Министерство высшего и средне специального образования
Республики Узбекистан
Национальный Университет Узбекистана
Экономический факультет
Отделения МЭО
Курсовая работа
Тема: Виды и этапы развития международной экономической интеграции.
Выполнил: студент 3 курса Хайдаров Ё.
Проверил: проф. Вахабов А.В.
Ташкент 2003
Содержание
Введение……………………………………………..……3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов………………………………………………4
2. Этапы интеграции…….…………………………10
3.Формы экономической интеграции……….….... 22
Заключение……………………………………..………40
Список использованной литературы……….……….42
Введение
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые
количественные и качественные характеристики. Основные формы
мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов,
миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность,
акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире —
достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии
современного общества. Это отражает возрастающее значение международной
производственной и научно-технической специализации. Вместе с тем это
реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений.
Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре
международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные
отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60—70%
мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие
условия для международной экономической интеграции участников с более или
менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.
1.Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов
Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества.
В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу — международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия — увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО — территориальной удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий.
Объективно возникают два пути:
• создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);
• межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию
мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного,
психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.
Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой,
эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений —
международной экономической интеграции.
С экономических позиций объективный фактор хозяйственной международной
интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов
(естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер, и
роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально,
после, Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала
задача объединения, прежде всего производственных ресурсов
(энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при
создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного
интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее
время на важное место выдвигается информационно-инжиниринговая
деятельность. Это также подтверждается практическим опытом ЕС (Европейского
Сообщества, в настоящее время — Европейского Союза).
Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция — логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя "встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе
международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.
Обществоведы по-разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей
точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое,
политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать
ограниченно только как таковое. Взаимосвязь взаимозависимость отдельных
акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта,
всех последствий, как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это
означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей
неизбежна, затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные
отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого
охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже
комплексная, но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна.
Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах. Тогда решение о
трансакции потребует корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным.
Несколько иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется
пока более или менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные
эффекты только в пределах определенной сферы, в данном случае экономики,
хотя обязательна во всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР,
внедрение, производство, обращение, потребление). Понятно, что процесс
глобализации даже в таком понимании, а тем более в широком, вносит новые
серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли и места в современном мире.
Глобализация и в узком смысле понятия — это не однозначный процесс. В
мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется, в постепенном втягивании в
эту сферу отдельных их видов: внешней торговли, движения капиталов,
перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства,
производственного, научного, технико-технологического, инжинирингового и
информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение всех этих блоков,
их более тесное переплетение в международных масштабах. В то же время МЭИ
приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам.
Масштабное, устойчивое и деловое постоянное международное сотрудничество
предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое
общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и
эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности государственных границ, особенно в части формально-' бюрократических и фискальных
процедур. Настоятельной потребностью становится формирование единого
экономического, правового, информационного пространства для свободной
и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов
хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что МЭИ
вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро.
Однако МЭИ, означающее взаимоприспособление национальных экономик
встраивание их в единый воспроизводственный процесс, не может не
затрагивать и не видоизменять другие сферы международных отношений:
развивается практика межгосударственных (многосторонних и двусторонних)
соглашений, создаются надгосударственные структуры и органы согласованной
международной системы регулирования, применяются специальные механизмы
инструменты.
Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной, всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества.
В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша,
Словакия и Чехия) активно включились в широко идущие на Европейском
континенте процессы либерализации внешней торговли, используя для этого, в
частности, создание зоны свободной торговли. В основе проявленной
инициативы странами Центральной Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская
инициатива, в дипломатической практике распространена и данная
аббревиатура) по созданию зоны свободной торговли лежит стремление к
включению в экономическую и политическую систему Европейского Союза в целях
решения целого комплекса взаимосвязанных проблем.
В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.
Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры
не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить
новые торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев,
при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или
применить специальные защитные меры. Условия, срок действия, сфера
распространения защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и
темп их либерализации четко регулируются соглашением.
Центральноевропейское соглашение предусматривает создание зоны свободной
торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных
барьеров в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных
производителей в странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем
рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня.
Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в рамках CEFTA в
результате существенных изменений первоначального соглашения, вступивших в
силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.
Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации договоренностей в 1996 г.
Положительным итогом выполнения соглашения свободной торговле является стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения таможенных пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным производителям и иностранным инвесторам, использующим импортное сырье, материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на национальных рынках централ внеевропейских стран.
В результате поэтапного снижения импортных пошлин на основе реализации
соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда"
можно ожидать в последующем ускоренного роста импорта этих стран по
сравнению с экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее.
Это в свою очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной
Европы с развитыми европейскими странами.
За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика либерализации.
Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением
к решениям "Уругвайского раунда" поставило со всей остротой проблему
повышения конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период
(до полного создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут
расширить производство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в мировой
экономике они сохранят свое положение как поставщиков главным образом
энерго- и металлоемких изделий с невысоким уровнем обработки и
экологически вредных продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран
Центральной Европы сдерживается не столько внешними барьерами, сколько
внутренними трудностями, которые являются результатом перестройки их
экономики.
Проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных
товаров, изменения структуры экономики. Полное использование возможностей,
предоставленных соглашением, тормозится Соглашение создало лишь
благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта стран
Центральной Европы, однако только либерализация внешнеэкономической сферы
оказалась недостаточной для решения внутренними трудностями, значение
которых в последнее время возросло.
2.Этапы интеграции
В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.
В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е. международной экономической интеграции.
МЭИ означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их
в единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную
территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость
стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный
характер. Хронологически интеграционный тип МЭИ начал складываться после
Второй мировой войны.
Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.
В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных
этапов развития интеграционных процессов:
. зона свободной торговли;
. таможенный союз;
. единый или общий рынок;
. экономический союз;
. экономический и валютный союз.
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.
• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной
торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в
рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных
ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные
соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ
промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены
таможенных пошлин и других 1| нетарифных ограничений. По отношению к
сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер,
охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход
реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в
Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в общем, рынке
стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых речь пойдет ниже. Соглашения о
создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на
повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в
одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые
торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень
таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия,
срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина
пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.
К положительным чертам таких соглашений следует отнести более
стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц.
Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на
себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю
систему внешнеэкономической
деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.
Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ,
регулирование деятельности в соответствующей области происходит без
создания постоянно действующих наднациональных систем управления или
принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются
высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и
руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) —
по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить
обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и
обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности
обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам
положение.
Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.
При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих
процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не
всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий
отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную
угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность
банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более
конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их
со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители
вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на
применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает
опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах
"страны пребывания".
• Следующей ступенью международной экономической интеграции является
таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении
таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В
соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких
таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и
создание единого внешнего таможенного тарифа.
Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС
даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом
случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение
нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить
беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует
беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по
отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV
ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала
в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС".
Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые
продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-
члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил
и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ,
интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения И
структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя
единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные
внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные
потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою
очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и
производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри
ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных
преимуществ".
Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах
ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного
тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры,
или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится
отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу
внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя
из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны
сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов,
энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие
таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных
исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов.
Производство внутри ТС вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.
Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-
участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их
внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты
для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если
необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более
конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового
тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов
внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом
благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг.
Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между
товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое
значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав.
Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках
ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом
позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных
инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на
экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к
управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,
деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих
органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению
координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию
многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых,
необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом
уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах
деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по
согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или
приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой
связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут
разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер
внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без
этого.
Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не
предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра
производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на
этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.
Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на
микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция
происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое
сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно
скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС
создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют
второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной
политики остаются такие крупные направления, как оборонная
промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.
• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок
(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в
Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические
выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения
вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации,
присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от
практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто
экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение
будет верно и для последующих эволюционных преобразований других
интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в
определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные:
различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок
товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось
возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал
вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание
"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого
количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма
сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения
успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное
усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать
6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС.
Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между
государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику
по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для
создания ЕР это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики
развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен
осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего
закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия
соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного
потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер
были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание
условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации,
дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и
следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов
содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает
"поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на
удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить
преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают
согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных
законов. При этом особое место отводится введению системы мер,
предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем
самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе
наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,
Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие
интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и
контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать
интеграционным группировкам, потребуют создания и использования
соответствующего инструментария.
• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого
экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для
перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —
экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических
разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически
отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был
создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания
Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу
1999 г.
Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит
следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза
определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов,
который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза
в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран
основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует
нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые
меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита
государственного бюджета, и за этим установлен контроль.
Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования
ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой
валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка,
который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему
центральных банков стран, входящих в ЭВС.
Другим практическим примером международной интеграции является
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано
Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации
свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если
проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с
основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное:
демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию
континентального единого рынка для свободного передвижения товаров, услуг,
капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже
через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется
зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе
с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы,
регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд,
Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся
иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью
Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков,
хотя значение экономических императивов при этом нисколько не
приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием "холодной войны"
радикальным образом изменилась военно-политическая и
экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-
стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего
СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной
Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика,
канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы
последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и
научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными
показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого
периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к
политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение
интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической
мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась
деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода
азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского
экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой
экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его
предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные
негативные последствия.
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте.
Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно
распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и
очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом.
Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия
развития и асимметрия интенсивности 1вустороннихторгово-экономических
отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые
державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим
экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к
развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный
партнеры многократно уступают США.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во
внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады
—20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой
интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте
Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем
лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно
благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в
виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к
аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода
после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно
подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.
Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно
приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как
оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует
отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления
интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком
агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери
национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны
еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные
сопровождать экономические процессы.
Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить
темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться
по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты
решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток,
вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют
опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор
северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть
серьезные проблемы.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности
НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в
настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран
присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей
перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать
определенные организационные структуры и отработать механизм
сотрудничества.
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет
собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом
(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Попытки
автаркического ведения хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в
разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к
замедлению экономического роста. Объективные причины обусловили активное
развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между
странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие
страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом
процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время
ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.
Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями
о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в
той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.
3.Формы экономической интеграции
Европейский союз.
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)
начинается с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о
Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран —
Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода
предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения
и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о
создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского
сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с
высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их
экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие
западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени
протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и
задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно
последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.
Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком»
в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,
сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в
ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего
рынка», были:
. постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами- участницами;
. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
. ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
. создание валютного союза;
. унификация налоговой системы;
. сближение законодательства;
. разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая
структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,
Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка
товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был
создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках
таможенного союза были:
. ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц
. установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
. достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
. обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно
делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления
коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и
финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС
базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой
минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов
ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения рациональных
монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в
экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран
— участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике
открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,
что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,
создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся
негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису
западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название
«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между
странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция
проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась
на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками
Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановый диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными, прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание
Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический
альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их
экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и
согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.
Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания
единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС
составляли бы хозяйственный единый организм. С принятием ЕЕА усилились
интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и
макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития,
социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически
завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к
формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В
соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено
свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества.
Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство,
что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической
интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.
ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,
возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого
внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного
сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами
эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского
пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,
Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире
производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится
57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой
торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа
членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом
паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3
тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС,
его население составляет лишь 7% мирового.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и
трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановое и внутристрановые
диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.
Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой
аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды
сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение
конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках,
сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации
и др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со
вступлением в него новых членов. В марте 1998 г. начались активные
переговоры с группой стран — претендентов на вступление в ЕС. ЕС
поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми членами ЕС могут
стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в ее
стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о
таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, за
исключением Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся на
рыночный и демократический лад постсоциалистический регион Центральной и
Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных»
членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и
длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут
весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделять
около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. В
основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,
развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды,
на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики
западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития
экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических
кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то
интеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти
скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут
Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся
от введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11
претендентов, последним из которых является Турция.
Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной
Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация
стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех
азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия,
Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в
рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом
большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития,
хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными
торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах
АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5%
по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании
зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к
2000 г.
Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в
значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-
Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское
сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая
21 государство региона.
АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития
экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее
входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия,
Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В
последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань,
Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.
АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его
рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли,
инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых
министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе
которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности
распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.
По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту
реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего
наиболее конкурентоспособные страны.
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском
регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие
ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР
можно отнести следующие:
• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей
роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это
проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных
региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического
совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому
сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС.
Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов,
которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них
всестороннюю поддержку;
• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными
уровнями экономического развития, разными культурами и социально-
политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней
объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а
также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС
является единственной международной структурой интеграционного типа, куда
входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и
Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных
внешних условий;
• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные
экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е.
допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации
внешней торговли;
• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая
в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент
экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает
как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных
экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает
также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение
товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от
протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока
невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу
развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой
тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о
зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».
Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой
организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.
Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании
в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона
свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для
промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет
происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.
Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит
за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом
случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся
договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях
повысится роль других, более интегрированных региональных группировок, тем
более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах
АТР относительно высока, и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками
ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так,
существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР,
Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия,
Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская
экономическая зона.
Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США
и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и
может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.
Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал
формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического
развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг.
на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время
как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный
вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой
торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В
сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональные сделок в рамках
АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот
показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между
тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии
(без Японии).
По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
Интеграционные процессы в Южной Америке.
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам
Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе
Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн.
человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого
континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,
более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли
стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу
продвижения к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85%
взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых
тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до
2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров
(за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными
материалами, драгоценными металлами, предметами культурного национального
достояния).
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные
органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;
исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со
штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе
общего рынка, в функции, которых входят вопросы внешней торговли,
таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и
макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные
технологии, сельское хозяйство и энергетика. Итоги функционирования
МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной
группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза.
Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре
Раза, в то время как суммарный экспорт государств — участников итерационной
группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на
30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем, объеме вывоза товаров
из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных
внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на
иностранные инвестиции из третьих стран. Например, японская корпорация
«Тойота моторз», вложившая в сооружение автомобилестроительного завода в
Аргентине около 100 млн. долл., намерена выпускать в этой стране 20 тыс.
легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено
вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производимые
бразильскими предприятиями.
Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны
больше тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР
на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия
(как ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о
сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят
Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой
перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА,
простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины.
Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как
благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой
группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную
разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных
механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики
латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью
авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.
Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:
• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).
Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую
систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более
высокой степени интеграции»;
• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,
Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,
предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении
третьих стран;
• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.
Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется
реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического
сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План
постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в
течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже
существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,
САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется
уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированность
их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего
«самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока
оставляет желать лучшего.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности
Экономического - сообщества западне африканских государств (ЭКОВАС),
ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС
создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-
го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу
обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с
которым ряд государств этого субрегионах связывают надежды на дальнейшую
активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем
реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров,
развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и
совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление
планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные
различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми
подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения
экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности
ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко и
англоязычными странами субрегионах и их более тесная, чем в других
регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в
Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом»
интеграционных процессов в Западной Африке.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о
преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной
Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах
которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,
сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга
Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в
г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании
двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем
создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между
странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не
стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный
блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития
стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в
САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие
сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости
интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами
стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются
меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех
инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь
на препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе,
где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются
серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке
внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и
личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер
субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически
самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что
трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку
требует определенного времени.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично
развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в
своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля
возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе
совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан
Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является
Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников
платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного
сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд
солидарности.
К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести
разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую
диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры,
политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует
решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения
капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000
г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г.
члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в
Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход на более высокий
уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много проблем.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству
отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан
и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств,
включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные
Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о
создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских
государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать
прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен
включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан,
Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к
интеграции, следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще
весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам,
темпам развития. Большинство развивающихся стран практически находятся вне
процесса интеграции в ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно
развивающихся непосредственных межстрановый связей на уровне как отдельных
фирм и предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое
сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных целей
является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса.
Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости
социально-экономических отношений, примитивности и структурной
недифферинцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и
финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное
прозябание, либо на полную неудачу.
Интеграционная развития СНГ
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные
части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение
труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития
производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР
был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в
странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения
этих связей).
Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются
следующими основными факторами:
. разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
. желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
. технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные
тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших
советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить
свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет,
и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если
интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако
всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то
прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное
ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением
встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и
рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем
и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.
Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от
Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что
определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже
этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против
участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от
России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет
и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую
заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со
странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ
отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более
положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие из них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм
«цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную
государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от
нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального
сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое
неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались
использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих
политических задач.
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.
Заключение
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок.
Между странами — участницами интеграционного объединения, прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.
По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной
Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных
процессов, которая привела к созданию ЕС. Единая валюта ЕС (евро) уже в
ближайшие годы может во многом потеснить доллар США в качестве
международного платежно-расчетного средства.
Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».
В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран- членов, пытается выйти из экономического кризиса, прежде всего путем структурной перестройки экономики входящих в нее стран.
Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-
Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития
сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-
экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны
свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических
отношений.
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как
сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость,
элементы общего культурно-цивилизационного пространства.
Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить
свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства
новой социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных
процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо
этого заключено большое число соглашений экономического, политического и
гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью
которых является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция
разных скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми:
было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было
выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало
целесообразность своего существования.
Список использованной литературы
1. И.А.Каримов «Узбекистан по пути углубления экономических реформ», изд.
«Узбекистан» 1995 г. Ташкент.
2. И.А.Каримов «Узбекистан стремится ХХI веку», изд. «Узбекистан» 1999 г.
Ташкент.
3. Киреев А.П. «Международная экономика» изд. «Международные отношения»
1999 г. Москва.
4. «Международные экономические отношения» Учебник под редакции В.
Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез» 1998 г. Москва.
5. Вахабов А.В, Разыкова Г.Х «Международные экономические отношения»,
Тексты лекций. 2000 г. Ташкент.
6. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд.
«Делон сервис», МГУ. 1998 г. Москва.
7. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»
Учебник, изд. «Юрист» 1999 г. Москва.
8. Рубцов Б.Б. «Зарубежные фондовые рынки», изд. «ИНФРА-М» 1996 г. Москва.
9. Федоров «Современные валютно-кредитные рынки», изд. «Финансы и статистика» 1998 г. Москва.
10. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений»
Учебник, научный ред. В. В. Круглов, изд. «ИНФРА-М» 1998 г. Москва.
11. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения»: Учебник, изд.
«Юрист» 2001 г. Москва.
12. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С.Булатова. изд. «Юрист»
2000 г. Москва.
13. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. « ИНФРА-М» 2000 г. Москва.
14. «Международные экономические отношения. Интеграция»: Учебник. Пособие для вузов Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер, изд. «Банки и Биржи», « ЮНИТИ» 1997г. Москва.