Эрик Хомбургер
Эриксон родился
во Франкфурте
(Германия) в
1902 году и умер
в Харвиче
(Массачусетс,
США) в 1994 году.
Молодым человеком
он изучал искусство
и начал свою
карьеру в качестве
портретиста.
В 1927 году он был
приглашен
другом детства,
Питером Блосом,
приехать в
Вену, чтобы
рисовать портреты
детей в экспериментальной
школе, основанной
Доротеей Бэрлингхэм
и Анной Фрейд,
которой руководил
Блос.
Прошло
немного времени
и Эриксон стал
членом педагогического
коллектива,
наблюдая за
детьми и входя
в психоаналитический
мир Вены и Фрейдов.
Он стал кандидатом
в психоаналитики
и прошел обучающий
анализ у Анны
Фрейд (автора
"Эго и механизмы
защиты"). С глазом
художника и
мышлением
психоаналитика,
Эриксон продолжил
исследование
и предложил
творческое
переосмысление
развития человека
от младенчества
до старости.
Стефан Шлейн собрал 47 статей Эриксона, которые были опубликованы в период с 1930 по 1980 годы. Ни одна из этих статей не была прежде опубликована в книге (а если опубликована, то в несколько другом виде). В книге также можно найти 13 портретов, нарисованных Эриксоном. Статьи очень разные и поэтому систематизированы там тематически, а не хронологически:
"Психоанализ
и просвещение",
"Конфигурации
в игре и сновидениях",
"Военные
воспоминания",
Кросс-культуральные
наблюдения",
"Общественная
среда", "Размышления
о цикле жизни",
"Об идентичности",
"Юности" и
"Раннем взрослом
возрасте",
"Портретные
зарисовки"
и "Очертания
человеческого
потенциала".
Сами работы
варьируют,
начиная от
речей, произнесенных
Эриксоном в
связи с вручением
ему наград,
лекций на
профессиональных
и политических
встречах, и
заканчивая
научными
публикациями.
Мне кажется,
что если хотя
бы кратко
проанализировать
эту книгу взаимосвязь
между его воззрениями
и биографией
обозначится
сама собой.
Поэтому, с вашего
разрешения,
я постараюсь
проиллюстрировать
каждый раздел,
коротко описав
одну (или несколько)
из глав.
В
разделе "Психоанализ
и просвещение"
Шлейн публикует
обращение
Эриксона к Анне
Фрейд.
В специальном
выпуске "Бюллетеня
Хэмпштадской
клиники" (1983),
посвященном
ее памяти, Эриксон
представляет
работу, в которой
признает уникальность
психоаналитических
трудов Анны
Фрейд, дает
описание
интеллектуальной
жизни Вены и
круга Фрейдов,
демонстрирует
влияние этих
замечательных
людей и обстоятельств
на молодого
и одаренного
Эриксона. Эта
работа кроме
всего прочего
характеризует
размах его
трудов, в которых
личное, историческое
и культурное
содержание
замечательно
переплетаются
с теорией.
В
разделе "Конфигурации
в игре и сновидениях"
есть глава под
названием
"Образцы сновидений
в психоанализе".
В этой работе
1954 года нам предлагают
интерпретацию
Эриксоном
одного из наиболее
известных в
психоанализе
сновидений,
а именно, сновидения
Ирмы (Зигмунд
Фрейд). Эриксон
рассматривает
сновидение
с позиции своей
теории развития,
обращаясь к
переписке
профессора
Фрейда с Вильгельмом
Фляйссом с
целью понимания
того, что было
причиной рождения
толкования
сновидений.
39-летний Фрейд
находился на
пороге личного,
профессионального,
интеллектуального
кризиса. Для
Эриксона это
сновидение
отягощено
исторической
необходимостью
присниться,
чтобы быть
проанализированным,
и быть проанализированным,
чтобы воплотить
особую судьбу"
(стр.239). С точки
зрения Эриксона,
Фрейд отчаянно
стремился
выполнить свое
предназначение.
Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но для того, чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым, открывая будущее перед Фрейдом и его созданием, психоанализом.
Раздел "Военные
заметки" содержит
короткий, но
чрезвычайно
интересный
набор статей
и комментариев,
предложенных
в период Второй
мировой войны,
с особенным
акцентом на
немецкой
ментальности.
Хотя Эриксон
уподобляет
нацистов
делинквентным
подросткам,
он не предлагает
в качестве
решения проблемы
их лечение.
Напротив, он
призывает к
беспощадной
борьбе и полной
победе над
нацистами и
их пропагандой.
