В сотворении различных животных в к.-з. и к.-п. мифологии принимали участие оба демиурга. В к.-з. мифах этот процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омöлем. Так, Ен создал белку, чтобы человек мог на неё охотиться; тогда Омöль сотворил куницу, чтобы она ела белку; в ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом. Ен сотворил петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика и утку-широконоску, причём, её он делал последней, и на её нос и окраску перьев пошёл весь оставшийся материал и краска. (Поэтому у утки-широконоски такой большой нос и разноцветные перья.) Тогда Омöль создал впротивовес ястреба, филина и ворону, а также хищных зверей: лисиц, рысей, росомах и др. Кроме того, Ен сотворил лягушку, а Омöль - лося, оленя, зайца, кошку, крыс и мышей, ящерицу, всех рыб и вредных насекомых. Убедившись, что Омöль творит существенно активнее, Ен стал вносить в его создания некоторые изменения (например, зайцу окрасил кончики ушей чёрным, ершу дал колючки и т.д.), после чего лось, олень, заяц и все рыбы стали считаться его творениями. Кошке Ен дал тёплую шерсть, разрешил жить в доме у людей, а за это обязал её ловить мышей и крыс. Омöль, в свою очередь, дал шерсть собаке, после чего ей было запрещено находиться в доме. Особый статус среди остальных животных у к.-з. имел медведь, по одной из версий, он считался сыном Ена, который спустился с неба и стал жить на земле, по другой версии, в медведя был превращён лешим человек по имени Михаил. В к.-п. этиологическом мифе говорится, что всех животных Ен и Куль творили вместе и одновременно. Вначале они вылепили из разноцветной глины им туловища и оживили их, потом сделали различные хвосты и предложили животным выбирать, кому какой нравится. Привередливый медведь остался вообще без хвоста, тогда его ему сделали из остатков глины, потому он такой короткий.
Этиологических мифов на другую тематику у к.-з. и к.-п. известно мало. У к.-з. существовали мифы о сотворении огня и ветра, которые были созданы Еном, но отличались очень буйным характером. Чтобы обезопасить от них людей, Ен заключил огонь в кресало и спички, а ветер посадил на цепь. В к.-п. легендах о происхождении некоторых горных кряжей говорится, что в них некогда превратились одноимённые богатыри.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/