Рефетека.ру / Таможенная система

Курсовая работа: История таможенного дела России

Курсовая работа


История таможенного дела России

СОДЕРЖАНИЕ


введение

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

1.1 Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела

1.2 Роль эффективной таможенной политики для государства

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ В 18 – НАЧАЛО 20 ВЕКА

2.1 Становление таможенной службы России

2.2 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 18 века

2.3 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 19 века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


введение


Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является рассмотрение теоретических аспектов таможенной политики и таможенного дела, а так же подробное исследование практики таможенного дела и таможенной политики 18 -19 веков.

Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА


1.1 Понятие и особенности таможенной политики и таможенного дела


Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) возрастает роль и значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Поэтому Всемирная таможенная организация считает показателями высокого уровня развития государственного регулирования внешнеторговой деятельности наличие необходимой правовой базы, отвечающей требованиям сегодняшнего времени, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Руководство Российской Федерации очень внимательно и серьезно относится к высказываниям Всемирной таможенной организации. Поэтому в 2006-2009 гг. были предприняты меры по упорядочению правовой базы деятельности федеральных органов исполнительной власти, упрощению процедур ввоза товаров, внедрению новейших информационных технологий различных видов государственного контроля. Эти меры способствовали повышению в 2007 г. административно-правовой и экономической эффективности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федерации.

Повышение эффективности контроля за ввозом запрещенных либо ограниченных к ввозу товаров позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса.

Функция обеспечения соблюдения ограничений при осуществлении внешнеэкономической деятельности стала рассматриваться в качестве одной из важнейших составных частей таможенного регулирования, играющей ведущую роль в обеспечении экономической безопасности России.

В 2009 году таможенными органами Российской Федерации при выпуске товаров проверено свыше 10 млн. разрешительных документов, представленных для целей таможенного оформления, из них: 95,3 % - документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям; 1,6% - документы в области военно-технического сотрудничества и экспортного контроля; 3,1% - документы, представляемые при перемещении специфических товаров.

Серьезной проблемой продолжают оставаться правонарушения, имеющие место при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основную угрозу экономической безопасности Российской Федерации при импорте товаров продолжают создавать, прежде всего, незаконные операции с товарами с высоким уровнем налогообложения.

Наличие на внутреннем рынке большого количества иностранных товаров, в отношении которых не были применены или частично использованы меры экономической политики, подрывает в первую очередь позиции добросовестного отечественного производителя. Ущерб от данной "товарной интервенции" невосполним: закрытие российских предприятий, потеря рабочих мест, уничтожение российской технологии производства целой номенклатуры товаров.

Проблема борьбы с вышеуказанными противоправными деяниями во многом осложняется наличием большого и не в полной мере контролируемого иными органами оптового и розничного рынка, на котором действует целая цепь фирм-посредников.

В настоящее время государственные органы, компетентные в данной области, не имеют реальной возможности быстро и эффективно установить законность нахождения товара в торговом обороте. Часто это приводит к тому, что в ходе проводимых проверок несут убытки добросовестные предприниматели, а недобросовестные участники ВЭД получают шанс уйти от ответственности. Таким образом, решение вопросов борьбы с контрабандой и обеспечения безопасности ввозимых товаров без принятия жестких и действенных мер по стабилизации внутреннего торгового оборота иностранных товаров недостаточно.

Ситуацию усугубляют недостатки в материально-техническом обеспечении и недостаточное количество личного состава контролирующих федеральных органов власти на границе, что в определенной степени создает условия для возможного контрабандного ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

С учетом складывающейся обстановки, во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, и, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, а также межведомственных и межгосударственных договоров, соглашений и обязательств в 2007 г. таможенными органами осуществлялись мероприятия по выполнению поставленных задач, среди которых необходимо особо выделить следующие:

- совершенствование форм и методов работы, направленной на выявление, пресечение и раскрытие преступных схем, связанных с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности, сырьевых ресурсов, биоресурсов;

- совместно с Минсельхозом России и Россельхознадзором реализуются контрольные мероприятия по выявлению нарушений законодательства Российской Федерации при ввозе свинины и говядины;

- повышение роли аналитической составляющей в оперативно-служебной деятельности всех таможенных органов, соответствующей характеру оперативной обстановки.

