Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации

Личностные ресурсы преодоления  ситуации социально-экономической депривации

Кожевникова Екатерина Юрьевна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени  кандидата психологических наук

Краснодар 2006

Диссертация выполнена на кафедре социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Нестабильность в сфере социально-экономических процессов накладывает отпечаток на ситуации, с которыми приходится сталкиваться личности в процессе своего развития и построения жизненного пути. Это требует подготовленности специалистов к возможности обеспечить психологическую поддержку людям в трудных жизненных ситуациях.

Проблематика «человек в трудных ситуациях» разрабатывается в психологии личности, социальной психологии, психотерапевтической практике и психологии труда. Изучение психологического преодоления трудных жизненных ситуаций связано с исследованиями психологической защиты (А.Фрейд, Г. Вайлант, Л.И. Вассерман, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Д. Паркер, Дж. Пери, Л.Ю. Субботина, Н. Хаан, Н. Эндлер, Э.Г. Эйдемиллер); психической и социально-психологической адаптации (Ф.Б. Березин, Дикая Л.Г., Б.Д. Парыгин, А.А. Реан, Т.В. Середа, А.А. Налчаджан, С.А. Шапкин); совладания со стрессами (В.А. Бодров, А. Биллинг, С. Карвер, С. Кобаса, Б.Е. Компас, Р. Лазарус, У. Леер, Р. Моос, К. Олдвин, Л. Перлин, Г. Томэ, Ш. Фолкман, М. Шейер); саморегуляции деятельности и поведения, регуляции функциональных состояний (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, А.Б. Леонова, В.Л. Марищук, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, Е.А.Сергиенко); активности и ее роли в преодолении жизненных трудностей (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова, А.К. Белоусова, А.В. Брушлинский, А.Н. Дёмин, В.В. Знаков, Т.Л. Крюкова, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн).

В понимании содержания процесса преодоления трудностей и факторов, обусловливающих его эффективность, особая роль отводиться ресурсам личности. Термин «ресурсы» в психологии понимается в нескольких трактовках: 1) в широкой трактовке «ресурсы» включены в понятие личностного и человеческого потенциалов (Г.М. Зараковский, М.С. Каган, Г.Б. Степанова, П.Г. Щедровицкий), а так же в описание стратегий жизни (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Кроник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов); 2) в узкой трактовке рассматриваются как возможности и средства преодоления стрессов (П.Б. Балтес, В.А. Бодров, Р. Лазарус, С. Хобфолл) и элементы самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения (А.Н. Дёмин, Л.Г. Дикая, Т.Л. Крюкова, В.И. Моросанова, К.Муздыбаев, А.К.Осницкий, С.А. Шапкин).

Проблема ресурсов совладающего поведения, по мнению Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова и др. авторов, в психологии все еще не получила должного рассмотрения, поскольку еще слабо сформирована соответствующая система понятий. Таким образом, основной проблемой исследования выступает необходимость теоретического и эмпирического анализа личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций. Разнообразие трудностей, специфические источники их возникновения, разнообразие психологических и социальных последствий для современного человека создают познавательную ситуацию, в которой необходимо анализировать особенности преодоления в широком спектре жизненных ситуаций. Именно поэтому исследователи предпочитают изучать преодоление в специфических жизненных ситуациях, чтобы уловить индивидуальную и ситуационную специфичность феномена. Например, изучается преодоление семейных трудностей (А. Кочарян, Т.Л. Крюкова, А. Либина, Э.Г. Эйдемиллер), трудностей в учебной и профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, В.И. Моросанова), особенности саморегуляции в ситуации потери работы (А.К. Осницкий), в разных формах индивидуального кризиса занятости (А.Н. Дёмин), бедности (К. Муздыбаев) и т.д.

Особой трудной жизненной ситуацией в структуре жизненного пути личности является социально-экономическая депривация личности. Необходимость учета ситуационной специфики при изучении совладания с жизненными трудностями определяет дополнительную исследовательскую проблему, заключающуюся в необходимости раскрыть психологическое содержание социально-экономической депривации, потому что в психологической литературе это понятие использовалось до сих пор в сугубо экономической трактовке.

Практическая актуальность заключается в изучении специфики содержания психологического преодоления социально-экономической депривации личности, поскольку в области психологической помощи наблюдается дефицит знаний и способов оказания адресной помощи людям, испытывающим психологические трудности в условиях жизненных кризисов.

Обобщение получаемых результатов позволит распространять результаты исследования личностных ресурсов в преодолении социально-экономической депривации личности на другие жизненные ситуации, сходные по своим характеристикам.

Цель исследования - выявить психологические механизмы и личностные ресурсы преодоления социально-экономической депривации.

Объект исследования - процесс преодоления личностью социально-экономической депривации, являющейся частью жизненного пути современной личности.

Предмет исследования – содержание, структура и механизмы использования личностных ресурсов в процессе преодоления личностью социально-экономической депривации.

Основной гипотезой исследования является следующее предположение:

достижение позитивных эффектов преодоления социально-экономической депривации личности связано с соотношением мотивационных, рефлексивных, социально-сетевых параметров личностных ресурсов и особенностями обращения к этим ресурсам в процессе преодоления.

Объект и предмет исследования определили необходимость формулировки и проверки вспомогательной гипотезы:

такую трудную жизненную ситуацию как социально-экономическая депривация личности можно интерпретировать как разновидность индивидуального кризиса занятости, выделив специфику ее предпосылок, источников возникновения, психологические симптомы, динамику, способы, ресурсы и цену преодоления.

В исследовании были поставлены следующие теоретические и эмпирические задачи:

Проанализировать подходы к психологическому преодолению трудных жизненных ситуаций для выделения содержательной стороны этого процесса.

Провести теоретический анализ понятия «ресурсы», отражающего содержание процесса психологического преодоления трудностей, обосновать определение личностных ресурсов, конкретизировать их критерии, содержание и структуру.

Дать психологическое определение социально-экономической депривации личности и описать ее специфику как разновидности индивидуального кризиса занятости, провести эмпирическую верификацию теоретического определения.

Выделить психологические механизмы преодоления личностью социально-экономической депривации и описать типы отношений к индивидуальным и социально-средовым ресурсам в составе этих механизмов.

Проанализировать особенности использования личностных ресурсов при достижении позитивных результатов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности.

