Министерство образования Российской Федерации
Архангельский государственный технический университет
Институт экономики, финансов и бизнеса
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
Тема: Кредитно-денежная система.
Кредитная система в Российской Федерации
|Выполнила |студентка |
| |1 курса 1 группы|
| |Шатровская Е. Г |
| |шифр 00604 |
|Проверил |преподаватель |
| |Суханова Е. В. |
2003г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Кредитно-денежная система……………………………………………….…5
1.1. Банковская система……………………………………………...…………5
1.2. Роль Центрального банка в экономике……………………………………6
1.3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения………………8
1.4. Коммерческие банки…………………………………………………...…10
1.5. “Создание” денег коммерческими банками……………………………..15
1.6. Цели и инструменты кредитно-денежной политики……………………18
1.7. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное
производство………………………………………………………...…………22
2. Кредитная система в Российской Федерации……………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..32
Введение
В макроэкономике важное место занимает кредитно-денежная система, так
как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния.
В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы,
разбираться, каким образом действует ее механизм и функционирует денежно-
кредитная политика.
Как известно, основой денежно-кредитной системы исторически являются финансово-кредитные институты, прежде всего банки.
Выполнение отдельных банковских функций восходит к глубокой древности
(Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники
современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе
меняльного дела – обмена денег различных областей и стран. Главными
операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты.
Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и
Гамбурге (1618 г.).
В настоящее время в рыночной экономике банковская система – это основное звено денежно-кредитной системы, а круг банковских операций чрезвычайно разнообразен. Все большее место в экономике стран занимают кредит и денежные расчеты, а связанные с ними процессы становятся все сложнее.
Денежно-кредитная политика - это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны.
Сразу возникает вопрос: а почему, собственно, государство вмешивается в денежно-кредитные отношения? Ведь известно, что рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, все элементы которой постоянно находятся под воздействием спроса и предложения. В поисках ответа можно предположить, что денежно-кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. И это действительно так: без денег и кредита рыночной экономики не существует. Денежно-кредитные отношения – основа всех рыночных связей, это особые слишком важные отношения, чтобы их функционирование можно было отдать на «откуп» требованиям только законов спроса и предложения.
Развитие современной кредитной системы России на современном этапе характеризуется относительной стабильностью, несмотря на те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму.
1. Кредитно-денежная система
1. 1. Банковская система
Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли еще на Древнем Востоке в 7 – 6 вв. до н. э. Затем эстафету подхватила Древняя Греция. Банки появились благодаря тому, что пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности.
Примером формирования банковских систем может служить Английский банк, возникший еще в 1694 г. Его билеты стали обязательными к приему по всем платежам. Однако уже с 1797 г. Количество выпускаемых банкнот стало строго ограничиваться. А с 1833 г. Английский банк получил монопольное право на денежную эмиссию.
Американская банковская система сложилась значительно позже, после принятия Акта о федеральном резерве (декабрь 1913 г.). Сегодня Федеральная резервная система (ФРС) США является своего рода образцом, на который ориентируются многие страны, совершенствующие свое банковское дело.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный банк (эмиссионный), а также сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
- централизованная монобанковская система;
- уникальная децентрализованная банковская система;
- Федеральная резервная система США (ФРС США)
По типу централизованной монобанковской системы была построена
банковская система СССР и многих других социалистических стран. Она
складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк,
Внешторгбанк) и системы сберегательных касс.
В США, помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует
ФРС США. Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных
регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков
– членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики
США.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые
банковские системы. Верхний уровень системы представлен Центральным Банком
(эмиссионным). На нижнем уровне действуют коммерческие банки и
небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные банки,
инвестиционные компании, сберегательные учреждения, страховые компании,
пенсионные фонды).
1. 2. Роль Центрального Банка в экономике
Центральный банк - это важнейшее звено банковской системы, которое обеспечивает равновесие денежного рынка.
В большинстве стран Центральный банк принадлежит государству. Но даже
если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия,
Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный
банк выполняет функции государственного органа.
Можно выделить три основные задачи Центрального банка:
1. проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, расчетов и валютных отношений;
2. обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы;
3. регулирование и контроль над деятельностью коммерческих банков и небанковских организаций.
Выделяют следующие функции Центрального банка: a) Осуществляет эмиссию денег, организует их обращение и изъятие из обращения. В связи с этим он организует изготовление, перевозку и хранение денежных знаков, создает их резервный фонд и определяет порядок замены поврежденных денежных знаков, осуществляет уничтожение устаревших денежных знаков, а также устанавливает признаки платежности денег. Это старейшая и дна из наиболее важных функций Центрального банка. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств. Так, в России наличные деньги составляют 35 – 42% совокупной денежной массы. b) Хранит официальные золотовалютные резервы страны c) Регулирует валютный курс; d) Выступает в качестве межбанковского расчетного центра; e) Выполняет функцию “банкира правительства”. Центральный банк обслуживает финансовую деятельность государства, помогая ему решать те или иные задачи. Это удобнее для государства, поскольку, будучи владельцем такого банка, оно получает от него обслуживание на более льготных условиях, чем предлагают коммерческие банки; f) Регулирует объем и структуру денежной массы путем изменения объема предоставляемых банкам кредитных ресурсов, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты, именуемых операциями на открытом рынке. Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд; g) Регулирует и координирует деятельность коммерческих банков на всех этапах их деятельности, начиная от лицензирования и заканчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность. Он устанавливает ряд обязательных нормативов деятельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных средств и суммой активов этих банков, показатель ликвидности баланса, размер обязательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банками в Центральном банке, а также предельно допустимые размеры риска на одного заемщика.
