Содержание
Стр
|Ведение |2 |
|Природа авторитаризма и условия его возникновения |2 |
|Сущность и предпосылки тоталитаризма |3 |
|Структура тоталитарной власти |4 |
|Демократия. |6 |
|Заключение |9 |
|Список использованной литературы |10 |
Введение
Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна
с методами осуществления государственной власти. Политическая система
государства объединена с таким понятием как политический режим.
Политический режим - это функциональная сторона политической системы
общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на
определенной территории. Политический режим определяется способами
формирования органов власти, способами распределения и разделения
государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за
всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами
разрешения социальных конфликтов и т.п. В зависимости от перечисленных выше
элементов осуществления власти подразделяют несколько основных типов
политической власти: авторитарный, тоталитарный и демократический. Для
каждого из них характерны ряд особенностей, благодаря которым и происходит
разделение на типы.
1. Природа авторитаризма и условия его возникновения
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
. авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти.
Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
. для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
. при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
. авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
. в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
. во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества.
Условия возникновения режима авторитарной власти:
1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный
характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка
устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с
резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в
течение одного-двух поколений.
2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание
наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной
массы населения. Появление больших масс людей, "выбитых" из традиционных
"гнезд" существования, лишенных собственности и видящих в государстве и
олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в
значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение
маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной
отрицательной энергией разрушительства.
3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения
заброшенности и отчаяния, стремление к "восстановлению" социальной
справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское
отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается
образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного
института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с
которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.
4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов
государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь
общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно
функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в
условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем
власти, стоящей над обществом.
5. Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является
лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что
обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной
политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война,
решающая спор между партиями и вождями. Поскольку режим авторитарной власти
появляется не столько в результате случайного стечения обстоятельств, но
всегда в той или иной мере выражает историческую необходимость, постольку
он не может оцениваться однозначно. Наряду с авторитарными режимами
консервативного (Сулла в Древнем Риме) или откровенно реакционного толка
(Гитлер, например), были и такие, которые играли прогрессивную роль в
историческом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт, Бисмарк,
Петр 1.
2. Сущность и предпосылки тоталитаризма
Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся главным
образом в СССР в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом.
Если же мы попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то
обнаружим, что слово «тоталитаризм» используется для обозначения
превосходной степени других известных понятий — диктатура, авторитаризм,
насилие, деспотизм. Этимологически оно производно от слов тоталитарность,
или «целостность». Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть
становится всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее
самых частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост
количественных изменений в какой-то момент приводит к появлению нового
качества, а новое качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя
со старым в том или ином отношении сходство, оно, тем не менее,
принципиально от него отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно
перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно
ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от
истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов
прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского
государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь
слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не
по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-
вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в
структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не
связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики
авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не
сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того
времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем
«авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему
присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с
известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,
телом которой является командно-административная система, это явление не
экономического, социального или политического плана, а культурно-
идеологическое по своей сущности.
Первая предпосылка формирования тоталитаризма - появление
тоталитарного индивида. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии. План -
это директива, как закон: господстве идеи над действительностью.
Практически идеократия реализовалась через партократию — монополию партии
на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом
самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа. Этот культ
освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры,
ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре массового
революционного действия высвобождалась энергия разрушения, направляемая
этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких ограничений,
препятствующих достижению абсолютной власти революционного субъекта над
действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа и
именовалось борьбой с врагами народа.
2.1. Структура тоталитарной власти
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается
внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения
и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-
декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический
характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не
ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.
Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В
действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне
социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте
приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник
районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,
хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования
тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:
тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен
на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно
сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из
пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное
напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей
существование этой системы.
С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок
тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не
столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,
сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою
индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В
силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть
необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это
страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в
душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к
абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация
повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении
индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано
необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия
тоталитаризма, правила его игры.
При первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие
взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки: — тотальный государственный
контроль над обществом;
. всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной бюрократии;
. система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами (исключение — только для вождя);
. политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой;
. господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия не является политической: она не способна действовать без государственной власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии — корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к инакомыслящим;
. идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
. унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни
(например, единый политдень и пр.);
. ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей;
. ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).
Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого
(коммунизм) толка. Между ними существуют определенные различия.
Фашизм находится в состоянии противоборства с коммунистами и социал-
демократами. Это защитная реакция капиталистического способа производства
на радикализацию общества. В рамках фашистских режимов произошло
установление монопартийной диктатуры над органами государственного
управления без уничтожения старой государственной машины. Монопартийная
диктатура осуществляет тотальный контроль над обществом. В то же время
сохраняется узкая сфера экономической свободы граждан от государства
(например, заводы Круппа в Германии остались в частной собственности).
Коммунизм возникает как реакция азиатского способа производства на попытки
его радикальной капитализации. В рамках коммунистического режима происходит
слом государственной машины «до основанья, а затем...» — замена старого
типа государства новым, Советами. Устанавливается тотальный контроль над
обществом и тотальное руководство всем общественным развитием.
3. Демократия
Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть )
-народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации ,
основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней
решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода,
равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.;
социальное и политическое движение за народовластие. С момента
возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и
в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего
формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в
большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.
Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В
Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства
- лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное.
Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.
Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода
создания политических партий и других объединений для выражения своей воли,
свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за
занятие руководящих должностей в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:
1) Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном ( от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве );
2) Правительство основано на согласии управляемых;
3) Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.
4) Правило меньшинства;
5) Гарантии основных прав человека;
5) Свободные и честные выборы;
6) Равенство перед законом;
7) Справедливое судопроизводство;
8) Конституционное ограничение правительства;
9) Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
10) Ценности сотрудничества и компромисса.
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то, что
президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой
правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это
США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е.
у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем
народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны
только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это
отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет
законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему
законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату).
При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен
властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить
любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе
начать процесс “импичмента” , т.е. досрочного отстранения президента от
власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе ( обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий , из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).
Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был
предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил
концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить
режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского
населения и где при парламентском или президентском правлении франко-
говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена
система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо
спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества
представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве , как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое , в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Заключение
Таким образом, был рассмотрен вопрос о типологии политических режимов, их основные черты и характеристики. В настоящее время в политологии принято подразделять политические режимы на авторитарный, тоталитарный и демократический.
Следовательно, на основе рассмотренного материала можно сделать следующие определения существующим типам политических режимов.
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.
За последние десятилетия очень много тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Список использованной литературы:
1. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера»,
1994.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
3. Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.
4. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль.
1993 - № 8
5. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов.
1991.
6. Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996.
7. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.,
1989.