Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Содержание


Введение

1 Тяговый расчет автомобиля

1.1 Определение полной массы автомобиля

1.2 Распределение полной массы по мостам автомобиля

1.3 Подбор шин

1.4 Определение силы лобового сопротивления воздуха

1.5 Выбор характеристики двигателя

1.6 Определение передаточного числа главной передачи

1.7 Определение передаточных чисел коробки передач

2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя

3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля

3.1 Тяговая характеристика автомобиля

3.1.1 Построение графика тяговой характеристики

3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля

3.2 Динамическая характеристика автомобиля

3.2.1 Построение динамической характеристики

3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля

3.3 Ускорение автомобиля при разгоне

3.3.1 Построение графика ускорение автомобиля при разгоне

3.3.2 Практическое использование графика ускорений автомобиля

3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля

3.4.1 Определение времени разгона

3.4.2 Определение пути разгона

3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля

4 Топливная экономичность автомобиля

4.1 Построение топливной характеристики автомобиля

4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива

5 Итоговые таблицы

Список используемой литературы


Введение


Данная курсовая работа предназначена для закрепления знаний студентов по дисциплинам "Теория движения автомобиля", "Автомобили" (ч, 2) и "Технические средства и их эксплуатационные свойства".

При выполнении курсовой работы производится анализ тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля ВАЗ-21093. При анализе тягово-скоростных и топливно-экономических свойств используются данные технических характеристик заданного автомобиля. Характеристики автомобиля ВАЗ-21093 сведены в таблицу 1.


Таблица 1 Технические характеристики автомобиля ВАЗ-21093

Параметр автомобиля

Значение параметра

Модель автомобиля ВАЗ-21093
Тип кузова хэтчбек
Конструкция кузова / материал несущий / сталь
Количество дверей / мест 5/5
Тип двигателя бензиновый
Расположение двигателя спереди поперечно
Рабочий обьем, см3 1500
Количество / расположение цилиндров 4 / рядное
Степень сжатия 9,9
Максимальная стендовая мощность, кВт / (об/мин) 52,6 / 5600
Максимальный крутящий момент, Н·м / (об/мин) 106,4 / 3400
Тип трансмиссии механическая
Привод передний
Коробка передач 5-ступенчатая
Передаточные числа коробки передач 3,636/1,95/1,357/0,941/0,784 з. х. 3,53
Передаточное число главной передачи 3,7
Колесная база, мм 2460
Длина / ширина / высота, мм 4006 / 1620 / 1402
Колея передняя / задняя, мм 1390 / 1360
Снаряженная масса, кг 945
Полная масса, кг 1370
Объем топливного бака, л 43
Передняя подвеска независимая телескопическая
Задняя подвеска торсионно-рычажная
Диаметр разворота, м 10,4
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Размер шин 165/70R13
Максимальная скорость, км/ч 156
Разгон 0 -100 км/ч, сек 13
Расход топлива, л/100 км: -
при скорости 90 км/ч -
городской цикл -

Перечень необходимых для расчета величин технической характеристики автомобиля, их обозначение и размерность приводятся в таблице 2, которую составляем на основе таблицы 1.


Таблица 2. Краткая техническая характеристика автомобиля ВАЗ-21093 (параметры автомобиля необходимые для выполнения курсовой работы)

п/п

Параметр

Обозначение

Размерность

Величина параметра

1 2 3 4 5
1. Марка и тип автомобиля - - ВАЗ-21093
2. Колесная формула - - 4Ч2
3. Число пассажиров nп - 5
4. Собственная масса снаряженного автомобиля mo кг 945
5. Полная масса автомобиля ma кг 1370
6. Распределение массы автомобиля по мостам:



- на передний мост m1 кг 616,5

- на задний мост m2(т) кг 753,5
7. База автомобиля L м 2,46
8. Колея автомобиля В м 1,39
9. Габаритные размеры:



- длина м 4,006

- ширина м 1,62

- высота м 1,402
10. Максимальная скорость автомобиля Vmax км/час 156
11. Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч л/100км -
12. Тип и марка двигателя - - 21083 Четырех-тактный, бензиновый, карбюра-торный, 4-х цилиндровый
13. Стендовая максимальная мощность двигателя Реmaxст кВт 52,6
14. Частота вращения коленчватого вала при стендовой максимальной мощности np об/мин 5600
15. Стендовый максимальный крутящий момент двигателя Меmaxст Н·м 106,4
16. Частота вращения коленчватого вала при стендовом максимальном крутящем моменте об/мин 3400
1 2 3 4 5
17. Передаточные числа коробки передач:



- первой передачи U1 - 3,636

- второй передачи U2 - 1,95

- третьей передачи U3 - 1,357

- четвертой передачи U4 - 0,941

- пятой передачи U5 - 0,784

- передачи заднего хода Uзх - 3,53
18. Передаточное число главной передачи Uo - 3,7
19. Число карданных шарниров zкш - 2 на колесо
20. Число карданных валов zкв - 2
21. Шины, их характеристика и маркировка - - 165/70R13

- посадочный диаметр d м 0,3302

- ширина профиля шины B м 0,165

- наружный диаметр м 0,5612

По таблице 1.2 анализируются ее показатели и выбираются необходимые исходные данные для выполнения курсовой работы.

1 Тяговый расчет автомобиля


Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.


1.1 Определение полной массы автомобиля


Полная масса автомобиля определяется следующим образом:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.1)

где mo – масса снаряженного автомобиля: mo = 945 кг;

mч – масса водителя или пассажира: принимаем mч = 75 кг;

mб – масса багажа из расчета на одного пассажира: mб = 10 кг;

nп – количество пассажиров, включая водителя: nп = 5 чел..


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 кг.



1.2 Распределение полной массы по мостам автомобиля


При распределении нагрузки по осям легкового автомобиля с передним расположением двигателя и передним ведущим мостом на задний мост приходится 43-47% полной массы автомобиля.

Принимаем что на менее нагруженный задний мост приходится 45% полной массы. Тогда на передний мост приходится 55% полной массы.

Определим полный вес автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.2)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Н.



Определим вес, приходящийся на переднюю ось автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.3)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Н.



Определим вес, приходящийся на заднюю ось автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.4)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Н.



1.3 Подбор шин


При выборе шин исходным параметром является нагрузка на наиболее нагруженных колесах. Наиболее нагруженными являются шины переднего моста. Определяем нагрузку на одну шину:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.5)

где n – число шин одного моста: n = 2.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Н.


Из ГОСТ 4754 – 97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости» принимаем шину 165/70R13.

Определяем посадочный диаметр обода d, наружный диаметр Dн и статический радиус колеса rст:


d = 13·0,0254 = 0,3302 м;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.6)

где kш – H/B (H и B – высота и ширина профиля): для шины 165/70R13 kш = 0,7; B = 165 мм;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 м.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1,7)

где λсм – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой: для радиальных шин легковых автомобилей принимаем λсм = 0,81;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093м.



Определяем радиус качения колеса:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.8)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 м.