Методологическими и теоретическими основаниями исследования послужили: принцип субъектности, разработанный в теориях жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); процессуально-динамический подход к исследованию личности (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова,); принцип транзакции или компонентной перспективы (А. Бандура, Е.Ю. Коржова, К. Левин, Д. Магнуссон); подходы к преодолению жизненных трудностей и роли ресурсов в этом процессе, отраженные в теории совладания со стрессом Р.Лазаруса и теории сохранения ресурсов С. Хобфолла, исследованиях совладания с жизненными трудностями как элемента жизненного пути личности (К.А. Абульханова, Т.Л. Крюкова, А. Либин, А. Либина, С.К. Нартова-Бочавер, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов), преодоления трудностей и стресса в различных видах деятельности (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, А.Б. Леонова, С.А. Шапкин); подходы к исследованию депривации личности (Т. Гарр, К. Муздыбаев С. Розенцвейг, В. Рансимен, С. Стоуфер); концепция индивидуальных кризисов занятости (А.Н. Дёмин).

Для реализации поставленных задач были использованы качественный и количественный подходы к организации и построению исследования. Каждый из подходов предполагает использование специфических методов сбора и анализа данных.

Методы сбора данных:

В «качественной» части исследования использовалось фокусированное полуструктурированное интервью с людьми, находящимися в ситуации социально-экономической депривации. Интервью проводилось в 3 этапа: 1998, 1999, 2004 гг. Лонгитюдный формат данной части исследования позволил отразить не только содержание преодоления, но и особенности его динамики.

Количественные данные получены с помощью методик и вопросов, направленных на измерение мотивационных и рефлексивных, а также социально-сетевых, поведенческих характеристик личности. Для определения психологических эффектов преодоления использована методика диагностики «уровня общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек) и шкала «психосоциального стресса» Л. Ридера (адаптация О.С. Копиной). Дополнительно включены вопросы о психологических и непсихологических проблемах, социально-демографических характеристиках, экономическом и социальном статусе, а также наличии материальных ресурсов.

Методы анализа качественных данных: осевое и поперечное кодирование транскриптов интервью, аналитическое обобщение полученных данных.

Количественные данные анализировались с помощью метода критериальных групп, вычисления уровня значимости отличий (t-критерий Стьюдента), корреляционного анализа на основе применения статистического пакета STATISTICA .

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена системностью теоретического и эмпирического анализа объекта и предмета исследования, использованием методологических принципов психологии, применением методов сбора и анализа данных, адекватных задачам исследования, согласованием, взаимодополнением результатов анализа качественных и количественных данных, подтверждением теоретических положений работы результатами, полученными в эмпирической части.

База исследования и характеристика выборки: в «качественной» части исследования изучались работники кризисных предприятий города Краснодара. Основной критерий кризисного положения на данных предприятиях – длительная невыплата заработной платы; в количественной части исследования приняли участие работники кризисных предприятий, расположенных в четырех городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Краснодаре). Выборка опроса квотировалась по полу, возрасту, образованию, должностному статусу, также по критериям материальной депривации.

Совокупная выборка составила 268 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Предложена теоретическая схема анализа личностных ресурсов, которая включает основания для классификации ресурсов, критерии определения личностных ресурсов, способы их использования. Расширен и уточнен перечень критериев выделения личностных ресурсов: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость. Дано определение личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций.

Выделены психологические механизмы преодоления личностью социально-экономической депривации, обеспечивающие достижение отсроченных позитивных результатов: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов; 2) важность признания со стороны других людей; 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность; 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации; 5) дифференциация сфер приложения своих сил; 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей; 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов.

Выделены типы отношения к разным видам ресурсов: 1) к индивидуальным ресурсам, отличающиеся представлениями о собственной эффективности и соотносящиеся с реализацией этих представлений; 2) к социально-сетевым ресурсам, отражающие способы извлечения ресурсов из сети в зависимости от имеющегося образа сети. Также создана эмпирическая классификация позиций, отражающих связи между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами.

Выделены факторы, влияющие на достижение позитивных психологических эффектов преодоления социально-экономической депривации личности, большинство которых представлено мотивационными (планы, притязания, трудовые и жизненные ценности) и рефлексивными характеристиками личности (выводы из ситуации, объяснение причин происходящих событий).

Предложено психологическое понимание социально-экономической депривации личности как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности кризиса занятости личности. Особенностями социально-экономической депривации являются внешние, социально обусловленные предпосылки – невыплата заработной платы или хронический недостаток финансовых средств; деформация связей личности с институтом трудовой занятости, ведущая к материальным и социальным (статусным) лишениям, долгосрочным негативным переживаниям (чувство зависимости от внешних обстоятельств, неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в себе); наличие специфических механизмов преодоления кризиса, содержательная сторона которых включает осознание, выбор, использование индивидуальных и социальных ресурсов; высокая вероятность переутомления, ухудшения здоровья, снижения психологического и социального благополучия при длительном пребывании в данном кризисе. По своему психологическому содержанию социально-экономическая депривация отличается от другой разновидности индивидуального кризиса занятости личности - безработицы.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Дано определение «личностных ресурсов» как внутренних и внешних возможностей, воспринимаемых и используемых в качестве средств достижения позитивных результатов. Обоснована важная роль личностных ресурсов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности.

Предложенная схема анализа личностных ресурсов может быть использована при изучении разнообразных жизненных кризисов личности.

Выделенные факторы достижения позитивных психологических и социальных эффектов конкретизируют механизмы совладающего поведения, вносят вклад в понимание активности личности в трудных жизненных ситуациях.

Психологическое определение социально-экономической депривации обогащает представление о структуре жизненного пути современной личности; оно важно для понимания взаимодействия личности и ситуации в процессе преодоления жизненных кризисов.

Выделенные особенности преодоления данной специфической ситуации позволяют сопоставлять особенности содержания преодоления разных жизненных кризисов, расширять феноменологию кризисов занятости личности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности создания основ более точного, обоснованного решения проблем личности в трудных жизненных ситуациях.

Данные о специфике преодоления социально-экономической депривации могут использоваться в психологическом профилировании на рынке труда, ориентировании личности в сфере занятости.

Полученные результаты позволят оказывать адресную психологическую помощь личности оказавшейся в ситуации социально-экономической депривации. Знание механизмов преодоления и личностных ресурсов, включенных в эти механизмы, а также факторов, связанных с достижением позитивных эффектов, может использоваться как самими людьми, переживающими кризис, так и специалистами, занимающимися консультированием.

Теоретические и эмпирические результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по психологии личности, экономической психологии, психологии занятости, курсах повышения квалификации для специалистов специализированных организаций, занимающихся вопросами занятости.

Положения, выносимые на защиту.

Личностные ресурсы – это внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Личностные ресурсы должны отвечать следующим критериям: 1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения; 2) готовность использовать их в качестве средств достижения цели; 3) оптимальность, т.е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств; 4) компенсируемость, т.е. взаимозаменяемость; 5) конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении.

Психологическое содержание социально-экономической депривации определяется пониманием ее как части жизненного пути современной личности, выступающей разновидностью кризиса занятости личности. Она характеризуется специфическими предпосылками и непосредственным источником возникновения, психологическими симптомами, способами, ресурсами, критериями и «ценой» преодоления.

