6. Принципы и методы регионального управления, его задачи.
К основным принципам регионального менеджмента относятся:
децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
1) Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
2) Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
3) Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.
4) Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
5)Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения
функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального
управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются
перераспределение функций субъектов федерального, регионального и
муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой
функции.
Методы регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного
хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать
совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты
региона. В практике регионального менеджмента используются два основных
метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты
хозяйствования и методы опосредованного воздействия.Первые из них в большей
мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации,
вторые по всем другим объектам
Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями
переходного периода.
В число основных задач регионального менеджмента входят:
- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
- экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
- формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно- технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
9. Цели, критерии и методы управления региональным социально-экономическим
развитием.
В качестве целей социально-экономического развития региона используются
такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и
здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды,
равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной
жизни.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев
(характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.
Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии
ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень
развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным
показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека,
разработанный в рамках Программы развития ООН. При этом для расчета
используются три показателя экономического развития:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
- величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии
экономического развития страны. Среди долгосрочных целей- становление и
развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей
квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан
страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве
краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение
конкретных величин прироста ВВП в следующем году, квартале, месяце и пр.
На уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие
им показатели социально-экономического развития:
ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
- средний уровень доходов населения; - продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; уровень образования;
- уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
- уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
- состояние окружающей среды; - равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; обогащение культурной жизни людей.
Методы управления региональным развитием
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
- создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
регулирование деловой активности;
- прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
- создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
- традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр.
10. Организационно-экономические факторы.
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.
1. Рыночное взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.
2. Конкурентное усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3. Производственный постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда - горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности соучастием индивида в производственном процессе.
Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями успешного социально- экономического развития регионов в будущем.
Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть прямого и косвенного воздействия.
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
производственно-ресурсный потенциал региона; структуру регионального рынка;
кадровый потенциал региона; региональный бюджет; стратегию развития региона.
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
внешними поставщиками товаров и услуг; внешними потребителями; регионами- конкурентами; финансовыми организациями; транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния: общеэкономические; общеполитические; научно-технические; природно-экологические; демографические.
11. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
Традиционно в отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико- географические, экономические.
В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые "жесткие" и "мягкие".
Под "жесткими" понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки). Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы в число отечественных пока не включены вообще. Они касаются прежде всего количественно трудноизменяемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если можно так выразиться, дружественности экономике. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают: стабильность политической ситуации; стабильность общественного климата; квалификацию занятых по найму; региональную структуру экономики и отдельных предприятий; качество системы образования и профессиональной подготовки кадров; оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями; наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг); отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков); качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).
15. Сущность организации управления экономикой региона
Организационная структура управления является социально-экономической
категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата
управления и существующих между ними организационных связей, выражающих
взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура
отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее
статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и
эффективность структурных связей.
Организационные структуры управления имеют три сферы применения:
государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера имеет
три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая
сфера управления охватывает различные уровни корпоративного
(обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного
предпринимательства в различных организационных формах. Это кооперативы,
концерны, холдинга и др. Общественная сфера - общественными структурами
являются как представительные и судебные органы, государственные
общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского
характера и вспомоществования, политические движения и партии.
Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие
организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты,
ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и
казенные предприятия, банки, фонды и т.д.
Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное
единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть
чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не
принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы
изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.
Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных
отношений и структур управления.
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между
различными органами государственного, коммерческого и общественного
управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления,
следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных
мобилизовать организационные резервы.
17. Классификация организационных структур управления
Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием
критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и
частные.
К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления
и масштабы производства, к особенным — формы собственности, принципы
организации управления, характер связей, к частным — формы организации
производства и управления.
По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и
интенсивные организационные структуры; по формам связи — горизонтальные
(смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные); по формам
собственности — государственные (административные), кооперативные,
смешанные, частные; по принципам организации производства и управления —
отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и
производственные; по сферам деятельности — государственные, общественные,
коммерческие; по методам хозяйствования — государственные, корпоративные,
частные; по уровням управления — федеральные, региональные, муниципальные;
по
формам организации производства — высокоспециализированные, малые, крупные
предприятия; по формам организации управления — концерны, тресты,
ассоциации.
