Лекция №1. Предмет и метод экон. анализа.
Вопросы:
1. Место экономического анализа в системе экономических наук и управления производством.
2. Определение предмета ЭА и его содержания.
3. Метод ЭА, его особенности.
1.Место экономического анализа в системе экономических наук и управления
производством.
По классификации академика Астровитянинова все экономические науки
разделены на 3 уровня:
. экономическая теория (базовый уровень) - теоретическ основы для изуч экономической деят-ти.
. отраслевые экон-ие науки (изучают общие законы и законом-сти функционирования сфер экономики).
. специальные науки, кот-е дают количественную хар-ку этих законов и закономерностей (сюда относится и экономический анализ).
ЭА - способ позн-ия хоз-ой деят-сти. Место ЭА в системе познания: ЭА
базируется на основных принципах познания действительности: все хоз-ые
процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимообусловленности, движении,
развитии. Поэтому ЭА - причинный и факторный анализ. ЭА исторически вырос
из Б/У. Родоначальницей явилась и статистика в плане методов.
ЭА - ф-я управления. Качество упр-ого решения и степень его реализации
зависят от качества проведения ЭА. ЭА - страховка по уменьшению риска
принятия неэффект-ого упр-ого решения. Общая схема принятия упр-ого решения
включает в себя несколько стадий. ЭА упреждает и завершает принятие упр-ого
решения.
Оценка сложившейся ситуации ( выявление, формирование, обоснование
проблемы, определение целей ( подготовка вар-ов решений ( информационное
насыщение вар-ов решений ( оценка предл-ых решений и отбор лучшего (
принятие ( реализация ( контроль исполнения, оценка эффективности.
ЭА используется на стадиях оценки эффективности вар-ов, форрмирования
целей, контроля исполнения.
Таким образом ЭФ сопровождает принятие упр-ого решения
2.Определение предмета ЭА и его содержания.
Предмет - то, что отличает данную науку в изучении данного
объекта. Предмет ЭА - оценка результатов деят-сти п/п и организаций с целью
повышения эффективности этой деят-сти. Оценка делается на базе планов,
отчетности, учета и другой информации, которая в ходе ЭА подвергается
обработке с помощью специальных приемов.
ЭА изучает хоз-ые процессы иявляется в рамках одного п/п, дает оценку рез-
тов хоз-ия этой фирмы (эффективно или неэффективно осуществлялось хоз-ие),
оценка дается на основе информации.
Объект изучения ЭА - экономи-ая деят-сть п/п. Критерии , позволяющие
охарактеризовать содержание ЭА.
1. Источники и пользователи ЭА. (Внешний и внутренний анализ. Внешний
базируется на публикуемой отчетности, которая можетбыть предъявлена любому
пользователю. До 97 года обязательна была публикация отчетности только
определенной группы п/п; на еебазе любой пользователь мог делать выводы.
Начиная с 97 года (закон « Об АО») по приказу МФ о публикации отчетности
АО. Внутренний анализ использует любую информацию, которой располагает п/п,
включая инф-ию, содержащуюся в первичных документах и учетных регистрах.
Осн. комм. тайной являются: сведения о затратах на производство и
реализацию; часть технико-экономи-ой документ-ии, связанной с производством
и реализацией продукции.
Результаты внешнего анализа представляют интерес для:
. акционеров (надежность их вложений, доходность, дивидендная политика);
. банков, кредитных учреждений (устойчивость фин-ого положения и ликвидность,. Доходность, сохранность и оценка тов-но-материальных ценностей, которые могут стать педметом залога);
. налоговых органов (сведения об имущественном положении, информация о рез- тах деят-сти в части налогов);
. группа пользователей на руб (инвесторы и профессиональные участники РЦБ);
. ВБФ и органы статистики;
. работники п/п)
2. По аспектам исследования (Финансово-эконо-ий, технико-экономи-ий,
функционально-стоимостной. Финансово-экономический анализ дает оценку фин
рез-ов п/п и причин, приведших к таким рез-там. Технико-экономический
анализ позволяет показать, какое влияние на обобщ. результативные
показатели оказала использ-мая техника, применяемая технология и орган-ия
произ-ва, труда и управления. Функционально-стоимостной анализ позволяет
еще больше детализировать возм ЭА, так как он углубляет ЭА до уровня
продукта - товара, который производится. Он уже позволяет оценить
конструкторские возможности производимого продукта, убрать все лишнее,
сэкономить материал на стадии конструирования)
3. По кругу изучаемых вопросов. (Полный и тематический анализ);
4. По хар-ру принимаемых решений (Предварительный, оперативный, итоговый
и перспективный. Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния
объекта при разработке какаих-либо мероприятий, при разработке бизнес-
плана. Оперативный имеет целью оценить выполнение п/п-ем краткосрочных
заданий. Итоговый имеет целью оценить рез-ты деят-сти и выявить причины
отклонений. Перспективный имеет целью внести корректировки в полученные
результаты и на их базе сост-ть прогноз на перспективу.
3.Метод ЭА, его особенности.
Метод - способ познания явления. В научной основе всех методов лежит
теория познания. Все элементы теории познания применимы в ЭА: o переход количества в качество; o дедукция; o индукция; o взаимообусловленность явлений, их развитие.
Все эти методы теории познания и диалектики применимы в ЭА.
Метод ЭА - способ системного, комплексного изучения, измерения и
обобщения влияния отдельных факторов на ход и динамику хоз-ого развития,
осуществляемый путем обработки спец-ыми приемами показателей плана, учета и
отчетности и другой инф-ии.
Особенности:
1. системность аналитического исслед-ия. Системность экономич-ого исслед-
ия имеет 2 стороны:
Во-первых, каждый хоз-ый объект рассматривается как часть системы
более высокого уровня, и, во-вторых, каждый хоз-ый объект сам по себе
система с элементами и определеными связями внутри сист-мы. Результат деят-
сти этого объекта - комбинация элементов экономической системы и
совокупность связей м/у ними.
2. комплексность: заключается в понимании рез-ов (итогов деят-сти
объекта) как следствие взаимодействия всех сторон его работы и факторов ее
определяющих.Комплексность анализа подразделяется на 2 стадии:
изолированное рассм-ие влияния отд-ых фак-ов на итог функционирования и
сведение воедино рез-ов пофакторного анализа.
