А.И. Сорокин член-корреспондент РАН, контр-адмирал
Важную роль в становлении и развитии отечественного флота сыграли ученые военных учебных заведений, готовивших для флота командный и инженерно-технический состав, и ученые Военно-морской академии.
Первое в России учебное заведение, носившее название Морской академии (или Академии морской гвардии), было учреждено в Санкт-Петербурге в 1715г. До открытия в 1725г. Петербургской академии наук она частично выполняла ее функции. Морская академия готовила изначально специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, устройства корабля. С 1718г. Морская академия стала также выпускать первых в стране геодезистов, топографов и картографов. Ее общественное значение было настолько велико, что в России практически не было ни одной знатной фамилии, которая не была бы представлена в академии.
Морская академия подготовила много флотоводцев, мореплавателей, ученых. Среди них - один из создателей Черноморского флота адмирал Ф.Ф.Ушаков, президент Адмиралтейств-коллегии адмирал А.И.Нагаев, генерал-адмирал М.М.Голицын, адмирал Н.Ф.Головин, С.Г.Малыгин и многие другие.
Очень важным фактором явилось создание при Морской академии типографии, в которой издавались книги по важнейшим отраслям морского дела. К числу первых крупных трудов Морской академии можно отнести руководство по навигации С.Г.Малыгина (1733г.), получившее высокую оценку Л.Эйлера.
Академия наук и Морская академия с самого начала поддерживали между собой тесные связи в выполнении научных работ, направленных на решение флотских проблем, которым уделял внимание и великий русский ученый М.В.Ломоносов. Члены Академии наук тогда и позже принимали активное участие в учебном процессе, повышая уровень подготовки специалистов для Военно-Морского Флота. В свою очередь, моряки-ученые избирались членами Академии наук и входили в ее руководство.
Вместе с тем отечественная историография дату создания Военно-морской академии в современном ее осмыслении относит к 1827г., когда по инициативе почетного члена Петербургской академии наук адмирала И.Ф.Крузенштерна был создан Офицерский класс (при Морском кадетском корпусе), преобразованный в 1862г. в Академический курс морских наук в составе трех отделений: гидрографического, кораблестроительного и механического. В 1877г. рескриптом АлександраII Академический курс морских наук был переименован в Николаевскую морскую академию. Был объявлен список 10 ее почетных членов, среди которых назовем президента Академии наук адмирала Ф.П.Литке, вице-президента Академии наук В.Я.Буняковского, министра путей сообщения вице-адмирала К.Н.Посьета, управляющего Морским министерством вице-адмирала С.С.Лесовского, историка флота генерала Ф.Ф.Веселаго.
С именами моряков, получивших высшее образование, связаны крупнейшие гидрографические исследования в морях и океанах и наиболее важные географические открытия. Эти исследования и открытия были выполнены на Балтике под руководством А.И.Нагаева и Г.А.Сарычева, на Каспии - Ф.И.Соймонова, в дальневосточных морях - А.И. Чирикова, в северных морях - С.В. Муравьева, С.Г. Малыгина, Д.Л.Овцына, Д.Я. и Х.П.Лаптевых и под руководством других морских исследователей.
С развитием парового броненосного флота появилась острая необходимость в разработке теоретических основ боевого использования сил, боевых и технических средств флота. Пионером в вопросах разработки способов ведения войны на море в новых условиях был выдающийся русский адмирал Г.И.Бутаков, который в 1863г. за работу “Новые основания пароходной тактики” был удостоен академической премии. Здесь следует также отметить труды по девиации И.П.Белавенца, организатора магнитно-компасного дела в русском флоте, труд “Вооружение военных судов” К.Н.Посьета, труды в области метеорологии М.А.Рыкачева. В конце 80-х годов гидрографическое отделение окончили Б.Б.Голицын и М.Е.Жданко, кораблестроительное - К.П.Боклевский и А.Н.Крылов.
Многие офицеры, успешно окончившие в конце XIXв. Морскую академию, плодотворно работали в различных областях создания флота. Так, по проекту И.Г.Бубнова, М.Н.Беклемишева были построены первые русские подводные лодки (1904г.). И.Г.Бубнов и А.Н.Крылов участвовали в проектировании и строительстве линейных кораблей. Н.Л.Кладо впервые в стране был введен в практику курс обучения истории военно-морского искусства. Большую работу в области географии и океанографии проводил Ю.М.Шокальский. Преемником изобретателя радио А.С.Попова А.А.Петровским был создан новый курс “Научные основы беспроволочной телеграфии”.
