Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа его учеников) получила название академической. С течением времени слово приобрело два значения: 1. ученого общества, учрежденного для занятий наукой и искусством, и 2. высшего учебного заведения.
Для истории литературы особое значение имеют те моменты развития А., когда в центре общественных интересов (интересов господствующих классов) стояли проблемы создания, унификации или «очищения» литературных яз. Особое значение имели: а) на рубеже раннего средневековья — придворная А. Карла Великого, возглавлявшаяся Алкуином и ставшая рассадником латинского просвещения на средневековом Западе; б) в эпоху расцвета культуры торгового капитала быстро возникающие в крупных торговых городах Италии гуманистические А.: Pontaniana в Неаполе в 1433, A. Platonica во Флоренции, учрежденная в 1474 Лоренцо Медичи; филологическая А. венецианского типографщика Альдо Мануция [1495]; A. Antiquaria, основанная Помпонием Лэтом в Риме в 1498 и подвергшаяся преследованиям за ересь. Эти А. способствовали «возрождению» — изучению и усвоению элементов античной и национальной (Данте) литературы (см. «Ренессанс»); в) в эпоху первоначального накопления, в период развития национального самосознания А., ставящие своей задачей «очищение» и закрепление «национального» (в значительной мере классового) яз. Старейшей из А. этого типа является Флорентийская A. della Crusca, основанная в 1582 поэтом Граццини (см.) и первая, положившая начало изданию «академического словаря». По типу A. della Crusca создаются Sprachgesellschaften (см.) в Германии XVII в. Близкой по заданиям, но отличной по организационным формам (вместо частного общества — государственное учреждение), является знаменитая A. Française. Французская А. возникла в XVII в. из кружка любителей литературы, собиравшихся в аристократическом салоне Валентина
Конрара, королевского секретаря. Начавшиеся в 1626 собрания эти сделались известны Ришелье, к-рый задался целью создать из них официальное учреждение для литературных и философских дискуссий. Так обр. придворные литература и яз. нашли бы своих ценителей и теоретиков. Число академиков, первоначально равное восьми, повышается до сорока (как и в настоящее время «сорок бессмертных»). Среди основателей А. — Л. Бальзак, Гомбо, Шаплэн, Годо, Вуатюр, Вожля и др. — все аристократы, «жеманники», создающие культ яз., продолжая этим дело Малерба (см.); их цель — очистить и утвердить правильный французский яз., т. е. яз. «хорошего общества» — двора и аристократии. Для этого А. было предпринято издание словаря (к-рый перерабатывался затем в XVIII и XIX вв., впитывая в себя новые влияния; всего имеется семь изданий; первое законченное появляется в 1649, последнее — в 1878). Словарь однако не полон: исключаются слова «мещанские» и народные, кроме самых «приличных». Людовик XIV берет А. под особое покровительство, осыпая ее милостями и тем усиливая свой нажим. Назначение академиков зависит почти целиком от него. Так Мольер (см.) не был допущен в А. за «низкий» жанр своих произведений, фактически же «низкое» происхождение было причиной. XVIII в. вносит в А. много нового, — в эпоху Регентства и позже, когда наряду с аристократией поднимала уже голову растущая буржуазия, в А. и вокруг нее развивается кружковщина: в А. попадают философы, рационалисты и скептики, пройдя через интриги дамских салонов; Бюффон, Д’Аламбер, Вольтер не гнушаются этим. М-м де-Тэнсэн, М-м дю-Деффан, Некер и Леспинас имеют и ставят своих кандидатов. А. становится, по выражению Тэна, официальным салоном. Но вместе с тем, под влиянием этих новых элементов, история А. становится почти историей литературы (правда, классического направления) — так много блестящих сил вошло в нее. Революция закрывает А. — после обличительной речи Мирабо (см.) [1793], и лишь в 1795 она вновь возвращается к жизни в качестве III отдела (литературы и художеств) Национального института, основанного Конвентом. В 1816 было восстановлено название А. для всех отделов, один из к-рых и получил имя Французской А. Но лит-ое развитие Франции в XIX в. в значительной степени идет мимо А. Из крупнейших имен XIX в. большинство (достаточно указать на имена Бальзака, Беранже, Ж.-Занд, Гонкуров, Золя) не связано с А. — «домом инвалидов литературы», зло осмеянным А. Додэ в романе «L’Immortel». Во второй половине XIX в. протест вождей натурализма выражается в создании вольного общества литераторов — так называемой А. Гонкуров По типу французской А. создавались А. в других странах, господствующий класс к-рых стремился усвоить формы высокой культуры французского дворянства: Прусская А. [1700], Испанская А. [1713], Российская А. [1783] (о последней см. ниже).