3. аналитическое исследование включает в себя определенные этапы при
проведении (свой технологический цикл):
Изучение (предварительная оценка достигнутого объектом уровня развития,
завершается описанием экономич модели) ( Измерение (заключается в
количественной оценке направления и степени влияня отдельных причин на рез-
ты функционирования объекта) ( Обобщение (включает в себя заключительную
оценку состояния объекта, подсчет возможностей повышения его эффективности
с помощью усиления влияния положительных факторов и сведения на нет или
сокращения влияния отдельных факторов) ( Использование системы показателей
(базой для нее является система пок-лей плана, учета, отчетности. Эти пок-
ли - основа для анал-их пок-лей, которые не дублируют показатели плана,
учета, отчетности.
Система аналитических пок-лей образ-ся путем оценивания, сочетания и
преобразования пок-лей других систем:
. отклонение от плана
. индексы
Классификация аналит-их пок-лей:
. по эконом-ому содерж-ию на количественные и качественные. Количественные выражают величину ресурсов, размер хоз-ого явления, колич-ые изменения, происходящие в колич-ых пок-ях. Качественные пок-ли характеризуют использование ресурсов (эффективность хоз-ия).
. по степени обобщения хоз-ой деят-сти анализируемого объекта на обобщающие
(дающие оценку деятельности п/п вцелом) и частные, характеризующие отдельные стороны деятельности.
. по отношению к субъекту управ-ия - на объективно не зависящие от его усилий и те, которые подлежат и могут изменяться подвоздействием данного субъекта.
. по роли в аналитическом исследовании - на результативные, хар-ие итог деят-сти и факторные.
Фактором в ЭА наз-ют активно действующие силы, вызывающие
положит-ые или отриц-ые изменения в состоянии объекта и в пок-лях его
отражающих. Понятие «фактор» применяется в ЭА в 2-х значениях:
. условие совершения хоз-ой операции;
. причина изменеия состояния объекта.
Классификация ф-ов в ЭА:
1. экстенсивные и интенсивные
2. постоянно и временно действующие
3. основные и второстепенные (Барнгольц). Принято использовать понятие ранга (порядка) фактора.
( Специальные методы, позволяющие обраб-ть всю инф-ию плана и
учета.
Все спец-ые приемы можно разделить на: логические (классич-ие); экономико-
матем-кие (эк-ко-статист-ие); эвристические (ассоциативные,
интеллектуальные)
Приемы ЭА.
Все логич-ие методы, которые используются в ЭА, можно разделить на 3
группы в зависимости от стадии аналитического исследования:
Стадия изучения объекта.На стадии предварительной оценки сост-ия объекта и
состояния его экономической модели используются следующие приемы:
сравнения, группировки, детализации системы аналитических показателей.
Сравнение: основ-ая цель - попытка рассмотр-ия нового явления через другие
уже знакомые для нас объекты и явления. Базами сравнения в эконом-их сист-х
являются: планы, нормы, лимиты, а также пок-ли предшеств-их периодов,
других объектов, имеющих сходство с нашим объектом, идеальная модель. Для
проведения сравнений нужно обеспечить одно условие - условие
сопоставимости:тождество методики исчисления сравн. показателей; ценовой;
структурной; временной; учет климат-их, террит-ых, национ-ых и прочих
особенностей.
Показатели приводятся в сопоставимый вид. Принцип приведения в сопост-ый
вид:
A. Приводить к сопост-сти следует те пок-ли, кроме тех по которым делается сравнение.
B. В качестве базы приним-ся лучшие пок-ли по значению.
Приемы ЭА отл. И специфичны. Прием группировки по назначению является
обратным статистике, так как служит для раскрытия средних величин. Очень
важно знать не среднюю, а раскрытую среднюю велич-ну (так как в среднем 15
компаний имеют прибыль А, но при раскрытии может выясниться, что несколько
компаний вообще имееют убыток). Группировки в анализе нужны также для
показательности изложения рез-ов анализа.
В статистике исп-ся неск-ко видов группировок. Аналит-ая группировка -
это группировки, увязанные м/у собой групп. данных по двум пок-лям.
Метод детализации позволяет расширить с-му пок-лей и заключ-ся в
разложении обобщающих пок-лей, хар-щих ту или иную сторону хоз-ой деят-сти
на ряд частных показателей. Основная цель такого разложения - всесторонне
оценить исследуемое явление, вскрыть основные причины, обуславливающие
достигнутый рез-т.
Основные направления детализации:
. временное направление (детализация по времени);
. по месту совершения хоз-ой операции;
. по составным частям (по факторам), где выясняются причины и условия хоз-
ых операций. В статистике (эк-ке) сущуствуют 2 вида связей: функциональная
(детерм-я) - связь м/у пок-ем и факторами имеет однозначный хар-р, то есть
любое изм-е фак-ра приводит к строго определенному изм-ю результ-ого пок-
ля, связь жесткая, не меняется во времени и пространстве ( выпуск
продукции=кол-во израсходованных мат-ов / материалоемкость): эта
зависимость ограничена полем известных нам зависимостей, и вероятностная
(стохастическая) - каждому значению фактора соответствует неск-ко значений
результативного пок-ля, так как влияние каждого фактора на результативный
показатель определяется с учетом одновременного совокупного влияния всех
остальных факторов. Любая связь проявл-ся только в совокупности однотипных
случаев. Это означает, что проявление закон. случайно. Особ-ти связи:
большая совокупность; качественная однородность совокупности; изучается с
помощью статист-их приемов, позволяет установить наличие связи и измерить
ее силу.
Способы удлинения факторных систем (детализация по факторам).
. разложение числителя и знаменателя на слагаемые: y=x1/x2=x11+x12+x13+(/x2=x11/x2+x12/x2+(
. с помощью умножения нашей модели на одно и то же число: y=x1/x2=(x1/x2 )((bc/bc)=(x1/b)((b/c)((c/x2)
. способ цепной детализации: y=x1/x2=(x1/a)((a/b)((b/c)((c/x2)
Функциональная зависимость. Типы:
1) аддитивная y=[pic]
2) мультипликативная y=[pic]
3) комбинированная
Знание этих форм связей позволяет работать нам с экономич-ой моделью и
перейти ко 2-му этапу ЭА - измерения влияния фактора на рез-ый пок-ль.
При аддитивной форме связи основной прием, с помощью которого можно
решить задачу измерения влияния, называется балансовый.
Для реализации:
Онг+В = Р+Окг ресурсы использ. ресурсы
Онг - остаток на начало года; В - выпуск; Р - реализация; Окг- остаток на
конец года.
