Культуру можно понять как ядро, в котором отображается мотивация
деятельности людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне
противоречива. Но важнейшее, а может быть, и центральное место в ней
занимает программа деятельности субъекта. В повседневной жизни людей
действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры.
Любой социальный субъект – от общества в целом до личности со всеми
промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – формирует свою
субкультуру, или культуру некоторого субъекта как социокультурного целого.
Она и содержит программу деятельности соответствующего субъекта.
Шестая составляющая «региона» репрезентирует правовую сферу. Деятельность
в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; законотворчество в
региональной области имеет большое значение для нормального
функционирования региона, а взаимодействие центральной и региональной
законодательных властей может быть источником как конфликтов, так и
нормальной жизнедеятельности региона.
Общую политику функционирования региона определяет его седьмая
составляющая и основная политическая. Она представляет собой целостную,
упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений,
процессов, принципов политической организации общества в регионах,
подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным,
юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и
установкам политического режима. Именно политическая система в регионе
организует отношения между обществом и государством, определяет протекание
политических процессов, включающих институционализацию власти,
характеризует состояние политической деятельности, уровень политического
творчества в обществе, характер политического участия
неинституционализированных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем
совокупной общественной системы. Центральное положение политической системы
в этой системе определяется ведущей организационной и регулятивно-
контрольной ролью самой политики.
Регион как единое политическое пространство есть совокупность учреждений
и способов, посредством которых осуществляется воздействие населения на
местную власть в плане ее формирования (активное избирательное право),
обозначения и корректировки социальной политики, и система политического
контроля власти над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации,
имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия.
На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социальная
система, обладающая всеми характеристиками социума. Эта система имеет
единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-
административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую
подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей
роли институтов управления в организации жизни региона. И, наконец,
основным субъектом и объектом управления регионом является человек,
объединенный в социальные общности и вступающий в социальные отношения с
другими людьми.
Таким образом, регион представляет собой целостную, пространственно- организованную форму жизнедеятельности социума как системы, сложное и комплексное явление.
2.
Региональная политика – система мер, направленных на регулирование
развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что
региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная
политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными
властями. Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между
регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе
оптимизации территориальной структуры общества.
Основными элементами региональной политики являются следующие.
1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.
7. Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
Выделяют такие уровни региональной политики:
. Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;
. Региональный – выбор модели поведения региональных властей:
«либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.
3.
Теория больших циклов развития хозяйства, созданная советским экономистом
Н.Д. Кондратьевым в 1922 – 1928 гг., получила за время своего существования
множество интерпретаций – иновационно-технологических, ценовых и других
сугубо стоимостных, трудовых, общесоциальных. Кондратьев не первым занялся
периодическими колебаниями вообще, не он обнаружил и полувековые циклы,
получившие позже название кондратьевских. Главная его заслуга состоит в
указании на эндогенный механизм саморегулирования, где кризисы и
возрождения закономерны и предсказуемы.
Первая промышленная революция (1-й цикл) породила два основных типа
районов. Прежде всего текстильные, где относительное аграрное перенаселение
стимулировало ранний рост домашнего ремесленного производства и
возникновение мануфактур. Низкая производственная концентрация
компенсировалась созданием сгустков небольших постадийно специализированных
центров. Вместе с опорой на трудовые навыки и ранний опыт организации
производства это дало решающий эффект, позволив использовать заморские
рынки сбыта и сырья. Немного позже выдвинулись угольно- или рудно-
металлургические районы бассейного типа с повышенным уровнем заводской
концентрации и агрегатным строением ведущих производств. Рост городов был
тогда явно вторичным по отношению к промышленному. Они возникли при слиянии
призаводских поселков, позже иногда формируя мощные конурбации.
Одновременно продолжали расти районы, где урбанизация предшествовала
индустриализации, т.е. вокруг старых административно-торговых центров,
организаторов национальных рынков.
Символы второй промышленной революции (2-й цикл) – электромотор, мартен,
турбина, автомобиль. Наступал расцвет тяжелого машиностроения, энергетики,
основной химии. Их по-прежнему высокая фондоемкость и требовательность к
нескольким противоречивым факторам стимулировали создание классической
теории штандорта конца 19 века. Кроме сложившихся бассейновых районов
базовые отрасли новой волны оседали в крупных городах с их инфраструктурой,
кадрами и в морских портах как центрах судостроения, обработки колониальных
товаров.
В ходе 3-го цикла вообще выросла роль диверсификации тех старых районов,
которые смогли адаптироваться к новым условиям. Возникли и новые очаги, или
«базы» начавшие свой индустриальный путь сразу с 3-го цикла, минуя этапы 1-
й промышленной революции. Для ряда стран, отставших от своих соперников и
форсировавших темпы индустриализации, тип района – неофита часто казался
самым перспективным.
