.;;;.;;;.;;;.;;;;;;;;;;;;;;;.;;;;;;*;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;;;;;;;;;;;;;;;;;;-;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;.;;..;;...;; ....; ;.....; ; ......; ;.......; ;........; ;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;);;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;.;;..;;...;; ....; ;.....; ; ......; ;.......; ;........; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;-;;;Введение
Автомобильный транспорт в России имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства промышленность, сельское хозяйство, торговля и так далее. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по городским, пригородным, междугородным и международным маршрутам. Непрерывно возрастает дальность перевозок грузов и пассажиров, благодаря повышению эксплуатационных качеств автомобилей, улучшению дорог и построению новых.
Предприятия автомобильного транспорта призваны осуществлять перевозки пассажиров и груза, а также поддерживать работоспособность автомобилей на должном уровне и заниматься восстановлением утраченной в процессе эксплуатации работоспособности подвижного состава, поэтому все предприятия автомобильного транспорта по своим производственным функциям подразделяются на: автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортные предприятия (АТП) предназначены выполнять перевозочный процесс и имеют в своем составе подвижной состав, одновременно они выполняют определенные работы по поддержанию автомобилей в техническом состоянии. Предприятия, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров, а также выполняют технические работы с автомобилем, относятся к предприятиям комплексного типа.
К производственным функциям комплексного АТП, помимо осуществления перевозочного процесса, относят: хранение автомобилей, проведение профилактических работ и текущего ремонта подвижного состава и обеспечение автомобилей необходимыми автоэксплуатационными материалами.
Техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава следует рассматривать как одно из главных направлений технического процесса при создании предприятий автомобильного транспорта. Механизация работ при ТО и ремонте служит материальной основой условий труда, повышения его безопасности, а самое главное, способствует решению задачи повышения производительности труда.
Основным средством уменьшения интенсивного изнашивания деталей и механизмов и предотвращения отказов агрегатов или узлов автомобиля, то есть поддержание его в технически исправном состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение ТО.
1. Общие сведения об обслуживаемом автомобиле
1.1 Назначение и область применения автомобиля
Автомобиль ЗИЛ 4314 выпускается Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1977 года.. Ранее завод выпускал: с 1962 по 1977 года автомобиль ЗИЛ 130 грузоподъемностью 5 тонн и с 1977 по 1988 года автомобиль ЗИЛ 4314 грузоподъемностью 6 тонн. Кузов автомобилей – деревянная платформа с тремя открывающимся бортами. Кабина – трехместная, цельнометаллическая.
Автомобиль предназначен для перевозки грузов с прицепом ( полная масса прицепа не должна превышать 8000 килограмм) по любым дорогам с твердым покрытием, а также по полевым дорогам, если состояние грунта обеспечивает его нормальную проходимость.
На базе автомобиля ЗИЛ 4314 создали следующие модификации: автомобиль-тягач ЗИЛ 431516 и седельный тягач ЗИЛ 441516. Эти машины предназначены для перевозки различных длинномерных грузов и грузов малой плотностью, а также для буксирования прицепов полной массой 8000 килограмм. На базе перечисленных моделей, завод изготовитель выпускает несколько модификаций, предназначенные для конкретных условий работы автомобилей. Например такие модели как ЗИЛ 431417 в своей конструкции не имеют отопитель кабины, жалюзи радиатора, термостат в системе охлаждения и ряд других деталей, так как эти машины эксплуатируются в условиях тропического климата.
Автомобили рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающей среды от -50 до 40 С, относительной влажностью воздуха до 80% при 20 С, и в районах расположенных на высотах до 3000 метров над уровнем моря, при соответствующих изменениях тягово-динамических качеств. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.
