Ольга Ежкова
Франциск Ассизский, незадолго до своей смерти, обратился к родному городу со следующими словами: "Святой город, будь благословен Господом Богом, ибо благодаря тебе спасутся многие души…"
Ассизи расположен в центральной части Италии, можно сказать, в самом ее сердце. Здешние места признаны ЮНЕСКО одними из лучших для жизни человека в плане экологии.
И вот мы сходим с поезда в Ассизи. Я не верю, что это происходит со мной, но читаю на вокзальной вывеске: "Assisi". Куда идти дальше?
Мы проходим насквозь маленький вокзал и оказываемся на привокзальной площади. Кроме нас никого нет. Пассажиры, приехавшие на поезде, куда-то исчезли. Такси забирает последних. А нам куда же? Не успели спросить.
Наугад идем дальше, пересекая площадь. Выложенная мелкой плиткой дорога, подобно нити Ариадны, указывает нам путь. Вокруг ни строений, ни людей, только убранные поля и туман.
Постепенно солнце поднимается выше, и таинственная дымка рассеивается. Мы видим перед собой зеленые холмы Умбрии, живописные и безмятежные, застывшие как волны океана на фоне ослепительно голубого неба. В этой картине есть что-то торжественное. А мы, маленькие, чувствуем себя еще мельче перед их величием и совершенством. Проходим мимо посадок вызревшего подсолнечника. Его тяжелые соцветия потеряли последние лепестки. Нас сопровождает пение птиц и нежный аромат цветов, аккуратно высаженных вдоль дороги.
Однако, брат Франциск, предавшись Богу, вкусил красоту иного порядка, более прекрасную, чем здешняя природа. "Он вышел однажды на террасу перед домом, и с любопытством вгляделся в окружающую его картину, но красота полей и все, что было привлекательно для глаза, уже не доставляло ему удовольствия. Он удивился происшедшей в нем перемене и стал считать неразумными тех, кто любовался подобным зрелищем".
Жара усиливается. Нам приходится прятать глаза от ослепительного солнца. Внизу замечаем странную картину: на плитках, по которым ступают наши ноги, что-то написано. Вчитываемся… О, Святой Франциск! Своим примером ты вдохновил простых смертных на подвиг. Тысячи и тысячи из них внесли пожертвования на строительство прекрасных храмов во славу Господа! Это их имена написаны здесь:
"PAOLO VESSHIETTY - ANCONA", "GIANNA FRANCHI - RAVENNA"…
Бесконечное количество имен. И так на протяжении всего нашего пути!
По дороге мы задаемся вопросом: "Чем объяснить любовь людей к Святому Франциску, пережившую века?" Возможно, ответ находится в самой его жизни?
Святой Франциск родился в 1182 г. в богатой семье торговца сукном Пьетро ди Бернардоне и Мадонны Пика. Он вел беспечный и веселый образ жизни "короля" местной "золотой молодежи". Но вскоре ему открылось, что Господь желает от него иного. Его решение начать другую жизнь окрепло, когда он услышал "говорящее" Распятие. Подобно индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме, известному под именем Будда, Франциск отрекается от всех привилегий и богатств своего сословия. Теперь он называет своей невестой бедность и не гнушается обнимать прокаженных. Вместе с тем, Франциск никогда не собирался быть "примером", а просто учил жить по Евангелию и слушаться воли Бога. В сорок четыре года, в 1226 г., он оставляет свое тело. К тому времени по всему миру тысячи людей уже называют себя францисканцами. Ближайшие из его друзей посмертно причисляются к лику Святых.
С большой любовью история его жизни передана в фильме итальянского режиссера Франка Дзефирелли "Брат Солнце, сестра Луна".
Святой Фома Челанский, первый биограф Святого Франциска, писал: "В своем великом смирении он был благ и понятлив со всеми, мудро подчиняясь манерам других. Среди святых он был святым, среди смертных - земным".
И мы мысленно обращаемся к Франциску: "Может быть, любовь людей к Тебе никогда не кончается, потому что она простая, чистая, бескорыстная и возвышенная? К Тебе, как к единственной любви лежит путь из человеческих имен, упавшим к твоим ногам и отпечатавшимся на плитках, покрытых дорожной пылью. Это мост из людских сердец, соединяющий два мира, и ведущий в Царство Небесное".
