Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Тяговый расчет трактора и автомобиля

СОДЕРЖАНИЕ


1. Тяговый расчет трактора

1.1 Определение номинальной эксплуатационной массы трактора

1.2 Определение номинальной мощности двигателя

1.3 Расчет показателей двигателя по внешней регуляторной характеристике

1.4 Построение внешней регуляторной характеристики дизеля и ее анализ

1.5 Построение кривой буксования

1.6 Определение диапазона номинальных основных скоростей трактора

1.7 Определение теоретических скоростей трактора, касательных сил тяги и тяговых усилий на крюке на всех передачах основного ряда

1.8 Определение радиуса ведущих колес

1.9 Определение передаточных чисел трансмиссии основного ряда

1.10 Расчет и построение теоретической тяговой характеристики трактора

1.11 Анализ тяговой характеристики трактора

1.12 Расчет и построение потенциальной тяговой характеристики трактора

1.13 Анализ потенциальной тяговой характеристики трактора

2. Тяговый расчет автомобиля

2.1 Определение массы автомобиля

2.2 Определение мощности двигателя

2.3 Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя

2.4 Определение радиуса ведущих колес

2.5 Определение передаточных чисел трансмиссии

2.6 Расчет динамического фактора автомобиля

2.7 Построение динамической характеристики автомобиля

2.8 Анализ динамической характеристики автомобиля

Литература


1. ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ ТРАКТОРА


В процессе выполнения тягового расчета трактора определяем основные параметры: масса трактора, мощность двигателя, расчетные скорости движения и тяговые показатели на передачах основного ряда и показатели топливной экономичности трактора, которые обеспечивают ему необходимые тяговые свойства в условиях эксплуатации.


1.1. Определение номинальной эксплуатационной массы трактора


Номинальную эксплуатационную массу трактора определяем из условия реализации заданного тягового класса при допустимом буксовании для гусеничных тракторов - 3 - 5%.


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.1)


где РН - номинальное тяговое усилие трактора, заданное классом тяги, Н;

g - ускорение свободного падения, равное 9.81 м/с2;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент нагрузки ведущих колес;

f - коэффициент сопротивления качению [1, Приложение А, с. 49];

Тяговый расчет трактора и автомобиля - допустимая величина коэффициента использования сцепной массы при допустимом буксовании и номинальной нагрузке на крюке [1, Приложение А, с. 49].

Тогда


Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.2 Определение номинальной мощности двигателя


Номинальная мощность двигателя определяется из условия реализации номинального тягового усилия на крюке Тяговый расчет трактора и автомобиля, при равномерном движении на горизонтальном участке стерневого поля с заданной скоростью движения Тяговый расчет трактора и автомобиля на первой передаче основного ряда.


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.2)


где VТ1 - скорость трактора, соответствующая номинальному тяговому усилию, 7 км/ч;

ZЭ - коэффициент эксплуатационной нагрузки двигателя, равный 0,9;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - КПД трансмиссии.

Механический КПД определяется на первой передаче основного ряда по заданной кинематической схеме прототипа трансмиссии с учетом типа движителя, потерь, возникающих при передаче нагрузки и потерь холостого хода.

Для гусеничных тракторов КПД трансмиссии определяется по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.3)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - КПД цилиндрической и конической пар шестерен;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - число пар цилиндрических и конических шестерен трансмиссии, передающих крутящий момент, Тяговый расчет трактора и автомобиля;

Значения n1, n2 определим по кинематической схеме прототипа трансмиссии на одной из передач основного ряда. При разветвлении мощности на два потока две пары аналогичных шестерён считают за одну пару.

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент, учитывающий потери на холостое прокручивание трансмиссии;

Значение коэффициентов принимаем Тяговый расчет трактора и автомобиля. Для колесных тракторов с двумя ведущими колесами Тяговый расчет трактора и автомобиля.


Тяговый расчет трактора и автомобиля


Подставляя в формулу (1.2) известные, рассчитанные и принятые значения параметров, определяем необходимую номинальную мощность двигателя.


Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.3 Расчет значений показателей двигателя по внешней регуляторной характеристике


1.3.1 Максимальная частота вращения коленвала на холостом ходу определяется как Тяговый расчет трактора и автомобиля.

1.3.2 Частота вращения, соответствующая максимуму крутящего момента двигателя, определяется как Тяговый расчет трактора и автомобиля.