Из А., связанных с развитием русской литературы, должны быть отмечены следующие: Киево-могилянская коллегия (позднее переименованная в Киевскую духовную А.) — высшее церковное учебное заведение, учрежденное в 1631 митрополитом Петром Могилой. Ее основной задачей являлась подготовка православных деятелей для идеологической борьбы с католичеством, параллельно вооруженной борьбе, к-рую вела Юго-западная Русь с польским влиянием. Коллегия строилась по образцу Краковской католической А.; учащиеся проходили славянский, греческий и латинский яз., поэтику и риторику. Кроме того имелось два класса высших наук: 1) философий и 2) богословия и гомилетики. Последний являлся самым важным классом, проходившимся в четыре года. Все предыдущие были лишь подготовительными. Здесь излагали правила духовного красноречия, в частности составления проповедей. Со включением Юго-зап. Руси в состав Московского государства задачей коллегии становится подготовка лиц для занятия высших церковных должностей. При Петре I [1701] коллегия получает название Киевской А., причем в курс ее наук вводятся: математика, география, естествознание и новые яз. — немецкий и французский. За время существования учебного заведения из стен его вышли такие писатели и деятели, как Лазарь Баранович, Иоанникий Галятовский, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Имп. Российская А. учреждена в 1783 Екатериной II в целях гл. обр. очищения и обогащения русского яз. и занималась составлением российской грамматики, словаря, риторики и правил стихосложения. Ценным результатом работ Российской А. является создание словаря русского яз. Организующего и направляющего влияния на литературу А. однако не имела и совершенно утратила всякий авторитет в президенство такого лит-ого старовера, как адм. Шишков. В 1841 Российская А. вливается в А. наук в качестве «Отделения русского яз. и словесности» с чисто исследовательскими целями. К типу литературных А. принадлежит и детище революции — Абхазская А. яз. и литературы, издавшая в 1926 составленный акад. Н. Марром «Абхазско-русский словарь».
От перечисленных здесь литературных А. необходимо отличать А. наук, преследовавшие исследовательские задачи в области наук точных и гуманитарных. Расцвет академий этого типа обычно совпадает с высоким уровнем культуры промышленного капитала и отвечает в значительной степени потребностям усложненного хозяйства эпохи, хотя формально А. наук часто являются преемниками А. Ренессанса или просвещенного абсолютизма. Часто эти А. поглощают старые литературные А.; так А. Française влилась в Institut de France, Российская А. — в Имп. А. наук. А. наук этого типа имеют крупные заслуги в деле филологического исследования литератур и яз. как своей, так и других стран. Так А. наук СССР русское литературоведение обязано: рядом образцовых изданий памятников как древней, так и новой русской литературы (Академическая библиотека русских писателей); опубликованием многочисленных биографических материалов (труды Пушкинского дома — серия «Пушкин и его современники»); огромной собирательной работой в области восточных литератур и яз. (санскритский словарь и издания Бетлинга, словарь тюркских яз. и «Образцы народной литературы» тюркских племен Радлова, труды Фрэна, Броссо, Шмидта, Шифнера, Васильева, Розена, Залемана и мн. др.); рядом крупных работ по истории русской и западных литератур (Буслаева, Тихонравова, Пыпина, А. Веселовского и др.). Несмотря на несомненные заслуги, А. в значительной мере носили отпечаток казенщины и рутины. Самый термин «академический» становится выражением педантизма, следования вековым традициям, враждебности свободной мысли. Наиболее крупные умы, блещущие широтой и размахом, часто идущими вразрез с выводами официальной мысли, не удостаиваются звания академика, напр. Декарт, Паскаль. Знаменателен также провал кандидатуры Менделеева. Вместе с тем часто академиками избираются ничтожества. Как учреждения казенные, состоящие на содержании государства, А. не имели мужества протестовать против власти. Вспомним в истории русской А. наук случай с М. Горьким, избрание к-рого в почетные академики вызвало резолюцию Николая II: «более, чем оригинально». Затем последовало в печати сообщение от имени А., где выборы объявлялись недействительными, т. к. А. не была осведомлена о состоянии Горького под следствием по политическому делу. Это побудило Короленко (см.) сложить с себя звание академика; горячие его требования общего собрания для протеста не встретили поддержки среди коллег, и Короленко понял, что звание это будут впредь получать лишь лица, имеющие полицейское свидетельство о благонадежности. Единственным академиком, присоединившимся к Короленко и сложившим также звание, был А. Чехов. Еще раньше Чехов писал, что быть почетным академиком, не имеющим решающего голоса (таковым званием награждались писатели), все равно, что быть «почетным гражданином города Вязьмы или Череповца». Октябрьская революция коренным образом изменила характер А. Установление постоянной увязки теоретической работы с жизненным строительством; привлечение широкой общественности к выбору академиков, обсуждение кандидатур к-рых вынесено из профессорских кабинетов; расширение работы в области наук гуманитарных; увеличение числа академиков до 85 (вместо 43) — таковы главнейшие из изменений. Кроме того советское правительство отказалось от утверждения выборов, как это имело место прежде. Выборы производятся на общем собрании академиков и окончательны. § 22 нового академического устава гласит об утере членами А. своего звания, «если они не выполняют обязанностей, налагаемых на них этим званием».
Булгаков Макарий, иеромон., История киевской духовной А., СПБ., 1843
Сухомлинов М., История Российской А., СПБ., 1874
Голубев С., История Киевской духовной А., Киев, 1884
Ольденбург С., акад., А. наук СССР (в БСЭ, т. I).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/