Проводились мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации готовых продуктов питания, фальсифицированной и контрафактной сырьевой продукции, морских биоресурсов, драгоценных камней и металлов, и других товаров.

Основные усилия таможенных органов были направлены на актуализацию перечня объектов контроля, разработку и внедрение в практику работы таможенных органов элементов системы управления рисками, совершенствование взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за безопасностью ввозимых товаров.

Федеральной таможенной службой (ФТС России) ведется и актуализируется база данных недействительных документов.

В соответствии с Планом организации взаимодействия ФТС России с иными контролирующими органами, подготовлены и подписаны соглашения о взаимодействии с Ростехрегулированием, Росздравнадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором о предоставлении и получении информации.

Государственное регулирование стало одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности и макроэкономической ситуации в Российской Федерации, в целом.

В то же время, дальнейшее поступательное развитие ВЭД России, уменьшение потенциальных угроз личности, обществу и государству, вызванных перемещением запрещенных либо ограниченных к ввозу на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации невозможно без решения следующих проблем:

  1. - достижения качественно нового уровня информатизации государственных контролирующих органов;

  2. - обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

  3. - оптимизации принятия решений на всех уровнях при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, снижения субъективного фактора;

  4. - достижения оптимального соотношения между количеством сил и средств государственного контроля и эффективностью его проведения;

  5. - гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации в области ВЭД с международными стандартами;

  6. - укрепления законности и правопорядка в сфере ВЭД;

  7. - предотвращения коррупции в государственных контролирующих органах;

  8. - укрепления кадрового потенциала и повышения социального статуса должностных лиц контролирующих органов;

  9. - создания надлежащих условий труда и материального обеспечения, отвечающих современным требованиям, для должностных лиц и работников, осуществляющих государственный контроль в сфере ВЭД.

1.2 Роль эффективной таможенной политики для государства


Проблема обеспечения безопасности ввозимых товаров является одной из центральных проблем из стратегически значимых для развития ВЭД Российской Федерации и государства в целом.

Эта проблема не существует сама по себе, она тесно связана со всеми направлениями деятельности государственных контролирующих органов, коренной задачей которых является обеспечение реализации политики Российской Федерации в области внешней торговли.

Высокая значимость такой функции государственных органов, как обеспечение безопасности ввозимых товаров, объясняется тем, что она активно влияет на развитие в той или иной сфере жизнедеятельности. К тому же уровень обеспечения безопасности ввозимых товаров определяется уровнем развития потребительского рынка и системы контролирующих органов. Однако высокий уровень развития еще не гарантирует столь же высокого уровня безопасности, в том числе и в сфере импорта.

Обеспечение безопасности ввозимых товаров, является частью обеспечения национальной безопасности, и под собой подразумевает:

обеспечение безопасности существования человека, т.е. защищенность человеческого общества от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму;

обеспечение безопасности окружающей среды, т.е. защищенность человека и окружающей среды от негативных воздействий техногенного характера, в том числе и от ввозимой продукции, не отвечающей установленным требованиям.

Все виды безопасности жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, так как безопасность едина и неделима. Данное положение объясняется тем, что в центре всех видов безопасности находятся граждане. Именно они, прежде всего, страдают от любых видов угроз, в том числе и от товаров, не отвечающих установленным требованиям, но поступающих на внутренний рынок страны.

Безопасность ввозимых товаров – чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз.

Обеспечение безопасности поступающей на потребительский рынок страны продукции иностранных производителей, есть одно из направлений деятельности государства по защите интересов личности, общества, государства от угроз в сфере экономики.

Реализация данного направления, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, возложена на таможенные органы, органы по защите прав потребителей, органы ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля, органы здравоохранения и социального развития, а также органы, обеспечивающие техническую безопасность ввозимых товаров.

В целях реализации данного направления, государственные контролирующие органы Российской Федерации осуществляют меры по контролю за безопасностью ввозимых товаров в целях предотвращения появления на внутреннем российском рынке некачественных и, или опасных товаров.

