МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
Тема: Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации
Студентки 3 курса вечернего отделения
Психологического факультета
Храпоновой
Марии Владимировны
м о с к в а
1998 г.
Многие последователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значения эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из них был - Эрик Эриксон, последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Но он рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
По его мнению особенности становления личности зависят от культурного
и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от
того какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в
Нью-Йорке в середине XX века, развивается не так, как маленький индеец из
резервации, где еще сохранились старые культурные традиции и время как бы
остановилось.
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания.
Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-
экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных
культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей
воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал
два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и
собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят
грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают
свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал
своего племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях - и
приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость,
щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.
В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная тождественность - позволяет
личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим
миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы,
потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложиться,
человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».
Идентичность формируется в юношеском возрасте и является характеристикой достаточно зрелой личности, До этого времени ребенок должен пройти через ряд индефикаций - отождествление себя с родителями, половая индефикация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, так как с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщает его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.
Описанные Эриксоном восемь возрастных периодов человека представляют
его наиболее важный вклад в теорию личности. Центральным звеном этой теории
является положение о том, что человек в течение жизни проходит через
несколько универсальных для всего человечества стадий. Эти стадии являются
результатом развертывания плана личности, которые наследуются генетически и
каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время.
Личность формируется только путем прохождения в своем развитии
последовательно всех стадий.
Кроме того, Согласно Эриксону, каждая психосоциальная сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости.
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
|№ |стадия |возраст |психосоциальны|сильная сторона|
| |развития | |й кризис | |
|1 |Орально-сенсор|до 1 года |Базальное |Надежда |
| |ная | |доверие - | |
| | | |базальное | |
| | | |недоверие | |
|2 |Мышечно-анальн|1-3 |Автономия - |Сила воли |
| |ая | |стыд и | |
| | | |сомнение | |
|3 |Локомоторно - |3-6 |Инициативность|Цель |
| |генитальная | |- вина | |
|4 |Латентная |6-12 |Трудолюбие - |Компетентность |
| | | |неполноценност| |
| | | |ь | |
|5 |Подростковая |12 -19 |Эго - |Верность |
| | | |индентичность | |
| | | |- ролевое | |
| | | |смешение | |
|6 |Ранняя |20-25 |Интимность - |Любовь |
| |зрелость | |изоляция | |
|7 |Средняя |26-64 |Продуктивность|Забота |
| |зрелость | |- застой | |
|8 |Поздняя |65 - смерть |Эго-интеграция|мудрость |
| |зрелость | |- отчаяние | |
Мы рассмотрим первую часть его периодизации развития личности - до 17-
20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного
ядерного образования - идентичности личности.
Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними.
В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.
Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой.
Последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице, которая называется:
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
|№ |стадия |Область |Полярные |Результат |
| |развития |социаль-ных |качества |прогрес-сивного|
| | |отношений | |развития |
|1 |Младенческий |Мать (или |Доверие к миру|Энергия и |
| |возраст (0-1) |заме-щающее ее|- недоверие |жизненная |
| | |лицо) | |радость |
|2 |Ранний возраст|Родители |Самостоятельно|Независимость |
| | | |сть - стыд, | |
| |(1-3) | |сомнения | |
|3 |Дошкольный |Родители, |Инициатива - |Целеустремленно|
| |возраст (3-6) |братья и |пассивность, |сть |
| | |сестры |вина | |
|4 |Предпубертанны|Школа, соседи |Компетентность|Овладение |
| |й возраст | |- |знаниями и |
| |(6-12) | |неполноценност|умениями |
| | | |ь | |
|5 |Юность (13-18)|Группы |Идентичность -|Самоопределение|
| | |сверстников |непризнание |, преданность и|
| | | | |верность. |
Младенческий возраст - первая стадия развития, где возникает доверие или недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы.
При прогрессивном развитии личности ребенок выбирает доверительное
отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не
напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец
получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и
«питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от
проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери
передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства переживаний.
Эриксон подчеркивал: младенец должны доверять не только внешнему миру, но
так же и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе. Подобное
поведение мы можем наблюдать тогда, когда младенец может переносить
отсутствие матери без проявления особой тревоги и гнева. Материнская любовь
и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого
жизненного опыта» ребенка.