1.3.3 Текущие значения мощности на перегрузочной ветви регуляторной характеристики определяются по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.4)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - номинальная эффективная мощность и частота вращения;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - эффективная мощность и частота вращения в искомой точке перегрузочной ветви характеристики;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициенты для дизелей с непосредственным впрыском топлива.


Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.3.4 Крутящий момент двигателя определяем по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.5)

Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.3.5 Текущее значение часового расхода топлива на перегрузочной корректорной ветви регуляторной характеристики определяется по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.6)

Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.3.6 Удельный расход топлива подсчитывается по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.7),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.3.7 На регуляторной ветви характеристики, при уменьшении нагрузки двигателя, частота коленвала двигателя повышается от номинальной Тяговый расчет трактора и автомобиля до максимальной холостого хода Тяговый расчет трактора и автомобиля. При этом мощность Тяговый расчет трактора и автомобиля и крутящий момент Тяговый расчет трактора и автомобиля уменьшаются до нуля при Тяговый расчет трактора и автомобиля по линейному закону. Часовой расход топлива при этом уменьшается также по линейному закону от номинального значения до расхода на холостом ходу Тяговый расчет трактора и автомобиля. Часовой расход топлива на холостом ходу определяется как Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля. По часовому расходу топлива и мощности двигателя подсчитывается удельный расход топлива на регуляторной ветви характеристики в искомых точках по формуле (1.7).


Таблица 1.1

Внешняя регуляторная характеристика дизеля

Параметр, ед. изм.

Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1.025nH 1.05nH 1.075nH

Тяговый расчет трактора и автомобиля


0.4 0.6 0.7 0.8 0.9




Тяговый расчет трактора и автомобиля

800 1200 1400 1600 1800 2000 2050 2100 2150 2200

Тяговый расчет трактора и автомобиля

49 69 77 85 91 96 72 48 24 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

585 549 525 507 483 458 335 218 107 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

14.2 19.3 21.4 23.6 25.2 26.6 21.6 16.6 11.6 6.6

Тяговый расчет трактора и автомобиля

290 280 278 278 277 277 300 346 483

1.4 Построение внешней регуляторной характеристики дизеля и её анализ


Регуляторную характеристику строим в трёх видах:

1.4.1 В функции от частоты вращения Тяговый расчет трактора и автомобиля коленчатого вала, которая используется для анализа работы двигателя на режимах перегрузки (рисунок 1.);

1.4.2 В функции от эффективной мощности Тяговый расчет трактора и автомобиля, которая является основной и используется для анализа экономичности двигателя на регуляторной ветви характеристики (рисунок 3.);

1.4.3 В функции от крутящего момента Тяговый расчет трактора и автомобиля двигателя для удобства анализа регуляторной ветви и тяговых качеств трактора (рисунок 4.).

При анализе регуляторной характеристики дизеля определяем и сравниваем с прототипом по типажу:

а) Удельный расход топлива на номинальном режиме и сравнить его с прототипом;

Номинальный удельный расход топлива равен 277 (г/кВтЧч) что больше удельного расхода топлива прототипа Тяговый расчет трактора и автомобиля.

б) Коэффициент запаса крутящего момента двигателя:


Тяговый расчет трактора и автомобиля;

Тяговый расчет трактора и автомобиля.


Кз = 0,28 что больше прототипа Кз = 0,15.

в) Коэффициент приспособляемости двигателя по крутящему моменту:


Тяговый расчет трактора и автомобиля;

Тяговый расчет трактора и автомобиля.


Тяговый расчет трактора и автомобиля что больше прототипа Тяговый расчет трактора и автомобиля.

г) Коэффициент приспособляемости двигателя по частоте вращения.


Тяговый расчет трактора и автомобиля;

Тяговый расчет трактора и автомобиля.


Тяговый расчет трактора и автомобиля что меньше прототипа Тяговый расчет трактора и автомобиля.


1.5 Построение кривой буксования


Для построения кривой буксования колесных и гусеничных тракторов на стерне нормальной плотности и влажности можно использовать среднестатистические данные буксования в зависимости от относительной величины силы на крюке, т.е. от коэффициента использования сцепной силы тяжести трактора.


Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля


где С, d - коэффициенты; S - показатель степени;

С=0.0333d=1.377S=2

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент использования сцепного веса


Тяговый расчет трактора и автомобиля


где РКР - тяговое усилие на крюке, равное 30000 Н.

Значение коэффициента буксования заносим в таблицу 1.2.