1.2 Техническая характеристика автомобиля
1.2.1 Двигатель
Модель | ЗИЛ 4314 |
Тип | V-образный, четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный |
Число цилиндров | 8 |
Ход поршня | 95 мм |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Объем цилиндров | 6 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Номинальная мощность | 110кВт |
Максимальный крутящий момент | 41 кГ·м |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
1.2.2 Трансмиссия
Сцепление | Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний на ведомом диске |
Коробка передач | Механическая, с пятью передачами для движения вперед и одной для движения назад, с двумя синхронизаторами. |
Карданная передача | Открытого типа; карданы - на игольчатых подшипниках |
Главная передача | Двойная, с парой конических шестерен со спиральными зубьями или одинарная гипоидная |
Дифференциал | Конический, с четырьмя сателлитами |
1.2.3 Ходовая часть
Рама | Штампованная, клепаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединенными поперечинами |
Передняя подвеска | Состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов |
Задняя подвеска | |
Шины | Пневматические с допускаемой нагрузкой 2030 кгс |
Давление в шинах | 4,5-5,5 МПа |
1.2.4 Система управления
Рулевой механизм | Реечная -зубчатая |
Передаточное число | 20:1 |
Усилитель рулевого механизма | Гидравлический |
Рабочий тормоз | Колодочный, барабанного типа, действует на все четыре колеса, привод пневматический |
Стояночный тормоз | Барабанного типа, привод пневмомеханический |
1.2.5 Электрооборудование
Система проводки | Однопроводная |
Номинальное напряжение в сети | 12 в |
Маркировка аккумуляторной батареи | 6СТ-90-ЭМС |
1.2.6 Габаритные размеры
Длина | 7250 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота | 2500 мм |
База | 3800 мм |
Колея | 1800 мм |
1.2.7 Заправочные емкости
Топливный бак | 170 л |
Система охлаждения двигателя | 8,5 л |
Система смазки двигателя | 26 л |
Гидромеханическая передача | 9,5 л |
Картер двухступенчатого моста | 4,5л |
Картер гипоидного заднего моста | 10 л |
1.3 Техническая характеристика сборочной единицы
Смазочная система двигателя смешанная (под давлением и разбрызгиванием). Для охлаждения масла двигателя снабжены масленым радиатором, установленным впереди жидкостного радиатора.
Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода распределителя зажигания и масленого насоса и к толкателям. К втулкам коромысел масло подается под переменным давлением через пустотелую ось коромысел, в которую масло поступает через каналы, от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям двигателя масло поступает свободно и разбрызгиванием.
Из масленого картера масло через неподвижный насос через неподвижный маслоприемник поступает масляный насос.
В нижней головке шатуна имеется отверстие. Когда оно совпадает с отверстием шейки коленчатого вала, масло струей подается на стенку цилиндра. Со стенки цилиндра оно снимается маслосъемным кольцом. Затем через отверстие в канавке маслосъемного кольца масло отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего правого конца магистрального канала масло через трубку попадает к компрессору для смазывания разбрызгиванием кривошипно-шатунного механизма.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстием в блоке масло подается в головку цилиндров.
Из канала головки цилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел поступает в полость. Из полости масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел, а через канал в коромысле – к сферическому сочленению регулировочных винтов со штангами толкателей. Через имеющиеся зазоры во втулках подшипников масло стекает на поверхность головки цилиндров, откуда через два канала по концам головок сливается в картер двигателя.
Стержни клапанов в направляющей втулке и механизм принудительного вращения впускного клапана смазываются масленым туманом и каплями масла, свободно стекающего из соседний механизма коромысел.
Масленый насос. Используется шестеренный, двухсекционный масленый насос. Верхняя секция насоса подает масло в центробежный фильтр, а затем в смазочную систему двигателя. Рабочее давление, создаваемое в этой секции и в масленой системе, поддерживается редукционным клапаном, установленном в промежуточной крышке насоса и отрегулированным на давление 0,32-0,40 МПа. При увеличения давления редукционный клапан перепускает часть масла из напорной полости масляного насоса во всасывающую, а от туда в картер.
Центробежный масленый фильтр. С реактивным приводом, включенный в масленую систему последовательно.
Масло подаваемое насосом, поступает в канал корпуса фильтра, откуда через кольцевой зазор вокруг трубки и через радиальные отверстия трубки и корпуса ротора масло поступает под ставку. Отсюда часть масла попадает в жиклеры через сетчатый фильтр, предохраняющие жиклеры от засорения, а другая часть, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге. Масло, прошедшее через жиклеры, стекает в картер двигателя. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, через радиальные отверстия в верхней части корпуса ротора, через кольцевой зазор вокруг оси и радиальные отверстия в верхней части оси, поступает в трубку, а затем в канал корпуса фильтра и в распределительную камеру блока и далее в продольные каналы смазочной системы двигателя.
Масленый картер. На двигателе установлен неразъемный стальной масленый картер. Масленый радиатор. Крепится четырьмя болтами к кронштейну, укрепленным на рамке подвески жидкостного радиатора. Снятый с автомобиля радиатор необходимо промыть, обезжиривающим раствором и горячей водой. Затем проверить герметичность под давлением воздуха 0,4МПа в водяной ванне.
2. Расчётная часть
2.1 Характеристика предприятия и объекта проектирования
Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
Работа АТП обеспечивается функционированием различных служб и отделов, входящих в ее состав.
Объектом проектирования является агрегатный цех, на котором будет проводиться техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ 4314. В данном цехе проводятся работы по разборке, ремонту и сборке узлов и агрегатов трансмиссии автомобилей с последующей их проверкой на стендах и другом оборудовании. Категория условий эксплуатации автомобилей данного предприятия № III - автомобильные дороги грунтовые профилированные и лесовозные. Климат, в котором эксплуатируются автомобили холодный, каждый автомобиль в сутки в среднем проходит 240 километров. Проектируемая автобаза имеет 115 единиц техники модели ЗИЛ 4314.