Мы поднимаем глаза. И, о чудо! На холме среди небесной лазури наконец-то предстает сияющий Ассизи! Белый каменный город, напоминающий средневековый замок.
Данте с восхищением писал о взошедшем в Ассизе "свете" Святого Франциска: "На этом склоне… солнце взошло, как восходит это, в Ганге возникая; это место имя обрело, "Ашези" - слишком мало бы сказало, скажи "Восток", чтоб точно подошло" ("Рай").
Можно развить мысль о найденном Данте сходстве между Ассизи и Индией: принципы жизни братцев францисканцев мало чем отличались от жизни индийских браманов.
"Разница между францисканцем и человеком обычным в том, что францисканец непременно должен быть свободен от монастыря и, что еще важнее, свободен от мира. Францисканец повиновался Франциску, но от него не зависел. И уж совсем свободен, словно ветер, он был по отношению к миру. Этот мир походил на сложную сеть, сплетенную из феодальных, семейных и прочих уз. И Франциск решил, что последователи должны быть, как рыбки, которые легко проскочат через любую сеть. Они могли уйти из нее именно потому, что были маленькими и юркими. Миру не за что было их зацепить - ведь мир цепляет людей за внешние материальные стороны жизни".
Браманы-саньяси также не должны иметь собственности и семьи. Они принимают милостыню и излишками ее делятся с другими. Браманы все время находятся в бодрости и движении, не оставаясь более трех дней на одном месте, чтобы не успеть "пустить корни".
Смысл подвижничества францисканцев и индийских браманов можно выразить понятием "духовного воина", борющегося, прежде всего со своими внутренними пороками, не привязанного к материальным благам и удовлетворенного тем малым, что дает ему Бог. Сознание "духовного воина" возвышено, тело и ум чисты, он находится в состоянии постоянной молитвы, прекрасно знает Священные Писания и несет "свет" другим людям.
Мы подходим ближе к городу. В глаза бросается самое крупное строение, расположенное на краю Ассизи - прославленная на весь мир базилика Святого Франциска. Она выполнена в непривычном для православных храмов готическом стиле. Дорога приводит нас прямо сюда. Пройдя через небольшой городской квартал, мы оказываемся у ее входа. К базилике примыкают монашеские кельи братьев францисканцев. Мы входим в храм. Здесь расположена гробница с мощами Святого. Но мы не искали мощи, мы искали живого Франциска! Его дух витает повсюду! Живой Франциск смотрит на нас с прекрасных фресок Джотто, Пьетро Лоренцетти, Чимабуэ и других великих художников. Разглядывая лики Святого на стенах храма, мы воспринимаем его как человека решительного, скромного, сострадающего людям и другим существам, влюбленного в мир, как в творение Господа и послушного Божьей воле.
Кругом тихо и умиротворенно. Мы присаживаемся на скамейки для молитв, как это принято у католиков, и углубляемся в медитацию. Невольно вспоминается история о том, как "Святой Франциск вместе со своими братцами направился для молитв в уединенное место на святую Гору Алверны. Его спутники зная, что он слишком слаб для продолжения пути, пошли к бедному крестьянину и молили его, ради любви к Богу, одолжить осла их отцу Святому Франциску, ибо он не может идти. Когда бедный человек услышал, что они говорят о Брате Франциске, спросил: "Не братья ли вы того брата из Ассизи, о котором люди говорят так много хорошего?" Тогда братья ответили, что именно для него они просят осла. Тогда добрый человек подготовил осла с великой заботой, привел его к Святому Франциску и с великим почтением предложил отвезти его на гору. Братья отправились дальше, а бедняк следовал позади своего осла.
Когда они прошли немного, крестьянин сказал Святому Франциску: "Скажи мне, ты Брат Франциск из Ассизи?" И Святой Франциск ответил: "Да". "Старайся, - сказал крестьянин, - оставаться таким же добрым, каким считают тебя все люди. Ибо многие имеют великую веру в тебя, и я советую тебе, быть тем, за кого тебя принимают люди". Когда Святой Франциск услышал эти слова, он не рассердился на замечание крестьянина, ни на словах, ни в мыслях, в отличие от многих гордых братьев, которые в наши дни сказали бы: "По какому праву создание, подобное тебе, может делать мне замечания?" Но Святой немедленно спустился с осла, пал на колени перед бедняком, и, поцеловав его ноги, смиренно благодарил его за это милостивое наставление. И крестьянин вместе со спутниками Святого Франциска с великим почтением подняли его с земли и вновь усадили на осла и продолжили свой путь".
