Содержание
1. Исходные данные для расчета
2. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя
3. Тяговый расчет автомобиля
4. Таблицы
5. Графики
6. Выводы по работе и сравнение исследуемого автомобиля с аналоговыми моделями
Литература
1. Исходные данные для расчета
|
5400 | ||||||||
Передаточные числа: | |||||||||
коробки передач |
3,667 | ||||||||
1,95 | |||||||||
1,36 | |||||||||
1,0 | |||||||||
0,82 | |||||||||
главной передачи | 4,1 | ||||||||
Габаритные размеры: | |||||||||
ширина B, м | 1,680 | ||||||||
высота H, м | 1,640 | ||||||||
Тип и размер шин | 175/80R16 | ||||||||
Коэф. перераспределения веса на ведущие колеса λ | 1 | ||||||||
Коэф. деформации шин ∆ | 0,14-0,2 | ||||||||
Коэф. сопротивления воздуха К, |
0,2-0,35 | ||||||||
Условия эксплуатации: | |||||||||
Горизонтальный участок дороги с асфальтобетонным покрытием: коэф. сопротивления качению, f коэф. сцепления, φ |
0,014-0,018 0,7-0,8 |
2. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя – это зависимость крутящего момента, мощности двигателя, расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полной подаче топлива.
Определение минимальной частоты вращения коленчатого вала:
(2.1),
где
-
номинальная
частота вращения
коленчатого
вала, рад/с.
(2.2)
,
где n – номинальная частота вращения коленчатого вала, об /мин.
(рад/с)
0,19Ч565
= 107 (рад/с)
Для построения внешней скоростной характеристики, зная значения максимальной и минимальной частот вращения коленчатого вала, разделим всю область значений ω на 9 примерно равных промежутков.
С помощью
формулы Лейдермана
определяем
значения мощности
двигателя
соответственно
для каждого
значения частоты
вращения ω
коленчатого
вала
(2.3)
где
- текущее значение
мощности, кВт
- номинальная
мощность двигателя,
кВт
– текущее
значение частоты
вращения коленчатого
вала, (рад/с)
-
номинальная
частота вращения
коленчатого
вала, (рад/с)
A, B, C – коэффициенты зависящие от типа двигателя (A, B, C=1)
Определим
значение
соответствующее
значению ωдв=100
(рад/с)
=
=16,38
(кВт)
Аналогично
определяем
остальные
значения мощности
для каждого
значения частоты
вращения коленчатого
вала
.
Определение крутящего момента двигателя
(2.4)
0,153
(кН Ч м)
Аналогичным
образом определяем
остальные
значения
.
Рассчитанные
значения
,
,
сводим в таблицу
2.1
По полученным данным (таблицу 2.1) строим внешнюю скоростную характеристику двигателя (Рисунок 1).
3. Тяговый расчет автомобиля
Определение скорости движения автомобиля
(3.1)
,
где r – радиус колеса, м.
(3.2)
,
где:
d – посадочный диаметр колес, дюйм;
B – условная ширина профиля шины, мм;
λ – коэффициент высоты профиля шины;
∆ – коэффициент деформации шины.
В соответствии с параметрами шины ( раздел 1 ) d = 16 (дюймов) и B = 175 (мм), λ = 0,80 см, параметры шины в разделе 1.
Для радиальных шин ∆ = 0,14 – 0,2. Принимаем ∆ = 0,14.
Рассчитаем значения r:
= 0,32 (м).
(3.3)
где: Un – передаточное число k-той передачи,
Uo – передаточное число главной передачи.
Значения передаточных чисел всех передач приведены в разделе 1.
Определим значение Va для первой передачи при ω = 107 рад/с:
= 2,30 (м/с).
Аналогичным образом определяем значения скорости движения автомобиля на других передачах и значениях ω.
Рассчитанные значения скорости сводим в таблицы 3.1 – 3.5.
Расчет сил, действующих на автомобиль.
Тяговая сила на ведущих колесах определяется по формуле:
(3.4)
,
где
- коэффициент
полезного
действия трансмиссии,
которая зависит
от типа и конструкции
автомобиля,
усредненные
значения
для механических
трансмиссии
легкового
автомобиля
равны 0,9.
Определим первое значение тяговой силы на I-ой передаче:
=6.40
(кН)
Аналогичным
образом определяем
значения
автомобиля
на других передачах
и значениях
ω и
заносим их в
таблицы 3.1 – 3.5.