2.2 Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей
Исходные данные:
Тип подвижного состава | ЗИЛ 4314 |
Среднесписочный состав автомобилей | 115 единиц |
Среднесуточный пробег | 240 км |
Категория условий эксплуатации | III |
Природно-климатические условия | климат холодный |
Периодичность ежедневного обслуживания (ЕО) автомобиля определяется по формуле:
|
(1) |
где
-
среднесуточный
пробег автомобиля,
км.
(км).
Периодичность уборочно-моечных работ определяется по формуле:
|
(2) |
где
-
периодичность
проведения
моечных работ,
дней.
Принимаемравное
2 - 4 дня.
(км).
Периодичность технического обслуживания № 1 (ТО-1) и технического обслуживания № 2 (ТО-2) определяется по формуле:
|
(3) |
где
-
нормативная
периодичность
технического
обслуживания
(ТО), км;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
периодичности
в зависимости
от условий
эксплуатации;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
периодичности
в зависимости
от природно-климатических
условий;
-
вид ТО.
Для автомобиля
ЗИЛ 4314
=
4000 км;
=
16000 км;
=
0,8;
=0,9.
(км);
(км).
Пробег до капитального ремонта (КР) определяется по формуле:
|
(4) |
где
-
нормативный
пробег автомобиля
до КР, км;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
периодичности
в зависимости
от категории
условий эксплуатации;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
в зависимости
от модификации
подвижного
состава;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
периодичности
в зависимости
от природно-климатических
условий;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
в зависимости
от степени
изношенности
подвижного
состава, определяется
по формуле:
|
(5) |
где
и
-
соответственно
процентное
количество
автомобилей
до КР и после
КР, единиц;
и
-
соответственно
коэффициенты,
учитывающие
степень изношенности
автомобилей
прошедших и
не прошедших
КР.
Принимаем
(единиц);
=
1;
=
0,8.
В зависимости от исходных данных принимаем
=
0,8;
=
1,0;
=
0,8;
=
120000 км.
(км).
После определения расчета периодичности ТО-1 производим окончательную корректировку ее величины по кратности со среднесуточным пробегом автомобиля:
|
(6) |
где
-
величина кратности;
Окончательно скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает значение:
|
(7) |
(км).
Округляем
до целых сотен:
После определения
расчетов
периодичности
ТО-2 ()
проверяем её
кратность со
скорректированной
периодичностью
ТО-1 (
):
|
(8) |
где
-
величина кратности.
Окончательно скорректированная величина периодичности ТО-2 принимает значение:
|
(9) |
(км).
Величина расчетного пробега автомобиля до КР корректируется по кратности с периодичностью ТО-1 и ТО-2:
|
(10) |
где
-
величина кратности.
.
Принимаем
=
70
Окончательная скорректированная величина расчетного пробега автомобиля до КР принимает значение:
|
(11) |
Результаты расчета периодичности по кратности сводим в таблицу.
Таблица 1 - Периодичность ТО и КР
Наименование периодичности | Нормативная периодичность, км | Расчетная периодичность, км | Коэффициент кратности | Фактическая периодичность, км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
240 | - | - | - |
|
720 | - | - | - |
|
4000 | 2880 | 12 | 2900 |
|
16000 | 11520 | 4 | 11600 |
|
350000 | 201600 | 70 | 203000 |
Простой подвижного состава при ТО и КР
Простой подвижного состава при ЕО и ТО-1 в расчетах не учитывается, так как эти виды работ выполняются в междусменное время.
Простой автомобиля в ТО-2 определяется по формуле:
|
(12) |
где
-
нормативная
продолжительность
простоя подвижного
состава в ТО;
- коэффициент
сменности,
принимается
равным 0,7 при
выполнении
ТО-2 в междусменное
время и равное
1 при выполнении
ТО-2 при снятии
автомобиля
с линии;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
в зависимости
от степени
изношенности
подвижного
состава, определяется
по формуле:
|
(13) |
Принимаем
(единиц);
=
0,97;
=
1,4.
.
Для автомобиля ЗИЛ 4314
=
0,5-0,6;
=
1.
Простой автомобиля в КР
|
(14) |
где
-
нормативный
простой автомобиля
в КР, дни;
-
время доставки
автомобиля
на специализированное
ремонтное
предприятие
и возврат его,
дни.
Для учебного проектирования принимаем
=
22 дня;
=
8 дней.
(дней).
Под производственной
программой
предприятия
понимается
количество
обслуживаний,
планируемых
за определенный
промежуток
времени. Методика
расчета основана
на цикле пробега
автомобиля
до КР
.
