Содержание
Введение 2
1. Денежный рынок 4
2. Кредитные отношения и возникновение банков 8
2.1. Сущность и формы кредита 8
2.2. Банки и их функции 11
3. Кредитная система и ее особенности в России 17
3.1. Структура современной кредитной системы 17
3.2. Структура кредитной системы России 19
3.3 Новые этапы развития кредитной российской кредитной системы 20
3.4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год 23
Заключение 25
Библиографический список 26
Введение
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования денежно-
кредитной системы в рыночной экономике и ее отличительным особенностям в
России.
Денежный рынок - часть рынка ссудных капиталов, где совершаются краткосрочные (до 1 года) депозитно-ссудные операции. Обслуживает движение краткосрочных ресурсов коммерческих банков, государств, фирм, частных лиц, а в последнее время - небанковских финансовых посредников (типа совместных фондов денежного рынка в США). Инструментами денежного рынка являются высоколиквидные ценные бумаги - казначейские векселя, оборотные депозитные сертификаты, банковские акцепты, муниципальные векселя, коммерческие векселя и некоторые другие.
Государственный кредит, совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе международного кредита (при межгосударственных займах) государство нередко выступает и кредитором. Содержание и формы государственного кредита определяются характером экономических отношений, сложившихся в обществе. Государственный кредит – важнейшая составляющая денежно-кредитной системы.
Современная экономическая теория немыслима без того вклада, который внес Дж. М. Кейнс, прежде всего без совершенно нового ее раздела - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования. Ученик видного экономиста А. Маршалла он по основным теоретическим проблемам - стоимость, капитал, заработная плата, рента - разделял его взгляды. Именно его идеи способствовали основательной перестройке рыночных отношений, превращению его, по сути дела, в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов и общепринятых правил, увязано с государственным регулированием экономики. Большой вклад в развитие этой проблемы также внес Нобелевский лауреат А. Леонтьев.
Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими
обстоятельствами. Сегодня очевидно, что замедленность хода экономического
реформирования страны во многом объясняется нежеланием банковского капитала
вкладывать деньги в промышленное инвестирование, в модернизацию товарного
производства. Существующее положение дел таково, что краткосрочные
спекулятивные операции банкам выгоднее, чем долгосрочное инвестирование.
Соответственно проценты за полученные кредиты (до 30% годовых) являются
сдерживающим элементом реформирования производства. А инвестирование,
производимое из средств бюджетов разных уровней, зачастую проистекает по
пресловутому остаточному принципу, т.е. со значительным
недофинансированием. Тем самым изменение данного порочного круга,
существенное увеличение инвестиций в промышленное производство – насущная
проблема правительства.
Цель данной работы – рассмотрение понятия денежно-кредитной системы в рыночной экономике и более детальное освещение ее особенности в нашей стране. Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов и нормативных актов, регламентирующих функционирование денежно- кредитной системы, так и учебной и общеэкономической литературы. Следует отметить, что указанные вопросы хорошо освещены в финансовой периодике; самые современные данные по проблеме можно получить в глобальной компьютерной сети Интернет.
В первой главе реферата рассматривается понятие денежного рынка, его сущность и структура. Следующая глава рассматривает кредитные отношения и возникновение кредитных учреждений – банков. В третье главе данной работы затрагивается вопрос кредитной системы и ее особенности в России.
1. Денежный рынок
Спрос на деньги и их предложение, пожалуй, самые сложные категории
современной рыночной экономики. Это связано, во-первых, со сложностью
экономической природы денег. Еще в прошлом веке было замечено, что "деньги
для экономической науки - это то же, что квадратура круга для геометрии".
Во-вторых, движение денег в современной экономике происходит не автономно,
а в экономической системе с многоцелевой направленностью, где действуют как
объективные, так и субъективные факторы. При этом роль денег неоднозначна,
в одних экономических процессах они являются зависимой переменной
(например, при стагнации экономики или гиперинфляции деньги теряют активную
роль), а в других - при экономическом росте с использованием широкого
спектра факторов - их роль весьма существенна. В-третьих, роль спроса на
деньги, его позитивное воздействие на экономику в российских условиях
намного меньше, чем в развитых рыночных экономиках, что связано с
широкомасштабной трансформацией нашей экономической системы, в условиях
которой многие экономические процессы неустойчивы, а поведение субъектов
рынка носит зачастую ажиотажный характер.
