БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет международного права и международных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
студента I-го курса
Алиева Фарида
на тему:
«Классификация политических режимов»
Баку – 2001
П л а н:
|Введение |
|Глава 1. Понятие «политический режим». |
|Глава 2. Классификация политических режимов: |
|Демократический режим |
|Авторитарный режим |
|Тоталитарный режим |
|Либеральный режим |
|Другие режимы |
|Глава 3. Политический режим Азербайджана |
|Заключение |
|Список литературы |
Введение.
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.
Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.
В своей работе я использовал различную юридическую литературу для того, чтобы дать как можно более полный ответ на поставленные данной темой вопросы.
В первой главе я рассматриваю различные определения термина
«политический режим», его связь в другими элементами формы государства, а
именно с формой правления и формой государственного устройства.
Во второй главе я уделяю внимание основному вопросу моей работы, а именно классификации политических режимов. Единого мнения по поводу классификаций политических режимов нет, но я разделил эту главу условно на пять частей, в которых рассматриваю демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный режимы, а также режимы которые встречаются реже и являются менее значительными, но которые также необходимо учитывать при классификации политических режимов. Кроме того в этой главе я рассматриваю особенности тех или иных политических режимов и возможные трансформации одних режимов в другие.
В последней главе я рассматриваю политический режим Азербайджана. В
связи с тем, что Азербайджан сейчас находится в процессе перехода от одного
политического режима к другому, большое значение имеет вопрос – в сторону
какого политического режима пойдёт наша страна. Хотелось бы чтоб это был
демократический режим, где «обеспечение прав и свобод человека и гражданина
– высшая цель государства».[1]
Глава I. Понятие политический режим.
Термин «политический режим» появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». «Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».[2]
Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима».[3] В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.
Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов:
«Форма правления – это организация верховной власти в государстве,
характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти
между собой и с населением. Форма государственного устройства – это
административно- территориальная и национально-государственная организация
власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей
государства и их органов между собой и с государством в целом.
Политический режим – это конкретное проявление государственной организации,
выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в
обществе»[4].
Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления».[5]
Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.
Необходимо заметить, что при характеристике формы того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и только тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политичекий режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.
«С формой государства тесно связан политический режим, значение
которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.
Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства отстаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что
политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её
содержанием».[6]
По определению Юридического Словаря политическим режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании».[7]
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. «В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев».[8]
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму».
По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии, т.е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито- спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из «испорченных» (!!!) форм государства. И наконец, «демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность – тиранию»[9]. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, безправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленик народа».
Античный философ Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Он
делил государства «по двум критериям: по числу правящих лиц (один,
немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть
преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды».[10]
Т.е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые
незначительно отличаются друг от друга. «О характере режима, существующего
в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы.
Однако наиболее важны из них следующие:
- способы и порядок формирования органов государственной власти,
- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,
- степень гарантированности прав и свобод граждан,
- роль права в жизни общества и решении государственных дел,
- место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,
- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политичеких конфликтов».[11]
Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Глава II. Классификация политичеких режимов.
Классификация политичеких режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права.
Политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. «Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы».[12] В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие четыре:
- демократический,
- авторитарный,
- тоталитарный,
- либеральный.
Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.
Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой
авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим.
Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его
необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политичекие режимы,
в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны
трансформации одних режимов в другие.
Демократический политический режим.
Демократия («democratia») с греческого – народовластие.
«Демократическая политическая система – это организация легальной,
опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на
основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна
содействовать реализации общих интересов».[13]
«Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим».[14]
Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа
равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.
Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое
государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным
равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-
экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и
свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не
только формальными.
В демократическом государстве народ является источником власти. И это
становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,
как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания
того или иного человека в представительный орган являются его политические
взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак
государства, в котором существует демократический политический режим. В
основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,
гуманизм.
«Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных
связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует
институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные
движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,
общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.
Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы
личности».[15]
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации,
митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни.
Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с
исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого
представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений,
советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной
властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества
становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев -
профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление,
саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое
общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к
анархии, охлократии, порой создает условие для существования
разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная
ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных
конкретно-исторических форм.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.».[16]
Таким образом можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть
и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.
Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола
отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение
друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент
наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть
(президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой
инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие
издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви
власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
«Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и т.п.».[17] Из этого, можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говориться «на ровном месте». Это сложный процесс преобразований общества и государства.
«В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы».[18] Это также сложный процесс, для которого необходимо время.
Авторитарный политический режим (авторитаризм).
Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических режимов является авторитаризм.
«Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти,
характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от
сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного
режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической
фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм».[19] По
своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно
автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией —
наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер,
особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского
общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие
черты:
Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут
быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,
олигархическая группа и т.д.)
Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть
может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
«Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования
государственной власти и контроля за её деятельностью».[20]
Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких
слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае
необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к
повиновению.
Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и
конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия
со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к
созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к
этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических
государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа
партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их
подконтрольности властям.
Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или
ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в
экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной
безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она
может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную
социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного
саморегулирования.
Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не
конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим.
«Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на
основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность
возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к
демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,
в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они
могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.
Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной
Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать
напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные
системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и
после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических
и социальных противоречий».[21]
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто
используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.
— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и
собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,
неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или
полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и
многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является
ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны
властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их
официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить
себе формальную победу: монополия на средства массовой информации,
отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая
фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои
достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать
общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать
сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно
эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.
Таким образом, подводя итог хотелось бы ещё раз отметить, что для
авторитаризма характерно:
- Автократизм.
- Неограниченность власти.
- Опора на силу.
- Монополизация власти и политики.
- Отказ от тотального контроля.
- Рекрутирование политической элиты
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
- сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
- мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,
- преодолевать сопротивление политических противников.
Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных
общественных реформ.
К слабым относят:
- ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.
- полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей,
- отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).
«Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политичесих режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества».[22]
«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой
войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального
развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия.
Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на
индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали
возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное
управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических
кризисов».[23]
Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.
Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.
Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное
значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с
нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и
общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые
предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на
советскую и родственные ей модели государства.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.
«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в
древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного
едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики
рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан
Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием
доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны
общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного
аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди
населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за
свои дела), систематический контроль государства за поведением и
умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими
рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное
место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства
путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять
граници страны, и оглупления народа».[24]
Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима
предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект
«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной
собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития»,
«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более
совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в
«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими
чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в
отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома
и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а
не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия
в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая
для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с
мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25]
Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.
Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.
Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.
«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его
критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской
Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы
сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения
политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной
Европы».[26]
Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:
- всеобщая государственная идеология,
- монополия государства на средства массовой информации,
- монополия государства на все средства вооружения,
- жестко централизованный контроль над экономикой,
- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
- особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.
Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с
авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием
однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть
различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при
авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к
государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.
Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами
общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.
Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть
претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором
исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,
профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное
отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:
гражданское общество – государство, народ – политическая власть.
«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих
социальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенности
организации тоталитарной системы государственной власти:
- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
- господство репрессивных аппаратов;
- упразднение представительных органов власти;
- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.
«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной
идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру
(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным
признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею
специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и
иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних
классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее
олигархии».[28]
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.
В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.
Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в
единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических
сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило,
создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его
установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к
власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты
в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения
их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия
становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей
силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются
антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание
социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие
партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,
государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,
занимающих партийные посты.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный
террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности
масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с
помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии
страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,
либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,
содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.
Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует
доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами
народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования
тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки,
экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР,
Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и
судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что
угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных
граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых
групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть
государства и беспомощность рядовых граждан.
Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.
Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.
Леворадикальные политические режимы для повышения производительности
труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников
к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в
Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и
их результаты нельзя отрицать.
«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[29]
Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм – на рассово-этнической.
Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном
обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством
возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных
институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы
уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории
Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.
Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.
Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен преходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.
Либеральный политический режим.
Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.
В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.
«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя
его коллективистским началам в организации политической и экономической
жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к
тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде
всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики.
Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное
государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В
либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм
собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности
не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на
практике».[30]
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход
которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей
тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.
Осуществление государственного управления производится на основе принципа
разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует
уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные
решения принимаются большинством голосом.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.
Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер.
.
Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности,
недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции,
применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как
правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно.
Жесткое подавление применяется весьма широко.
Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает
все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,
Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую
длань государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,
если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в
государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого
образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”.
Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на
Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в
государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,
некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития
человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и
может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического
своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,
монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление
противников режима и т. д.
Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличном
правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас
устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением
законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена
правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и
геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и
политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом
режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых
тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом
смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить
сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только
за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет.
Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для
того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и
населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным
насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа.
Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых
средневековых городах-государствах.
«Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать».[31]
Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). «Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью».[32]
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.
Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма
Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги
крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-
бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и
местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий
исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и
профсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушение
общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные
процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются
права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых
преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и
устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни.
Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан.
В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны
властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в
противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на
“великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов
государства и гражданина решается в пользу государственных интересов,
зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается
националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он
использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения
своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право -
это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной
принадлежности.
«В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.
Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.
Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев
населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по
крайней мере, за участие в его работе».[33]
Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при
попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных
бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и
безопасности граждан, нормальному функционированию государственных
институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства,
так и на его отдельные регионы.
Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов,
шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств
массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических
партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского
часа и .т.д.
«Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами в немедленным уведомлением представительных органов».[34]
Глава III. Политический режим Азербайджана.
В этой главе будет рассмотрен политический режим Азербайджанской
Республики. Этот вопрос является актуальным и представляет собой большой
интерес.
«Развитие общественных и политических систем на огромном постсоветском пространстве сегодня привлекает внимание многих ученых и политологов. Новые независимые государства на евро-азиатском пространстве принято считать переходными системами «от тоталитаризма к демократии».[35] Необходимо добавить, что в некоторых странах: «через стадию авторитаризма».
Как уже говорилось в данной работе, характер политического режима
никогда прямо не указывается в Конституциях государств, не считая весьма
распространенных указаний на демократический характер государства.
Конституция Азербайджанской Республики не исключение. В статье №7
Конституции Азербайджанской Республики, указано, что «Азербайджанское
государство – демократическая, правовая, светская, унитарная
республика».[36]
«Конституция Азербайджанской Республики зафиксировала почти все международно признанные права и свободы. Вместе с тем ряд важнейших прав гарантирован либо сформулирован неадекватно, что может порождать трудности в их толковании и применении судами».[37] Таким образом, лишь формальное признание прав и свобод, ещё не говорит о наличии демократического политического режима.
Кроме того, большое значение имеет вопрос возможности установления
демократического режима в Азербайджане, т .к. некоторые авторы,
«приверженцы разделения мира на Восток и Запад считают, что демократия в
странах Южного Кавказа и Центральной Азии не приживется, т.к. она чужда
менталитету, историческому опыту и образу жизни народов этого региона».[38]
Другие, главным образом местные, авторы считают, что в этих странах
вожможна своя специфическая модель демократии, при этом не уточняют какая.
Третьи, в основном правозащитники и западные либералы, убеждены, что
демократия западного толка в этих странах может, и должна быть установлена
немедленно.
При этом, необходимо учитывать, что в Азербайджане не было, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и монополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции и т.д. В результате страна переживает трудные времена.
Трудно сказать, кто прав, а кто нет, так как анализ усложняется тем, что необходимо учитывать ряд неопределенностей, связанных с переходным периодом.
К сожалению, необходимо отметить также, что пока в нашей стране ещё не сформировалась сила способная консолидировать общество, способная защищать интересы народа и не путать их со своими собственными интересами.
Политическая нестабильность которая была характерна для переходного периода, т.е. «быстрая смена руководителей страны, начавшаяся ещё в 1988 году, как правило, приводила к тому, что Армения захватывала всё новые участки исконно азербайджанских земель. К тому же, на всех уровнях армейского руководства укоренилась коррупция, процветали воровство боеприпасов и перепродажа оружия. Новобранцы, за редким исключением, были не готовы к войне и слабо организованы. Зато высшие военные чины, как писала американская газета «Newsweek», строили себе виллы и выкачивали ресурсы из военных ассигнований».[39] В итоге, развертывание на поле боя вооруженных сил в таком состоянии привело к военной неудаче.
В 1993 году произошла смена власти, что должно было сказаться и на
политическом режиме. Но к сожалению, новая власть, используя
недемократические методы, не создала условий для установления
демократического политического режима. Коррупция и воровство на всех
уровнях власти привели к тому, что экономика страны «деградировала в
следующей последовательности (год за годом): на 22% - в 1993-м, на 17% - в
1994-м, на 7% - в 1995-м, на 6% - в 1996 году, оставив больше половины из 4-
х миллионов человек работоспособного возраста полностью или частично
безработными».[40]
Очевидно одно: для Азербайджана оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учёта собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
Подводя итог, хотелось бы перечислить условия, необходимые для установления демократического политического режима в Азербайджане на данный момент:
- свободные, честные и справедливые выборы,
- соблюдение принципа разделения властей, т.е. независимость друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти,
- народ должен избирать власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение,
- политический плюрализм, предполагающий возможность образования многопартийной системы и самой главное, возможность конкуренции политических партий и их влияние на народ, а также их связь с народом и представление не личных интересов, а интересов народа,
- существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его,
- для эффективной работы необходимость участия большего числа партий в работе Парламента,
- Парламент должен иметь возможность независимо от исполнительной власти издавать законы, т.е. Парламент должен быть эффективным органом представляющим народ, а не придатком исполнительной власти,
- высший судебный орган должен быть наделен правом определять соответствие издаваемых законов Конституции страны
(конституционный надзор).