В годы первой мировой войны в Морской академии были созданы капитальные труды “Океанография” Ю.М.Шокальского, “Боевые средства флота” Л.Г.Гончарова, “О расчете вибраций корабля, произведенных его машиной” А.Н.Крылова, а также издан его перевод труда Ньютона “Математические начала натуральной философии” и др.
В послеоктябрьский период к ним добавились такие фундаментальные работы, как “Основы морской стратегии” Б.Б.Жерве, “Курс морской практики (артиллерии)” Л.Г.Гончарова, “Основные сведения по теории корабля” и “Земной магнетизм” А.Н.Крылова, “Теория и практика гироскопического компаса” Б.И.Кудревича, “Мореходная астрономия” Н.Н.Матусевича.
Приведенный перечень трудов свидетельствует как о широком диапазоне охватываемых проблем, так и фундаментальности теоретического обоснования. В годы первых пятилеток, в соответствии с принятыми программами военного судостроения, быстрыми темпами шло восстановление флота, строительство новых надводных кораблей и подводных лодок.
Возникла необходимость в увеличении выпуска высококвалифицированных кадров для флота, усилении степени участия профессорско-преподавательского состава академии, переименованной к этому времени в Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова, в разработке новых типов кораблей, боевых средств и оружия. Уставы, боевые наставления и руководства для флота составлялись при участии или под непосредственным руководством ученых академии. Разрабатывались вопросы военно-морской теории в новых условиях борьбы на море. В этот период к наиболее значительным трудам можно отнести такие, как “Десантная операция” И.С.Исакова, “Операции подводных лодок” А.П.Александрова, И.С.Исакова и В.А.Белли, “Воздушные силы в борьбе на море” С.Э.Столярского и др.
Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны был издан разработанный в академии капитальный труд “Ведение морских операций”, на основании которого было подготовлено и издано в 1940г. “Наставление по ведению морских операций”, являвшееся руководящим документом для командования и штабов ВМФ на протяжении всей войны.
С началом войны научная работа в академии была направлена на решение актуальных задач, которые ставились флотами и Главным морским штабом. Выполнялись также фундаментальные работы по обобщению опыта первой мировой войны, по систематизации поступавших данных о боевых действиях флотов капиталистических стран.
С 1942г., находясь в эвакуации, профессорско-преподавательский состав продолжал выполнять большое число научно-исследовательских работ, в том числе такие, как “Огневое содействие флангу сухопутной армии”, “Маскировка на море”, “Строительная механика корабля”, “Тактика ВВС ВМФ”, “Боевое использование корабельной артиллерии”, “Помехоустойчивость радиоприемников”, “Основы расчета УКВ линий связи” и др.
Большую помощь в это время академия оказывала судостроительной промышленности в Астрахани, занятой выполнением заказов НК ВМФ. В этой работе наиболее плодотворное участие принимали адмиралы и офицеры Л.Г.Гончаров, Е.Л.Бравин, П.Ф.Папкович, А.Н.Щукин, Ю.А.Добротворский, Н.Б.Павлович, В.Ф.Чернышев, Е.Е.Шведе, Н.В.Петровский, Н.Г.Федоров. В Самарканде, после переезда туда академии, были выполнены труды “Наступательный бой”, “Оборонительный бой”, “Встречный бой”, “Бой в море ночью”, “Боевое использование корабельной артиллерии” и др.
В августе 1945г. решением правительства на базе инженерных факультетов Военно-морской академии была сформирована Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова.
Главная направленность научных работ в обеих академиях в этот период - осмысление, освоение и внедрение опыта первой мировой и Великой Отечественной войн. Во главе преподавательского состава стояли видные ученые и опытные педагоги, такие как академики В.В.Шулейкин, А.Н.Щукин, члены-корреспонденты АН СССР П.Ф.Папкович, М.И.Яновский.