Достижение позитивных результатов в процессе преодоления социально-экономической депривации личности обусловлено рядом исходных факторов, которые определяют выбор и использование индивидуальных и социально-средовых ресурсов личности. Важными рефлексивными характеристиками личности являются четкие выводы из ситуации – знание способов изменения ситуации и объяснение причин, по которым ее не изменяют, не определяемых через ресурсные дефициты. Важными мотивационными характеристиками личности являются планы, предполагающие возможность позитивного разрешения ситуации, планы на будущее, высокие материальные притязания, трудовые ценности, ориентированные на возможность реализации себя как профессионала, возможность повышения должностного статуса. Большое значение имеет наличие разнообразных очень важных жизненных ценностей, затрагивающих множество сфер реализации личности.

Конструктивное преодоление социально-экономической депривации личности сопровождается такими процессуальными факторами, как: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов; 2) важность признания со стороны других людей; 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность; 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации; 5) дифференциация сфер приложения своих сил; 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей; 7) отношение к социальным возможностям как к средствам достижения позитивных эффектов.

Выделенные исходные и процессуальные факторы согласуются и дополняют друг друга.

Апробация работы: Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета, методологических семинарах, а также на Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург 2002 года), Второй международной научно-практической конференции молодых обществоведов «Векторы развития современной России» (Москва,2003); 3-ем Всероссийском съезде психологов (СПб., 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Ломоносов 2003» (Москва, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2002, 2003, 2004); Всероссийской конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности» (Омск, 2005). Работа неоднократно представлялась на ежегодных научно-практических конференциях студентов и аспирантов факультета управления КубГУ (Краснодар, 1999 - 2006).

Результаты исследования используются в рамках учебных курсов «Психология занятости», «Управление трудовыми ресурсами».

Публикации. По теме исследования имеется 15 публикаций.

Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Текст содержит 2 рисунка, 10 таблиц, 5 приложений. Список литературы включает в себя 174 источника.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется цель исследования, его объект и предмет, формулируются гипотезы и задачи, указываются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психология преодоления трудных жизненных ситуаций» проводится теоретический анализ использования в психологии понятия преодоления жизненных трудностей и роли личностных ресурсов в данном процессе.

Феномен психологического преодоления рассматривается в широкой трактовке – как элемент жизненного ориентирования (связан с изучением активности и ее роли в преодолении жизненных трудностей в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой, А.К. Белоусовой, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, Б.Ф. Ломова, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна; психической и социально-психологической адаптации в работах Ф.Б. Березина, А.А. Налчаджана, Б.Д. Парыгина, А.А. Реана, Т.В. Середы);

в узкой трактовке - как явление саморегуляции и регуляции поведения (связан с изучением преодоления стрессов в работах В.А. Бодрова, С. Карвера, С. Кобасы, Б.Е. Компаса, Р. Лазаруса, Р. Мооса, К. Олдвин, Л. Перлина, Ш. Фолкман, Ч. Холохан, М. Шейера); саморегуляции деятельности и поведения, регуляции функциональных состояний в работах Л.Г. Дикой, О.А. Конопкина, А.Б. Леоновой, В.Л. Марищука, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, А.О. Прохорова, Е.А. Сергиенко). На основании теоретического анализа конкретизировано содержание процесса психологического преодоления, указаны его специфические признаки.

Эмпирические исследования психологического преодоления строятся обычно на основании двух схем: каузальной и процессуально-ориентированной.

Каузальная схема предполагает выделение факторов, которые определяют достижение позитивных как ситуативных, так и отсроченных результатов (эффектов) преодоления. В качестве ситуативных эффектов преодоления выделяют решение актуальных проблем и ощущение психологического благополучия. К отсроченным эффектам относят преобразование ситуации, достижение или восстановление социального, психологического благополучия, а также состояние здоровья.

Процессуально-ориентированная схема предполагает выделение стратегий, механизмов преодоления, фаз и особенностей переходов из одной фазы в другую, что позволяет изучать содержание, индивидуальное своеобразие преодоления жизненных трудностей.

Наиболее перспективным является изучение содержания преодоления жизненных трудностей, основанное на совмещении процессуально – ориентированной и каузальной схем, учитывающее специфику ситуаций, которыми оно инициировано.

Итогом теоретического анализа является выбор рабочего определения преодоления жизненных трудностей. Учитывалось сложившееся в психологии понимание его как адаптивной формы поведения (В.А. Абабков, Ф.Е. Василюк, Т.Л. Крюкова, А. Либин, А. Либина и др.). Далее под преодолением понимаются такие способы регуляции своего поведения, которые обеспечивают доступный уровень и форму разрешения проблемы в данной трудной ситуации и прямо или косвенно готовят благополучные исходы в будущих ситуациях за счет оптимального соотнесения и использования личных и средовых ресурсов (А.Н. Дёмин, 2001, 2004).

К определению понятия «ресурсы» преодоления применяется несколько подходов:

- определение ресурсов в качестве элемента процесса преодоления, который представлен как совокупность механизмов активации и оперирования ресурсами (процессуальная модель совладания – П. Балтес, В.А. Бодров, П. Вонг, Т. Джексон, Р. Лазарус, Дж. Фреди, С. Хобфолл, М. Цейднер, Р. Шварцер);

- определение ресурсов как факторов успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей. Например, исследования, посвященные значимости интернальности (влиянию ее на эффективность преодоления) (Т. Андерсон, С. Карвер, М. Шейер), оптимизма (С. Карвер, К. Муздыбаев, К. Олдвин, М. Селигман), чувства связи с миром (Антоновски), самоэффективности и самоуважения (А. Бандура, Т.А. Крюкова, Р. Моос, Д. Терри, Ш. Фолкман). В отечественных исследованиях особенное внимание уделяется внутренним психологическим ресурсам – эмоциональным, волевым, мотивационным, темпераментальным и другим особенностям личности (в работах В.А. Бодрова, А.Н. Дёмина, Л.Г. Дикой, О.А. Конопкина, Т.Л. Крюковой, А. Либина, В.И. Моросановой, А.В. Махнача, А.К.Осницкого, С.А. Шапкина.).

Ресурсы включены в процесс преодоления через мотивационные, когнитивные, рефлексивные, поведенческие компоненты личности как субъекта, предпринимающего усилия по преодолению трудных жизненных, стрессогенных, кризисных ситуаций. Их наличие и восприятие (ценность как сама по себе и как средств достижения желаемого результата) обусловливает направление активности по преодолению и его успешность. На основании теоретического анализа обобщены и конкретизированы основания для классификации ресурсов.