Таблица 1.2

Исходные данные для построения кривой буксования

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.55 0.6 0.65 0.7 0.75 0.8 0.81 0.83 0.84 0.841

Тяговый расчет трактора и автомобиля

%

0 0.3 0.7 1.1 1.7 2.5 3.1 4 5 7 11 22 28 54 98 100

Тяговый расчет трактора и автомобиля

Н

0 6082 12164 18247 24329 30411 33452 36493 39534 42575 45616 48658 49266 50482 51090 51151

По данным табл. 1.2 строим кривую буксования в зависимости от силы тяги на крюке РКР (рис. 5).


1.6 Определение диапазона номинальных основных скоростей трактора


Диапазон номинальных основных скоростей определяется в зависимости от силы тяги на крюке РКР по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.10)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - тяговый диапазон трактора;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - номинальная сила тяги на крюке, кН;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - номинальное тяговое усилие для тракторов предыдущего

класса, кН;

Тяговый расчет трактора и автомобиля = 1,2 - коэффициент расширения тяговой зоны, перекрытия смежных тяговых зон.

Тяговый расчет трактора и автомобиля


Структура ряда передаточных чисел трансмиссии для основных рабочих передач изменяется в геометрической прогрессии и основана на стремлении обеспечить изменение крутящего момента двигателя в одинаковых пределах на всех передачах.

При 6 ступенях коробки передач знаменатель геометрической прогрессии определяется по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.11)

Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.7 Определение теоретических скоростей трактора, касательных сил тяги и тяговых усилий на крюке на всех передачах основного ряда


Теоретические значения указанных показателей трактора определяются при условии работы двигателя на номинальном режиме:

а) теоретические скорости движения трактора на всех передачах основного ряда: Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля.

б) касательные силы тяги на всех передачах основного ряда:


Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля.

в) тяговые усилия на крюке на всех передачах основного ряда: Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля.


1.8 Определение радиуса ведущих колес


Расчет радиуса ведущих колес гусеничного трактора определяется по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.12)

Тяговый расчет трактора и автомобиля


1.9 Определение передаточных чисел трансмиссии основного ряда


Передаточное число трансмиссии на первой передаче основного ряда определяется согласно заданной теоретической скорости трактора Тяговый расчет трактора и автомобиля, по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.13)

Тяговый расчет трактора и автомобиля


Передаточные числа трансмиссии на остальных передачах основного ряда определяются через знаменатель геометрической прогрессии


Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля, Тяговый расчет трактора и автомобиля.


1.10 Расчет и построение теоретической тяговой характеристики трактора


Исходными данными для тягового расчета трактора являются текущие значения крутящего момента Тяговый расчет трактора и автомобиля, частоты вращения Тяговый расчет трактора и автомобиля и часового расхода топлива Тяговый расчет трактора и автомобиля при работе дизеля по внешней регуляторной характеристике от режима максимума крутящего момента до холостого хода (табл. 1.1).

Касательную силу тяги на колесе определяем по крутящему моменту двигателя и передаточному числу трансмиссии по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.13),

Тяговый расчет трактора и автомобиля,


сила сопротивления качению:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.14),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


тяговое усилие на крюке:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.15),

Тяговый расчет трактора и автомобиля,


Текущие значения коэффициента буксования снимаем с кривой буксования (рис. 5).

Текущие значения теоретической скорости по передачам подсчитываем по формуле:

Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.16),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


Действительная скорость трактора определяем по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.17),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


Мощность на крюке подсчитываем как


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.18),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


Удельный крюковой расход топлива подсчитываем по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.19),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


Тяговый КПД трактора определяем как


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.20),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


По приведенному алгоритму производим расчет показателей трактора по всем передачам основного ряда.


Таблица 1.3

Показатели двигателя по внешней регуляторной характеристике

Тяговый расчет трактора и автомобиля

800 1200 1400 1600 1800 2000 2050 2100 2150 2200

Тяговый расчет трактора и автомобиля

49 69 77 85 91 96 72 48 24 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

585 549 525 507 483 458 335 218 107 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

14.2 19.3 21.4 23.6 25.2 26.6 21.6 16.6 11.6 6.6

Таблица 1.4

Показатели трактора по тяговой характеристике на первой передаче, Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

