Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Содержание


Введение.

1 Краткая техническая характеристика.

2 Оценка тягово-скоростных характеристик.

2.1 Уравнение движения автомобиля.

2.2 Внешняя скоростная характеристика двигателя.

2.3 Тяговая характеристика автомобиля.

2.3.1 Радиус качения.

2.3.2 Расчет кинематической скорости автомобиля по передачам.

2.3.3 Коэффициент полезного действия трансмиссии.

2.3.4 Расчет касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля.

2.3.5 Сила сопротивления дороги.

2.3.6 Сила сопротивления воздуха.

2.3.7 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля.

2.4 Мощностная характеристика автомобиля.

2.5 Динамическая характеристика автомобиля.

2.6 Разгон автомобиля.

2.6.1 Коэффициент вращающихся масс.

2.6.2 Ускорение автомобиля при разгоне.

2.6.3 Определение времени разгона автомобиля

2.6.4 Определение пути разгона автомобиля

3. Топливная экономичность автомобиля

3.1 Построение топливной характеристики автомобиля.

Литература.


Введение


При разработке и доводке конструкций автомобилей ЗиЛ наиболее серьезное внимание, помимо технологичности, уделялось их долговечности, надежности, безопасности, облегчению управления, повышению плавности хода в снижению затрат труда на техническое обслуживание в ремонты в процессе эксплуатации.

В процессе работы над созданием автомобилей в основу были положены опыт отечественного автомобилестроения, тщательный анализ и исследование ряда современных моделей зарубежных грузовых автомобилей подобного класса, широкая постановка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по рабочим процессам, системам и элементам конструкций. В широких масштабах осуществлялся поиск оптимальных мощностных, размерных и конструктивных вариантов.

С точки зрения потребителя, модели автобусов ГАЗ обладают рядом преимуществ. Они динамичны, улучшена их устойчивость, легки в управлении в любых дорожных и климатических условиях.

Рассматриваемый в данной работе грузовой автомобиль ГАЗ 4501 — средней грузоподъемности.


1. Краткая техническая характеристика


Таблица 1.1 – Техническая характеристика автомобиля ГАЗ 4301.

Параметр ГАЗ-4301
Двигатель дизель с турбонаддувом
Рабочий объем, м3 6230
Кол-во, расположение цилиндров 6, рядное

Максимальная стендовая мощность.

кВт / (об/мин)



92 /2800

Максимальный крутящий момент.

Н. м / (об/мин)

370/ 1700
Т рансмиссия механическая
Привод на задние колеса
Коробка передач 5-ступенчатая
Передаточные числа

6.286; 3.391; 2,1ЗЗ; 1,351;

1,000; з. х. 1,429

Главная передача 5.857
Колесная база, мм 3700
Длина старика высота, мм 6425/ 2380 2420
Колея передняя задняя, мм; 1700
Снаряженная масса, кг 3900
Полная масса, кг 9050
Диаметр разворота, м 19.2
Размер шин 240 R 20
Максимальная скорость. км/ч 85
Расход топлива, л/100 км:
при 60 км ч
при 50 км ч 18

2. Оценка тягово-скоростных характеристик


2.1 Уравнение движения автомобиля


Оценку тягово-скоростных свойств автомобиля производят, решая уравнение его движения. Уравнение движения автомобиля связывает силу, движущую автомобиль, с силами сопротивления и позволяет определить характер прямолинейного движения автомобиля, т. е. в каждый момент времени найти ускорение, скорость, время движения и пройденный автомобилем путь.

Окружная сила на ведущих колесах Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 при движении автомобиля затрачивается на преодоление сил сопротивления воздуха Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, качению Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, подъему Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и разгону Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 автомобиля, т. е.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.1)


Здесь знак "-" при силе Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 соответствует движению автомобиля на подъеме, а знак "+" – движению на спуске; знак "-" при силе Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 соответствует разгону автомобиля, а знак "+" – торможению.

Решение уравнения движения автомобиля в общем виде аналитическими методами практически невозможно, так как неизвестны точные функциональные зависимости, связывающие силы, действующие на автомобиль, с его скоростью. Поэтому уравнение движения автомобиля (2.1) решают численными методами на ЭВМ или приближенно, используя графоаналитические методы. Наибольшее распространение получили метод силового (тягового) баланса, метод мощностного баланса и метод динамической характеристики.


2.2 Внешняя скоростная характеристика двигателя


Скоростная характеристика может быть построена расчетным путем по эмпирическим зависимостям, либо по данным, полученным в результате стендовых испытаний двигателя. В данном курсовом проекте для получения скоростной характеристики мы используем эмпирические зависимости.

Построение кривых скоростной характеристики ведется в интервале частот вращения коленчатого вала от Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 600…1000Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 до Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (для дизельного двигателя), здесь Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности.