Обязательные резервы коммерческого банка
Норма банковского резерва = Обязательства коммерческого банка по депозитам до
востребования
Коммерческие банки обязаны предоставлять финансовые отчеты и финансовые документы Центральному банку.
Эмиссионный банк помогает банкам выбираться из трудных ситуаций лишь при чрезвычайных обстоятельствах, не зависящих от самого банка. Но он не несет ответственности за убытки коммерческих банков, выдавших неудачные кредиты и потому разорившихся; h) Может выступать в качестве продавца и покупателя на международных денежных рынках;
Руководящими органами банка является Совет директоров и Правление банка.
Совет директоров рассматривает директивы государственной кредитно-денежной
политики, принимает решение по введению ограничений на объем кредитования
со стороны коммерческих банков, устанавливает размер процентных ставок за
кредиты, предоставляемые этим банкам, определяет генеральную линию ведения
дел и управления банком.
1.3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Третий элемент банковской системы – это специализированные кредитно-
финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и
отраслей хозяйствования. В их деятельности можно выделить или две основные
операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных
капиталов и имеют специфическую клиентуру.
Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции -
деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях, т.е.
проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают
капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих
банков. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг,
приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские
синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Свой капитал
инвестиционные банки используют для долгосрочного кредитования различных
отраслей, но они не имеют право принимать депозиты. Хотя доля
инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика,
они благодаря их информированности и учредительским связям играют в
экономике важнейшую роль.
Инвестиционные компании исполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.
Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно- сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и направляют денежный капитал преимущественно в финансирование коммерческого и жилищного строительства.
Страховые компании, главная функция которых – страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта, торговли.
Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в рыночном хозяйстве. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя таким образом финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.
В настоящее время специализированные кредитно-финансовые учреждения заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы.
1.4. Коммерческие банки
Коммерческие банки – универсальные кредитные учреждения (их также
называют “финансовыми универмагами”, “супермаркетами кредита”).
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд
институтов с различной структурой и разным отношением собственности.
Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии
банкнот.
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах. В
зависимости от формы собственности они могут быть полностью частными, или
государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк
России – частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит
крупнейший пакет его акций). По форме организации среди частных банков
преобладают акционерные в виде обществ открытого и закрытого типов. В
зависимости от круга выполняемых операций банки бывают специализированными
и универсальными. В зависимости от территории деятельности подразделяются
на международные, республиканские и региональные.
Различают следующие функции коммерческих банков:
V Принимают и размещают денежные вклады;
V Привлекают и предоставляют кредит;
V Осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков – корреспондентов и их кассовое обслуживание;
1). Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения
клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования.
Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если
клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в
безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги
зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось,
так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное
действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и
при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность
коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу
широко используется центральным банком, который через систему обязательных
резервов управляет динамикой кредита.
2). Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков -
посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют
роль посредников между хозяйственными единицами, принимая денежные средства
у вкладчиков и предоставляя их заемщикам. Эта деятельность банка приносит
реальную пользу всем заинтересованным сторонам. Вкладчика пользуются тем,
что их депозиты выполняют функцию средства обращения и функцию ликвидных
активов, а в целом ряде случаев еще и приносит проценты. Заемщики
пользуются открывшимися им доступом к крупным денежным суммам на достаточно
длительные периоды времени. Известно, что и банки извлекают прибыль из этих
операций. Они получают доход, назначая более высокую ставку процента по
ссудам, чем ту, что они выплачивали по вкладам.
Что касается всего общества в целом, то польза, получаемая им от ссудных
операций банков, становится ощутимой в тех случаях, когда ограниченные
объемы предложения денежных средств, подлежащих передаче в ссуду,
обеспечивают движение наиболее продуктивных целей. Осуществляя
целенаправленный выбор будущих заемщиков банкиры направляют поток денежных
средств в русло инвестиций, используемых для строительства производственных
предприятий, приобретения новой техники и для целого ряда других инвестиций
в реальный капитал, который сам по себе обеспечивает получение высокой
отдачи.
3). Кассовое обслуживание клиентов: банки принимают от своих клиентов
наличные и зачисляют на открытые в банках счета, выдают наличные по
требованию клиентов, обеспечивают сохранность доверенных им средств. Чтобы
осуществлять бесперебойное обслуживание, банки должны иметь в своем
распоряжении некоторую сумму кассовой наличности. При определении
оптимальной суммы кассовой наличности перед банком появляется сложная
дилемма. С одной стороны, сумма наличности должна быть достаточной для
бесперебойного обслуживания клиентов, от чего зависит получение банком
доходов за кассовое обслуживание. С другой стороны, эта сумма не должна
быть слишком завышена по сравнению с действительной потребностью банка,
поскольку этот вид банковских доходов не приносит доходов в виде процентов.
