Содержание
1. Кинематический расчет привода
2. Расчет первой косозубой передачи
4. Предварительный расчет валов редуктора
5. Конструктивные размеры шестерни и колеса
6. Конструктивные размеры корпуса редуктора
7. Ориентировочный расчет вала I
8. Ориентировочный расчет вала II
9. Ориентировочный расчет вала III
1. Кинематический расчет привода
1.1. Коэффициент полезного действия привода
кпд косозубой передачи с учетом потерь в подшипниках качения.
1.2. Требуемая мощность электродвигателя
Выберем электродвигатель 4А-160S6 по ГОСТ 19523-81.
Рдв = 11 кВт
nc = 1000 об/мин
S = 2,7 – относительное скольжение
nдв = 1000 - = 940 об/мин
dдв = 38 мм
lсм = 80
1.3. Общее передаточное число
1.4.
Примем
Тогда
При такой разбивке
1.5. Угловые скорости валов
1.6. Крутящие моменты
1.7. Результаты расчета сведены в таблицу 1, данные которой используем в последующих расчетах.
Таблица 1.
Вал | |||||
кВт | об/мин | с-1 | |||
I | 8,7 | 940 | 98,4 | 88,4 | |
II | 8,35 | 268 | 28 | 298 | |
III | 8 | 100 | 10,5 | 762 |
2. Расчет первой косозубой передачи
2.1. Исходные данные
Тк=298 нм
и = 3,5
Режим работы непрерывный.
2.2. Выбираем:
- для шестерни – сталь 45 термическая, обработка - улучшение, твердость НВ 230;
- для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200.
Допускаемое контактное напряжение определяют по формуле:
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов (=2НВ+70);
- коэффициент долговечности, принимаем = 1;
– коэффициент безопасности, принимаем = 1,1.
2.3. Межосевое расстояние рассчитываем по формуле:
,
где Ка – для косозубых передач равно 4,3;
Кнр = 1,2, примем предварительно;
- коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, равен 0,25, примем
Примем = 180 мм.
2.4. Основные размеры первой ступени
Нормальный модуль зацепления:
Примем m = 3,0 по ГОСТ 9563-60
Определяем суммарное число зубьев:
Предварительно примем =100
Примем зуба
Уточним
Уточним передаточное число - отличие незначительное
Определим диаметр вершин зубьев:
Определим диаметр вершин зубьев:
Ширина колеса:
2.5. Проверочный расчет первой ступени:
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес и степень точности:
Принимаем 8-ю степень точности
Коэффициент
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, принимаем
Проверка контактных напряжений:
Силы, действующие в зацеплении:
Окружная
Радиальная
Осевая
Формула для проверочного расчета зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
Коэффициент нагрузки , где - коэффициент концентрации нагрузки; =1,05 - коэффициент динамичности
Допускаемое напряжение определяем по формуле:
= 1,75
= 1
Допускаемое напряжение шестерни и колеса:
Находим отношение
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса
Условие прочности выполнено.
3. Расчет второй ступени
3.1. Исходные данные для второй косозубой передачи:
Момент на колесе ТIII=7,62 нм
Передаточное число и2=2,7
3.2. Выбор материала и допускаемых напряжений:
- для шестерни – сталь 45 термическая, обработка - улучшение, твердость НВ 230;
- для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200.
Допускаемое контактное напряжение определяют по формуле:
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов (=2НВ+70);
- коэффициент долговечности, принимаем = 1;
– коэффициент безопасности.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение:
Расчетное допускаемое контактное напряжение:
Требуемое условие
Примем :
3.3. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:
Для косозубых передач Ка = 43
Примем =200 мм по ГОСТ 2185-66.
3.4. Определение основных размеров передачи
Нормальный модуль зацепления
Примем m = 4 и предварительно угол наклона зубьев
Определение числа зубьев шестерни и колеса:
, примем
, примем
Уточняем значение угла наклона:
Основные размеры шестерни и колеса:
Проверка:
Диаметры вершин зубьев:
Ширина колеса:
3.5. Проверочный расчет передач
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость
Принимаем 8-ю степень точности
Коэффициент нагрузки
при
Для колеса
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса
Условие прочности приемлемо.
Проверка контактных напряжений:
Силы, действующие в зацеплении:
Окружная
Радиальная
Осевая
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
Коэффициент нагрузки , где - коэффициент концентрации нагрузки = 1,16; =1,1 - коэффициент динамичности
Эквивалентное число зубьев:
Допускаемое напряжение определяем по формуле:
= 1,75
= 1
Допускаемое напряжение шестерни и колеса:
Находим отношение
для шестерни:
4. Предварительный расчет валов редуктора
Принимаем, что допускаемое напряжение [rk] =20 МПа.
Диаметр выходного конца
Примем dH = 38 мм
dподш = 40 мм
dбуртн = 50 мм
Примем dподш = 45 мм
dкол = 50 мм
dбуртн = 60 мм
Принимаем dвых = 60 мм
dподш = 65 мм
dкол = 70 мм
dбуртн = 80 мм
5. Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за одно целое с валом.
1. Колесо кованное
Диаметр ступицы
dст = 1,6*dк=1,6*50=80 мм.
Длина ступицы
Принимаем
Толщина обода
Принимаем
Толщина диска с=0,3*bc=0,3*56=16,8 мм
2. Колесо кованное
Диаметр ступицы
dст = 1,6*dк=1,6*70=112 мм.