Число КР на один автомобиль за цикл определяется по формуле:
|
(15) |
.
Число обслуживаний ТО-2 на один автомобиль за цикл определяется по формуле:
|
(16) |
.
Число обслуживаний ТО-1 на один автомобиль за цикл определяется по формуле:
|
(17) |
.
Число ЕО на 1 автомобиль за цикл определяется по формуле:
|
(18) |
.
Для перехода от числа обслуживания за цикл к годовому рассчитываем переводной коэффициент по следующей формуле:
|
(19) |
где
-
число дней
эксплуатации
автомобиля
за год, определяется
по формуле,
дни;
- число дней эксплуатации автомобиля за цикл, определяется по формуле.
|
(20) |
.
|
(21) |
где
-
число дней
работы предприятия
в году, дни;
-
коэффициент
технической
готовности
автомобиля,
определяется
по формуле:
|
(22) |
где
-
суммарное число
дней простоя
автомобиля
в ТО-2 и КР, определяется
по формуле:
|
(23) |
.
.
Для моторного участка
.
(дня).
.
Число КР на один автомобиль за год определяется по формуле:
|
(24) |
.
Число ТО на один автомобиль за год определяется по формуле:
|
(25) |
где
-
вид ТО.
.
.
.
Годовая программа КР и ТО на все автомобили определяется по формуле:
|
(26) |
где
- среднесписочное
количество
автомобилей
в АТП, единиц.
.
.
.
.
Количество диагностических воздействий за год на весь парк автомобилей определяется по формуле:
|
(27) |
|
(28) |
.
.
Количество ходовых автомобилей определяется по формуле:
|
(29) |
(единиц).
Годовой пробег автомобиля определяется по формуле:
|
(30) |
(км).
Суточное количество обслуживаемых автомобилей определяется по формуле:
|
(31) |
Ритм производства в зонах технического обслуживания и диагностики определяется по формуле:
|
(32) |
где
- продолжительности
рабочей смены
по данному виду
ТО в течение
суток;
-
количество
смен;
- коэффициент,
учитывающий
неравномерность
поступления
подвижного
состава на
работающие
посты, принимается
для зон ЕО
= 1,5; для зон ТО-1,
ТО-2,
,
.
(мин).
(мин).
(мин).
(мин).
(мин).
Удельная трудоемкость ЕО определяется по формуле:
|
(33) |
где
-
нормативная
трудоемкость
ЕО.
(
челДч).
Трудоемкость ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле:
|
(34) |
где
-
нормативная
трудоемкость
ТО;
-
коэффициент
корректирования
нормативов
трудоемкости
ТО и ТР в зависимости
от количества
автомобилей
на АТП и количества
технологически
совместимых
групп подвижного
состава.
Количество технологически совместимых групп подвижного состава принимаем равным двум.
Для автомобиля ЗИЛ 4314 принимаем
=
0,58;
=1,0;
=
1,05.
(челДч)
(челДч)
Удельная трудоемкость текущего ремонта (ТР) определяется по формуле:
|
(35) |
Для автомобиля ЗИЛ 4314 принимаем
=1,2;
=1,0;
=1,2;
=1,19;
=
1,05.
.
Годовой объем работ определяется по формуле:
|
(36) |
(челДч).
(челДч).
(челДч).
Годовой объем работ по текущему ремонту определяется по формуле:
|
(37) |
(челДч).
Годовая трудоемкость работ по ремонтным цехам определяется по формуле:
|
(38) |
где
-
доля цеховых
работ в процентном
отношении от
общего объема
работ текущего
ремонта.
Для автомобиля
ЗИЛ 4314
принимаем
за 18-20%.
.
2.3 Расчет численности производственных рабочих
При расчете
различают
технологически
необходимых
и штатные
число рабочих.
Технологически необходимое число рабочих определяется по формуле:
технический обслуживание ремонт автомобильный
|
(39) |
где
-
годовой объем
работ по агрегатному
цеху, челДч;
-
годовой фонд
времени рабочего
места технологически
необходимого
рабочего, ч,
рассчитывается
по формуле:
|
(40) |
где
-
число календарных
дней в году;
-
число выходных
дней в году;
-
число праздничных
дней в году;
- продолжительность рабочего дня;
- час сокращения рабочего дня перед праздником.
(ч).
(чел).
Штатное число производственных рабочих определяется по формуле:
|
(4 1) |
где
-
годовой фонд
времени штатного
рабочего, ч.
Годовой фонд времени штатного рабочего времени меньше фонда времени технологически необходимого рабочего за счет представления рабочим отпусков и невыхода их на работу по уважительным причинам, определяется по формуле:
|
(42) |
где
-
число дней
отпуска согласно
трудовому
кодексу,
=
28 дней;
-
число дней
невыхода на
работу по
уважительным
причинам (выполнение
государственных
обязанностей,
по болезни так
далее). Принимаем
равное 10-15 дней.
