СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретическая часть.
1. Что такое стресс.
2. Организм человека, как система систем.
3. Основные положения концепции Г.Селье и их развитие.
3.1. Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).
3.2. Периоды мобилизации адаптационных резервов.
3.3. Эмоциональная напряжённость
4. Познавательные процессы при стрессе.
Когнитивный субсиндром стресса.
4.1. Эмоциональность мышления при стрессе.
4.2. Положительные и отрицательные эмоции.
5. Общение при стрессе. Социально-психологический субсиндром стресса.
II. Практическая часть.
1. Шкала стрессов (по Холмсу и Рах).
2. Опросник PEN
III. Заключение.
IV. Литература.
I. Теоретическая часть
1. Что такое стресс.
Каждый человек испытывает стресс, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Если заглянуть в словари, изданные еще лет двадцать назад, то англоязычного термина “стресс” там попросту не встретить. Зато сейчас… Специальная литература о стрессе насчитывает почти двести тысяч наименований.
Что же значит понятие, модное до такой степени, что стало едва ли не
“символом” нашего времени?
Слово “стресс”, так же как “успех”, “неудача” и “счастье” имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли “стресс” просто синонимом “дистрессом”?
Дистресс (англ.) – горе, несчастье, недомогание, нужда, истощение.
Стресс (англ.) – давление, нажим, напряжение.
Ответ на этот вопрос и “да” и “нет”. Любое условие может вызвать стресс, но
ни одно из них нельзя выделить и сказать - “вот это и есть стресс”, потому
что этот термин в равной мере относится ко всем другим. Факторы, вызывающие
стресс- стрессоры- различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности
биологическую реакцию стресса. Да, стресс- ответ организма на вопрос
внешней среды.
Да, стресс - ответ организма. Однако заметим, что этот вопрос должен
быть задан обязательно с непривычным нажимом. Такое напряженное действие
среды и есть “стрессор” - вызывающий стресс. А вот ответ организма на
предельный нажим, хотя и сложен, одинаков. То есть, как сформулировал более
чем пол столетия назад первооткрыватель стресса канадский физиолог Ганс
Селье: “Стрессовая реакция неспецифична”, т.е. стресс- есть неспецифический
ответ организма на любое предъявленное ему требование.
С точки зрения стрессовой р-н не имеет значения приятна или неприятна
ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность
потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в
бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если
много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно
войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Специфические результаты 2-х событий - горе и радость - совершенно
различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое
требование приспособления к новой ситуации - могут быть одинаковым.
Так какой же это одинаковый ответ противопоставляет хрупкая живая система натиску прекрасного, но и яростного мира. Прежде всего свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, общий адаптационный синдром (ОАС).
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные
системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают
устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.
Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции,
обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся
условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку.
Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в
процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в
ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая
адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно , психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного
процесса.
.. до стадии стресса 1.2.3. В широком смысле эти стадии характерны для
любого адаптационного процесса.
Первая ступень стресса. Датчики великолепной живой машины обнаруживают превышение допустимых уровней и подают предупредительные сигналы. Системы управления - регуляции энергично мобилизуют защитные ресурсы.
Если действие стрессора не прекратилось, наступает вторая стадия, второй этап борьбы существования приспособительных механизмов со стрессором. Возникает равновесие между силой вопроса - непривычным требованием окружающей среды и силой ответа - изменением голлостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго - месяцами и даже годами.
И только когда резервные, приспособительные возможности систем внутренних равновесий будут исчерпаны, наступит третья стадия стресса, которая ведет к истощению. И снова внутренние датчики организма просигналят - тревога, защитные возможности подошли к концу, надо отступить.
Если вести борьбу со стрессом дальше, то неизбежно разовьется какая- нибудь из “болезней стресса”, точнее болезненный дистресс. Когда уже не хватает сил, появляется
| | |
|Симптомы |Степени переутомления |
| |I - |II - лёгкое |III - |IV - тяжёлое |
| |начинающееся | |выраженное | |
|Снижение |Малое |Заметное |Выраженное |Резкое |
|дееспособност| | | | |
|и | | | | |
| | | | | |
| |При усиленной |При обычной |При |Без всякой |
|Появление |нагрузке |нагрузке |облегчённой |нагрузке |
|ранее | | |нагрузке | |
|отсутствовавш| | | | |
|ей усталости | | | | |
|при нагрузке | | | | |
| |Не требует |Полностью | |Незначительно|
|Компенсация | | |Не полностью | |
|дееспособност| | | | |
|и волевым | | | | |
|усилием | | | | |
| |Временами |Временами | | |
|Эмоциональные|снижение |неустойчивост|Раздражительн|Угнетённое |
|сдвиги |интереса к |ь настроения |ость |состояние, |
| |работе | | |резкая |
| | | | |раздражительн|
| | |Много труднее| |ость |
|Расстройство |Трудно засыпать|засыпать или |Сонливость | |
|сна |или просыпаться|просыпаться |днём |Бессонница |
| | | | | |
| | | | | |
| | |Трудно | | |
|Снижение | |сосредоточить|Временами | |
|умственной |Нет |ся |забывчивость |Заметное |
|работоспособн| | | |ослабление |
|ости | | | |внимания и |
| | | | |памяти |
| |
|Психогигиенические мероприятия |
| |Упорядочение |Очередной |Необходимо |Лечение |
| |отдыха |отпуск |ускорение | |
| | | |очередного | |
| | | |отпуска и | |
| | | |организованно| |
| | | |го отдыха | |
Рис. 1 Степени переутомления истощение. Таблица представляет классификацию степеней переутомления с указанием наиболее характерных симптомов (рис 1).
Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя
избежать. Важно и стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса
в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не
должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих
случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и заболевания –
соматические и невротические. Почему это происходит? Разные люди реагируют
на одинаковые нагрузки по-разному. У одних реакция активная – при стрессе
эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела
(«стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их
деятельности падает сразу («стресс кролика»).
К сожалению не все мы умеем вовремя выйти из под давления стрессора, не все умеем удерживать защитные силы организма от истощения. Не всегда помним, что цена поражения в борьбе со стрессом - болезнь.
Когда такая болезнь заклинивает механизм регуляции артериального давления, врач называет ее гипертонической болезнью. Рост числа больных гипертонией, при которой постоянный уровень давления крови ненормально высок, показывает, что все больше людей пытается бороться со стрессорами любой ценой, даже ценой здоровья.
Гипертония - не единственная “болезнь века”, которую ученые связывают с третьей стадией стресса - истощением. Сегодня к этим же недугам медики относят ИБС - резкое ухудшение его собственного кровообращения, некоторые болезни желудка и кишечника, многие неврозы.
Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса - не болезнь.
Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие,
замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на
уровне нормы. Если угодно, уровень стресса - это “температура жизни”. Не
надо повышать ее до лихорадочных величин, но нельзя и снижать до теплового
равновесия с окружающей средой, в котором покоится мертвое тело. Вот почему
через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет
книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный
уровень стресса.
Слово “дистресс” - в переводе с английского “страдание” - Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.
2. Организм человека, как система систем.
Организм, на управление которым в первую очередь действует стресс, - это система систем, и она, конечно, сложнее путаницы рояльных струн, ослабляемых или подтягиваемых настройщиком. И вообще наше простенькое сравнение систем организма со струнами сродни бытовому восклицанию: “Ты зачем на моих нервах играешь?”. Но, говоря о нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит искать “главное”), то уж точно - самая быстродействующая.
Начнем с той части нервной системы, которая отвечает за независимые
от сознательного управления “внутренние дела” нашего тела. Автономная
нервная система - ее нередко называют вегетативной за то, что она
обеспечивает “растительную” деятельность: питание, дыхание, обмен веществ -
подводит к каждому из внутренних органов две линии управления, так
сказать, два поводка, которые “тянут” в разные стороны. Сигнал, идущий по
первой линии - симпатической нервной системы - увеличивает темп работы
сердца, по второй - парасимпатической нервной системе - урежает пульс.
Симпатический нерв идет к мускулам, расширяющим зрачок, а парасимпатический
к мышцам, которые сужают “зеницу ока”. По симпатическому нерву проходит
приказ на увеличение просвета сосудов головного мозга, а по
парасимпатическому - на его уменьшение.
Вегетативная нервная струна, как самая чуткая первой отзывается на воздействие стрессов. И чаще стресс натягивает симпатический “поводок”. Это понятно - адаптация организма к новым условиям потребует расхода энергии, а симпатическая система как раз пропускает команды, обеспечивающие этот расход. Кислород и питательные вещества будут нужны в большом количестве, значит, надо ускорить их подачу - участить пульс.
Мозг главный командный пункт организма, понадобится его снабжать - сосуды мозга расширятся. Для того чтобы легче увидеть опасность, открывается диафрагма глаза - расширяется зрачок и т.д. Симпатическая система первой отвечает на стресс, хотя его дальнейшее действие проявит себя и по другим нервным каналам, например, произойдет активация отдельных органов, связанных с парасимпатической системой.
Но у быстродействия вегетативной нервной системы есть оборотная
сторона - короткодействие. Система включается за доли секунды, однако через
несколько секунд ее возможности исчерпываются. А стресс - реакция
длительная. Значит, нервам нужна передышка. Эту передышку обеспечивает
реакция нейроэндокринной системы. Как видно по названию, в этом случае
систему внутренней секреции запускает нервный сигнал, конечно же, сигнал
симпатического нерва, один из стволиков которого входит в эндокринные
железы - надпочечники. По нервной, симпатической команде среди прочих
веществ надпочечники начнут изготовлять и выбрасывать в кровь адреналин.
Это вещество называют “жидкой симпатической нервной системой” - за то,
что по характеру действия на внутренние органы оно точь-в-точь совпадает с
активностью симпатических нервов. Действие адреналина и его спутника
норадреналина (вместе их называют катехоламины) видный американский ученый
Уолтер Кеннон назвал реакцией “бегство-бегство”, потому что считал, что она
готовит мышцы и другие системы к действию в ответ на угрозу. Сейчас эту
реакцию относят к стрессовым эффектам средней продолжительности. Значит,
есть еще долговременный эффект?
Непременно и всеобязательно. Именно долговременный эффект открыл и
детально исследовал Ганс Селье. Эффект, который связан с напряжением
“струн” гипоталамогипофизарно-кортикондной системы. Это неуклюжее название,
восходящее к двум отделам головного мозга и коре надпочечников, еще не
вполне выражает суть активации почти всех систем внутреннего химического
самоуправления организма, которую вызывает достаточно сильный или
длительный стрессор.
Долговременный эффект - сложный, многоходовый процесс, окутанный
обратными связями. Он берет начало в гипоталамусе, одном из эволюционно
древних отделов мозга, главном руководителе симпатической нервной системы
(заметили, как связаны между собой самый медленный и самый быстрый эффект
стресса), и оканчивается выбросом в кровь целого набора управляющих веществ
из коры надпочечников, щитовидной железы и самого гипоталамуса. Особенно
важным в этом наборе считаются гармоны-кортикостероиды, вырабатываемые
корой надпочечников.