Определим интервал частот вращения коленчатого вала для двигателя. Минимальные устойчивые обороты автомобиля Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 600…800 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, а частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 2800 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, тогда

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 2800 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. Для удобства расчетов примем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 600 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, а Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301= 2800 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

Расчетные точки кривой эффективной мощности определяются по формуле Лейдермана через каждые 440 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 от Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 до Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.2)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - эффективная мощность (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – номинальная эффективная мощность (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – частота вращения коленчатого вала в искомой точке скоростной характеристики (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301).

Коэффициенты Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 зависят от коэффициентов приспособляемости двигателя по крутящему моменту Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и частоте вращения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.3)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.4)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.5)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,


При этом соблюдается равенство Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 + Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 + Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 1.

Производим вычисление значений эффективной мощности двигателя для выбранных частот вращения коленчатого вала. Результаты вычислений сводим в таблицу расчетов внешней скоростной характеристики (см. табл. 3.2).

Расчетные точки кривой эффективного крутящего момента определяются через каждые 440 Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 от Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, до Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. Формула имеет вид:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 ; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (2.6)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - эффективный крутящий момент (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301).

Производим вычисление значений эффективного крутящего момента двигателя для выбранных частот вращения коленчатого вала. Результаты вычислений сводим в таблицу расчетов внешней скоростной характеристики (см. табл. 3.2).

Условия работы двигателя, установленного на автомобиле, отличаются от стендовых: двигатель работает с другими впускными и выпускными системами, на нем устанавливаются дополнительные механизмы, на привод которых затрачивается определенная мощность, двигатель работает при другом температурном режиме. Поэтому мощность двигателя, установленного на автомобиле Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, несколько меньше мощности, полученной при стендовых испытаниях Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

При использовании для тягово-скоростных расчетов стендовой внешней скоростной характеристики, значения мощности Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 уменьшают путем умножения на коэффициент Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, зависящий как от конструктивных особенностей и условий эксплуатации автомобиля, так и от особенностей стандарта, по которому была снята внешняя скоростная характеристика. Следовательно, мощность и момент, передающиеся в трансмиссию автомобиля, определяются по выражениям:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.7)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.8)


В приближенных расчетах можно принимать Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,93...0,96. Большие значения относятся к двигателям легковых автомобилей.

Зависимости мощностей Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и моментов Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 двигателя, установленного на автомобиле, от частоты вращения коленчатого вала Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, наносятся на график внешней скоростной характеристики (рис. 2.1).

Результаты расчетов сводятся в табл. 2.1.


Таблица 2.1 – Показатели внешней скоростной характеристики.

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, об/мин

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

600 23,7 22,3 377,2 354,6
1040 43,8 41,1 401,7 377,6
1480 63,2 59,4 407,6 383,2
1920 79,4 74,6 394,9 371,2
2360 89,9 84,5 363,7 341,9
2800 92,0 86,5 313,8 295,0

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 2.1 – График внешней скоростной характеристики.


2.3 Тяговая характеристика автомобиля


2.3.1 Радиус качения

Для определения движущей силы автомобиля необходимо знать величину радиуса качения ведущего колеса. Так как на колесах автомобиля установлены эластичные пневматические шины, то величина радиуса качения колес во время движения изменяется.

Радиус качения характеризует путь, пройденный колесом за один оборот. Он соответствует радиусу такого фиктивного жесткого колеса, которое при отсутствии пробуксовывания и проскальзывания имеет одинаковую с действительным колесом угловую Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и поступательную Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 скорости качения.

Радиус качения колеса зависит от нормальной нагрузки, внутреннего давления воздуха в шине, окружной силы, коэффициента сцепления колеса с дорогой и поступательной скорости движения колеса при его качении.

Расчетный радиус качения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 вычисляется по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.9)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – наружный диаметр шины; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - статический радиус шины.

Приближенно статический радиус шины Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 можно определить по цифрам, указанным в обозначении шины:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.10)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – посадочный диаметр обода, мм;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = Н/В (Н и В – высота и ширина профиля шины, мм);

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.


Расчетный радиус качения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 превышает статический Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 на 2 ... 3 % в зависимости от скорости движения автомобиля (большие значения относятся к скоростям порядка 100 км/ч),т. е. Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.


2.3.2 Расчет кинематической скорости автомобиля по передачам

Кинематическая скорость автомобиля является функцией от угловой скорости коленчатого вала двигателя, и определяется выражением:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (2.11)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - кинематическая скорость автомобиля при движении на i-той передаче (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - радиус колеса (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - передаточное число главной передачи;Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - передаточное число i-той передачи.

Радиус колеса Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301= 0,462 (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301).

Передаточное число главной передачи Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301= 5,857 (см. табл. 1.1).

Передаточные числа каждой передачи коробки берем также из табл. 1.1

Теперь производим расчет значений кинематической скорости автомобиля для каждой угловой скорости коленчатого вала двигателя на каждой из передач. Расчет производим по формуле (2.9). Результаты сводим в таблицу (см. табл. 2.2).