Многие выпускники академий стали видными учеными, занимали руководящие должности на флоте и в научных учреждениях. В настоящее время многие из них продолжают вести научную и преподавательскую работу в организациях флота, промышленности и Российской академии наук.
Особую значимость приобрела разработка вопросов стратегического использования ВМФ и взаимодействия его с другими видами Вооруженных сил, проблем развития всех видов обеспечения боевой и повседневной деятельности флота. Получила новое осмысление теория военно-морского искусства, определяющая пути планирования развития сил флота и применения их в войне. В инженерно-технической области было получено несколько сот авторских свидетельств на изобретения, охватывающие широкий круг проблем деятельности ВМФ.
Многие из трудов, разработанных в разное время учеными академии, не утратили своей ценности до настоящего времени. Это труды А.Н.Крылова по теории корабля, А.И.Берга “Основы радиотехнических расчетов”, А.В.Томашевича “Опыт подводной войны”, В.И.Полонского “Электродвижение судов”. Б.Д.Яшнова “Проектирование и производство артиллерийских орудий”, В.А.Березкина “Приливы и волны”, работы В.Е.Егорьева и Е.Е.Шведе по военно-морской географии.
Новый, современный, этап существования объединенной академии был открыт Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15января 1960г. “О новом значительном сокращении Вооруженных Сил Союза ССР”, согласно которому решением министра обороны Военно-морская академия им.К.Е.Ворошилова и Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова были объединены в одну - Военно-морскую академию. В 1980г. академии было присвоено имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.
Ведущее место в объединенной академии занял командный факультет, предназначенный для подготовки руководящих кадров для всех родов сил Военно-Морского Флота. Подготовка руководящих и исследовательских инженерных кадров с высшим военным образованием для флота стала осуществляться на трех инженерных факультетах: вооружения, кораблестроения и радиоэлектроники.
Научно-технический прогресс в военном деле и коренные изменения в составе флота, во взглядах на его задачи, развитие и боевое применение, оснащение его современным оружием и техническими средствами потребовали серьезной перестройки учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности академии.
В Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова сложился ряд самостоятельных научных школ, включающих крупные коллективы ученых. Важное значение приобрело научное прогнозирование на основе системного подхода. В исследованиях широкое применение нашли методы теории вероятности, теории игр, теории информации, теории массового обслуживания, линейного и динамического программирования, математического моделирования, а также комплексная автоматизация решения оперативно-тактических, инженерно-технических задач и задач управления на основе использования электронно-вычислительной техники.
За 16лет в Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова проведено более 1000 защит докторских и кандидатских диссертаций. Ведущие ученые академии принимают активное участие в работе Высшей аттестационной комиссии РФ, являются членами ученых, научно-технических и координационных советов многих научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Министерства обороны и других министерств и ведомств. Одной из форм творческих связей, которые академия развивает с другими организациями, являются постоянно действующие при ней научные семинары, руководимые учеными академии и охватывающие специалистов различных министерств и ведомств. Ученые академии принимают активное участие в работе общероссийских и международных научных съездов, конференций и симпозиумов. В последние десятилетия их тесная связь с НИИ и КБ, занятыми разработкой новых образцов вооружения и военной техники, не прерывается.
Таким образом, за все время своего существования Военно-морская академия подготовила большое число известных флотоводцев и ученых, открывателей новых земель, исследователей океанов и морей, изобретателей и создателей оружия и технических средств флота, строителей надводного и подводного флота. Здесь получили развитие различные отрасли и направления военно-морской теории, мореведческих и других наук, связанных с созданием и развитием флота. В стенах академии трудилось 43члена Академии наук, более 300докторов наук и профессоров, тысячи опытных педагогов и воспитателей, 153выпускника академии стали Героями Советского Союза (пятеро удостоены этого звания дважды), семеро стали Героями Социалистического Труда.
Подытоживая сказанное, можно утверждать, что ученые академии всегда участвовали и оказывали непосредственное влияние на создание и развитие отечественного флота, его оружия и боевой техники. Многие научные решения нашли применение не только на флоте, но и в других областях военного строительства и народного хозяйства. Вне всякого сомнения, результаты научных исследований Военно-морской академии составляют значительную часть военно-научного потенциала Военно-Морского Флота и в целом - оборонного потенциала страны.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/