | 28 |
столярные | 4,5 | 8 | 5 | 1 | |
арматурно-кузнечные | 4,5 | 8 | 5 | 0,5 | |
агрегатные | 4 | 10 | 7 | 3 | 48 |
слесарно-механические | 3,5 | 10 | 7 | 3 | |
кузнечно-рессорные | 5 | 20 | 15 | 0,5 | 35 |
обойные | 3,5 | 15 | 10 | 0,5 | |
малярные | 4,5 | 30 | 15 | 1 | 30 |
2 ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА, ЗОН ТО И ТР
Планировка выполняется в масштабе 1:100 с соблюдением норм и правил проектирования (НТПАТП – 72 СНИП П-93-74).
Въезд автомобиля производится передним ходом.
Т.к. используется параллельное расположение трех и четырех канав тупикового типа то они соединяются траншеей. Ширина траншеи 1,5 метра. Высота тоннелей 1,8 метра.
При планировке производственного корпуса зоны обслуживания и цеха расположены с учетом кратчайшего, исключающего затруднительное маневрирование, пути автомобиля и транспортировку агрегатов, механизмов и деталей.
Аккумуляторные и лакокрасочные помещение находятся в отдельности от других, как и смазочные, склад для хранения запасных частей и материалов.
Пост ЕО изолирован от постов иного назначения.
Посты ТО1 и ТО2 располагаются в общем помещении с ТР.
Графическая часть курсовой работы по ТР выполнена в виде плана и разрезов в масштабе 1:50.
План и разрезы выполнены с соблюдением строительного оформления, т.е. указанна толщина стен, оконных и дверных проемов.
На листе указанны принятые условные обозначения (все обозначения занесены в спецификацию).
2.1 Назначение зоны текущего ремонта
Зона текущего ремонта предназначена для быстрого и квалифицированного обслуживания и ремонта, поэтому все оборудование должно строго соответствовать нормам для наилучшей работы.
По предыдущим расчетам площадь зоны ТР равна 625,5 м.
Расстояние между колонами 12х6 метров – это оптимальное расстояние, чтобы грузовые автомобили не задевали и спокойно перемещались в нужном направлении.
В данной зоне 7 постов. Располагаются посты в 2 ряда, 2-ой ряд находится под углом в 30 градусов по отношению к другому, для экономии места и удобства выезда грузовых автомобилей. Каждый пост оборудован по своему назначению. Все стенды находятся на расстоянии оптимальном для работы.