Суть их действия сводится к тому, что они продлевают мобилизацию защитных сил, подают добавочно питательные вещества - в первую очередь глюкозу - в кровь, обеспечивают длительное повышение артериального давления для работы мышц. Даже внутренняя структура клеток организма, их, так сказать энергетическая мощность изменяются при длительном стрессе. Как показал известный физиолог Ф.З.Меерсон, при длительных сбалансированных нагрузках в клетках организма вырастает число митохондрий - “энергостанций клетки”. То есть длительный стресс затрагивает структуры организма вплоть до самых устойчивых.
Для того, чтобы подчеркнуть, какая неразрывная связь соединяет стресс
со здоровьем, вернемся к словам основателя теории стресса. Популярно
излагая свои взгляды, Ганс Селье написал, что у каждого человека есть как
бы два резервуара жизненной энергии - большой и малый. Малый - для
повседневных нужд, он подпитывается из большого с постоянной раз и навсегда
заданной при рождении скоростью. Когда большой сосуд иссякнет, человек
умирает от старости. Поэтому природа позаботилась, чтобы доступ к большому
сосуду для сиюминутной надобности был невозможен. Слишком быстрый расход
энергии из малого сосуда приводит к истощению и болезни, полное его
исчерпание означает смерть от дистресса, энергия из большого сосуда не
успевает перекачиваться, хотя запас ее мог бы обеспечить еще долгие годы
жизни. Напряжение систем регуляции и есть скорость расхода энергии из
“малого сосуда жизни”. Уровень в нем и есть уровень здоровья.
3. Основные положения концепции Г.Селье и их развитие.
Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”:
-увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;
-уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез,
точечные кровоизлияния и кровотечения язвочки в слизистой оболочке желудка
и кишечника.
Г.Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого
заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и
чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с
потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему
было правомерно только при наличии единого механизма управления этими
реакциями и общего совокупного процесса развития.
Г.Селье предположил различать “поверхностную” и глубокую адаптационную энергию. 1-ая доступна “по первому требованию” и восполнима за счет 2-ой - “глубокой”. Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки голлостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье и ведет к гибели или к старению и гибели.
Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.
При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся
“триады стресса” изменяются по интенсивности.
Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда
актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда
“наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки
функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а
подчас неблагоприятной для его здоровья.
При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко
проявляются разные симптомы стресса.
Кратковременный стресс - это как бы всестороннее проявление начала
длительного стресса.
При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно
может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития
стресса бывает стертым, с определенным числом занятных проявлений
адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать
как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим
бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс
отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные
механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью).
Кратковременный стресс - бурное расходование “поверхностных” адаптационных
резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если
“поверхностных” резервов не достаточно для ответа на экстремальные
требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения
расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно
неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.
Длительный стресс - постепенная мобилизация и расходование и
“поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть
скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые
удается регистрировать только специальными методами. Максимально
переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса.
Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека
успевает мобилизуя глубокие адаптационные резервы “подстраиваться” к
уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного
стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых
болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной
длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой
ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их
проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и
прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как
самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми
стрессорами.
В настоящее время хорошо изучена 1-ая стадия развития стресса - стадия мобилизации адаптационных резервов (“тревога”), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой “функциональной системности” организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды.
При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, человеческих и социально человеческих характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.д. пребыванием человека в экстремальных условиях - основные причины недостаточной его изученности. Системное экспериментальное изучение длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий.
Внимание экспериментаторов при этом было привлечено к физиологическим и психо-физиологическим показателям. Важным направлением изучения длительного стресса явились социально- его исследования.
1. Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).
Психологические и психофизиологические исследования стресса при
экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности
позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм “общего
адаптационного синдрома”, которые можно рассматривать как субсиндромы
стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться,
повторяться или сочетаться друг с другом при поочередном доминировании
отдельных симптомов. В условиях, когда на человека длительно действуют
предельно-переносимые стресс-факторы, эти субсиндромы один за другим в
определенном порядке, т.е. становятся фазами развития стресса.
Дифференциация этих субсиндромов была возможна благодаря тому, что в ходе
развития стресса при указанных условиях поочередно становились
манифистированными (преимущественно выраженными и заметными, как для
исследователей, так и испытуемых) разные формы адаптационной активности.
Можно заметить, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как
максимально переносимые, смена манифестированных субсиндромов стресса
свидетельствовала о последовательном переходе от доминирования субсиндрома,
знаменующего относительно низкий функциональный уровень адаптации, к
субсиндрому, симптомы которого свидетели о мобилизации иерархически более
высокого уровня адаптации.
Итак, было выделено 4 субсиндрома стресса:
1.Эмоционально-поведенческий синдром.
2.Вегетативный синдром (субсиндром превентивно-защитной вегетативной
активности).
3.Когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при
стрессе).
4.Социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при
стрессе).
Следует сказать об условности такого подразделения субсиндромов стресса. Оно может быть иным. В данном случае выбраны преимущественно человеческие основания для анализа проявлений стресса, возникающих при относительно постоянном уровне субъективной экстремальности стрессора. Иные особенности стрессора либо иные основания анализа развития стресса приведут к другому структурированию феноменов его развития.
3.2. Периоды мобилизации адаптационных резервов.
Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили выдать в 1-ой стадии стресса 3 пер. Адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.
1-ый пер. - активизация адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном “поверхностных” резервов. Этот период во многом идентичен р-н организма на кратковременное воздействие. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличался стеническими эмоциями, и повышением работоспособности.