Количество и качество организационных структур имеют тенденцию к
динамическому изменению. Это происходит в результате сочетания различных
объективных и иных обстоятельств, и также качественных изменений в обществе
благодаря радикальной реформе в организационных структурах управления на
всех уровнях развития рыночных отношений.
Многообразие критериев формирования организационных структур не дает
оснований для их противопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли общему
критерию эффективности - давали высокий социальный результат. Мобильность
организационных структур, их адаптивность к месту и времени, разнообразие
форм их организации возможно и целесообразно регламентировать с учетом
исторических особенностей развития государственного, коммерческого и
общественного управления.
Организационные структуры призваны быть гибкими, создаваемыми под
определенные цели и перестраиваемыми по мере возникновения новых задач.
Соответственно предусматриваются нормативные правила не только создания,
функционирования организационных структур, но и расформирования
организации.
При формировании организационных структур управления необходимо тщательно
продумать соотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание не
исключает, однако, использования принципа прямой подчиненности. В
организационной структуре управления каждый исполнитель должен иметь только
одного непосредственного руководителя. Когда практикуют двойное подчинение
или вышестоящий руководитель передав свои решения работникам, минуя их
непосредственного начальника, то тем самым подрывается уважение к
последнему, создается обстановка необязательности и возникает стремление
уйти ответственности.
4. Теория образования региональных комплексов
Сегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил и проблеме экономического районирования. Обосновывается позиция, что правильное разделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации), усилит процесс специализации в ее экономике. Возлагаются также надежды на то, что общее экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.
Н.Н. Колосовский разработал концепцию экономического районирования, основные положения которой сводятся к следующему.
Вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в совокупности законченную систему региональных сочетаний производительных сил.
Для каждого экономического района устанавливаются три категории
производств:
- районного значения (продукция потребляется внутри экономического района);
- межрайонного значения (для группы экономических районов);
- общесоюзного значения, а также наивыгоднейшие зоны сбыта.
Развитие каждого района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному и культурному развитию всех национальностей страны.
18. Современные проблемы развития организационных структур управления
В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неизбежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:
- поддержание производства на еще жизнеспособных действующих предприятиях,
- обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных
производств
- организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных
позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;
- организация рациональных хозяйственных связей предприятий региона в
интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий
различных территориальных образований
- обеспечение устойчивости функционирования основных систем
жизнеобеспечения;
- недопущение технологических и экологических катастроф,
- изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства,
- поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного
использования иностранных кредитов
- формирование региональной системы институциональных инвесторов,
внебюджетных источников, способных собрать накопления и эффективно обращать
их в инвестиции;
- активное продвижение на зарубежные рынки товаров местных экспортеров
- создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровневую организацию.
При возрастающем значении региональных организационных форм и функций
управления в субъектах Федерации и их региональных центрах необходимо
обновлять структуру органов управления в соответствии с происходящими
изменениями. Это касается всей системы органов управления, занимающейся
региональной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ является
центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный
исполнительный аппарат в Правительстве РФ, который может и должен
систематически осуществлять региональную политику. Таким органом в
настоящее время является Министерство по делам национальностей и
федеративных отношений. Его эффективность может быть повышена, если главной
целью деятельности министерства будет стратегическая работа по налаживанию
федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного
самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).
В России для обеспечения действенности принципов управления по вертикали и
горизонтали нужна система органов представительной и исполнительной
властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство
федерального законодательства должно найти отражение в уставах и положениях
о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в
законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах.
При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех
экономических проблем на различных уровнях управления.
7. «Разделение функций» и «принцип выделенной компетенции».
Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на
экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в
регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Многообразие
функций регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач.
При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование
и стимулирование.
Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления
научного прогнозирования социально-экономического развития региона и
разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью
социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство
условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция
целеполагания реализуется в процессе экономической и социальной
трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его
реструктуризации. Функция регулирования в региональном менеджменте
реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной
собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной
собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции
регулирования могут использоваться методы прямого и опосредованного
воздействия. В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отношения
особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования.