51631 48453 46335 44747 42628 40422 29566 19240 9443

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082

Тяговый расчет трактора и автомобиля

45549 42371 40253 38665 36546 34340 23484 13158 3361

Тяговый расчет трактора и автомобиля

7 6.6 5.7 4.7 4 3.3 1.7 0.9 0.15

Тяговый расчет трактора и автомобиля

2.8 4.2 4.9 5.6 6.3 7.0 7.2 7.3 7.5

Тяговый расчет трактора и автомобиля

2.7 3.9 4.6 5.3 6.0 6.8 7.1 7.2 7.5

Тяговый расчет трактора и автомобиля

34.2 45.9 51.4 56.9 60.9 64.9 46.3 26.3 7

Тяговый расчет трактора и автомобиляг/кВт·ч

415 420 416 415 414 410 466 631 1657

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.7 0.66 0.67 0.67 0.67 0.68 0.64 0.55 0.29

Таблица 1.5

Показатели трактора на второй передаче,Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

47844 44899 42937 41464 39502 37457 27398 17829 8751

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082

Тяговый расчет трактора и автомобиля

41762 38817 36855 35382 33420 31375 21316 11747 2669

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6.5 4.8 4.1 3.9 3.1 2.8 1.4 0.6 0.1

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.0 4.5 5.3 6.0 6.8 7.5 7.7 7.9 8.1

Тяговый расчет трактора и автомобиля

2.8 4.3 5.1 5.8 6.6 7.3 7.6 7.8 8.1

Тяговый расчет трактора и автомобиля

32.5 46.4 52.2 57 61.3 63.6 45 25.4 6

Тяговый расчет трактора и автомобиляг/кВт·ч

437 416 410 414 411 418 480 653 1933

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.66 0.67 0.68 0.67 0.67 0.66 0.62 0.53 0.25

Таблица 1.6

Показатели трактора на третьей передаче,Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

44309 41582 39765 38401 36583 34690 25374 16512 8104

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082

Тяговый расчет трактора и автомобиля

38227 35500 33683 32319 30501 28608 19292 10430 2022

Тяговый расчет трактора и автомобиля

4.7 3.9 3.2 2.9 2.7 2.3 1.4 0.8 0.07

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.3 4.9 5.7 6.5 7.3 8.2 8.4 8.6 8.8

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.1 4.7 5.5 6.3 7.1 8.0 8.3 8.5 8.8

Тяговый расчет трактора и автомобиля

32.9 46.3 51.5 56.5 60.1 63.6 44.5 24.6 4.9

Тяговый расчет трактора и автомобиляг/кВт·ч

431 417 415 418 419 418 485 675 2367

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.67 0.67 0.67 0.66 0.66 0.66 0.62 0.51 0.2

Таблица 1.7

Показатели трактора на четвертой передаче,Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

41027 38502 36819 35557 33873 32120 23494 15289 7504

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082

Тяговый расчет трактора и автомобиля

34945 32420 30737 29475 27791 26038 17412 9207 1422

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.9 2.9 2.6 2.3 2 1.8 1.85 1.5 0.05

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.5 5.3 6.2 7.0 7.9 8.8 9.0 9.2 9.5

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.4 5.1 6.0 6.8 7.7 8.6 8.8 9.1 9.5

Тяговый расчет трактора и автомобиля

33 45.9 51.2 55.7 59.4 62.2 42.6 23.3 3.7

Тяговый расчет трактора и автомобиляг/кВт·ч

430 420 418 424 424 428 507 712 3135

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.67 0.66 0.66 0.65 0.65 0.65 0.59 0.48 0.15

Таблица 1.8

Показатели трактора на пятой передаче,Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

37997 35659 34100 32931 31372 29748 21759 14160 6950

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082

Тяговый расчет трактора и автомобиля

31915 29577 28018 26849 25290 23666 15677 8078 868

Тяговый расчет трактора и автомобиля

2.8 2.3 2 1.9 1.8 1.7 0.9 0.4 0.02

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.8 5.7 6.7 7.6 8.6 9.5 9.7 10.0 10.2

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.7 5.6 6.6 7.4 8.4 9.3 9.6 10.0 10.2

Тяговый расчет трактора и автомобиля

32.8 46 51.4 55.2 59 61.1 41.8 22.4 2.4

Тяговый расчет трактора и автомобиляг/кВт·ч

433 419 416 427 427 435 516 741 4833

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.67 0.67 0.67 0.65 0.65 0.64 0.58 0.47 0.1

Таблица 1.9

Показатели трактора на шестой передаче,Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