Р= В+Онг-Окг=В-(Окг-Онг)
Балансовый прием определяет прямым счетом влияние каждого фактора на
результативный пок-ль. Мультипликативная зависимость, при которой колич
влияние ф-ов на результативный пок-ль может быть определено 2-мя основными
методами: методом цепных подстановок и интегральным методом.
При этом основное условие (как и для баланс-ого метода) - постоянство
других ф-ов (прием элеменирования).
Методы измерения мультиплик-ой зависимости: в их основе лежит прием
дифференцирования. Под приемом дифференцирования в общих чертах понимается
общее приращение результ-ого пок-ля подразделяющегося на слагаемые, каждое
из которых определяется как произведение соответсв частной производной на
изменение приращения фактора, по которому вычислена данная производная. y=x(z
(y=(y(x+(y(z+(x((z
(y=x0((z+z0((x+(x((z
Перейдем к 2-х членной сумме:
1) (y=(x0+(x)((z+z0((x
(y=x1((z+z0((x
2) (y=(z0+(z)((x+x0((z
(y=z1((x+x0((z
3) (y=(z0+0,5((z)((x+(x0+0,5((x)(z
Прием цепных подстановок базируется на жесткой очередности подстановок и
используется для количественного измерения влияния факторов на
результативный пок-ль при мультипликативной форме связи.
Порядок подстановок: сначола заменяются количественные пок-ли, потом
структурные и затем качественные (к ним присоединяют неразложенный остаток,
тем самым их учитывая).
Пример: на п/п 5 рабочих имеют производительность труда 2р/ч. Фактически
кол-во раб-их увел-лось до 6 человек, а произв-сть до 3р/ч. Общее изменение
выпуска: 6(3-2(5=8. Прирост за счет числ-сти: (6-5)(2=2, за счет произв-сти
(3-2)(5=5; Общее влияние 8-2-5=1.
Правила приема цепных подстановок.
1) Составление аналитической формулы, разделение всех факторов на количественные(а), структурные (в), качественные (с). y=a(b(c.
Если несколько факторов одинаковых,топервым ставится ф-р, который: не
зависит от других или лежит в основе других.
Поочередная замена значений каждого ф-ра (при неизменности других ф-ров)
с базисного уровня нафактический и получ-ие результ-ного промежуточного пок-
ля. При этом промежуточный результативный пок-ль представляет собой:
результативный пок-ль при различных состояниях базового и фактического
значений факторов.
Общее изменение результ-ного пок-ля есть сумма промежуточных значений
результативного пок-ля. Как правило, это оформл-ся в таблице.
|№ | факторы |ре|изменени|
|по| |з-|е |
|дс| |ый|рез-ного|
|та| |по|пок-ля |
|но| |к-| |
|вк| |ль| |
|и | | | |
| |а |в |с | | |
|1 |а0|в0|с0|y0|( |
| | | |с0| | |
|2 |а1|в0|с0|yI|(yI-y0)(|
| | | | | |(y(a |
|3 |а1|в1|с0|yI|(yII-yI)|
| | | | |I |((y(b |
|4 |а1|в1|с1|y1|(y1-yII)|
| | | | | |((y(c |
(y=(y(a+(y(b+(y(c
Плюсы: наглядность, ясность не только самого влияния факторов, но и
направления влияния. Получение промежуточных рез-ов показ-ей важно
дляпрогнозов.
Минусы: условность, жесткий порядок подстановок и громоздкость.
Две разновидности приема цепных подстановок:
прием абсолютных разниц:
(a1-a0)(b0(c0=(y(a
(b1-b0)(a1(c0=(y(b
(c1-c0)(a1(b1=(y(c
2. прием относительных разниц (примен-ся, когдаабсол-ые значения ф-ров недоступны, а доступны данные об их относительном изменении). c) (y(a=y0(Ia-y0=y0((Ia-1) d) (y(b=y0(Ia(Ib-y0(Ia=y0(Ia((Ib-1) e) (y(c=y0(Ia(Ib(Ic-y0(Ia(Ib=y0(Ia(Ib((Ic-1)
Интегральный метод.
Если необходимо избежать жесткого порядка подстановок, то исп-ся
интегральный метод, который также позволяет измерить кол-ое влияние
факторов на рез-ый пок-ль, но не требует жесткого хар-ра подстановок, то
есть изменение рез-ого пок-ля измер-ся на очень малых отрезках времени (
изменения фак-ов) и производится суммирование приращения рез-та,
определяемого как частные произведения, умноженные на приращения факторов
на бесконечно малых промежутках.(в учебнике Баланова и Шеремета есть
таблица подинтегральных определений). y=a(b - 2-х факторная модель
(y(a=0,5((a((b1+b0)
(y(b=0,5((b((a1+a0) y=a(b(c -3-х факторная модель
(y(a=0,5((a((b1с0+с1b0)+(1/3)((a((b((c
(y(b=0,5((b((a1c0+c1a0)+(1/3)((a((b((c
(y(c=0,5((c((b1a0+a1b0)+(1/3)((a((b((c
Логарифмический метод.
Согласно этого метода общее изменение рез-ого пок-ля разделяется м/у
факторами пропорционально логарифмам их коэфф-ов изм-ия. z=x(y lg z=lg x + lg y lg (z1/z0)= lg (x1/x0) + lg (y1/y0) - умножаем на (я и делим на lg
(z1/z0)
(z = k( lg (x1/x0)+ k(lg (y1/y0), где k=(z/ lg (z1/z0)
Пример. Товарная продукция выросла на 441,2, что составило 4,4% прироста.
При этом рост численности персонала составил 1,003, а производительности
труда 1,041. lg 1,044=lg 1,003 + lg 1,041
0,0187=0,0013+0,0174
(П=441,2 руб; (П(ч=441,2((0,0013/0,0187)=30,7;
(П(пт=441,2((0,0174/0,0187)=410,5 k=0,0013/0,0187
Разница м/у интегральн-м и лог-им методами в том , что лог-ий метод
применим только при мультипликативной связи, интегр-ый применим при
мультипликативной связи и при ее разн-сти - инт. связи.
Комбинированная форма связи.
Комбинированная форма связи подразумевает, что взаимосвязь м/у факторами
одновременно и аддитивная и мультипликативная. y=a+b+c(d y=a(b(c+d y=(a+b)/(c+d)
Надо четко отдел-ть ф-ры, связанные аддитивно от ф-ров, связ-х
мультипликативно. Рассчитав влияние ф-ов по группам, надопосчитать влияние
каждого из них на рез-т.