Операции коммерческих банков.
Совокупность типичных процедур, работ, выполняемые коммерческими банками, называют их операциями. Разделяют три основные группы операций коммерческих банков:
. Осуществление денежных расчетов;
. Активные (размещение средств);
. Пассивные (привлечение средств);
Денежные расчеты в рамках национальной экономики могут иметь наличную и безналичную форму.
При безналичной форме расчетов проводятся записи по счетам в банках,
когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет
получателя. Естественно, что широкому распространению такой формы денежных
расчетов может способствовать только разветвленная сеть банков. Государство
обычно заинтересовано в организации и развитии безналичной формы расчетов,
поскольку последняя приводит к существенной экономии издержек обращения и
облегчает изучение и регулирование макроэкономических процессов.
Пассивные операции банка – это операции по мобилизации средств. Средства,
полученные в результате пассивных операций, являются основой дальнейшей
банковской деятельности. Они направлены на привлечение банком денежных
средств со стороны, от других организаций и лиц, получение кредитов от
других банков и эмиссию собственных ценных бумаг.
Результатом проведения пассивных операций является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и привлеченные средства. Но основной источник – это вклады клиентов (привлеченные средства).
Основные пассивные операции банков:
- операции по вкладам до востребования - возможность свободного использования владельцем своих денежных средств;
- операции по срочным вкладам - привлечение денег на определенный срок;
- операции со сберегательными вкладами, носящие характер накопления.
Активные операции банков можно охарактеризовать как деятельность,
направленную на размещение имеющихся у банка ресурсов, вложении их в дело.
Основным направлением использования средств является предоставление
кредитов хозяйству, государству, населению есть банковское кредитование.
Банковские активы состоят из капитальных и текущих статей. Капитальные
статьи активов – это земля, здания, принадлежащие банку; текущие – денежная
наличность банков, учтенные векселя и другие краткосрочные обязательства,
ссуды и инвестиции.
До 80% банковских активов приходятся на учетно-ссудные или активные
кредитные операции и операции с ценными бумагами.
Ссудные операции – кредитование предприятий и населения – относят к
традиционным видам банковских услуг. Наибольшая часть активов банков по-
прежнему помещена в кредитные операции.
Классификация банковских кредитов осуществляется по нескольким критериям: в
зависимости от получателя, целей, сроков (на ссуды до востребования
(онкольные), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет),
долгосрочные (свыше 5 лет)), обеспеченности и т. д.
Ссудные операции являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса,
но в каждой кредитной сделке для кредитора присутствует элемент риска:
возможность не возврата ссуды, не уплаты процентов, нарушение сроков
возврата кредита. В связи с этим банк осуществляет оценку
кредитоспособности заемщика, которая важна также для осуществления банком
других операций, факторинговых, овердрафта, предоставление вексельного
кредита и ряда других.
В составе активных операций банков ведущую роль играют фондовые операции.
Они получили свое распространение достаточно давно, а с 20-х годов нашего
столетия становятся одним из основных видов активных операций банков.
Фондовые операции - это всестороннее участие банков в проведении операций с
акциями и облигациями, другими ценными бумагами, приобретаемыми банками,
как за свой счет, так и за счет привлеченных средств.
Кроме указанных активных и пассивных операций банки оказывают множество
различных услуг; проводят операции с валютой, товарно-комиссионные
операции, операции с драгоценными металлами, складские операции, фьючерсные
операции и ряд других.
Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в последнее время
стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и
факторинг. Лизинг – это приобретение банком имущества, например
компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Факторинг
– это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку,
который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при
помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы.
Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая
бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и
юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость
средств в расчетах.
Итак, коммерческие банки играют очень важную роль в экономике –
посредника, принимающего вклады и предоставляющего кредиты. Однако этим
роль банков не ограничивается – они также принимают участие в процессе
“создания” денег.
5. . “Создание” денег коммерческими банками.
Как известно, эмиссию осуществляет Центральный банк, но непосредственным
“созданием” денег на практике занимаются коммерческие банки. Процесс этот
связан с ссудными операциями: предложение денег увеличивается, когда
коммерческие банки выдают ссуды клиентам, и сокращается, когда клиенты
возвращают ссуды.
Оставляя часть средств в форме резерва, банки выдают остальные средства
вкладчиков в виде ссуд. Но какую именно часть вкладов банкам следует
оставлять в форме резерва? Ответ на этот вопрос дает показатель
“обязательные банковские резервы”. Это часть банковских активов, хранящихся
либо в форме наличных, либо (большая их часть) в форме депозитов на счетах
Центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских
вкладов, который устанавливается Центральным банком и является обязательным
для всех кредитно-финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать
новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него
есть свободные или избыточные резервы, т. е. резервы, превышающие
установленную законом минимальную сумму. В этом процессе можно выделить два
шага:
- Центральный банк принимает решение об ограничении официальных резервов некими рамками;
- Банковская система трансформирует избыточные резервы в большее количество банковских денег. Размер этого увеличения обусловливается
“мультипликатором денежного предложения” (кредитный или банковский мультипликатор), который определяется как величина, обратная норме резервных требований. Таким образом, если банковская система получает определенную сумму избыточных резервов (например, за счет новых вкладов), она может увеличить предложение денег на величину, равную произведению избыточных резервов на банковский мультипликатор
Предположим, что одна из фирм продала свои товары правительству, получив в
оплату за них 100 ден. ед. Фирма положила эти 100 ден. ед. в банк А.