Максимальное значение тяговой силы по сцеплению колес с дорогой Pсц определяем выражением:
(3.5)
,
где
- сцепной вес
автомобиля
(вес приходящийся
на ведущие
колеса), Н.
- коэффициент
сцепления с
дорогой.
(3.6)
,
где
- полная масса
автомобиля,
кг.
g – ускорение
свободного
падения, м/с.
= 0,7 - 0,8. Принимаем
= 0,8.
=6,57
(кН).
Сила сопротивления качению Pk определяется выражением:
(3.7)
где: Ga – вес автомобиля, Н;
f – коэффициент сопротивления качению.
f = 0,014-0,018. Принимаем f = 0,014.
=
0,21287 (кН).
Сила сопротивления воздуха рассчитывается по формуле:
(3.8)
,
где k – коэффициент обтекаемости;
F – площадь
лобовой поверхности,
;
– скорость
движения автомобиля,
м/с.
k = 0.35
(3.9) F = 0.78ЧBЧH,
где B и H ширина и высота автомобиля соответственно, м.
F = 0.78Ч1,68Ч1,64=
2,15 ().
Рассчитаем
значения
на первой передаче:
= 0,0030 (кН).
Остальные
значения
на других передачах
рассчитываем
аналогично
приведенному примеру и заносим полученные данные в таблицы 3.1 – 3.5.
Строим тяговую характеристику автомобиля (Рисунок 2).
Расчет динамического фактора автомобиля
Динамически фактор – это удельная избыточная тяговая сила, которая затрачивается на преодоление дорожных сопротивлений и разгон автомобиля.
(3.10)
- формула для
определения
динамического
фактора.
Пример расчета:
= 0,54
Таким же образом рассчитываем остальные значения динамического фактора и заносим их в таблицу 3.1 – 3.5.
Динамически фактор по сцеплению с дорогой рассчитывается по формуле:
(3.11)
,
где
- коэффициент
сцепления с
дорогой.
= 0,8.
= 0,553
Строим динамическую характеристику автомобиля (Рисунок 3).
Определение ускорения автомобиля
Выражение для определения ускорения автомобиля имеет вид:
(3.12)
,
где
- суммарный
коэффициент
дорожных
сопротивлений;
g – ускорение
свободного
падения, м/с.
-
коэффициент
учета вращающихся
масс.
(3.13)
,
- уклон дороги,
.
Так как расчет
ведется для
сухой горизонтальной
асфальтобетонной
дороги, то
=0.
Поэтому справедливо равенство:
(3.14)
,
где Uk – передаточное число k-той передачи;
-
0,04-0,08. Принимаем
= 0,08.
Рассчитаем
значение
на I -ой передаче:
=
2,12
Остальные
значения
на
других передачах
рассчитываем
аналогично
приведенному
выше примеру.
Значение
на всех передачах:
=2,12;
=
1,34;
1,18;
1,12;
1,09.
Для примера определим одно из значений ускорения автомобиля на I-ой передаче:
=
1.88 (м/с
).
Аналогично приведенному примеру рассчитываем остальные значения ускорения на других передачах и заносим их в таблицы 3.1-3.6.
Строим график
ускорения
автомобиля
на всех передачах
в
и
– координатах
(Рисунок 4).
Для каждого
из рассчитанных
значении
определяем
обратную величину
и заносим полученные
значения в
таблицы 3.1 – 3.5.
Строим графическую
зависимость
в
,
Va – координатах
(Рисунок 5).
Определение времени разгона автомобиля
Для определения
времени разгона
автомобиля
до какой-либо
скорости необходимо
разбить всю
область под
кривыми графика
в
,
– координатах
на вертикальные
участки, нижние
основания
которых – отрезки
оси абсцисс,
а верхние
представляют
собой части
кривых графика.
Рассчитав
значения площадей
,
всех участков,
можем определить
время разгона
автомобиля
до скорости
соответственно
по формуле:
(3.15)
где:
=
-
площадь k-го
участка, мм
(l-
длинна основания,
h- средняя
высота);
-
масштаб скорости
автомобиля
Va на графике
обратной ускорению
величины
;
-
масштаб величины
.
Полученные результаты заносим в таблицу 3.6.
Строим график времени разгона автомобиля (Рисунок 6).
Определение пути разгона автомобиля
Для определения
пути разгона
разбиваем все
пространство
по левую сторону
от кривой времени
разгона автомобиля
на 9 горизонтальных
областей, левые
основания
которых - отрезки
на оси координат
, а правые представляют
собой участки
кривой времени
разгона.