35094 32934 31494 30415 28975 27475 20096 13078 6419

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082 6082

Тяговый расчет трактора и автомобиля

29012 26852 25412 24333 22893 21393 14014 6996 337

Тяговый расчет трактора и автомобиля

2.3 2 1.9 1.7 1.5 1.3 0.9 0.35 0.01

Тяговый расчет трактора и автомобиля

4.1 6.2 7.2 8.2 9.3 10.3 10.6 10.8 11.1

Тяговый расчет трактора и автомобиля

4.0 6.1 7.1 8.1 9.2 10.2 10.5 10.8 11.1

Тяговый расчет трактора и автомобиля

32.2 45.5 50.1 54.7 58.5 60.6 40.9 21 1

Тяговый расчет трактора и автомобиляг/кВт·ч

441 424 427 431 431 438 528 790 11600

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.66 0.66 0.65 0.64 0.64 0.63 0.57 0.44 0.04

По данным таблиц 1.4, 1.5, 1.6, 1.7. 1.8 и 1.9 строим тяговую характеристику трактора (рис. 6).


1.11 Анализ тяговой характеристики трактора


Определив по тяговой характеристике величину буксования при номинальной силе тяги, можно сделать вывод о том, что полученное теоретическое буксование не выходит за рамки допустимого и равно 0,65 следовательно, эксплуатационная масса определена верно.

Анализируя тяговую характеристику, можно сделать вывод о том, что трактор целесообразно загружать по передачам в следующих диапазонах:


Первая передачаPKP = 31375 – 34340 Н;

Вторая передачаPKP = 28608 – 31375 Н;

Третья передачаPKP = 26038 – 28608 Н;

Четвёртая передачаPKP = 23666 – 26038 Н;

Пятая передачаPKP = 21393 – 23666 Н;

Шестая передачаPKP = 0 – 21393 Н;


Номинальной силе тяги на крюке по передачам основного ряда соответствует такие значения удельного и часового расхода топлива:


Первая передача(PKP = 34340 Н):gKP = 410 г/кВт·ч;GT = 6,6 кг/ч;

Вторая передача(PKP = 31375 Н):gKP = 418 г/кВт·ч;GT = 6,6 кг/ч;

Третья передача(PKP = 28608 Н):gKP = 418 г/кВт·ч;GT = 6,6 кг/ч;

Четвёртая передача(PKP = 26038 Н):gKP = 428 г/кВт·ч;GT = 6,6 кг/ч;

Пятая передача(PKP = 23666 Н):gKP = 435 г/кВт·ч;GT = 6,6 кг/ч;

Шестая передача(PKP = 21393 Н):gKP = 438 г/кВт·ч.GT = 6,6 кг/ч.


1.12 Расчет и построение потенциальной тяговой характеристики трактора


Потенциальная тяговая характеристика трактора показывает возможную, идеальную зависимость Тяговый расчет трактора и автомобиля при автоматическом бесступенчатом регулировании скорости трактора, обеспечивающем загрузку двигателя постоянно на номинальную мощность при изменении тягового усилия на крюке.

Расчет потенциальной тяговой характеристики производим в следующей последовательности:

- номинальную мощность двигателя определяем по формуле (1.2);

- мощность (кВт), теряемая в трансмиссии:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.23),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- максимальное тяговое усилие на крюке по сцеплению движителей с почвой:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.24),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- текущее значение относительной величины тягового усилия на крюке принимаем с шагом Тяговый расчет трактора и автомобиля


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.25),


- текущее значение тягового усилия на крюке (Н)


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.26),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- коэффициент буксования снимаем с кривой буксования (рис. 5);

- текущее значение касательной силы тяги (Н)


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.27),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- текущее значение теоретической скорости трактора (км/ч)


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.28),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- текущее значение действительной скорости определяем по формуле (1.19);

- мощность (кВт), подводимая к ведущим колесам:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.29),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- мощность (кВт), теряемая при буксовании:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.30),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- мощность (кВт), теряемая при качении:

Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.31),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


- мощность на крюке определяем по формуле (1.20);

- тяговый КПД трактора рассчитываем по формуле (1.22);

- необходимое передаточное число трансмиссии определяем по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (1.32),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


По приведенному алгоритму результаты расчетов заносим в таблицы 1.9.