Если мобилизационная “по тревоге” адаптационная защитная активность
не прекращает стрессогенности воздействия, начинают действовать имеющиеся в
организме “программы” перестройки существующей в неэкстремальных условиях
“функциональной системности” и становления ее новой формы, адекватной
экстремальному требованию среды. Эта перестройка рассматривается как 2-ой
период на 1-ой стадии развития стресса. Для него часто характерно
болезненное состояние человека со снижением работоспособности. Однако
высокая мотивация в этом периоде стресса может поддерживать достаточно
высокую работоспособность человека, несмотря на выраженную клиническую
симптоматику.
Более того, человеческие (мотивация, установка и т.п.) может за счет
временной “сверхмобилизации” резервов, в частности гипофизарно-адреналовой
системы, купировать неблагоприятные проявления 2-го периода.
“Сверхмобилизация” может быть реализована болезненно у здоровых,
непереутомленных людей. При переутомляемости, при болезнях, а также в
немолодом возрасте, “сверхмобилизация” при стрессе за счет человеческих
побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать
другие болезни стресса (сосудистые, диспластические, воспалительные,
психические).
Обращает внимание сходная суммарная продолжительность первых двух
периодов стресса в различных экстремальных условиях.. Если эти условия
приближались к предельно переносимым для человека, то суммарная
продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях
в среднем составляла 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности
человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период
устойчивой адаптации к этим условиям. Этот период может рассматриваться как
3-й период 1-ой стадии развития стресса. Его продолжительность варьирует в
широких пределах (до 20-60сут).
3.3. Эмоциональная напряжённость
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Основные черты психического стресса:
1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора
личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень
эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между
условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.
Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в
силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям
эмоционального механизма индивида.
При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как
— ощущение неопределенной угрозы;
— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
— неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
1) ощущение внутренней напряже7нности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда.
Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак :
невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее
возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в
результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых- добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.
| |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |
| |адаптация |адаптация |нарушения |
| | | |адаптации |
| |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |
|Испытуемые |54% |36% |10% |
|зрелого возраста| | | |
|Испытуемые | | | |
|юношеского |73% |24% |3% |
|возраста | | | |
| |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |
|Испытуемые |4% |44% |52% |
|Зрелого возраста| | | |
|Испытуемые | | | |
|юношеского |19% |38% |41% |
|возраста | | | |
Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно- психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.
Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из нее.
2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.
Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
4) концептуализация.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации
мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию.
Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической
и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
3. Познавательные процессы при стрессе.
Когнитивный субсиндром стресса.
Изменение психологических функций при стрессе у человека играет
важную роль в динамике проявлений “общего адаптационного синдрома”.
Психологические проявления особенно выражены и значимы в структуре
«эмоционального стресса».
4.1. Эмоциональность мышления при стрессе.
Одно из первых проявлений влияния эмоций, обусловленных стрессом, на мышление - это возникновение экстатичной, либо дискомфортной окраски мысленных образов, представлений, намерений и т.д. Следует сказать, что и дальнейшее увеличение глубокие стрессовые изменения мышления, как правило, взаимосвязаны с эмоциями, сопряженными со стрессом.
Можно считать целесообразным подразделение изменений мышления при стрессе на 3 типа:
1. активизация мышления субъекта с адекватным отражением действительности в сознании субъекта;
2. гиперактивизация мышления;
3. “уход” от решения стрессогенных проблем. (рис.2)
Активизация мышления при стрессе.
Первый тип изменения мышления в большинстве случаев может проявляться
в виде активизации дискурсивно-логического мышления. Может усиливаться либо
интегративное осмысление всей информации, которой располагает субъект
(информации) о текущем моменте, извлекаемой из фондов памяти и как
продукта ассоциаций и представлений и т.д.), либо дезинтегративное
(дифференцирующее) осмысление такой информации. В 1-ом случае происходит
своего рода композиционная концептуализация стрессогенной ситуации. Это
приводит к возникновению в сознании сравнительно упрощенного
схематизированного представления о ситуации с выделением главных, по мнению
субъекта, аспектов и с отсеиванием субъективно-малозначительных.
Во 2-м случае у человека при стрессе расширяется сфера осмысленной
информации, поступающей к индивиду в текущий момент, извлекаемой из памяти.
Очевидно, что оба вида стрессовой активизации мышления имеют адаптационно-
защитное значение и направлены на обладание стрессогенной ситуацией.
Можно различать активизацию мыслительных процессов при стрессе по
направленности интересов личности: либо “вовне”, либо в “себя”.
Активизация 1-го вида - повышение интенсивности анализа стрессогенной
обстановки в поисках выхода из экстремальной ситуации для всех членов гр.
(социально-положительная), только для себя, в ущерб другим, поиски способа
мести (социально отрицательная). Активизацию мышления 2-го вида также
можно подразделять на положительную: углубить “в себя”, которая
сопровождает интенсификацию решения актуальных задач, творческую
активность, обострение интуиции и т.д.: отрицанию: с “уходом” от решения
стрессогенных проблем.
Развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к
“уходу” от решения стрессогенных проблем, либо к возникновению инсайтных
форм мышления.
В последнем случае переход от дискурсивно-логического к инсайтному
мышлению часто опосредуется стадией мыслительной растерянности,
эмоциональной подавленности и т.п., что можно рассматривать как стадию
“псевдоухода” от решения стрессогенной проблемы. Такая стадия, как
правило, необходима для возникновения мыслительного “озарения”, инсайтного
решения задачи, казавшейся неразрешимой.
Гиперактивизация мышления.