Рассчитав
значения площадей
всех областей,
можем рассчитать
путь разгона
…
,
который необходимо
проехать автомобилю
для разгона
до скорости
по формуле:
(3.16)
,
где:
-
масштаб времени
разгона автомобиля
,
.
Рассчитаем
значения пути
разгона
…
до
скорости
соответственно
.
Полученные значения запишем в таблицу 3.7.
Строим график пути разгона автомобиля (Рисунок 7).
Расчет и построение графика пути торможения автомобиля
Тормозные свойства автомобиля можно оценить величиной минимального тормозного пути за время торможения с максимальной эффективностью. Для этого используем зависимость :
(3.18)
,
где:
– скорость
автомобиля;
- время запаздывания
тормозов (принимаем
=
0,05с);
-
время нарастания
( принимаем
= 0,4с).
Считаем два варианта торможения: на сухой и мокрой дороге с асфальтобетонным покрытием с коэффициентами
= 0,8 – сухая
дорога;
= 0,3 – мокрая
дорога.
Полученные значения занесем в таблицу 3.8.
Строим график пути торможения автомобиля (Рисунок 8).
4. Таблицы
Таблица 2.1 – Характеристика двигателя
|
107 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 565 |
Ne, кВт | 16,38 | 23,79 | 32,61 | 41,37 | 49,74 | 57,41 | 64,07 | 69,41 | 73,12 | 75 |
Me, кН*м | 0,153 | 0,159 | 0,163 | 0,165 | 0,166 | 0,164 | 0,16 | 0,154 | 0,146 | 0,134 |
Таблица 3.1 – Результаты тягово-динамического расчета ( I передача)
|
107 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 565 |
|
2,303 | 3,2285 | 4,3047 | 5,3809 | 6,4571 | 7,5332 | 8,6094 | 9,6856 | 10,7618 | 11,9671 |
|
6,4027 | 6,633 | 6,8199 | 6,9199 | 6,933 | 6,8591 | 6,6982 | 6,4504 | 6,1157 | 5,6376 |
|
0,0031 | 0,006 | 0,0108 | 0,0168 | 0,0242 | 0,0329 | 0,043 | 0,0544 | 0,0672 | 0,0831 |
D | 0,4208 | 0,4358 | 0,447 | 0,4539 | 0,4543 | 0,448 | 0,4376 | 0,4206 | 0,3977 | 0,3652 |
|
1,8865 | 1,9558 | 2,0114 | 2,04 | 2,0418 | 2,0166 | 1,9644 | 1,8854 | 1,7794 | 1,6288 |
|
0,53 | 0,5112 | 0,4971 | 0,4901 | 0,4897 | 0,4958 | 0,509 | 0,5303 | 0,5619 | 0,6139 |
Таблица 3.2 – Результаты тягово-динамического расчета ( II передача)
|
100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 |
|
4,330 | 6,071 | 8,095 | 10,118 | 12,142 | 14,166 | 16,190 | 18,2139 | 20,237 | 22,504 |
|
3,4048 | 3,5272 | 3,6266 | 3,6798 | 3,6867 | 3,6474 | 3,5619 | 3,4301 | 3,2522 | 2,9979 |
|
0,0109 | 0,0214 | 0,038 | 0,0594 | 0,0856 | 0,1164 | 0,1521 | 0,1925 | 0,2376 | 0,2939 |
D | 0,2232 | 0,2305 | 0,236 | 0,238 | 0,2368 | 0,2322 | 0,2242 | 0,2129 | 0,1982 | 0,1778 |
|
1,5267 | 1,5804 | 1,6202 | 1,6354 | 1,6262 | 1,5925 | 1,5343 | 1,4517 | 1,3447 | 1,19563 |
|
0,6549 | 0,6327 | 0,617 | 0,6114 | 0,6149 | 0,6279 | 0,6517 | 0,6888 | 0,7436 | 0,8363 |
Таблица 3.3 – Результаты тягово-динамического расчета ( III передача)
|
100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 |
|
6,209 | 8,705 | 11,60 | 14,508 | 17,410 | 20,312 | 23,213 | 26,115 | 29,017 | 32,267 |
