1. Внешняя скоростная характеристика двигателя ЗМЗ-53
Внешняя
скоростная
характеристика
представляет
собой зависимость
эффективной
мощности
[кВт], эффективного
крутящего
момента
[Н·м], удельного
расхода топлива
[г/кВт·ч], часового
расхода топлива
[кг/ч], от частоты
вращения коленчатого
вала
[об/мин] при
установившемся
режиме работы
двигателя и
максимальной
подаче топлива.
Определение
текущего значения
эффективной
мощности
,
[кВт] от частоты
вращения коленчатого
вала двигателя
производится
по эмпирической
зависимости,
предложенной
С.Р. Лейдерманом:
,
где
– максимальная
эффективная
мощность двигателя
[кВт];
– текущая
частота вращения
[об/мин];
– частота
вращения при
максимальной
мощности [об/мин];
Для бензинового
двигателя
коэффициенты
=1
и
=1
Определение
наименьшей
устойчивой
–
и максимальной
–
частот вращения
коленчатого
вала [об/мин]
=0,13·nN;
=
0,13·3200 = 416
об/мин
Т.к. на двигателе установлен ограничитель частоты вращения коленчатого вала, то:
=1,2·
nN;
=
1,2·3200 =
3840 об/мин
=
11,7 кВт
Значения эффективной мощности двигателя сводятся в таблицу 1
Определение
мощности НЕТТО
двигателя
,
[кВт]
=
0,9·
;
=
0,9·11,7 = 10,5 кВт
Значения мощности НЕТТО двигателя сводятся в таблицу 1
Определение
эффективного
крутящего
момента двигателя
,
[Н·м]
=9550·
;
=
=
279,3 Н·м
Значения эффективного крутящего момента двигателя сводятся в таблицу 1
Определение
крутящего
момента двигателя
НЕТТО
,
[Н·м]
= 0,9·
;
=
0,9·279,3 = 251,4 Н·м
Значения крутящего момента двигателя НЕТТО сводятся в таблицу 1
Определение
удельного
расхода топлива
,
[г/кВт·ч]
,
где
– минимальный
удельный расход
топлива [г/кВт·ч]
= 327,2 [г/кВт·ч]
Значения удельного расхода топлива двигателя сводятся в таблицу 1
Определение
часового расхода
топлива двигателя
,
[кг/ч]
= 3,8 кг/ч
Значения часового расхода топлива двигателя сводятся в таблицу 1
2. Тяговый баланс автомобиля
Тяговый
баланс автомобиля
– это совокупность
графиков зависимостей
силы тяги на
ведущих колесах
,
[Н] (на различных
передачах), а
также суммы
сил сопротивления
качению
,
[Н] и воздуха
,
[Н] от скорости
движения автомобиля
[км/ч]
Расчет
сил тяги на
колесах для
каждой передачи
,
[Н]
,
где
– коэффициент
полезного
действия трансмиссии;
– передаточное
число трансмиссии;
– радиус
качения колеса,
[м]
,
где
– передаточное
число коробки
переменных
передач
– передаточное
число главной
передачи
Радиус
качения колеса
,
[м] для радиальной
шины определяется
как:
КПД трансмиссии
определяется:
,
где K
– число пар
цилиндрических
шестерен в
трансмиссии
автомобиля,
через которые
передается
крутящий момент
на
-той
передаче;
L – число пар конических или гипоидных шестерен;
M – число карданных шарниров.
Расчет
скорости движения
автомобиля
для каждой
передачи
,
[км/ч]
Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 1-й передаче
м
Н
км/ч
Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 1-й передаче сводятся в таблицу 2
Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 2-й передаче
Н
км/ч
Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 2-й передаче сводятся в таблицу 2
Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 3-й передаче
Н
км/ч
Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 3-й передаче сводятся в таблицу 2
Расчет силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 4-й передаче
Н
км/ч
Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на 4-й передаче сводятся в таблицу 2
Расчет
силы сопротивления
качению колес
автомобиля
по дорожному
покрытию
,
[Н]
,
где
– масса полностью
загруженного
автомобиля,
[кг]
= 9,8 – ускорение
свободного
падения, [м/с2]
– коэффициент
сопротивления
качению автомобильного
колеса
,
где
= 0,018 – коэффициент
сопротивления
качению колес
автомобиля
по асфальтобетону;
= 0,03 – коэффициент
сопротивления
качению колес
автомобиля
по грунтовой
дороге.
