Содержание
Введение
1. Виды клинико-психологической диагностики
1.1 Понятие клинико-психологической диагностики
1.2 Виды клинико-психологической диагностики
Заключение
Список литературы
Введение
Клиническая психология – это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических, так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.
Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения, стойких дезадаптивных состояний. Таким образом, можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях.
Диагностический процесс - это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза - определением характера расстройства.
Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.
В психологической науке существуют разные подходы к определению видов диагностики. Тем не менее, как показал анализ, в некоторых учебных пособиях вопрос видов диагностики в клинической психологии опускается, а сразу предлагается описание методологического инструментария. Все выше сказанное обуславливает актуальность тему контрольной работы «Виды клинико-психологической диагностики».
Цель самостоятельной работы – изучить виды клинико-психологической диагностики.
Задачи работы:
Провести обзор литературных и учебных пособий по теме.
Раскрыть понятие диагностики в клинической психологии.
Рассмотреть различные подходы к выделению видов клинико-психологической диагностики.
1. Виды клинико-психологической диагностики
1.1 Понятие клинико-психологической диагностики
Клиническая психология - частная психологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология, анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка)[бауманн].
В клинической психологии диагностика может служить трем целям: отнесение какого-то индивида (шире — какой-то единицы) к какому-то классу системы классификации, объяснение трудностей и проблем, которые ставятся в конкретном случае, и подготовка терапевтического решения.
Диагностика как отнесение индивида к элементу системы классификации в научно-теоретическом отношении представляет собой наблюдение поведения индивида в релевантных для него ситуациях, ориентируясь при этом на достаточные и необходимые законы манифестации для отдельных категориальных понятий. Бауманн
Если рассматривать диагностику как объяснение, то можно опираться на уже введенные понятия объяснения. Объяснительный аргумент соответствует диагностической систематизации, антецедентные условия образуют диагноз. Когда в конкретном случае ищут диспозиционное или историко-генетическое объяснение какого-то расстройства, установление антецедентных условий всегда требует, чтобы был поставлен диагноз. А когда в конкретном случае ставится диагноз, это всегда приводит к диспозиционному и/или историко-генетическому объяснению, каким бы несовершенным оно ни оказалось.
Диагностика не только стремится к идентификации и объяснению, но равным образом служит подготовке терапевтических решений. Однако, анализируя эту функцию, мы выходим за пределы сферы клинической психологии как науки и переходим в область клинической психологии как технологии и прикладной сферы.
Клинико-психологическая диагностика имеет следующие функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые могут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики. В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы, а также, не в последнюю очередь, разные методы обследования.
Описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности - продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);
Формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа);
Объяснение возможных причин или условий возникновения проблемы или расстройства;
Прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния в определенных обстоятельствах);
Общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий)
1.2 Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики.
Так, авторы учебного пособия [Бауманн] говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного деления в их понимании.
Диагностика свойств
Традиционная личностная диагностика представляет собой диагностику свойств. Ее цель — предсказать поведение, основываясь на базовых свойствах личности, в значительной мере определяющих поведение конкретного человека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят от времени и ситуации, не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных ситуациях. Теоретические рамки для диагностики свойств есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка; кроме того, диагностика свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки».
В свете концепции Павлика (Pawlik, 1976), диагностика свойств в значительной мере соответствует параметрам диагностики статуса, ориентированной на норму диагностики, тестам и диагностике как измерению. Соединение тестовых ответов со свойствами (конструктами) происходит чаще всего формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений, большинство методов подхода свойств обосновываются классической теорией тестов. При диагностике свойств часто преобладают формальные критерии качества (характеристики пунктов, объективность, надежность); закрепление в поведении очень непрочное.
В клинической практике подход свойств широко распространен, прежде всего, в исследовании, а также в практике для описания и классификации психических признаков и для оценки интервенций. Ля того, чтобы компенсировать недостатки подхода свойств, рекомендуется комбинировать его с приведенной ниже диагностикой поведения.
Диагностика поведения
По мере того как росло значение поведенческой терапии, развивалась также диагностика поведения, задача которой — исходя из точного анализа проблемы и условий ее манифестации (анализа поведения) получить сведения о возникновении, объяснении и поддержании какого-то поведения, а также о возможностях его изменения. При использовании подходов анализа поведения речь идет об эвристике, когда суждение выносится преимущественно по критериям пригодности и в гораздо меньшей степени — по формальным критериям качественности или на основании научной проверки.