На последнем этапе в действие вступает прием долевого участия. z=(a+b)/(c+d)
(z=(z(x+(z(y , где (z(x - это (z(xa и (z(xb ,а (z(y - это (z(yc и (z(yd
(z(a=((z(x((a)/(x
(z(b=((z(x((b)/(x
(z(c=((z(x((c)/(x
(z(d=((z(x((d)/(x
Этап обобщения анал-ого исс-я призван объединить все полученные рез-ты.
Данный этап включает в себя: выделение наиболее существенных ф-ров по
степени влияния на рез-т; объединение возд-ия на рез-т полож-но и отриц-но
влияющих факторов; формулировка оценки рез-ов хоз-ого явления.
Приемы: методы сумм, суммы мест, геометрической средней, расстояний.
Метод сумм закл-ся в том, что алгебраически суммируются абс-ые или относ-ые
значения пок-лей, хар-ие данный процесс.У этого метода больше огран-ий, чем
возможн-ей. Ограничения:
- суммируются однонаправленные пок-ли (метод геометрической средней
базируется на приеме нормирования (за 1- идеал, наш объект - 0,5,1,2,3 - в
сравнении) и преодолевает недостаток однонаправленности).
- значимость пок-лей разная (метод суммы мест базир-ся на приеме
предварит-ог ранж-ия пок-лей по степени значимости. Каждому пок-лю
присваивается ранг в общей с-ме показателей).
Последний метод (расстояний) строится на дисперсионном анализе - счете
отклонений от объекта- эталона.
Если в процессе анал-го иссл-ия мы обнаружили, что связь м/у
пок-лями вероятностная-стохастическая, необходимо работать с помощью
экономико- математических методов. К ним относятся: методы мате-ой
статистики (регрессивный, трендовый, корелляционный); метоы матем-ого
программирования (лин-ое программирование ; методы исследования операций
(методы, позвол-ие разраб-ть действия, операции, теория игр, управление
запасами, ТМО, сетевое моделирование); методы экономической кибирнетики (
имитационное моделирование, теория распознавания образов, деловые игры);
эвристические методы («Справочник по функционально- стоимостному анализу»/
Майданчик).
1.Понятие спроса ,факторы его опред-щие.
Целями любого п/п явл-ся: получение прибыли, удовлетворение потребностей
общества. Основным фак-ом, влияющим на развитие п/п является спрос на его
продукцию.
Спрос - тот объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии
приобрести при определенных условиях по опред-ой цене в течение опр-ого
периода времени и на конкретном рынке.На ряду со спросом нас интересует
функция спроса. Функция спроса - это зависимость от объема продукции, от
фак-ов, оказыв-щих влияние на спрос. Все фак-ра, которые оказывают влияние
на спрос надо разделить на 2 группы: цена (как осн-ой ф-ор) и неценовые ф-
ры (детерминанты).
Факторы: цена, по которой фирма продает продукцию, цена конкурента.
Зависимость м/у спросом и ценой предст законом спроса. Она закл-ся в
обратной зависимости м/у ценой продукции и спросом на нее при неизменности
всех прочих ф-ов. С ростом цены уменьшается спрос.К нецен-м ф-рам относ-ся:
доходы той группы нас-ия, кот-я является потенц-ым покуп-ем нашего товара.
Товары, срос на которые зависит от доходов насел-ия, называются тов-ми
первой категории (дорогостоящие) Товары низшей категории - изменение спроса
на котроые обратно измен-ю дохода насел-я.
реклама
состояние финансово-кред-ной сис-мы
общее число пок-ей, заинтересов-ых в этой продукции на рынке
предпочтения, вкусы, мода, национальные особенности
Функция спроса - зависимость м/у объемом продаж и всеми перечисл-ми
факторами. При этом в этой формуле знак будет означать направление влияния,
а по эфф будет означать степень зависимости изменения спроса.
Q= -k(p + l(D + L(r , L(0
D - дох пок на душу населения r - % ставки
Виды, состояния спроса: отрицательный спрос ( проибр продукции, как правило, из-за отсутствия
инф-ции); полное отсутствие спроса (по неинф-ти, есть аналоги);
нерегулярный спрос (колеблется в течение промежутка времени; нормальный
спрос, совпадающий свозм-ми выброса прод-ии на рынок; чрезмерный спрос
(спрос больше предложения); нерац-ый спрос - спрос на тов-ры, котор-е треб-
ют (табак, алкагольные изделия).
2.Эластичность спроса
Поскольку каждый из ф-ров имеет разную степень воздействия на величину
спроса в целях упр-я и рег-ия пр-а нам необходимо оценить степень
чувствительности D к изменению ф-ов спроса. Эластичность -
общеэкономический пок-ль, его назн-ие - измериьт насколько процентов
изменился результативный пок-ль вследствие изм-ия на 1% переменного ф-ра.
(=((y/y)(((x/x)=((y/(x)((x/y)
Эластичность измер-ся 2-мя способ-ми. Точечная эластичность. Кот-я измер-
ет зав-ть спроса от изменения к-л ф-ра в конкрет-ой точке ф-ии спроса.
Другой метод - дуговая эаст-ть, кот-ая хар-т среднюю зависим-ть спроса от
ф-ра на опред-ом отрезке ф-ии спроса.
Пример. Q=6600-5000p+1000A+50D+1000З; Q - спрос на билеты; P - цена
билета; А - создание одного пос-ого места; D - доходы на одного
потребителя; З - реклама; р=5, А=7 мест; D=28; З=20; Q=10000 шт.
Точечная эластичность можно посчитать по любому из ф-ров. М/у спросом и
рекламой:
Эз=1000(20/10000=2 в точке (20:10000)
Эз=1000(50/40000=1,25 в точке (50:40000)
Дуговая эластичность хар-ет среднюю эластичность на отрезке кривой
спроса.
(з=((Q/(Q1+Q2)/2)/((З/(З1+З2)/2)=((Q/(З)(( (З1+З2)/(Q1+Q2));
(з=1000((50+20)/(40000+10000)=1,4
Дуговая эластичность применяется в расчетах тогда,когда колебания
переменной величины значительны и состав-ют более 10%. Если перем-ая вел-на
колеблется незначительно, то работают с точечной эластичностью.