Расчет
коэффициента
сопротивления
качению колеса
и силы сопротивления
качению колес
автомобиля
по асфальтобетону
,
[Н]
Н
Расчет
коэффициента
сопротивления
качению колеса
и силы сопротивления
качению колес
автомобиля
по грунтовой
дороге
,
[Н]
Н
Значения сил сопротивления качению колес автомобиля сводятся в таблицу 3
Расчет
силы сопротивления
воздуха действующей
на автомобиль
,
[Н]
,
где
– коэффициент
обтекаемости
формы автомобиля,
[кг/м3]
– площадь
МИДЕЛЯ – площадь
проекции автомобиля
на плоскость
перпендикулярную
продольной
оси, [м2].
[кг/м3],
где
– коэффициент
аэродинамического
сопротивления;
= 1,225 [кг/м3] –
плотность
воздуха
[м2],
где
– колея передних
колёс автомобиля,
[м]
– наибольшая
высота автомобиля,
[м]
м2
кг/м3
Н
Значения сил сопротивления воздуха автомобиля сводятся в таблицу 3
;
Н укатанная
снеж. дорога
Н мокрый
асфальт
Н сухая грунт.
дорога
Н сухой асфальт
3. Динамический фактор автомобиля
Динамический фактор автомобиля представляет собой совокупность динамических характеристик, номограммы нагрузок автомобиля.
Динамическая характеристика – это зависимость динамического фактора автомобиля с полной нагрузкой от скорости его движения
.
Динамическим
фактором
автомобиляназывается
отношение
разности силы
тяги и силы
сопротивления
воздуха к весу
автомобиля:
.
Расчет
динамического
фактора и силы
сопротивления
воздуха
,
[H] на 1-ой
передаче
Н
Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 1-й передаче сводятся в таблицу 4
Расчет
динамического
фактора и силы
сопротивления
воздуха
,
[H] на2-ой
передаче
Н
Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 2-й передаче сводятся в таблицу 4
Расчет
динамического
фактора и силы
сопротивления
воздуха
,
[H] на3-ей
передаче
Н
Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 3-й передаче сводятся в таблицу 4
Расчет
динамического
фактора и силы
сопротивления
воздуха
,
[H] на4-ой
передаче
Н
Значения динамического фактора и силы сопротивления воздуха на 4-й передаче сводятся в таблицу 4
Расчет
суммарного
коэффициента
сопротивления
дороги
С учетом
того, что автомобиль
движется по
ровной, горизонтальной
поверхности
дороги, то
Значения
коэффициентов
сопротивления
качению колес
по асфальтобетону
и по грунтовой
дороге
берутся из
таблицы 3
Значения
коэффициента
суммарного
сопротивления
движения автомобиля
по асфальтобетону
и по грунтовой
дороге
сводятся в
таблицу 5
мм
мм
=>
4. Характеристика ускорений автомобиля
Характеристика
ускорений –
это зависимость
ускорений
автомобиля
от скорости
,
[м/с2], при его
разгоне на
каждой передаче.
Величину
ускорений
,
[м/с2]при
разгоне автомобилей
рассчитывают
из выражения:
,
где
– коэффициент
суммарного
дорожного
сопротивления
по асфальтобетонному
покрытию (
=
);
– коэффициент,
учитывающий
инерцию вращающихся
масс при разгоне
автомобиля
,
где
– момент инерции
маховика и
разгоняющихся
деталей автомобиля,
[кг/м2];
– момент
инерции колес
автомобиля,
[кг/м2];
n=4 – общее число колес автомобиля
Таким
образом, величина
коэффициента
показывает,
во сколько раз
увеличиваются
силовые и мощностные
затраты, связанные
с разгоном
автомобиля,
по причине
разгона вращающихся
масс автомобиля
(двигателя,
шестерен и
валов трансмиссии,
колес и связанных
с ними деталей)
Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 1-ой передаче
м/с2
Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 1-ой передаче сводятся в таблицу 5
Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 2-ой передаче
м/с2
Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 2-ой передаче сводятся в таблицу 5
Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 3-ей передаче
м/с2
Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 3-ей передаче сводятся в таблицу 5
Расчет величины ускорения при разгоне автомобиля на 4-ой передаче
м/с2
Значения величины ускорения при разгоне автомобиля на 4-ой передаче сводятся в таблицу 5
5. Характеристика времени и пути разгона автомобиля
Характеристика разгона представляет собой зависимости времени
t = f(Va), [c] и пути S = f(Va), [м], разгона полностью загруженного автомобиля, на отрезке ровного, горизонтального шоссе с асфальтобетонным покрытием. Для определения времени разгона воспользуемся графиком зависимости ja z = f(Va).
Время разгона
Время
движения автомобиля,
при котором
его скорость
возрастает
на величину
,
определяется
по закону
равноускоренного
движения:
,
где:
км/ч
–
значение
ускорения в
начале интервала,
[м/с2]
–
значение
ускорения в
конце интервала,
[м/с2]
Суммарное время разгона автомобиля на заданной передаче от минимальной скорости Va min до максимальной скорости Va max находят суммированием времени разгона на интервалах:
где: q – общее число интервалов.