Эрик Эриксон
пытался объяснить
феномен фашизма
незрелостью
немецкой духовной
жизни, что привело
к конфликтам
психологического
характера в
молодежной
среде, которые
выражались
в форме различных
страхов. При
этом Эриксон
указал на связь
фашизма с
психологическим
состоянием
семейного
человека, так
как Гитлер
очень часто
в своих выступлениях
применял лексику,
имеющую отношение
к семье. Историк
затронул и
психологическую
раздвоенность
Германии, что,
согласно его
концепции,
способствовало
установлению
нацистской
диктатуры. Под
данной раздвоенностью
им понималось
наличие в Германии
двух крупных
религиозных
конфессий:
католицизма
и протестантизма;
ее притяженнием
как к центрам
западной демократии
так и восточного
деспотизма;
в интенсивном
влиянии соседей
в силу отсутствия
естественных
границ и проблемы
национального
сохранения.
В этих работах
наблюдается
психоисторические
концепции,
получившие
свое развитие
в творчестве
Эрика Эриксона.
В следующем разделе, "Кросс-культуральные исследования", Эриксон выступает как социальный антрополог, демонстрируя взаимодействие между историей, средой, семьей, деревней и мифом.
По его мнению особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века, развивается не так, как маленький индеец из резервации, где еще сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.
В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Он привлекает внимание к географическому положению и обществу для объяснения существенных различий между ними. Расширение Эриксоном наших представлений о развитии и характере людей с привлечением культуры, является, пожалуй, одним из наиболее важных вкладов ученого, выдержавших испытание временем.
В отличие
от Фрейда, который
рассматривал
культуру как
набор запретов,
хотя и несущих
цивилизацию,
Эриксон описывал
культуру, как
живую и питательную
среду, необходимую
для идентичности
и личностной
самореализации.
Размышления
о жизненном
цикле дают
читателю возможность
познакомиться
с наиболее
признанным
аспектом
теоретической
работы Эриксона.
Предложенные
им восемь стадий
развития можно
найти в каждой
книге по психологии
Западного мира.
И хотя споры
относительно
точности этих
стадий продолжаются
и сегодня, видение
Эриксоном
развития как
процесса,
продолжающегося
в течение всей
жизни, позволило
психоаналитикам
отказаться
от фаталистического
взгляда Фрейда,
убежденного,
что характер
устанавливается
в возрасте 5
лет, и дает нам
неувядаемую
надежду, в настоящее
время хорошо
укоренившуюся,
что развитие
непрерывно
(жизнь после
Эдипа), с его
риском, неудачами
и триумфами.
Раздел "Портретные
зарисовки"
содержит восемь
коротких эссе
и пять рисунков.
Это личные
воспоминания
друзей Эриксона,
многие из которых
внесли свой
неоценимый
вклад в развитие
нашей цивилизации.
Среди счастливых
героев словесных
и художественных
портретов Пол
Тиллич, Питер
Блос, Рут Бенедикт
и Роберт Найт.
Эриксон был
мастером
распознавания
и описания
успешных столкновений
творческих
личностей и
периодов их
кризиса: историческое
величие приходит,
если индивидуальные
решения находят
универсальное
применение.
Последний раздел, "Очертания человеческого потенциала", наполнен оптимизмом, интересом и участием.
"Посадка на Луну", представленная в Гарвардском университете в 1969году, прославляет покорение человечеством космоса и предупреждает, что если " каждый рожденный ребенок ... не будет воспитан так, чтобы чувствовать себя дома в своем теле, душе и ощущениях... все посадки где-либо в другом месте останутся лишенными основания". Читая Эриксона сегодня, с нашим акцентом на количественных исследованиях, мы лучше всего можем понять, что именно его интуитивный гений и художественное видение привели наших исследователей к тем рубежам, которые сейчас исследуются эмпирически. Он был великим созерцателем человеческой природы и культуры и создателем теории. Дар Эрика Эриксона как художника, психолога, аналитика, писателя, антрополога и социального философа едва ли можно сравнить с чьим-то еще.
Он был блестящим поборником эго-психологии, понятия идентичности и непрерывного развития в течение всех жизненных сезонов. Мы должны быть признательны ему за дух оптимизма, который вдохновляет нас верить в то, что существование не является фатальным, что мы можем изменять его, следуя по жизненному пути.
"Мне нечего предложить кроме способа взгляда на вещи", - написал Эрик Эриксон в наиболее известной труде "Детство и общество", опубликованном в 1950 году. Несмотря на такое заявление, способы взгляда Эриксона на природу человека, развитие и общество дали специалистам и широкой общественности второй половины ХХ века замечательную перспективу и новые смыслы. Посмотрим хотя бы на его новаторские работы по психоистории и культуре коренных американцев. Вспомним, что он преуспел в расширении психоаналитического мышления за рамки мрачного детерминизма Фрейда, ориентируясь на широкую, культурально восприимчивую, послевоенную читательскую аудиторию, которая искала психологию надежды в мире полном различий. Эриксон был пророком нашего столетия. Его книги остаются живым, современным и ценным источником эмпирических исследований и концептуальных дискуссий.