Таблица 1.9

Параметры потенциальной тяговой характеристики трактора

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.83 0.841

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 6082 12164 18247 24329 30411 36493 42575 48658 50482 51151

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6082 12164 18247 24329 30411 36493 42575 48658 54740 56564 57233

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0.3 0.7 1.1 1.7 2.5 4 7 22 54 100

Тяговый расчет трактора и автомобиля

46.6 23.3 15.5 11.6 9.3 7.8 6.6 5.8 5.2 5.0 4.9

Тяговый расчет трактора и автомобиля

46.6 23.2 15.4 11.5 9.1 7.6 6.3 5.4 4.0 2.3 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

17.3 17.3 17.3 17.3 17.3 17.3 17.3 17.3 17.3 17.3 17.3

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0.2 0.5 0.9 1.3 2 3.1 5.5 17.3 42.5 78.7

Тяговый расчет трактора и автомобиля

78.7 39.2 26 19.4 15.4 12.8 10.6 9.1 6.7 3.9 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 39.2 52 58.3 61.5 64.2 63.9 63.9 54.1 32.2 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0.41 0.54 0.61 0.64 0.67 0.66 0.66 0.56 0.33 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

6.1 12.3 18.5 24.6 30.8 36.9 43.1 49.2 55.4 57.2 57.9

По данным табл. 1.9 строим потенциальную тяговую характеристику трактора (рис. 7).


1.13 Анализ потенциальной тяговой характеристики трактора


Трактор с бесступенчатой трансмиссией обладает значительным преимуществом перед трактором со ступенчатой трансмиссией. Дело в том, что бесступенчатая трансмиссия позволяет изменять передаточное число трансмиссии в зависимости от нагрузки на крюке. Это позволяет сделать номинальную загрузку двигателя постоянной независимо от нагрузки на крюке, при этом достигается получение максимальной крюковой мощности при минимальном удельном крюковом расходе топлива.

Рациональный диапазон загрузки трактора тяговым усилием ограничивается значением тягового КПД в граничных точках. Анализируя потенциальную тяговую характеристику, можно заключить, что рациональной будет нагрузка на крюке:

Тяговый расчет трактора и автомобиля, при которой Тяговый расчет трактора и автомобиля.

При работе трактора с бесступенчатой трансмиссией происходит постоянная регулировка передаточного отношения трансмиссии для выведения двигателя на номинальную нагрузку, так как в реальных условиях нагрузка на крюке колеблется. У трактора с бесступенчатой трансмиссией крюковая мощность в пределах рационального диапазона загрузки трактора крюковым усилием колеблется незначительно и определяется по формуле (1.20), из которой видно, что при постоянстве крюковой мощности увеличение нагрузки на крюке приводит к снижению скорости движения трактора VT и V, и наоборот, снижение нагрузки на крюке влечёт за собой увеличение теоретической и действительной скоростей движения трактора.

Тяговый КПД определим по выражению:

Тяговый расчет трактора и автомобиля

где Тяговый расчет трактора и автомобиля - КПД трансмиссии;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - КПД по сцеплению колес с почвой;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - КПД трактора по сопротивлению качения пути.

Анализируя выражение, можно заметить, что снижение каждого из сомножителей в отдельности приведёт к снижению тягового КПД.

С уменьшением РKP тяговый КПД падает, вследствие падения до нуля Тяговый расчет трактора и автомобиля и Тяговый расчет трактора и автомобиля; при увеличении Тяговый расчет трактора и автомобиля, тяговый КПД падает, вследствие падения Тяговый расчет трактора и автомобиля (Рисунок 7).


2. ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЯ


Цель тягового расчета - определение по исходным данным необходимой массы автомобиля, мощности двигателя, передаточных чисел трансмиссии и динамического фактора, обеспечивающих получение динамических показателей автомобиля, удовлетворяющих эксплуатационным качествам.


2.1 Определение массы автомобиля


Собственная масса автомобиля (кг) определяем как:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.1)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - номинальная грузоподъемность, кг;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент грузоподъемности (для грузовых автомобилей Тяговый расчет трактора и автомобиля).


Тяговый расчет трактора и автомобиля


Полная масса груженого автомобиля (кг) вычисляется по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.2)


где Г- коэффициент грузоподъемности;

75 - масса водителя, кг.


Тяговый расчет трактора и автомобиля


2.2 Определение мощности двигателя


Необходимую мощность двигателя (кВт) определяем из условия возможности движения автомобиля с заданной максимальной скоростью Тяговый расчет трактора и автомобиля по заданной дороге при полном использовании грузоподъемности автомобиля:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.3)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент суммарного сопротивления горизонтального участка пути, соответствующий движению на прямой передаче, Тяговый расчет трактора и автомобиля;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - максимальная скорость движения на прямой передаче, км/ч;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент обтекаемости, Тяговый расчет трактора и автомобиля(для грузовых автомобилей Тяговый расчет трактора и автомобиля);

Тяговый расчет трактора и автомобиля - площадь лобовой поверхности, м (принимаем по прототипу).

