Содержание
2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности
Введение
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса.
1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности
В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.
Второй подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную – как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического. Третий подход рассматривает профессиональный стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это психологический подход1.
В современной теории стресса встречаются различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к двум типам: интерактивному и транзакционному. Интерактивные модели фокусируются главным образом на структурных особенностях взаимодействия персоны со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей.
Подобные теории могут быть использованы для установления связи между опытом и воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также выработки подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою эффективность.
Любой стресс можно рассматривать, как растение-паразит, корни которого – причины, или стрессоры, стебель – физиологическое и психологическое напряжение, листья – симптомы, а плоды – болезни. Стрессоры бывают физиологическими (например, повышенная геомагнитная активность, недостаток кислорода в помещении) и психологическими. Последние являются производными от ситуации и отношения человека к ней2.
Большинство современных теорий стресса делают поправку на индивидуальные различия в опыте стресса и на то, как и насколько хорошо человек справляется с ним. Исследователи полагают, что трудно установить прямую связь между рабочими характеристиками и здоровьем индивида, однако опыт стресса частично зависит от индивидуальных способностей человека справляться с требованиями, предъявляемыми его работой, а также от способов, которыми человек справляется с ними, и организационных контроля и поддержки.
Некоторые характерные симптомы стресса
Физиологические: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения.
Интеллектуальные: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная самооценка, неудовлетворенность работой.
Поведенческие: потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома.
Таким образом, на сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них:
Рост ответственности
Недо- и перегруженность работой
Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность
Недоступность необходимых для работы ресурсов
Рутинная работа
Отсутствие инструктажа
Отсутствие профессионального общения
Вызывающее стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента
Нарушения эргономики труда
Низкий уровень мотивации
Низкая оргкультура
Изменения в структуре организации, стилях и технологиях работы
Личностные особенности
Конфликт работы с личной жизнью3
Стрессы можно подразделить на:
эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные4
2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности
А) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Менеджер по персоналу».
В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 1
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии | Содержание работы | Возможные организационные стрессоры |
знание психологических особенностей профессии | изучает личный состав организации и ее подразделений, установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
Ответственность | участвует в организации работы квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и в оформлении их решений | Рост ответственности |
Профессионализм и коммуникабельность |
участвует в работе по профессиональной ориентации, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп); ведет учет работы по подготовке и повышению квалификации кадров, анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава работников), ведет установленную отчетность5 |
Отсутствие инструктажа Отсутствие профессионального общения Низкий уровень мотивации Низкая оргкультура |
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные стороны Высокий профессиональный уровень кадров Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив Многоступенчатая система обучения |
Слабые стороны Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения |
Организационная среда |
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 2.
Таблица 2
Вид стрессора | Способы профилактики на уровне | |
работника | организации | |
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента | Осознанное отношение к управлению стрессами в профессиональной деятельности менеджера | Принципы организации эффективного самоуправления |
Отсутствие профессионального общения | Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкий уровень мотивации | Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкая оргкультура | Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать |
Умение конструктивно критиковать. Умение адекватно воспринимать критику |
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
Повышение профессиональной компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых техник стресс-менеджмента
Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
Формирования навыков антистрессового стиля жизни
Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Психолог».
В таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 3
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии | Содержание работы | Возможные организационные стрессоры |
знание психологических особенностей | изучает влияние психологических, экономически и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению условий их труда и повышению эффективности работы |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
знание физиологических особенностей | проводит совместно с физиологом (эргономистом) обследования индивидуальных качеств работников, особенностей их трудовой деятельности, связанных с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенности трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы | Вызывающее стресс поведение других сотрудников |
профессионализм и коммуникабельность | подготавливает рекомендации и предложения по внедрению в производственную практику результатов психологических исследований способствующих организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, и осуществляет контроль за их выполнением |
Отсутствие профессионального общения Низкий уровень мотивации Низкая оргкультура |
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные стороны Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации |
Слабые стороны Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения |
Организационная среда |
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 4.
Таблица 4
Вид стрессора | Способы профилактики на уровне | |
работника | организации | |
Отсутствие профессионального общения | Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкий уровень мотивации | Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкая оргкультура | Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать |
Умение конструктивно критиковать. Умение адекватно воспринимать критику |
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
Формирования навыков антистрессового стиля жизни
Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих
Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Социолог».
В таблице 5 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 5
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии | Содержание работы | Возможные организационные стрессоры |
знание социально-психологических особенностей | проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание на предприятии наиболее благоприятных социально-психологических условий, способствующих повышению степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и производительности их труда |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
знание социальной ситуации внутри организации | разрабатывает мероприятия по наиболее актуальным вопросам и проблемам социального характера с указанием конкретных сроков и исполнителей, а также необходимых финансовых и материальных средств, принимает меры по мобилизации трудовых коллективов на выполнение этих мероприятий |
Недоступность необходимых для работы ресурсов |
ответственность | совместно с психологом и другими специалистами организации изучает наиболее актуальные вопросы и проблемы социального характера и пути устранения причин, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины и т. п. | Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность |
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные стороны Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов в организации |
Слабые стороны Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения |
Организационная среда |
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 6.
Таблица 6
Вид стрессора | Способы профилактики на уровне | |
работника | организации | |
Отсутствие профессионального общения | Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкий уровень мотивации | Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкая оргкультура | Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать |
Умение конструктивно критиковать. Умение адекватно воспринимать критику |
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
Формирования навыков антистрессового стиля жизни
Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих
Заключение
Стресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности. Выделяются следующие основные виды профессионального стресса:
• информационный стресс — возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания;
• эмоциональный стресс — возникает при реальной или предполагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.;
• коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п.
Основные правила поведения в условиях стресса:
• наблюдать за самим собой;
• искать способы «остановки» самого себя;
• перевести свою энергию в другую форму деятельности;
• задуматься над тем, что помогает снять напряжение.
Список литературы
Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004.
Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8.
1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-243.
2 Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8. – с.-14-15.
3 Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 476 — 477.
4 Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004. – с.-54.
5 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - С. 125.