Содержание
Введение
1. Таможенное дело РФ.
2. Таможенная политика РФ
3. Международная экономическая интеграция
4. Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству
Заключение
Введение
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства
принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики.
Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно
сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и
внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в
стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер
и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного
российского общества.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика,
а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей,
таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения
таможенной политики в жизнь.
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.
Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и
практикой-основное направление развития таможенного дела России на
современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В
интересах развития и укрепления международной экономической интеграции
Российская Федерация (ст. 4 Таможенного кодекса РФ) создает с другими
государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает
соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного
права. При этом согласно ст. 6 Таможенного кодекса РФ применяется принцип
приоритета международного договора над внутренним российским таможенным
законодательством, т. е. если международным договором установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными
актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются
правила международного договора.
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает
Таможенный кодекс. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и
организационные основы таможенного дела и направлен на защиту
экономического суверенитета и экономической безопасности Российской
Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством,
обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных
органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
1. Таможенное дело РФ.
В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса РФ под таможенным
делом в Российской Федерации понимаются таможенная политика Российской
Федерации и основные средства ее реализации: порядок и условия перемещения
товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу,
взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и
т.д.
Понятие таможенной политики Российской Федерации раскрывается в статье
2 Таможенного кодекса РФ через определение ее основных целей: обеспечение
наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации,
участие в реализации торгово-политических задач по защите российского
рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию
проведению структурной перестройки и других задач экономической политики
Российской Федерации.
Цели таможенной политики, реализуемой посредством таможенного тарифа,
закреплены в статье 1 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном
тарифе": рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую
Федерацию, поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров,
валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, создание
условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления
товаров, защита российской экономики от неблагоприятного воздействия
иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции
Российской Федерации в мировую экономику.
Конституционная норма об отнесении таможенного регулирования к ведению федеральной власти воспроизведена в ряде других законодательных актов. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в ведении Российской Федерации находятся вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.
Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
2.Таможенная политика РФ.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная политика- неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.
В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).
Цели таможенной политики Российской Федерации определены в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также уточнены применительно к таможенно-тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.
В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.
Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.
Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.
С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает
выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод
человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного
кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из
Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств "исходя из
соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка,
нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и
растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного,
исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и
зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты
интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей
ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на
основании актов законодательства Российской Федерации и международных
договоров Российской Федерации".
Использование таможенных инструментов призвано также содействовать
прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в
Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского
экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной
продукции, в первую очередь машинно-технической.
Задачей таможенной политики является также защита экономики России от
неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке
присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из
которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят
отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень
внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и
внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут
использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется
поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития
рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных,
в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно
повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность
- чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и
приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.
Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в ред. Указа
Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение
национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере
являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо
отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных
производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и
обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг".
Таможенная политика выполняет также фискальную функцию. Уплачиваемые
таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы,
таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов.
О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания
по таможенной пошлине и иным таможенным платежам. Наконец, еще одной
задачей таможенной политики является обеспечение условий для эффективной
интеграции России в мировую экономику. О нацеленности таможенного
законодательства на "активизацию связей российской экономики с мировым
хозяйством" говорится в преамбуле Таможенного кодекса РФ. В статье 2 этого
Кодекса в качестве направления развития таможенного дела в Российской
Федерации определены гармонизация и унификация с общепринятыми
международными нормами и практикой. "В интересах развития и укрепления
международной экономической интеграции Российская Федерация создает с
другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает
соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного
права", - так закреплено в статье 4 Таможенного кодекса РФ.
Подобная норма содержится и в Федеральном законе "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" (ч. 2 ст. 5): "В целях
интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права участвует в международных договорах о таможенных
союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой
таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного
регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-
участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При
этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный
тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц
деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются
национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".
Курс на интеграцию Российской Федерации в мировую экономику был
подтвержден в Плане действий Правительства РФ в области политики и
модернизации экономики на 2000 - 2001 годы (утвержден распоряжением
Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р). Этот документ
предусматривает следующее: "Таможенная политика будет осуществляться в
соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей
реформирования таможенной системы на 2000 - 2001 годы является
стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых
хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также
обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин. В
этих целях Правительство РФ намерено поэтапно снизить и унифицировать
тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать практику
таможенного администрирования".
2.Международная экономическая интеграция.
Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле. Общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.
"Внешняя" направленность таможенного дела нашла свое выражение в статье
4 Таможенного кодекса РФ, допускающей в интересах развития и укрепления
международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с
другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение
международных договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии
с нормами международного права.
Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).
В части 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ закреплено: "Российская
Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в
области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации
развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми
международными нормами и практикой".
Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может
регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего
законодательства. В то же время очевидным является международное значение
таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом
договорного регулирования. Если государство при решении таможенных вопросов
не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную
политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть "таможенные войны",
осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом.
Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области
продиктована также сложностью современных таможенных тарифов,
существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей,
препятствующих развитию международной торговли.
Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.
Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.
Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.
В статье 6 Таможенного кодекса РФ закреплен принцип приоритета
международного договора перед внутренним таможенным законодательством:
"Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами
законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются
правила международного договора".
Положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ о создании таможенных союзов
и зон свободной торговли с участием Российской Федерации нашли свое
развитие в части 2 статьи 5 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности": "В целях интеграции экономики
Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права
участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной
торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без
применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли
между странами - участницами этих союзов и странами-участницами
деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-
участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в
отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности,
осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные
таможенные тарифы в торговле с третьими странами".
Особо следует остановиться на определении таможенного союза, который
является международно-правовым инструментом согласования таможенной
политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье XXIV
Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз
определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких
таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей
(единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное
обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя
граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли
со странами-нечленами таможенного союза (внешний аспект).
Как уже отмечалось (при цитировании ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), таможенный союз представляет собой более высокий уровень экономического сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран-членов союза.
В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и правительств
стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании Экономического
союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов в рамках
СНГ (ст. 4): "Договаривающиеся Стороны согласились, что Экономический союз
создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в
осуществлении экономических реформ через межгосударственную
(многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий
рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз".
В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Государства-участники Таможенного союза исходят из того, что
основополагающим принципом такого экономического объединения является
наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года (ст. 1)
устанавливается, что формирование единой таможенной территории
осуществляется путем:
- отмены во взаимной торговле товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.
В решении "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года" (принято в г.
Минске 15 сентября 1997 года) указывается, что Соглашением о Таможенном
союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с
которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный
контроль при перемещении товаров между государствами-участниками.
Национальным законодательством государств-участников режим единой
таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с
территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении
товаров, происходящих с территории третьих стран, но выпущенных для
свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской
Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на
территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.
Высший Совет Союза Беларуси и России в своем решении N 2 от 28 апреля
1999 года "О завершении формирования единого таможенного пространства Союза
Беларуси и России" установил, что таможенная территория Республики Беларусь
и таможенная территория Российской Федерации образуют таможенное
пространство Союза Беларуси и России, на котором не применяются таможенный
контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, другие ограничительные
меры во взаимной торговле в отношении товаров гражданского назначения,
происходящих из этих территорий, а также приняты идентичные меры по
регулированию каждым государством-участником Союза взаимной торговли и
торговли товарами, происходящими с территории третьих стран.
В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.
В основу деятельности ВТО, сменившей в 1995 г. Генеральное соглашение
по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной
торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и
услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для
национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение
торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами.
Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения
ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров.
5. Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.
В системе таможенного права можно условно выделить две составные части- внутреннее (национальное) таможенное законодательство и международно- правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
становятся составной частью прямого действия и применения норм
международного права органами власти, в том числе органами правосудия.
Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно
на нормы международного права.
В той же статье Конституции РФ закрепляется: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Соответствующая норма была воспроизведена и в таможенном законодательстве - в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также в статье 38 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров
Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 года N
101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Этот
законодательный акт применяется в отношении международных договоров
Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и
договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования
(договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).
Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам,
полностью урегулированы Федеральным законом "О международных договорах
Российской Федерации", поэтому данный Закон должен применяться в единстве с
двумя Венскими конвенциями о праве международных договоров (одна из них -
Конвенция 1969 года - касается договоров с участием государств, другая -
Конвенция 1986 года - касается договоров с участием государств и
международных организаций) и нормами международного обычного права, которые
регулируют вопросы, не нашедшие своего решения в положениях Венских
конвенций.
Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в
специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и
соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.
Примером последних могут служить международные торговые договоры и
соглашения. Так, в статье 2 Торгового соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992
года) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг
другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается
таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта,
включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к
таможенной оценке, и т.д.
Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д.
Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на
двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между
Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и
беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского
сотрудничества в области исследования и использования космического
пространства в мирных целях).
Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.
Заключение
Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России
только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих
связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с
Государственным таможенным комитетом РФ, являющимся структурным звеном в
системе федеральных органов государственной власти РФ.
Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в
Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются: участие в реализации торгово-
политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития
национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки;
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской
Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.
Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.