Площадь лобовой поверхности грузовых автомобилей можем определить по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.4)


где В - ширина колеи задних колес, м;

Н - габаритная высота, м;


Тяговый расчет трактора и автомобиля


Тяговый расчет трактора и автомобиля - КПД трансмиссии (для грузовых 4К2 Тяговый расчет трактора и автомобиля).


Тяговый расчет трактора и автомобиля


2.3 Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя


Внешняя скоростная характеристика представляет зависимость эффективной мощности Тяговый расчет трактора и автомобиля и крутящего момента Тяговый расчет трактора и автомобиля от частоты вращения Тяговый расчет трактора и автомобиля вала двигателя при полном газе.

Расчет текущей мощности по внешней скоростной характеристике производится по формуле (1.4), а крутящего момента - по формуле (1.5).


Таблица 2.1

Внешняя скоростная характеристика двигателя

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.9 1.0 1.1

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.09 0.16 0.25 0.36 0.49 0.81 1 1.21

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.027 0.064 0.125 0.216 0.343 0.729 1 1.331

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.36 0.49 0.63 0.75 0.84 0.97 1 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

27 37 47 56 63 73 75 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1200 1600 2000 2400 2800 3600 4000 4400

Тяговый расчет трактора и автомобиля

215 221 224 223 215 194 179 0

Ограничительную ветвь карбюраторного двигателя строим соединением прямыми линиями номинальных значений мощности и крутящего момента с нулевыми значениями при максимальной частоте вращения.


2.4 Определение радиуса ведущих колес


Радиус ведущих колес определяем по профилю шины, которую выбираем в соответствии с нагрузкой, приходящейся на одно колесо при движении автомобиля с полной нагрузкой. Нагрузка на одно ведущее колесо определим по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.5),


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент нагрузки задних колес в статическом состоянии автомобиля Тяговый расчет трактора и автомобиля,

Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент увеличения нагрузки на заднюю ось при движении автомобиля Тяговый расчет трактора и автомобиля,

Тяговый расчет трактора и автомобиля - число шин на ведущей оси.


Тяговый расчет трактора и автомобиля


По нагрузке на колеса выбираем шину по ГОСТ 5513-75 и выбираем радиус ведущих колес Тяговый расчет трактора и автомобиля.


2.5 Определение передаточных чисел трансмиссии


Передаточное число главной передачи определяем из условия движения автомобиля на высшей (прямой) передаче с максимальной заданной скоростью Тяговый расчет трактора и автомобиля:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.6)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - передаточное число главной передачи.


Тяговый расчет трактора и автомобиля

Передаточное число на первой передаче определяется из условия преодоления наиболее тяжелой дороги, реализации максимального динамического фактора (Тяговый расчет трактора и автомобиля), а также из условия реализации возможностей сцепления ведущих колес.

Первое условие записываем уравнением


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.7)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - сила сопротивления воздуха (Н) (на первой передаче ею можно пренебречь).


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.8),


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - передаточное число коробки передач на первой передаче;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - передаточное число трансмиссии на первой передаче;

Тяговый расчет трактора и автомобиля - номинальный крутящий момент двигателя, Н·м,


Тяговый расчет трактора и автомобиля


Динамический фактор по двигателю Тяговый расчет трактора и автомобиля не должен превышать динамический фактор по сцеплению колес с почвой


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.9)


где Тяговый расчет трактора и автомобиля - коэффициент сцепления, Тяговый расчет трактора и автомобиля,


Тяговый расчет трактора и автомобиля


Приравнивая выражения (2.8) и (2.9), определим необходимое передаточное число трансмиссии на первой передаче


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.10)


Значения передаточных чисел трансмиссии на промежуточных передачах определяем из условия получения наибольшей интенсивности поэтапного разгона при переходе с передачи на передачу. При этом мощность двигателя на всех передачах должна быть одинаковой и по возможности наибольшей.


Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.11)


где z - число передач коробки,

q - знаменатель геометрической прогрессии.


Тяговый расчет трактора и автомобиля


Знаменатель геометрической прогрессии определяется по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.12)

Тяговый расчет трактора и автомобиля

Передаточные числа трансмиссии по передачам определяются по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиляи т.д. (2.13)

Тяговый расчет трактора и автомобиля; Тяговый расчет трактора и автомобиля; Тяговый расчет трактора и автомобиля.