Это связано, прежде всего, с ограниченностью использования в региональном
менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном
хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к
самым разным формам и видам собственности федеральной, региональной,
муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы непосредственного
воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов
региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут
быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего,
стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.
Сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии
субъекта управления на социально-экономические процессы региона через
опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории
региона. Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента,
следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций
субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управления
осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.
Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.
Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, что если в российской практике разграничение функций осуществляется между различными сферами деятельности и между различными отраслями хозяйства, то в зарубежной каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства.
Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики.
8. Многоаспектность регионального развития, социально-экономическое
развитие
Развитие региона многомерный и многоаспектный процесс, который обычно
рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и
экономических целей. Социально-экономическое развитие включает в себя такие
аспекты, как:
- рост производства и доходов;
- перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
- перемены в общественном сознании;
- перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
- повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
- создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
- увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы
13. Проблема размещения производительных сил в региональной экономике
Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России использубтся соответствующие экономико-математические модели.
1. Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. С помощью этой модели устанавливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.
Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли
приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза
продукции по каждой из отраслей также равно нулю.
2. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального
фритредерства. С ее помощью определяются объем производства продукции
каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта региона и сальдо
вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентным внешним
связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем, но и
с остальными регионами России. В соответствии с требованием эквивалентности
суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него.
Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегию
регионального фритредерства привлекательной, а следовательно, объективно
возможной для целого ряда экономических районов России в первую очередь для
Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии
у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего продукта, прежде
всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым
ценам, несмотря на существенный спад производства из-за "кувейтизации"
экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства
представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии,
так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально
меньше, чем в случае второй.
Однако не все экономические районы смогут реально осуществить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции российских регионов на мировом рынке.
16. воспроизводственный процесс в регионе
Процесс регионального воспроизводства производственных ресурсов имеет три
стадии: производство, распределение (перераспределение, обмен) и
потребление (использование).
Региональное воспроизводство, исследуемое с позиций производительных сил
как основы общественного развития, выступает в виде циклического процесса
перехода производственных ресурсов региона от одной стадии движения к
другой. Поэтому для выявления внутренней структуры процесса регионального
воспроизводства целесообразно разделить его на ряд звеньев, каждое из
которых отражало бы одну из стадий (фаз) движения производственных
ресурсов: потребление, распределение и перераспределение (обмен, собственно
воспроизводство).
Первая фаза тождественна процессу производства общественного продукта.
Расходование ресурсов рабочей силы, средств и предметов труда составляет
основное содержание производственного потребления и выражается в
осуществлении затрат живого и овеществленного труда, направленных на
получение полезной обществу продукции (материальных благ и услуг).
Данный процесс полностью локализуется в рамках территории региона. Его
структуру условно можно представить в виде двух стадий. На первой стадии
происходит трансформация производственных ресурсов в затраты общественного
труда, которые на второй стадии непосредственно воплощаются в готовую
продукцию определенной меновой стоимости. Обе стадии протекают одновременно
и составляют единый процесс производственного потребления.
Личное потребление выступает составной частью процесса регионального
воспроизводства производственных ресурсов. Воспроизводство населения и
трудовых ресурсов в регионе подкрепляется всей его социальной
инфраструктурой, в том числе и ранее созданными фондами непроизводственной
сферы.
Потребление населением материальных и духовных благ и услуг может отчасти
осуществляться и за пределами региона.
Наряду с трудовыми ресурсами определенной квалификации результатом
регионального воспроизводства являются средства и предметы труда. В число
последних необходимо включать лишь те виды, которые используются
(потребляются) в рассматриваемом регионе.
Региональное воспроизводство подавляющего большинства основных видов
производственных ресурсов обеспечивается затратами труда и расходом
ресурсов всего общества. В меньшей степени это относится к природным
ресурсам.
