Т.Ш. Тиникашвили
Денежное хозяйство государства — система денежных отношений, опосредующих воспроизводственный процесс — объективная экономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Она органически связана с движением товаров и услуг, ибо порождена объективной в результате действия экономических законов необходимостью выделения в составе экономического базиса особых организационных отношений, обусловленных фактом существования потребностей воспроизводства в авансировании производительных затрат и результатов и в оплате долговых обязательств.
Каждая из структурных частей (звеньев) денежного хозяйства страны (рис. 1) представляет достаточно обособленное понятие, выполняющее конкретную роль в экономике. Любое звено денежного хозяйства может претендовать на роль экономической категории, имеющей свое общественное назначение, реализуемое через свои специфические функции. Но каждой из этих категорий присущи функции, общие с категорией «денежное хозяйство страны». Такими функциями являются: образование денежных фондов и использование денежных фондов.
Важное место в системе денежного хозяйства страны занимает кредитная система (рис. 2). Ее эволюция определяется экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмами хозяйствования. Каждому этапу экономического развития соответствует своя кредитная система, в РФ она охватывает банковский и небанковский секторы. Банковский сектор в свою очередь представлен Центральным банком РФ, банками и другими учреждениями банковского типа. Небанковский сектор включает специальные кредитнофинансовые институты, их отличает ориентация на обслуживание определенных типов клиентуры или определенного вида услуг.
Между тем, всякая система — такое множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой.
Известно, что кредитная система может рассматриваться с двух позиций:
1) как совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);
2) как совокупность «кредитно-финансовых учреждений», аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма). В более общей форме кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и кредитных институтов, организующих эти отношения. По степени иерархичности кредитная система по отношению к банковской системе — структура более широкого порядка. Однако, в современных исследованиях отечественных экономистов большее внимания уделено «банковской системе», которая трактуется как «совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующих в той или иной стране в определенный исторический период».
Редко кто добавляет, что это составная часть кредитной системы.
В законодательстве России термин «кредитная система» не получил определения вообще, а ее понятие сводится исключительно к перечислению составляющих. Налицо отождествление терминов «кредитная система» и «кредитный сектор». Между тем, если кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, то кредитный сектор — это количественная составляющая кредитной системы.
К определению кредитного сектора следует подходить с различных позиций. Во-первых, с макроэкономических позиций при рассмотрении экономических отношений по перераспределению валового внутреннего продукта и национального дохода. Во-вторых, при рассмотрении специфики и роли депозитных, кредитных, расчетно-платежных и других банковских потоков в целом. Рассматривая денежные потоки, складывающиеся у банковских и других кредитных структур, необходимо отметить присущий им постоянный кругооборот (поступления от вкладчиков, выдача и возврат ссуд, получение и использование доходов). В отличие от финансовых и иных денежных потоков, характерной особенностью банковских потоков являются следующие отличительные признаки:
• срочность;
• платность;
• возвратность;
• обеспеченность и дифферецированность (для кредитных банковских потоков). Банковские потоки в зависимости от характера и объектов их формирования целесообразно подразделить на две основные группы:
1) депозитные;
2) кредитные (рис. 3).
Депозитные потоки возникают между кредитными организациями, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, и связаны с формированием банковских ресурсов. Следовательно, депозитные потоки охватывают как привлеченные, так и заемные банковские потоки. Отличительной особенностью первых является тот факт, что инициатива по ним исходит от самих клиентов — вкладчиков, в целях получения доходов в виде установленных процентов или осуществления расчетов, платежей и переводов. Вторые же формируются в интересах самого коммерческого банка в случаях необходимости восстановления своей ликвидности и платежеспособности и представлены, в основном межбанковскими ресурсами, включая средства, предоставленные Центробанком. Депозитные потоки принято классифицировать в зависимости от характера взаимоотношений клиента с банком на два вида:
1) до востребования;
2) срочные.
Первые предназначены для осуществления расчетов, выплат и платежей. Срочные депозитные потоки обеспечивают владельцам получение дохода в виде определенного процента и подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В отличие от депозитных потоков, когда кредитная организация сама выступает в качестве заемщика средств, кредитные потоки складываются у банков с хозяйствующими субъектами, населением или государством по поводу размещения мобилизованных ресурсов. При этом соответственно, банк выступает в роли кредитора средств. Кредитные потоки банка довольно разнообразны и в зависимости от рассматриваемого функционального признака могут подразделяться:
• по назначению (направлению): потребительские, промышленные, торговые, сельскохозяйственные, инвестиционные, ипотечные, межбанковские и т. д.;
• в зависимости от сферы функционирования: участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов; направленные на формирование оборотных фондов;
• по срокам пользования: до востребования (онкольные), срочные. Последние, как и депозитные, подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
• по обеспечению: необеспеченные (бланковые) и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные;
• по способу погашения: погашаемые единовременно и в рассрочку.
Динамика основных параметров, характеризующих состояние кредитной системы РФ на современном этапе, свидетельствует о закреплении тенденции ее развития. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российской банковской системы в этот период.
Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций (рис. 4).
Функциональная характеристика кредитной системы РФ
Показатель* |
На 01.2001 г. |
На 01.2005 г. |
Прогноз На 01.2009 г. |
||
в % к ВВП |
в % к ВВП |
прирост % |
в % к ВВП |
прирост % |
|
Активы |
32,3 |
42,5 |
31,6 |
58 |
36,5 |
Капитал |
3,9 |
5,6 |
43,6 |
8 |
42,9 |
Кредиты нефинансовым организациям |
11,0 |
19,5 |
77,3 |
28 |
43,6 |
Денежная масса М2 |
18,0 |
28,0 |
55,6 |
- |
- |
Источник: www. cbr. ru
При этом необходимо отметить, что для современной банковской системы российского государства характерна высокая степень концентрации коммерческих банков в региональном разрезе. Так, по состоянию на 2006 г. из 1 253 действующих в России кредитных организаций более 710 находится в Центральном федеральном округе, что в относительном выражении составляет около 57 % (рис. 5) Серьезной проблемой деятельности большинства региональных банков остается низкий уровень капитализации, что в свою очередь порождает ряд проблем:
• низкую транспарентность (уровень доверия вкладчиков и кредиторов),
• отсутствие «длинных» денег (долгосрочных ресурсов),
• ограниченность осуществления активных операций.
Вместе с тем, потенциал развития кредитного сектора далеко не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль, которая в современных условиях сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.
К внутренним проблемам относятся:
• низкий уровень капитализации;
• нарушение работы в режиме реального времени;
• неразвитые системы управления;
• слабый уровень бизнес-планирования;
• неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках; их ориентация на оказание сомнительных услуг;
• ведение недобросовестной коммерческой практики;
• фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.
К внешним сдерживающим факторам можно отнести:
• высокие риски кредитования;,
• нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства;
• ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов;
• недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.
Политика государственного регулирования в отношении кредитного сектора базируется на сохранении и укреплении рыночного начала в деятельности кредитных организаций и на использовании преимущественно косвенных (экономических) методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется путем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля над исполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов. Обеспечение государством условий для развития банковского сектора должно осуществляться по следующим основным направлениям:
• совершенствование законодательства;
• развитие инфраструктуры банковского бизнеса;
• совершенствование банковского регулирования и надзора;
• совершенствование сферы государственных финансов (налогообложения, государственных расходов, бюджетных инвестиций).
Финансы и кредит 30 (270) - 2007 август