Предмет и задачи клинической психологии.
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными
задачами которой является решение вопросов (как практических так и
теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и
патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия
на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных
экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических
факторов на форму и течение различных заболеваний.
Предметом клинической психологии является изучение механизмов и
закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно
сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и
восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе
знаний о возникающих дезадаптациях.
Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели.
Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную
и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных
состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья,
целью которого является постановка диагноза, выявление патологических
механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от
других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики
применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции
и мн. др. Позитивная диагностика используется для выявления личностных
(индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания
некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом
виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при
различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом
консультировании и т.п.)
Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической
психологии, можно разделить на:
1. Клинические
. дифференциально-диагностическую
. топическую
2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической
функции
3. Диагностику личностных особенностей пациента
4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте
5. Экспертизы
. военно-врачебную
. врачебно-трудовую
. судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию
Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное
выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть
характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на
основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение
закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы
психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в
т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое
исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура)
самих психических процессов.
В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики
основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех
основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия
которых обуславливает формирование патологической структуры психики.
Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики
представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в
виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так,
для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания
чисел; для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание словцифр,
опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других.
Существует также множество как патопсихологических так и
нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия,
праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление
интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности
экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств
личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную
роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и
соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и
дополнением клинического анализа психического или соматического статуса
больного, а расширяют возможности этого анализа.
Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической
психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного
протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот
подход характеризуется следующими критериями:
1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными
на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например метод
формирования искусственных понятий)
2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций,
требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и
появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например
метод исключения предмета).
Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).
Литература:
Снежневский «Руководство по психиатрии».