Ею могут быть обусловлены навязчивые мысли и образы, возникающие при стрессе, бесплодное фантазирование в экстремальной ситуации и т.д. Со стрессовой гиперактивностью мышления связывают “гипернастороженность”, проявляющуюся в виде бессоницы, боязливости и т.п. Ментальная стрессовая гиперактивность часто сопряжена с возрастанием в экстремальной ситуации гиперэмоциональности, гиперподвижности. При стрессе могут возникнуть неблагоприятные социально-психологические концепты: обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость или, напротив, избыточная доверчивость: застойность неадекватных представителей субъекта об отрицательном к нему отношении окружающих людей и необходимости защитных и агрессивных действий и т.п. После прекращения действия экстремальных факторов люди вспоминали эти негативные мыслительные акции, оценивая их как неадекватные имевшейся ситуации и неуместные.
“Уход” от решения стрессогенных проблем.
Во-первых, это “замещение” их решения решениями “побочных проблем, не имеющих отношения к стрессогенной проблеме; во-вторых, разные формы уменьшения активности мышления.
“Замещающее” действие, может, во-первых, уменьшать так или иначе сформированную психологическую установку индивида к совершению неблагоприятного действия, во-вторых, побуждать индивида к позитивным действиям. Не разрешая критической проблемы, порождающей стресс, т.е. не уменьшая внешнего стресс-фактора, “замещающее” действия и мыслительная активность, связанная с ними, уменьшают в той или иной мере предрасположенность субъекта к стрессу, т.е. снижает эффект внутреннего стресс-фактора.
“Уход” от решения стрессогенных проблем, от борьбы со стрессором может
происходить путем уменьшения мыслительной активности. В чрезвычайных для
субъекта ситуациях оно может происходить за счет некоторых физиологических
механизмов. Ч-ие стрессоры может вызвать нарколепсии, обморочные состояния,
важную роль в возникновении иных играют физиологические процессы.
Уменьшение умственной активности при стрессе может происходить в форме,
которая воспринимается интерактивно как “застопоренность” мыслей, “толчение
мыслей на месте”, невозможность сдвинуться вперед на пути обдумывания
проблемы и т.п.
При длительных экстремальных воздействиях могут возникнуть неблагоприятные проявления мыслительной активности, направленной “в себя”, в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством и наст-м времени, со снижением производства полезной продукции. При этом возможны симптомы обеднения, распада личности. Человек начинает думать о прошлом больше, чем о настоящем, или он мечтает о будущем, не делая ничего в настоящем для достижения предмета мечтаний.
4.2. Положительные и отрицательные эмоции.
Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не испытал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа, произведения искусства и литературы, научные открытия, общение с другими людьми, работа, отдых - вызывает различные переживания. Без этих переживаний по сути нет и жизни.
Каково же значение эмоций? Почему они, возникнув на каком-то этапе эволюционного развития, так прочно сохраняются?
Потому что без них человеку практически невозможно было бы
существовать. Эмоции - очень важный компонент целенаправленной
деятельности. Согласно теории разработанной акад. П.Н.Анохиным, посредством
эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их
удовлетворения. Эмоциональная оценка в каждом случае сугубо специфична.
Трудно себе представить, чтобы кто-то мог спутать чувство голода с таким
чувством, как страх или жажда. Именно эмоциональные ощущения позволяют
человеку быстро “квалифицировать” появившуюся потребность и сразу же
выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.
Потребности, как правило, субъективно неприятны. В качестве примеров
можно привести ощущение голода, жажды, холода. Природой все продумано.
Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа
только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они, наверняка,
просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое.
Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не биологические, а социальные акты человека. Мы прекрасно знаем, что успех, достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет радость, и наоборот.
В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой
деятельности. В процессе неоднократного удовлетворения различных
потребностей у человека при достижении своих целей постепенно
вырабатывается способность руководствоваться не только неизбежностью
отрицательных эмоций, но и представлениями о положительной эмоции.
Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности,
которое в обыденной жизни мы называем “аппетитом” в биологическом понимании
этого слова. Если же употреблять его в социальном значении, то можно
говорить об аппетите к знаниям, к достижениям в спорте и т.д.
Эмоции служат также средством быстрой оценки действия повреждающих факторов на организм. Если у человека, например, произошел перелом руки или ключицы, то он никогда не будет специально раздумывать, как ему лучше лечь, как положить больную руку, на что опереться, чтобы не “отдавало” в ключицу и т.д. Чувство боли уже само по себе заставляет принять такое положение тела, которое уменьшит боль и ускорит процесс заживления.
Эмоции как субъективные ощущения играют, таким образом, приспособительную роль. Ведь нам очень необходимы знания о том, что хорошо и что плохо, а также важно правильное поведение, соответствующее конкретной обстановке. О наличии у эмоций этой приспособительной функции пишет известный нейрофизиолог П.В.Симонов: “Часто человек вынужден действовать в условиях, когда он не имеет исчерпывающих сведений о том, как следует вести себя в неожиданных ситуациях. В процессе эволюции и выработался специальный аппарат эмоций, который в определенных пределах компенсирует и дополняет недостаток знаний. Например, при страхе от сигнала опасности возникает оборонительная защитная реакция на любое изменение в окружающей среде, хотя в 95% случаев оно никакой угрозы для организма не представляет. Реагируя предупредительно на любую хрустящую ветку или мелькнувшую тень, организм повышает вероятность того, что он не пропустит тот единственный из ста сигнал, за невнимание к которому он может поплатиться жизнью.
Итак, мы установили, что эмоции находятся на страже удовлетворения основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое очень часто способствует развитию невроза.
5. Общение при стрессе.
Социально-психологический субсиндром стресса.
Острый стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стресогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность.
Выделяют 3 основные стадии развития общения при групповой изоляции:
ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций.
