Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Факультет Информационные системы в управлении
Специальность Автоматизированные системы обработки информации и управления
Кафедра Компьютерные информационные автоматизированные системы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломному проекту
Обозначение проектаДП-02068982-230102-08-10
Тема проекта: Автоматизированное рабочее место инженера станции технического обслуживания автомобилей
Омск 2010
Реферат
Пояснительная записка 76c, 11 рис.,19 табл.,18 формул, 23 источника.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА, СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО, БАЗА ДАННЫХ.
Объектом автоматизации является станция технического обслуживания.
Цель работы – повышение эффективности работы сотрудников станции технического обслуживания путем создания автоматизированной системы.
В процессе выполнения дипломного проекта был произведен анализ организационной модели станции технического обслуживания, а также информационных потоков внутри нее, определены задачи и функции администратора, назначение разработки, автоматизируемые функции. Была определена входная, выходная и нормативно-справочная информация и на основе всех проведенных исследований была спроектирована и разработана автоматизированная система.
Система в настоящий момент находится на стадии тестирования на станции технического обслуживания ИП «Осит Александр Эдуардович» с последующим внедрением.
Введение
Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение объёма работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Выполнение этих работ требует больших трудовых затрат и привлечение большого числа квалифицированных рабочих. В связи с этим требуется значительно повысить производительность труда при проведении всех видов технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Вновь подготавливаемые кадры для работы в автопредприятиях должны основательно изучить прцессы технического обслуживания и ремонта автомобилей с использованием современного оборудования.
На предприятиях по техническому обслуживанию автомобилей всё шире применяются методы диагностики технического состояния агрегатов автомобилей с применением электронной аппаратуры. Диагностика позволяет своевременно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобилей,что даёт возможность устранять эти неисправности до того,как они приведут к серьёзным нарушениям в работе автомобиля.
Своевременное устранение неполадок в работе агрегатов и систем автомобиля позволяет предупреждать причины,способные вызвать аварийную ситуацию, ведущую к дорожно-транспортным проишествиям.
Механизмы работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с использованием более совершенного оборудования облегчает и ускоряет многие технологические процессы,но при этом от обслуживающего персонала требуется хорошее усвоение определённых приёмов и навыков,знание устройства автомобиля и умение пользоваться современными приспособлениями,инструментами и контрольно-измерительными приборами. Исправное техническое состояние означает полное соответствие подвижного состава нормам, определяемым правилами технической эксплуатации, и характеризует его работоспособность.
Работоспособность автомобиля оценивается совокупностью эксплуатационно-технических качеств - динамичностью, устойчивостью, экономичностью, надёжностью, управляемостью и т.д - которые для каждого автомобиля выражаются конкретнымипоказателями. Чтобы работоспособность автомобиля находилась на требуемом уровне, значение этих показателей длительное время должны мало измениться по сравнению с их первоначальными величинами.
Однако техническое состояние автомобиля, как и всякой другой машины, процессе длительной эксплуатации не остается неизменными. Оно ухудшается вследствие изнашивания деталей и механизмов, поломок и других неисправностей, что приводит результате к ухудшению эксплуатационно-технических качеств автомобиля.
Изменение указанных качеств автомобиля по мере увеличения пробега может происходить также в результате несоблюдения правил технической эксплуатации или технического обслуживания автомобиля.
Основным средством уменьшения интенсивности изнашивания деталей и механизмов и предотвращения неисправностей автомобиля, то есть поддержания его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания. Под техническим обслуживанием понимают совокупность операций (уборомоечные, крепежные, регулировочные, смазочные и др.), цель которых - предупредить возникновение неисправностей (повысить надежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), а последовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постоянной технической исправности и готовности к работе.
Даже при соблюдении всех мероприятий изнашивание деталей автомобиля может приводить к неисправностям и к необходимости восстановления его работоспособности или ремонта. Следовательно, под ремонтом понимается совокупность технических воздействий, направленных на восстановление технического состояния автомобиля (его агрегатов и механизмов), потерявшего обслуживание и ремонта автомобилей.
Основной документ, согласно которому производится ТО и ремонт на авто предприятиях положения о ТО и ремонте автомобильного транспорта. Согласно этому документу, ТО производится планово-предупредительно через определенный пробег.
Целью дипломного проекта является повышение эффективности работы сотрудников станции технического обслуживания путем создания автоматизированной системы.
1. АНАЛИЗ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ
В данном разделе приведен анализ структуры станции технического обслуживания, организационная модель объекта автоматизации, а также формулируются существующие проблемы в функционировании предприятия.