К числу основных факторов спроса на деньги относятся следующие:
1) спрос на денежные средства, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, авансирования оборотных средств, выплаты заработной платы, для покупки товаров в розничной торговле и т.д. Этот вид спроса, который экономисты называют "спрос на сделки", включает две самостоятельные, но взаимозависимые компоненты - физическое количество товара (на макроэкономическом уровне - ВВП в неизменных ценах) и стоимость товара, выраженная в текущих ценах (на макроуровне - ВВП в текущих ценах);
2) уровень и динамика всех видов цен (потребительских,
производительных, закупочных в сельском хозяйстве, сметных цен
строительства, транспортных тарифов, тарифов на коммунальные услуги и
т.п.). Цены привязаны к отдельному конкретному товару, поэтому спрос на
деньги опосредуется спросом на товар, но зависит от уровня и динамики цен.
Если цены растут при том же количестве товаров, спрос на деньги
увеличивается в соответствии с ростом цен. Для нашей экономики характерен
двукратный спад производства при одновременном росте цен и денежной массы.
Можно сказать, что денежная масса эквивалентна номинальному валовому национальному продукту, или, в упрошенном виде, сумме цен товаров, если не учитывать перераспределительных процессов и повторного счета материальных затрат, о чем было сказано выше;
3) спрос на финансовые активы. Кроме товарных сделок в современной экономике широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами. Например, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка ГКО, ОФЗ, покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.п. и даже акции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Для их приобретения требуются деньги "высокой эффективности", т.е. наличные деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка;
4) процентные ставки на финансовые активы, которые выполняют функции цены активов. В российских условиях эти ставки намного превышают уровень рентабельности реального сектора.
Современная экономическая теория устанавливает обратную зависимость между спросом на деньги и ростом процентных ставок активов. Но в российских условиях эта зависимость пока либо вообще не проявляется, либо слабо действует из-за поглощающего влияния других факторов. Более того, высокий уровень процентных ставок на финансовые активы поддерживает высокую конъюнктуру спроса на финансовые активы, снижает спрос на деньги "высокой эффективности" и для реального сектора экономики. Но в момент кризиса фондового рынка финансовые активы сбрасываются, и возникает ажиотажный спрос на наличные рубли и иностранную валюту;
5) скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги;
6) совокупность валютных факторов из-за их неустойчивости и подверженности инфляции рубля, а также из-за принятого порядка формирования курса рубля. В современных российских условиях спрос на доллары превышает спрос на рубли, что делает актуальной задачу стимулирования спроса на рубли, с тем чтобы национальная денежная единица была главным ориентиром 'в деятельности субъектов рынка;
7) потребности в финансовом обеспечении предполагаемых затрат на инновации и инвестиции, т.е. потребности, выходящие за рамки текущего финансового оборота. Это то, что российские экономисты обычно считают спросом на деньги, необходимые, для расширенного воспроизводства;
8) спрос на деньги зависит от применения современных финансовых и банковских технологии, отлаженности всей системы платежно-расчетного оборота;
9) спрос на деньги зависит от интенсивности процессов сбережения денег как на счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах, особенно срочных и страховых вкладов. Интенсивность образования сбережений измеряется остатками денежных средств на счетах.
Рост сбережений расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте.
Эмпирические исследования российской экономики показывают, что ценовой фактор остается одним из важнейших факторов формирования спроса на деньги.
В странах рыночной экономики применяются различные группировки денег.
Они называются денежными агрегатами и служат альтернативными измерителями
денежной массы в обращении. Известны следующие денежные агрегаты
(параметры):
М1 — сюда включаются наличные деньги, счета до востребования, Другие
чековые вклады, дорожные чеки, иногда — кредитные карточки;
М2 — состоит из М1 плюс срочные вклады небольших размеров и Другие
легколиквидные сбережения (т.е. сбережения, легко обратимые в наличные
деньги);
М3 — состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров.
М4 — включает М3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.
Например в США для определения денежной массы используется все четыре
денежных агрегата.
Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные
агрегаты:
М0 — наличные деньги;
М1 — равен агрегату М0 плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в
коммерческих банках, депозиты до востребования в Сбербанке;
М2 — состоит из М1 плюс срочные вклады в Сбербанке;
М3 — включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных
займов.