(D1=100). Тогда при норме обязательного резерва, например, rr = 20 % банк
может выдать ссуду другой фирме в размере избыточного резерва (D1-rr = 80
ден. ед.). Одновременно с выдачей ссуды происходит образование нового
депозита в банке, обслуживающем заемщика, и, соответственно, в рамках всей
банковской системы. При этом количество денег в обращении увеличилось на 80
ден. ед. Заемщик, получив 80 ден. ед., покупает необходимые товары у
третьей фирмы, которая кладет эти деньги на депозит в обслуживающем ее
банке. Последний при норме обязательного резерва в 20% предоставит кредит
четвертой фирме в размере избыточного резерва, т.е. в 64 ден. ед. (80 –
80*20/100). При этом количество денег в обращении увеличится еще на 64 ден.
ед.
Суммируя названные выше перемещения, получаем (табл. 1):
Табл. 1
|Вклады, ден. ед.|Резервы, ден. |Займы, ден. |Добавлено в |
| |ед. |ед. |денежное |
| | | |предложение, ден. |
| | | |ед. |
|100 |20 |80 |80 |
| |16 |64 |64 |
Всего: 100+80+64 = 244
Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет
продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального кредита не приблизится к
нулю.
Формализация описанного выше примера выглядит следующим образом: банк А
привлек депозит в размере D1 при норме обязательного резерва rr и
предоставил кредит в сумме K1 = (D1 – D1*rr/100) = D1(1-rr/100). Появление
нового депозита D2 = K1 в банковской системе предоставляет возможность
выдать новый кредит на сумму K2 = (D2 – D2 rr/100) = (D1 – D1*rr /100) –
((D1 – D1*rr/100) * rr/100) = D1(1-rr/100) – (D1*(1 - rr/100)*rr/100).
Затем появляется новый депозит D3 = K2 и т. д.
Общая сумма кредитно-денежной эмиссии MS будет выглядеть следующим образом:
MS = D1 + D1(1 – rr100) + (D1(1 - rr/100) – D1(1 – rr/100)*rr/100) +…+ n
раз.
Применив формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии при
знаменателе меньше единицы, получим сумму кредитно-денежной эмиссии
банковской системы, выраженную следующим образом:
MS = D1/(1 – (1 – rr/100)) = D1 * 100/rr,
если r выражен в процентах.
Таким образом, первоначальное внесение денег в банковскую систему в размере
D1 вызвало мультипликативный эффект. Банковский мультипликатор (mb) равен:
mb = 1/rr*100,
если rr выражен в процентах.
В приведенном выше числовом примере при rr = 20% mb = 1/20*100 = 5.
Таким образом, первоначальный вклад в 100 ден. ед. может увеличить
количество денег в обращении до 500 ден. ед.
Стоит заметить, что банковский мультипликатор работает как на увеличение, так и на уменьшение. Предположим, что фирма изымает деньги для покупки товара за границей. Изъятие 100 ден. ед. (изъятие депозита из банковской сферы) в примере, рассмотренном выше, приведет к обратному мультипликативному уменьшению безналичных денежных средств, эмитированных банковской системой, в размере 500 ден. ед.
Описанный процесс создания денег банковской системой следует рассматривать как идеальную, абстрактную схему, действующую при условии, что все фирмы все полученные деньги относят в банк, никто не изымает свои вклады, а банки строго придерживаются норматива обязательного резервирования. В реальной жизни нормы резервов могут меняться, банки вовсе не обязаны отдавать в кредит всю сумму избыточных ресурсов. Кроме того, есть еще одно, весьма существенное, обстоятельство - превращение части средств в банкноты.
1.6. Цели и инструменты кредитно-денежной (монетарной) политики
Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание кредитно- денежной политики.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью, стабильностью цен и устойчивым платежным балансом.
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет эмиссионный банк.
Основные задачи денежно-кредитной политики:
. обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;
. выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
. воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
Для реализации этих задач Центральный банк использует определенный набор инструментов. Как уже говорилось, только Центральный банк может осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот.
Кроме того, в целях регулирования величины и структуры денежной массы
Центральный банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной
политики, важнейшими из которых являются:
. учетная политика;
. политика открытого рынка;
. резервная политика;
При проведении своей политики Центральный банк исходит как из стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. Пи этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в “фарватере” политики правительства.
Политика Центрального банка в значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.
Теперь рассмотрим подробнее каждый инструмент монетарной политики.
Резервная политика заключается в том, что Центральный банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов (то есть гарантируют определенную величину нерисковых банковских активов), что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.
Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из
ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной
массы, а, следовательно, и на величину денежного предложения. Так,
повышение (понижение) нормы обязательных резервов приводит к уменьшению
(увеличению) величины денежной массы, которую может поддерживать заданная
величина резервов. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает
влияние и на процентные ставки.
Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций.
Однако применение политики минимальных резервных требований имеет и существенные ограничения, обусловленные как институциональными факторами, так и состоянием конъюнктуры финансового рынка.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. Впервые данный метод был применили в США в 1933 г. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Политика открытого рынка, то есть проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный банк продает и покупает ценные бумаги на общедоступных институциональных площадках капли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Сделки совершаются с коммерческими банками или частными лицами.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости:
. Условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);
. Объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
. Срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от
1 года и более) операции с ценными бумагами;
. Сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и не банковский сектор рынка ценных бумаг;
. Способа установления ставок – определяемые центральными банком или рынком.
Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х гг. и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок. Например, в активе баланса ФРС США доля ценных бумаг приблизительно составляет 80 %
Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот – увеличивает.
Учетная (дисконтная) политика представляет собой классический
инструмент в практике эмиссионных банков. Суть ее состоит в том, что
Центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной
ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставленные ссуды
коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой
ссудой и возможности ее получения различаются по странам.
Термин “учетная ставка” означает ставку процента (или дисконта), по которой выдается кредит коммерческим банкам.
Повышение учетной ставки приводит к тому, что коммерческие банки также увеличивают процент за кредит, так как им будет нужно за счет этого источника погасить процент Центральному банку и получить прибыль. А в результате этого количество желающих взять кредит под высокий процент сократится, значит, снизится возможность расширения производства, и наоборот.
Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.
При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из
задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это
выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный банк
проводит экспансионистскую политику, расширяя предложения денег, в периоды
“перегрева” экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной
массы или вовсе сокращает предложение денег.
Учитывая взаимосвязь большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическим целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.
1.7. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство.
Механизм воздействия денежно-кредитной политики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях.
Модель IS-LM [Прилож.1]
Предположим, что монетарная политика предполагает рост денежного предложения.
Рассмотрим сначала кейнсианское описание действия данного механизма
(рис.1.1, а, б, в, г).
В модели IS-LM кривая LM выражает положительную зависимость между ставкой процента и доходом.
В краткосрочном периоде при данном уровне цен на факторы производства рост предложения денег понижает ставку процента (рис.1.1 а) и увеличивает тем самым уровень дохода. Кривая LM1 в модели IS-LM сдвигается вправо – вниз, что иллюстрирует рис. 1.1, б. Номинальный национальный доход возрастает, ставка процента падает.
Сдвиг кривой LM1 вправо – вниз происходит вдоль кривой IS, отражающей возможные варианты состояния частичного равновесия на инвестиционном рынке. Снижение ставки процента приводит к сдвигу вправо – вниз вдоль кривой плановых инвестиций и вызывает рост инвестиций (рис. 1.1, в).
Увеличение плановых инвестиций, в свою очередь, вызывает сдвиг кривой
совокупного спроса AD вправо – вверх, поскольку уровень инвестиций
“встроен” в кривую совокупного спроса.
В модели IS-LM представлено теоретическое описание кривой совокупного
спроса AD, отражающей зависимость между уровнем цен и доходом. Сдвиг кривой
LM1 вправо – вниз при данных ценах отражает сдвиг AD1 вправо – вверх (рис.
1.1, г) вдоль кривой совокупного предложения AS, которая имеет
положительный наклон, поскольку рассматривается в данном случае
краткосрочный период с фиксированными ценами на факторы производства
(затратные цены).
Такое смещение кривой AD1 означает увеличение объема производства и
цен на конечные товары и услуги. Рост номинального дохода (частично рост
реальный, а частично обусловленный ростом цен) смещает кривую спроса на
деньги из положения MD1 до MD2 (рис. 1.1, а). Это, конечно, ограничит
падение процентной ставки, но полностью не остановит ее снижения. Денежный
рынок приходит в новое равновесие в точке E2, где пресекаются кривые MD2 и
MS2 (рис. 1.1, а). Точка равновесия в модели IS-LM перемещается от E1 до Е2
ставка процента падает от r1 до r2 (рис. 1.1, б). Плановые инвестиции
увеличиваются с I1 до I2 (рис. 1.1, в). В модели AD-AS кривая совокупного
спроса AD1 перемещается в положение AD2 (рис. 1.1,г). Новое краткосрочное
равновесие будет достигнуто в точке T2 где реальный национальный продукт Y2
и цена P2.
Экспансионистская политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.
Денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату: ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.
Теперь рассмотрим влияние экспансионистской монетарной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде.
На рис. 1.1, г Т2 – точка краткосрочного равновесия экономической
системы. Однако экономическая система не может оставаться в этом положении
неопределенно долго. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1 в
Т2 уровень цен на конечные товары и услуги возрос. В долгосрочном периоде
этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства. Эти
изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения AS
вверх – влево вдоль кривой AD2, до ее возвращения к естественному уровню
объема производства при точке равновесия Т3, что иллюстрирует рис. 1.2, г.
В точке Т3 (рис. 1.2, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.
Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги MD
на денежном рынке (рис. 1.2, а) вдоль кривой денежного предложения MS2 из
положения MD1 в положение MD2. Равновесие устанавливается в точке Е3. Это
вызывает увеличение процентной ставки с r2 до r3. Рост цен сдвигает кривую
LM2 вверх до положения LM3 (рис. 1.2, б), точка равновесия в модели IS-LM
устанавливается в E3. Реальные плановые инвестиции (рис. 1.2, в), которые
увеличивались, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте
процентной ставки с r2 до r3 и возвращаются к начальному уровню.
При новом положении равновесия на денежном рынке в моделях IS-LM и AD-
AS и на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем
производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.
Этот результат известен в экономике как “нейтральность денег в долгосрочном периоде”.
Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.
Монетаристский подход
Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным
предложением и объемом национального производства. Функция контроля за
денежным предложением возложена на Центральный банк. Если он успешно ее
выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста
ВНП, и темпы инфляции в стране.
Рассмотрим влияние денежной массы на национальную экономику, применяя монетаристские подходы к изучаемой проблеме. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.
Количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную массу, находящуюся в обращении, выражается как М/Р, где М – масса денег в обращении, Р- средний уровень цен, и называется “реальными денежными остатками” или “запасами денежных средств в реальном выражении”.
Из схемы кругооборота товаров и услуг в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует также общий объем доходов в рамках национальной экономики, т. е. если рассматривать ВНП(Y) как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить ее через коэффициент 1/k, то, используя уравнение количественной теории денег, получим M/P = kY, т.е. предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу.
Введем дополнительное условие – равенство спроса на реальные денежные
остатки (M/P)d и их предложения (M/P), тогда (M/P)d = kY, т.е. спрос на
запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Таким
образом, рост общего дохода приводит к росту спроса на реальные денежные
остатки (запас денег в реальном выражении), иначе говоря, рост общего
дохода в рамках национальной экономики стимулирует хранение богатства в
виде денег.
2. Кредитная система Российской Федерации.
Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный
исторический период. За более чем семидесятилетнюю историю кредитная
система России прошла несколько этапов своего развития. Главными
особенностями всего периода были ориентация на административные методы
руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций
у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам
промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного
функционирования кредитная система СССР выглядела так:
-Госбанк СССР;
-Стройбанк СССР;
-Банк для внешней торговли;
-Система Гострудсберкасс;
-Госстрах и
Ингосстрах, т.е. господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок
между собой.
Длительное командно-административное функционирование кредитной системы
показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не
возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а
финансирования предприятий.
В середине 80-х годов была предпринята попытка сформировать в стране
двухуровневую кредитную систему.
На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять
специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять
практически отсутствовала.
В качестве ответа на последствия этой банковской реформы в стране стали
создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных
накоплений различных отраслей промышленности и населения.
В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская
система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые
получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и
процентной политики.
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим
образом:
1. Центральный банк России.
2. Банковская система:
- коммерческие банки;
- Сберегательный банк России;
- иные специализированные банки.
3. Специализированные кредитно-финансовые институты:
- страховые компании;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные компании;
- финансово-строительные компании.
Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает
потребности цивилизованного рыночного хозяйства.
Согласно Федеральному закону (1995 г.), Банк России признается независимым; федеральные органы не имеют право вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты Банка, принимающиеся в пределах его функций, обязательны для исполнения федеральными и региональными органами власти.
Вместе с тем ежегодно, не позднее 1 октября, Банк России представляет на рассмотрение Думы, Президенту и правительству проект основных направлений кредитно-денежной политики на предстоящий год. Отчет о деятельности Банка за прошедший год представляется органам власти не позднее 15 мая.
Председатель Банка назначается Думой по представлению Президента сроком на 4 года; одно и то же лицо не может занимать этот пост более чем три срока подряд.
Уставный капитал Банка России определен в размере 3 млрд. руб.; 50 % прибыли от операций вносится в федеральный бюджет; учреждения Банка освобождены от уплаты налогов.
Подобно центральным банкам других стран Банк России не имеет право осуществлять кредитные операции с юридическими лицами небанковского сектора, приобретать доли (акции) в кредитных и иных организациях, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой или производственной деятельностью, пролонгировать предоставленные кредиты (за исключением случаев, оговоренных законодательством).
Контрагентами Центрального Банка в современной России являются
коммерческие банки – акционерные и кооперативные, численность которых
составляла в конце 1996 г. 2098 с общим капиталом в 15,9 трлн. руб.