(ч).
(чел).
Таблица 2 - ведомость производственных рабочих участка
Профессия | Технологические рабочие | Штатные рабочие | Разряд | |||
2 | 3 | 4 | 5 | |||
Слесарь по ремонту автомобилей | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 |
2.4 Расчет технологического оборудования
Количество основного оборудования определяется расчетом по трудоемкости работ:
|
(43) |
где
-
трудоемкость
работ в год,
челДч;
-
число рабочих
дней в году;
-
продолжительность
рабочей смены,
ч;
-
число рабочих
смен
-
число рабочих,
одновременно
работающих
на данном виде
оборудования;
-
коэффициент
использования
оборудования
по времени,
зависит от его
рода, назначения
и рода производства.
Принимается
равным
=
0,6…0,9.
Таблица 3 – Технологическое оборудование
Наименование | Тип, модель | Количество, штук | Размеры в плане, мм | Общая площадь, м2 |
1 Вертикальный сверлильный станок | 2С-132 | 1 | 1310х1605 | 2,10255 |
2 Шкаф инструментальный | СТ100 | 1 | 800х400 | 0,32 |
3 Тумбочка инструментальная | СД-371 | 1 | 700х500 | 0,35 |
4 Стенд для разборки пневмооборудования грузовых автомобилей | К245 | 1 | 1200х840 | 1,008 |
5 Станок для расточки тормозных барабанов и обточки тормозных накладок | Р159 | 1 | 1820х900 | 1,638 |
6 Стенд для разборки и сборки коробок передач | Р201 | 1 | 692х195 | 0,13494 |
7 Пресс гидравлический с электроприводом | Р338 | 1 | 2050х1630 | 3,3415 |
8 Стенд для сборки и регулировки сцепления автомобиля ЗИЛ и ГАЗ | Р207 | 1 | 625х565 | 0,353125 |
9 Верстак слесарный | Р529 | 4 | 1200х700 | 3,36 |
10 Шкаф для хранения инструментов | Р934 | 1 | 700х 500 | 0,70 |
Продолжение таблицы 3 | ||||
11 Ванна для мойки | Собст.изг | 1 | 900х750 | 0,675 |
12 Стенд для разборки и сборки карданных валов | Р2215 | 1 | 2015х1236 | 2,49054 |
13 Пресс для клепки фрикционных накладок тормозных колодок и дисков сцепления | Р335 | 1 | 420х470 | 0,1974 |
14 Стенд для прессовки шкворней грузовых автомобилей | Р332 | 1 | 1690х550 | 0,9295 |
15 Огнетушитель пенный | ОП-5 | 2 | 62х33 | 0,74 |
16 Ящик с песком | 1 | 1000х500 | 0,50 | |
17 Кран подвесной однобалочный | 1 | |||
18 Стенд для разборки и сборки рессор автомобиля | Р 201 | 1 | 1225Х90 | 0, 9295 |
Итого | 20,4131 |
Таблица 4 - Технологическая оснастка
Наименование | Модель, ГОСТ | Количество, штук |
1 Линейка для проверки сходимости колес | К-624 | 1 |
2 Инструмент для ремонта и обслуживания гидрорулей | И135 | 1 |
3 Линейка измерительная металлическая | Л342 | 4 |
4 Комплект ключей гаечных с открытыми зевами | И-146 | 2 |
5 Комплект торцевых ключей | 2336М11 | 2 |
6 Штангенциркуль | ШЦ-1-125-01 | 5 |
7 Шаблон радиусный | Т1 | 2 |
8 Пневмогайковерт | ИП-3113А | 1 |
9 Набор щупов | ГОСТ 882-75 | 1 |
10 Набор напильников | ГОСТ 643-73 | 1 |
.
2.5 Расчет производственной площади, освещения и вентиляции
Производственная площадь моторного участка рассчитывается по формуле:
|
(44) |
где
-
площадь участка
, м2;
-
суммарная
площадь горизонтальной
проекции
технологического
оборудования
и организационной
оснастки, м2;
-
коэффициент
плотности
расстановки
оборудования.
(м2)
Окончательная площадь зоны ТО и ТР, постов диагностики и цехов обычно корректируется и устанавливается с учетом того, что при строительстве широко используются унифицированные типовые секции и пролеты, а также типовые конструкции и детали, изготовленные серийно заводами стройматериалов.
Производственные здания выполняются сеткой колон, имеющих одинаковый для всего здания шаг, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролётов с модулем 6, то есть 12, 18, 24 и более метров. Колоны, используемые в качестве опор, бывают прямоугольного, круглого или овального сечения. Прямоугольные имеют сечение 400х400; 400х600; 400х800; 500х500; 500х600; 500х800.
