СОДЕРЖАНИЕ
1 понятие и основное определение, предмет, содержание экономического анализа
задача 1
задача 2
задача 3
задача 4
задача 5
литература
1 понятие и основное определение, предмет, содержание экономического анализа
Экономический анализ - выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории).
Само понятие "анализ" обозначает прием научного мышления и является методом любой науки. То есть, используя слово "анализ" в названии научной дисциплины или учебного предмета, мы должны помнить, что рассматривать это понятие само по себе, без предмета исследования, не имеет смысла.
Являясь прикладной наукой, экономический анализ оказывается полезен и необходим только тогда, когда в результате его применения повышается эффективность практической деятельности людей, когда появляется возможность предвидеть и прогнозировать развитие экономической ситуации на конкретном предприятии и принимать рациональные (научно обоснованные) управленческие решения.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:
а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;
в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
д) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.
Наиболее важный момент анализа - установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности причин и факторов.
Предметом экономического анализа может быть экономика объектов от страны в целом и до отдельного рабочего места. Чаще всего предметом такого анализа является экономика отдельного предприятия, фирмы, которая рассматривается во взаимодействии с технической стороной производства и экономической политикой государства.
Содержание экономического анализа:
Исследование экономических процессов, факторов и причин, их обуславливающих, и количественная оценка проявляющихся здесь закономерностей;
Научное обоснование планирования и разработки нормативов;
Определение использования и эффективности ресурсов;
Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности;
Ее оптимизация по принятому критерию и выявление на этой основе возможных внутрихозяйственных резервов улучшения деятельности предприятий, фирм, предпринимателей;
Обеспечение маркетинговых исследований.
Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи, к которым относятся:
повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки (реализуется в ходе осуществления ретроспективного анализа хозяйственной деятельности). Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии, выявить основные факторы, оказавшие существенное влияние на хозяйственную деятельность в прошлом и имеющие возможность оказать влияние в будущем.
объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, качеству и ассортименту продукции, работ, услуг реализуется по данным учета и отчетности.
определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов.
выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса). Экономический анализ, являясь управленческой наукой, оправдывает себя в полной мере лишь тогда, когда будет принесена реальная польза. Она состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производства.
испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы). В условиях рыночных отношений важное значение приобретает оперативность управления. Любое решение независимо от срока его принятия должно быть обоснованным и мотивированным.
Таким образом, экономический анализ играет важную роль в управлении и эффективном функционировании предприятия. Именно поэтому так важно правильно организовать систему экономического анализа, которая всегда поможет принять правильное решение и даст информацию руководителям и работникам предприятия.
задача 1
Оценить влияние факторов – погрузки в вагонах Vgr и средней статической нагрузки р вагона – на результативный показатель – погрузку в тоннах SРgr.
Таблица 2.1
Показатель | Период | |
Базисный | Текущий | |
Погружено грузов, т | 120600 | 132450 |
То же, ваг. | 2940 | 3190 |
Средняя статическая нагрузка на вагон | 41,02 | 41,52 |
Проанализировать влияние факторов – массы поезда брутто Qbr, коэффициента поездного пробега Kms и среднесуточного пробега локомотивов S1 на результативный показатель – производительность локомотива F1.
Таблица 2.2
Показатель | Период | |
Базисный | Текущий | |
Масса поезда брутто, т | 3683 | 3621 |
Коэффициент поездного пробега | 0,86 | 0,87 |
Среднесуточный пробег локомотива, км | 528,0 | 521,0 |
Среднесуточная производительность локомотива тыс. тґкм брутто | 1672,4 | 1641,3 |
РЕШЕНИЕ
Решим задачу способом разниц.
1. Найдем влияние факторов на результативный показатель – погрузку в тоннах. Влияние погрузки в вагонах: (3190 – 2940)ґ41,02 = 10255 т.
Влияние средней статистической нагрузки на вагон: (41,52 – 41,02)ґ3190 = 1595 т.
Общее изменение погрузки в тоннах составляет 11850 т, что соответствует сумме изменений под воздействием отдельных факторов.
2. Найдем влияние факторов на производительность локомотива.
Влияние массы поезда брутто: (3621 - 3683)ґ0,86ґ528 = -28153.
Влияние коэффициента поездного пробега: 3621ґ(0,87-0,86)ґ528 = 19105.
Влияние среднесуточного пробега локомотива: 3621ґ0,87ґ(521-528) = -22052.