1.4 Определение силы лобового сопротивления воздуха


Определяем силу лобового сопротивления воздуха, которая напрямую зависит от лобовой площади автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.9)

где АВ – площадь лобового сопротивления;

kВ – коэффициент воздушного сопротивления: принимаем kВ = 0,2;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.10)

где С – коэффициент формы, равный для легковых автомобилей – 0,89;

HГ и BГ – соответственно габаритные высота и ширина транспортного

средства: HГ = 1,402 м, BГ = 1,62 м;

h – расстояние от бампера до поверхности дороги: принимаем h = 0,25 м;

В – ширина профиля шины: B = 0,165 м;

n – максимальное число колес одного моста автомобиля: при односкатных

задних колесах n = 2.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093м2;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Н.



1.5 Выбор характеристики двигателя


Максимальная стендовая мощность двигателя Реmaxст = 52,6 кВт.

Определим максимальную мощность двигателя:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.11)

где – kст поправочный коэффициент, равный 0,93-0,96: принимаем kст = 0,95;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093кВт.



Мощность при максимальной скорости определяется на основании формулы:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.12)

где neVmax – обороты коленчатого вала двигателя при максимальной скорости (в данном автомобиле максимальная скорость на высшей передаче достигается при оборотах меньших чем максимальные);

np – обороты коленчатого вала двигателя при максимальной мощности:

np = 5600 об/мин;

a,b,c – эмпирические коэффициенты.

Для карбюраторного двигателя легкового автомобиля коэффициенты находим по формулам:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.13)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.14)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.15)

где kм – коэффициент приспособляемости по крутящему моменту;

kω – коэффициент приспособляемости по частоте вращения.


Коэффициенты приспособляемости рассчитываем по стендовым параметрам двигателя:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.16)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – стендовый максимальный крутящий момент: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093= 106,4 Н·м;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – стендовый крутящий момент при максимальной мощности:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.17)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.18)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – обороты коленчатого вала при максимальной мощности:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 = 5600 об/мин;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – обороты коленчатого вала при максимальном крутящем моменте:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 = 3400 об/мин.

Производим расчеты:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Н·м ;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Проверяем условие:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(1.19)

Условие выполняется:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Определим обороты коленчатого вала при максимальной скорости:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.20)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093об/мин.



Рассчитываем мощность при максимальной скорости:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

кВт.

Мощность двигателя при максимальной скорости должна обеспечивать возможность движения при дорожном сопротивлении, которое для легковых автомобилей находится в пределах (ψV = 0,015-0,025).

Определим дорожное сопротивление, которое может преодолеть данная модель автомобиля при максимальной скорости:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.21)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – КПД трансмиссии; при работе трансмиссии с полной нагрузкой, т. е.

при работе двигателя по внешней скоростной характеристике имеем:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.22)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – соответственно КПД цилиндрических шестерен наружного зацепления, внутреннего зацепления, конических шестерен и карданных сочленений, передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на i-ой передаче в КП;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – соответственно число пар цилиндрических шестерен наружного зацепления, внутреннего зацепления, конических шестерен и число карданных сочленений , передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на i-ой передаче в КП.

В расчетах принимаем:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Тогда дорожное сопротивление преодолеваемое автомобилем при движении с максимальной скоростью составит:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;



Дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем при движении с максимальной скоростью Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.


1.6 Определение передаточного числа главной передачи


Передаточное число главной передачи определяется исходя из условия обеспечения максимальной скорости движения автомобиля.

Определяем: какую максимальную скорость позволяет получить передаточное число главной передачи для заданной модели автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.23)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – передаточное число высшей передачи в КП: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – передаточное число главной передачи: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093км/ч.



Передаточное число главной передачи подобрано таким образом, чтобы получить максимальную скорость при оборотах коленчатого вала меньше максимальных, при этом обеспечивается лучшая топливная экономичность автомобиля. Передаточное число главной передачи при максимальных оборотах двигателя обеспечивает максимальную скорость Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093км/ч.


1.7 Определение передаточных чисел коробки передач


Передаточное число первой передачи рассчитывается, исходя из того, чтобы автомобиль мог преодолеть максимальное сопротивление дороги, характеризуемое коэффициентом Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, не буксовал при трогании с места, и мог двигаться с устойчивой минимальной скоростью.

Для заданной модели автомобиля Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

Максимальное сопротивление дороги для легковых автомобилей должно находится в пределах Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

Определим максимальное сопротивление дороги, которое может преодолеть заданная модель автомобиля, при трогании с места:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.24)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Максимальное дорожное сопротивление, которое может преодолеть автомобиль при трогании с места Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

Определим минимальный коэффициент сцепления, при котором данный автомобиль может тронуться с места без пробуксовки ведущих колес:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.25)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – коэффициент перераспределения нормальных реакций, для переднеприводного автомобиля принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Минимальный коэффициент сцепления составил Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

Определим минимальную устойчивую скорость движения автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.26)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – минимальные устойчивые обороты двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке под нагрузкой, принимаем для карбюраторного двигателя Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 об/мин.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093км/ч.



Передаточные числа промежуточных передач выбираются из условия обеспечения максимальной интенсивности разгона автомобиля, а также длительного движения при повышенном сопротивлении дороги.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(1.27)

где n – номер повышающей передачи;

m – номер передачи для которой ведется расчет.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Рассчитанные и фактические значения передаточных чисел коробки передач приведены в таблице 1.1.


Таблица 1.1 Передаточные числа КП

№ передачи Обозначение

Фактическое

значение 

Рассчитанное значение
1 U1 3,636 3,636
2 U2 1,950 2,478
3 U3 1,357 1,689
4 U4 0,941 1,151
5 U5 0,784 0,784

Как видно из таблицы 1.1 фактические значения передаточных чисел промежуточных передач меньше рассчитанных значений. Таким образом, коробка передач заданного автомобиля не обеспечивает максимальной интенсивности разгона автомобиля. Поскольку фактические значения передаточных чисел промежуточных передач незначительно отличаются от рассчитанных значений можно сделать вывод, что данная коробка передач обеспечивает уместную интенсивность разгона автомобиля, при улучшенных показателях топливной экономичности.

2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя


Скоростной характеристикой двигателя называется зависимость эффективной мощности и крутящего момента от угловой скорости или частоты вращения коленчатого вала двигателя при установившемся режиме работы.

Скоростная характеристика двигателя, полученная при полной подаче топлива, называется внешней скоростной характеристикой.

Значения мощности при различной частоте вращения коленчатого вала определяем по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(2.1)

Значение вращающего момента при различных оборотах рассчитываем по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(2.2)

Для нахождения стендовых характеристик двигателя полученные значения мощностей и моментов, разделим на коэффициент стенда:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(2.3)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(2.4)

Производим расcчеты:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093кВт;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 кВт;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Для следующих значений Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 2.1.