Ресурсы рассматриваются нами и как элемент механизмов преодоления, и как фактор преодоления, связанный с достижением позитивных результатов с целью создания целостного представления о содержании и результатах психологического преодоления. Личностные ресурсы определяются как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. В соответствии с определением, личностные ресурсы должны отвечать следующим критериям: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать эти средства, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость.

Содержание психологического преодоления отражают как исходные, так и процессуальные ресурсы, связанные с отношением человека к другим типам ресурсов, формирующимся в процессе преодоления трудной жизненной ситуации. Отношение может быть реализовано субъективно (во внутреннем плане) как осознание возможностей в качестве средств достижения цели и готовность их использовать, а также во внешней активности в виде поведенческих актов.

Выделение процессуальных ресурсов позволяет трактовать ресурсы как биполярное образование, когда одно и то же свойство, средство может актуализироваться, становиться фактором преодоления трудности или, наоборот, фактором, блокирующим преодоление.

Во второй главе «Социально-экономическая депривация как трудная жизненная ситуация» обосновано понимание социально-экономической депривации как специфического явления жизненного пути современной личности, разновидности индивидуального кризиса занятости, который инициирует внешние и внутренние усилия по преодолению.

Социально-экономическая депривация личности рассматривается как трудная жизненная ситуация, вызванная объективными лишениями, вступающими в противоречия с ценностями и притязаниями личности и воспринимаемыми как потеря возможности удовлетворять потребности разных уровней (как дефицитарные, так и метапотребности). Преодоление трудной жизненной ситуации во многом зависит от специфики ситуации, которая определяет контекст и основные задачи психологического преодоления.

Теоретическими основаниями понимания депривации личности являются исследования депривации как характеристики ситуации (С. Розенцвейг); элементы теорий психической депривации (в психоаналитическом направлении - труды Д. Бенджамина, Р. А. Шпица, Д. В. Уиникотта; теории научения - работы Д. Брунера, Д. JI. Гевирца, У. Дениса; социально-ориентированные исследования О. Г. Брима, X. Г. Гоффа); анализ влияния депривации в детском возрасте на развитие жизненного пути личности (К.А. Абульханова); понятие относительной депривации (Т. Гарр, Дэвис, В. Рансимен, С.А. Стоуфер), социально-экономической депривации (К. Муздыбаев).

Обращение к анализу структуры и содержания ситуации обусловлено тем, что «психологическое преодоление» возникает на перекрестке двух базовых категорий психологии: личности и ситуации. За основу взят синтетический подход, который понимает поведение как результат непрерывного взаимодействия между личностью и ситуацией, где со стороны личности значимы когнитивные и мотивационные факторы, а со стороны ситуации то психологическое значение, которое она имеет для личности. Эти идеи реализуются в психологии личности в принципе транзакции (Л.И. Анцыферова), социально-когнитивной теории личности - в принципе тройственного взаимообусловливания (А.Бандура, У. Мишел, Дж. Роттер,); в психологии всевозрастного развития - в принципе контекстности (П. Балтес); в социальной психологии - в принципе ситуационизма и т.д. (Л. Росс и Р. Нисбетт).

Для психологического анализа социально-экономической депривации личности использована схема анализа индивидуального кризиса занятости (А.Н. Дёмин), которая включает в себя предпосылки, непосредственные источники, психологические симптомы, динамику, факторы и способы преодоления, критерии, обстоятельства, усугубляющие протекание кризиса, цену преодоления.

Специфика социально-экономической депривации как разновидности индивидуального кризиса занятости личности проявляется в следующем: кризис является ненормативным, т.к. он инициирован внешними объективными изменениями в сфере занятости; кризис детерминируется не разрывом, а деформацией связей с институтом трудовой занятости; отмечается относительный характер как статусных, так и материальных лишений, при этом лишения переживаются тяжело, т.к. определяют восприятие нарушенной целостности, последовательности индивидуального жизненного пути личности; для некоторых возникшие противоречия смягчаются возможностью удовлетворения некоторых потребностей, которые дает данная работа, а также важностью других сфер жизнедеятельности.

Психологические симптомы кризиса характеризуются различными изменениями в психологическом благополучии личности (ощущением неуверенности в завтрашнем дне и зависимости от внешних обстоятельств, высокой стрессированностью, низкой самоэффективностью). Данные симптомы, с одной стороны, не являются специфичными, проявляются в других типах кризисов, что подчеркивается рядом авторов (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, К.Левин, К. Муздыбаев, Л. Франк). С другой стороны, в данной ситуации они являются основными и проявляются максимально ярко. Основным психологическим критерием кризиса является прямой антагонизм между образом желаемого и наличного, что проявляется в соотнесенности основных проблем и ценностей, обладающих высокой степенью важности.

Психологическое преодоление жизненного кризиса может иметь как непосредственные, так и отсроченные результаты. В качестве непосредственных результатов преодоления использованы показатели внутренней успешности (уровень стресса и самоэффективности) и внешней успешности (субъективная близость к решению самой острой проблемы). Эти критерии указывают на ситуативную успешность личности в преодолении кризиса. Преодоление по одному критерию может не совпадать с преодолением по другому критерию.

Внешние и внутренние усилия по преодолению социально-экономической депривации личности, при отсутствии положительных результатов, могут сопровождаться нарастающим переутомлением и уменьшением крепости здоровья, вызванным большим количеством подработок, снижением ощущения психологического и социального благополучия. Если предпринимаемые усилия длительны и не сопровождаются позитивными для личности результатами, то можно прогнозировать увеличение, усиление факторов, блокирующих преодоление.

В третьей главе «Эмпирическое изучение личностных ресурсов в преодолении социально-экономической депривации» описана логика построения исследования, используемые методы сбора и анализа данных, представлены результаты анализа, обобщения и интерпретации данных.

При решении эмпирических задач совмещались каузальная и процессуально-ориентированная исследовательские схемы. Процессуально-ориентированная схема изучения личностных ресурсов реализована в рамках качественной стратегии исследования с применением качественных методов. Для реализации каузальной схемы использована количественная стратегия построения исследования, количественные методы сбора и анализа данных. Совмещаются схемы по принципу взаимной дополнительности.

В результате анализа качественных данных, полученных в интервью, одни респонденты отнесены к субъектам совладающего поведения, а другие классифицированы как избегающие, амотивированные или реализующие защитное поведение. В данной части исследования выделены процессуальные ресурсы преодоления трудностей, которые образуют механизмы, отражающие осознание, выбор и использование личностных ресурсов.

Выделены механизмы преодоления социально-экономической депривации, позволяющие достичь промежуточных позитивных эффектов: 1) активное осознание индивидуальных ресурсов; 2) способность видеть ситуацию как совокупность шансов; 3) способность видеть множество сфер приложения своих сил; 4) предметность оценок, намерений и планов; 5) контроль над ситуацией; 6) использование ресурсов сети: прямое обращение или использование в качестве потребителя продуктов собственного производства.