Определение значений времени разгона автомобиля
м/с2
км/ч
с
Значения времени разгона автомобиля сводятся в таблицу 6
Путь разгона
,
[м] – путь, проходимый
автомобилем
за время
– значение
скорости в
начале интервала,
км/ч
– значение
скорости в
конце интервала,
км/ч
– время движения
автомобиля,
при котором
его скорость
возрастает
на величину
Путь, проходимый автомобилем при его разгоне, от минимальной скорости
Va
min = 0 до
максимальной
– Va
max, находят
суммированием
расстояний
на
интервалах:
,
[м]
где: q – общее число интервалов.
Путь,
пройденный
автомобилем
за время
переключения
передачи с
индексом
на передачу
с индексом
составляет:
Определение значений пути разгона
с
км/ч
м
Значения пути разгона автомобиля сводятся в таблицу 6
6. Мощностной баланс автомобиля
Мощностной
баланс автомобиля
представляет
собой совокупность
зависимостей
мощностей на
ведущих колесах
автомобиля,
[кВт], для всех
передаточных
чисел трансмиссии,
мощностей
сопротивления
дороги
,
[кВт], и воздуха
,
[кВт], от скорости
движения
,
[км/ч].
Расчет
мощности, приведенной
от двигателя
к колесам автомобиля,
на каждой передаче,
[кВт]
Расчет мощности, приведенной от двигателя к колесам автомобиля, на 1-ой, 2-ой и 3-ей, передачах
кВт
Значения мощности, приведенной от двигателя к колесам на 1-ой, 2-ой, 3-ей передачах сводятся в таблицу 7
Расчет мощности, приведенной от двигателя к колесам автомобиля на 4-ой передаче
кВт
Значения мощности, приведенной от двигателя к колесам на 4-й передаче сводятся в таблицу 7
Расчет
мощности,
затрачиваемой
на преодоление
сопротивления
воздуха
,
[кВт]
кВт
Значения мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха сводятся в таблицу 7.
Расчет
мощности суммарного
сопротивления
дороги
,
[кВт]
,
где –
,
причем
– сила, затрачиваемая
на преодоление
автомобилем
подъема. Так
как автомобиль
движется по
ровной горизонтальной
поверхности
дороги, то
.
и
принимаем из
таблицы 3
Расчет мощности сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону
кВт
Расчет мощности сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге
кВт
Значения мощности сопротивления качению колес автомобиля сводятся в таблицу 8.
7. Топливно-экономическая характеристика автомобиля
Топливно-экономическая
характеристика
автомобиля
позволяет
определять
расход топлива
в зависимости
от скорости
его движения.
Она представляет
собой график
зависимости
путевого расхода
топлива от
скорости автомобиля.
Значения
путевого расхода
топлива
,
[л/100 км] определяют
по выражению:
,
где
- часовой расход
топлива, [кг/ч],
,
где:
– функция зависимости
удельного
расхода топлива
от частоты
вращения коленчатого
вала двигателя,
[г/кВтЧч];
-
суммарная
мощность
сопротивления
движению автомобиля,
[кВт];
– коэффициент,
учитывающий
изменение
удельного
расхода топлива
в зависимости
от коэффициента
использования
мощности двигателя
.
,
где:
– плотность
топлива, [г/см3];
,
[г/см3] – плотность
бензина;
Определение
путевого расхода
топлива
на 3-й передаче
по асфальтобетону.
кг/ч
л/100 км
Значения путевого расхода топлива на 3-й передаче по асфальтобетону сводятся в таблицу 9
Определение
путевого расхода
топлива
на 3-й передаче
по грунту
кг/ч
л/100 км
Значения путевого расхода топлива на 3-й передаче по грунту сводятся в таблицу 9
Определение
путевого расхода
топлива
на 4-й передаче
по асфальтобетону
кг/ч
л/100 км
путевого расхода топлива на 4-й передаче по асфальтобетону сводятся в таблицу 9
Определение
путевого расхода
топлива
на 4-й передаче
по грунту
кг/ч
л/100 км
путевого расхода топлива на 4-й передаче по грунту сводятся в таблицу 9
Заключение
В данной курсовой работе я провел тяговый расчет автомобиля
ГАЗ 53А с двигателем ЗМЗ – 53. Построил внешнюю скоростную характеристику двигателя. Вычислил тягу, динамику и ускорения автомобиля на разных передачах КПП. Также произвел расчет времени и пути разгона автомобиля, баланс мощностей и экономичность двигателя на данной передаче по разным типам дорожных покрытий.
Список литературы
Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий. Методические указания по курсовому проектированию. Составитель А.И. Федотов. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. Часть 1–41 с.