Эластичность может быть рассчитана по любому из факторов спроса. Наиболее
распространение в практике получила ценовая эластичность, кот-ая колич-но
хар-ет степень изменения кол-ва продукции, запрашиваемое рынком, взависим-
ти от колебания цен на продукцию при неизменных значениях всех остальных
переменных в ф-ции спроса.
В точке р=5:
(р= -5000(5/10000= -2,5
(р= -5000(6/5000= -6 в точке р=6
Исходя из эластичности различают три вида спроса. Первый - эластичный
спрос (|(р|(1), при котором изменение цены на продукцию ведет к более
высоким темпам изменения количества продукции. Второй - стабильный спрос
(|(р |=1), то есть темпы изменения цены и количества равны. Неэластичный
спрос (|(р|(1), при котором изменение цены вызывает изменение кол-ва
прдукции в темпах меньших, чемсамо изменение цены.
Место графика
Эластичный спрос.
Влияние на доход роста цен ведет к уменьшению дохода и наоборот. При
стабильном спросе влияние на доход роста или понижения цен отсутствует.
При неэластичном спросе при росте цены доход будет уменьшаться и наоборот.
Спрос абсолютно неэластичен: (р=0 - какую бы цену мы ни назначили будут
прод-ся опр-ое кол-во товаров.
Абсолютная эластичность (р=[pic]. Можно продать сколько угодно товаров
по определенной цене.
|p |Q |TR |MR |элас|
| | | | |тичн|
| | | | |ость|
| | | | |дуго|
| | | | |вая |
|100|1 |100|( |( |
|90 |2 |180|80 |-6,3|
| | | | |3 |
|80 |3 |240|60 |-3,4|
| | | | |0 |
|70 |4 |280|40 |-2,1|
| | | | |4 |
|60 |5 |300|20 |-1,4|
| | | | |4 |
|50 |6 |300|0 |-1 |
|40 |7 |280|-20|-0,6|
| | | | |9 |
|30 |8 |240|-40|-0,4|
|20 |9 |180|-60|-0,2|
|10 |10|100|-80|-0,1|
| | | | |4 |
С 1 по5 включит-но - эластичный спрос, а с 7 по 10 неэластичный.
TR=P(Q
MR=TRI=(TR/(Q=((P(Q)/(Q=(P(Q+Q(P)/(Q=P+Q(((P/(Q)=P(1+(Q/P)
(((P/(Q))=P((1+!/(p)
MR=P((1+!/(p)
P=MR/(1+!/(p)
Перекрестная эластичность.
Цена товара-заменителя может быть важнейшим фактором спроса на данный
товар. Взаимозаменяемые товары - это товары м/у которыми существует
зависимость (цены одного и объема продаж другого)
(р=((Q2/p1)((p1/Q2)
(р1(0 ( цена одного товара и спрос на другой изменяются в одном
направлении. Прямая хар-ет хорошо взаимозаменяемость товаров.
(р1(0 ( цена одного товара и спрос на другой изменяются в разных
направлениях. Прямая хар-ет взаимодополняемость товаров (комплиментарные
товары).
(р1=0 ( никакого влияния цены одного товара на спрос другого нет, то
есть товары неродственны.
Лекция№4 Анализ взаимосвязи затрат, выручки и прибыли.
Предварительный анализ.
Этот метод в зарубежной практике используется дост-но широко: «затраты -
объем - прибыль». Назначение этогометода -прогнозный анализ прибыли. Анализ
прибыли с использованием этого метода позволяет рассм-ть ф-ры, формирующие
с/с и цены, определить их колич-ое влияниена вел-ну прибыли, поэтому этот
анализ нашел широкое применение в управлении п/п.
В основе этого метода лежит свойство разли-ых составных частей с/с по-
разному реагироватьна изменение объема производства. П/п начинает получать
прибыль только тогда, когдавыручка отреализации покрывает понесенные п/п
затраты. Анализируя измен-ие постоянных и переменных затрат в зависимости
от суммарного объема производства, п/п может гибко и оперативно принимать
решения по управлению, испльзованию ставки маржинального дохода,
оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции.
При этом используется 2 основных подхода к максимизации массы, темпам
наращения прибыли: сопоставление выручки с суммарными , а также переменными
и постоянными затратами и сопоставление предельной выручки с предельными
затратами. Второй метод наиболее эффективен.
Метод анализ «затраты - объем - прибыль» называется анализом
безубыточности. При его проведении изучается влияние изменения цен на
прдукцию, уровня и структуры издержек иобъема продаж на прогнозируемую
прибыль. Анализ безубыточности эффективен для подготовки и оценки различных
проектов с точки зрения их возможной прибыльности или доходности.
Методика анализа соотношения «издержки - объем - прибыль»
Место схемы
При анализе безубыточности используются следующие базисные предположения:
. неизменные цены на продукцию; объем продаж в стоимостном выражении меняется прямо пропорционально количеству проданного;
. совокупные издержки подраздел-ся на пост-ые и перем-ые;
. общие перемен-ые издержки меняются прямо пропорц-но объему проданного; то есть переменные издержки остаются на постоянном уровне только в опред-ых пределах;
. общие постоянные издержки сохраняются неизменными в пределах рассматриваемого объема продаж;
. ассортимент прдукции ост-ся неизм-ым в пределах рассматриваемого объема продаж;
. объем продаж равен объему производства, то есть объем запасов остается неизмен-м.
Графический анализ безубыточности.
Представим взаимосвязь издержек, объема пр-ва и прибыли графически
Место графика
Две наиболее важные линии- линия выручки (общего дохода) и линия
совокупных издержек. Точка их пересечения показывает объем пр-ва, при кот-
ом прибыль равна нулю, то есть доход= общим издержкам. Эта точка называется
точкой критического объема продаж, точка безуб-сти или мертвая точка. Для
того, чтобы найти прибыль, необходимо найти разность по вертикали м/у
линиями выручки ТС вверх от точки безуб-сти. Зона убытков идет вниз слева
от точки безуб-сти. После определения точки безуб-сти имеется возможность
оценить возможность получения прибыли на любом отрезке времени в будущем.
При построении графика делаются следующие допущения:
. существуют неизменные цены реал-ии, с одной стороны, и цены на потребляемые производ-ые ресурсы с другой;
. затраты п/п строго подраздел-ся на постоянные и перемен-ые;
пост выручка пропорц-на объему реал-ии;
. существует одна точка критического объема произ-ва;
. ассортимент изделий постоянный;
. объем производства равен объему реализации
Точку критического объема продаж можно опред-ть и алгебраически:
Прибыль - разность м/у выручкой и совокупными издержками.