Длина ступицы
Принимаем
Толщина обода
Принимаем
Толщина диска с=0,3*b2=0,3*90=27 мм.
6. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
Принимаем , толщина стенки корпуса
Принимаем , толщина стенки крышки
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки верхнего пояса корпуса и пояска крышки:
нижнего пояса корпуса:
Принимаем Р=20 мм.
Диаметр болтов: фундаментных
Принимаем болты М 20.
Крепящих крышку к корпусу у подшипников:
Принимаем болты М 16.
Соединяющих крышку с корпусом:
Принимаем болты М 12.
Посадки: посадка зубчатых колес на валы по ГОСТ 25347-82.
Шейки валов под подшипники выполняем с отклонениями валов К6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по НZ.
7. Ориентировочный расчет вала I
7.1. Расчетная схема вала
Рисунок 1. К расчету вала I
К валу прикладываем рассчитанные силы и моменты
Приложим в сечении Е.
7.2. Определение реакций в опорах. Отнесем расчетную схему к осям XYZ.
Проверка
430-1146-817+2393=0
Следовательно, реакции определены верно.
Суммарные радиальные реакции
Величины изгибающих моментов
пл Zх
MYE=0
МУВ=0
Плоскость XY
MZE= 0
8. Ориентировочный расчет вала II
8.1. Расчет схемы вала
Рисунок 2. К расчету вала II
К оси вала приложим действующие силы
По аналогии с расчетом вала I
Суммарные радиальные реакции в опоре
Строим эпюры изгибающих моментов
Плоскость Zх
MYА=0
МУВ=0
Плоскость XY
MZА= 0
Наибольшее значение изгибающих моментов в сечениях.
С
Д
9. Ориентировочный расчет вала III
9.1. Расчетная схема вала
Рисунок 3. К расчету вала III
К валу прикладываем силы
Суммарные радиальные реакции
Строим эпюры изгибающих моментов
Плоскость Zх
MYА=0
МZE=0
Плоскость XY
MХА= 0
Изгибающие суммарные моменты в сечении вала
в сечении С
в сечении В
10. Расчет подшипников
1. Вал I. Подшипник 108 С=16,8С0=9,3
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре (1). Радиальная нагрузка в 1 опоре FrA=1292 н.
Эквивалентная нагрузка
Расчетная долговечность
Окончательно выбираем подшипники 10 В.
2 Вал: подшипник 209
с=33,2с0=18,6с=0,29
По более нагруженному (В) FrB=2280 н
Отношение
Окончательно устанавливаем подшипники 209.
3 Вал: подшипник 113
с=30,7с0=19,6с=0,28
Более нагруженный подшипник А.
Ресурс подшипника
11. Проверка прочности шпоночных соединений
1 вал: под МУВПI38
d=38 ммb=10 ммh=8 ммt1=5 мм
l = 50 ммТ = 88,4 нм
2 вал: под колесом
d=50 ммb=16 ммh=10 ммt1=6 мм
l = 50 ммТ = 298 нм
3 вал: под колесом
d=70 ммb=20 ммh=12 ммt1=7,5 мм
l = 80 ммТ = 762 нм
12. Уточненный расчет валов
Проведем расчет выходного вала III.
Из построенных эпюр определяем опасное сечение С. Диаметр вала по колесом 70 мм. Шпоночный паз bxh 20х12 глубиной к валу t=7,5 мм.
В опасном сечении действует изгибающий момент Мс=483000 нмм, крутящий момент Т=762000 нмм.
Момент сопротивления сечения при изгибе и кручении
Расчет ведут по коэффициентам запаса прочности при оэффициентам запаса прочности при нормальных напряжениях
по общему запасу
Для марки стали ГОСТ 1050-70 сталь 45
Эффективный коэффициент концентрации для шпоночного паза
Масштабные коэффициенты
Еr=0,79Er=0,67
Максимальные напряжения
Коэффициент запаса
В других сечениях запас выносливости рассчитывается аналогичным образом.
13. Выбор муфты
Для соединения двигателя и редуктора используем наиболее распространенную муфту втулочно пальцевую МУВП.
Муфта гостирована и выбирается по ГОСТ 21424-92 по диаметру соединяемых валов.
В нашем случае dдв=38 мм, dред=38 мм.
Примем муфту 250-38-1 ГОСТ 21424-93.
Наибольший крутящий момент, который может передать выбранная муфта Тmax=250 нм.
В нашем расчете TI=88,4 нм.
14. Расчет смазки
Смазывание зубчатого редуктора осуществляем за счет погружения колес в масляную ванну, что обеспечивает надежное смазывание и охлаждение колес.
Потребную вязкость масла определяют с учетом скорости и твердости поверхности (контактной выносливости по параметру).
принимаем вязкость масла.
Для рассчитываемого редуктора этот периметр:
- для быстроходной ступени вязкость =60 сст
- для тихоходной ступени вязкость =40 сст
Принимаем масло средней вязкости =50 сст
Масло индустриальное И=30А ГОСТ 20799-75
Объем масла, не менее 0,8 л на один кВт передаваемой мощности, то есть 7 л, что соответствует указанному на чертеже уровню.
Смазку подшипников осуществляем этим же маслом, что обеспечивается разбрызгиванием при работе по стенкам, а подшипники установлением близко к торцу внутренней стенки редуктора.