2.3.3 Коэффициент полезного действия трансмиссии

При определении коэффициента полезного действия (КПД) трансмиссии учитывают гидравлические потери, вызванные взбалтыванием и разбрызгиванием масла в картерах коробки передач и ведущего моста, и механические потери, связанные с трением между зубьями шестерен, в подшипниковых узлах и в карданных шарнирах.

В общем случае КПД трансмиссии Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 определяется по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.12)


где к, 1, m и n - соответственно число пар цилиндрических шестерен внешнего зацепления (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301), внутреннего зацепления (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301), конических шестерен (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301) и число карданных сочленений (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301), передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на 1-ой передаче в КП.

В расчетах принимают: Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,980 ... 0,985; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,990; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,960 ... 0,975; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,990.

При работе трансмиссии с полной нагрузкой, т. е. при работе двигателя по внешней скоростной характеристике, КПД трансмиссии имеет следующие значения:
легковые автомобили - 0,90 ... 0,92;

грузовые автомобили и автобусы - 0,83 ... 0,86;

грузовые автомобили повышенной проходимости - 0,80 ... 0,85.

Большие значения КПД трансмиссии относятся к прямой передаче в коробке передач автомобиля.

Принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 0,85.


2.3.4 Расчет касательнойсилы тяги на ведущих колесах автомобиля

Касательная сила тяги на ведущих колесах автомобиля определяется выражением, Н:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.13)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301- КПД трансмиссии (принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301= 0,85).

Производим расчет значений касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля по формуле (2.13) для каждой из передач. Результаты сводим в таблицу 2.2. На графике строим кривые в зависимости от скорости (рис 2.2)


Таблица 2.2 Кинематическая скорость и касательная сила тяги.

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, об/мин

1-передача 2-передача 3-передача 4-передача 5-передача

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

600 2,613 26089,8 4,847 14067,5 7,705 8848,7 12,165 5604,6 16,435 4148,5
1040 4,53 27784,9 8,401 14981,5 13,355 9423,6 21,086 5968,7 28,487 4418
1480 6,446 28191,1 11,955 15200,5 19,006 9561,4 30,007 6056 40,539 4482,6
1920 8,362 27313,3 15,509 14727,2 24,656 9263,7 38,927 5867,4 52,591 4343
2360 10,279 25151,7 19,063 13561,7 30,306 8530,5 47,848 5403,1 64,643 3999,3
2800 12,195 21701,7 22,617 11701,5 35,957 7360,4 56,769 4662 76,695 3450,7

2.3.5 Сила сопротивления дороги

Сила сопротивления качению колес автомобиля Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 при движении автомобиля по горизонтальной дороге определяется в Н по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.14)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – сила тяжести автомобиля.

Коэффициент сопротивления качению Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 определяется экспериментально и, в основном, зависит от материала и конструкции шин, давления воздуха в них, твердости и состояния дорожного покрытия, сопротивления подвески деформациям при перекатывании колес через неровности дороги и режима движения автомобиля.

Коэффициент Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 изменяется в широких пределах: от 0,007...0,012 на асфальтобетонном или цементобетонном покрытии в хорошем состоянии до 0,15...0,30 на сухом песке.

Коэффициент Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 при увеличении скорости автомобиля возрастает. При номинальных нагрузках на колесо и давлениях воздуха в шине рост коэффициента Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 становится заметным при V = 15...20 м/с (54...72 км/ч). Значение коэффициента сопротивления качению в зависимости от скорости движения автомобиля V может быть определено по эмпирической формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.15)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (рекомендуемое для расчета значение Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,009); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - скорость движения автомобиля, км/ч.

Значения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и соответствующие им значения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 заносим в табл. 2.3.

В нижней части графика тяговой характеристики автомобиля (рис. 2.2) наносим кривую Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, построенную для одного значения. При движении автомобиля по горизонтальной дороге, что предполагается при выполнении этой работы, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.


2.3.6 Сила сопротивления воздуха

Сила сопротивления воздуха Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 в Н рассчитывается по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.16)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – коэффициент сопротивления воздуха, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – лобовая площадь автомобиля, т. е. площадь проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную его продольной оси, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - скорость движения автомобиля, м/с.

Коэффициент сопротивления воздуха принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

Лобовую площадь автомобиля принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

Значения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 заносим в табл. 2.3.

Кривую силы сопротивления воздуха Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 движению автомобиля строят, откладывая значения этой силы вверх от значений силы Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, для соответствующих скоростей движения автомобиля (рис. 2.2). Кривая суммарного сопротивления Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 определяет величину окружной силы, необходимой для движения автомобиля с постоянной скоростью V = const.


Таблица 2.3 –

Сила сопротивления дороги и сила сопротивления воздуха.

V, км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Н

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Н

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Н

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

0 799 0 799 0,009
5 799,7 6,8 806,5 0,009
10 801,9 27 828,9 0,009
15 805,5 60,8 866,3 0,009
20 810,5 108 918,5 0,009
25 817 168,8 985,8 0,009
30 824,9 243,1 1068 0,009
35 834,3 330,8 1165,1 0,009
40 845 432,1 1277,1 0,01
45 857,3 546,9 1404,2 0,01
50 870,9 675,2 1546,1 0,01
55 886 816,9 1702,9 0,01
60 902,6 972,2 1874,8 0,01
65 920,6 1141 2061,6 0,01
70 940 1323,3 2263,3 0,011
75 960,8 1519,1 2479,9 0,011

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 2.2 – Тяговая характеристика автомобиля.


2.4 Мощностная характеристика автомобиля


Рассчитываем мощность, подводимую от двигателя к ведущим колесам автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.17)


Заносим данные в соответствующие строки табл. 2.4 и строим зависимость Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 для Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (рис. 2.3).

Рассчитываем мощности затрачиваемые на преодоление силы воздуха и силы сопротивления дорожного покрытия:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301;

Заносим данные в соответствующие строки табл. 2.4 и строим зависимости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 для Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (рис. 2.3).

Отношение мощности, необходимой для равномерного движения автомобиля (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301), к мощности Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, которую развивает автомобиль при той же скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и полной подаче топлива называют степенью использования мощности двигателя и обозначают буквой И:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.18)


Значения степени использования мощности двигателя И также заносим в табл. 2.4.


Таблица 2.4 – Показатели мощностной характеристики.

V, км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, кВт

И
600 16,4 22,28 23,70 20,145 3,7
1040 28,5 41,13 43,75 37,1875 6,5
1480 40,5 59,38 63,17 53,6945 9,5
1920 52,6 74,64 79,40 67,49 12,8
2360 64,6 84,48 89,87 76,3895 16,5
2800 76,7 86,48 92,00 78,2 20,6

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 2.3 – График мощностной характеристики.


2.5 Динамическая характеристика автомобиля


Методы тягового (силового) и мощностного балансов затруднительно применять при сравнении тягово-динамических свойств автомобилей, имеющих различные снаряженные массы и грузоподъемность, так как при движении их в одинаковых условиях силы и мощности, необходимые для преодоления суммарного дорожного сопротивления, различны. От этого недостатка свободен метод решения уравнения движения с помощью динамической характеристики.

С этой целью воспользуемся безразмерной величиной D - динамическим фактором, равным отношению свободной силы тяги (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301) к силе тяжести автомобиля Ga:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 . (2.19)


Значения динамического фактора заносим в табл. 2.5.

Графическое изображение зависимости динамического фактора от скорости движения автомобиля на различных передачах в коробке передач и полной нагрузке на автомобиль называют динамической характеристикой автомобиля, т. е. D = f(V) (рис.2.4).


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 2.4 – График динамической характеристики.


2.6 Разгон автомобиля


Время равномерного движения автомобиля обычно невелико по сравнению с общим временем его работы. При эксплуатации в городах автомобили движутся равномерно всего 15 -20 % времени, 40 - 45 % - ускоренно и 30 - 40 % - замедленно.

Показателем динамических свойств автомобиля при разгоне служит интенсивность разгона или приемистость автомобиля.

Приемистость (интенсивность разгона) автомобиля характеризует его способность быстро трогаться с места и увеличивать скорость движения. Это свойство автомобиля имеет особенно большое значение в условиях городского движения при частых остановках и троганиях с места, а также характеризует быстроту осуществления обгонов в условиях загородного движения. Интенсивность разгона автомобиля измеряется величиной его ускорения.


2.6.1 Коэффициент вращающихся масс

Коэффициент учета вращающихся масс.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (2.20)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301=0,03…0,05; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,04… 0,06 для одиночных автомобилей. Принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,03 и Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0,04 .

Рассчитываем коэффициенты учета вращающихся масс по формуле (2.20) для каждой передачи. Результаты сводим в таблицу 2.5.


2.6.2 Ускорение автомобиля при разгоне

Ускорение автомобиля определяют экспериментально или рассчитывают применительно к горизонтальной дороге с твердым покрытием хорошего качества при условии максимального использования мощности двигателя и отсутствии буксования колес.

Трогание автомобиля с места кратковременно и определяется преимущественно индивидуальными особенностями водителя. Поэтому считают, что разгон начинается с минимальной скорости Vmin на передаче, с которой происходит трогание автомобиля с места.

Величину ускорения в м/с находят из уравнения (2.21):


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.21)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - ускорение свободного падения (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 9,81 м/с ).

Значения ускорения для каждой передачи заносим в табл. 2.5.

Строим график ускорений автомобиля на передачах (рис. 2.5) в зависимости от скорости его движения.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 2.5 – График ускорения автомобиля.


Таблица 2.5 – Показатели тяговой характеристики автомобиля.

Параметры Частота вращения, об/мин
Обозначение Размерность

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

об/мин 600 1040 1480 1920 2360

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

кВт 22,28 41,13 59,38 74,64 84,48

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

кВт 23,70 43,75 63,17 79,40 89,87

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

354,60 377,64 383,16 371,23 341,85

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

377,2 401,7 407,6 394,9 363,7







Передача 1

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

км/ч 2,613 4,53 6,446 8,362 10,279


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Н 26090 27785 28191 27313 25152


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

------ 0,313 0,3329 0,3377 0,3271 0,3011


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

1,133 1,207 1,225 1,186 1,089
Передача 2

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

км/ч 4,847 8,401 11,955 15,509 19,063


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Н 14068 14982 15201 14727 13562


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

------ 0,1685 0,1793 0,1817 0,1757 0,1614


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

1,036 1,106 1,122 1,083 0,99
Передача 3

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

км/ч 7,705 13,355 19,006 24,656 30,306


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Н 8848,7 9423,6 9561,4 9263,7 8530,5


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

------ 0,1058 0,1124 0,1135 0,1092 0,0994


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

0,771 0,823 0,832 0,798 0,72
Передача 4

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

км/ч 12,165 21,086 30,007 38,927 47,848


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Н 5604,6 5968,7 6056 5867,4 5403,1


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

------ 0,0667 0,0702 0,0698 0,0657 0,0578


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

0,504 0,535 0,531 0,495 0,426
Передача 5

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

км/ч 16,435 28,487 40,539 52,591 64,643


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Н 4148,5 4418 4482,6 4343 3999,3


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

------ 0,0489 0,0505 0,0487 0,0436 0,0352


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

0,359 0,373 0,357 0,311 0,235

2.6.3 Определение времени разгона автомобиля

Трогание с места начинают на передаче, обеспечивающей максимальное ускорение. Для определения наиболее интенсивного разгона в расчет вводят ускорения, соответствующие максимально допустимой скорости движения автомобиля на данной передаче.

Время разгона автомобиля на Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301-ой передаче от скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 до скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 находят, исходя из следующего соотношения:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 . (2.22)

Интегрирование последнего выражения производят численным методом. С этой целью кривые ускорения на каждой из передач разбивают на 5-6 одинаковых интервалов. Предполагается, что в интервале скорости:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.23)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – значения скоростей соответственно в начале и конце интервала в м/с.

Ввиду малости последнего, автомобиль движется равноускоренно с ускорением Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 в м/с2, равным полусумме ускорений Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 и Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 соответственно в начале и конце этого интервала, т. е.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.24)


Для повышения точности расчета интервал скоростей выбирают равным 3 ... 5 км/ч на низшей передаче, т. е. на передаче, с которой происходит трогание автомобиля с места, 5 ... 10 км/ч – на промежуточных и 10 ... 15 км/ч – на высшей передаче.

Время движения автомобиля Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 в секундах, за которое его скорость вырастает на величину Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, определяется по закону равноускоренного движения:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 . (2.25)


Общее время разгона автомобиля на k-ой передаче от скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 до скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, при которой начинается переключение на (k + 1)-ую передачу, находят суммированием времен разгона в интервалах, т. е.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.26)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – число интервалов скоростей на k-ой передаче.

По накопленным значениям Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, определенным для различных скоростей, строят кривую времени разгона на k-ой передаче, начиная ее со скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. Для передачи, на которой происходит трогание автомобиля с места в начальный момент при Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 0, скорость автомобиля принимается равной Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

Падение скорости:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.27)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – время переключения передачи: Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301с.

Исходные данные и результаты расчета сводим в таблицу 2.6.


2.6.4 Определение пути разгона автомобиля

Путь разгона автомобиля Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 за время Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 определяется выражением


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.28)


Этот интеграл также вычисляется численными методами. При равноускоренном движении в интервале скоростей Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, автомобиль движется со средней скоростью


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (2.29)


и проходит путь


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (2.30)


Путь разгона автомобиля до заданной скорости определяется суммированием элементарных путей Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 на каждом интервале скоростей Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

Общий путь разгона автомобиля на k-ой передаче от скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 до скорости Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 находят суммированием пути разгона в интервалах, т. е.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.31)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - число интервалов на k -ой передаче.

Путь Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, пройденный автомобилем за время переключения Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 с k -ой на (k +1) передачу, определяется по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (2.32)


где скорость Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, при которой начинается переключение на смежную высшую передачу, и скорость Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, которая теряется за время переключения передач, выражены в км/ч, а время переключения передач Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 в секундах.

Исходные данные и результаты расчета сводим в таблицу 2.6. Строим график рис.2.6.