В то же время необходимо отметить, что все еще остаются нерешенными, в полном объеме, вопросы, связанные с определением перечней подконтрольной продукции (товаров), которые представляют потенциальную угрозу причинения вреда российским потребителям, не актуализированы перечни и формы документов, подтверждающих завершение соответствующих видов государственного контроля.

Все еще не определен, как этого требует законодательство, порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции (товаров), которые представляют потенциальную угрозу причинения вреда.

Территориальные органы отдельных федеральных служб не везде укомплектованы необходимыми силами и средствами. Это способствует тому, что недобросовестные участники ВЭД имеют возможность представлять фальсифицированные документы, якобы подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера.

Результаты таможенного контроля подтверждают неблагополучное положение дел в сфере защиты прав потребителей и ветеринарного надзора. Данная ситуация требует от таможенных органов осуществлять тотальный контроль, что, в свою очередь, приводит к нецелесообразности использования системы управления рисками и противоречит действующему таможенному законодательству.

Осуществление проведения государственного контроля, в установленной сфере деятельности Ростехрегулирования, Роспотребнадзора, фактически возложено на коммерческие организации (аккредитованные органы по сертификации, центры санэпидемэкспертиз и т.д.), надзор за результатами деятельности которых, в силу указанных выше причин, проблематичен.

Так, в условиях действия законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в период с 2003 по настоящее время принят только один технический регламент, не имеющий статуса закона.

Национальные стандарты, разработанные десятилетия назад, не соответствуют реалиям настоящего времени.

Законодательная база переходного периода несовершенна и дает возможность ее неоднозначного толкования, а применение двойных стандартов в отношении России со стороны стран-экспортеров не позволяет российской продукции беспрепятственно выходить на мировые рынки и создает дополнительные проблемы на переговорах о присоединении России к ВТО.

Кроме того, несовершенство законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности товаров не способствует созданию оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие Российского государства, а также стран – участников Содружества независимых государств (СНГ).

Зачастую зарегулированность мер, не носящих экономического характера, приводит к тому, что требования к безопасности товаров, произведенных на территории Содружества, значительно выше, чем к товарам из стран дальнего зарубежья.

Недостаточное внимание к теоретическим и практическим аспектам проблем обеспечения безопасности товаров, а равно и к непосредственно системе обеспечения данной безопасности может привести к тому, что диалог России с Европейским союзом о совместной реализации концепции общих пространств может проводиться в условиях, когда экономические интересы России будут учитываться не в полном объеме.

В Российской Федерации, в целом, разработана система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности ввозимых товаров, определены основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Одну из ведущих ролей в обеспечении безопасности ввозимых товаров играет таможенная служба Российской Федерации.

Для обеспечения выгодной интеграции России в международное экономическое пространство требуется поиск новых подходов к исполнению возложенных на таможенную службу функций, что включает в себя расширение взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами, совершенствование порядка информирования и консультирования участников ВЭД по вопросам таможенного дела и дальнейшее развитие партнерских взаимоотношений с ними, формирование нормального делового климата в России.

Кроме того, обеспечению безопасности способствует повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств посредством развития экспертно-криминалистической службы, совершенствование ее методической и материально-технической базы, внедрение новых экспертно-исследовательских технологий.

Для достижения качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеторговой деятельности России, международной практике таможенного дела, проводится кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов, а также реализация положений концепции информационно-технической политики ФТС России и концепции построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России.

Одной из функций таможенной службы является обеспечение соблюдения, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В тех случаях, если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, установлены запреты и ограничения, обеспечение, соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

В 2005-2009 годах получила дальнейшее развитие информационно-разъяснительная работа о безопасности товаров с привлечением российских и иностранных средств массовой информации, информационное обеспечение органов государственной власти, организаций и граждан.

Важнейшим фактором в создании благоприятных условий в области безопасности ввозимых товаров явилась работа по сокращению избыточного таможенного администрирования.

Оптимизация выполнения таможенных процедур позволила повысить эффективность таможенного контроля.

Развитие мировых экономических процессов, а также международная торговля поставили перед таможенными органами новые задачи по применению информационных технологий для обеспечения безопасности цепей поставок товаров.

Всемирной торговой организацией планируется принятие пакета Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, которые базируются на четырех принципах:

- предварительный обмен данными о товарных поставках в автоматическом режиме;

- применение системы анализа и управления рисками;

- создание на границе условий для физического контроля транспортных средств и контейнеров;

- создание сильных партнерских отношений с бизнес-сообществом.

Реализация перечисленных принципов предполагает установление и развитие мощной системы информационного взаимодействия таможенной службы с иными государственными органами, зарубежными таможенными службами, участниками внешнеэкономической деятельности и иными национальными и зарубежными ведомствами и организациями.

В связи с планируемым вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию информационное взаимодействие таможенных органов с внешними организациями является важнейшим направлением повышения уровня их информационной обеспеченности для повышения эффективности таможенного контроля.

В то же время, принятие данных соглашений должно обеспечить снятие избыточных административных барьеров при выдаче разрешительных документов на ввоз товаров и их использования при таможенном оформлении путем применения электронного декларирования и упрощения таможенных процедур, как на границе, так и в местах доставки.

Для достижения положительных результатов в указанных направлениях необходимо выполнение следующих комплексных мер:

- внедрение системы управления рисками;

- развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран – контрагентов в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа рисков, в целях минимизации угроз личности, а также жизненно важным интересам общества и государства;

- разработка и внедрение автоматизированной модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков;

- внедрение информационных технологий, в том числе электронного декларирования;

- осуществление работ по минимизации таможенных и иных формальностей на границе;

- осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении различных видов государственного контроля с этапа таможенного оформления на этап формирования товарных партий в стране - экспортера за пределами территории Российской Федерации;

- разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников ВЭД, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов иностранных государств;

- разработка и внедрение компьютеризированной системы контроля за безопасностью товаров при их транзите через территорию Российской Федерации.

Среди первоочередных организационных и практических мер стоит укрепление взаимодействия и информационного обмена между МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Ростехрегулированием, Россельхознадзором, Росздравнадзором, Роспотребнадзором.

Остается актуальной работа по повышению эффективности мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами и направленных на соблюдение законности и обоснованности решений в процессе осуществления государственного контроля.

Обеспечение защиты законных прав граждан в сфере безопасности ввозимых товаров требует повышения ответственности руководителей государственных органов за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение постоянного анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, оптимизации работы по организации рассмотрения жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Осуществление мониторинга состояния судебной практики будет способствовать формированию единообразного применения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности ввозимых товаров, а также устранению причин нарушений должностными лицами государственных органов требований данного законодательства, влекущих обращение в суд организаций и граждан.

Развитие интеграционных процессов и необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации определяют актуальность дальнейшей активизации международной деятельности в рамках Союзного государства, государств – членов ЕврАзЭС, государств – участников СНГ и других зарубежных стран.

Исследования, проводимые ФТС России в 2007-2009 годах, показали, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере обеспечения безопасности ввозимых товаров не в полной мере представляет собой непрерывный процесс.

При использовании значительных сил и средств контролирующих органов установлено, что их объединение, упорядочение усилий недостаточно организовано и скоординировано.

Элементы, составляющие единый государственный контроль, функционируют в основном самостоятельно без должного взаимодействия.

До настоящего времени не создана единая автоматизированная информационная система, позволяющая в реальном режиме времени осуществлять мониторинг результатов различных видов государственного контроля.

Формы, методы, а также силы и средства государственного контроля не адекватны количеству подконтрольных объектов.

Изложенное выше не способствует рациональному использованию сил и средств, имеющихся у государства, что, в свою очередь, может привести к неспособности системы государственного контроля своевременно и полно ликвидировать или нейтрализовать постоянно появляющиеся угрозы причинения вреда, а также повлиять на отношение людей и общества в целом к данной системе.

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ В 18 – НАЧАЛО 20 ВЕКА


2.1 Становление таможенной службы России


Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.

Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения.

Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

Многочисленные исторические документы позволяют утверждать о более чем 1000 летнем периоде существования таможенного дела на территории России. Из летописных и законодательных источников известно, что в X-XII в.в. на Руси взимали «мыто»- торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» ХI века. В период феодальной раздробленности на Руси в ХI I - начале ХIII вв., в связи с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 гг.) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.

После разгрома Руси татаро-монголами в XIII веке таможенную политику проводили отдельные княжестваи др.

От тюрского слова тамга произошел глагол тамжить т.е. взыскивать пошлину тамгу. Место на рынке или ярмарки где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам»

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г.г.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.


2.2 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 18 века


Для противодействия контрабанде через западную сухопутную границу в 1723 г. было приказано учредить по большим дорогам "крепкие заставы", а малые дороги, проходившие между ними, завалить лесом или перекопать рвами. Одновременно предусматривалось иметь разъезды от одной заставы до другой. Обнаружив в запрещенных для проезда местах след, пограничники обязаны были задержать нарушителя "и штрафовать отнятием всего того, с чем взят будет". 31 января 1724 г. был утвержден протекционистский таможенный тариф.

Перечень привозных и отпускных товаров впервые был составлен в алфавитной последовательности, товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров. В основу исчисления пошлин был положен "арифметический" прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети -третью часть: если половины - 50%; если превышало привоз - 75%.

С принятием тарифа 1724 г. в портовых городах штаты таможен стали комплектоваться из оплачиваемых чиновников, работавших уже на постоянной основе. Все чаще к присяге приводились люди купеческого звания, которых определяли на различные таможенные должности. В 1724 г. была утверждена Санкт-Петербургская портовая таможня. Перенесение в 1713 г. столицы в Санкт-Петербург не изменило господствующего положения Москвы. Еще при Петре I на подъездах к городу существовали таможенные заставы, в 1731 году соединенные окружившим Москву деревянным забором. В 1742 году полуразрушенный и растащенный жителями на дрова забор был заменен 37-километровым насыпным земляным валом со рвом. В местах пересечения вала с дорогами в Москву были устроены 16, а впоследствии 18 застав со сторожевыми будками - кордегардиями для караульных, которые на заставах проверяли ввозимые товары и документы на них, а также несли службу по охране всего периметра вала. Вал имел значение таможенной границы города. Таможенные пошлины собирались Камер-Коллегией, поэтому вал получил название Камер-коллежского. С принятием тарифа 1724 г. резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому в 1731 г. был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и железа, на селитру, сырье, инструменты, азотную кислоту были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренняя и портовая таможни.

В 1747 г. при Сенате была учреждена специальная комиссия, которой было поручено составление нового таможенного тарифа. Тогда же вышел и сенатский указ, подтвердивший необходимость закупки у Адмиралтейства таможенной яхты . В 1747 г. такая яхта была спущена на воду под командованием офицера. На ней было 10 надсмотрщиков и солдат из Кронштадтского гарнизона.

20 декабря 1753 г. Елизавета Петровна подписала указ "Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов". Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их "новоположенную прибавочную" пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

Также было решено упразднить таможенную черту между Россией и Украиной. Это потребовало создания новых таможен на западных рубежах страны. Всего в 1754-1755 .было укреплено и вновь образовано 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой системой форпостов и застав. В целях усиления борьбы с контрабандным ввозом Сенат в 1754 г. учредил на западной границе государства институт "пограничных таможенных объездчиков". 9 января 1762 года вышел именной указ императора Петра III о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император даровал Архангельскому порту равные с Петербургским портом таможенные льготы. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение.

В 1763 г. при Дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. Принятие в 1766 г. нового таможенного тарифа означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В 1762 г. была учреждена Главная над таможенными сборами Канцелярия, в руках которой на время сосредоточилось управление таможенным делом. Однако эффективность таможенной системы фактически не повышалась. Как и прежде, ей не удавалось положить конец незаконному перемещению товаров. Граница практически была открыта для контрабандистов. Поэтому в 1782 г. императрица подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 верст и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержавших. В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. Стремясь остановить контрабанду, правительство Екатерины II пошло на крайность. На российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы. 26 июня 1789 г. был издан указ о запрещении привоза в Россию всякого рода иностранных товаров через сухопутные таможни по западной границе. Реагируя на революцию во Франции, Екатерина подписала 8 февраля 1793 г. указ, наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., разрешил ввоз некоторых французских товаров, однако вскоре ужесточил режим перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) по делам таможенным "добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежны". Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под его непосредственным началом находились два особых таможенных объездчика.

Установление таможенно-пограничпых знаков на границах Российской империи связано с мерами по их упорядочению во второй воловине XVIII века в царствование императрицы Екатерину II, а также с деятельностью по созданию погранично-таможенной стражи на западной границе России. Об этом свидетельствует указ 1782 г. "Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров". Предположительно, знаки устанавливались в местах пересечения границы при въезде на таможенные заставы на постаментах в виде обелиска или усеченной пирамиды как указатели мест сбора пошлин для проезжающих. Таможенно-пограничные знаки были двухсторонними и отливались из чугуна. Изображение государственного герба Российской империи с надписью титула императрицы Екатерины II на латинском языке было доращено в сторону сопредельной страны. Оборотная сторона знака с вензелем Екатерины и с текстом титула императрицы на русском языке, видимо, была обращена в сторону России. Мощные львиные лапы, на которых монтировался знак, символизировали величие, могущество и незыблемость России.


2.3 Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 19 века


Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев, занимавший этот пост с 1802 по 1807 гг. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией. Оренбург и Астрахань должны были стать важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару. Высочайшим Указом 1804 г. была регламентирована транзитная торговля через Одессу.

Вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семей. Из 80% - 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти всех иностранных товаров через сухопут- ную границу и в значительной степени через морские границы. Это был самый умеренный тариф в России.

Порто-франко в Одессе учрежден указом Александра I в 1817 г. Он начал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом. Были организованы две таможни -Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 г. 12 марта 1822 г. Россия ввела новый таможенный тариф, в котором был изложен основной замысел протекционизма. Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. Почти на 30 лет (1822-1850) торгово-промышленный курс, в сущности, порывал с фритредерскими (либеральными) тенденциями в интересах отечественного народного хозяйства. От пошлины освобождались лишь сырье и продукты питания, не производимые в стране. Высокие экспортные пошлины и запретительный тариф на импортные товары снижали спрос на русское сырье, повышали цены на товар и способствовали росту контрабанды. При задержании контрабанды не обходилось и без вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены.

5 августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража с военной организацией по типу регулярной армии и со своей символикой . Непосредственно на местах она подчинялась таможенным округам, а в центре - Департаменту внешней торговли Минфина, т.е. возглавлялась гражданскими чиновниками. В 1827 г. в страже состояло 37 кадровых, 275 запасных офицеров и 3282 рядовых. Воинские начальники таможен ной стражи подчинялись начальникам пограничных таможенных округов, которых в это время насчитывалось 130.Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. 23 августа 1827 г. зеленый цвет окончательно утвердился в качестве отличительного признака обмундирования таможенных чиновников и служащих.

В начале 30-х гг. XIX в. на границах с Пруссией и Польшей усилилась контрабанда.

Через границу прорывались большие группы (до ста и более) вооруженных контрабандистов. Они нападали на чинов пограничной стражи. В связи с этим в 1831 г. был принят пакет мер по активизации борьбы с контрабандой. Устанавливались шлагбаумы, специальные будки для часовых, пограничные и дорожные столбы. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название Пограничной стражи. Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, следует именовать Пограничной стражей. Главной задачей Пограничной стражи была борьба с 5 контрабандой.

В связи с дальнейшим развитием морской торговли и увеличением товарооборота через Санкт-Петербургский морской порт большое значение приобрела Санкт-Петербургская биржа, которая в 1832 г. издает свой устав. На протяжении более ста лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике. Впервые вопрос о специальном форменном обмундировании для таможенных служащих был поставлен в 1827 году в связи с принятием "Положения об устройстве таможенной стражи". До этого таможенные чиновники носили мундиры тех губерний, на территории которых располагались таможни. Поскольку таможенное управление не подчинялось губернским властям, Министерство финансов в 1834 году предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для Министерства финансов.

При этом для чинов разных классов, начиная с V (начальники таможенных округов) и до IX (экзекуторы, корабельные смотрители, пакгаузные надзиратели) предусматривались отличия в деталях золоченого шитья (или в полном его отсутствии), в использовании разных материалов (бархата или сукна) на обшлагах и воротниках мундиров и т.п. Иные знаки различия не предусматривались.

Принятый в 1819 году по распоряжению царя Александра 1новый Таможенный устав уточнил понятие контрабанды. С этого времени под контрабандой понимали не только сам факт тайного перемещения товаров через границу, но и попытку их сокрытия при декларировании на таможне.

Промышленность не могла удовлетворить требований населения, что приводило к значительному увеличению цен на товары. В результате развилась промыслово-коммерческая контрабанда, которую осуществляли хорошо вооруженные профессионалы - контрабандисты, В 1834 г. был принят особый тариф для торговли с Царством Польским. В 1835 г. состоялось учреждение новых таможенных застав в Ростове, Бердянске, Ахмечетской бухте, было принято Положение о торговых сношениях с Финляндией.

После ухода Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов в 1844 г. в таможенной политике начала преобладать тенденция к смягчению протекционизма. Это нашло свое выражение в проекте "О мерах к распространению внешней торговли России", подготовленном коммерции советником В.А.Поповым. В этом документе трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами на вывозные товары и запретительным тарифом на привозные. К пересмотру таможенной политики вынуждал начавшийся американский зерновой экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхоз продуктов. Пример Англии, начавшей на практике осуществлять свободу торговли и отменившей пошлины на ввозимые товары, становился притягательным для других стран, в том числе и для России. Срочно начал готовиться новый тариф. За отмену высоких таможенных пошлин выступали не только российские деятели, но и иностранцы. В 1844 г. английский посол в Санкт-Петербурге высказался за отмену вывозных пошлин и облегчение ввоза английских товаров. Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 14 июня 1846 г. были отменены многие вывозные пошлины и уменьшены пошлины на ввозимое в страну сырье для индустрии. 13 октября 1850 г. состоялось утверждение нового таможенного тарифа для Империи и Царства Польского, который был введен в действие с 1851 г.

Разрешив ввоз 64 из 89 товаров, запрещенных тарифом 1841 г., он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли, которая господствовала с 1822 г., положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся по 1877 г. Была снята условная таможенная линия между Империей и Царством Польским с переводом таможенных переходных пунктов и Пограничной стражи на внешнюю границу Польши. В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны 1853 - 1856 гг., а также начавшиеся буржуазные реформы, приведшие четверть века спустя к коренному обновлению социально-экономической основы российского общества. В августе 1856 г. было принято решение о пересмотре тарифа 1850 г. В 1857г. был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. К первому классу были отнесены Петербургская, Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская, Московская, Одесская, Феодосийская, Керченская, Таганрогская таможни. Некоторые из них имели передовые филиалы. Так, Петербургская таможня имела своим форпостом Кронштадтскую таможню, через которую привозимые товары переправлялись в столицу для досмотра и оформления. Передовые посты других таможен назывались таможенными заставами. Существовали также переходные таможенные пункты, местоположение которых определялось соответствующими межправительственными соглашениями. Устав 1857 г. предъявлял особые требования к таможенным служащим.

Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые уже имели выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были "в верности испытанны и доверия достойны". Резкоепонижение дохода в 1864 - 1868 гг. (35,82 млн. руб.) было обусловлено значительным падением курса бумажных денег, снижением народного потребления в связи с крестьянской реформой 1861 г. В период с 1857 -1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного снижения тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5% в 1858 г. и в 1861 г.). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо - сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, кофе. В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы. Вывозился в основном хлеб. 26 октября 1864 г. высочайше было утверждено мнение Государственного совета - Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. Его первым директором был назначен тайный советник, статс-секретарь князь Д.А. Оболенский. На этом посту он проработал до 4 1870 г. С октября 1870 г. Департамент возглавил тайный советник Н.А. Качалов, который находился на этой должности до 1882 г. Кроме директора имелись два вице -директора и четыре таможенных ревизора.

Создание структуры таможенного ведомства в составе Министерства финансов диктовалось потребностью дальнейшего совершенствования органов государственного управления российской империи, ростом экономики страны и ее внешнеэкономическими связями. Департаменту таможенных сборов подчинялись Таможенная, Пограничная и Корчемная стражи.

Первый таможенный флаг был утвержден в 1827 году. Его прообразом стал военно-морской (андреевский) флаг. Изменен был только и винтовки со штыком. Из-за необходимости выразить многоступенчатую подчиненность Пограничной стражи на флаге образовалась довольно сложная композиция, включавшая изображение российского коммерческого флага, государственную символику в виде герба и собственно эмблему Пограничной стражи.

На брейд-вымпеле Шефа Пограничной стражи (министра финансов) была помещена также символика таможенного ведомства - два перекрещенных кадуцея (обвитых змеями магических жезла), отличного от флага таможни. При разработке флага Пограничной стражи учитывалось, что это - военизированное подразделение. Это нашло отражение в эмблеме Пограничной стражи, которая включала в себя изображение перекрещенных сабли и винтовки со штыком. Из-за необходимости выразить многоступенчатую подчиненность Пограничной стражи на флаге образовалась довольно сложная композиция, включавшая изображение российского коммерческого флага, государственную символику в виде герба и собственно эмблему Пограничной стражи. На брейд-вымпеле Шефа Пограничной стражи (министра финансов) была помещена также символика таможенного ведомства - два перекрещенных кадуцея (обвитых змеями магических жезла).

В связи с возрастанием значения Санкт-Петербургского порта и ростом грузооборота в 1832 было возведено здание Санкт-Петербургской портовой таможни. Над ним был поднят российский таможенный флаг. Начало развития железнодорожного сообщения как основного вида сухопутных грузоперевозок вызвало необходимость строительства Московской складочной таможни. Комплекс таможенных зданий был построен в 1853 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.

Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Конституция Российской Федерации с комментариями конституционного суда РФ/ М.: Инфа-М, 2003.

2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ//СЗ РФ 02.06.2003.

3. Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе»

4. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

5. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – М: Данилов и К, 2009.

6. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб.: Питер, 2009.

7. Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности. – М.: Юнити, 2008.

8. Карамзин СВ. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны // Таможенный вестник. - 2009. -№7

9. Пансков В. Г., Федоткин В. В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. – М.: Финансы и статистика, 2008.

10. Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра•М – Норма, 2009.

11. Свинухов В.Г. Таможенное дело. – М.: Экономистъ, 2009.

12. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». - М.: Финансы и статистика, 2009

13. Фомин С.В. Международные экономические отношения. – М.: Юркнига, 2008.

14. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2008.

15. Шевчук П.С., Попов О.Р. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля. – М.: Феникс, 2009

Похожие работы:

  1. • Таможенная политика Петра I. Характер, ...
  2. • Таможенная политика во время правления Екатерины II
  3. • Основные принципы и методы управления таможенным ...
  4. • История таможенных органов России в 12-17 веках
  5. • Структура таможенных органов и способы комплектования ...
  6. • Таможенная служба России в XVI-XVII вв.
  7. • ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
  8. • Структура и содержание таможенного дела, таможенная ...
  9. • Таможенная политика СССР в 80-е годы
  10. • Таможня
  11. • Развитие таможенной политики в РФ
  12. • Система таможенных органов России в XIX веке
  13. • История управления таможенными процессами
  14. • Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации
  15. • Таможенная политика в ...
  16. • Таможенная политика России
  17. •  ... деятельности на примере таможенной службы
  18. • История развития российского таможенного тарифа
  19. • Таможенная политика
Рефетека ру refoteka@gmail.com