1-ая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется
активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью
общения. Продолжительность стадий дискуссии от нескольких дней до 2-3-х
недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь,
беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы. При
этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. В ходе
дискуссий зарождается коалиционирование, определяется распределение
неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.
На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые подгруппы, состояние из 2-3-х (реже 4-х) человек в каждой, со своими центрами притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначально конструкция группы чаще всего пересматриваются, некоторые коалиции распадаются, возникают новые. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других. При возникновении межличностных напряжений в тех случаях, когда конфликт открыто не реализовался, повышается стремление к уединению, желание спрятать глаза за книгой, и не встречаться взглядом. Третья стадия в динамике развития общения, отмеченная М.А.Новиковым при гр. изоляции - эта стадия ролевых ориентаций. Она сопровождается либо “кооперативным”, либо “конкурентным” взаимодействием.
Данная схема стадийности общения, при длительной стресогенной изоляции предложенная М.А.Новиковым, отражает специфику условий, в которых проходили его исследования.
На основании обобщения собственных исследований общения при групповой
изоляции в условиях многосуточного вращения во время экспедиций в
труднодоступных населенных местностях Китаева – Смык Л.А., в ходе опроса и
обследования участков многомесячных рейсов на рыбопромысловой базе
“Восток”, а также на основании анализа литературных данных им была
предложена следующая схема дифференциации стадий развития общения при
стрессе (рис. 3). Первой стадией стресогенного изменения общения может
считать ориентировочно “мирание” индивида (индивидов). Эта стадия общения
при стрессе может длиться от нескольких секунд, минут до нескольких часов.
Она возникает и в незнакомых экстремальных условиях, и в том случае, когда
человек бывал в таких условиях раньше, и когда стрессогенный фактор
подействовал на человека в присутствии незнакомых ему людей и когда
вокруг хорошо знакомые люди. Для этой стадии характерно снижение
активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться.
Состояния тревожности, настороженности, любопытства, смущения, гнева и
т.д., определяющие окраску общения в этой стадии, могут периодически
возвращаться (ремиссировать) на протяжении нескольких 1-ых дней и даже
недель в ходе общения при развивающемся стрессе.
Первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно - это не стало ли опасным его социальное окружение и не требуется ли с его стороны мгновенных защитных действий. Второе - получение информации о перспективах развития общения в сложившихся стрессогенных условиях.
Вторая стадия развития общения при стрессе характеризуется увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже возникновением форм активного общения, несвойственных для данного человека вне экстремальных условий, т.е. при отсутствии у него симптомов стресса.
Эта стадия развития общения может быть названа стадией личностной
“экспансии”, подготавливающей установление своего ролевого статуса.
Интенсификация общения, характерная для этой стадии, направлена на
оптимизацию исходной социальной позиции для получения или захвата
желаемой престижной социальной роли. Как правило осознавая меркантильность
при этом отсутствует. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель,
а также частое в этой стадии “самовозрастание” интенсивности общения почти
совершенно не осознается общающимися субъектами.
При общении в данной стадии - личностной “экспансии”, направленной на установление ролевого статуса - иногда возникает чрезмерно аффективное поведение: ажитирование, либо напротив скованное с неловкостью движений и словесных выражений. В последующих стадиях общения уменьшения возможность для такого интенсивного информационного обмена, потому что со временем уменьшается установка на терпимость к партнеру, солидарность с ним.
Если условия совместной изоляции сопряжены с действием дополнительных
стресогенных факторов, вызвавших болезненное состояние, сопровождающееся
телесным недомоганием или плохим настроением, в таких условиях часто
возрастает тесное общение, связанное с заботой о партнере, с уходом за ним
(третья стадия). При этом значительно разрушается, размывается зональное
дифференцирование межличностной территориии людей. Мотивация, проистекающая
из чувства собственной необходимости вскрывает дополнительные (новые)
адаптационные резервы организма и личности у того, кто помогает. У того,
кому помогают, дополнительные внутренние резервы мобилизуются благодаря
чувству собственной нужности дружески настроенному партнеру. Возникающая в
такой ситуации вынужденной помощи “внутриорганизменная” информация у
каждого из общающихся об их обоюдной “социальной ценности” оказывает
мощный антидистрессовый эффект.
По окончании стадии личностной “экспансии” (а если была стадия
“вынужденной помощи” партнеру, то после ее окончания) ролевые функции
общающихся относительно стабилизируются. Это 4-ая стадия развития при
стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить и эмоционально-
монотонно, и сопровождаться аффектами актами общения как с положительной,
так и отрицательной эмоциональной окраской.
Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям,, склоненным оставаться “непримкнувшими”, сохранность нейтралитет перед лицом конфликтных неформальных групп.
При стрессовой активизации общения в разных условиях может преобладать компоненты либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные), либо дезорганизующие ее (социально- печатные).
Из числа 1-ых можно выделить 3 компонента общения:
1 - усиление тенденций поддержать лидирующий концепт и его носителя; Это
усиление склонности выделять лидера и следовать за ним; благосклонное
отношение к предложениям общения со стороны окружающих.
2 - усиление у субъекта склонности к принятию на себя роли носителя или
генератора лидирующего концепта, лидера группы, количества, лидера в
общении.
Такие тенденции к лидированию при стрессе может быть адекватным
возможностям субъекта к требованиям ситуации и неадекватными им. Во 2-м
случае неуместные, неверные, не поддерживаемые окружающими людьми попытки
руководить ими, организовывать их в коллектив может оказывать
противоположный эффект, т.е. способность дезорганизации группы.
3 - производный 2-х первых в случае их продуктивной реализации.
Это чувство общности с коллективом, “чувство локтя”, взаимной симпатии. Оно
способствует установлению сплоченности членов группы, их солидарности, а
при наличии общей воодушевляющей цели - проявлением коллективного
энтузиазма.