Значительно шире область применения затратного способа оценки
воспроизводственных расходов в тех случаях, когда результат процесса
воспроизводства выражается в натуральных величинах: численности занятых,
весовом объеме потребляемых материальных ресурсов и т.п.
Последний этап движения производственных ресурсов завершается созданием и
поддержанием на необходимом уровне потенциала их расширенного
воспроизводства в регионе. Здесь речь идет о пяти важнейших предпосылках
дальнейшего экономического роста региона: населении, природных ресурсах,
основных производственных и непроизводственных фондах, финансовых ресурсах,
производственных запасах.
Реализация регионального потенциала расширенного воспроизводства
производственных ресурсов протекает в условиях возможного межрайонного
перераспределения населения и трудовых ресурсов, временного использования
производственных мощностей строительных и транспортных организаций одной
республики на территории другой и т.п.
Следующий этап воспроизводства производственных ресурсов связан уже с их
использованием в процессе производства. Его внутреннюю структуру можно
представить в виде нескольких стадий. На первой и второй стадиях в ходе
производственного потребления в регионе создается общественный продукт.
Затем он распределяется и перераспределяется (обменивается) согласно
потребностям.
Среди стадий воспроизводства исходным моментом является производство. На
этой стадии создается продукция, формируются состав и структура
общественного продукта. Целью производства является удовлетворение
потребностей общества в определенных видах продукции.
На стадии распределения регионы активно участвуют как в распределении
факторов производства, так и в распределении его результатов. В первом
случае путем создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы,
стимулирования приоритетных, по мнению местных органов власти, производств
регионы стремятся получить дополнительные трудовые ресурсы и капитал. Во
втором случае регионы участвуют в распределении и перераспределении
общественного продукта, национального дохода, а также формируют свои
бюджеты.
В сфере обмена на основе внутрирегионального разделения труда и его
кооперации складываются региональный и локальный рынки. Они включают в себя
рынки: потребительский, средств производства, финансовый, рабочей силы,
информации.
В сфере потребления территориальные границы являются решающим фактором
удовлетворения потребностей и завершения процесса воспроизводства.
Потребление может вообще рассматриваться как специфическая функция
регионального воспроизводства.
Результатами регионального воспроизводства выступают валовой общественный
продукт, конечный продукт, произведенный, распределенный и использованный
национальный доход региона. Важным показателем является рост национального
богатства региона..
Выделяется также воспроизводство ресурсного потенциала региона, под которым
понимаются воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы, трудовые
ресурсы, овеществленные и неовеществленные (здания, информация) ресурсы.
Относительное обособление в пределах региона части хозяйственных и
социальных связей по воспроизводству факторов производства, его фаз и
результатов позволяет говорить не только о существовании единого
регионального воспроизводственного цикла, но и о функционировании в его
составе ряда локальных воспроизводственных циклов. К ним необходимо отнести
следующие:
использование природных ресурсов; использование трудовых ресурсов;
топливно-энергетический цикл;
химико-лесной цикл; инвестиционно-строительный цикл; агропромышленный цикл;
денежно-финансовый цикл; цикл производственной инфраструктуры;
цикл институционально-информационной инфраструктуры; цикл производства
непродовольственных товаров для населения.
Все циклы могут рассматриваться как самостоятельные структуры со своими
целями и задачами, но при этом они взаимодействуют на одной территории,
связывая интересы хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития.
14. классификация методов регионального управления
Классификация включает следующие методы управления:
. административные (организационно-распорядительные);
. экономические;
. социально-психологические;
. воспитательные и др.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без
разумного применения административных методов (которые нередко называют
организационно-административными или организационно-распорядительными). С
их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей
и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность
подразделений аппарата управления, отдельных работников.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия
руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на
основе заключенных договоров, через административные приказы и
распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы,
организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую
работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Формы и
масштабы применения административных методов определяются задачами
управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и
культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти
параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления
закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития
частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью
директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих
потребностей населения.
Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы
потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли,
налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный
механизм работы. Экономические методы основываются на использовании
стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность
управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих
работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без
специальных на то распоряжений.
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
. базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами,;
. оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников;
. предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия;
. побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива .
20. межбюджетные отношения
В основном, существуют два вида субсидий: долевые и недолевые, которые
могут быть целевыми и нецелевыми.
1. Целевые субсидии. Они могут называться субсидиями специального
назначения, или категориальными субсидиями. Федеральное/региональное
правительство определяет те цели, на которые ОМС могут использовать данные
средства. Подобные субсидии часто используются для решения проблем, имеющих
чрезвычайно важное значение на уровне федерального/регионального
правительства, но не воспринимаемые таковыми органами местного
самоуправления. В структуре целевых субсидий выделяют несколько видов:
. сопоставительные субсидии открытого типа. Подразумевается, что ОМС должны расходовать на определенные цели конкретную сумму денег при получении средств "сверху". Например, если местные органы власти потратили рубль на образование, то федеральное/региональное правительство также обязано вложить этот рубль. Согласно сопоставительным субсидиям открытого типа стоимость для провайдера субсидий полностью зависит от поведения получателя. Если расходы ОМС активно стимулируются программой, то и вложения федерального/регионального правительства примут огромные размеры, и наоборот;
. сопоставительные субсидии закрытого типа. Для установления предела стоимости, покрываемой федеральным/региональным правительством, это правительство может определить максимальную сумму, которую будет вкладывать. Данный механизм очень эффективен там, где основная проблема сводится к контролю бюджета;
. несопоставительные субсидии — в данном случае федеральное/региональное правительство предлагает фиксированную денежную сумму с оговоркой, что она будет потрачена на указанное общественное благо. Здесь не требуется, чтобы вложения ОМС соответствовали вложениям со стороны федерального/регионального правительства.
2. Нецелевые субсидии. Такие субсидии не накладывают никаких ограничений на
использование денежных средств. Они представляют собой единовременно
выплачиваемые субсидии для получающего органа. Основным оправданием
предоставления нецелевых субсидий регионам и ОМС со стороны
федерального/регионального правительства является тот факт, что данные
средства могут быть использованы для выравнивания налоговых возможностей
среди различных органов местного самоуправления для обеспечения
минимального (или разумного) уровня общественных услуг. Выравнивающие
субсидии могут формировать поступления со стороны федерального
правительства непосредственно для ОМС или осуществляться со стороны
региональных органов с налоговыми возможностями выше среднего уровня для
региональных органов с налоговыми возможностями ниже среднего уровня.
Нецелевые выравнивающие субсидии приобретают характер всеобщего разделения
доходов. Формулы, применяемые для распределения выравнивающих поступлений
для ОМС, играют огромную роль для функционирования системы, основанной на
неограничивающих субсидиях.
В законодательстве Российской Федерации используются другие термины:
дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих расходов; субвенции — бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на
осуществление определенных целевых расходов; субсидии — бюджетные средства,
предоставляемые бюджет другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
19. финансовая система региона
Финансовая база деятельности органов местного самоуправления (МСУ).
Доходная база муниципалитетов включает их собственные налоги, налоги
совместного ведения и межправительственные трансферты. Немногим менее двух
третей всех поступлений собирается за счет налогов, пошлин и сборов,
приблизительно одна треть — за счет трансфертов, оставшуюся часть — 2—4%
составляют неналоговые сборы. На долю доходов, которые определяются на
основе принятия решений на местах, приходится в среднем около 10%, а, кроме
того, для некоторых видов этих доходов принимаются решения, касающиеся
максимального уровня ставок по налогам, установленных федеральным
правительством.
Что касается собственных местных доходов, то в настоящее время у органов
местного самоуправления практически отсутствуют полномочия на автономию и
инновации. Почти все налоги собираются на местном уровне, но направляются в
федеральный/региональный бюджеты. Муниципальные образования страдают от
собственной слабой доходной базы и от существенных задержек с платежами
федерального и региональных правительств по налогам совместного ведения и
трансфертам.
Эта система повлияла на наполняемость бюджетов МСУ до такой степени, что
инновации в сфере неденежных инструментов уступили риску дефолта и
неплатежеспособности МСУ. Возникли нарушения собственных систем
налогообложения и механизмов цен в экономике, которые позволяют МСУ
получать большие доходы и лучше оказывать услуги населению. Но это
одновременно мешает динамике развития экономики в целом.