На одной из фресок я нахожу эпизод этой истории. Блаженный Франциск видя, что бедный крестьянин страдает от жажды, помолился за него и вызвал из скалы источник воды, которого прежде никогда не было и не было уже потом. С какой любовью к Святому расписаны стены и купала базилики! Без тени колебаний можно сказать, что художники восславили Франциска... но и Святой Франциск восславил их!
Мы молча молимся и наполненные светлым духовным чувством покидаем храм. Над дверями, из которых мы выходим, изображен Иисус Христос, и следующий за ним Святой Франциск. Каждый несет свой крест. Это - символ. Иисус особым образом одарил Франциска: Он распял его, как Сам был распят, подарив Святому стигматы. Это был знак особой любви!
Оказавшись на улицах Ассизи, мы решаем изучить карту города, и приобретаем ее в ближайшем киоске. К нашему великому изумлению названия почти всех площадей и улиц носят имена святых, рожденных в этом славном городе: Святая Чиара, Святой Пиетро, Святой Руфино, Святой Аполинаре и другие.
Идем вдоль белых стен каменных домов по узким извилистым улочкам. Черепичные крыши, балконы и подоконники украшены вазочками с цветами. Город выглядит чистым, светлым и чарующим. Кажется, что время здесь остановилось, здания навсегда застыли в своих средневековых формах. По древней традиции дома имеют два дверных проема: один, без крыльца и ступеней, - обыкновенный, и другой - узкий, с высоким порогом - "дверь для мертвых", открываемая только для выноса покойника. Но эта мрачная подробность не портит общего впечатления: в Ассизи можно снимать детские сказки о феях и волшебниках.
Недалеко, в окрестностях города, расположена базилика Святой Марии Ангельской. И мы направляемся туда. Внутри базилики спрятана самая любимая часовня Франциска - Порциункола ("долька"). Он строил ее собственными руками, и именно здесь он отдал Богу свою душу. Франциск говорил: "Мои братья, не уходите отсюда: если вас вытолкнут в одном направлении, возвращайтесь с другого; ибо это место воистину свято - здесь обитают Христос и Его девственная Мать".
Мы обходим Порциунколу кругом, касаясь ее камней. К ним когда-то прикасались Его Руки! Меня охватывает чувство полного покоя. Любое последующее действие не имеет больше никакого смыла. Я дома!
Здесь же, в базилики, находится Музей Порциунколы с коллекциями картин, церковной утвари и драгоценными реликвиями, оставшимися от старого францисканского монастыря. Во дворе расположен сад "Розето", сохранившийся с тех времен, когда здесь жил в молитве Святой Франциск.
Перед его входом находится статуя Святого, около которой пьют воду живые белые голуби. Мне показалась эта сценка весьма привлекательной, и моя рука невольно потянулась к фотоаппарату. Я вспомнила истории о том, какие нежные чувства питали друг к другу Святой Франциск и его пернатые сестрицы.
"Однажды Франциск, проходя по Сполетской долине, подошел к месту, на котором собралось множество разных птиц: голубей, ворон и воробьев. Франциск радостно подбежал к ним, оставив своих спутников, так как он был человек горячего сердца и питал сильное чувство сострадания и любви также к низшим и неразумным творениям. Когда он к ним уже довольно приблизился и увидел, что они его поджидают, то приветствовал их обычным способом. И немало изумившись, что птицы не поднялись, чтобы улететь, как обычно, он с великою радостью смиренно упрашивал их, чтобы они послушали слово Божье. Он говорил: "Сестрицы мои птички, вам следует громко восхвалять Творца вашего и всегда любить Того, Кто одел вас перьями, дал крылья для полета и снабдил всем, что вам нужно. Он сделал вас благородными среди тварей своих и указал вам жилище в чистоте воздуха. И хотя вы не сеете и не жнете, Он при всей вашей беззаботности вас охраняет и о вас заботится".