1.1 Общая характеристика СТО
Успешность бизнеса в сфере автосервисных услуг зависит от многих факторов. И чтобы по восходящей развивать своё дело в острой конкурентной борьбе, надо, по меньшей мере, обладать приличной информационной базой. А точнее - знать состояние современного рынка, тенденции обслуживания автомобилей и непременно - извлекать лучшее из опыта коллег, зарубежных партнеров. Тогда позволительно будет легко и продуктивно формулировать бизнес-планирование на предприятии.
Дальнейшее развитие автосервиса обусловило создание конкурентной среды в этой сфере, и основным направлением в работе предприятий автосервиса стало совершенствование качества предоставляемых услуг. Однако реализовать это требование было достаточно сложно в условиях несовершенства производственных структур, некачественных запасных частей, устаревшего оборудования, низкого уровня технологии и квалификации персонала. Наиболее успешные шаги относительно повышения качества услуг автосервиса связаны с заимствованием западных технологий и оборудования.
1.1.1 Характер работы
Самый перспективный бизнес на нашем рынке техники - сервис. Спрос на сервис техники постоянно увеличивается. Парк автомашин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники. Сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников.
Срочная организация сервисных инфраструктур для обеспечения подъема экономики исправной техникой - задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие сервисной инфраструктуры - это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.
Приоритетные задачи современного сервиса формулируются следующим образом:
а) неукоснительное выполнение персоналом обязанностей и функций, зафиксированных в должностных инструкциях;
б) постоянная забота об улучшении внешнего вида и интерьеров предприятия;
в) периодическая модернизация всех зданий, сооружений и оборудования с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов и сотрудников предприятия;
д) приведение количества рабочих мест и кадровых возможностей в соответствие с фактическим наличием заказов;
е) увеличение прибыли посредством рационального управления предприятием и непрерывного контроля за показателями его эффективности.
ж) учет и контроль рабочего времени по организационно-экономическим критериям;
и) сокращение количества послеремонтных рекламаций путем повышения качества работы и контроля, использование специальных программ для регулярного выборочного контроля;
к) оказание действенной помощи во всех аварийных случаях;
л) организация технической помощи на дороге и эвакуации неисправных автомобилей силами предприятия;
м) применение рекомендованных изготовителем машин нестандартных инструментов и приспособлений, аппаратуры и оборудования;
н) проверка, пополнение и эффективное использование всех имеющихся информационных материалов;
о) целенаправленное повышение квалификации работников в курсовых и семинарских и других учебных мероприятиях.
1.2 Организационная модель СТО
Организационная структура СТО направлена на установление четких взаимосвязей между всеми ее отделениями, их тесного взаимодействия в выполнении поставленных задач.
Организационная структура СТО представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Организационная модель деятельности СТО
На станции технического обслуживания работают: 1 администратор, 1 начальник отдела, 1 главный бухгалтер, 1 жестянщик, 2 автомаляра, 3 автослесарь, 1 диагност-электрик, а также генеральный директор, являющийся единственным владельцем СТО.
Основные функции структурных единиц, указанных на рисунке 1.1:
а) Администратор имеет следующие должностные обязанности:
1) устанавливает на серверы и рабочие станции операционные системы и необходимое для работы программное обеспечение;
2) осуществляет конфигурацию программного обеспечения на серверах и рабочих станциях;
3) поддерживает в работоспособном состоянии программное обеспечение серверов и рабочих станций;
4) регистрирует пользователей локальной сети и почтового сервера, назначает идентификаторы и пароли;
5) осуществляет техническую и программную поддержку пользователей, консультирует пользователей по вопросам работы локальной сети и программ, составляет инструкции по работе с программным обеспечением и доводит их до сведения пользователей;
6) устанавливает права доступа и контролирует использование сетевых ресурсов;
7) обеспечивает своевременное копирование, архивирование и резервирование данных;
8) выявляет ошибки пользователей и программного обеспечения и принимает меры по их исправлению;
9) проводит мониторинг сети, разрабатывает предложения по развитию инфраструктуры сети;
10) обеспечивает сетевую безопасность (защиту от несанкционированного доступа к информации, просмотра или изменения системных файлов и данных), безопасность межсетевого взаимодействия;
11) осуществляет антивирусную защиту локальной вычислительной сети, серверов и рабочих станций;
12) готовит предложения по модернизации и приобретению сетевого оборудования;
13) сообщает своему непосредственному руководителю о случаях нарушения правил пользования локальной вычислительной сетью и принятых мерах.