Экономическими обоснованиями осуществления федеральных трансфертов и
дотаций могут быть следующие:
1. Решение проблемы отсутствия вертикального налогового равновесия.
Федеральное/региональное правительства удерживают основные налоговые
поступления, оставляя незначительные налоговые ресурсы органам местного
самоуправления для покрытия расходов на местные нужды. Таким образом,
межправительственные поступления необходимы для сбалансированности бюджета
на уровне органов местного самоуправления.
2. Обеспечение минимального уровня общественных услуг. В связи с проблемами
гуманитарного характера федеральные/региональные органы власти должны
поддерживать минимальный стандарт по предоставлению общественных услуг во
всех сферах деятельности органов местного самоуправления. Регионы, ресурсы
которых недостаточны для достижения данного минимального уровня, должны
быть субсидированы.
3. Сокращение разрыва в чистых налоговых льготах среди регионов. Юрисдикции
некоторых органов местного самоуправления (ОМС) могут иметь больший доступ
к естественным ресурсам или к другим налоговым базам, которые не доступны
для других. Некоторые ОМС могут испытывать потребность в дополнительных
расходах вследствие таких причин, как огромная численность бедного, старого
и молодого населения и/или больших территорий. Чистые налоговые льготы,
которые рассчитываются как разрыв между налоговыми возможностями и
налоговыми потребностями, часто являются следствием подобных факторов
непреодолимой силы, и поэтому такая проблема должна быть разрешена
посредством перечислений со стороны федерального/регионального
правительства.
4. Воспрепятствование региональному неравенству, возникшему в результате
отсутствия мобильности населения. Если население достаточно мобильно и
хорошо передвигается по регионам, то разница в сфере предоставления
общественных услуг не будет ощущаться. Тем не менее население не достаточно
мобильно в связи с такими факторами, как затраты на переезд и проблемы с
трудоустройством и др.
5. Решение проблемы внешнего взаимодействия между ОМС.
В реальной практике в МО должны соблюдаться следующие принципы формирования
системы денежных поступлений.
1. Достаточность доходов: органы местного самоуправления должны иметь
достаточно финансовых средств, включая денежные поступления, для
обеспечения выполнения возложенных на них обязательств.
2. Разработка законодательных основ местного налогообложения и контроль над
расходами.
3. Справедливость: размер денежных поступлений должен варьировать
непосредственно исходя из местных финансовых потребностей и местных
налоговых возможностей.
4. Прозрачность и стабильность: условия формирования бюджета должны быть
всем известны; каждый местный орган должен иметь прогноз собственных общих
доходов (включая разнообразные поступления), чтобы сбалансировать бюджет.
Такие условия должны действовать на протяжении по крайней мере нескольких
лет (3—5 лет) для обеспечения долгосрочного планирования на местном уровне.
3. Новые парадигмы и концепции региона
В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и
многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре
парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-
рынок (рыночный ареал), регион-социум.
Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную
подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах такие
регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее
принадлежавших центру (процессы децентрализации и федерализации).
Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики
региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных
властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений
(например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического
взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в
системе национальной экономики.
Регион как квазикорпорация — это крупный субъект собственности
(региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В таком
качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках
товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита торговой марки
местных продуктов, соревнования за более высокий региональный
инвестиционный рейтинг и т.п.).
Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал),
акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности
(предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных
товаров и услуг, груда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг,
информации, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода иногда
выделяют в особую дисциплину — региональное рынковедение.
Указанные три парадигмы в теории региона включают проблему соотношения
рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального
контроля.
Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной
территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни
(населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры,
окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в
разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход
шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские,
социально-психологические, политические и другие аспекты жизни
регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала
уделяла большое внимание.
В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные
подходы, например, регион рассматривается как подсистема информационного
общества или как непосредственный участник интернационализации и
глобализации экономики.