Ориентируясь на классическую линейную модель, Канфер и Саслов (Kanfer & Saslow, 1965) предложили так называемую «формулу поведения», состоящую из следующих показателей (см. рис. 1):
S — стимульные условия, O — переменная организма, R — реакции, KV — отношение контингентности, или план подкрепления (отношение между реакцией и последствием), и C — последствия.
Позитивное последствие (позитивное подкрепление: C+) или отмена негативного последствия (негативное подкрепление: ў-) повышает вероятность наступления того или иного поведения; отмена позитивного последствия (наказание, угашение: ў+) или негативное последствие (наказание: C-) снижает вероятность наступления соответствующего поведения.
Рис. 1. Классическая формула поведения в диагностике поведения
Авторы учебного пособия анализ проблемного поведения с помощью этой «формулы поведения» поясняют на простом примере.
Пример
Скука, фрустрация, одиночество (S) при одновременной перегруженности на работе и длительном недоедании (O), приводит к чрезмерному потреблению пищи (R); это приводит к разным последствиям (C): хорошее самочувствие, развлечение (C+), устранение скуки (ў-) и устранение физического дискомфорта (ў-); эти краткосрочные последствия чаще всего наступают в ответ на проблемное поведение (чрезмерное потребление пищи); таким образом, здесь имеет место интермиттирующее подкрепление, которым обусловливается поведение, особенно резистентное к угасанию.
Главная составляющая при анализе проблемы в поведенческой терапии, по мнению авторов) — это функциональный анализ условий возникновения какой-то проблемы, то есть поиск тех условий (пусковых механизмов), которые ответственны за проблемное поведение. В результате функционального анализа получается гипотетическая модель условий, которая в то же время является основой для конкретных терапевтических действий. Модель условий содержит гипотезы о связях условий и поведения, построенные на наблюдениях и теориях; эти гипотезы необходимо подвергать повторной эмпирической проверке. Однако гипотетическая модель условий может и не подтвердиться, даже если терапия оказалась успешной; исключение составляет экспериментальный «N=1 план эксперимента».
Решающий аспект функционального анализа — это выбор: что же поставить в центр анализа в качестве проблемы (выбор мишени), а также, какие бесчисленные возможные условия рассматривать действительно как пусковые механизмы или как условия, значимые для последствий. На выбор отправного пункта для анализа (какова проблема, которую требуется изменить?), естественно, влияют и нормативные аспекты.
Данными для предсказаний в диагностике поведения являются прямые измерения вероятностей индивидуальной реакции на различные жизненные ситуации (например, посредством стороннего наблюдения в естественном окружении, экспериментальных аналогий и ролевых игр, самонаблюдения поведения в естественных ситуациях и т. д.). Соответственно тестовое поведение в диагностике поведения представляет собой как бы срез интересующего поведения. При таком подходе речь идет о диагностике процесса, о диагностике, ориентированной на критерий, об инвентаризации и диагностике как основе для принятия решения.
Другой подход к выделению видов клинико-психологической диагностики описан в учебном пособии [1 РЕпина].
В диагностике авторы выделяют два противоположных подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологической парадигмой клиническо-психологической диагностики, второй - с описательно-феноменологической. В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широким группам людей. В описательно-феноменологической парадигме психолог делает акцент на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.
Нозологическая парадигма предлагает рассматривать психическую деятельность как набор отдельных процессов и состояний, каждый из которых тесно связан с определенным биологическим основанием - морфо-функциональным субстратом. За каждым психическим состоянием стоит конкретный биологический процесс. Таким образом, признаки нарушений психической деятельности полагаются объективными по своему происхождению, поскольку в них отражаются вполне конкретные нарушения морфо-функциональной основы (патогенез, вызванный каким-то этиологическим фактором). Следовательно, распознавание по отдельным признакам скрытого органо-патологического процесса позволяет определить суть и причины наблюдаемого расстройства.
Нозологический подход заставляет врача и клинического психолога видеть в особо протекающей психической деятельности прежде всего внешние симптомы скрытой патологии или болезни. При этом диагност трактует проявления психической деятельности и поведения с позиции человека, который лучше пациента осведомлен о действительных (объективных) причинах того или иного состояния. Вопрос же соотношения нормы и патологии из сферы психического переносится в область биологического, тогда как на практике патология часто трактуется произвольно на основе соотнесения собственного понимания истоков поведения и состояния пациента с социальными нормами.