Определим общее изменение: 1672400 – 1641300 = -28153 + 19105 – 22052 = 31100 тґкм брутто.
Теперь рассчитаем задачу методом цепных подстановок.
1. Базисный результативный показатель составляет 120600 т и равен произведению влияющих на него факторов, т.е. 120600 = 2940ґ41,02.
Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение: 3190ґ41,02 = 130854.
Определение влияния на результативный показатель количественного фактора: 130854 – 120600 = 10254.
Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение: 3190ґ41,52 = 132450.
Определение влияния на результативный показатель качественного фактора: 132450 – 130854 = 1596.
Определение общего изменения результативного показателя:
132450 – 120600 = 1596+10254 = 11850 т.
Таким образом, погрузка в тоннах изменилась на 11850 т. В том числе за счет увеличения погрузки в вагонах на 250 вагонов погрузка в тоннах увеличилась на 10254 т. За счет увеличения средней статистической нагрузки на 0,5 т погрузка увеличилась на 1596 т.
2. Базисный результативный показатель составляет 1672400 т и равен произведению влияющих на него факторов, т.е. 1672400 = 3683ґ0,86ґ528,0.
Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение: 3621ґ0,86ґ528,0 = 1644224.
Определение влияния на результативный показатель количественного фактора: 1644224 – 1672400 = -28176.
Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение: 3621ґ0,87ґ528,0 = 1663343.
Определение влияния на результативный показатель качественного фактора: 1663343 – 1644224 = 19119.
Расчет третей подстановки путем замены базисного значения последнего фактора на его текущее значение: 3621ґ0,87ґ521 = 1641300.
Определение влияния фактора на результативный показатель:
1641300 – 1663343 = -22043.
Определение общего изменения результативного показателя:
1641300 – 1672400 = -28176+19119-22043 = -31100 тґкм брутто.
Таким образом, каждый из факторов оказывает значительное влияние на результативный показатель. Среднесуточная производительность локомотива изменилась на 31,1 тыс. тґкм брутто. За счет сокращения массы поезда брутто на 62 т производительность снизилась на 28,2 тыс. тґкм брутто. За счет увеличения коэффициента поездного пробега на 0,01 производительность повысилась на 19,1 тыс. тґкм брутто. За счет снижения среднесуточного пробега локомотива на 7 км производительность снизилась на 22,0 тыс. тґкм брутто.
задача 2
На сколько процентов возрастут эксплуатационные расходы Eqp, если себестоимость 10 приведенных тонно-километров eqp сократились на 2,2%, а приведенная работа SPlpq возросла на 5,6%?
В отчетном году выполнение пассажиро-километров в пригородном сообщении SPрlпр составило 98,6%. Количество перевезенных пассажиров в этом виде сообщений SPрпр возросло на 0,5%. Как изменится средняя дальность перевозки пассажиров пригородного сообщения Lрпр?
Как изменилась производительность труда работников железной дороги В, если в отчетном периоде фондоотдача Кфо по приведенным тонно-километрам увеличилась на 2,7%, среднегодовая стоимость основных производственных фондов Фп возросла на 1,0%, а среднесписочная численность работников N, уменьшилась на 0,7%?
Основные фонды производственного назначения Фп предприятия составляют 93% от общей суммы основных фондов Ф. В отчетном периоде они увеличились на 3,5%. При этом основные фонды непроизводственного назначения Фнп возросли на 7%. Определить, как изменилась стоимость основных фондов под влиянием изменения стоимости производственных и непроизводственных фондов?
Как изменится величина грузооборота в прямом сообщении ЕРglп, если в местном сообщении SPglм имело место увеличение грузооборота на 7,4%, а общий грузооборот SPlg возрос на 3,5%. По плану удельный вес местного сообщения в общей величине грузооборота wм составляет 30%.
РЕШЕНИЕ
Эксплуатационные расходы находятся как произведение себестоимости на работу. Тогда изменение эксплуатационных расходов находится как сумма изменений указанных факторов, т.е. 2,2+5,6 = 7,8%.
Средняя дальность перевозки рассчитывается как отношение пассажиро-километров к количеству пассажиров. Т.е. это первый тип взаимосвязи. Так как выполнение пассажиро-километров составило в отчетном году 98,6%, значит оно уменьшилось по сравнению с базисным на 1,4%. Таким образом, получаем изменение средней дальности перевозки как: -1,4 – 0,5 = -1,9%, т.е. средняя дальность перевозки снизилась.