Содержание 4-го цикла, который начался с середины 20 века, определяли
автомобилестроение, нефтехимическая промышленность, электротехника, включая
массовое производство разного рода бытовых приборов, большинство из них
скорее трудоемки, чем материалоемки, и явно ориентированы на промышленно-
городские агломерации, располагающие резервами рабочей силы и
инфраструктуры, подготовленные к новым формам организации поточного
производства. Широкое внедрение фордизма и тейлоризма позволяла массовому
производству быть территориально независимым от центров разработки новой
техники. Это ускоряло прохождение волн диффузии и сдвиги в региональном
развитии. По мере снижения материалоемкости и роста трудоемкости
производства, а также числа очагов урбанизации отрасли 4-го цикла
устремлялись во многие городские центры, прежде выполнявшие в основном
региональные функции. Наметившаяся тенденция к суждению подетальной и
постадийной специализации способствовала их обрастанию многочисленными
субцентрами, каждый из которых по-своему использовал выгоды такого
положения.
Новый этап НТП, получивший название 3-ей промышленной революции, и 5-й
цикл ознаменовались очередной сменой тенденции в регионах стран на самых
современных наукоемких отраслях обострила кризис или стагнацию многих
районов, расцвет которых пришелся на предыдущие этапы.
С углублением географического разделения труда традиционный товарообмен
готовыми изделиями вытесняется научно-технической и производственной
кооперацией на уровне отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, стадий.
В западной литературе в 70-е годы на стыке с теорией жизненных циклов
возникла и теория фильтрации продукта, выделяющая стадии с разными
сочетаниями факторов размещения его производства. На стадии инновации
изобретение находит воплощение в товаре или технологии с не вполне
определенной сферой применения. На стадии роста производство, еще не
массовое, по-прежнему зависит от источников информации, технической базы и
тяготеет к высокоразвитым регионам. На стадии зрелости оно приобретает
массовый и специализированный характер. Фирмы снижают издержки путем
рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и районы
с более дешевой рабочей силой.
Итак, в ходе длинных циклов число и разнообразие типов промышленных
районов увеличивались. Одни из них успешно адоптировались к инновациям,
другие, будучи лидерами в том или ином цикле, оказывались затем
неконкурентоспособными аутсайдерами, третьи после длительного упадка смогли
найти резервы для возрождения в новом качестве. Примечательно, что,
несмотря на постоянное появление новых индустриальных ареалов, полюсов
роста, самыми устойчивыми оставались старейшие центы – крупногородские и
особенно столичные. На протяжении всей индустриальной эпохи они имели
многофункциональную, гибкую структуру экономики с высокой долей
непроизводственной сферы. Удерживая функции принятия решений и
генерирования инноваций в национальном и международном масштабах, они
обеспечивали себе позиции на высших ступенях иерархии территориальных
структур. Большинство же сугубо промышленных районов, возникавших на
очередной длинной волне, хуже адаптировались к последствиям, запаздывали с
диверсификацией. Проходя путь от резкого подъема и расцвета до стагнации и
кризиса, они порой оказывались калифами на час, довольно скоро сдавая
позиции районам других типов.
Конечно, структурная перестройка вызывает социальную напряженность, ведь,
по оценкам ряда западных специалистов, необходимо 20 – 30 лет для смены
поколений – носителей установок индустриальной эпохи.
Эти явления прослеживаются на графике (рис. 1). Все типы районов,
появившихся на разных циклах начиная с 1-го, по существу походят в своем
историческом развитии один и тот же путь. Порожденные одним из циклов, они
набирают силу пополняясь отраслями следующего цикла, на который приходиться
их расцвет. Но еще шаг – и они оказываются уже в состоянии стагнации,
поскольку их устаревающие отраслевые и социальные структуры тормозят
обновление хозяйства на новой волне, тогда как районы позднего освоения, не
обремененные этим «грузом», более восприимчивы к нововведению. Примерно
через два цикла от зарождения район впадает в депрессию или кризис, а через
три, вновь находит резервы для возрождения на новом витке НТП.
Х а р а к т е р
р а з в и т и Время я
0 1 2
3 4 5 (6)
1-го цикла
2-го цикла
3-го цикла
4-го цикла
5-го цикла столичного типа с устойчивым развитием
Рис. 1. Динамика районов разного типа в ходе больших циклов Кондратьева.
Возрождение старопромышленных районов – следствие отнюдь не только их региональной политики, соображений престижа и т.п. Куда важнее инфраструктурная и культурная подготовленность этих районов, выгода их географического положения в пределах макроядер, в окружении крепких центров. Большую роль играет и типичное для 5-го цикла осознание организаторами производства экономической эффективности его малых форм. Все это делает возврат в старые районы более выгодным, чем создание «с нуля» новых. Ведь если на оси ординат нашего графика обозначить не относительную динамику развития, а его абсолютный уровень, то кривые примут вид, показанные на рис. 2.