Таблица 2.6 – Результаты расчетов времени и пути разгона.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, м/с

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, м/с

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, с

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, с

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, м/с

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, м/с

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301м

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301м

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301м

1 2 3 4 6 8 10 11 12 13 14
Передача 1 2,63 0,73
1,13

0,00 1 2,4

0,00 0,71

3,24 0,90 0,17 1,16 1,15 0,15 0,15

0,82 0,12 0,12

3,96 1,10 0,20 1,20 1,18 0,17 0,32

1,00 0,17 0,29

6,12 1,70 0,60 1,23 1,22 0,49 0,81

1,40 0,69 0,98

7,92 2,20 0,50 1,20 1,22 0,41 1,22

1,95 0,80 1,78

9,00 2,50 0,30 1,16 1,18 0,25 1,48

2,35 0,60 2,38

9,72 2,70 0,20 1,13 1,15 0,17 1,65

2,60 0,45 2,83
Продолжение таблицы 2.6
1 2 3 4 6 8 10 11 12 13 14
Передача 2 8,64 2,40
1,13

2,65 1 5,99

3,54 1,71

12,96 3,60 1,20 1,12 1,13 1,07 3,72

3,00 3,20 6,74

15,84 4,40 0,80 1,08 1,10 0,73 4,45

4,00 2,91 9,65

17,82 4,95 0,55 1,04 1,06 0,52 4,97

4,68 2,43 12,08

19,44 5,40 0,45 0,96 1,00 0,45 5,42

5,18 2,33 14,41

21,10 5,86 0,46 0,90 0,93 0,49 5,91

5,63 2,78 17,19

22,68 6,30 0,44 0,84 0,87 0,51 6,42

6,08 3,08 20,26
Передача 3 21,5 5,99
0,82

7,42 1 9,69

21,9 2,73

25,20 7,00 1,01 0,78 0,80 1,26 8,68

6,50 8,19 30,15

27,72 7,70 0,70 0,76 0,77 0,91 9,58

7,35 6,68 36,84

29,88 8,30 0,60 0,72 0,74 0,81 10,40

8,00 6,49 43,32

32,22 8,95 0,65 0,68 0,70 0,93 11,32

8,63 8,01 51,33

33,84 9,40 0,45 0,64 0,66 0,68 12,01

9,18 6,26 57,59

36,00 10,00 0,60 0,60 0,62 0,97 12,97

9,70 9,39 66,97
Передача 4 34,8 9,69
0,52

13,9 1 15,4

69,7 4,34

39,60 11,00 1,32 0,48 0,50 2,63 16,60

10,34 27,20 96,91

43,20 12,00 1,00 0,46 0,47 2,13 18,73

11,50 24,47 121,38

46,44 12,90 0,90 0,44 0,45 2,00 20,73

12,45 24,90 146,28

49,68 13,80 0,90 0,40 0,42 2,14 22,87

13,35 28,61 174,88

52,92 14,70 0,90 0,38 0,39 2,30 25,18

14,25 32,80 207,69

56,88 15,80 1,10 0,32 0,35 3,13 28,31

15,25 47,79 255,48
Передача 5 55,6 15,4
0,28

29,3 1 76,6

259 5,89

59,76 16,60 1,14 0,25 0,27 4,28 33,59

16,03 68,67 328,49

63,36 17,60 1,00 0,24 0,25 4,08 37,67

17,10 69,80 398,28

66,96 18,60 1,00 0,22 0,23 4,35 42,02

18,10 78,70 476,98

70,20 19,50 0,90 0,19 0,21 4,39 46,41

19,05 83,63 560,61

73,44 20,40 0,90 0,18 0,19 4,86 51,28

19,95 97,05 657,67

77,04 21,40 1,00 0,13 0,16 6,45 57,73

20,90 134,84 792,51

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 2.6 – График времени и пути разгона.


3. Топливная экономичность автомобиля


3.1 Построение топливной характеристики автомобиля


Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в разных условиях движения.

Топливной характеристикой установившегося движения называют зависимость путевого расхода топлива от установившейся скорости при установившемся движении на ровной горизонтальной дороге на высшей передаче.

При построении графика топливной характеристики установившегося движения для заданной скорости автомобиля на высшей передаче определяется:

- обороты двигателя, соответствующие заданной в км/ч скорости:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 ; (3.1)


- значение эффективной мощности на валу двигателя, соответствующее полученным оборотам двигателя:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (3.2)


- значение мощности, передающейся в трансмиссию автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.3)


- значение мощности, подводимой к ведущим колесам автомобиля на высшей передаче:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.4)


- значения мощностей, затрачиваемых на преодоление сил дорожного сопротивления и сопротивление воздуха (здесь скорость в м/с):


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.5)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.6)


- значения степени использования мощности И и частоты вращения Е:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.7)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.8)


- определяем коэффициенты, зависящие от степени использования двигателя и частоты вращения коленчатого вала двигателя:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301; (3.9)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (3.10)


- путевой расход топлива (в л/100 км) определяется по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (3.13)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности, выше Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 на 5... 10%. Для дизельных двигателей Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 лежит в пределах 190...230г/кВт ч; принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 200 г/кВт ч; Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301= 210 г/кВт-ч (5%); Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301- плотность дизельного топлива, Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 = 820 кг/м3.