Таблица 2.1 Результаты расчетов внешней скоростной характеристики

№ п/п n, об/мин

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

1 600 4,40 4,63 70,06 73,75
2 800 6,21 6,54 74,16 78,06
3 1000 8,17 8,60 78,06 82,17
4 1200 10,24 10,78 81,53 85,82
5 1400 12,43 13,08 84,83 89,29
6 1600 14,69 15,46 87,72 92,34
7 1800 17,03 17,93 90,39 95,15
8 2000 19,41 20,43 92,72 97,60
9 2200 21,83 22,98 94,80 99,79
10 2400 24,26 25,54 96,58 101,66
11 2600 26,69 28,09 98,08 103,24
12 2800 29,09 30,62 99,26 104,48
13 3000 31,45 33,11 100,16 105,43
14 3200 33,75 35,53 100,77 106,07
15 3400 35,97 37,86 101,08 106,40
16 3600 38,09 40,09 101,07 106,39
17 3800 40,10 42,21 100,82 106,13
18 4000 41,98 44,19 100,27 105,55
19 4200 43,70 46,00 99,41 104,64
20 4400 45,25 47,63 98,26 103,43
21 4600 46,62 49,07 96,83 101,93
22 4800 47,78 50,29 95,10 100,11
23 5000 48,71 51,27 93,08 97,98
24 5200 49,40 52,00 90,76 95,54
25 5400 49,82 52,44 88,15 92,79
26 5600 49,97 52,60 85,25 89,74
27 5800 49,82 52,44 82,07 86,39
28 6000 49,35 51,95 78,58 82,72

По рассчитанным значениям строим внешнюю скоростную характеристику (рисунок 2.1).


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 2.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя

3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля


3.1 Тяговая характеристика автомобиля


С целью решения уравнения движения автомобиля методом силового баланса, представим его в виде:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.1)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – сила тяги, приложенная к ведущим колесам;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – сила сопротивления качению;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – сила сопротивления подъема;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – сила сопротивления воздуха;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – сила сопротивления разгону.

Полученное уравнение называют уравнением силового (или тягового) баланса. Уравнение силового баланса показывает, что сумма всех сил сопротивления движению в любой момент времени равна окружной силе на ведущих колесах автомобиля.

Уравнение позволяет определить величину окружной силы, развиваемой на ведущих колесах автомобиля, и установить, как она распределяется по различным видам сопротивлений.

Графическое изображение уравнения силового (тягового) баланса в координатах “окружная сила - скорость”, называется тяговой характеристикой автомобиля.


3.1.1 Построение графика тяговой характеристики

Определим значения окружной силы Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, в зависимости от скорости, при движении автомобиля на различных передачах:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.2)

В данном уравнении эффективный крутящий момент Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 является функцией от оборотов коленчатого вала ne. Значение эффективного крутящего момента Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 в зависимости от оборотов коленчатого вала ne определяется по внешней скоростной характеристике двигателя.

В предположении отсутствия буксования сцепления и ведущих колес автомобиля связь между частотой вращения коленчатого вала двигателя ne и скоростью V находится из соотношения:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.3)

где i – номер передачи.

Производим расчеты значений окружной силы Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 и скорости Vi для различных оборотов коленчатого вала в диапазоне от nemin до nemax на различных передачах коробки передач.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Н;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093км/ч.



Для следующих значений Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 на i-той передаче расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.1. Полученные значения наносим на тяговую характеристику.

Определим силу сопротивления качению Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 в зависимости от скорости движения автомобиля:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.4)

где fo – коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (при расчетах используем значение fo = 0,012).

Cилу сопротивления подъема Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 принимаем равной нулю, так как рассматриваем движение автомобиля на дороге без уклона.

Определим силу сопротивления воздуха Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 в зависимости от скорости движения автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.5)

Производим расчеты:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Н;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Н.



Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.2. Полученные значения наносим на тяговую характеристику.


Таблица 3.1 Результаты расчетов окружной силы Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

№ п/п n, об/мин 1-я передача 2-я передача 3-я передача 4-я передача 5-я передача


V1, км/ч Pk1, Н V2, км/ч Pk2, Н V3, км/ч Pk3, Н V4, км/ч Pk4, Н V5, км/ч Pk5, Н
1 600 4,531 3236,7 8,449 1735,9 12,142 1208 17,509 837,7 21,016 697,9
2 800 6,042 3426,1 11,266 1837,5 16,189 1278,7 23,346 886,7 28,021 738,8
3 1000 7,552 3606,3 14,082 1934,1 20,236 1345,9 29,182 933,3 35,026 777,6
4 1200 9,063 3766,6 16,899 2020,1 24,283 1405,8 35,019 974,8 42,031 812,2
5 1400 10,573 3919,1 19,715 2101,8 28,331 1462,7 40,855 1014,3 49,037 845
6 1600 12,084 4052,6 22,532 2173,4 32,378 1512,5 46,692 1048,8 56,042 873,8
7 1800 13,594 4176 25,348 2239,6 36,425 1558,5 52,528 1080,7 63,047 900,4
8 2000 15,105 4283,6 28,165 2297,3 40,472 1598,7 58,365 1108,6 70,052 923,6
9 2200 16,615 4379,7 30,981 2348,8 44,52 1634,6 64,201 1133,5 77,058 944,4
10 2400 18,126 4461,9 33,798 2393 48,567 1665,2 70,038 1154,8 84,063 962,1
11 2600 19,636 4531,2 36,614 2430,1 52,614 1691,1 75,874 1172,7 91,068 977
12 2800 21,147 4585,8 39,431 2459,4 56,661 1711,5 81,711 1186,8 98,073 988,8
13 3000 22,657 4627,3 42,247 2481,7 60,709 1727 87,547 1197,6 105,079 997,8
14 3200 24,168 4655,5 45,064 2496,8 64,756 1737,5 93,383 1204,9 112,084 1003,8
15 3400 25,678 4669,8 47,88 2504,4 68,803 1742,8 99,22 1208,6 119,089 1006,9
16 3600 27,189 4669,4 50,696 2504,2 72,85 1742,7 105,056 1208,4 126,094 1006,8
17 3800 28,699 4657,8 53,513 2498 76,898 1738,4 110,893 1205,4 133,1 1004,3
18 4000 30,21 4632,4 56,329 2484,4 80,945 1728,9 116,729 1198,9 140,105 998,8
19 4200 31,72 4592,7 59,146 2463,1 84,992 1714 122,566 1188,6 147,11 990,3
20 4400 33,231 4539,6 61,962 2434,6 89,039 1694,2 128,402 1174,8 154,115 978,8
21 4600 34,741 4473,5 64,779 2399,1 93,087 1669,6 134,239 1157,7 161,121 964,6
22 4800 36,252 4393,6 67,595 2356,3 97,134 1639,7 140,075 1137,1 168,126 947,3
23 5000 37,762 4300,2 70,412 2306,2 101,181 1604,9 145,912 1112,9 175,131 927,2
24 5200 39,273 4193,1 73,228 2248,8 105,228 1564,9 151,748 1085,2 182,136 904,1
25 5400 40,783 4072,5 76,045 2184,1 109,276 1519,9 157,585 1054 189,142 878,1
26 5600 42,294 3938,5 78,861 2112,2 113,323 1469,9 163,421 1019,3 196,147 849,2
27 5800 43,804 3791,6 81,678 2033,4 117,37 1415,1 169,258 981,3 203,152 817,5
28 6000 45,314 3630,3 84,494 1947 121,417 1354,9 175,094 939,5 210,157 782,8