Состав денежных агрегатов, логика денежного обращения указывают, что если
признать главной задачей денежно-кредитной политики содействие
экономическому росту и благосостоянию человека, то создание стимулов для
сбережении населения и их трансформации в накоплении должно способствовать
расширению объективных границ для роста денежной массы, финансового
обеспечения расширенного воспроизводства. Конфликт между ценовой
компонентой денежной массы, ее ростом в соответствии с ростом цен и
компонентой сбережений, определяющей пределы роста денежной массы, может
быть настолько серьезным, что денежная масса становится фактором,
блокирующим развитие экономики. В этом случае необходима система синхронных
мер по восстановлению сбережений, их индексации, сдерживанию роста цен и
обеспечению роста реальных доходов.
2. Кредитные отношения и возникновение банков
2.1. Сущность и формы кредита
Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно- финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит есть движение денежного капитала, который передается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Сущность кредита четко проявляется в его функциях. Кредит выполняет
следующие функции:
. аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; '
. перераспределение денежного капитала;
. экономию издержек;
. ускорение концентрации и централизации капитала;
. регулирование экономики.
На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.
Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредита выступает, как правило, товарный капитал, который обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита—ускорить процесс реализации товаров, а значит, ускорить получение заключенной в них прибыли. Важно отметить, что процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.
Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно- финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.
Банковский кредит превосходит границы коммерческого кредита по
размерам, срокам, направлениям. Он имеет более широкую сферу применения.
Различна динамика банковского и коммерческого кредита. Если объем
коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и
товарооборота, то спрос на банковский кредит определяется состоянием долгов
в тех или иных секторах экономики.
В настоящее время существует несколько форм банковского кредита.
Потребительский кредит предоставляется, как правило, торговыми
компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами
для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа.
Потребительский кредит может предоставляться как в денежной, так и в
товарной форме, товар приобретается в кредит или в рассрочку в розничной
торговле. Денежную ссуду получают в банке с использованием средств в
потребительских целях. С помощью такого кредита реализуются товары
длительного пользования (автомобили, мебель, холодильники, бытовая
техника). Срок кредита составляет до трех лет, процент—от 10 до 25.
Население промышленно развитых стран тратит от 10 до 20% своих ежегодных
доходов на покрытие потребительского кредита. В случае неуплаты по нему
имущество изымается кредиторами.
Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья или на покупку земли. Его предоставляют банки и специализированные кредитно- финансовые институты. Кредит также выдается в рассрочку. Наиболее развит ипотечный кредит в СЩА, Канаде, Англии. Процент по кредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры—от 15 до 30 и более.
Особой формой кредита является государственный кредит, при котором заемщиком (кредитором) выступает государство или местные органы власти, а кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через кредитно- финансовые институты, прежде всего через Центральный банк. Этот вид кредита следует разделять на собственно государственный кредит я государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица.
Международный кредит охватывает экономические отношения между государством и международными экономическими организациями. Он имеет как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.
Классифицировать банковский кредит можно в зависимости от срочности кредитования. При такой классификации выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды.
В России к среднесрочным ссудам относятся ссуды со сроком погашения от шести до двенадцати месяцев, а к долгосрочным — кредиты, срок оплаты которых выходит за пределы года.
Помимо кратко-, средне- и долгосрочных ссуд существует вид кредита особой срочности — «онкольный» кредит (от англ. money of call—ссуда до востребования), который погашается по первому требованию. Он выдается банками брокерам, дилерам и клиентам для сверхкраткосрочных нужд и используется, как правило, при биржевых спекуляциях.
Кредит классифицируется по видам и в зависимости от платности его использования. Здесь выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленный за пользование ссудой.
Таким образом, формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени отражают сущность кредитных отношений.
2.2. Банки и их функции
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В народном обиходе банки — это хранилища денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, его подлинное назначение в народном хозяйстве.
Банки — непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли «рука об руку»: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда так или иначе соответствовала степени развитости товарно-денежных связей в экономике.
Банки возникли не вдруг на какую-то конкретную историческую дату.
