Все время существования на одной шестой суши русского государства (как бы
оно не называлось) средь его жителей велись споры о том, в какую сторону
идти, кому подражать, от кого ждать помощи, а от кого войны. Само начало
русской государственности очень спорно: «привозная» она, или «наша».
Две точки зрения, два направления тянут Россию в разные стороны: традиционалистский Восток, и прогрессивный, переменчивый Запад. Вся жизнь русских зависела от такой внешней политики. Каком маятник в народной культуре, таков и во внешней политике. Естественно, что влияние так называемых «соседей» России было значительным. Но как различаются исторический эпохи, так рознятся и «волны» иноземного влияния.
Влияние основывалось на стратегической инициативе, и большинство стран
как Востока, так и Запада, изначально смотрели на Россию, как на «сырьевой
придаток». И ходили иноземцы в Россию именно из корысти, и не из пользы
местному населению и просвещенья ради. Варяги рассчитывали создать еще одно
«свое» государство, но теперь уже на Востоке.
Они ходили в Персию и видели ее богатства, видели богатства
Константинополя и именно через русскую землю им был проход «в греки», на
Восток. Византия, когда она лишилась былого могущества, видела в русской
земле как будущую основу нового православного государства, так и мощного
политического союзника.
Очень большие споры в современной историографии возникают по поводу
Татаро-монгольского ига: было оно или это был всего лишь культурный обмен в
период общеевразийской феодальной раздробленности, очередная волна
культурного влияния? Военная история говорит о том, что было сильное
вооруженное противостояние, но факты дипломатии с Востоком, определенные
социальные и культурные явления заставляют хорошенько призадуматься над
тем, как надо правильно понимать русско-монгольские отношения в период
феодальной раздробленности.
После объединения государства, Московия вобрав в себя старые феодальные
традиции и культурные элементы Востока удивляла приезжавших с запада в
Россию по торговым и дипломатическим делам иностранцев.
Уже в западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен.
Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане,
австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы,
персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники, писатели.
Все они дивились чудной Московии и пытались описать увиденное. Очень
большой интерес проявляли иностранцы прежде всего к нравам, традициям
русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр –
«Россика», - заметки о Московии.
Так как поначалу иностранцев приезжало в Московию мало, то и особого
культурного влияния они оказать не могли. Но очень бурная торговая
деятельность и тесное сотрудничество в области перевооружения армии с
западными странами все же давали о себе знать. В России появились мастера
по взрывному делу, по литью пушек. Уже при Иване IV Грозном находился
немецкий мастер – инженер по взрывному делу. Именно под его руководством
был заложен заряд в подкоп под стеной казанской крепости.
Известно, что при последующих царях еще до Петра I были приглашены
военные инженеры, генералы, и наконец были созданы так называемые «полки
иноземного строя», - это были полки, где русские солдаты ходили под началом
австрийских, датских, голландских офицеров. В основном это была пехота,
были они вооружены мушкетами, а не самопалами и бердышами как стрельцы. Эти
полки были первым постоянным родом войск в российских вооруженных силах.
Однако в сфере медицины русские были насторожены к иноземному влиянию:
профессиональных лекарей на Руси не было, господствовала народная медицина,
основанная на применении трав, настоев. Хирургических операций большинством
также не умели производить.
В сфере образования вообще не допускалось какое-либо иноземное вмешательство, так как эта сфера целиком принадлежала церкви. Лишь дворяне могли пользоваться частью западной системы образования – книгами на латыни, греческом, немецком и английском языках. Русских «толмачей», - переводчиков посылали заграницу учиться языку вместе с ехавшими в Европу купцами.
В XVI-XVII веках русские цари и духовенство вели политическую линию,
направленную на сохранение традиций и обычаев русских. Это отмечали многие
иностранцы, приезжавшие на Московию по дипломатическим делам. Возьмем, в
частности, заметки по этому поводу английского посланника Дж. Флетчера. В
главе двадцать девятой своего сочинения с названием «О государстве русском»
он отмечает следующее: «…русские обладают хорошими умственными
способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов
для развития дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы
заимствовать в этом случае от поляков и других соседей их, но уклоняются
русские от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям иноземных
стран. Отчасти причина этому и в том, что образ их воспитания, чуждый
всякого основательного образования и гражданственности, признается их
властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом
правления, которое народ едва ли стал бы переносить, если бы получил какое-
нибудь образование и лучшее понятие о боге, равно как и хорошее устройство.
С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не
допускать ничего иноземного, что могло бы изменить их туземные обычаи…».
Замкнутость в культурном плане соблюдалась еще более строго после смутного времени. Повторное становление самодержавия уже не допускало ошибок прошлого. Больше внимания уделяли идеологической обоснованности царской власти, что в девятнадцатом веке превратиться в теорию официальной народности, сохранению народных традиций…
Некая замкнутость в культурном плане была совершенно справедлива особенно
для времени буржуазно-демократической революции в Англии.
Влияние иностранцев усилилось к концу XVII века, когда к власти пришел
Петр Алексеевич, и стал уделять достижениям западной цивилизации большее
внимание.