Результаты сводим в таблицу 3.1. Строим график 3.1.

Таблица 3.1 – Показатели топливной характеристики автомобиля.

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Об/мин

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Квт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Квт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Квт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Квт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Квт

И Е

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301,

Л/100 км

600 16,4 22,28 23,70 20,14 3,7 0,333 0,2 0,214 1,16 1,079 9,45
1040 28,5 41,13 43,75 37,18 6,5 1,734 0,221 0,371 1,15 1,004 10,27
1480 40,5 59,38 63,17 53,69 9,5 4,998 0,27 0,529 1,125 0,964 11,94
1920 52,6 74,64 79,40 67,49 12,8 10,912 0,351 0,686 1,078 0,954 14,27
2360 64,6 84,48 89,87 76,38 16,5 20,264 0,481 0,843 0,999 0,968 16,93
2800 76,7 86,48 92,00 78,2 20,6 33,842 0,696 1 0,903 1 19,73

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Рисунок 3.1 – График топливной характеристики.


4. Выбор параметров зубчатых колес и кинематический расчет коробки передач


Основные размеры и масса коробки передач определяются главным образом размерами зубчатых колес. Предварительно параметры зубчатых колес определяются на основе метода аналогии и использования статистических данных, отражающих длительную практику автостроения. Затем они уточняются по результатам проверочных расчетов и испытаний. Главным размерным параметром является межосевое расстояние Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.

На основании данных о выполненных конструкциях соосных трехвальных коробок передач с двумя степенями свободы и неразветвленным потоком межосевое расстояние (мм) может быть представлено как функция крутящего момента на вторичном валу:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301, (4.1)


где Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 — максимальный крутящий момент на вторичном валу, НТяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301м, определяемый исходя из максимального крутящего момента двигателя и передаточного числа первой передачи.

Коэффициент Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 находится в пределах 8,6...9,6 для грузовых. Большие значения коэффициента относятся к коробкам с ускоряющей передачей, а также коробкам автомобилей с дизельными двигателями.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.


Практически для выполненных конструкций ряд значений Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 ограничен. Для коробок передач грузовых автомобилей рекомендуется следующий рациональный ряд межосевых расстояний (мм): 85, 105, 125, 140, 160.

Принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 мм.

После выбора межосевого расстояния назначаются ширина зубчатых венцов, модуль и угол наклона зуба. Требуемая жесткость конструкции, удовлетворительная сбалансированность сроков службы зубчатых колес и подшипников и умеренная металлоемкость имеют место при практически установившихся пропорциях основных элементов коробки передач. Поэтому ширина зубчатых венцов, а также длина коробки по картеру и габаритные размеры валов и подшипников, выраженные в долях межосевого расстояния, сохраняют для выполненных конструкций с типовой компоновкой высокую степень постоянства.

Рабочая ширина зубчатых венцов


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301. (4.2)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 мм.


Нормальный модуль (Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301) зубчатых колес механических коробок передач находится в следующих пределах (мм): в микро- и малолитражных автомобилях — 2,25...2,75; легковых — 2,75...3; грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности — 3,5...4,25; грузовых автомобилях большой грузоподъемности — 4,25...5.

Принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 мм.

Большинство зубчатых колес в коробках передач выполняются косозубыми с целью уменьшения шума при работе и повышения прочности. Прямозубые применяются обычно для передачи заднего хода, а в грузовых автомобилях — также и для первой передачи. Угол наклона косозубых колес Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 находится в следующих пределах (град): в трехвальных коробках легковых автомобилей — 22...34; двухвальных — 20...25; в коробках передач грузовых автомобилей — 18...26.

Принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301

Предварительно рассчитываем сумму чисел зубьев.

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 . (4.3)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301.


Уточняем угол наклона зубьев


Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 (4.4)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301