|
2,3746 | 2,46 | 2,5293 | 2,5664 | 2,5713 | 2,5439 | 2,4842 | 2,3923 | 2,2682 | 2,0909 |
|
0,0224 | 0,044 | 0,0782 | 0,1221 | 0,1759 | 0,2394 | 0,3127 | 0,3957 | 0,4886 | 0,6041 |
D | 0,1546 | 0,1588 | 0,1611 | 0,1607 | 0,1575 | 0,1515 | 0,1428 | 0,1313 | 0,117 | 0,0977 |
|
1,1618 | 1,1964 | 1,2155 | 1,2118 | 1,18528 | 1,1359 | 1,0636 | 0,9687 | 0,8508 | 0,6918 |
|
0,8607 | 0,8357 | 0,8226 | 0,8251 | 0,8436 | 0,8803 | 0,9401 | 1,0323 | 1,1752 | 1,4454 |
Таблица 3.4 – Результаты тягово-динамического расчета (IV передача)
|
100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 |
|
8,445 | 11,83 | 15,785 | 19,731 | 23,67 | 27,624 | 31,570 | 35,517 | 39,463 | 43,883 |
|
1,746 | 1,8088 | 1,8598 | 1,8871 | 1,8906 | 1,8705 | 1,8266 | 1,7591 | 1,6678 | 1,5374 |
|
0,0414 | 0,0813 | 0,1446 | 0,2259 | 0,3253 | 0,4428 | 0,5783 | 0,732 | 0,9037 | 1,1174 |
D | 0,1121 | 0,1136 | 0,1128 | 0,1092 | 0,1029 | 0,0938 | 0,0820 | 0,0675 | 0,0502 | 0,0276 |
|
0,8592 | 0,8724 | 0,8653 | 0,8342 | 0,779 | 0,6997 | 0,5964 | 0,469 | 0,3175 | 0,1193 |
|
1,1637 | 1,1461 | 1,1555 | 1,1986 | 1,2836 | 1,429 | 1,6766 | 2,132 | 3,1493 | 8,3814 |
Таблица 3.5– Результаты тягово-динамического расчета (V передача)
|
100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 523 |
|
10,29 | 14,43 | 19,25 | 24,06 | 28,875 | 33,6883 | 38,5009 | 43,3135 | 48,1261 | 53,5162 |
|
1,4318 | 1,4832 | 1,525 | 1,5474 | 1,5503 | 1,5338 | 1,4978 | 1,4424 | 1,3676 | 1,2607 |
|
0,0615 | 0,121 | 0,215 | 0,336 | 0,4838 | 0,6585 | 0,8601 | 1,0886 | 1,3439 | 1,6618 |
D | 0,0901 | 0,0895 | 0,0861 | 0,0796 | 0,0701 | 0,0575 | 0,0419 | 0,0232 | 0,0015 | 0,0263 |
|
0,6826 | 0,6779 | 0,6471 | 0,5889 | 0,5035 | 0,3907 | 0,2505 | 0,0831 | -0,1115 | -0,3621 |
|
1,4647 | 1,4751 | 1,5452 | 1,6978 | 1,986 | 2,5593 | 3,9907 | 12,0305 | -8,9618 | -2,7613 |
Таблица 3.6 Определение времени разгона автомобиля
Интервал | 2 - 6 | 6 - 10 | 10 - 14 | 14 - 18 | 18 - 22 | 22 - 26 | 26 - 30 | 30 - 34 | 34 - 38 |
Площадь интервала, ∆,кл. | 5 | 5,2 | 6 | 7,1 | 9,2 | 11,1 | 15,6 | 21 | 35 |
Суммарная площадь, ∆, кл. | 5 | 10,2 | 16,2 | 23,3 | 32,5 | 43,6 | 59,2 | 80,2 | 115,2 |
Время разгона, t, с |
2 | 4,08 | 6,48 | 9,32 | 13 | 17,44 | 23,68 | 32,08 | 46,08 |
До скорости, Va, м/с | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
1 кл. = 0,4с.
Таблица 3.7 Определение пути разгона автомобиля
Интервал | 1,9 – 2,5 | 2,5 - 4 | 4 - 6 | 6 – 8,3 | 8,3 – 11,7 | 11,7 - 15 | 15 – 20,6 | 20,6 – 28,5 | 28,5 - 33 |
Площадь, ∆, кл. |
7,6 | 18,6 | 29 | 52 | 80 | 120 | 193,3 | 360 | 251 |
Суммарная площадь, ∆, кл. |
7,6 | 26,2 | 55,2 | 107,2 | 187,2 | 307,2 | 500,5 | 860,5 | 1111,5 |
Пройденный путь, S, м | 7,6 | 26,2 | 55,2 | 107,2 | 187,2 | 307,2 | 500,5 | 860,5 | 1111,5 |
До скорости, Va, м/с | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
1 кл. = 1 м.
Таблица 3.8 - Расчет пути торможения автомобиля
Скорость, Va, м/с | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 44 |
Путь торможения ( S, м) при: | |||||||||
|
5,49 | 19,48 | 41,97 | 72,95 | 112,43 | 160,40 | 216,87 | 281,83 | 339,91 |
|
2,84 | 8,87 | 18,08 | 30,48 | 46,06 | 64,83 | 86,79 | 111,93 | 134,34 |
5. Графики
Внешняя скоростная характеристика двигателя
Рисунок 1 - Внешняя скоростная характеристика двигателя
Тяговая характеристика автомобиля
Рисунок 2 - Тяговая характеристика автомобиля
Динамическая характеристика автомобиля
Рисунок 3 - Динамическая характеристика автомобиля
График ускорения автомобиля
Рисунок 4 - График ускорения автомобиля
График обратной
ускорению
величины
Рисунок 5 -
График обратной
ускорению
величины
График времени разгона автомобиля
Рисунок 6 - График времени разгона автомобиля
График пути разгона автомобиля
Рисунок 7 - График пути разгона автомобиля
График пути торможения автомобиля
Рисунок 8 - График пути торможения автомобиля
6. Выводы по работе и сравнение исследуемого автомобиля с аналоговыми моделями
На основе результатов проведенных расчетов и построенных графических зависимостей можем сделать следующие выводы об исследуемом автомобиле ВАЗ – 21074-20.
Максимальные скорости, которые автомобиль может развивать в заданных дорожных условиях на всех передачах:
=
10 (м/с);
=
17,2 (м/с);
=
26,7 (м/с);
=
36,2 (м/с);
=
43 (м/с).
Тяговая
характеристика
автомобиля
(5.2) показывает,
что максимальная
скорость автомобиля
=
43 (м/с), ограничена
следующими
показателями:
- сила сопротивления
воздуха
,
- сила сопротивления качению Pk.
На низших
передачах
суммарное
действие этих
сил ничтожно
мало, и поэтому
не оказывает
практически
никакого влияния
на движение
автомобиля,
однако имеет
существенное
значение на
высшей передачи,
когда сила
сопротивления
воздуха достигает
максимальных
значений, а
тяговая сила
уменьшается.
Таким образом,
минимальное
критическое
значение
+Pk
, которое превышает
тяговую силу
и ограничивает
скорость движения
автомобиля,
составляет
1,14 (кН).
Максимальное ускорение, развиваемое автомобилем на I передаче:
=
1,96 (
)
Максимальное ускорение, развиваемое автомобилем на V передаче:
=
0,67 (
)
Рассчитанное время разгона автомобиля до скорости 100 (км/ч) составляет 23 (с), что на 5 секунд больше времени разгона, заявленном производителем.
Путь разгона до 100 (км/ч) = 440 (м).
Путь торможения со 100 км/ч на мокрой дороге составляет приблизительно 139 метров, а на хорошем сухом покрытии путь торможения более чем в два раза меньше и равен 56 метров.
Таблица 1.6 – Сравнение автомобиля ВАЗ – 21074 с другими моделями
Снаряженная масса, кг | Мощность, л.с. | Крутящий момент, НЧм | Максимальная скорость, км/ч | Время разгона до 100 км/ч, сек. | |
VW Passat 1,6 | 1305 | 100 | 150 при 4000 об/мин | 192 | 12,6 |
ВАЗ – 21074 | 1060 | 74 | 130 при 2100 об/мин | 155 | 17 |
Skoda Fabia 1.4 | 1060 | 86 | 132 при 380 об/мин | 174 | 12.3 |
Сhery A1 | 1040 | 83 | 114 при 3800 об/мин | 156 | 14 |
Вывод: Автомобиль ВАЗ – 2107 начал выпускаться на Волжском автомобильном заводе в 1982 году. На тот период времени автомобиль имел неплохие технические характеристики и мог конкурировать с другими автомобилями в своем классе. Но как видно из приведенной выше таблицы, он не в состоянии конкурировать с современными моделями, т.к. проигрывает им по всем техническим параметрам.
Литература
Коростелев С.А., Беседин Л. Н. ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИИ РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ: Методические указания / АлтГТУ им. И.И.Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ. 2003 - 27с.
3