Оглавление
1. Введение
2. Стресс
3. Анализ процесса реагирования
4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям
5. Виды стрессов
6. Литература
1. Введение
Обсуждение вопроса о классификации и содержательной характеристике разных
видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике
изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого
из контекста физиологических исследований и распространенного на объяснение
поведения человека в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет
сколько-нибудь последовательно соотнести содержания понятий “стресс” и
“функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных
исследованиях накоплен огромный и интереснейший материал относительно
специфики состояний человека, возникающих в условиях воздействия
экстремальных факторов. Основанием для объединения этих состояний в единую
группу служит существование некоторых общих закономерностей формирования и
проявлений ответных реакций подобного типа.
2. Стресс
Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения
неспецифической генерализованной реакции организма — “общего
адаптационного синдрома” (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое
неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде
всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную
энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было
расширено н стало использоваться для характеристики особенностей состояний
индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и
поведенческом уровнях.
Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика
стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров.
При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и
“предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних
своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не
ощущаются как источники дискомфорта”.
3. Анализ процесса реагирования
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ
процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный
механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов
развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия
“тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и
выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия
“сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных
возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение
резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации
физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается
психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших
трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по
когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в
случае неадекватности каждого из которых возникают специфические
отрицательные последствия.
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций
определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и
мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное
воздействие далеко- не всегда оказывает отрицательное влияние на
эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы
невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении
условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к
дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь
неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой
этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические
расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для
различных современных видов производства и управленческой деятельности. В
этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости
человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических
состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ
поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники,
инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими
выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к
стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным
поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще
наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению
цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность,
экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство
постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это
является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.
Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные
социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой,
снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров —
акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического
стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни.
Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса
профилактических мер, направленных на исключение или максимальное
ограничение причин возникновения стресса.
4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные
системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают
устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.
Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции,
обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся
условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку.
Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в
процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в
ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая
адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно , психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
5. Виды стрессов
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Основные черты психического стресса:
1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора
личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень
эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между
условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.
Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в
силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям
эмоционального механизма индивида.
При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как
— ощущение неопределенной угрозы;
— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
— неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда.
Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак :
невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее
возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в
результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых- добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.
| |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |
| |адаптация |адаптация |нарушения |
| | | |адаптации |
| |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |
|Испытуемые |54% |36% |10% |
|зрелого возраста| | | |
|Испытуемые |73% |24% |3% |
|юно-шеского | | | |
|возраста | | | |
| |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |
|Испытуемые |4% |44% |52% |
|зрелого возраста| | | |
|Испытуемые |19% |38% |41% |
|юно-шеского | | | |
|возраста | | | |
Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно- психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.
Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из нее.
2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.
Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
4) концептуализация.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации
мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию.
Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической
и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.
Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
Литература
Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М., 1979.