Элементы развития банковской деятельности в той или иной мере отмечаются в
Италии, Греции, Египте и других странах задолго до новой эры. Первоначально
банковские операции сводились к покупке, продаже и размену монет, учету
обязательств до наступления срока, управлению клиентскими имениями, приему
вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям, советам по
составлению актов и др. Позднее кредиторы начинают по распоряжению своих
клиентов выполнять расчеты и другие операции. Можно утверждать, что банк —
это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные
и расчетные операции в совокупности концентрируются в едином центре.
Считается, что начало банковской деятельности в России было положено в
первой половине XVIII в.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Сущность банка полнее раскрывают его функции. Каковы основные функции банка?
Первой и основной функцией банка является функция собирания,
аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо
учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает
не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные
денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности.
Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у
первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится
одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных
условиях требуется специальное разрешение — лицензия.
Вторая функция банка—функция регулирования денежного оборота. Банки
выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных
хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих
клиентов 'возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала.
Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта. Так и экономики
страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и
капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного
хозяйства к другой.
Третья функция банка—посредническая функция. Под ней понимается
деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи
предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по
их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию.
Однако это—не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк
может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных
денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы
только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий
срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в
одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие
отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни,
банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять
размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими
потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого
становится скорее функцией трансформации ресурсов.
Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права увеличивать кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск невозврата кредита, связанный прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.
Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них, в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно- кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т. д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами—субъектами экономики, с центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.
Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему—экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.
Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант может быть реальным, когда в стране еще нет
центрального банка либо есть только одни центральные банки. В этом случае
говорить о банковской системе еще рано. Банковская система как элемент
цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Один
уровень, или ярус, первый, верхний,—это центральный банк. Другой уровень,
или ярус, второй, нижний, базовый,—коммерческие банки и кредитные
учреждения. При этом центральные банки являются главным звеном денежно-
кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особое
место и роль центрального банка в финансовой системе современного
государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений.
Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означает
начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне
которой располагается центральный банк.
Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня—коммерческими банками. С другой стороны, этим отношениям необходимо определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого института в виде центрального банка. Создание центральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.
Главным звеном банковской системы любого государства является
центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-
разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные—Федеральная
резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом
эмиссии банкнот.
В конце XIX—начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была
сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться
центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В самом
названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны:
центральный банк становится центром кредитной системы. Создание
центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и
централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике—защищать
стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному
функционированию финансовых рынков.
Центральный банк чаще всего является собственностью государства.
Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный
интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или
иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах
государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей
получение прибыли.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. Следует отметить, что в промышленно развитых странах банкноты составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ в таких странах несколько снижена. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира
правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем
открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк,
как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.
Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на
беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном
банке, с которого покрываются правительственные расходы.
Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.
Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно- кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
В соответствии с принятым в нашей стране законодательством
Центральному банку Российской Федерации поручено выполнение следующих
основных функций:
. во взаимодействии с правительством разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
. монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
. быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
. устанавливать правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
. проводить государственную регистрацию кредитных организаций и осуществлять надзор за их деятельностью;
. регулировать прохождение валюты, определять порядок расчетов с иностранными государствами.
3. Кредитная система и ее особенности в России
3.1. Структура современной кредитной системы
Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:
I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудосберегательные ассоциации, кредитные союзы.
Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является
типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран
Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев
отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита
кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при
формировании своей кредитной системы. Тем не менее каждая страна имеет свои
особенности.
Так, в кредитной системе стран Западной Европы получили широкое
развитие банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор
базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках.
Причем институт ипотечных банков занимает в Германии большой удельный вес в
кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. Для Франции характерно
разделение банковского звена в основном на депозитные коммерческие банки,
деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных, и сберегательные
банки.
Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.
Кредитные системы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.
Ряд азиатских стран — Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд,
Индонезия, Индия — имеют довольно развитую трехъярусную структуру и
приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы.
Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки:
Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу.
3.2. Структура кредитной системы России
В связи с образованием в 1991 г. Российской Федерации как самостоятельного государства в России стала формироваться новая структура кредитной системы. В настоящее время она складывается из следующих трех ярусов:
I. Центральный банк;
II. банковская система: коммерческие банки, сберегательные банки, ипотечные банки;
III. специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово- строительные компании, прочие.
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, она приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран, все больше приспосабливается к процессу новых экономических реформ.