б) Начальник отдела маркетинга выполняет:
1) определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных “Положением об отделе маркетинга предприятия”, а также на основе указаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
2) определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;
3) ведет все кадровые вопросы в отделе, обладает правом принимать и увольнять сотрудников отдела;
4) определяет порядок оплаты труда временных работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.;
5) руководит процессом изучения рынка, определяет методы и способы изучения рынка, прогнозирования спроса, реализации продукции;
6) руководит процессом изучения жизненного цикла отдельных товаров, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, по выбору новых рынков сбыта или снятию товара с производства;
7) организует для отдела сбыта выработку рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети и поиску новых каналов товародвижения;
8) принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры;
9) представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции;
10) осуществляет связи с общественностью.
в) Основные задачи бухгалтера:
1) выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчетов с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.);
2) участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;
3) осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;
4) отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
5) составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению;
6) производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
7) обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;
8) разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации;
9) участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;
10) участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.
д) Должностные обязанности диагност - электрика:
1) диагностика электрооборудования а/м, доп. оборудования;
2) диагностика систем впрыска бензиновых двигателей;
3) диагностика систем питания дизельных двигателей;
4) диагностика систем контроля тормозного и тягового усилия;
5) диагностика систем регулирования дорожного просвета и адаптивного демпфирования;
6) диагностика систем дистроник, темпомат;
7) диагностика системы санкционированного доступа к автомобилю;
8) диагностика системы пассивной безопасности;
9) диагностика климат - контроля, и пр. электроники.
е) Автомаляр выполняет следующую работу:
1) подготовка автомобилей к покраске;
2) окраска автомобилей.
ж) Должностные обязанности автослесаря:
1) обеспечение безаварийной и надежной работы автотранспорта;
2) правильная эксплуатация;
3) своевременный ремонт;
4) контроль технического состояния.
1.3 Информационные потоки СТО
Информационные потоки между административно-управленческим аппаратом и СТО осуществляются по схеме, указанной на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Информационные потоки
1.4 Анализ функциональной структуры СТО
Несмотря на ряд решаемых задач, и услуг предоставляемых СТО, все же основной его задачей являются техническое обслуживание автомобилей.
Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства) в соответствии с инструкциями его изготовителя.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправного состояния колесного транспортного средства (его составных частей, систем).
Система технического обслуживания и ремонта - совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. Целью данной системы технического обслуживания является обеспечение соответствия состояния автотранспортных средств населения установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами.
Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:
а) воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации;
б) воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.
Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй - представляет собой систему восстановления (ремонта).
При этом под техническим воздействием понимается любая операция, приводящая к восстановлению или сохранению параметров колесного транспортного средства (его составных частей, систем) в процессе его ТО и ремонта, а также любая операция, осуществляемая в процессе контроля соответствия технического состояния колесного транспортного средства предъявляемым требованиям. При этом глубина технического воздействия и, как следствие, его эффективность определяются конечной целью - необходимостью поддержания автомобиля в работоспособном состоянии на протяжении всего периода его эксплуатации.
В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть, которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт - по потребности. Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Как правило, эта система применяется в основном на автотранспортных предприятиях.
Техническое состояние автомобиля зависит от двух основных показателей - конструкционной надежности и условий эксплуатации (в том числе подготовки водителя, организации и условий выполнения работ по обслуживанию автомобиля и т.д.). Одним из недостатков ППС является то, что она не учитывает реального технического состояния и индивидуальных особенностей каждого автомобиля. Перечень и объем работ при проведении ТО определяется только пробегом автомобиля. После выполнения ТО при ППС нельзя сделать заключения о надежности агрегатов и систем автомобиля и спрогнозировать поведение автомобиля в будущем, т.е. предсказать возможный отказ узлов и систем, особенно влияющих на безопасность движения.
Но если на автотранспортных предприятиях этот недостаток может компенсироваться обязательной проверкой технического состояния автомобиля перед его выходом в рейс, то автомобиль «частника» не подвергается проверкам. Поэтому решение вопросов организации ТО и ремонта автомобилей индивидуального пользования должны принципиально отличаться от аналогичных вопросов для автотранспортных предприятий. Отличие, прежде всего, заключается в том, что автомобиль как объект ТО и ремонта находится у владельца, который в одном лице осуществляет как транспортный процесс, так и поддержание автомобиля в технически исправном состоянии и в соответствии с действующим законодательством несет полную ответственность за его эксплуатацию и техническое состояние.