Ведущий нозологический принцип диагностики - принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей его психической деятельности.
Основной акцент в нозологически ориентированной клинико-психологической диагностике делается на различении отдельных признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.
Симптом - это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.
Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
Синдром - это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.
Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.
На проявление симптомов влияют такие факторы, как возраст, пол и культура, в которой воспитывался человек (контекст поведения).
В детском и подростковом возрасте очень сложно провести четкую границу между болезненными нарушениями и допустимыми отклонениями в психическом развитии, поскольку психика и личность ребенка еще только развиваются.
В детской клинической психологии, придерживающейся нозологического принципа диагностики расстройств, действует нормативистский подход к определению психической нормы и патологии, который заключается в следующем: нормой считается то, что соответствует социально определенным задачам развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Вместе с тем в детской клинической психологии наряду с выраженным нормативистским уклоном есть тенденция рассматривать процесс психического развития в тесной связи с формированием биологически целесообразного оптимума функционирования органических процессов, обеспечивающих психическую активность ребенка.
Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничения нормальной и нарушенной психической деятельности (или поведения). Здесь существенное значение для диагностики имеют целостные субъективные переживания пациента и его собственные трактовки своего состояния.
Феноменологически ориентированное клинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа:
принцип понимания,
принцип эпохе (воздержания от суждения),
принцип беспристрастности и точности описания,
принцип контекстуальности.
Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.
Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.
Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента.
Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена.
Ряд публикаций содержит следующее деление на виды клинико-психологической диагностики.
Диагностика бывает:
нозологическая;
топическая - заключается, главным образом в помощи психологов в нахождении поражённой области мозга поражения мозга;
индивидуально-психологическая - основана на диагностике личности человека, для того, чтобы узнать его предрасположенность к разным болезням посредством его личных черт и особенностей, а также этот способ позволяет сделать коррекционные и реабилитационные рекомендации после болезни;
диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза с целью выявления случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.
диагностика, взаимосвязанная с разными способами психологического влияния. Психологическая диагностика должна быть до момента какого-либо воздействия.
Согласно определения авторов пособия [Тиганов] диагностика бывает негативная и позитивная.
Негативная - это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологических механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др.
Позитивная диагностика используется для выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и т.п.)
Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:
1. Клинические
дифференциально-диагностическую
топическую
2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической функции
3. Диагностику личностных особенностей пациента
4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте
5. Экспертизы
военно-врачебную
врачебно-трудовую
судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию.
По мнению автора контрольной работы, приведенная выше классификация видов диагностики в клинической психологии, является наиболее полной и практически ориентированной без излишнего философского анализа.
Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов.
В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики.
Как правило, психологические методы, используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел; для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание словцифр, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует также множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.
Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход характеризуется следующими критериями:
1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например, метод формирования искусственных понятий)
2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например метод исключения предмета).
Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).
Заключение
В процессе подготовки данной работы автором были решены следующие задачи:
Проведен обзор литературных и учебных пособий по теме.
Раскрыто понятие диагностики в клинической психологии.
Рассмотрены различные подходы к выделению видов клинико-психологической диагностики.
К определению видов диагностики есть несколько подходов:
Наиболее полная классификация видов приводится в учебном пособии [11]. Диагностика может быть:
1. Клиническая
дифференциально-диагностическая
топическая
2. Диагностика структуры и степени выраженности нарушений психической функции
3. Диагностика личностных особенностей пациента
4. Диагностика аномалий развития в детском возрасте
5. Экспертизы
военно-врачебную
врачебно-трудовую
судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическая
7. Реабилитационная
8. Психокоррекция.
Список литературы
Зейгарник Б. В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2000.
Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001. — 592 с.
Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Николаева В. В., Соколова Е. Т. Рекомендации к составлению психологических заключений // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2000.
Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии.- М.-2003 г.
Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах, рисунках. Издание 3-е дополненное и переработанное. – СПб.: ЭЛБИ. – 2006. – 216 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 381 с.
Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/165800
Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. Руководство по психиатрии. – М.: Медицина. – 1999. – 1496 с.
Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Ижица, 2002. — 224 с.