Фондоотдача представляет собой отношение объема произведенной продукции к средней стоимости основных фондов. Найдем изменение объема произведенной продукции как сумму изменения фондоотдачи и стоимости основных фондов: 2,7+1=3,7%. Производительность труда находится как отношение объема произведенной продукции к среднесписочной численности работников, т.е. изменение производительности находится как: 3,7-(-0,7) = 4,4%.
Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Если производственные составляют 93% от общей суммы, то непроизводственные составляют 7%. Значит это взаимосвязь второго типа. Найдем изменение основных фондов: 3,5ґ0,93+7ґ0,07 = 3,75%.
Общий грузооборот состоит из грузооборота местного сообщения и грузооборота прямого сообщения. Тогда изменение грузооборота в прямом сообщении составит: (3,5-7,4ґ0,3)/0,7=1,8%.
задача 3
Проанализировать изменение средней грузоподъемности автомобиля р под влиянием факторов: структуры автопарка gi и грузоподъемности автомобиля каждого вида автомобиля Рi (i – вид автомобиля).
Таблица 4.1
Модификация автомобиля | Количество автомобилей n, шт. | Грузоподъемность Рl, т | ||
Период | Период | |||
Базисный | Текущий | Базисный | Текущий | |
Автомобиль с прицепом | 56 | 51 | 26,3 | 24,3 |
Автомобиль без прицепа | 45 | 43 | 15,3 | 16,8 |
РЕШЕНИЕ
Решение задачи произведем в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Виды автомобилей | Структура автопарка,% | Грузоподъемость, т | Изменение структуры, % (гр.3-гр.2) | Изменение грузоподъемности, т (гр.5-гр.4) | Отклонение грузоподъемности по каждому автомобилю от средней по плану (гр.4-итог гр.4) | Влияние на изменение грузоподъемности | |||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | Изменение структуры (гр.6ґгр.8/100) | Изменение грузоподъемности по каждому виду автомобиля (гр.7ґгр.3/100) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
С прицепом | 55 | 54,3 | 0,47 | 0,48 | -0,7 | +0,01 | +0,06 | -0,00042 | +0,0054 |
Без прицепа | 45 | 45,7 | 0,34 | 0,37 | +0,7 | +0,03 | -0,07 | -0,00049 | +0,0137 |
всего | 100 | 100 | 0,41 | 0,43 | - | +0,02 | - | -0,00091 | +0,0181 |
В отчетном году грузоподъемность перевыполнена на 0,02 т, главным образом (на 0,0181) за счет изменения грузоподъемности по каждому автомобилю, а также произошло снижение на 0,00091 за счет изменения структуры автопарка.
задача 4
Рассчитать влияние объема перевозок в приведенных тонна-километрах Sрlpg и себестоимости 10 приведенных тонно-километров еpg на изменение эксплуатационных расходов Еgp.
Таблица 5.1
Показатель | Период | |
Базисный | Текущий | |
Эксплуатационные расходы, тыс. р. | 28914700 | 28887300 |
Приведенные тонно-километры, млн. | 90955 | 97693 |
Как изменится погрузка в тоннах SРgr под влиянием изменения количества погруженных вагонов vgr и средней статической нагрузки вагона р?
Таблица 5.2
Показатель | Период | |
Базисный | Текущий | |
Погружено грузов, тыс. т | 52500 | 57468 |
Средняя статическая нагрузка вагона, т | 46,92 | 47,57 |
Проанализировать изменение валового сбора зерновых Vз и технических культур Vт под влиянием структурных сдвигов в посевных площадях gi (i – вид культуры).
Таблица 5.3
Показатель | Период | |
Базисный | Текущий | |
Валовый сбор культур | 15770 | 15659 |
В том числе: Зерновых технических |
13575 2105 |
12924 2735 |
Посевная площадь всего, га | 1000 | 1000 |
В том числе под: Зерновыми техническими |
750 250 |
710 290 |
РЕШЕНИЕ
Рассчитаем корректировочный индекс: 97693/90955=1,07.
Корректируем результативный показатель: 28914700ґ1,07=30938729 тыс. руб.
Рассчитываем влияние объема перевозок на изменение эксплуатационных расходов: (30938729-28914700) = +2024029 тыс. руб.
Рассчитываем влияние себестоимости на изменение эксплуатационных расходов: (28887300-30938729)=-2051429 тыс. руб.
Проверка: -27400=(2024029-2051429) тыс. руб.
В текущем периоде получено снижение эксплуатационных расходов по сравнению с базисным на 27400 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема перевозок произошло увеличение расходов на 2024029 тыс. руб. и снижение на 2051429 за счет снижения себестоимости.