Проанализировав то, что является причиной кризиса 1-го года жизни,
Эриксон подчеркивал его связь с качеством материнского ухода. Причиной
кризиса является одна из форм депривации - ненадежность, несостоятельность
матери и отвергание ею ребенка. Это приводит к появлению у него
психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за свое
благополучия. Эта установка будет проявляться на более поздних стадиях
личностного развития. В качестве второй формы депривации Эриксон называет
недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери
главным центром внимания. (Когда мать выходит на работу или рожает второго
ребенка) .
И наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие» - надежда, т.е. доверие переходит в способность младенца надеяться.
Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
Ранний возраст. Чувство доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности, автономии, избегание чувства стыда, сомнения.
Здесь ребенок обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: он может проявляться как форма заботы или как форма обуздания и мера пресечения.. Эта стадия является решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством.
С точки зрения Эриксона, положительное разрешение кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Но, в тоже время, родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка. Самостоятельность или автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных степеней свободы.
В условиях депривации, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль ребенок переживает чувство стыда или гнева, направленное на самого себя. Это происходит в тех случаях, когда родители постоянно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям. И ребенок, вместо того, чтобы быть уверенным в себе и ладить с окружением начинают думать, что другие пристально рассматривают его, относятся с подозрением и неодобрением
Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением и стремиться заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым.
Но так как это невозможно у ребенка появляются «внутренние глаза мира»
- стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. У него
возникает страх потерять лицо, постоянная настороженность, скованность
необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется,
устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими
людьми и настаивать на своем; между свободой самовыражения и ее разумным
ограничением.
Дошкольный возраст, совпадающий с третьей стадией, Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.
Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.
В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети обычно ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
На этом возрастном этапе происходит половая индефикация и ребенок
осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Младший школьный возраст - предпубертанный, т.е. предшествующий половому
созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная
с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями
и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми
целями, достижениями и разочарованиями.
Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.
Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.
Если же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально - экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.
Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса.
Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути,
завершаясь, приводит к формированию двух полюсов развития: На положительном
- в виде идентичности, на отрицательном - в виде ролевого смешения. Задача
подростка состоит в том, что бы собрать воедино все имеющиеся к этому
времени знания о самих себе (какие они сыновья, дочери, спортсмены,
студенты, музыканты и т.д.) и интегрировать эти образы себя в личную
идентичность, которое представляет осознание как прошлого, так и будущего,
которое логически следует из него.
В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три
элемента:
1. Молодые люди и девушки должны воспринимать себя внутренне тождественными самим себе. В этом случае формируется образ себя, связанный с прошлыми представлениями и определяющейся в будущем.
2. Значимые другие люди тоже должны видеть тождественность и целостность в человеке, т.е. подкрепление сложившегося мнения о себе со стороны значимых людей.
3. Молодые люди должны достичь возросшей уверенности в том, что внутренние и внешние планы его целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.
По мнению Эриксона, основа для благополучной юности и достижения
идентичности закладывается в детстве.
В ней объединяются и преобразуются все предыдущие индефикации ребенка; к
ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок
включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность,
инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу,
которую ставит перед ним общество - задачу самоопределения, выбора
жизненного пути.
Однако существует ряд факторов, которые могут серьезно мешать
развитию идентичности:
1. Развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя индефицируют (кинозвезды, певцы и т.д. или революционные лидеры). В этом случае подавляется сама личности и ограничивается сама идентичность.
2. Поиск идентичности может быть достаточно труден для определенных групп населения: для женщин, когда их рассматривают как людей второго сорта, групп социальных меньшинств и т.д.
3. Резкие социальные, политические и технологические изменения способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром.
Они представляют угрозу для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве.
Эти условия депривации, неспособность достичь личной идентичности, приводит к кризису идентичности или ролевому смешению. Это проявляется в неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, бесцельности, желание как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, смутное, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши или девушки (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем», если это единственный оставшийся способ самоутверждения.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности - верность, т.е. способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.