Лонгитюдный формат этой части исследования позволил конкретизировать и дополнить основные механизмы преодоления с учетом достижения позитивных отсроченных результатов. Объективное изменение ситуации и позитивное психологическое самочувствие сопровождалось следующими механизмами: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов; 2) важность признания со стороны других людей; 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность; 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации; 5) дифференциация сфер приложения своих сил; 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей; 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов. В результате, получая позитивные сдвиги в ситуации, люди меняют критерии успешности и увеличивают требования к жизни, к другим людям, больше ценят себя.

Содержательную сторону преодоления характеризует отношение к индивидуальным, социально-средовым ресурсам и их соотношение. Выделены следующие типы отношений к индивидуальным ресурсам: 1) "я все могу"; 2)"я могу, потому что приходится"; 3) "я могу только то, что могу, и поэтому бьюсь изо всех сил"; 4)"а что я могу?". Для первого и второго типа характерен подвижный и широкий образ себя, эти типы характеризуются более высокой и результативной активностью по увеличению материальных доходов. Для третьего и четвертого типов характерна ограниченность, недифференцированность представлений о себе, ригидное представление о себе и своих способностях, а также поведенческая активность, не приводящая к позитивным результатам.

По отношению к социально-средовым ресурсам выделены типы, отражающие их восприятие и использование в качестве средств преодоления трудностей: 1) «вливание в социальную сеть»; 2) капсулирование сети; 3) ориентация на один сегмент сети; 4) ориентация на целостный образ сети.

Создана эмпирическая классификация типов, отражающих связи между индивидуальными и социально-средовыми ресурсами личности: 1) манипуляция – использование социальных ресурсов для получения односторонней выгоды; 2) взаимный обмен – активность, направленная на выстраивание отношений с социальным окружением, где при определенной доле вклада получают отдачу, дающую возможность конструктивно и оптимально решать проблемы; 3) ожидание помощи со стороны – перекладывание активной роли в решении проблемы на других людей. Отношение к ним и к себе, как к взаимозаменяющим ресурсам.

Итогом обобщения полученных данных о содержании процесса преодоления, его процессуальных характеристиках являются следующие положения:

достижение позитивных результатов связано с осознанием и использованием социальных ресурсов как личных, как возможностей получения помощи, полезного результата, возможности их использования для изменения трудной ситуации, но этому действию должна предшествовать активность, направленная на выстраивание сети, обладающей ресурсами;

в отношении к индивидуальным ресурсам наиболее эффективным является дифференцированное позитивное представление о своих возможностях, акцент на возможностях, а не ограничениях, и использование их в реальном поведении как средств достижения целей;

стратегия опоры только на один из типов ресурсов однозначно не может быть определена как эффективная. Значение тех или иных ресурсов определяется спецификой ситуации, предшествующими событиями и опытом их использования.

В количественной части исследования реализуется каузальная модель изучения ресурсов с помощью выделения факторов конструктивного преодоления.

В соответствии с организационной схемой данной части исследования, предполагающей фиксацию исходных характеристик и отсутствие возможности фиксации окончательного позитивного преодоления личностью социально-экономической депривации, преодоление соотносится с достижением промежуточных позитивных результатов. В качестве промежуточных критериев преодоления данной формы кризиса были использованы три основных: субъективная близость к решению самой острой проблемы (внешняя составляющая успешности), показатель самоэффективности, уровень психосоциального стресса (внутренние составляющие успешности).

По выраженности данных критериев респонденты были разделены на контрастные группы (по каждому критерию в отдельности), между которыми были выделены дифференцирующие параметры. Далее эти параметры обобщенно представлены при описании контрастных групп.

На основании субъективной близости к решению самой острой проблемы выделены две группы: 1) респонденты, предпринимающие конкретные шаги для решения острой проблемы, но не разрешившие ее полностью (40,7%) (полностью удалось решить проблему, связанную с материальными трудностями лишь 3% респондентов); 2) респонденты, которые не знают, что можно предпринять, чтобы решить самую острую проблему (39,5%). Выделенные переменные значимо дифференцируют представителей этих подгрупп (вероятность ошибки от p< 0,045 до p< 0,001).

Люди, предпринимающие шаги для решения материальных проблем, постоянно пытаются изменить что-либо в ситуации и, в большей части, они уверены, что ситуация разрешима. Они проявляют более высокую поведенческую активность в сфере занятости (еще до изменений имели нерегулярные приработки и сейчас активно подрабатывают, общее количество рабочих мест и оплачиваемая занятость возросли, а количество свободного времени заметно уменьшилось). Наряду с увеличением трудовой активности отмечаются изменения в профессиональном статусе (квалификация снизилась и невозможность использовать квалификацию отмечается как острая проблема).

Ситуация ими воспринимается как совокупность шансов, и они считают, что все шансы необходимо максимально использовать, стараются делать это и, в целом, считают, что им удается. В этом случае совпадает представление, реализация и результативность действий. Наличие целостного образа ситуации отражают их соотнесенные представления о себе и ситуации во временной протяженности от прошлого к будущему, т.е. хоть и нарушен привычный ход жизни, но в их представлении жизнь продолжается и имеет различные варианты развития.

Внешняя активность дополняется и внутренней работой, направленной на регуляцию собственного состояния (постоянные попытки изменить что-то в своем состоянии). Эти усилия сопровождаются успехами. Здесь сочетается как преодоление, ориентированное на проблему, так и эмоционально-ориентированное преодоление (в терминах Р. Лазаруса). Они больше ценят самостоятельность и независимость, наличие хороших и верных друзей и отдыха, удовольствий и развлечений. При этом материальные и статусные лишения компенсируются возросшей моральной поддержкой со стороны родных и близких и наличием близких друзей.

Те, кто не знают, что предпринять для решения самой острой проблемы, считают, что основные психологические причины трудностей: нехватка знаний, связей, уверенности - чаще упоминают о таких психологических проблемах, как неуверенность в себе, неумение себя подать, неуверенность в завтрашнем дне, неумение ориентироваться в ситуации. Это указывает на отсутствие самоконтроля и невозможность контроля над ситуацией как на основные ограничения. Ограничения индивидуальных ресурсов сопровождаются так же ограниченными социальными ресурсами (снижение моральной поддержки родственников, также напряженные отношения в семье или отсутствие родных и близких рядом).