В настоящее время процесс становления новой кредитной системы пока
развивается сложно и противоречиво, он выявил определенные недостатки во
всех ее звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие банки,
страховые компании, инвестиционные фонды, коммерческие банки в основном
проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои
средства в промышленность и другие отрасли. Поэтому многие стороны
кредитной системы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
3.3 Новые этапы развития кредитной российской кредитной системы
Суверенный кредитный рейтинг имеет важнейшее значение как для страны,
получающей кредиты и займы, так и для ее кредиторов. Кредитный рейтинг —
это синтетический показатель, который отражает способность и желание
заемщика выполнять свои долговые обязательства, т.е., в конечном счете,
степень риска предоставления заемных средств, своеобразную меру
"кредитного" доверия к заемщику. Кредитный рейтинг рассчитывается как для
страны в целом (суверенный кредитный рейтинг), так и для отдельных
областей, городов и муниципальных образовании. При этом суверенный
кредитный рейтинг влияет на кредитные рейтинги российских облигации частных
предприятий, рейтинги отдельных ценных бумаг, региональные кредитные
рейтинги. В свою очередь "частные" кредитные рейтинги в определенной мере
учитываются при определении суверенного кредитного рейтинга страны.
От кредитного рейтинга непосредственно зависит эффективность внешних
займов. Чем он ниже, тем выше цена заимствований. Даже имея полудефолтный
кредитный рейтинг, Россия могла занимать международные деньги. Но цена
таких заимствований значительно превышала обычные в международной кредитной
практике ставки.
Повышение суверенного кредитного рейтинга особое значение приобретает в
современных условиях. Дело в том, что в 2001-2003 гг. России предстоим
погасить более 140 млрд. дол. внешнего долга. В 2003 г. будет очередной пик
платежей - почти 19 млрд. дол. Без новых внешних заимствований для
частичного рефинансирования долга в такой ситуации правительство не
обойдется. Не случайно, что уже в 2002 г. правительство предполагает
разместить новый выпуск евробондов на 500 млн. дол. Эта эмиссия, скорее
всего, будет иметь пробный характер, так как призвана "прощупать" рынок.
Кредитные рейтинги рассчитываются по разным методикам, что предопределяет
их различия по обозначениям в зависимости от тех рейтинговых агентств,
которые их определяют. При этом все методики, как правило, носят открытый
характер, они публикуются в виде критериев оценки кредитного риска. В то же
время необходимо иметь в виду, что все кредитные рейтинги — это
качественные, экспертные оценки. При этом огромную роль имеет международный
авторитет присваивающих рейтинг организаций и институтов. Наиболее
известными и авторитетными в мире рейтинговыми агентствами являются
Standart&Poor, Mody’s, Fitch IBCA.
Об относительно невысоком уровне кредитного рейтинга России свидетельствует
сравнение рейтингов агентства Standard & Poor's различных стран мира.
Но рейтинг России еще достаточно высок. На его уровень сказалась
положительная оценка агентством улучшения экономических условий в России.
Кроме того, улучшились перспективы принятия необходимых законодательных
актов для оформления структурных реформ, что является важнейшей
предпосылкой дальнейшего улучшения кредитоспособности. В пресс-релизе
Standard & Poor's, особо была отмечена готовность и способность
правительства России продвигать необходимые реформы регулирующего, судебно-
правового и экономического характера через сложные и поляризованные
законодательные процедуры. Одним из ключевых факторов повышения кредитных
рейтингов стала, по мнению экспертов Standard & Poor's, желание России
обслуживать свои внешний долг как в текущем году, так и в 2002-2003 гг.
Рассмотрим теперь понятие кредитных бюро, которые практикуются в мировой
практике уже много лет. Теперь они приходят и в российскую кредитную
область, что в свою очередь повлияет на кредитный рейтинг нашей страны.
В большинстве стран мира кредиторы на постоянной основе обмениваются
информацией о платежеспособности заемщиков через специализированные
организации — кредитные агентства или бюро.
Более того, в некоторых странах арбитражный суд может отказаться принимать
иск от кредитора, если перед выдачей ссуды он не получал информацию о
заемщике в кредитном бюро.