П=р(Q-Спер(Q-Спост, где П - прибыль, р - цена, С - издержки; Q - объем
продаж.
В точке критического объема продаж прибыль равна нулю. Исходя из этого:
П=р(Q-Спер(Q-Спост=0
(р-Спер)(Q-Спост=0
Q=Спост/(р-Спер)
2. Критический объем продаж может быть определен и по след формуле:
Q=Спост+П/р-Спер - только при условии, что мы хотим определить
критический объем продаж этому ч. д. Необх прибыли.
Пример. Компания производит изделие: р=5000, Спер=3500, Спост=150000000.
Определить критический объем продаж, необходимый объем продаж при условии,
что п/п планирует получить прибыль, П=30000000.
1. Q=Спост/(р-Спер)=150000/(5-3,5)=100000.При произ-ве 100000 шт изделий прибыль равна нулю.
2. Q=(150000+30000)/(5-3,5)=120000
Для того, чтобы получить прибыль равную 30000000 п/п должно произвести
120000 изделий.
Назначение анализа безубыточности:
. определить критическое значение объема продаж, реализация продукции ниже которого стабильно будет приносить фирме убыток;
. определение объема прдвж, необходимого для получения определенной вел-ны прибыли;
. с помощью анализа безубыточности просходит выбор оптимальной производственной программы, номенклатуры, конкретного вида деятельности, то есть анализ безубыточности является основой расчета производственной программы;
. выбор оптимальной технологии;
. позволяет принимать решения в ситуации, когда для удовлетворения потенциального спроса имеется недостаточно ресурсов (имеет место ограничивающий фактор).
Все это является предварительным анализом продаж (реализации).
1.ФАКТОРЫ РОСТА ОБЪЕМА ПРОДАЖ.
В РФ есть 2 метода учета объема продаж : базовый (по отгрузке),кот.
предполагает определение момента реализации при передаче, предъявлении
покупателям расчетных документов за отгруженную продукцию, и кассовый (по
оплате), предполагающий определение момента реализации по оплате
отгруженной продукции, т.е. по поступлению денег на расчетный счет или в
кассу. Согласно Указу Президента №685 (в соответствие с международными
стандартами) ( если в договоре на поставку не указан особый (иной ) порядок
перехода права собственности на продукцию,то используется метод по
отгрузке.
Факторы, определяющие изменение объема продаж:
1). способ изменения объема продаж;
2). факторы, связанные со сбытом продукции;
Онереал. прод. на н. г.+П(произвед. продукция)=Р(реализов. продукция)+Ок.
г.
К реализации может относиться выплата з/п в натуральном выражении. Если
равенство не соблюдается , то - недостача или излишки продукции. Изменение
остатков нереализ. продукции за отчетный период отражается на балансе п/п
по сч. 40”готовая продукция” и сч. 45 “товары отгруженные” ,кот.
аналитически ведутся по след. направлениям:
- товары отгруженные, срок оплаты кот. не наступил;
- товары отгруженные, но неоплаченные в срок (просроченные товары );
- товары на ответственном хранении.
Способы регулирования поступления денежных средств:
1.предварительная форма оплаты за товары и услуги;
2.переход расчетов на вексельную форму оплаты. Письмо Минфина №142 от
01.10.94. “Положение по вексельному обращению” . Вексель - это не
дебиторская задолженность , а коммерческий кредит. Он является платежным
средством ( простой и переводной ) . Деньги за поступление товаров ,
оформленные векселем, могут быть получены с любого 3-го лица, кот. принял
этот вексель к учету.
3.не работать с финансово ненадежными партнерами;
4.иметь гарантии любой 3-й стороны;
5.реально оценивать дебит. задолженность. Два метода оценки:
инвентаризация ( Приказ МФ №49 от 14.07.97. ) и резерв по сомнительным
долгам сч.82. Такая методика чаще всего ипользуется банками(определение
качества кредитного портфеля).
3). рост объема производства.
2.СОСТЯНИЕ И ОЦЕНКА ДЕБИТ. ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Рассмотрим только дебит. коммерческую зад-ть,т.е. задолженность п/п -
покупателей за купленную продукцию.
Дебит. задолженностьоценивается по фактическим затратам, возникающим у
данного п/п по этой зад-ти, к кот. относятся все затраты на производство и
реализацию продукции, в т.ч. затраты по транспортировке(в зависимости от
вида франко ), компенсация покупателям отсрочки платежа.
Согласно Указу Презта №2204 от20.12.94. “Об обеспечении правопорядка при
осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров(р,у)” и
Постановлению Прав-ва №817 от 18.08.95. “О мерах по обеспечению
правопорядка ...” разрешено в составе дебит. зад-ти держать только зад-ть ,
срок исполнения по кот. не превышает 4 месяцев со дня фактического
получения п/п-должнеком товаров. После истечения срока платежа плюс 4
месяца актив в виде дебит. зад-ти должен перейти в состав убытка, при этом
прибыль для целей налогообложения не уменьшается на эту сумму. Сумма зад-ти
переводится за баланс, где учитывается в течение 5 лет (срок исковой
давности) с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.
Взысканная дебит. зад-ть образует прибыль прошлых лет.
В целях обеспечения платежеспособности дебит. зад-ти ст. ГК 395 правовым
образом закрепила статью упущенной выгоды за пользование деньгами (по
ставке рефинансирования).
Анализ дебит. задолженности.
Для анализа используются данные баланса об изменении объема дебит. зад-ти за год и сведения аналитичесского учета, кот. группируются в своднуе
таблицы по срокам образования и погащения. Это позволяет прояснить общую
картину состояния расчетов и выявить просроченную и сомнительную деб. зад-
ти.
Для оценки оборачиваемости деб. зад-ти используется группа показателей:
1. Оборачиваемость деб. зад-ти = выручка от реализации ,полученная на
условиях последующейоплаты / средняя деб. зад-ть;
2. Период погашения деб. зад-ти = длительность анализируемого периода *
средняя деб. зад-ть / выручка от реализации;
3. Доля деб. зад-ти в общем объеме текущих активов;
4. Доля сомнительной деб. зад-ти, харатеризующая качество деб. зад-ти.
Его рост свидетельствует о снижении ликвидности.
Для регулирования деб. зад-ти необходимо контролировать просроченную зад-
ть, увеличивать число покупателей для снижения риска неуплаты, следить за
соотношением между деб. и кред. зад-тью, предоставлять скидки при досрочной
оплате.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕРИТЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪМА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ.