Таблица 3.2 Результаты расчетов сил сопротивления дороги (качения) Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 и воздуха Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

№ п/п Va, км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, Н

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, Н

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, Н

1 0 161,3 0 161,3
2 10 161,9 2,7 164,6
3 20 163,6 10,7 174,3
4 30 166,5 24,2 190,7
5 40 170,6 43 213,6
6 50 175,8 67,1 242,9
7 60 182,2 96,7 278,9
8 70 189,7 131,6 321,3
9 80 198,4 171,9 370,3
10 90 208,3 217,5 425,8
11 100 219,3 268,5 487,8
12 110 231,5 324,9 556,4
13 120 244,9 386,7 631,6
14 130 259,4 453,8 713,2
15 140 275,1 526,3 801,4
16 150 291,9 604,2 896,1
17 160 309,9 687,4 997,3
18 170 329,1 776 1105,1
19 180 349,4 870 1219,4
20 190 370,9 969,4 1340,3
21 200 393,5 1074,1 1467,6
22 210 417,3 1184,2 1601,5
23 220 442,3 1299,6 1741,9

По рассчитанным значениям строим тяговую характеристику автомобиля (рисунок 3.1).

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 3.1 Тяговая характеристика автомобиля


3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля

По тяговой характеристике автомобиля определяем следующие показатели:

1. Максимальную скорость движения автомобиля. Ее определяют по абсциссе: точки пересечения кривых, совместной силы сопротивления воздуха и дорожного сопротивления и силы тяги на высшей передаче. У данного автомобиля сила тяги на высшей передаче, при максимальных оборотах двигателя больше совместной силы сопротивления воздуха и дорожного сопротивления. Можно сделать заключение, что у данного автомобиля имеется запас силы тяги, который позволит двигаться автомобилю по дороге с уклоном без снижения скорости.

Максимальная скорость движения автомобиля на 5-й и 4-й передаче

Vmax = 156 км/ч, V’max = 161 км/ч.

2. Окружная сила Fкv при максимальной скорости Vmax: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Н.

3. Максимальная окружная сила на высшей передаче Fк5max:

Fк5max = 1006,9 Н.

4. Максимальная окружная сила Fкmax, развиваемая на ведущих колесах автомобиля: Fкmax = 4669,8 Н.

5. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля Vmin:

Vmin = 4,531 км/ч.

6. Максимальная окружная сила по сцеплению шин ведущих колес с дорогой Fφ:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.6)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Н.



На данном покрытии (асфальтобетонное шоссе) сила сцепления ведущих колес с дорогой больше максимального значения окружной силы тяги.

7. Критическая скорость движения автомобиля по условию величины окружной силы на высшей передаче Vк5: Vк5 = 119,089 км/ч .

8. Скоростной диапазон автомобиля на высшей передаче dV5:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.7)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.


9. Силовой диапазон автомобиля на высшей передаче dF5:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.8)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



3.2 Динамическая характеристика автомобиля


Методы силового и мощностного балансов затруднительно использовать при сравнении тягово-динамических свойств автомобилей, имеющих различные веса и грузоподъемности, т. к. при движении их в одинаковых условиях силы и мощности, необходимые для преодоления суммарного дорожного сопротивления различны. От этого недостатка свободен метод решения уравнения движения с помощью динамической характеристики. Поэтому воспользуемся методом решения уравнения движения с помощью динамической характеристики.

Графическая зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля при различных передачах и полной нагрузке называется динамической характеристикой.


3.2.1 Построение динамической характеристики

При построении динамической характеристики используем следующие допущения:

1) двигатель работает по внешней скоростной характеристике;

2 ) автомобиль движется по ровной горизонтальной дороге.

С целью построения динамической характеристики воспользуемся безразмерной величиной D - динамическим фактором, равным отношению свободной силы тяги (Fк - Fв) к силе тяжести автомобиля Ga:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.9)

Для расчета динамического фактора D и построения динамической характеристики используют значения Fкi и Fв в функции скорости движения автомобиля V на различных передачах.

Таким образом имеем:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.10)

Производим расчеты:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.3. Полученные значения наносим на динамическую характеристику.

Для решения уравнения движения на динамическую характеристику наносится зависимость коэффициента сопротивления дороги ψ от скорости. Поскольку в нашем случае дорога без уклона ψ = f.


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.11)

Производим расчет:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.4. Полученные значения наносим на динамическую характеристику.

По рассчитанным значениям строим тяговую характеристику автомобиля (рисунок 3.2).


Таблица 3.3 Результаты расчетов динамического фактора D

№ п/п n, об/мин 1-я передача 2-я передача 3-я передача 4-я передача 5-я передача


V1, км/ч D1 V2, км/ч D2 V3, км/ч D3 V4, км/ч D4 V5, км/ч D5
1 600 4,531 0,2408 8,449 0,129 12,142 0,0896 17,509 0,0617 21,016 0,051
2 800 6,042 0,2549 11,266 0,1365 16,189 0,0946 23,346 0,0649 28,021 0,0534
3 1000 7,552 0,2682 14,082 0,1435 20,236 0,0993 29,182 0,0677 35,026 0,0554
4 1200 9,063 0,2801 16,899 0,1497 24,283 0,1034 35,019 0,0701 42,031 0,0569
5 1400 10,573 0,2914 19,715 0,1556 28,331 0,1072 40,855 0,0721 49,037 0,0581
6 1600 12,084 0,3012 22,532 0,1607 32,378 0,1104 46,692 0,0737 56,042 0,0587
7 1800 13,594 0,3103 25,348 0,1654 36,425 0,1133 52,528 0,0749 63,047 0,0591
8 2000 15,105 0,3183 28,165 0,1693 40,472 0,1157 58,365 0,0757 70,052 0,0589
9 2200 16,615 0,3253 30,981 0,1729 44,52 0,1177 64,201 0,0761 77,058 0,0584
10 2400 18,126 0,3313 33,798 0,1758 48,567 0,1192 70,038 0,0761 84,063 0,0575
11 2600 19,636 0,3364 36,614 0,1781 52,614 0,1203 75,874 0,0758 91,068 0,0561
12 2800 21,147 0,3403 39,431 0,1799 56,661 0,1209 81,711 0,075 98,073 0,0544
13 3000 22,657 0,3433 42,247 0,1811 60,709 0,1211 87,547 0,0738 105,079 0,0522
14 3200 24,168 0,3452 45,064 0,1817 64,756 0,1209 93,383 0,0722 112,084 0,0496
15 3400 25,678 0,3461 47,88 0,1818 68,803 0,1202 99,22 0,0703 119,089 0,0466
16 3600 27,189 0,346 50,696 0,1812 72,85 0,1191 105,056 0,0679 126,094 0,0431
17 3800 28,699 0,3449 53,513 0,1801 76,898 0,1175 110,893 0,0651 133,1 0,0393
18 4000 30,21 0,3429 56,329 0,1785 80,945 0,1155 116,729 0,062 140,105 0,0351
19 4200 31,72 0,3397 59,146 0,1763 84,992 0,1131 122,566 0,0584 147,11 0,0304
20 4400 33,231 0,3356 61,962 0,1735 89,039 0,1102 128,402 0,0545 154,115 0,0254
21 4600 34,741 0,3304 64,779 0,1701 93,087 0,1069 134,239 0,0501 161,121 0,0199
22 4800 36,252 0,3243 67,595 0,1662 97,134 0,1032 140,075 0,0454 168,126 0,014
23 5000 37,762 0,3171 70,412 0,1617 101,181 0,099 145,912 0,0403 175,131 0,0077
24 5200 39,273 0,3089 73,228 0,1566 105,228 0,0943 151,748 0,0347 182,136 0,001
25 5400 40,783 0,2997 76,045 0,151 109,276 0,0892 157,585 0,0288 189,142 -0,0061
26 5600 42,294 0,2895 78,861 0,1447 113,323 0,0837 163,421 0,0225 196,147 -0,0137
27 5800 43,804 0,2783 81,678 0,138 117,37 0,0778 169,258 0,0158 203,152 -0,0216
28 6000 45,314 0,266 84,494 0,1306 121,417 0,0714 175,094 0,0087 210,157 -0,03

