Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму,
государству или всей политической системе принудительной гомогенности
связана с однозначной трактовкой и тем самым с извращением
функциональности такого процесса, как массовизация. Форсированное
создание однородной национальной (этническое государство национал-
социалистов) или социальной (пролетарское государство коммунистов) массы
отрывает тоталитаризуемое гражданское общество от его корней и истоков, парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями общинной,
первобытной гомогенности, провоцирует активизацию протополитических
средств организации, прежде всего прямого принудительного насилия.
Таким образом следует различать тоталитаризм как систему навязанной
гомогенности, внедренной в ходе форсированной модернизации, и
тоталитоидности как изначальную гомогенность протополитических
образований эпохи архаики.
Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление современности
(модерности), непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и
с омассовлением - в политическом. Высокая, в идеале предельная степень
омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его
сущностные признаки. Тенденции омассовления, нивелирования
субкультурных, сословных, корпоративных, региональных, местных и прочих
различий вполне определенно проявилась уже в ходе создания наций-
государств и отвечающих им всеобщих гражданских обществ, когда для
обеспечения целостности этих гигантских для своего времени образований
потребовались специальные скрепы в виде общенациональных норм языка,
культуры, права и т.п., а также в виде новой общенациональной общности - массы равноправных граждан, образованной эмансипированными атомами-
индивидами. Надо было быть, конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в событиях
английской революции и предшествующих ей десятилетий атомизацию индивидов
и возникновение Левиафана, важность этих предпосылок для создания
современной политической системы с одной стороны, их разрушительность и
угрозу обернуться "войной всех против всех" с другой стороны. Отсюда
гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса,
неустанного политического благоустройства перед лицом вечной угрозы
тоталитаризации в измысленной им форме тотальной "войны всех против
всех".
I. Бюрократия: источники и сущность.
Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии
(от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления[1]. Само по
себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и
конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления
предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в
подведомственных структурах процессами, для организации связей между
участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом,
вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей
компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к
собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто
уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.[2]
Исходя из буквального значения слова “бюрократия”, его часто употребляют
как синоним административного управления. Кроме того, термином “бюрократия”
нередко обозначается рационально организованная система управления, в
которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне.
Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога
Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный след в теории управления[3].
В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а также в
политической лексике термин “бюрократия” и все производные от него
употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное
“контруправление”. То есть акцент смещается в сторону извращенных форм
управления (раздутость и запутанность аппарата управления, многописание,
подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность,
протекционизм и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать само
понимание термина “бюрократия”, так как возникает возможность нивелировать
различия самих принципов управления и отрицательных черт их проявления. То
есть “бюрократизм” необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и
хронический недуг органов управления, который свойственен любому обществу,
не взирая на различия в социально-политическом устройстве. Этот недуг
всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к мутации и
приспособляемости. Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается
прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и
политической базой.
1.1. Источники появления и генезис бюрократии.
В определении источников появления бюрократии есть несколько подходов,
иногда диаметрально противоположных. Это определяет и различие во взглядах
на генезис этого явления и возможность его преодоления. Из-за
недостаточного объема данной работы, представляется возможным представить
только две крайние точки зрения на эту проблему.
Если кратко определить сущность марксистского подхода, можно сказать:
бюрократия - это социальный организм-паразит на всем протяжении своего
исторического существования, результат социально-классовых антагонизмов и
противоречий и материализация политического отчуждения. Бюрократия
органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами
и идеологическими формами сознания.[4] Марксистский подход имеет свою
систему понятий (“бюрократическое отношение - государственный формализм -
политический рассудок”) и ключевые принципы анализа (целостность,
конкретность, монизм, классовость и революционное отношение к классовому
обществу и государству).
Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата, имеющая принудительный характер, может приобрести самостоятельность и встать над обществом, подчинив его своему диктату: при этом возникает явление, известное как политическое отчуждение. Политическое отчуждение является одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются в нашу эпоху самые разные политические системы, следствием чего стали неоднократные попытки если не уничтожить, то смягчить его.
Современная Россия рассматривается преимуществен но как общество переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к политической демократии. В дальнейших разделах книги будет более подробно проанализирован вопрос об изменении в системе политической власти в российском обществе. Сейчас важно обратить внимание на то, что то талитарный политический режим с самого начала своего возникновения опирался на определенные стереотипы массового сознания, на широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и в своего рода политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический режим, начиная с конца 30-х гг., аккумулировал в себе худшие политические умонастроения и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся как требование справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в качестве здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск, доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами, любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В этом и заключался феномен политического отчуждения - в формировании псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом государство могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в благородную и даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный нравственный парадокс сталинского политического режима, который оказывается трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием.