2.6 Расчет динамического фактора автомобиля


Текущее значение динамического фактора по передачам порожнего автомобиля в зависимости от крутящего момента двигателя рассчитываем по формуле:


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.14),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


При расчетах крутящий момент двигателя и частота вращения принимаем по данным табл. 2.1.


Таблица 2.2

Расчет динамического фактора. Передача первая Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1200 1600 2000 2400 2800 3600 4000 4400

Тяговый расчет трактора и автомобиля

215 221 224 223 215 194 179 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

4.37 4.49 4.55 4.53 4.37 3.94 3.64 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1.8 2.4 3.0 3.6 4.2 5.4 6.0 6.6

Тяговый расчет трактора и автомобиля

3.24 5.76 9 12.96 17.64 29.16 36 43.56

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0 0 0 0 0 0 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

4.37 4.49 4.55 4.53 4.37 3.94 3.64 0

Таблица 2.3

Расчет динамического фактора. Передача вторая Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1200 1600 2000 2400 2800 3600 4000 4400

Тяговый расчет трактора и автомобиля

215 221 224 223 215 194 179 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1.82 1.87 1.90 1.89 1.82 1.64 1.52 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

4.3 5.7 7.2 8.6 10.0 12.9 14.3 15.8

Тяговый расчет трактора и автомобиля

18.49 32.49 51.84 73.96 100 166.4 204.5 249.6

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0 0 0 0 0 0 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1.82 1.87 1.90 1.89 1.82 1.64 1.52 0

Таблица 2.4

Расчет динамического фактора. Передача третья Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1200 1600 2000 2400 2800 3600 4000 4400

Тяговый расчет трактора и автомобиля

215 221 224 223 215 194 179 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.76 0.78 0.79 0.79 0.76 0.68 0.63 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

10.3 13.8 17.2 20.7 24.1 31.0 34.4 37.9

Тяговый расчет трактора и автомобиля

106.1 190.4 295.8 428.5 580.8 961 1183.4 1436.4

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0 0 0 0 0 0 0 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.76 0.78 0.79 0.79 0.76 0.68 0.63 0

Таблица 2.5

Расчет динамического фактора. Передача четвертая Тяговый расчет трактора и автомобиля

Тяговый расчет трактора и автомобиля

1200 1600 2000 2400 2800 3600 4000 4400

Тяговый расчет трактора и автомобиля

215 221 224 223 215 194 179 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.31 0.32 0.33 0.32 0.31 0.28 0.26 0

Тяговый расчет трактора и автомобиля

25.0 33.3 41.6 50.0 58.3 74.9 83.3 91.6

Тяговый расчет трактора и автомобиля

625 1108.9 1730.6 2500 3398.9 5610 6938.9 8390.6

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.0137 0.0244 0.0381 0.055 0.0748 0.1234 0.1526 0.1846

Тяговый расчет трактора и автомобиля

0.30 0.29 0.29 0.26 0.23 0.16 0.11 0

2.7 Построение динамической характеристики автомобиля


По данным табл. 2.2 – 2.5 строим динамическую характеристику порожнего автомобиля (рис. 9). После чего преобразовываем ее в универсальную, позволяющую находить динамический фактор и производить другие эксплуатационные расчеты для автомобиля и автопоезда любой массы.

Построенная характеристика дополняется шкалой Г грузоподъёмности, на которой откладываются значения коэффициента грузоподъёмности, определяемого по формуле


Тяговый расчет трактора и автомобиля (2.15),

Тяговый расчет трактора и автомобиля


где mа — действительная масса автомобиля, кг.

2.8 Анализ динамической характеристики автомобиля


Определяем соответствие результатов расчетов проектному заданию:

а) Dmax на первой передаче полностью груженого автомобиля равно 1.44 Dmax по заданию равно 0.54;

б) максимальная скорость движения полностью груженого автомобиля по грунтовой дороге равна 91.6 км/ч, что больше 85 км/ч (по заданию).


ЛИТЕРАТУРА


1. Методические указания к курсовой работе по тракторам и автомобилям. - Омск: ОмГАУ, 2006г.

2. Скотников В.А, Мащерский А.А и др. Основы теории и расчёта трактора и автомобиля. - М.: Агропромиздат,1986.

3. Справочные материалы по тракторам и автомобилям. - Омск: ОмСХИ, 1989.

Рефетека ру refoteka@gmail.com