Рассчитаем корректировочный индекс: 47,57/46,92=1,014.
Корректируем результативный показатель: 52500ґ1,014=53235 тыс. т.
Рассчитываем влияние изменения количества погруженных вагонов на изменение погрузки в тоннах: (53235-52500) = +735 тыс. т.
Рассчитываем влияние себестоимости на изменение эксплуатационных расходов: (57468-53235) = +4233 тыс. т.
Проверка: 4968=735+4233 тыс. т.
В текущем периоде получено повышение погрузки в тоннах по сравнению с базисным на 4968 тыс. т., в том числе за счет увеличения количества погруженных вагонов на 735 тыс. т. и на 4233 тыс. т. за счет увеличения средней статистической нагрузки.
3. Рассчитываем корректировочные коэффициенты:
I1=1000/1000=1;
I2=710/750=0,95;
I3=290/250=1,16.
Скорректируем значения валового сбора с учетом полученных индексов:
15770ґ1=15770 га;
13575ґ0,95=12896,3 га;
2105ґ1,16=2441,8 га.
Сопоставляем величину скорректированного результативного показателя и сумму величин скорректированных его частей:
15770-(12896,3+2441,8)=431,9 га.
задача 5
Произвести расчет:
а) среднесуточной производительности локомотива Fl в базисном и текущем периодах и ее абсолютное изменение DFl;
б) влияния факторов (массы поезда брутто, доли поездного пробега, среднесуточного пробега локомотива) на изменение производительности локомотива:
DFl(Qbr), DFl(a), DFl(S);
в) изменения парка локомотивов под влиянием изменения производительности локомотива DM(Fl);
г) коэффициента долевого участия l;
д) влияние факторов (массы поезда брутто, доли поездного пробега, среднесуточного пробега локомотива) на изменение парка локомотивов DМ(Qbr), DM(a), DM(Sl).
Таблица 6.1
Показатель | Период | |
Базисный | Текущий | |
Тонно-километры брутто | 113903 | 113500 |
Среднесуточный пробег локомотива | 415 | 442 |
Средний вес поезда брутто | 2571 | 2526 |
Коэффициент вспомогательного пробега | 0,139 | 0,111 |
РЕШЕНИЕ
1. Рассчитываем среднесуточную производительность локомотива.
В базисном периоде: 2571ґ415ґ0,239=255004,6 тґкм брутто;
В текущем периоде: 442ґ2526ґ0,111=123930,6 тґкм брутто.
Абсолютное отклонение: 123930,6-255004,6=-131074 тґкм брутто.
2. Рассчитываем влияние факторов на результативный показатель.
Базисный результативный показатель составляет 255004,6 тґкм брутто.
Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение: 2526ґ0,139ґ415 = 145712,3.
Определение влияния на результативный показатель массы поезда брутто: 145712,3 –255004,6 = -109292,3.
Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение: 2526ґ0,111ґ415 = 116360,2.
Определение влияния на результативный показатель доли поездного пробега: 116360,2 – 145712,3 = -29352,1.
Расчет третей подстановки путем замены базисного значения последнего фактора на его текущее значение: 2526ґ0,111ґ442 = 123930,6.
Определение влияния среднесуточного пробега локомотивов на результативный показатель: 123930,6 – 116360,2 = 7570,4.
Определение общего изменения результативного показателя:
-131074 = -109292,3-29352,1+7570,4 тґкм брутто.
3. Определим изменение парка вагонов под влиянием изменения производительности локомотива: 113500ґ1000000/365(1/123930,6-1/255004,6)=+1290 ваг.
4. Рассчитаем коэффициент долевого участия: 1290/-131074=-0,0098.
5. Рассчитаем влияние факторов на изменение парка локомотивов:
влияние массы поезда брутто: -109292,3ґ(-0,0098)=1071,1;
влияние доли поездного пробега: -29352,1ґ(-0,0098)=287,7;
влияние среднесуточного пробега локомотива: 7570,4ґ(-0,0098)=-74,2.
Общее изменение: 1071,1+287,7-74,2=1284,6 ваг.
литература
Анализ хозяйственной деятельности железных дорог / Винниченко Н.Г., Данилин В.Ф., Иванченко А.Ф. и др. – М.: Транспорт, 1982. – 234 с.
Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 424 с.
Маренков Н. Экономический анализ. – М.: Феникс, 2004. – 416 с.
Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Феникс, 2005. – 554 с.