Эволюция теории региона отражает повышение роли нематериальных целей и
факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и
перехода регионов на модель устойчивого эколого-социо-экономического
развития.
2. пространственная специализация хозяйства и его специализация
Теории структуризации и эффективной организации экономического пространства
опираются на функциональные свойства форм пространственной организации
производства и расселения — промышленных и транспортных узлов, агломерации,
территориально-производственных комплексов, городских и сельских поселений
разного типа.
Получившая широкое признание теория полюсов роста усиливает теорию
центральных мест В. Кристаллера, используя более современные достижения
экономической науки (в частности, метод "затраты — выпуск" В. Леонтьева).
Вместе с тем она во многих отношениях соприкасается с теорией
производственно-территориальных комплексов Н.Н. Колосовского.
В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перроу,
лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, и в
первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те
центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия
лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства,
поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит
к концентрации предприятий, формированию полюсов экономического роста.
Западные экономисты показали, что в качестве полюсов роста можно
рассматривать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и
конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны
или региона функцию источника инноваций и прогресса.
Теоретические положения о полюсах развития используются во многих странах
при разработке стратегий пространственного экономического развития. Такой
подход применялся во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии и
других странах с достаточно высокой плотностью хозяйственной деятельности.
Во втором случае наиболее характерными полюсами роста становятся
промышленные узлы и особенно территориально-производственные комплексы
(ТПК), которые позволяют комплексно осваивать природные ресурсы, создавая
технологическую цепочку производств вместе с объектами инфраструктуры.
Основной экономический эффект достигается благодаря концентрации и
агломерации.
Теория формирования территориально-производственных комплексов в новых
регионах детально разработана учеными новосибирской школы. Эта теория
использует математическое моделирование структуры, размещения и динамики
ТПК. Она предполагает активное организационное и экономическое участие
государства в создании ТПК посредством программно-целевого планирования и
управления. Пример использования теории в новых российских условиях —
разработка федеральной целевой программы использования природных ресурсов
Нижнего Приангарья.
В современной практике пространственного экономического развития идеи
полюсов роста реализуются в создании свободных экономических зон,
технополисов, технопарков.
Принцип функциональной дифференциации экономического пространства
используется также в теориях (концепциях) взаимодействия центра (ядра) и
периферии.
1. региональная экономика: предмет и методы исследования
В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных методов,
важнейшими из которых являются следующие.
Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка
цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное
изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод
научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их
внутренние связи и взаимодействие.
Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из
целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые
определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких
приемах, как классификация, типология, концентрация и др.
Балансовый метод. Данный метод характеризуется становлением отраслевых и
региональных балансов.
Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на
три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и
развития территорий, изучение развития и размещения общественного
производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей
формирования и функционирования отраслей экономики в географическом
аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в
отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и
развития производства отдельного города, селения; изучение развития и
размещения производства по его первичным ячейкам).
Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представлять
особенности размещения.
Метод экономико-математического моделирования (моделирование
территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по
отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных
комплексов региона). С использованием современных электронных средств
данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени
обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные
исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-
экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать
оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми
целями, которые поставлены перед региональным исследованием.
5. особенности организации регионального управления, его сущность региональное упр-е — это управление социально-экономическими процессами в регионе в у Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:
. ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
. формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
. ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей;
. формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
. переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
. оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).
Региональное упр-е можно рассматривать как науку и практику управления
социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики.
Научные основы регионального упр-я — это система научных знаний, которая
является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента;
методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального
менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы
регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования.
Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации
России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических,
национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт
формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой
может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а
также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе
регионального менеджмента в России.
Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития
рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое
регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся
рыночных условиях.
Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и
разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить
наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.
12. методы управления соц- эконом развитием региона
Местные органы власти любого уровня — региона, города или района —
выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям
(содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора,
содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим
развитием подведомственной территории.
Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра
стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих
решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать
развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить
налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической
активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К
таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и
соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической
активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные
мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития
данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения
местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью
инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.
Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных
проектов развития городов иногда оказывается целесообразным
непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций.