Реферат
по курсу истории таможенного дела и таможенной политики
Тема: «Таможенная служба России в 16-17 вв.»
Введение
Основная часть
1. Предпосылки формирования таможенной службы в России. Таможенная политика 16 в. в Сибири
3. Таможенные реформы 16-17 вв
4. Характеристика Новоторгового Устава
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы реферата. Таможенная служба существует в России уже несколько сотен лет.
Еще в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п.
В условиях следующего, удельного периода (XII-XV вв.) российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей.
С начала XIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов.
На развитие таможенного дела сильное влияние оказали монголы-завоеватели. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями «откупным таможенникам».
Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством.
Стратегия развития таможенной службы и методы ее реализации тесно связаны с тем, насколько четко и последовательно определена таможенная политика.
Степень научной разработанности темы.
Данный вопрос исследовали различные ученые, однако выделим несколько из них. Так, работа Ю. Г. Кисловского посвящена истории таможенного дела и таможенной политики России. А.А. Смирнова рассмотрела исторический опыт таможенного дела в России и проблемы формирования современной торговой политики. К.Н. Лодыженский изучил историю русского таможенного тарифа.
Цели и задачи реферата. Цель данного реферата состоит в рассмотрении истории становления и развития таможенной служба России в 16 в. и в 17 в.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
рассмотреть развитие таможенной службы России в 16 в.;
рассмотреть таможенную политику 16 в. в Сибири;
проследить развитие таможенной службы России в 17 в.;
рассмотреть таможенные реформы 17 в.
Основная часть
1. Предпосылки формирования таможенной службы в России
Иностранная торговля в конце XV века значительно сократилась, так как великий князь литовский определил лишь пограничные пункты (Полоцк, Киев и др.) как центры торговли с иностранцами.
В конце XV века Московское государство вновь начало борьбу за Смоленские земли. Великий московский князь Иван III объявил себя «государем всея Руси», то есть повелителем и защитником всех православных. Москва и экономически была заинтересована в завоевании Белой Руси. От Смоленска через Витебск и Полоцк шел путь по Западной Двине, связывавший Русь с Европой. Кроме того, Вязьма и Смоленск были крупнейшими крепостями на торговом пути в Польшу.
Зимой 1493 года московские войска взяли Вязьму, в июне 1500 года Дорогобуж. В 1514 году Смоленск был взят московскими войсками. Москва одержала победу.
Заключенное в 1526 году соглашение между Москвой и Великим Княжеством Литовским и Русским о свободной торговле оживило экономику края. Смоленский, Вяземский, Дорогобужско-Ельнинский районы стали одними из самых густонаселенных территорий Московии. В 1558 году Россия начала войну с Ливонией за выход к Балтийскому морю. Воспользовавшись тем, что Великое Княжество Литовское и Русское поддержало его противника, Иван IV развернул боевые действия на своих западных границах. В этой обстановке Великое Княжество Литовское и Русское в 1559 году в г. Люблине заключило унию (союз) с Польшей, согласившись на создание единого государства - Речь Посполитую. Заключение унии позволило вскоре остановить наступление русских войск, вернуть ранее захваченные территории и перейти к захвату русских земель.
С конца XV века появились первые законодательные акты, устанавливающие нормы дифференциального таможенного обложения в отдельных городах и уездах. Во второй половине XVI века уставные таможенные грамоты становятся всеобщим явлением. С этого времени начинается определенный период в развитии таможенной системы, окончившийся в 60-х годах XVII века1.
Оживлению торговли способствовала и таможенная политика правящих кругов, нуждающихся в заграничных товарах. Для иностранцев создавались льготные условия путем выдачи жалованных грамот на беспошлинную торговлю. Происходило даже некоторое понижение таможенных тарифов. Так в Вязьме и Смоленске литовские купцы по уставным грамотам платили по 2 алтына с рубля, а по их челобитию при Борисе Годунове ставка была снижена до 7 денег.
Главным обстоятельством, определившим развитие таможенной системы в XV-XVI вв. явилось формирование единого русского (Московского) государства с его обширным государственным хозяйством.
Примерно с середины XVI в. аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Однако, в большинстве случаев, таможенные сборы по-прежнему отдавались на откуп. Сдавая таможню откупщику, правительство подробно определяло виды и размеры сборов, подлежавших взысканию в пользу откупщика, порядок их взимания и т. п. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству «известной суммы денег в известные сроки».
Постепенно с лошадей, скота, мяса, птицы, льна, лука, орехов и некоторых других сельскохозяйственных товаров «тамга стала взиматься не с количества товара, а с его цены». Отмирала практика взимания таможенных платежей натурой.
Таким образом, складывались предпосылки к установлению единой рублевой пошлины, взимаемой с цены товара.
В 1550 г. был принят Судебник, в котором предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.
В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мыт, а вторую половину передавать в казну.
1.1. Таможенная политика 16 в. в Сибири
Говоря о развитии таможенной службы в 16 в., хотелось бы отдельно рассмотреть таможенную политику этого времени в Сибири.
В 1595 году царь Федор Иоанович, сын Ивана Грозного, издал указ, по которому надобно было искать «охочих людей», способных указать и проложить удобную дорогу через Камень (Урал) в Сибирь. Всего через три года, в год кончины Федора Иоановича, дорога была найдена и проложена.
Самыми северными были Собская и Обдорская таможенные заставы, возникшие ещё в конце 16 века. Ещё раньше застава появилась в Сургуте. В этих городах рядом с таможенными строились гостиные дворы. Здесь шла активная торговля как с приезжими купцами, так и с ясачными людьми. При этом, чтобы «не ожесточить и не отбить от государя» аборигенов, правительство освободило их от уплаты таможенных пошлин. Торговлю наиболее ценными мехами государство монополизировало: лучшие сорта соболей, лисиц и бобров промысловики обязаны были продавать только в казну.
Таможня в Сургуте была создана по Указу царя Федора Ивановича в 1594 году. В то время это был деревянный городок – крепость, пограничная застава сибирского казачества.
Местное население представляли остяки, которые внесли большой вклад в строительство крепости Сургут. В первые годы существования Сургута московское правительство ввело здесь беспошлинную торговлю, что способствовало оживлению края. И хотя в 1597 г. это распоряжение было отменено, приток купцов сюда был в течение некоторого времени достаточно значительным.
3. Таможенные реформы 16-17 вв.
В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства1.
В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения, обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно-бюрократической тенденцией.
Говоря о внешней торговле России конца XVI-XVII вв. следует особо подчеркнуть значение г. Архангельска, где проводились ярмарки, имевшие характер всероссийских.
Согласно одной уникальной торговой книге, составленной в конце XVI - начале XVII вв., в Россию широко ввозились сукна английские, шведские, лимбургские; специи (анис, ревень, гвоздика, кардамон, перец, шафран, ладан, тмин, мускат); металлы (медь, железо, свинец); жемчуг, «пряденое золото»; «всякие каменья» (яхонт, бирюза, наждак, ящур, вареник, вениса); «соли и краски» (купорос, квасцы, мышьяк, камфора); бумага, нитки, бархат; вина («ренское», «конарское», «мушкатель», «романея» и др.), грецкие орехи, лимоны, чернослив и т.д. Основная часть импорта состояла из предметов роскоши.
Русский экспорт состоял из сала, кожи, мехов (эти товары составляли 61 % экспорта), из хлеба, льняного смолы, семени, икры, свиной щетины, мяса, воска, пеньки, рыбьего жира, дегтя,. Таким образом, в структуре экспорта преобладало сырье. Готовые изделия: гвозди сапожные, сошное железо, мыло, канаты и рукавицы составляли его незначительную часть. «Московская компания», к примеру, закупала в России пеньку, смолу, готовые снасти и крупные канаты, продавая все это затем английской казне для удовлетворения нужд флота.
Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.
В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.
Таким образом, в середине XVII века в России назревали таможенные реформы1.
В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».
Согласно указу пошлины с иноземцев были несколько повышены – теперь взималось по 2 алтына, то есть 12 денег, а за товары, отвезенные вглубь страны или обратно за рубеж, - еще 4 деньги с рубля.
Реформы продолжались. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая введён в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Пошлины с них были резко увеличены - в 4 раза, в 5 раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.
В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года1. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.
На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов2.
В 1667г. начальником Посольского приказа ставится А.Л. Нащокин. По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.
Кроме общих положений, изложенных в уставе, в России практиковалась выдача иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.
По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.
Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.
Сразу же после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.
Свои нововведения Нащокину удалось высказать в Новоторговом уставе1.
4. Характеристика Новоторгового Устава
Новый торговый устав 1667 года стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны.
Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, с которой к этому времени окончательно слились ранее упраздненные «подужное, мыты, и сотое, и тридцатое, и десятое, свальное, складки, и повороты, и статейныя, и мостовое, и гостиное, и иные всякие статьи». Ее размер согласно Уставу оставлял 10 денег с рубля и 5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, во-вторых, «когда они привозились в город или селение, где существовала таможня».
В Новоторговом Уставе предусматривалось увеличение торговых и проезжих пошлин, введение запретительных тарифов на ряд товаров, выдача иностранным купцам специальных жалованных грамот для получения права на торги, устанавливалась процедура таможенного контроля товаров. Так, кроме обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров1.
Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние - на «рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый устав получил оценку первого таможенного тарифа или первого таможенного устава России1.
Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин.
Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др. Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому «кабаку».
Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги2.
Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.
Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы.
Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. был сосредоточен в Приказе Большой казны. Большая таможня и Посольская новая таможня оформляла товары иноземцев. В Мытную избу предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др. Конюшенный приказ надзирал за торговлей лошадьми. Померная изба оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары.
В уездах таможенное дело продолжало находиться в ведении «таможенных изб», которые с отменой откупов в 1654 году были приняты в казенное содержание. Они управлялись таможенными головами, избираемыми или назначаемыми из гостей, купцов, торговых и посадских людей, государственных крестьян и некоторых других сословных групп.
При голове обычно состояло несколько помощников - целовальников. Старший из них, имевший доступ к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике – «ларе», назывался «ларечным». Караульные целовальники охраняли таможенную избу.
«Ходячие» целовальники собирали пошлины на торговых площадях. Ему также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в таможенные книги данные о торговцах, их товарах, суммах сборов и пр. Таможенная документация включала «расходные книги», «росписные списки», «отпускные книги», «товарные ценовые росписи», «приходные книги», «обыскные книги» и др.
Значительный интерес представляют сохранившиеся таможенные книги Смоленска второй половины XVII века1. Таможенные книги позволяют не только окунуться в глубь истории развития таможенных отношений, но и оценить значение Смоленска как крупного центра русской торговли с Западом и Востоком (по Днепру и Западной Двине), как опорного пункта Московского государства на западной границе. По ним мы можем судить об экономических связях Московского государства через Смоленск на путях Литвы и Польши, что, кстати, мало изучено, проследить торговые связи Смоленска и Смоленской области с другими внутренними русскими городами и областями. Записи в этих книгах (в виде журнала) велись день за днем круглый год (с 1 сентября по 31 августа).
Известное значение в уменьшении действительного торгового оборота имела контрабанда, отдельные очень редкие случаи которой зарегистрированы в таможенных книгах: «У Смоленского мещанина Михаила Головкина в генваре в 29 числе объявилось не явленного товару в двух лавках: тафты струйчатой 10 арш., тафты кармазиновой 20 арш., да отласу кармазинового 10 арш., да осиновой 10 арш., замки кармазиновые 30 арш., кисеи полчетверти штуки, тафты алой 8 арш., 4 кидняка, 41 чет. пуху бобрового, 2 ожерелка, да 12 пар хрептов лисих, 12 пар горл лисих, цена всему товару 129 руб. с полтиной. И тот товар взят на великого государя».
По книгам можно проследить процесс развития и становления таможенных отношений, определить структуру таможенных органов того периода истории.
Таможенные записи дают конкретный материал о торговых связях России. На рынок поступали, прежде всего, сельскохозяйственные продукты и продукты труда ремесленного населения из пригородов, сел и деревень.
В конце 17 – начале 18 века в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый, «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, «на веру», поэтому должностные лица таможен принимали присягу.
Таможенные головы избирались на один год. Назначение таможенного головы определялось царским указом. Исходя из результатов работы таможен по итогам года, если суммы пошлин превышали ранее намеченную величину, таможенные головы поощрялись. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя1.
К примеру, в 1636 году казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 руб., а астраханская на 4462 руб. Таможенные головы П.Клишин и Д.Протопопов получили по серебряному ковшу весом в три гривенника, по 10 аршин атласа и по 40 соболей стоимостью 60 рублей.
Второй способ управления таможнями и сбора пошлин – сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определённую сумму денег, но не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.
Управление таможнями в XVII веке осуществлялось пятью таможенными органами: Четверть, Разрядный приказ, Приказ большого прихода, Сибирский приказ и Приказ Казанского дворца. Эти органы издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В них же поступали таможенные сборы и отчёты о работе таможен.
В управлении таможен принимали участие и воеводы. Они осуществляли общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин.
До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь.
Во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. В документах того времени говорится о том, что воеводам было запрещено «ведать» таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост1.
Итак, можно сделать некоторый анализ значения Новоторгового устава. Новоторговый устав 1667 г. является крупнейшим законодательным актом, определявшим нормы внешней и внутренней торговли России и подводившим определенный итог борьбе русских торговых людей за отечественный рынок. С точки зрения экономической политики Новоторговый устав представляет собой памятник политики меркантилизма. Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом, который нашел выражение в системе пошлин, взимавшихся с иностранных купцов.
Заключение
В Указе «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с наших товаров» 1653 г. и Новоторговом Уставе, принятом в 1667 году, провозглашается строгий контроль за соблюдением законодательства, определяющего порядок перемещения товаров через границу, а также подтверждается ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров, на которые существовал запрет потреблять их (например, табак) либо устанавливалась государственная монополия (спиртные напитки). За контрабандный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.
Важнейшее значение Указа состояло в том, что им было установлено равное для всех таможенное обложение единой рублевой пошлиной торговых сделок. Купцы были обязаны правдиво указывать стоимость предъявляемых таможне товаров и их продажную цену. Были определены наказания за нарушения таможенных правил: за утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении «тем людям сверх тех их взятых товаров чинить наказание, бить кнутом нещадно»1.
В целом, подводя краткий итог в истории становления таможенного дела России 16-17 вв., надо отметить, что в законодательных актах этого времени начали проявляться стремление к защите национальных интересов через таможенный механизм при осуществлении торговых отношений. В частности, это нашло выражение в установлении высоких таможенных пошлин для иностранцев, введение запретительных тарифов на некоторые виды товаров, была законодательно закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более успешному сбору таможенных доходов. Что же касается борьбы с контрабандой, то она во многом сводилась только к конфискации товаров и физическому наказанию виновных лиц, отсутствовало систематизированное законодательство о контрабанде.
Список использованной литературы:
Кевбрин Б. Ф. Торговые отношения, таможня и метрология в России (IX-XIX вв.). М., 2002. С. 196.
Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004. С. 585.
Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005. С. 430.
Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. И., 1987. С. 160.
Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957.С. 618.
Символы таможенной службы России: Крат. ист. очерк о тамож. службе и ее символике). М., 2003. С. 271.
Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006. С. 420.
Таможенное дело России: сб. документов и материалов. М., 1997. С. 389.
Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI - XVIII вв.: сб. материалов Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 17-20 сент. 2001 г.) / Под ред. А.П. Павлова. СПб., 2001. С. 302.
Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001. С. 108.
1 Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004, с. 42.
1 Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, с. 53.
1 Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, с. 54.
1 Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957. – С., 62.
2 Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957. – С. 67.
1 Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957, с. 71.
1 Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006, с. 102.
1 Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005, с. 79.
2 Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006, с. 103.
1 Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957, с. 73.
1 Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, 61.
1 Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001, с. 62.
1 Таможенное дело в России X – начало XX веков. СПб., 1995, с. 19.