Обозначенные дифференцирующие параметры конкретизируют механизмы преодоления (выделенные в качественной части исследования), обеспечивающие достижение позитивных результатов. Выделенные механизмы можно конкретизировать следующим образом: 1) видение множества сфер приложения своих сил (есть много работы, квалификация снижается, но это не влияет на ощущение собственных сил решать проблему, но при этом не любую работу согласны выполнять; значение имеет не только сфера занятости, но и семейные отношения и отношения с друзьями); 2) способность видеть ситуацию как совокупность шансов и их использование (главный вывод из сложившейся ситуации – надо использовать все шансы, предоставляемые жизнью, они делают это и считают, что получается); 3) активное использование личных ресурсов (оценка себя в качестве средства или источника достижения цели, умение предложить себя работодателю. Это сопровождается увеличением собственной активности и оценкой своей возможности заработать деньги – основной приоритет и проблема в данной ситуации); 4) наличие и использование ресурсов сети: увеличение моральной поддержки близких и наличие друзей, высокая ценность наличия хороших и верных друзей; 5) наличие и конкретизация намерений и планов, в которых отражена «временная транспектива» (строят общие планы на будущее и чаще анализируют прошлое, в том числе собственные поступки, и действуют относительно самого важного вывода из ситуации, считают, что им удается изменить что-то как в своем состоянии, так и в ситуации).

Итак, при достижении позитивных результатов по этому критерию сочетаются попытки контролировать и изменять ситуацию, контролировать и изменять собственное состояние, сопровождающиеся субъективной успешностью, также поведенческая активность, направленная на решение основной проблемы в конкретной ситуации, и видение возможности и перспектив развития ситуации в будущем (временная перспектива).

Второй критерий психологической успешности преодоления ситуации социально-экономической депривации - уровень общей самоэффективности. На основании данных были выделены две подгруппы: с низкими показателями самоэффективности (56,9%) и показателями самоэффективности, находящимися в норме (40,7%). Выделенные переменные значимо дифференцируют представителей этих подгрупп (вероятность ошибки от p< 0,05 до p< 0,001)

Респонденты с высокими показателями самоэффективности считают, что их социальный статус не изменился. Материальные трудности ощущаются не так остро, потому что большая часть имеет сбережения и относительно более высокий материальный доход семьи. Значимо большая часть среди них, как и раньше, подрабатывает, имея нерегулярные неоформленные приработки и гонорары или вторую оплачиваемую работу. При этом они не хотят покидать данное место работы, потому что работа дает возможность реализовать себя профессионально, им жалко прерывать профессиональную карьеру (ярко выражены карьерные, должностные, профессиональные притязания), но при этом продолжают подрабатывать и подыскивают достойную для себя работу.

Таким образом, можно говорить о том, что кризисный, хотя и неконфликтный характер противоречий в отношениях с институтом трудовой занятости у данной подгруппы (который смягчается наличием запасов материальных ресурсов, а также ценностью в имеющейся работе не только материальных аспектов) сопровождается подготовительной работой, которая может обеспечить выход из ситуации, если не наступят позитивные перемены на предприятии. В этой стратегии проявляется ситуативное реагирование и подготовка возможностей развития и изменения ситуации.

Целостное видение ситуации отражается в их склонности строить общие планы на будущее и обдумывать совершенные поступки. Для «успешных» характерен анализ прошлых событий и актуальной ситуации, что позволило им еще до начала преобразований сделать некоторые жизненные выводы и убедиться в их правильности на данный момент. Они считают, что наиболее значимыми ресурсами в данной ситуации являются знание законов, настоятельное требование того, что тебе положено по закону; считают, что необходимо использовать все шансы, которые предоставляет жизнь, активнее налаживать нужные связи с людьми, быть настойчивым в реализации своих целей, стараться просчитать все возможные последствия своих решений, более уверенно вести себя, учиться подавать себя. Они высоко себя ценят, считают источником ресурсов и сил для преобразования ситуации. При этом уделяют внимание как самоанализу, так и анализу ситуации и считают, что необходимо представить себя максимально позитивно и настойчиво, использовать все возможности, взять все, что положено.

В группе с низкой самоэффективностью негативные эффекты переживания кризисной ситуации усиливает отсутствие сбережений, а также уменьшение материальной поддержки от родных и близких и отсутствие денежной помощи от родственников (хотя увеличивается помощь советами от родственников). Еще одним фактором, усиливающим кризисный характер переживаний, являются проблемы со здоровьем, которое в этой подгруппе и раньше не было крепким, а теперь отмечается снижение его крепости.

В качестве изменений в психологическом самочувствии значительно чаще отмечается уменьшение уверенности в своих возможностях, уменьшение независимости от обстоятельств, но при этом неизменность полезности для общества - практически единственное, что еще может обеспечивать данная работа. Респонденты с низкими показателями самоэффективности чаще указывают на желание остаться на предприятии, предполагают браться за любую работу и при этом считают, что некуда идти, нет другой работы. Наблюдаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, на данном месте работы они терпят лишения, которые заставляют их увеличивать активность, направленную на получение доходов, и тяжело психологически переживать данную ситуацию; с другой стороны, за пределами данной работы они не видят перспектив, ситуация представляется еще более неопределенной, что заставляет их сохранять свое положение, удерживать имеющиеся позиции.

На основании анализа количественных данных можно конкретизировать и дополнить выделенные ранее в качественном анализе механизмы преодоления социально-экономической депривации. Можно конкретизировать следующие механизмы преодоления:1) активное осознание индивидуальных ресурсов (представление о себе как источнике или средстве достижения цели, обладающем важными (ценными) для общества характеристиками, осознание собственной ценности для общества, наличие разнообразных и имеющих высокое значение жизненных ценностей); 2) предметность намерений, оценок и планов, выраженность временной транспективы (оценивают прошлое, строят планы на будущее, сделали много выводов до начала изменений, в которых укрепились в данной ситуации); 3) способность видеть ситуацию как совокупность шансов (убежденность необходимости использовать все шансы, предоставляемые жизнью, намерение их использовать, убежденность необходимости последовательно достигать своей цели); 4) требовательность, настойчивость и активное позиционирование себя по отношению к ситуации.

В данном случае поддержание уверенности в собственной эффективности в преодолении ситуации соотносится с наличием некоторых конвертируемых ресурсов, что позволяет не ограничиваться ситуативным реагированием, а выходить за пределы ситуации, быть к ней более требовательным. В целом, можно говорить о том, что отсутствие ресурсов либо блокирует преодоление, либо стимулирует поведенческую активность, направленную на восстановление их минимального уровня; а наличие ресурсов (материальных, статусных, должностных, здоровья) и их вес (ценность для себя, общества) усиливает роль мотивационных и рефлексивных факторов, поведенческую активность, которая сопровождается большей требовательностью к среде и четким позиционированием собственных интересов.