Таблица 3.4

Результаты расчетов коэффициента сопротивления дороги ψ

№ п/п Va, км/ч ψ
1 0 0,012
2 10 0,012
3 20 0,012
4 30 0,012
5 40 0,013
6 50 0,013
7 60 0,014
8 70 0,014
9 80 0,015
10 90 0,015
11 100 0,016
12 110 0,017
13 120 0,018
14 130 0,019
15 140 0,02
16 150 0,022
17 160 0,023
18 170 0,024
19 180 0,026
20 190 0,028
21 200 0,029
22 210 0,031
23 220 0,033

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 3.2 Динамическая характеристика автомобиля


3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля

По динамической характеристике автомобиля определяем следующие показатели:

1. Максимальная скорость движения автомобиля на 5-й и 4-й передаче

Vmax = 156 км/ч, V’max = 161 км/ч..

2. Динамический фактор при максимальной скорости движения автомобиля Dv: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

3. Максимальный динамический фактор на высшей передаче D5max:

D5max = 0,0591.

4. Максимальный динамический фактор автомобиля Dmax: Dmax = 0,347.

5. Максимальное дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем на высшей и низшей передачах Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093: Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

6. Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем на высшей и низшей передачах Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.12)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.13)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



7. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля Vmin:

Vmin = 4,531 км/ч.

8. Динамический фактор по сцеплению шин с поверхностью дорожного покрытия Dφ:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.14)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



9. Критическая скорость движения автомобиля на высшей передаче по условию величины динамического фактора Vк5: Vк5 = 63,047 км/ч .

10. Скоростной диапазон автомобиля на высшей передаче dV5 :


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.15)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



11. Силовой диапазон автомобиля на высшей передаче dD5:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.16)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.



3.3 Ускорение автомобиля при разгоне


Ускорение рассчитывают применительно к горизонтальной дороге с твердым покрытием при условии максимального использования мощности двигателя и отсутствии буксования ведущих колес.


3.3.1 Построение графика ускорение автомобиля при разгоне

Величину ускорения находим из уравнения, связывающего динамический фактор с условиями движения автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.17)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 – коэффициент учета вращающихся масс;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.18)

для одиночных автомобилей при их номинальной нагрузке можно считать Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 ; Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.


Таким образом, имеем:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.19)

Производим расчеты:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093



Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.5. Полученные значения наносим на график ускорений автомобиля.

По рассчитанным значениям строим график ускорений автомобиля (рисунок 3.3).


Таблица 3.5 Результаты расчетов ускорения автомобиля а

№ п/п n, об/мин 1-я передача 2-я передача 3-я передача 4-я передача 5-я передача


V1, км/ч

ax1,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

V2, км/ч

ax2,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

V3, км/ч

ax3,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

V4, км/ч

ax4,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

V5, км/ч

ax5,Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

1 600 4,531 1,421 8,449 0,955 12,142 0,677 17,509 0,448 21,016 0,354
2 800 6,042 1,509 11,266 1,016 16,189 0,72 23,346 0,476 28,021 0,375
3 1000 7,552 1,592 14,082 1,073 20,236 0,76 29,182 0,5 35,026 0,391
4 1200 9,063 1,665 16,899 1,123 24,283 0,795 35,019 0,521 42,031 0,403
5 1400 10,573 1,736 19,715 1,171 28,331 0,828 40,855 0,537 49,037 0,411
6 1600 12,084 1,796 22,532 1,212 32,378 0,855 46,692 0,549 56,042 0,414
7 1800 13,594 1,853 25,348 1,25 36,425 0,879 52,528 0,558 63,047 0,414
8 2000 15,105 1,902 28,165 1,281 40,472 0,899 58,365 0,563 70,052 0,409
9 2200 16,615 1,946 30,981 1,31 44,52 0,915 64,201 0,563 77,058 0,4
10 2400 18,126 1,983 33,798 1,333 48,567 0,927 70,038 0,56 84,063 0,387
11 2600 19,636 2,014 36,614 1,351 52,614 0,935 75,874 0,554 91,068 0,37
12 2800 21,147 2,038 39,431 1,365 56,661 0,938 81,711 0,544 98,073 0,349
13 3000 22,657 2,057 42,247 1,374 60,709 0,938 87,547 0,529 105,079 0,323
14 3200 24,168 2,069 45,064 1,378 64,756 0,935 93,383 0,51 112,084 0,294
15 3400 25,678 2,074 47,88 1,378 68,803 0,926 99,22 0,489 119,089 0,26
16 3600 27,189 2,073 50,696 1,372 72,85 0,915 105,056 0,462 126,094 0,221
17 3800 28,699 2,066 53,513 1,362 76,898 0,898 110,893 0,432 133,1 0,179
18 4000 30,21 2,053 56,329 1,348 80,945 0,879 116,729 0,399 140,105 0,133
19 4200 31,72 2,033 59,146 1,329 84,992 0,855 122,566 0,361 147,11 0,083
20 4400 33,231 2,007 61,962 1,305 89,039 0,827 128,402 0,32 154,115 0,029
21 4600 34,741 1,975 64,779 1,276 93,087 0,796 134,239 0,274 161,121 -0,03
22 4800 36,252 1,937 67,595 1,242 97,134 0,76 140,075 0,225 168,126 -0,093
23 5000 37,762 1,892 70,412 1,204 101,181 0,721 145,912 0,173 175,131 -0,16
24 5200 39,273 1,84 73,228 1,161 105,228 0,677 151,748 0,115 182,136 -0,231
25 5400 40,783 1,783 76,045 1,114 109,276 0,629 157,585 0,055 189,142 -0,306
26 5600 42,294 1,719 78,861 1,061 113,323 0,577 163,421 -0,009 196,147 -0,386
27 5800 43,804 1,649 81,678 1,005 117,37 0,522 169,258 -0,078 203,152 -0,469
28 6000 45,314 1,573 84,494 0,943 121,417 0,463 175,094 -0,15 210,157 -0,557

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 3.3 График ускорений автомобиля

3.3.2 Практическое использование графика ускорений автомобиля

По графику ускорений автомобиля определяем следующие показатели:

1. Максимальное ускорение ахmax: ахmax = 2,074 Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

2. Скорость автомобиля при максимальном ускорении Vaxmax:

Vaxmax = 25,678 км/ч.