Три вида измерителей: натуральный,стоимостной, трудовой.
Объем продукции в основном измеряется в стоимостных показателях, кот.
делятся на две группы:
- полностоимостные показатели - определяются на основе цены продукции:
прибыль и затраты. Наиболее популярный - товарная продукция(ТП).
- элементностоимостные показатели, исчисленные на основе отдельных статей
с/с или путем исключения из с/с некоторых элементов. Наиболее популярна-
чистая продукция.(ЧП). Данный показатель определяется на основе цены за
вычетом материальных затрат:ЧП=ТП(ВП) - мат. затраты -амортизация. ЧП
применяется при анализе соотношений темпов роста производительности труда и
средней з/п, для оценки уровня фондоотдачи и др.
Трудовые показатели: Объем выполненных работ определяет трудоемкость -
количество затраченного труда на единицу продукции. Позволяет выявить
влияние побочных факторов на показатели объема производства и выпуска.
Трудоекость определяется с помощью измерителей: 1) нормо-
часы(характеризуют затраты труда, но не качество); 2). нормативная
стоимость обработки: формируется на базе цена-прибыль-прямые материальные
затраты и характеризует только стоимость обработки; 3) нормативная з/п -
норма оплаты труда за единицу продукции.
Данные показатели привлекаются для анализа выполнения плана по объему
производства в тех случаях, когда невозможно использовать натуральные
единицы измерения(многономенклатурность).
Все показатели используются для обобщения оценки общего выполненного
объема производства.
2. ОЦЕНКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПО АССОРТИМЕНТУ И СТРУКТУРЕ,
Номенклатура- перечень наименований изделий с указанием кодов, шифров и
порядковых номеров. установленных для данного вида продукции в
классификаторе перечня продукции.
Ассортимент- номенклатура продукции с указанием количества изделий по
каждому наименованию.
Структура продукции- соотношение между отдельными позициями ассортимента.
Методы оценки исполнения ассортимента. Особенности:
- идеал- 100%
- неисполнени хотя бы одной позиции в ассортиментном плане означает
неисполнение плана ассортимента.
Методы:
1.Метод наименьшего %
А- 90%
Б-100%
В-111%
Ассортимент выполнен на 90%. Данный метод неудачен, т.к. не учитывает
объем продукции данного вида в совокупном.
2.Метод среднего %. пл. факт.
А- 10 12
Б- 10 10
В- 10 8
При расчете % вкл. только в пределах плановых показателей.
% исп. ассортимента=(10+10+8)/30=0,95
3.Метод по количеству использованных позиций: % выполнения
ассортимента=2/3=67%
Наибольший интерес в экономическом анализе представляет оценка соблюдения
структуры, т.к. любое изменение структуры влечет изменение стоимостных
показателей.
Влияние структуры выпущенной прдукции на результаты хозяйственной
деятельности п/п. Пример:
|ткани |план |факт |
| |шт. |руб. |шт. |руб. |
|(12) х/б |500 |6000 |400 |4800 |
|(30) шерсть|500 |15000 |550 |16500 |
|ИТОГО |1000 |21000 |950 |21300 |
% выполнения плана по шт.= 950/1000=0,95 (95%)
% выполнения плана по руб.=21300/21000=101,4% m+v+c товарная продукция=101.4% v+m чистая прибыль=100,3% v нормир. з/п=98.3%
Если бы структура изменилась пропорционально, то разницы между индексами
ТП, ЧП, норм. з/п не было бы.
Система показателей Оценка разновыгодности производства разных видов
продукции базируется на анализе показателей рентабельности(прибыль на
единицу/ цена) и затрат материалов и труда на руб. стоимости( мат. затраты
/ цена и трудоемкость / цена). Пример:
|показатели |А |Б |
|I. ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ| | |
|1. Цена |1000 |2000 |
|2.Затраты |780 |1600 |
|3.в т. ч. переменные |540 |1280 |
|4.из них прямые мат. |400 |700 |
|затраты | | |
|5. Трудоемкость |10 |25 |
|6.Прибыль |220 |400 |
|7.Доход на единицу |460 |720 |
|II.ПРОИЗВОДНЫЕ | | |
|ПОКАЗАТЕЛИ | | |
| Рентабельность |22 |20 |
|(6)/(1),% | | |
| Рентабельность |46 |36 |
|(7)/(1),% | | |
| Затраты материалов на|0,40 |0,35 |
|руб. стоимости (4)/(1)| | |
| Затраты труда на руб.|0,01 |0,0125 |
|стоимости (5)/(1) | | |
3. АНАЛИЗ КАЧЕСТАВА ПРОДУКЦИИ
Вся отечественная и импортная продукция должна быть сертифицирована, т.е.
признана годной. Оценка качества важна при составлении бизнес-плана,
сертификации. Для этого используется частичные показатели качества
продукции. Все показатели подразделяются на 3 группы: функциональные,
ресурсосберегающие, эргономичности. Наибольший интерес представляют
функциональные показатели- показатели потребительских свойств продукта. К
основным функциональным показателям относятся: I. Показатели технического
эффекта- это способность изделия выполнять свои функции в заданных условиях
использования по назначению. Основными показателями этой группы являются :
мощность агрегата, производительность и др. эксплутационные характеристики.
II. Показатели надежности: показатели безотказности- свойства изделия
сохранять работоспособность в теч. определенного времени без вынужденных
перерывов, показатели долговечности- это способность сохранять
работоспособность до предельного состояния, показатели сохраняемости- это
способность изделия восстанавливать свои эксплутационные свойства в
теч.определенного срока хранения или транспортировки.
К ресурсосберегающим относятся: I. Показатели технологичности
конструкций, в кот. сосредоточена технологическая рациональность
конструкции, преемственность конструктивных решений. II. Показатели
ресурсоемкости- совершенство изделия по степени использования материальных
и энергетических ресурсов в процессе функционирования.
К показателям эргономичности (соответствие изделия требованиям,
предъявляемых к нему при работе человеком) относятся и показатели
экологичности(сохранность экологии, безопасность для пользования), и
показатели эстетичности.
Определение обобщающего показателя качества.
|Частные |Единицы |А |Б |В |
|показатели |измерения | | | |
|качества | | | | |
|Грузоподъемно|тонны |100 |110 |90 |
|сть | | | | |
|Угол поворота|градусы |110 |120 |160 |
|Скорость |метр/мин |4 |6 |7 |
|подъема | | | | |
|Вес |тонны |30 |25 |33 |
|Наработка на |час |60 |50 |55 |
|отказ | | | | |
|Уровень шума |дециб. |80 |75 |70 |
Переход к единым единицам измерения:
А Б В Вес
0,909 1 0,818 90%
........ . ........ .......