Пришедши однажды в местечко Алвиано, в верховьях Тибра, для проповеди, Франциск стал на возвышении и попросил соблюдать тишину. Все затихли, и только ласточки своим тревожным писком мешали людям слушать Франциска. Тогда он обратился к птицам со словами: "Сестрицы мои ласточки, пора теперь и мне говорить; вы уже довольно наговорились, так слушайте слово Божие и будьте тихи и смирны, пока я не кончу". И ласточки, к изумлению всех, притихли и сидели смирно пока проповедовал Франциск".
Пройдя дальше, мы очутились перед бронзовой скульптурой Франциска и ягненка. Святой наклонился к агнцу, о чем-то его увещевая. Очень трогательная и добрая картина.
Существует легенда об "обращении святым Франциском лютого волка в Агуббио". "В окрестностях этого города появился такой громадный, страшный и свирепый волк, что он пожирал не только животных, но и людей, так что горожане боялись его и выходили из города только вооруженные как на войну. Но несмотря на это, те, которые встречались с волком, не были в состоянии защититься. Кончилось тем, что из страха перед волком никто не решался выходить в окрестности. Жалея жителей, Франциск отправился отыскивать волка, хотя его очень уговаривали не делать этого. Сопровождавшие его вначале спутники из страха скоро остановились на дороге, но Франциск продолжал свой путь и увидел волка, который бросился на него с открытой пастью. Сделав знамение креста, Франциск подозвал к себе волка и сказал ему: "Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств, уничтожая и губя творения Божьи без всякого права, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ кричит и ропщет против тебя, и вся страна тебе враждебна. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они простили бы тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя". И так как волк, склонив голову, движениями хвоста и глазами выражал свое согласие, то Франциск продолжал: "Так как ты согласен, брат волк, заключить и соблюдать этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны будут удовлетворять все твои нужды, пока ты будешь жив, так что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло".
Так Франциск установил мир между волком и людьми, потребовав ручательства от волка, который вложил в его руку свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никогда никого не обижая и не терпя ни от кого обиды, и люди охотно давали ему пищу, а когда он прохаживался по улицам и домам, никогда ни одна собака не лаяла на него. Наконец, после двух лет брат-волк умер от старости, о чем граждане много горевали, ибо, глядя на то, как кротко волк прохаживался по городу, они лучше вспоминали о добродетелях".
В саду "Розето", где стоит скульптура Франциска и ягненка, растет множество роз без шипов. По этому поводу говорится, что однажды ночью Святой Франциск поддался горькой мысли о бесполезности своего пути. В отчаянии, он бросился в колючий кустарник, росший около его кельи. Но колючки, коснувшись Святого, исчезли, а позднее на этом месте выросли розы без терний.
Покидая Ассизи, мы обернулись, чтобы запечатлеть в памяти возвышающийся на холме город. Трудно было скрывать появившееся в сердце щемящее чувство… Азисси и Святой Франциск - стали для меня словами синонимами, в которых дух и учение Святого слились воедино.
Подошло к концу наше путешествие. Но для меня путь к Святому Франциску только начался, и, я надеюсь, не завершится никогда. Даже тогда, когда закончится все, и прекратит существование этот мир. Я верю, что духовная любовь длится вечно…
"Однажды блаженный Франциск призвал брата Льва и сказал: "Брат Лев, пиши". Тот ответил: "Я готов". "Пиши, что есть истинная радость. Прибывает вестник и говорит, что все профессора из Парижа вступили в Орден. Пиши - это не истинная радость. То же самое, если все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы; то же самое, если король французский и король английский, пиши, это не истинная радость. То же самое, если бы братья мои пошли к неверным и обратили бы их всех в веру; то же самое, что Бог даровал мне милость исцелять больных и совершать много чудес: говорю тебе, что во всем этом нет истинной радости. Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням, и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и, после того как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: "Кто там?" Я отвечаю: "Брат Франциск". А он отвечает: "Иди прочь, уже поздний час; не войдешь". И когда я продолжаю настаивать, отвечает: "Иди прочь, ты простак и неграмотен, не подходишь нам; нас так много и мы такие важные персоны, что мы не нуждаемся в тебе". А я все стою под дверью говорю: "Из любви к Богу приютите меня этой ночью". Он ответит: "Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси". Говорю тебе, что если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души".
Пусть таким Он и останется в памяти людей, Святой Франциск из благословенного города Ассизи.
1. Святой Франциск "Увещевания. Об истинной и совершенной радости".
2. Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Рериховский Центр Духовной Культуры, Издательский дом "Агни", 1998 г.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zvek.info/