3. Максимальное ускорение на высшей передаче ax5max: ax5max = 0,415 Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

4. Скорость автомобиля на высшей передаче при максимальном ускорении Vax5max: Vax5max = 60 км/ч.

5. Максимальная скорость движения автомобиля на 5-й и 4-й передаче

Vmax = 156 км/ч, V’max = 161 км/ч.


3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля


Путь и время разгона рассчитывают в предположении, что автомобиль разгоняется на ровной горизонтальной дороге, при полной подаче топлива, на участке длиной 2000 м (соглсно ГОСТ 22576-90 “Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний.”).


3.4.1 Определение времени разгона

Трогание автомобиля с места начинают на передаче, обеспечивающей максимальное ускорение. Для определения наиболее интенсивного разгона в расчет вводят максимально возможное ускорение при данной скорости движения автомобиля.

Для первой передачи расчет ведется в диапазоне от Vmink до Vmaxk.

Для определения времени разгона разбиваем кривую ускорения на каждой передаче на интервалы. Определим изменение скорости на этих промежутках:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.20)

Среднее ускорение для i-того интервала составит:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.21)

Время движения автомобиля Δti в секундах, за которое его скорость вырастает на величину ΔVi, определяется по закону равноускоренного движения:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.22)

Общее время разгона автомобиля на k-ой передаче от скорости Vmink до Vmaxk, при которой начинается переключение на (k + 1)-ую передачу, находят суммированием времен разгона в интервалах:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

(3.23)

Принимаем время переключения передачи Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 с.

Падение скорости автомобиля при переключении передачи рассчитываем по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.24)

Для следующей передачи расчет ведется в диапазоне от Vmink+1 = Vmaxk – VП до Vmaxk+1.

Производим расчеты. Рассчитанные значения заносим в таблицы 3.6 для 1-й передачи, 3.7 для 2-й передачи, 3.8 для 3-й передачи, 3.9 для 4-й передачи. Для 5-й передачи расчет не проводится.


3.4.2 Определение пути разгона

Средняя скорость в интервале от Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 до Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 составляет:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.25)

При равноускоренном движении в интервале от Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 до Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 путь проходимый автомобилем составляет:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.26)

Путь разгона автомобиля от минимальной скорости до максимальной на данной передаче определяем суммированием:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

(3.27)

Определим путь проходимый автомобилем за время переключения передачи:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(3.28)

Для построения графика разгона автомобиля время и путь разгона на последующей передаче прибавляется к соответствующим значениям на предыдущей передаче.

Производим расчеты. Рассчитанные значения заносим в таблицы 3.6 для 1-й передачи, 3.7 для 2-й передачи, 3.8 для 3-й передачи, 3.9 для 4-й передачи.

Производим построение скоростных характеристик времени (рисунок 3.4) и пути разгона автомобиля (рисунок 3.5).


Таблица 3.6 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 1-й передаче

№ п/п Vi1, км/ч Vi1, м/с ΔVi1, м/с ai1, м/с2 aiср1, м/с2 Δti1, c ti1, c tП1, c Vmax1 – VП1 , км/ч Viср1, м/с ΔSi1, м Si1, м SП1, м
1 4,531 1,259
1,421

0 1 44,882

0 12,5272
2 6,042 1,678 0,419 1,509 1,465 0,28601 0,28601

1,4685 0,42 0,42
3 7,552 2,098 0,42 1,592 1,551 0,27079 0,5568

1,888 0,511 0,931
4 9,063 2,518 0,42 1,665 1,629 0,25783 0,81463

2,308 0,595 1,526
5 10,573 2,937 0,419 1,736 1,701 0,24633 1,06096

2,7275 0,672 2,198
6 12,084 3,357 0,42 1,796 1,766 0,23783 1,29879

3,147 0,748 2,946
7 13,594 3,776 0,419 1,853 1,825 0,22959 1,52838

3,5665 0,819 3,765
8 15,105 4,196 0,42 1,902 1,878 0,22364 1,75202

3,986 0,891 4,656
9 16,615 4,615 0,419 1,946 1,924 0,21778 1,9698

4,4055 0,959 5,615
10 18,126 5,035 0,42 1,983 1,965 0,21374 2,18354

4,825 1,031 6,646
11 19,636 5,454 0,419 2,014 1,999 0,2096 2,39314

5,2445 1,099 7,745
12 21,147 5,874 0,42 2,038 2,026 0,20731 2,60045

5,664 1,174 8,919
13 22,657 6,294 0,42 2,057 2,048 0,20508 2,80553

6,084 1,248 10,167
14 24,168 6,713 0,419 2,069 2,063 0,2031 3,00863

6,5035 1,321 11,488
15 25,678 7,133 0,42 2,074 2,072 0,2027 3,21133

6,923 1,403 12,891
16 27,189 7,553 0,42 2,073 2,074 0,20251 3,41384

7,343 1,487 14,378
17 28,699 7,972 0,419 2,066 2,07 0,20242 3,61626

7,7625 1,571 15,949
18 30,21 8,392 0,42 2,053 2,06 0,20388 3,82014

8,182 1,668 17,617
19 31,72 8,811 0,419 2,033 2,043 0,20509 4,02523

8,6015 1,764 19,381
20 33,231 9,231 0,42 2,007 2,02 0,20792 4,23315

9,021 1,876 21,257
21 34,741 9,65 0,419 1,975 1,991 0,21045 4,4436

9,4405 1,987 23,244
22 36,252 10,07 0,42 1,937 1,956 0,21472 4,65832

9,86 2,117 25,361
23 37,762 10,489 0,419 1,892 1,915 0,2188 4,87712

10,2795 2,249 27,61
24 39,273 10,909 0,42 1,84 1,866 0,22508 5,1022

10,699 2,408 30,018
25 40,783 11,329 0,42 1,783 1,812 0,23179 5,33399

11,119 2,577 32,595
26 42,294 11,748 0,419 1,719 1,751 0,23929 5,57328

11,5385 2,761 35,356
27 43,804 12,168 0,42 1,649 1,684 0,24941 5,82269

11,958 2,982 38,338
28 45,314 12,587 0,419 1,573 1,611 0,26009 6,08278

12,3775 3,219 41,557

Таблица 3.7 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 2-й передаче

№ п/п Vi2, км/ч Vi2, м/с ΔVi2, м/с ai2, м/с2 aiср2, м/с2 Δti2, c ti2, c tП2, c Vmax2 – VП2 , км/ч Viср2, м/с ΔSi2, м Si2, м SП2, м
1






1 83,988


23,4003
2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13 44,882 12,467
1,374