Теперь рассмотрим общую структуру такой стрессовой социально-
психологической активности, для которой характерно преобладание компонентов
общения, направленных на дезорганизацию группы. В ней также можно
подразделять 3 компонента.
1. - возникновение у людей склонности к конфронтации с лидирующим концептом, с его носителями.
2. - возникновение неприязни к ч-м нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от ответственности за общее дело, за любое дело, не рассматриваемое как личное.
3. - возникновение в экстремальных условиях у ряда индивидов отчуждения от интересов группы, возникающие представления о снижении значимости общих целей, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел.
Можно полагать, что указанные выше формы активизации общения в своей основе имеют адаптивное значение. Позитивные направлены на консолидацию группы коллектива, противостоящего экстремальной ситуации. Социально- негативные направлены, условно говоря, на разрушение экстремальной среды, опосредованное “ломкой” социума (группы).
Помимо описанных выше форм стрессовой активизации общения, при иных высших и внутренних факторах, обуславливающих поведение в экстремальных ситуациях, возможно стрессовое увеличение активности общения, возникающее за счет значительного ухудшения функционального состояния и самочувствия членов группы, количества. В результате симптоматики дистресса (апатия, адинамия, чувство дискомфорта и т.д.) мотивация и способность к общению.
Склонность к общению может снижаться при стрессе и при сравнительно удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии членов группы. Это бывает при “интериоризации” мыслительной активности индивида при его самоуглубленности, различные формы которой характерны для хронического стресса. Интенсивность общения снижается при стрессовой самоотчужденности субъекта, когда для него, казалось бы, снижается значимость собственной персоны и отношения к себе окружающих людей.
II. Практическая часть
Проделанная мною работа заключается в выяснении воздействия стресса на человека. Данная практическая работа была проведена среди работников станции скорой неотложной медицинской помощи и для этого были взяты люди различного возраста ( 21-52 года) и категорий (врачи и фельдшера).
Для осуществления практической работы мною использовано две методики:
- шкала стрессов (по Холмсу и Рах).
- опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк), а так же наблюдения.
1. Шкала стрессов (по Холмсу и Рах)
Настоящая методика показывает каков риск возникновения различных заболеваний связанных со стрессом. У 30% обследуемых вероятность заболевания высока, у 15%--низкая. Если учесть, что у исследуемых имеет место ряд заболеваний, таких как Гипертоническая болезнь, Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, Холецистит, Панкреатит и другие, то нельзя исключить вероятность того, что данное заболевание стрессового характера.
Западные исследователи Холмс и Рах попытались рассчитать численную величину стресса и составили для этого сравнительную таблицу.
|Жизненные события |Оценка в баллах |
| | |
|Раздельная жизнь с супругом |65 |
|Тюремное заключение |63 |
|Смерть близкого родственника |63 |
|Собственная болезнь или травма |53 |
|Свадьба |50 |
|Увольнение с работы |47 |
|Конфликт с супругом |45 |
|Уход на пенсию |45 |
|Изменение состояния здоровья члена |44 |
|семьи | |
|Беременность |40 |
|Сексуальные затруднения |39 |
|Прибавление в семействе |39 |
|Переход на другую работу |39 |
|Изменение финансового положения семьи |38 |
|Смерть близкого друга |37 |
|Изменение специфики работы |36 |
|Рост ссор с супругом |35 |
|Долг выше 10 тысяч |31 |
|Приближение срока отдачи долга |30 |
|Повышение ответственности на работе |29 |
|Уход из дому сына или дочери |29 |
|Осложнение отношений с родственниками |29 |
|мужа | |
|Выдающиеся личные достижения |28 |
|Начало или окончание работы супруга |26 |
|Начало или окончание школы |26 |
|Изменения в условиях жизни |25 |
|Изменения привычек |24 |
|Проблема с начальством |23 |
|Изменения расписания |20 |
|Переезд, перемена места |20 |
|Смена школы |20 |
|Смена развлечений |19 |
|Изменения в религиозной активности |19 |
|Изменения в социальной активности |18 |
|Долг ниже 10 тысяч |17 |
|Изменения часов сна |16 |
|Изменения числа постоянных гостей |15 |
|Изменения в пищевом рационе |15 |
|Отпуск |13 |
|Рождество |12 |
|Незначительное нарушение сна |11 |
2. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк)
Тест измеряет такие психические свойства, как нейротизм, экстраверсия, (интроверсия), психотизм, эмоционально-волевая стабильность.
Таким образом настоящая методика указывает какое воздействие
оказывает стрессовая ситуация, т.е. поведение человека в конкретном случае.
Результаты обследования показали, что 50% исследуемых более адаптированы к
определенной стрессовой ситуации. Эти 50% составляют в основном люди
молодого возраста и единично старше 45 лет. Следовательно, молодежь более
адаптирована к стрессовой ситуации, чем люди пожилого и среднего возраста.
ВОПРОСЫ:
1. У Вас много различных хобби?
2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать?
3. У вас часто бывают спады и подъёмы настроения?
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги?
7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?
8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, желая получить больше того, что вам полагалось?
9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев, как страдает ребёнок, животное, вы бы сильно расстроились?
12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали и сказали что-то, чего не следовало бы делать и говорить?
13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно?
14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом?
15. Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
16. Вы раздражительны?
17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чём на самом деле виноваты сами?
18. Вам нравиться знакомиться с новыми людьми?
19. Вы верите в пользу страхования?
20. Легко ли вас обидеть?
21. Все ли ваши привычки хороши и нравятся вам?