[Прилож.2]
В России эксперты выделяют следующие типы банков:
1) Биржевые. Они обслуживают биржевые оперции, а порой и сами превращаются в центры особого рода торговли – торговли свободными денежными ресурсами фирм, других банков и граждан
(Всероссийский биржевой банк, Российский национальный коммерческий банк и др.);
2) Страховые. За ними стоят крупнейшие страховые компании, которые эти банки обслуживают в первую очередь (АСКО-банк, Русский страховой банк и др.);
3) Ипотечные. Эти банки пытаются вести в России операции по предоставлению кредитов для покупки объектов недвижимости
(Ипотечный акционерный банк, Сибирский ипотечный банк и др.);
4) Земельные. Такого рода банки помогают проводить операции по покупке и продаже земли, а также обслуживают сельскохозяйственные предприятия (Нижегородский земельный банк,
Межрегиональный земельный банк и др.);
5) Инновационные. Эти банки стремятся вкладывать существенную долю своих средств в кредитование тех новых производств, которые имеют хорошие шансы на быстрое развитие и повышенный уровень доходности (Инновационный банк экономического сотрудничества и др.);
6) Торговые. Они созданы, как правило, крупными торговыми фирмами и специализируются на их обслуживании (Европейский торговый банк,
Внешторгбанк и др.);
7) Залоговые. Эти банки ведут операции по кредитованию под залог, то есть под имущество заемщика, которое передается им в распоряжение как гарантия возврата кредита (РЭМ-банк и др.);
8) Конверсионные. Их целью является поддержка тех проектов конверсии военных заводов в гражданские, которые сулят высокую доходность (Конверс-банк и др.);
9) Трастовые. Такого рода банки зарабатывают деньги на оказании услуг клиентам по управлению их свободными денежными средствами
(Мострастбанк и др.).
И это еще не все разновидности банков, которые уже существуют в
России, хотя система коммерческих частных банков реально развивается только
с начала 90-х годов.
В числе крупнейших российских банков – наследники советских
спецбанков: Промстройбанк, Агропромбанк, преобразовавшиеся в товарищества.
Продолжая традиции, они зачастую действуют как распределительный аппарат
Центрального банка России. Сберегательный банк работает на коммерческих
началах, концентрирует более 60% вкладов физических лиц. Сбербанк находится
на первом месте в списке крупнейших банков России. Его собственный капитал
к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень
рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла
на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные
бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России
– 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала TheBanker Сбербанк
входит в первые две сотни крупнейших банков в мире.
Среди новых банков также есть уже довольно крупные, капиталы некоторых
из них превысили триллионы рублей. Основное количество кредитных учреждений
сосредоточено в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге.
Регионы в значительно меньшей степени насыщены кредитными учреждениями, в
основном там преобладают филиалы кредитных учреждений, головная контора
которых находится в Москве. Здесь же находятся и большинство из 30
крупнейших российских банков [Прилож.3]. За первые десять месяцев 2000 г.
доля этих 30 крупнейших банков (без Сбербанка и ВТБ) в активах банковской
системы не претерпела существенных изменений по сравнению с соответствующим
периодом 1999 г. - снизилась с 36,8% до 35,5%; в кредитах реальному
сектору – с 41,6% до 39,6%, в депозитах физических лиц – с 10,4% до 7,9%.
Несмотря на некоторое снижение, это очень высокие доли.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные
проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно
отнести следующие:
- продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой
финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
- монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке,
продолжает занимать Сберегательный Банк;
- главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости
рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов
населения;
- отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных
бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
- отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка
специализированных небанковских институтов.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы
России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно
развитых стран.
На XI банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый заместитель председателя ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентную систему развития
денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение роли государственных
банков, сочетание продолжающейся концентрации банковского капитала с
расширением конкурентного поля.
Заключение
Таким образом, кредитно-денежная система представляет собой сложную
структуру, включающую банковскую систему, которая в свою очередь состоит из
Центрального (эмиссионного) банка, коммерческих банков и небанковских
кредитно-финансовых институтов.
Центральный банк играет важную роль в экономике. Его основные задачи
состоят в проведении политики государства в области денежного обращения,
кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности
денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих
банков, хранении золотовалютных резервов. Осуществляя свою деятельность,
Центральные банки выполняют целый ряд функций.
Вторым звеном банковской системы являются коммерческие банки, в задачу
которых входит предоставление кассовых, платежных, инвестиционных и
страховых услуг, обеспечивающих компаниям фирмам финансирование
производственного или торгового цикла, достижение их текущих и
стратегических задач, гарантию долгосрочного функционирования.
Индивидуальным клиентам коммерческие банки обеспечивают повседневное
эффективного и надежное кредитно-финансовое обслуживание, способствующее
достижению долгосрочных индивидуальных целей. Взаимодействие коммерческих
банков с Центральным банком дает возможность осуществления планомерного
контроля за состоянием финансовой системы страны. Коммерческие банки также
принимают участие в процессе “создания” денег.
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация
экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией.
Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную
политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной
массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования
денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный
банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит
денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по
займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также
Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение
которых обеспечивает ликвидность банков. Также существует сложный механизм
денежно-кредитной политики, влияющий на национальное производство.
Несмотря на все сложности в прошлом, развитие современной кредитной системы России на современном этапе характеризуется относительной стабильностью. Основное место в структуре современной кредитной системы занимают банки. Небанковские кредитные организации представлены крайне малочисленной группой; кроме того, в большинстве своем они занимаются банковскими операциями.
Итак, мы можем сделать вывод: денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.
Приложение 1
Рис. 1.1. Рост предложения денег и изменения на денежном рынке: в модели MD – MS – а; в модели IS – LM – б; на рынке частных плановых инвестиций I – в; в модели AD- AS в краткосрочном периоде – г.