Трехвальные коробки передач с двумя степенями свободы на каждой передаче, кроме прямой и заднего хода, передают мощность последовательно через две пары зубчатых колес — пару привода промежуточного вала с передаточным числом ип и выходную пару данной передачи с передаточным числом иi. В этом случае задача по подбору чисел зубьев включает также рациональное распределение передаточного числа коробки передач икп = ип Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 иi. Значение ип при переходе от одной передачи к другой остается неизменным, изменяются лишь значения иi. Значение ип целесообразно определять исходя из заданного передаточного числа первой передачи и1. При этом должны быть учтены следующие ограничения: ведущая шестерня пары первой передачи 2Вщ1 должна иметь размер, позволяющий выполнить промежуточный вал достаточно жестким; минимальное число зубьев этой шестерни по условию качества зацепления не должно быть менее 12; шестерня первичного вала zвщ п должна иметь размер, позволяющий выполнить гнездо под передний подшипник вторичного вала требуемой грузоподъемности; внешний диаметр этой шестерни для обеспечения технологичности сборки не должен превышать размер отверстия под подшипник первичного вала, ограничиваемый условием жесткости картера. В то же время рациональным является распределение, при котором большая степень редукции момента осуществляется парой первой передачи, т.е. передаточное число иi1 превышает ип. Для трехвальных коробок передач с типовой компоновкой распределение передаточного числа первой передачи оказывается рациональным как в отношении момента на промежуточном валу, так и в отношении учета перечисленных выше ограничений, если его выполнить на основе выбора числа зубьев ведущей шестерни первой передачи zвщ 1 в следующих пределах: для коробки передач грузовых автомобилей (и1 = 6...8) — zвщ 1 = 12...16. Меньшие значения zвщ 1 относятся к коробкам передач с большими значениями иг и модуля зубчатых колес первой передачи.

Дальнейшая последовательность расчета:


zвм 1 = Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 - zвщ 1 ; zвм 1 = Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301 – 12 = 40.

иi1 = zвм 1 / zвщ 1 ; иi1 = 40 / 12 = 3,333

ип = и1 / иi1 ; ип = 6,289 / 3,333 = 1,886

иi2 = и2 / ип ; иi2 = 3,391 / 1,886 = 1,798

= щ/ип; щ2 = и21и„; иа = щ1иа; ...


После того как для каждой пары сопряженных зубчатых колес рассчитаны передаточные числа {и — иа, и = = «хЬ и = Ыг2, « = «гз, —), искомые числа зубьев 2ВЩ и 2ВМ определяются на основе решения системы (3.15).

Числа зубьев округляются до целых значений, затем производится уточнение передаточных чисел. С целью приближения к заданному ик. п можно изменять ранее выбранное значение 22, компенсировав это изменение соответствующим смещением или корректировкой угла наклона р.


Литература


1. Гришкевнч А.И. Автомобиль: Теория. - Ми.: Высш. шк., 1986. - 208 с.

2. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля. -М.: Машиностроение. 1982. - 224 с.

3. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Расчет агрегатов и систем / Под ред. Н.Ф. Бочарова. Л.Ф.Жеглова. - М: Машиностроение, 1994. - 404 с.

4. ГОСТ 4754 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для легковых автомобилен, прицепов к ним. легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. 1999.

5. ГОСТ 5513 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним. автобусов и троллейбусов. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.

6. Литвинов АС, Фаробин Л.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение. 1989. - 240 с.

7. Мошностной баланс автомобиля В.А. Петрушов. ВВ. Московкин. А.Н. Евграфов. -М.: Машиностроение. 1984. - 160 с.

8. Евграфов А.Н.. Высоцкий М.С., Титович А.И. Аэродинамика магистральных автопоездов. - Ми.: Наука и техника, 1988. - 232 с.

9. Евграфов А.Н.. Есеновскнй-Дашков Ю.К. Аэродинамические свойства автомобилей и автопоездов. Методы исследований. - М.: МГАУ. 1998. - 79 с.

10. Европейский Союз. Технические стандарты на автотранспортные средства. Директива Совета 93.53 ЕС от 25 июля 1996 года. Максимальные разрешенные габаритные размеры и нагрузки (веса) автотранспортных средств.

11. Грузовые автомобили: Проектирование и основы конструирования М.С. Высоцкий. Л.Х. Гилелес. С.Г. Херсонский. - М.: Машиностроение. 1995. - 256 с.

Похожие работы:

  1. • Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-2105
  2. • Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093
  3. • Подвижной состав Автомобильного транспорта
  4. • Тяговый расчет автомобиля ГАЗ 3307
  5. • Тяговые и динамические характеристики автомбиля ВАЗ ...
  6. • Тяговые и динамические характеристики автомбиля ВАЗ ...
  7. • Расчет автомобиля с ГМП
  8. • Тяговый расчет автомобиля ГАЗ-53А с двигателем ЗМЗ-53
  9. • Расчет и построение тягово-динамической характеристики ...
  10. • Тяговый расчет автомобиля
  11. • Рассчётно-графический анализ тягово-скоростных ...
  12. • Проектирование автомобиля с бензиновым двигателем
  13. • Проект легкового автомобиля, грузоподъемностью 4 ...
  14. • Тяговый расчёт автомобиля
  15. • Тяговый расчет трактора и автомобиля
  16. • Сцепление автомобиля ЗИЛ-130-76
  17. • Расчет автомобиля ГАЗ 3302
  18. • Расчет тягово-скоростных свойств трактора и ...
  19. • Автомобиль УАЗ-31512
Рефетека ру refoteka@gmail.com