0,875 0,933 1
В математике существ. метод экспертных оценок. Этим методом заполняется
колонка вес.
1.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Основные средства - это активы долгосрочного использования. Два признака
отнесения активов к основным средствам: стоимость и срок службы. По
Постановлению 1442 лимит стоимости - 100 min окладов, срок - более 1 года.
Основные средства, согласно Положению №170 , оцениваются по фактическим
затратам на приобретение, т. е. прежде , чем учесть объект на сч. 01 ,
основные средства учитывают на накопительном сч.08.
Фактические затраты включают расходы: -по монтажу; -хранению;
-транспортировке; -комиссионнные; -% по кредиту, если они начинают
выплачиваться до приобретения ( если после, то покрывается за счет сч.80) и
др.
В зависимости от времени и от состояния ОФ различают следующие виды
стоимостной оценки:
1. первоначальная - фактическая стоимость ОФ на момент ввода их в
эксплуатацию (все, что с 08 списывается на 01)
2. остаточная ( первоначальная стоимость за вычетом износа) . Начисление
износа осуществляется исходя из срока службы и единых норм амортизационных
отчислений. Указ Президента №685 предполагает, что будут определены более
укрупненные группы оборудования, по кот. будут установлены единые нормы
отчислений. В международной практике используются следующие методы
начисления амортизации: метод равномерного списания стоимости, метод
начисления износа пропорционально объему выполненных работ; метод суммы
чисел и метод уменьшающегося остатка; в РФ - линейный и ускоренный (не
более чем в 2 раза). Индекс-дефлятор позволяет ускорять начисление износа
более чем в 2 раза в случае реализации основных средств. Он устанавливается
Госкомстатом ежеквартально и показывает индекс переоценки основных средств.
3. восстановительная (стоимость воспроизводства ОС в современных
условиях)
Для определения восстановительной стоимости проводится переоценка ОС
только по решению Правительства (текущая переоценка - 5-я по счету).
Способы переоценки: индексный ( путем индексации балансовой стоимости по
индексам Госкомстата ) и по рыночной стоимости (путем прямого пересчета
балансовой стоимости применительно к рыночным ценам ); экспертная оценка
независимыми оценщиками - самый дорогой путь, используется для НЗП,
периодической печати, памятников истории и культуры. Уценка возможна лишь в
размере ранее произведенной дооценки по сч.87. Переоценка 1997г.
неединовременно в течении 2-х месяцев, а в течение одного года.
В соответствии с принятым Госкомстатом классификатором основных средств
принято 12 групп ОС . Указом Президента №685 предполагалось ввести
общероссийский классификатор, укрупняющий 12 позиций в 3. Нормы амортизации
рассчитываются не по отдельным видам ОС, а в целом по группам, за
исключением 1 группы (крупные объекты - здания, сооружения). Этот указ
должен был быть введен в действие с 01.01.97. , но был приостановлен
Правительством до 01.01.98.
Классификация ОС по назначению:
- основные промышленно-производственные фонды (для осуществления основной
деятельности организации) могут быть и в нематериальной сфере;
- основные призводственные фонды других отраслей
- непроизводственные фонды.
Классификация промышленных производственных фондов по степени участия в
производстве: активные и пассивные (обслуживающие активные).
Классификация ОС по принадлежности: собственные (отраженные в балансе ) и
арендованные (по логике только за балансом).
1а) Ивестиционный анализ
Существует ПБУ “ долгосрочные инвестиции” Постановление №160. Инвестиции
могут быть в производство и фондовые ценности. Производственные инвестиции
продать невозможно, а фондовые можно.
Для того чтобы выбрать в качестве пути увеличения выпущенной продукции
наращивание производственных мощностей, важно оценить эффективность
производимых капвложений до момента осуществления инвестиций. Три основных
группы методов оценки эффективности инвестиций - метод окупаемости
- метод отдачи на вложение капитала
- методы дисконтирования денежных поступлений
Метод окупаемости прост, быстр в применении. Срок окупаемости -
промежуток времени, в конце кот. сумма притока денежных средств, полученная
от исполнения проекта, станет равной сумме первоначальных денежных
расходов: срок окупаемости = инвестиционные затраты / (прибыль + амортизация).
Расчет срока окупаемости производят путем постепенного вычитания из общеого
объема КВ суммы амортизации и чистой прибыли за очередной интервал
планирования. Интервал, в кот. остаток затрат становится отрицательным,
означает срок окупаемости. Если отрицательного значения не удается достичь, значит срок окупаемости больше срока жизни проекта( точность зависит от
частоты разбивки на интервалы планирования).
Метод отдачи на вложенный капитал( простая норма прибыли) : данный
показатель определяется путем сравнения либо средней ожидаемой прибыли за
инвестиционный период к средней величине инвестиций, либо суммарной прибыли
к суммарной величине инвестиций. Этот метод показывает, какая часть
инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала
планирования. Сравнивая расчетную величину простой нормы прибыли с
минимальным или средним уровнем доходности, делается заключение о
продолжении или прекращении работы над проектом.
Если у инвестора ограничены финансовые возможности и отсутствует кредит,
то выбирается проект с наибыстрейшей отдачей. В другой ситуации выбирается
большедоходный проект. Вышеназванные методы не учитывают изменение
стоимости денежных поступлений во времени. Поэтому используются методы
дисконтирования.
Дисконтирование позволяет определить финансовый эквивалент будущей
денежной суммы, т.е. позволяет уменьшить ее на доход, нарастающий за
определенный срок по правилам сложных %.
FV=PV*(1+i)n
PV=FV/(1+i)n=FV* (1/(1+i)n) (характеризует обещ. денег, приводит к одной
базе доходность разных лет где PV-стоимость будущего дохода
FV- размер будущего дохода n- число лет от базового года i- ставка рефинансирования
Метод чистой текущей стоимости (NPV) - Дисконтированная стоимость будущих
денежных потоков, соотнесенная с начальными затратами на инвестирование,
представляет собой сопоставление доходов и расходов по проекту.
Если NPV>0, то проект эффективен и приносит доход выше заданного уровня
рентабельности. Если NPV0; В- уровень рентабельности, при кот. NPV