- политическая власть должна носить легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами,
- независимость средств массовой информации,
- возможность одобрения или критики политических решений в средствах массовой информации,
- возможность проведения демонстраций,
- возможность проведения предвыборных кампаний,
- высокая степень реализации прав человека,
- равный статус различных форм собственности,
- государство должно не только провозглашать, но и фактически обеспечивать общедемократические права и свободы, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.
Таким образом, в демократическом государстве власть должна служить народу и исполнять его волю. Закон должен стоять над властью, а не власть над законом. Dura lex sed lex. До тех пор пока этого не будет, установление демократического режима будет невозможно.
Заключение.
Понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.
В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина
«политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу
классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических
режимов всегда был очень сложным. У разных авторов на сей счёт существуют
различные мнения.
В данной работе, при классификации политических режимов, автор использовал достаточно распространенную в теории государства и права классификацию, по которой режимы были разделены на четыре вида – деморатический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Кроме того, помимо рассмотрения четырёх вышеперечисленных режимов, были рассмотрены ещё несколько режимов, рассмотрение которых также представляет большой интерес для теории государства и права.
Кроме того, в работе был рассмотрен политический режим Азербайджана и проблемы, которые по мнению автора на данный момент мешают развитию демократии в Азербайджане.
Список литературы:
Денисов А.И. «Сущность и форма государства», М., 1960 г.
Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999
г.
Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г.
Лазарев В.В. «Теория государства и права», М., 1992 г.
Марченко М.Н. «Теория государства и права», М., 1996 г.
Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.
Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства», Л., 1971 г.
Петров В.С. «Тип и формы государства», ЛГУ, 1967 г.
Стародубский Б.А. «Политические режимы европейских стран», Свердловск, 1989
г.
Хорошилов А.Н. «История политико-правовых учений», М., 2001 г.
Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.
Журнал «Международное Право», Азербайджан, Баку – 1998, № 1
Журнал «Центральная Азия и Кавказ», №4(10), 2000 г.
Журнал «Центральная Азия и Кавказ», №1(13), 2001 г.
Газета «Newsweek» (New York), 29 November 1993
Газета «The World Bank», «Azerbaijan: Economic Update»., Washington, 1998
Конституция Азербайджанской Республики, 1995 г.
-----------------------
[1] Конституция Азербайджанской Республики, ст. 12
[2] «Общее учение и государстве». Л. Гумплович, 1910 г.
[3] «Тип и формы государства». В. С. Петров, ЛГУ. 1967 г.
[4] «Сущность, содержание и формы государства». В. С. Петров, Л. 1971 г.
[5] «Сущность и форма государства». А.И. Денисов, Москва, 1960 г.
[6] «Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д.
Перевалова, Москва 1999 г.
[7] Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
[8] «История государства и права». Под ред. О. А. Жидкова и Н. А.
Крашенинниковой. М., 1999 г.
[9] «Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.
[10] «История политико-правовых учений». Под ред. А. Н. Хорошилова, М.,
2001 г.
[11] «Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.
[12] «Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д.
Перевалова, Москва 1999 г.
[13] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[14] Общественно-политический журнал «Центральная Азия и Кавказ», № 4 (10),
2000 г.
[15] Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
[16] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[17] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[18] «Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.
[19] Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
[20] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[21] «Политические режимы европейских стран». Б. А. Стародубский,
Свердловск., 1989 г.
[22] Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
[23] Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.
[24] Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.
[25] «История политико-правовых учений». Под ред. А. Н. Хорошилова, М.,
2001 г.
[26] «Политические режимы европейских стран». Б. А. Стародубский,
Свердловск., 1989 г.
[27] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[28] Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.
[29] «Политические режимы европейских стран». Б. А. Стародубский,
Свердловск., 1989 г.
[30] «Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д.
Перевалова, Москва 1999 г.
[31] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[32] Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.
[33] «Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.
[34] «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и
А. В. Малько, М., 2000 г.
[35] Общественно-политический журнал «Центральная Азия и Кавказ», № 4 (10),
2000 г.
[36] Конституция Азербайджанской Республики, 1995 г.
[37] «Бейнялхалг щцгуг», Азярбайжан, Бакы – 1998, № 1
[38] Общественно-политический журнал «Центральная Азия и Кавказ», № 4 (10),
2000 г.
[39] Newsweek (New York), 29 November 1993. P. 56. «Soldier of
Fortune???????????????????????????».
[40] Azerbaijan: Economic Update (The World Bank). Washington, 1998. P. 36-
38