В мировой практике кредитные бюро выступают в качестве информационных
посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо
действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. .
Кредиторы снабжают бюро данными о своих клиентах. Бюро сопоставляют их с
информацией, полученной из других источников, таких, как суды,
государственные регистрационные и налоговые органы, и формируют картотеку
на каждого заемщика. Кредитные бюро могут предоставлять информацию: как
только о невозвратах и просрочках ссуд — «черную», «негативную», так и
«белую», «позитивную», которая содержит весь комплекс данных об активах и
пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре задолженности по срокам и
времени погашения, истории его семьи.
Деятельность кредитных бюро практически во всех странах строится таким
образом, чтобы она не нарушала прав и свобод граждан. У нас подобной
отлаженной системы пока не было. Каждый кредитор и партнер действует на
свой страх и риск. В то же время законодательство пока трактуется явно не в
пользу открытия информации.
В наибольшей степени на пути к созданию в России кредитного бюро
продвинулась дочерняя структура одной из крупнейших в мире информационных
корпораций «Дан энд Брэдстрит СНГ».
В начале 2000 года она выступила с инициативой организации в России
отраслевых клубов кредиторов по обмену информацией о выполнении заемщиками
обязательств по кредитным договорам. Первые такие клубы, созданные в рамках
программы российского кредитного бюро, начали регулярный обмен информацией
о практике погашения обязательств по товарным кредитам предприятиями-
дистрибьюторами.
В середине 2000 года координаторы проекта объявили о начале работы
справочной системы деловой информации о российских компаниях «Национальное
кредитное бюро» в Интернете. Она создана совместно Главным межрегиональным
центром Госкомстата РФ и компанией «Дан энд Брэдстрит СНГ». Пользователи
системы могут получать в реальном режиме времени информацию о юридическом
статусе и финансовом положении более 200 тысяч активно действующих средних
и крупных предприятии России.
3.4. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2001 год
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год" подготовлены в полном соответствии с действующим законодательством и принятыми в мировом сообществе требованиями к центральным банкам по информационной открытости и прозрачности их деятельности в области денежно-кредитной политики.
Главной целью денежно-кредитной политики как в 2000, так и в 2001 году является последовательное снижение инфляции.
В текущем году проводится взвешенная денежно-кредитная политика на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры. Это требует от Банка России постоянного наблюдения за изменением широкого спектра экономических индикаторов и своевременного и гибкого применения имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитного регулирования.
Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок.
При разработке денежно-кредитной политики на 2001 год Банк России по- прежнему исходил из сохраняющейся неопределенности темпов экономического роста, связанной с высокими рисками возможного изменения мировых цен на основные товары российского экспорта. Несмотря на то, что внешние условия на ближайшие месяцы рассматриваются как достаточно благоприятные, сохраняется зависимость состояния федерального бюджета от поступления средств от международных финансовых организаций и реструктуризации внешнего долга страны в рамках Парижского клуба кредиторов.
Особое значение в 2001 году имеет зависимость достижения целей по инфляции от осуществления мероприятий в налогово-бюджетной сфере - внедрения новых положений налогового кодекса, своевременного и полного исполнения федерального бюджета и использования возможных дополнительных доходов на погашение государственного внутреннего и внешнего долга. В случае сохранения в 2001 году сильного платежного баланса и достижения профицита федерального бюджета необходимо, по моему мнению, в законодательном порядке рассмотреть вопрос о направлении части дополнительно полученных доходов на создание резервов для обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по государственному долгу в среднесрочной перспективе.
Заключение
Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на
деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного
обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операции
по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на
деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены.
Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на
счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие
к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.
Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.
Наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства.
Библиографический список
1. Финансы, денежное обращение, кредит. /Под ред. Сенчалова В.,
Архипова А. – М.: Проспект, 2000. – 496 с.
2. Курск экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
– Киров: АСА, 1995. – 624 с.
3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 492 с.
4. Экономика. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998. – 792 с.
5. Парамонова Т. Одна из важнейших проблем – повышение спроса на деньги. //Финансовый бизнес. – 2000. - №5. – C. 8-9.
6. Федоренко А. Государственное регулирование кредита и денежного обращения. //Финансовый бизнес. – 1998. - №11-12. - C. 18.
7. http://www.rg.ru/bussines/docum/84.shtm