7,08278



54,084
14 45,064 12,518 0,05 1,378 1,376 0,03634 7,11912

12,4925 0,454 54,538
15 47,88 13,3 0,78 1,378 1,378 0,56604 7,68516

12,909 7,307 61,845
16 50,696 14,082 0,78 1,372 1,375 0,56727 8,25243

13,691 7,766 69,611
17 53,513 14,865 0,78 1,362 1,367 0,57059 8,82302

14,4735 8,258 77,869
18 56,329 15,647 0,78 1,348 1,355 0,57565 9,39867

15,256 8,782 86,651
19 59,146 16,429 0,78 1,329 1,339 0,58252 9,98119

16,038 9,342 95,993
20 61,962 17,212 0,78 1,305 1,317 0,59226 10,57345

16,8205 9,962 105,955
21 64,779 17,994 0,78 1,276 1,291 0,60418 11,17763

17,603 10,635 116,590
22 67,595 18,776 0,78 1,242 1,259 0,61954 11,79717

18,385 11,39 127,980
23 70,412 19,559 0,78 1,204 1,223 0,63778 12,43495

19,1675 12,225 140,205
24 73,228 20,341 0,78 1,161 1,183 0,65934 13,09429

19,95 13,154 153,359
25 76,045 21,124 0,78 1,114 1,138 0,68541 13,7797

20,7325 14,21 167,569
26 78,861 21,906 0,78 1,061 1,088 0,71691 14,49661

21,515 15,424 182,993
27 81,678 22,688 0,78 1,005 1,033 0,75508 15,25169

22,297 16,836 199,829
28 84,494 23,471 0,78 0,943 0,974 0,80082 16,05251

23,0795 18,483 218,312

Таблица 3.8 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 3-й передаче

№ п/п Vi3, км/ч Vi3, м/с ΔVi3, м/с ai3, м/с2 aiср3, м/с2 Δti3, c ti3, c tП3, c Vmax3 – VП3 , км/ч Viср3, м/с ΔSi3, м Si3, м SП3, м
1






1 120,8


33,6413
2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18 83,988 23,33
0,879

17,05251



241,713
19 84,992 23,609 0,28 0,855 0,867 0,32295 17,37546

23,4695 7,579 249,292
20 89,039 24,733 1,12 0,827 0,841 1,33175 18,70721

24,171 32,19 281,482
21 93,087 25,858 1,13 0,796 0,812 1,39163 20,09884

25,2955 35,202 316,684
22 97,134 26,982 1,12 0,76 0,778 1,43959 21,53843

26,42 38,034 354,718
23 101,181 28,106 1,12 0,721 0,741 1,51147 23,0499

27,544 41,632 396,350
24 105,228 29,23 1,12 0,677 0,699 1,60229 24,65219

28,668 45,934 442,284
25 109,276 30,354 1,12 0,629 0,653 1,71516 26,36735

29,792 51,098 493,382
26 113,323 31,479 1,13 0,577 0,603 1,87396 28,24131

30,9165 57,936 551,318
27 117,37 32,603 1,12 0,522 0,55 2,03636 30,27767

32,041 65,247 616,565
28 121,417 33,727 1,12 0,463 0,493 2,27181 32,54948

33,165 75,345 691,910

Таблица 3.9 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 4-й передаче

№ п/п Vi4, км/ч Vi4, м/с ΔVi4, м/с ai4, м/с2 aiср4, м/с2 Δti4, c ti4, c tП4, c Vmax4 – VП4 , км/ч Viср4, м/с ΔSi4, м Si4, м SП4, м
1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18 120,801 33,556
0,399

33,54948



725,551
19 122,566 34,046 0,49 0,361 0,38 1,28947 34,83895

33,801 43,585 769,136
20 128,402 35,667 1,62 0,32 0,341 4,75073 39,58968

34,8565 165,594 934,730
21 134,239 37,289 1,62 0,274 0,297 5,45455 45,04423

36,478 198,971 1133,701
22 140,075 38,91 1,62 0,225 0,25 6,48 51,52423

38,0995 246,885 1380,586
23 145,912 40,531 1,62 0,173 0,199 8,1407 59,66493

39,7205 323,353 1703,939
24 151,748 42,152 1,62 0,115 0,144 11,25 70,91493

41,3415 465,092 2169,031
25 157,585 43,774 1,62 0,055 0,085 19,05882 89,97375

42,963 818,824 2987,855
26 163,421 45,395 1,62 -0,009 0,023 70,43478 160,40853

44,5845 3140,299 6128,154
27












28













Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 3.4 Скоростная характеристика времени разгона автомобиля


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 3.5 Скоростная характеристика пути разгона автомобиля

3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля

По скоростной характеристике разгона определяются следующие оценочные измерители тягово-скоростных свойств автомобиля:

1) условная максимальная скорость Vymax в км/ч.

Данная скорость определяется как средняя скорость прохождения автомобилем последних 400 м двухкилометрового участка:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(3.29)

где t2000 и t1600 – время разгона автомобиля на участках протяженностью соответственно 2000 м и 1600 м;


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093км/ч;



2) время разгона автомобиля t400 и t1000 на участках протяженностью 400 м и 1000 м.

По характеристикам времени и пути разгона автомобиля t400 = 23 с;

t1000 = 42 с;

3) время разгона tз до заданной скорости Vз.

Для автотранспортных средств полной массой менее 3,5 т Vз = 100 км/ч.

По характеристикам времени и пути разгона автомобиля tз = 22,4 с.

4. Топливная экономичность автомобиля


Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в разных условиях движения.

Топливной характеристикой установившегося движения называют зависимость путевого расхода топлива от установившейся скорости при установившемся движении на ровной горизонтальной дороге на высшей передаче.


4.1 Построение топливной характеристики автомобиля


При построении графика топливной характеристики установившегося движения для заданной скорости автомобиля на высшей передаче определяются следующие параметры.

Обороты коленчатого вала двигателя, соответствующие заданной в км/ч скорости. Обороты изменяются в диапазоне от Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 об/мин до Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 об/мин.

Значение эффективной мощности на валу двигателя, соответствующее полученным оборотам двигателя:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.1)

Значение мощности предающейся в трансмиссию автомобиля:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.2)

Значение мощности подводимой к ведущим колесам автомобиля на высшей передаче:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.3)

Значение мощности затрачиваемой на преодоление сил дорожного сопротивления:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.4)

Значение мощности затрачиваемой на преодоление сил сопротивления воздуха:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.5)

Значение степени использования мощности:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.6)

Значение степени использования оборотов коленчатого вала двигателя:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.7)

Определяем коэффициенты, зависящие от степени использования мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала двигателя, для карбюраторного двигателя имеем:

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(4.8)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

(4.9)

Путевой расход топлива (в л/100км) определяем по формуле:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(4.10)

где Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 - удельный расход топлива при максимальной мощности, выше Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 на 5-10 % , для карбюраторного двигателя принимаем Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, тогда Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 - плотность топлива, для бензина Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093.

Производим расчеты необходимых величин, результаты расчетов заносим в таблицу 4.1.

По полученным значениям строим мощностную (рисунок 4.1) и топливную (рисунок 4.2) характеристики автомобилей на высшей передаче.