Вначале экономика находилась в положении равновесия в т. T1 (г), объем
производства – на уровне Y, уровень цен – P1 и стабилен. Денежный рынок
находился в равновесии в т. е1 (а) с денежной массой М1 и процентной
ставкой r1. Равновесие в модели IS – LM достигалось в т. Е1 (б) с доходом
Y1 и процентной ставкой r1. Этой процентной ставке соответствовал уровень
плановых инвестиций I1 (в). Новое краткосрочное равновесие достигается в
модели AD – AS в т. Т2 (г), где объем производства – на уровне Y2, цена P2.
Денежный рынок достиг равновесия в т. Е2 (а).
Модель IS – LM – в т. Е2 (б). Уровень плановых инвестиций – I2 (в).
Рис. 1.2. Влияние экспансионистской монетарной политики государства на национальную экономику в долгосрочном периоде: а – денежный рынок (MD – MS), б - модель IS – LM, в – рынок частных плановых инвестиций (I), г – модель AD – AS.
Приложение 2.
Количество и структура кредитных организаций
| |1.12.1999 г. |1.12.2000 г. |
|1 |2 |3 |
|1. Зарегистрировано кредитных|2387 |2 144 |
|организации Банком России - | | |
|всего | | |
|в том числе: | | |
|— банков |2353 |2 104 |
|— небанковских кредитных |34 |40 |
|организаций | | |
|1.1. Зарегистрировано |21 |22 |
|кредитных организации со | | |
|100%-ным иностранным участием| | |
|в капитале | | |
|1 2 Кредитные организации, |1 |4 |
|зарегистрированные Банком | | |
|России, но еще не оплатившие | | |
|уставный капитал и не | | |
|получившие лицензию (в рамках| | |
|законодательно установленного| | |
|срока) | | |
|в том числе: | | |
|— банки |1 |1 |
|— небанковские кредитные |0 |3 |
|организации | | |
|2. Небанковские кредитные |2 |2 |
|организации, | | |
|зарегистрированные другими | | |
|органами | | |
|3. Кредитные организации, |1 363 |1 316 |
|имеющие право на | | |
|осуществление банковских | | |
|операций, — всего | | |
|в том числе: | | |
|— банки |1 329 |1 279 |
|— небанковские кредитные |34 |37 |
|организации | | |
|3 1. Кредитные организации, | | |
|имеющие лицензии | | |
|(разрешения), предоставляющие| | |
|право на: | | |
|1 |2 |3 |
|— привлечение вкладов |1 274 |1 242 |
|населения | | |
|— осуществление операций в |671 |756 |
|иностранной валюте | | |
В истекшем году существенно уменьшились масштабы сокращения
количества действующих кредитных организаций по сравнению с 1999 годом.
Если число действующих кредитных организаций за январь—сентябрь 2000 года
уменьшилось с 1349 до 1322, или на 27, то за соответствующий период 1999
года — на 91. Количество действующих филиалов банков сократилось с
1.01.2000 по 1.10.2000 с 3923 до 3869, или на 1,4% (за соответствующий
период 1999 года — на 12%).
Приложение 3
Крупнейшие банки РФ
|№п/п |Наименование банка |Субъект Российской |
| | |Федерации |
|1 |АБН АМРО БАНК А.О. |г. Москва |
|2 |АВТОБАНК |г. Москва |
|3 |АЛЬФА-БАНК |г. Москва |
|4 |БАНК МОСКВЫ |г. Москва |
|5 |БАШКРЕДИТБАНК |Республика |
| | |Башкортостан |
|6 |БНП - ДРЕЗДНЕР БАНК |г. Санкт-Петербург |
|7 |ВЕСТДОИЧЕ ЛАНДЕСБАНК ВОСТОК |г, Москва |
|8 |ВНЕШТОРГБАНК |г. Москва |
|9 |ВОЗРОЖДЕНИЕ |г. Москва |
|10 |ГАЗПРОМБАНК |г. Москва |
|11 |ГЛОБЭКС |г, Москва |
|12 |ГУТА-БАНК |г. Москва |
|13 |ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК |г. Москва |
|14 |ЕВРОФИНАНС |г. Москва |
|15 |ИМПЕРИАЛ |г. Москва |
|16 |ИМПЭКСБАНК |г. Москва |
|17 |КРЕДИ ЛИОНЭ РУСБАНК |г. Санкт-Петербург |
|18 |МДМ-БАНК |г. Москва |
|19 |МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ БАНК |г. Москва |
|20 |МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК |г, Москва |
|21 |МЕНАТЕП САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |г.Санкт-Петербург |
|22 |ПЕТРОКОММЕРЦ |г. Москва |
|23 |ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАНК |г.Санкт-Петербург |
|24 |РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ |г. Москва |
|25 |РОСБАНК |г. Москва |
|26 |РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ |г. Москва |
|27 |СБЕРБАНК РОССИИ |г. Москва |
|28 |СИТИБАНК Т/О |г. Москва |
|29 |СОБИНБАНК |г. Москва |
|30 |СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК |Тюменская ообласть |