смотреть на рефераты похожие на "Региональная экономика"
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
Концепция региональной политики 5
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития 8
Региональная экологическая политика 11
Программные методы регулирования территориального развития 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ
Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на
фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в
1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось
построение современного правового демократического государства. Но так как
наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось
практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с
введением практически новых для страны различных демократических формаций и
институтов.
Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма
(которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны,
в 1918 г., - что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались
только на бумаге и практического развития не получили). Только после
распада СССР федеративные отношения стали основой государственного
устройства молодого российского государства.
Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется еще и тем, что я - не москвич. Моя малая родина - Приморье, и мне интересно, как осуществляется взаимодействие между федеральными и субфедеральными органами государственной власти, как это влияет на развитие отдельных регионов и всей Российской Федерации в целом. Приморский край - один из субъектов РФ - как и вся страна, с трудом пытается найти выход из того экономического и социального кризиса, в котором оказалась, но этот выход невозможен без помощи и разумной региональной политики со стороны Москвы.
Концепция региональной политики
На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о государственной стратегии регионального развития РФ, о единстве национальной и региональной политик как условии территориальной целостности страны.
Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в
сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о., региональная
политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность
центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия
Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как
страны в целом, так и регионов.
Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.
Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.
Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.
К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства РФ, государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально- экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России.
Среди новых задач - осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ.
Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального
развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить
общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы
помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны
Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция
социально-экономического развития и экологической безопасности названных
регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии
регионального развития и региональной политики субъектов РФ является
рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может
служить основой административно-территориального деления и инструментом
региональной политики. Несоответствие административно-территориального
деления объективным границам социально-экономических районов при
несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим,
межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.
Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России.
Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов Федерации в едином экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.
В конечном итоге направление социально-экономической политики должно быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития
Государственное регулирование регионального развития - главное средство реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов.
Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает
истинный смысл и содержание государственного регулирования регионального
развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а
осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их
самостоятельной деятельности, согласование пропорции федерального и
регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий.
Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение
территориальной организации отношений по поводу собственности, природных
ресурсов и финансов, причем регулирование отношений по поводу каждого из
них отличается и процедурно, и сущностно.
В структуре государственного регулирования развития можно выделить
несколько качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое
регулирование, находящееся в русле государственной региональной и
национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных
действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее
субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам
развития регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование,
осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и
конкретных норм федерально-регионального разделения собственности,
природных ресурсов, финансов (в т.ч. налогов) как базового условия
формирования собственных источников регионального развития и единых
федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-
третьих, - государственная селективная (избирательная) поддержка
регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения
соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой
поддержке регионами, а также посредством финансирования федеральных
программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных
мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвертых,
- косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в
связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.
Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу наименее формализованных и наиболее гибких направлений государственной региональной политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.
Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы. Надо иметь в виду и государственные решения об установлении все более регионально ориентированных пропорций распределения федеральных налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении средств на разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, о разработке и реализации региональных программ и т.д.
В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных и внебюджетных средств, а также все происходящие но федеральном уровне перераспределения финансовых средств и установления льготных режимов хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким бы каналам они ни осуществлялись.
Региональная экологическая политика
Сама постановка о региональной экологической политике, которая не только осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого центра, а именно местными, региональными органами власти, такая постановка вопроса об экологической политике в нашей стране о ее объективной необходимости все еще нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием масс, ни сознанием политических сил и субъектов власти на всех уровнях.
По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять экологическую политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что, сильно ограничив такой подход необходимо сохранить для решения особо масштабных проблем - таких, которые по самому своему существу заслуживают названия государственных или даже межгосударственных (например, сохранение популяции уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких программах речь должна идти о государственной экологической политике, и соответствующие общегосударственные органы управления должны располагать необходимыми правами, полномочиями и ресурсами.
Попытки же региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую политику характеризуются обычно сохранением многочисленных недостатков, сложившихся еще в предыдущие годы. Это прежде всего еще недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических проблем - эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень неохотно, да и собственно региональные проблемы в области финансирования, управления, деятельности природоохранных органов и т.д. В силу этого попытки региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую политику обычно характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением к ведомственным приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.
Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово-
обеспеченной и встроенной в механизм управления региональная экологическая
политика - это процесс, который на территории РФ будет происходить не
только неравномерно, но и со всевозможными искривлениями и даже уродствами.
В современных условиях для надлежащей постановки такой политики необходим
учет социально-экономической , технико-технологической и экологической
обстановки на местах, учет интересов местного населения, которое и должно
стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а не
ее пассивным объектом. Видимо, базой для формирования региональной
экологической политики должно четкое понимание той экологической
обстановки, которая объективно существует на данный момент в конкретном
регионе, и инерционных тенденций ее развития. Прежде всего требует анализа
структура экономики региона - в ходе такого анализа выявляются и
ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона, степень их
распространенности, становятся более очевидными пути устранения или
нейтрализации этих причин.
Однако, чтобы региональная экологическая политика была верно ориентированной, достаточно системной и последовательной, необходимо разработать концепцию, систему стратегических целей, задач, принципов и механизмов природопользования в регионе.
Программные методы регулирования территориального развития
Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально- экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов. Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическую выгодность, эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот), экономию затрат в программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.
Используемые методы государственного регулирования территориального
развития и селективной поддержки регионов исходят не из системного
представления о критических региональных ситуациях, а исключительно из
бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации
в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы
как механизм быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы
(а не как способ безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к
сожалению, применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить
перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда
ограниченное число локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить
сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением
гарантий государственного участия и с приданием соответствующим расходам
статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.
При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ как формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и переориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных и экологических задач территориального развития.
Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими, социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики, в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной политики "дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.
Политическая сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность. Последнее особенно важно для многонациональных государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой
политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях.
Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой
политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая
часть политической и правовой основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.
Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только
как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но
скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом
сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства.
Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными
проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической
жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной
власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из
фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью,
а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'',
''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не
должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов
Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).
Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