Таблица 4.1 Расчет мощностной и топливной характеристик автомобиля на высшей передаче

№ п/п n, об/мин V1, км/ч

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093, кВт

И Е QS, л/100км
1 600 21,016 4,63 4,40 4,0744 1 0,069 0,262 0,107 1,719 1,154 4,47
2 800 28,021 6,54 6,21 5,75046 1,3 0,164 0,255 0,143 1,748 1,127 4,56
3 1000 35,026 8,60 8,17 7,56542 1,6 0,321 0,254 0,179 1,752 1,102 4,7
4 1200 42,031 10,78 10,24 9,48224 2 0,554 0,269 0,214 1,69 1,079 4,91
5 1400 49,037 13,08 12,43 11,51018 2,4 0,88 0,285 0,25 1,628 1,059 5,11
6 1600 56,042 15,46 14,69 13,60294 2,8 1,313 0,302 0,286 1,565 1,04 5,3
7 1800 63,047 17,93 17,03 15,76978 3,2 1,869 0,321 0,321 1,5 1,024 5,48
8 2000 70,052 20,43 19,41 17,97366 3,7 2,564 0,349 0,357 1,411 1,009 5,65
9 2200 77,058 22,98 21,83 20,21458 4,2 3,413 0,377 0,393 1,331 0,996 5,81
10 2400 84,063 25,54 24,26 22,46476 4,7 4,431 0,406 0,429 1,257 0,985 5,96
11 2600 91,068 28,09 26,69 24,71494 5,3 5,633 0,442 0,464 1,177 0,976 6,12
12 2800 98,073 30,62 29,09 26,93734 5,9 7,036 0,48 0,5 1,107 0,969 6,27
13 3000 105,079 33,11 31,45 29,1227 6,6 8,654 0,524 0,536 1,041 0,963 6,45
14 3200 112,084 35,53 33,75 31,2525 7,3 10,503 0,57 0,571 0,99 0,958 6,68
15 3400 119,089 37,86 35,97 33,30822 8,1 12,598 0,621 0,607 0,951 0,956 7,01
16 3600 126,094 40,09 38,09 35,27134 8,9 14,954 0,676 0,643 0,927 0,954 7,42
17 3800 133,1 42,21 40,10 37,1326 9,8 17,588 0,738 0,679 0,918 0,954 7,99
18 4000 140,105 44,19 41,98 38,87348 10,7 20,513 0,803 0,714 0,926 0,955 8,74
19 4200 147,11 46,00 43,70 40,4662 11,7 23,746 0,876 0,75 0,949 0,957 9,7
20 4400 154,115 47,63 45,25 41,9015 12,8 27,303 0,957 0,786 0,982 0,96 10,88
21 4600 161,121 49,07 46,62 43,17012 14 31,198 - - - - -
22 4800 168,126 50,29 47,78 44,24428 15,2 35,447 - - - - -
23 5000 175,131 51,27 48,71 45,10546 16,5 40,065 - - - - -
24 5200 182,136 52,00 49,40 45,7444 17,9 45,067 - - - - -
25 5400 189,142 52,44 49,82 46,13332 19,4 50,47 - - - - -
26 5600 196,147 52,60 49,97 46,27222 21 56,288 - - - - -
27 5800 203,152 52,44 49,82 46,13332 22,6 62,537 - - - - -
28 6000 210,157 51,95 49,35 45,6981 24,4 69,231 - - - - -

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 4.1 Мощностная характеристика автомобиля на высшей передаче

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Рисунок 4.2 Топливная характеристика автомобиля на высшей передаче


4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива


Для определения эксплуатационного расхода топлива Qэ при движении автомобиля на высшей передаче по дороге с асфальто-бетонным покрытием:

1) задаемся максимальным значением скорости движения в соответствии с Правилами дорожного движения, для легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 т на автомагистралях скорость не более Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 км/ч;

2) определяем эксплуатационную скорость:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093;

(4.11)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 км/ч;



3) по графику топливной характеристики установившегося движения для эксплуатационной скорости Vэ определяем расход топлива QVэ:

QVэ = 5,73 л/100км;

4) вычисляем эксплуатационный расход топлива Qэ в л/100 км:


Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

(4.12)

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093 л/100 км.


5 Итоговые таблицы

(студент заполняет самостоятельно)


Таблица 5.1 Данные, определенные по тяговой характеристике

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093


Таблица 5.2 Данные, определенные по динамической характеристике

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093


Таблица 5.3 Данные, определенные по характеристике ускорений автомобиля

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093


Таблица 5.4 Данные, определенные по характеристикам времени и пути разгона автомобиля

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093


Таблица 5.5 Данные, определенные по топливной характеристике установившегося движения автомобиля

Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093

Список используемой литературы


1. Гришкевич А.И. Автомобиль: Теория. - Мн.: Выш. шк., 1986. - 208 с.

2. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля. - М.: Машиностроение, 1982. - 224 с.

3. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Расчет агрегатов и систем / Под ред. Н.Ф. Бочарова, Л.Ф.Жеглова. - М.: Машиностроение, 1994. - 404 с.

4. ГОСТ 4754 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.

5. ГОСТ 5513 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.

6. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.

7. Мощностной баланс автомобиля / В.А. Петрушов, В.В. Московкин, А.Н. Евграфов. - М.: Машиностроение, 1984. - 160 с.

8. Евграфов А.Н., Высоцкий М.С., Титович А.И. Аэродинамика магистральных автопоездов. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 232 с.

9. Евграфов А.Н., Есеновский-Лашков Ю.К. Аэродинамические свойства автомобилей и автопоездов. Методы исследований. - М.: МГАУ, 1998. - 79 с.

10. Европейский Союз. Технические стандарты на автотранспортные средства. Директива Совета 93/53/EC от 25 июля 1996 года. Максимальные разрешенные габаритные размеры и нагрузки (веса) автотранспортных средств.

11. Грузовые автомобили: Проектирование и основы конструирования / М.С. Высоцкий, Л.Х. Гилелес, С.Г. Херсонский. - М.: Машиностроение, 1995. - 256 с.

Похожие работы:

  1. • Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-2105
  2. • Модернизация автомобиля ВАЗ 21093
  3. • Тяговый и динамический расчет автомобиля ГАЗ-4301
  4. • Тяговые и динамические характеристики автомбиля ...
  5. • Тяговые и динамические характеристики автомбиля ...
  6. • Подвижной состав Автомобильного транспорта
  7. • Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойст ...
  8. • Управляемость автомобиля. Параметры маневра
  9. • Тяговый расчёт автомобиля
  10. • Проектирование автомобиля с бензиновым двигателем
  11. • Тяговый расчет автомобиля
  12. • Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ)
  13. • Дорожные испытания автомобилей
  14. • Конструкция и расчет легкового автомобиля ВАЗ-2106
  15. • Устройство автомобиля
  16. • Проект легкового автомобиля, грузоподъемностью 4 ...
  17. • Тяговый расчет трактора и автомобиля
  18. • Судебная криминалистическая экспертиза
  19. • Сцепление автомобиля ЗИЛ-130-76
Рефетека ру refoteka@gmail.com