Для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии работы по ТО и ремонту владелец проводит на СТОА или выполняет их (полностью или частично) самостоятельно или с помощью других лиц. При этом регулярность и своевременность проведения работ также зависят от автовладельца. Кроме того, эксплуатация автомобилей личного пользования характеризуется длительными простоями в условиях безгаражного хранения, более низкой профессиональной квалификацией водителей, нерегулярным проведением ТО, ремонта и контроля технического состояния автомобиля, неравномерностью заездов автомобилей на СТОА, частичным проведением ТО и ремонта методом «самообслуживания» без соответствующего обеспечения и контроля качества работ. Так как значительная доля ДТП с гибелью людей обусловлена неисправностями автомобиля и более 90 % легковых автомобилей принадлежит гражданам, необходимо особое внимание уделять вопросам организации ТО и ремонта автомобилей населения.
Поскольку применение ППС в системе автосервиса нецелесообразно, для поддержания автомобилей индивидуального пользования в технически исправном состоянии необходимо опираться на другую стратегию функционирования системы ТО и ремонта. Под стратегией функционирования системы ТО и ремонта понимается совокупность принципов и правил управления техническим состоянием автомобилей, определяющих комплексное изменение эксплуатационных свойств, а также определенных методов организации производственно-технической базы ТО и ремонта.
До 70 % неисправностей систем и агрегатов автомобиля можно отнести к постепенным отказам. Так как существующая ППС ТО и ремонта не предусматривает проведения диагностических работ на системах и агрегатах автомобиля, то сегодня нельзя сделать заключения о реальном техническом состоянии автомобиля. Решением этой проблемы может стать переход к более эффективной стратегии - поддержания автомобиля в работоспособном состоянии по реальному техническому состоянию (стратегия технического обслуживания и ремонта автомобиля по фактическому состоянию - СФТС). Актуальность проблемы создания и функционирования СФТС обусловлена тем, что по мере усложнения конструкции автомобиля, повышения эксплуатационных и экологических требований заметно возрастает стоимость их изготовления и затраты на их ТО и ремонт. Сточки зрения общей теории систем, автомобиль можно рассматривать как объект, техническим состоянием которого в различные периоды эксплуатации можно управлять посредством определенных видов технического воздействия, таких, как техническое обслуживание и ремонт.
Поступающие на ТО и ремонт автомобили требуют самых различных по номенклатуре и объему технических воздействий, СТОА должна обеспечить выполнение любого их сочетания в срок и в полном объеме, т.е. обладать достаточной гибкостью управления и производства.
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств выполняются на СТОА в соответствии с требованиями действующей законодательной, нормативно-технической и другой руководящей документации, утвержденной в установленном порядке.
Технические воздействия на составные части и системы автомобиля, проводимые СТОА, должны осуществляться силами аттестованного (сертифицированного) персонала. Требования к квалификации персонала устанавливаются стандартами производителей и/или профессиональными стандартами Общероссийского профессионального объединения предприятий технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств (см. далее), утвержденными в установленном порядке. В случае необходимости СТОА дополняют содержание профессиональных стандартов специфическими для них требованиями.
Деятельность СТОА в настоящее время не подлежит обязательной сертификации. Регулирование отношений, возникающих при выполнении работ или оказании услуг, и оценка их соответствия осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, принятым 15 декабря 2002 г. Государственной Думой РФ и введенным в действие с 1 июля 2003 г. Он заменил законы РФ «О стандартизации», «О и услуг», а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Закон позволяет освободить предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинально повысить уровень правового регулирования и имеет целью устранение технических и административных препятствий в развитии предпринимательства. Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и направлен на установление правил государственного регулирования требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему - подтверждение соответствия деятельности предприятий автосервиса, т.е. документальное удостоверение соответствия выполненных работ или оказываемых услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с Законом деятельность СТОА осуществляется на основе добровольного подтверждения соответствия в форме добровольной сертификации, т.е. по инициативе заявителя на условиях договора между СТОА и аккредитованным органом по сертификации.
Для непосредственного регулирования отношений, возникающих между автовладельцем (потребителем, заказчиком) и СТОА (исполнителем) при оказании услуг (выполнении работ) по ТО и ремонту, автомобилей и их составных частей разработаны Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №290).
Работы по ТО и ремонту автомобиля производятся на основании договора, который заключается при предъявлении автовладельцем документа, удостоверяющего личность, а также документов, удостоверяющих право собственности на автомототранспортное средство, - свидетельства о регистрации, паспорта автомототранспортного средства, справки-счета (при сдаче в ремонт отдельных составных частей автомобиля, не являющихся номерными, предъявления указанных документов не требуется).
Информация об оказываемых услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, должна быть предоставлена автовладельцу до заключения договора. Эта информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте.