Рис. 2. Изменение уровня развития районов в ходе больших циклов
Кондратьева.
По ряду признаков СССР в середине 80-х завершал лишь 4-й большой цикл, но в регионалистике уже наметилось признание целесообразности возвратного движения и размещения производства, возрождения его старейших кустовых форм. Не исключено, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний исторически идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков к
«агломерационным отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как наиболее подходящую среду, и от них к новым отраслевым ареалам в тех же самых районах, где эта форма зародилась.
4.
Итак, можно говорить о разной роли определенных типов территорий в
инновационном цикле и об их разной способности адаптироваться к НТП. Хотя
процессы генерирования и применения новшеств тесно переплетаются, они на
территории в неодинаково устойчивой пропорции. В этой связи заслуживает
внимания типология регионов и мест по их отношению к инновационному
процессу, предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:
. креативные и инновативные регионы, т.е. лаборатория НТП, где зарождаются и проходят первичную апробацию базисные нововведения;
. адаптивные территории, способные широко внедрять инновации на стадии их массового распространения;
. консервативные, не приемлющие многих инноваций ареалы.
Наибольшим креативным потенциалом обладают ареалы центрального типа.
Среди них, в свою очередь, выделяются лидеры – формальные и неформальные
столицы, особенно «глобальные города» типа Москвы и Санкт-Петербурга. В
широком смысле центральными их делает именно ориентация на усвоение
мирового опыта, на генерирование базисных политических, социальных, научно-
технических инноваций, на воспроизводство необходимых для этого качеств
деловой и творческой среды. Историческую преемственность такой среды долгое
время поддерживали урбанизация и территориальной сосредочение многих
прогрессопределяющих производств. Вместе с тем издержки суперкончцентрации
заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих морально и
физически элементов производственно-технической базы. Нередко возникает
разрыв между креативными и адаптивными возможностями центрального района:
далеко не все из вырабатываемых им самим инноваций он способен широко
освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе трудовых, для
вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.
Адаптивные территории – разнородная и подвижная категория. В их числе
прежде всего классические старопромышленные районы, возникшие в ходе первых
индустриальных циклов. Здесь урбанизация была не причиной, а следствием
промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших выгоды
новых для того времени, но устаревших ныне технологий и форм организации
производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу депрессии,
переходя из ряда передовых в категорию застойных полупериферийных ареалов.
Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо если не
для предотвращения, то для смягчения неблагоприятных явлений в таких
районах – один из ключевых вопросов современной региональной политики.
В более выгодном положении находятся сегодня полупериферийные районы
умеренного аграрно-индустриального развития, обойденные крайностями в
предыдущих этапов индустриализации и урбанизации. Те из них, которые
сохранили лучшим образом среду и инфраструктуру, густую сеть некрупных
поселений. Сочетание адаптивных и некоторых инновативных функций имеются и
в старопромышленном центре в России. Необходимо учесть, что в нашей стране
процессы диффузной индустриализации протекают в условиях менее зрелой чем
на западе, фазы урбанизации, многие очаги которой молоды и динамичны. Здесь
шире представлена и такая специфическая разновидность адаптивных
территорий, как районы нового освоения, использующие достижения НТП в
основном в сфере добывающих отраслей с присущем им набором проблем.
К местностям консервативного типа чаще всего относятся периферийные
территории, население которых сохраняет приверженность ценностям до
индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода районы присущи
наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.
То или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных тенденций,
ставка на инерцию покоя или на инерцию движения определяют неравномерность
регионального развития и роль в нем отдельных территорий. Она тесно связана
с их географическим положением на условной оси «центр – полупериферия –
периферия», которая прослеживается и на межрегиональном, и на
внутрирегиональном уровнях. В последнем случае с центрами ассоциируются
ядра городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а так же
отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные и внегородские
пространства.
Если самым устойчивым звеном с креативными функциями на протяжении последних столетий являются районы центра, то самым динамичным и нестабильным остается группа адаптивных районов полупериферии, в пределах которой центры развития постоянно смещаются с изменением экономической конъюнктуры. Даже при создаваемой на определенных стадиях видимости их опережающего развития, при нарастании полицентричности в системах городов, между центральными и полупериферийными районами сохраняются отчетливая иерархия и соподчиненность.
5
В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования
централизованной командно-административной экономики, суверенизации
субъектов Федерации необходимо выработка четкой и действенной региональной
политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика
должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве,
экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной
уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на
местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы
и рационального использования природных ресурсов.
Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических
реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России,
проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление
общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных
регионов необходимы разработка социальных государственных региональных
программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это
относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых
не под силу органам местного самоуправления, а так же к регионам наиболее
экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.
Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно,
они могут быть разработаны для программно-целевых территориально-
производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой
экологической опасности. Для управления этими программами должны быть
созданы специальные государственные органы. В управлении программами должны
участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается
создание специализированных компаний, консорциумов с государственным,
частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.
Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ
предусматривает создание специальных фондов регионального развития,
стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов,
предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью
истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате
при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение
поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.
В управлении региональными программами особенно важно разграничение
компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы
должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного
освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же
органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании
рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решении
социально-демографических и экологических проблем, осуществление
экономической реформы.
Для осуществления задач научного прогнозирования и индикативного
планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и
размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2005г.,
который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех
регионов России.
Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах,
процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-
экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития
отдельных регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей с
учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.
Процессы дезинтеграции экономики России, особенно проявившиеся в
последние годы ставят перед федеральными и местными органами управления
задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем,
общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля
за экспортом и импортом продукции.
На всем пространстве РФ должен функционировать единый рынок, основными
принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и
др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и
капиталов по всей территории России, и единства принципов налогообложения,
свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных
форм собственности.
В условия становления и развития рыночных отношений важнейшей является
проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование
занятости. В настоящее время сложились три типа районов с особенностями
воспроизводства и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы –
Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы – районы Севера;
3) оборонно-промышленные – С.-Петербург, Урал, Промышленные узлы юга
Сибири, Нижегородская область.
В этих регионах необходимы государственная поддержка развития
предпринимательской деятельности привлечение инвестиций, в том числе и
иностранных, мер по рационализации миграционных процессов.
Укрепление единого экономического пространства России зависит от рынка
капитала путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж,
коммерческих банков фондов товарных и сырьевых ресурсов.
Большими возможностями в вопросах обеспечения предприятий различных
регионов материально-техническими ресурсами и населения продовольствием
обладают создающиеся многоотраслевые структуры холдингового типа,
объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.
В современном региональном развитии проявляются черты общего
экономического кризиса России, усиливающаяся дезинтеграция экономического
пространства и различные стартовые условия отдельных регионов при их
вхождении в рынок.
В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой
концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных
инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья,
продовольства, а ток же регионы с критической экологической обстановкой, в
которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и
осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам
относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.
Отрицательное влияние на изменение геополитической обстановки в России
оказали процесс распада СССР и образование новых независимых государств к
государственным границам выходят сейчас почти все экономические районы
России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации
вооруженных сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно
огромных капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально-
экономическом положении регионов.
Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях
становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного
уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном
выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных
условиях.
Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства и
целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним
из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных
интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы
срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики
старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры
по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и
модернизации инфраструктуры.
В размещении производительных сил одной из главных задач остаются
освоение уникальных природных богатств в северных и восточных районах,
формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов
при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических
стандартов.
Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений
является организация межтерриториальных экономических связей. Основными
формами этих связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен
результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и
услуг, совместное проведение регионами работ производственного и
непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма,
проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования,
демографической политики.
В условиях становления рыночных отношений возрастает роль
внешнеэкономических связей. В качестве первоочередных направлений
взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение
природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация
экологический проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и
реализация отечественных проектов с применением импортной техники,
привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и
новейших технологий для повышения производительности труда в
промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и
организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых
стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры;
привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки
управленческих кадров.
В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции, интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Заключение.
Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о
нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все
регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в
силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают
региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного
региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и
придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять
свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя
фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля.
Таким образом, огромные различия в экономических, природно-
географических, социально-демографических, политических и др. условиях в
многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к
проведению экономических реформ, и ориентированных на средние условия,
требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей
каждого региона.
Межрегиональные экономические связи представляют собой систему
экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся
в процессе функционирования общественного производства. Эта система
обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением
производительных сил и природно-географическими условиями.
В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск
продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы
предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В тоже
время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от
общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура
региональных рынков определяется не только товарами производимыми в данном
регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.
Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена,
горизонтальных связей между регионами.
Высокий научный потенциал европейской части России позволяет создать в
городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде крупные рынки
наукоемкой продукции.
В последнее время заметен процесс интеграции и укрепления
межгосударственных связей России с суверенными государствами ближнего
зарубежья – с Казахстаном и Белоруссией, что в значительной мере оживит
экономику России и укрепит рыночные отношения.