Высота здания выбирается в зависимости от размера пролета.. Для одноэтажных зданий она рвана: до 12 метров - 3,6; 4,2. При пролете до 18 метров - 4,8. При пролете до 24 метров - 5,4; 6; 7,2.
Отдельные помещения изолируются друг от друга и от внешней среды стенами. Стены выполняются в виде капитальных сооружений или перегородок. Капитальные стены выполняются толщиной 380; 510 и 640 мм. Перегородки изготавливаются из кирпича или стеновых панелей. Кирпичные изготовляются толщиной 120, 250, 380 мм, а из стеновых панелей - толщиной 100, 120, 300 мм (для не отапливаемых помещений), а для отапливаемых - 280; 300 мм.
Окончательно принимаемая площадь должна быть уточнена по размерам участкам типовых проектов, организации труда на автотранспортным предприятиям. Корректировка допускается в пределах 20% для помещений с площадью до 100 м2 и 10% для помещений с площадью свыше 100 м2.
Компоновка технологического оборудования и оснастки должна учитывать схему технологического процесса и выполняется с учетом минимального передвижения рабочих в процессе труда и соблюдение нормируемых расстояний между оборудованием в соответствии со СНиП.
Окончательно принимаем площадь 96 м2., так как для оборудование занимает большую площадь.
Освещение
В соответствии со СНиП на объекте проектирования следует принять тот или иной тип освещения и установить нормы освещения на объекте проектирования и индивидуальных рабочих местах.
Уровень освещения зависит от характера выполняемых работ. Освещённость на открытых стояках не менее 5 лк, на закрытых - 10 лк, зона мойки и уборки - 200 лк, зона ТО и в цеха - 500 лк, цехах топливной аппаратуры и зонах диагностирования - 750 лк.
Для естественного освещения следует выполнить расчет количества окон, для этого определяют суммарную площадь окон по формуле:
|
(45) |
где
- площадь участка;
-
удельная площадь
окон, приходящихся
на 1 м2 пола
(принимается
равным 0,1…45) в
зависимости
от выполняемых
работ на участке;
-
коэффициент,
учитывающий
потери света
от стекол
(принимается
равным 0,6…0,9).
Число окон рассчитывается по формуле:
|
(46) |
где
- площадь одного
окна, определяется
по формуле:
|
(47) |
где
-
ширина окна
(принимается
из стандартных
значений 1,5; 2; 3 и
4 м)
-
высота окна,
рассчитывается
по формуле:
|
(48) |
где
-
высота здания;
-
расстояние
от пола до
подоконника
(принимается
от 0,8 до 1,2 м);
-
расстояние
от потолка до
окна (принимается
равным от 0,3 до
0,5 м).
(м).
(м2).
(м2).
(единиц).
Расчет искусственного освещения
Выбираем
значение освещенности
и системы освещения
в зависимости
от характеров
работ, от площади
пола и высоты
здания выбираем
удельную мощность
осветительной
установки (=
15…25
)
и рассчитываем
суммарную
мощность ламп
по формуле:
|
(49) |
где
-
площадь участка.
(Вт)
Затем выбираем виды ламп (люминесцентные или накаливания). Мощность ламп накаливания выбирается из следующего ряда - 60; 75; 100; 150; 200; 250; 300; 500; 750; 1000; 1500.
Люминесцентные лампы бывают низкого, высокого и сверхвысокого давления. Мощность ламп низкого давления от 8 до 120 Вт. Высокого и сверхвысокого от 80 до 1000 Вт.
На участке будут использоваться лампы накаливания, мощностью 150 Вт
Число ламп рассчитывается по формуле:
|
(50) |
где
- мощность одной
лампы.
(шт).
Принимаем
равное 10.
Фактическая суммарная мощность ламп определяется по формуле:
|
(51) |
(Вт).
Расход электроэнергии за год рассчитывается по формуле
|
(52) |
где
- годовое время
работы освещения,
зависящее от
природно-
климатического
района нахождения
АТП и количества
смен. При работе
в одну смену
в теплом климате
=
650 кВт.
(кВт).
Расчет вентиляции
Вентиляция помещения предназначена для уменьшения задымленности,
запыленности и для отчистки воздуха от вредных выделений производства. Она способствует оздоровлению условий труда, повышению производительности труда и предотвращает профзаболевания.
На проектируемых участках принимается смешенная вентиляция (естественная и механическая). Естественная вентиляция осуществляется за счет форточек, дефлекторов.
Суммарная площадь форточек определяется по формуле:
|
(53) |
где
- площадь участка;
- коэффициент,
учитывающий
отношение
площади форточек
к площади помещения,
в зависимости
от выполняемых
работ
=
0,02… 0,04.
(м2)
Расчет механической вентиляции. Рассчитывается по кратности обмена воздуха по формуле:
|
(54) |
где
- объем помещения,
м3, рассчитывается
по формуле;
-
коэффициент
кратности
объема воздуха
в зависимости
от проектируемого
помещения (для
моторного
участка
= 3…4)
|
(55) |
(м3).
(м3).
3. Технологическая часть
3.1 Технологический процесс работ агрегатного цеха
Работы на участке проводятся в следующем порядке: при поступление автомобиля в зону технического обслуживания и текущего ремонта проводится мойка и очистка узлов и приборов, затем они разбираются на составные части и детали, которые моют, а потом проводится дефектация деталей. Годные, новые и восстановленные детали поступают на сборку, а негодные на утилизацию. После сборки узлов и приборов проводится их испытания после чего они направляются в зону технического обслуживания.
Ниже приведена схема технологического процесса агрегатного цеха.
Рисунок 1 - Схема технологического процесса ТО и ТР
3.2 Техническое обслуживание и ремонт системы
ЕО- перед выездом на линию, перед пуском двигателя, необходимо проверить уровень масла в поддоне картера. В этих целях вынимают и протирают ветошью измерительный щуп, вставляют наместо до упора, затем вновь вынимают и по специальным меткам определяют, сколько следует залить масла. Нежелательна эксплуатация автомобиля при пониженном уровне масла, так как приводит к перегреву и разжижению масла, но не допускается и перелив масла выше указанных меток, потому что этот избыток масла будет попадать в камеру сгорания, что приводит к дымлению двигателя, к замасливанию электродов свечей и выходу их из строя. Следует проверить герметичность системы смазки по возможным подтекам масла. В дороге следует следить за показанием манометра (указателем давления масла) на различных режимах работы двигателя.
ТО-1 – провести контрольный осмотр, обращая особое внимание на герметичность системы- возможны подтеки масла через поврежденные или плохо затянутые прокладки (клапанных крышек, поддона картера, крышки распределительных шестерен), в местах соединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масляного радиатора, через поврежденные или плохо затянутые элементы масляных фильтров, центрифуг, часто наблюдается течь масла через передний и особенно через задний коренные подшипники коленчатого вала при повышенных износах или повреждений их сальников и т.д.
Поэтому при каждом ТО-1 следует проводить крепежные работы в местах возможной течи масла и самих элементов системы смазки, расположенных снаружи двигателя. Проверить давление масла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы. Указатель давления на щупе приборов должен показывать на скоростном режиме работы двигателя для легковых и грузовых автомобилей семейств ГАЗ, ЗИЛ и МАЗ. На холостом ходу холостом ходу давление должно быть в пределах 0,05-0,08 МПа. Не допускается работа двигателей при загорании сигнализатора аварийного давления масла. Масло подлежит замене, если оно уже настолько темного цвета, что не просматриваются риски на щупе.
ТО-2 – дополнительно к объему работ по ТО-1 при ТО-2 порядке проведения сопутствующего ремонта можно заменять отдельные неисправные легкодоступные элементы смазки, вплоть до масляного радиатора, центрифуги и т.д.
ЕО- проверить уровень масла в моторе, при необходимости залить. Перед выездом на линии визуально проверить на наличие течи снизу масла.
СО- помимо вышеуказанных объемов работы ТО-1 иТО-2 перед летней эксплуатации меняют зимнее моторное масло на летнее с последующей промывкой системы смазки или наоборот. Сливают масло на прогретом двигателе в специальную емкость, с последующей утилизацией отработавшего масла.
4. Проектирование приспособлений
4.1 Приспособления, применяемые при ТО и ТР узла
Современные узлы и агрегаты изготавливают на высокоточном технологическом оборудовании.
Для обслуживания и ремонта агрегатов и узлов применяют универсальный съемник, для постановки и снятия узлов, валов и корпусов. При работе с приспособлением нужно помнить о технике безопасности.
Этот универсальный съемник состоит из следующих частей: ручка, зацеп, траверса, наконечник сменный, двух болтов и штифтов.
4.2 Проектирование приспособления, применяемого при ТО и ТР системы
Современные узлы и агрегаты изготавливают на высокоточном технологическом оборудовании.
Для качественного ремонта, технического обслуживания агрегатов и узлов автомобилей широко применяется различный инструмент и приспособления.
Съемники универсальные служат для снятия и постановки узлов, агрегатов и т.д. Существуют съемники специальные, универсальные, обеспечивающие круговой контакт с захватывающей деталью.
Выталкиватели инерционные применяются для выпресовки ряда деталей. Используют кинетическую энергию массивной втулки, посаженную на среднюю часть вала выталкивателя. Резко подовая втулку вдоль вала и ударяя по заднему фланцу, создает усилие, необходимое для выпресовки детали.