При обоюдно приемлемых условиях выполнения работ заключается договор в письменной форме.
Если работы исполняются в присутствии заказчика (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы ТО, мойка и т.д.), то заказчику выдают квитанцию, жетон, талон и т.п. В случае если автовладелец оставляет автомобиль на СТОА для выполнения работ, то одновременно с договором составляется приемосдаточный акт, где указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении автовладельцем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом СТОА и автовладельцем и заверяется печатью СТОА.
1.5 Дерево проблем
Основные недостатки представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Дерево проблем
Основной проблемой СТО, с точки зрения автоматизации, является недостаточное использование информационных технологий.
На основании проведенного анализа структуры и функций СТО, а также дерева проблем, необходимо разработать информационную модель.
На основе информационной модели необходимо разработать автоматизированное рабочее место СТО.
2. ОПИСАНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ
В данном разделе рассматриваются цели и назначение разработки автоматизированной системы, а также требования к ней. Описываются потоки входной, выходной и нормативно-справочной информации.
2.1 Характеристика задачи
2.1.1 Цели и задачи разработки автоматизированной системы
Целями создания автоматизированной системы является повышение эффективности работы сотрудников с запчастями, поставляемые дилерами на СТО, сокращение потерь рабочего времени, ведение учета всех заказов на ремонт автомобиля.
Задачами создаваемой автоматизированной системы являются:
– экономия времени за счет сокращения времени на выполнение работ;
– повышение качества выходной информации путем автоматизации процессов составления заказов на ремонт и на запчасти;
– защита информации от несанкционированного доступа.
На рисунке 2.1 представлено дерево целей, составленное исходя из дерева проблем.
Рисунок 2.1 - Дерево целей
2.1.2 Назначение разработки
Назначением разрабатываемой автоматизированной системы являются:
– хранить данные в удобном для использования виде;
– получать доступ к необходимой информации в любой момент времени;
– редактировать данные по мере их изменения.
2.1.3 Выделение автоматизированных функций
В автоматизированной системе должны быть автоматизированы следующие функции:
– ведение данных о товаре;
– ведение данных о поставщике, которые предлагают товары;
– составление учетов заказов на товар;
– составление учетов заказов на ремонт.
2.1.4 Использование выходной информации для принятия управленческих решений
Выходная информация является предметом статистической отчетности деятельности СТО.
2.1.5 Требования к организации сбора входной информации
Входная информация вводится администратором. Введение информации должно быть максимально удобно.
Разрабатываемая автоматизированная система должна предоставлять следующие возможности:
– добавление или изменение существующих данных;
– обеспечение защиты данных от несанкционированного доступа;
– обеспечение защиты от ввода неверной информации (неверный тип, формат данных, превышение диапазона вводимых данных).
2.1.6 Условия прекращения автоматизированной обработки
Автоматизированная обработка информации может прекратиться в следующих случаях:
– при нарушении целостности структуры базы данных;
– при сбое работы сервера приложений.
2.2 Алгоритм функционирования автоматизированной системы
Исходя из целей и задач, можно построить структурную схему автоматизированной системы (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структурная схема автоматизированной системы
Пользователем автоматизированной системы будет администратор. Он будет использовать единую программу для доступа к базе данных. Система управления базами данных должна предоставлять доступ к информации, разрешать или запрещать ее модификацию в соответствии с именем пользователя и паролем, идентифицирующем сотрудника.
2.3 Входная информация
Входная информация клиента, подающего заявку на заказ являются следующие данные:
–Ф.И.О;
–марка автомобиля;
–номер телефона.
Входная информация сотрудника, принимающего заказ являются следующие данные:
–должность;
–Ф.И.О.
2.4 Нормативно-справочная информация
Часто используемая информация и не изменяемая продолжительное время, представлена в виде нормативно-справочной информации. Это информация, которая вводится на начальном этапе эксплуатации и может пополняться в ходе работе с автоматизированной системой.
В данной системе к нормативно-справочной информации можно отнести следующие справочники:
– справочник клиентов;
– справочник сотрудников;
– справочник поставщиков;
– справочник деталей.
В таблице 2.1 представлены описания полей «справочника клиентов».
Таблица 2.1 – Справочник клиента
Наименование данных |
Тип данных |
Описание |
Код клиента | Счетчик | Уникальный код клиента |
ФИО | Текстовый | Фамилия, имя, отчество клиента |
Адрес | Текстовый | Адрес клиента |
Телефон | Числовой | Телефон клиента |
Паспортные данные | Текстовый | Паспортные данные клиента
|