В качестве третьего критерия успешности преодоления ситуации социально-экономической депривации использован показатель выраженности психосоциального стресса. По данному показателю выделены две подгруппы: с высоким уровнем стресса (9,7%) и низким уровнем стресса (38,4%). Выделенные переменные значимо дифференцируют представителей этих подгрупп (вероятность ошибки от p< 0.05 до p< 0.000)

Высокий уровень стресса связан с увеличением оплачиваемой занятости, включая подработки, но отсутствием регулярно оплачиваемой второй работы. Увеличив свою рабочую активность, людям не удается решить материальные проблемы (отмечают низкий материальный доход семьи и наличие долгов). Кроме того, эта активность не позволяет иметь возможности для любимых занятий и значительно сокращает наличие свободного времени, т.е. они не видят результатов своих усилий и при этом не могут удовлетворять и другие потребности, ощущают, что потери продолжаются, снижается уверенность в себе и своих возможностях.

Оценивая свои возможности обрести другую работу, большинство считает, что им мешает отсутствие нужных социальных связей (блата), отсутствие здоровья или вообще нет никакой подходящей для них работы. Необходимо отметить, что они более требовательны, по сравнению с контрастной группой, к «подходящей работе»: при поиске и выборе работы для большинства очень большое значение имеет высокая оплата труда, стабильная оплата, близость от дома и наличие льгот. При этом они осознают, что их идеальные представления и реальные возможности не соответствуют. Поэтому они планируют изменить стратегию занятости: 1) предполагают увеличить активность (браться за любую работу); 2) сменить направление активности (поискать возможности в другой сфере, освоить другую профессию или специальность); 3) переключиться на домашние дела, больше работать по дому (вообще уход из профессии); 4) часть из них отмечает в качестве проблемы отсутствие собственного дела, но еще не планирует его организовать.

В качестве ресурсных дефицитов выделяют состояние здоровья, преклонный возраст, дефициты социальных ресурсов. Убеждены в значимости социальных ресурсов и планируют их развивать для получения помощи, но пока не делают этого. Причем они ориентированы не на изменения качества имеющихся социальных отношений, а на увеличение их количества, расширение и поиск поддержки в другой сфере.

Высокий уровень стресса связан с осознанием нереалистичности своих притязаний, невозможности реализовать свои устремления, которые сопровождаются усилением ощущений психологического неблагополучия и уменьшением веры в собственные возможности. В целом ситуация и собственное психологическое состояние оцениваются как неподдающиеся контролю, осознаются, выделяются собственные ограничения, а не возможности, акцентируются причины неудач и увеличивается ощущение зависимости от внешних обстоятельств.

Обобщая полученные данные о влиянии личностных ресурсов на успешность преодоления социально-экономической депривации личности, мы выделили факторы, которые соотносятся со всеми используемыми критериями достижения позитивных результатов.

Выделено пять факторов значимых для всех критериев успешности. Среди них: 1) один мотивационный - «успешные» не отмечают снижение уверенности в себе; 2) три рефлексивных – небольшая часть из них не испытывает психологических проблем, они готовы браться за любую работу (но при этом ориентируются на критерии касающиеся содержания работы), считают, что работы много и ее можно найти; 3) один социально - демографический – «успешные» потратили больше времени на собственное образование.

В большинстве же случаев достижение позитивных результатов по одному критерию не совпадало с достижением позитивных результатов по другим критериям. Среди всех факторов, определяющих промежуточную успешность преодоления по одному или двум показателям, дифференцирующими оказались следующие мотивационные и рефлексивные факторы:

успешных характеризуют следующие рефлексивные факторы - наличие выводов из ситуации и объяснение причин того, почему они еще кардинально не изменяют ситуацию, остаются на предприятии. Среди мотивационных факторов общие планы на будущее и конкретные планы; высокие притязания; трудовые и жизненные ценности: ориентации на интересную работу и стабильную занятость (для внешней сост. успешности), соответствие специальности, возможностям профессионального и служебного роста (для внутренней составляющей успешности), ценности самостоятельности, независимости, наличия хороших и верных друзей, важности отдыха, развлечений, ценности общественного признания и уважения окружающих, уверенности в себе, активной деятельной жизни, материальной обеспеченности, реализации профессиональных способностей, личного достоинства, самоуважения.

Эти факторы определяют выбор и использование возможностей как средств достижения позитивных результатов и определяют интенсивность и направление активности, что проявляется в отличиях в количестве, интенсивности и характере подработок.

неуспешных характеризуют рефлексивные факторы, связанные с объяснением причин происходящих событий (невозможность достижения позитивных результатов, локализованная как во вне, так и в собственных особенностях), основных дефицитных ресурсов (проблем как психологического, так и непсихологического характера и причин, определяющих то, что они остаются на данном предприятии). Мотивационные факторы представлены планами изменить направление активности (сменить профессию, возможно, организовать собственное дело, больше работать по дому, ухаживать за детьми, искать другое жилье); трудовыми и жизненными ценностями: ориентация на высокую оплату, на стабильную оплату, возможность пользоваться льготами, близость от дома; стабильной жизни, важность крепкого здоровья, материальной обеспеченности.

Выделенные факторы отличаются от факторов преодоления основного феномена индивидуального кризиса занятости – безработицы. Специфика преодоления социально-экономической депривации личности проявляется, во-первых, в более вариативном, ориентированном на достижение внутренних составляющих успешности содержании преодоления, во-вторых, в меньшей представленности социально-сетевых факторов.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы, отмечается, что исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы, верифицировать теоретические схемы.

На основании полученных результатов сделаны следующие выводы диссертационного исследования:

Личностные ресурсы характеризуют содержательную сторону психологического преодоления социально-экономической депривации, как специфического явления в структуре жизненного пути современной личности и разновидности индивидуального кризиса занятости. Под личностными ресурсами понимаются внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов.

Личностные ресурсы должны соответствовать следующим критериям1) осознанность имеющихся средств или возможности их обретения; 2) готовность использовать их в качестве средства достижения цели; 3) оптимальность, т.е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств; 4) компенсируемость, т.е. взаимозаменяемость; 5) конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении.

Достижение позитивных результатов преодоления социально-экономической депривации личности сопровождается следующими механизмами: 1) стратегическое и тактическое планирование, подкрепляемое действиями по осуществлению этих планов; 2) важность признания со стороны других людей; 3) конкретизация представлений о себе, выделение собственных возможностей, а не ограничений, высокая самоэффективность; 4) принятие ответственности за возможность позитивных изменений собственной жизни и конкретной ситуации; 5) дифференциация сфер приложения своих сил; 6) отсутствие глобальных объяснений неудач и трудностей; 7) отношение к социальным возможностям как средствам достижения позитивных эффектов.

Процесс преодоления характеризуется как достижением позитивных результатов, так и их отсутствием. Наибольшее значение для достижения позитивных результатов имеют такие исходные факторы, как общее количество лет, потраченное на образование, уверенность в собственных возможностях, готовность браться за любую работу, убежденность в том, что работу найти можно, отсутствие острых психологических проблем.

Вклад факторов в достижение результатов неравновесен. Как «успешные», так и «неуспешные» предпринимают шаги для решения проблем, но содержательные характеристики их активности отличаются и определяются рефлексивными и мотивационными факторами. «Неуспешные» акцентируют внимание на причинах неудач, объясняя их дефицитами собственных ресурсов, имеют недифференцированные представления о возможностях позитивного разрешения ситуации или считают, что разрешение психологических и непсихологических проблем невозможно, характеризуются интенсивной хаотичной трудовой активностью. «Успешные» сделали конкретные выводы (основу которых составляют ориентация на индивидуальные ресурсы и активное позиционирование собственных интересов), убедились в них, знают, что предпринять, строят планы на будущее, ориентируются на содержательные и статусные характеристики работы, имеют большее количество разнообразных и в большей степени ценных объектов и состояний. Содержательная сторона конструктивного преодоления характеризуется соотнесенностью представлений о себе и ситуации, убежденностью, что разрешить проблемы возможно, и реализацией этих представлений в достижении позитивных результатов.

4. Психологическое содержание социально-экономической депривации личности обусловливается тем, что она инициируется внешними предпосылками - невыплатой или длительной задержкой заработной платы; непосредственными источниками являются лишения социального, экономического и профессионального статуса; основные психологические симптомы проявляются в виде неуверенности в завтрашнем дне, чувстве зависимости от внешних обстоятельств, неуверенности в себе. Содержательная сторона преодоления социально-экономической депривации личности имеет свою специфику и включает в себя выбор и использование ресурсов преодоления, содержание которых обусловлено комплексом мотивационных, рефлексивных, социально-демографических факторов и некоторыми особенностями поведения.

В отличие от преодоления безработицы, преодоление социально-экономической депривации имеет более вариативный характер. Конструктивность преодоления этой формы жизненного кризиса в большей степени проявляется в достижении внутренних критериев успешности, а так же меньше ориентировано на использование социально-сетевых ресурсов.

Итак, личностные ресурсы определяют достижение позитивных результатов, отражают содержательную сторону преодоления социально-экономической депривации личности. Специфика использования индивидуальных и социально-средовых ресурсов определяется комплексом факторов, среди которых ведущую роль играют рефлексивные и мотивационные характеристики личности.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

Кожевникова Е.Ю. Совладающее поведение «новых бедных»/ Е.Ю. Кожевникова, А.Н. Дёмин// Человек. Сообщество. Управление: науч.- инф. журн. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1999.- № 3.- С. 35-43 (авт.- 0,2 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Изучение совладания как возможность совершенствования форм психологической помощи населению/ Е.Ю.Кожевникова// Основные направления развития региональной системы социально – психологической поддержки населения: Матер. 13 науч.–практ. конф./Под ред. О.Г. Кукосяна. - Краснодар, 2000.- С. 67-69 (0,1 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. О ресурсах совладающего поведения/ Е.Ю. Кожевникова //Человек. Сообщество. Управление: науч.- инф. журн. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2001.- №2.- С.107-117 (0,42 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Отношение к ресурсам как один из аспектов совладания/ Кожевникова Е.Ю.// Апрельские тезисы: Тез. докл. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов факультета управления КубГУ. – Краснодар, 2001. - С.38-40 (0,1 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Способы выживания в группе "новых бедных"/ Е.Ю. Кожевникова // Сб. тез. докл. победителей студенческой науч.-практ. конф. КубГУ. - Краснодар, 2001. С. 30-32 (0,1п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Психологические ресурсы в преодолении трудных жизненных ситуаций/ Е.Ю. Кожевникова// Психология ХХ1века: Тез. международной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. – СПб., 2002. – С. 106-108 (0,13 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Эмпирическая классификация отношения к индивидуально-психологическим ресурсам/ Е.Ю. Кожевникова// Апрельские тезисы: Тез. докл. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов факультета управления КубГУ. – Краснодар, 2002. – С. 4-9 (0,3 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Формирование «поля» как этап исследования социальных и личностных проблем (на примере безработных граждан и выпускников вузов)/ Е.Ю. Кожевникова// Личность и бытие: личность и профессия: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2002. – С. 79-82 (0,2 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Психологическое профилирование на рынке труда/ Е.Ю. Кожевникова, А.Н. Дёмин, Б.Р. Седых, А.Б. Седых/- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003.- 154 с. (авт.- 0,5 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Трудности адаптации выпускников вузов на рынке труда/ Е.Ю. Кожевникова, А.Б. Седых// Ежегодник российского психологического общества: Матер. III Всерос. съезда психологов.- СПб., 2003 – Т.4. - С.290-292 (авт.- 0,05 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Направления оказания адресной социально-психологической помощи при ориентации на рынке труда/ Е.Ю. Кожевникова// «Векторы развития современной России»: Матер. II международной науч.-практ. конф. молодых обществоведов. - М., 2003 (0,2 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Психологическое профилирование/ Е.Ю. Кожевникова, А.Н. Демин, А.Б. Седых// Человеческие ресурсы 2003. №3, С. 8-9. (авт.– 0,05 п.л.)

Кожевникова Е.Ю. Психологические особенности прохождения индивидуального кризиса трудовой занятости выпускниками вузов/ Е.Ю. Кожевникова, А.Б. Седых// «Ломоносов 2003»: Психология: Матер. Всерос. науч.-практ. конф.- М., 2003 (авт.– 0,15 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Социально-психологические эффекты смены собственника на предприятии/ Е.Ю. Кожевникова// Личность и бытие: субъектный подход. Личность в системе экономических и профессиональных отношений: Матер. II Всерос. науч.-практ. конф./ Краснодар, 2004. – С. (0,3 п.л.).

Кожевникова Е.Ю. Психологические предпосылки потери занятости и эффекты ее обретения/ Е.Ю. Кожевникова// Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Матер. Всерос. Интернет - конф./ Отв. ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во ОмГМА, 2005. - С. 42-50. (0,4 п.л.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kubsu.ru


Похожие работы:

  1. • Психическое развитие ребенка в условиях социально ...
  2. • Депривация как способ ...
  3. • Взаимосвязь социально-экономических условий развития общества ...
  4. • Депривация детского возраста
  5. • Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ...
  6. • Особенности копинг поведения педагогов с разным ...
  7. • Проблема преодоления социально-экономической отсталости ...
  8. • Социально-экономический потенциал села
  9. • Особенности преодоления социально-экономических противоречий ...
  10. • Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
  11. • Сенсорная и эмоциональная депривация
  12. •  ... раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации
  13. • Сущность и структура социально-экономической адаптации ...
  14. • Неравномерность экономического развития как глобальная ...
  15. • Психосоциальная работа с пациентами психиатрической ...
  16. • Депривация, как фактор девиантности поведения ...
  17. • Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного ...
  18. • Современные формы социального неравенства
  19. • Преодоление иждивенческой позиции воспитанников ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com