Ключи специальные применяют в целях обеспечения доступа к крепежным деталям и для повышения качественной затяжки.
Приспособление-вид оснастки, имеет разнообразное конструктивное исполнение. Они применяются для: крепления узлов на стендах, для разборки или сборки, монтажа, выпресовки деталей, фиксирования валов.
Разборочно-сборочные работы составляют свыше 50% общей трудоемкости ремонта. При ремонте автомобилей, разборка и сборка связана с подъемом и транспортировкой большого количества различных узлов, агрегатов, деталей.
Поэтому ремонтные предприятия оснащаются всевозможным оборудованием для поднятия и перемещения различных грузов.
5. Разработка мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности, санитарии и охране окружающей среды
Охрана труда и техника безопасности - это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Ответственность за охрану труда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам - на соответствующих руководителей.
Для предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения работающих соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности. Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.
Инструктажи по характеру и времени проведения подразделяются на:
-вводный
-первичный
-повторный
-внеплановый
-целевой
При проведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:
-основные положения российского законодательства по технике безопасности и производственной санитарии;
-правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализаций;
-особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
-требования к работающим по соблюдению личной гигиены, и правила производственной санитарии на предприятии;
-нормы выдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
-порядок оформления несчастного случая, связанного с производством;
требования пожарной безопасности.
В программу инструктажа по безопасным приемам и методам на рабочем месте входят:
-общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;
-ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);
-порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);
-требование правильной организации и содержания рабочего места;
основные правила безопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочий индивидуально и совместно с другими рабочими.
В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР легковых автомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов. Для предупреждения поражения работающих электрическим током подъемники заземляют. Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля. Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках. Карбюратор, топливный насос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должны пользоваться исправным инструментом и оснасткой, так как автомобили сами заезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной вентиляцией.
Все рабочие места в зонах ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Все оборудование и инструмент, запасные части, приспособления располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости.
Основными факторами, влияющими на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека, являются отработавшие газы автомобиля, которые содержат окиси углерода, а также окислы свинца. Наряду с отработавшими газами вредное действие на окружающую среду оказывает шум и вибрация, возникающие при движении автомобиля и работе станции технического обслуживания. Значительно уменьшить вредное воздействие на окружающую среду оказывает поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии.
Для обеспечения пожарной безопасности предприятия на каждые 50 метров площади участка должен приходиться один огнетушитель. Горюче-смазочные материалы должны находится отдельно от открытого пламени и утилизироваться согласно экологическим нормам.
Выводы и предложения
В данном курсовом проекте были рассмотрены вопросы об обслуживании и текущем ремонте автомобильного транспорта в нашей стране. Изучен вопрос о назначении автомобиля, его технической характеристики, а также конструкции и назначении системы смазки автомобиля ЗИЛ 4314.
Кроме того, произведен расчет годового объема программ по ТО и ТР. Рассчитана численность производственных рабочих агрегатного цеха, подобрано необходимое оборудование для выполнения требуемых работ. На основании чего произведен расчет площади цеха, его освещения и вентиляции.
Изучен технологический процесс работ выполняемых в агрегатном цехе и разработаны мероприятия по ТО и ТР системы охлаждения двигателя; рассмотрены применяемые приспособления при ТО и ТР, а также разработаны мероприятия то технике безопасности, противопожарной безопасности и т.п.
В графической части курсового проекта представлены:
сборочный чертеж центробежного масляного фильтра автомобиля ЗИЛ 4314;
планировка агрегатного цеха;
чертеж приспособления.
При выполнении работ по ТО и ТР автомобилей для повышения качества и быстроты выполняемых операций необходимо внедрять современные технологии и приспособления. Это повысит уровень обслуживания и поможет сократить время на ТО и ТР автомобиля.
Литература
Левитский Э.Ф Автомобиль ЗИЛ 130 и его модификации. Московский автомобильный завод имени Лихачева Н.А., 1992
Вахламов В.К. Автомобили: Теория, конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования. – М.: Изд. Центр "Академия", 2003.
Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2001.
Каталог ГАРО. - М.: ТОО Томправ, 1996.
Каторча Г.А. и др. Табель технологического оборудования для АТП. - М.: Ротапринт Информавтотранс, 1992.
Крылов А.Д. Техническое обслуживание автомобилей и двигателей. - Н. Новгород, Ротапринт РЗАТТ, 1999.
Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. - М.: Транспорт, 2000.
Коган Э. И. и др. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1984.
Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и СТО, 1985.
Методические указания по выполнению курсового проекта, ГОУСПО ЛМсК, г. Липецк, 2005.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Транспорт, 1986.
Практическое руководство по ремонту автомобилей ЗИЛ 4314; ЗИЛ 131Н и их модификаций, 1994.