22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
23. Стали бы вы принимать средства, которые могут привести в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?
24. Вы часто испытываете такое состояние, когда всё надоело?
25. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
26. Вам нравится часто ходить кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите?
28. Вас часто беспокоит чувство вины?
29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?
30. Вы обычно предпочитаете книги встрече с людьми?
31. У вас есть явные враги?
32. Вы назвали бы себя нервным человеком?
33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
34. У вас много друзей?
35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
36. Вы беспокойный человек?
37. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали?
38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
39. Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?
41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
42. Вы обычно первым проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами?
44. Ваши нервы часто бывают натянуты до предела?
45. Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
47. Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?
48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?
49. Вы иногда много хвастаетесь?
50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?
51. Раздражают ли вас осторожные водители?
52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?
54. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям?
55. Для вас большинство пищевых продуктов одинаково на вкус?
56. Бывает ли у вас дурное настроение?
57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?
58. Вам нравиться общаться с детьми?
59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?
60. Вы страдаете от бессонницы?
61. Вы всегда моете руки перед едой?
62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?
64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?
65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?
66. Вы любите весёлые компании?
67. Ваша мать – хороший человек (была хорошим человеком)?
68. Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна?
69.
Заключение.
Данная курсовая освещает «стрессовую теорию», автором которой является Ганс Селье, и механизмы процесса адаптации.
Из того, что было сказано ранее становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.
Определенную готовность к возникновению состояния дезадаптации создают различные факторы, ослабляющие нервную систему: всевозможные вредности (включая злоупотребление алкоголем и курением), острые психические воздействия, физическое и умственное переутомление. Особую же роль играют длительно текущие заболевания.
Говоря об этом, следует иметь ввиду очень существенный момент—отношение человека к своему физическому недугу. О том, что одна и та же болезнь субъективно воспринимается по разному, известно давно.
То как человек реагирует на свою болезнь, как он переносит свои физические страдания, зависит от многих факторов, особенно от нервно- психических. Ведь любое соматическое заболевание, внося дезорганизацию, нарушая функциональную деятельность, невольно как бы обнажает разные стороны личности. Сама мысль «я болен» значительно влияет на самооценку, характер поведения, психологические и социальные установки, его отношения с окружающими. Происходит постепенное формирование неврозоподобных расстройств.
Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи дезадаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
Литература
1. Таушан Т. «Когда прячется удача» СПб. Питер 1997г.
2. Аграшенков А. «Психология на каждый день: Советы, рекомендации, тесты.»
М. 1997г.
3. Васильев В.Н. «Здоровье и стресс». М. 1991г.
4. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». М. 1980г.
5. Эверли Д. С. , Розенфельд Р. «Стресс: Природа и лечение».
6. Тигранян Р. А. «Стресс и его значение для организма».
7. Тарнавский Ю. Б. «Срыва можно избежать». М. 1990г.
8. Бабаевский Р. М. Гуров С. Т. «Измерьте ваше здоровье» М. 1988г.
9. Селье Г. «Стресс без дистресса»
10. Селье Г. «Очерки об адаптационном синдроме» М. 1960г.
11. Александровский Ю. А. «Состояние психической дезадаптации и их компенсация» М. 1976г.
12. Василюк Ф. Е. «Психология переживания». М.1984г.
-----------------------
Субсиндром изменения общения при стрессе
Экстатическая или дискомфортная окраска процессов мышления
Субсиндром изменения мышления при стрессе
СТРЕСС
Вегетативный субсиндром стресса
Эмоциональный субсиндром стресса
навязчивые мысли, образы; бесплодное фантазирование; мнительность; гипернастороженность
активизация дискурсивного мышления
- композиционная концептуализация ситуации
- декомпозиционная концептуализация ситуации
- осознание «неразрешимости» стрессогенной проблемы («псевдоуход» от её решения)
решение побочных («замещающих») проблем
- отвлекающие пристрастия
- мистические акции
- «уход» в мысли о прошлом или будущем
- поиск не тривиальных задач и решений
Уменьшение активности мышления, амнестические состояния;
«социальная робость»;
«потеря интереса к жизни»;
нарколепсия;
«толчение» мыслей на месте
инсайтное мышление
- напряженно-спокойная готовность к мгновенному действию
- взаимная «экспансия» сознания и неосознаваемых психических процессов
- контролируемые сознанием стрессовые иллюзии
- феномен «замедления» времени
- «субсенсорная» чувствительность
Рис. 2 Схема развития когнитивного субсиндрома стресса
«уход» от решения стрессогенных проблем
активизация мышления
гиперактивизация мышления
СТРЕСС
Рис.3 Схема развития социально-психологического субсиндрома стресса
«уход» от общения;
«когнитивное нигилирование» партнёра;
самоотчуждённость;
самоуглубленность
активизация общения, консолидирующего группу
- поддержка лидирующего концепта (лидера)
- принятие на себя ответственности
- дружественность с окружающими людьми
активизация общения, дезорганизующего группу
- конфронтация с лидирующим концептом (с лидером)
- уклонение от ответственности
- отчуждение от окружающих людей
вынужденная помощь партнёру
- стабилизация ролевого статуса,
- формироване неформальных групп
личностная «экспансия» устанавливающая индивидуальный ролевой статус:
- информационное “извержение”
- навязываемое гостеприимство
- установка на солидарность
- экзальтированность общения
уменьшение активности общения
увеличение активности общения
личностная «экспансия» ломающая собственный ролевой статус
- «спонтанная» агрессивность,
- суицид
Ориентировочное «замирание»
Эмоциональный субсиндром стресса
Субсиндром изменения общения при стрессе
Субсиндром изменения мышления при стрессе
Вегетативный субсиндром стресса