4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и
эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от
политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии
власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств
массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с
избирателями и других мероприятий, президент и иные политические
руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения
с народом.
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим
отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы
депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение
индивида от политической власти.
Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и
"съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего
сотрудника, тем самым заняв его кресло.
Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не
меняло, так как они контролировались партийными и государственными
органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной
задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и
контроль за ним.
В процессе рассмотрения принципиально равличных видов дел с использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет следующие задачи, соответствующие ее природе:
— рассмотрение споров между отдельными гражданами и государством по поводу нарушения конституционных прав.
Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции индивидов в рамках государства, препятствует отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон".
Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от
проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей»
(Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до
идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с
самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Ф. Гегель,
определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю».
Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления,
он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на
законодательную, отражающую общие интересы, правительственную,
связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец,
княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного
механизма.[5]
Во-первых, немало нареканий в адрес законодательства об ответственности вызывает такой "больной" для российского общества вопрос, как иммунитет верховной власти, в частности - народных депутатов. Отказ от нее, по мнению российских юристов, способствовал бы преодолению отчуждения между государством и гражданским обществом.
Протестантизм
Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу ; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение.
Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в
учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению
протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь,
«спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога.
Это учение подрывало господство духовной власти над светской и
главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от
феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.
В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и
церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное
место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум
(крещение и причащение), богослужение, как правила, состоит в проповедях,
совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается
на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои
символы веры, авторитеты, «священные» книги.
Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.
Реакцией на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала
Реформация, в результате которой после долгой, мучительной и кровавой
борьбы возник протестантизм. Сравнивая католицизм и протестантизм, А.С.
Хомяков пришел к выводу, что протестантизм столь же односторонен, как и
католицизм, но односторонен в противоположном направлении: “ибо
протестантство удерживало идею свободы и приносило ей в жертву идею
единства.
И католицизм, и протестантизм, по мнению славянофилов, противопоставив
единство и свободу, исказили дух первоначального христианства, которое “в
полноте своего божественного учения представляло идеи единства и свободы
неразрывно соединенными в нравственном законе взаимной любви”.
История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того , что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать
даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через
его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются
от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств
признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому.
Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов.
Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество,
крестное знамение, священные облачения, иконы.
Сон приближает человека к естественному состоянию и будит дикие, первобытные инстинкты. Во время сна человек удаляется от усвоенных воспитанием идей и убеждений .
По определению Большой Советской Энциклопедии, сон - это периодическое
физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных,
внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от
раздражителей внешнего мира.
Субъективно у человека при этом угнетается сознаваемая психическая
активность, периодически восстанавливающаяся при переживании сновидений,
часто с последующим их забыванием. Низшим животным свойственны периоды
бездеятельного состояния. Однако еще не выяснено, в какой мере оно
функционально соответствует сну высших животных. Но наш разговор главным
образом о человеке. У него на сон уходит примерно треть отпущенного ему
времени на жизнь. Когда он спит, ему присущи сновидения - субъективно
переживаемые психические явления, периодически возникающие во время
естественного сна. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох
человеческой культуры, однако подход к ним существенно менялся на
протяжении истории. Многочисленные памятники древней письменности
свидетельствуют о том, что толкование сновидений занимало большое место не
только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении
военных и государственных дел. Во сне видели откровение богов или вторжение
демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Дошедший до нас
древнейший сонник (около 2000 года до нашей эры, Древний Египет) содержит
истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для «защиты»* спящего
от вредоносных духов. Толкование сновидений с целью указания путей лечения
играло большую роль в древней медицине, еще не отделившейся от религиозно-
магической практики. Человек видит во сне то, что когда-то увидено,
задумано, воспринято мозгом, оставило свой, пусть мимолетный, след в
нервных клетках мозга. Хорошо известно, что слепым от рождения не снятся
зрительные образы. Иначе говоря во сне можно увидеть только то, что было.
Но в каком виде? Человек видит порой совершенно сказочные, невероятные
сновидения. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя в далеком детстве,
путешествуем по различным странам, сражаемся, без удивления встречаемся с
умершими людьми, говорим с животными, как в сказках, летаем по воздуху. В
мозгу спящего, как в кино, за короткое время проходит порой вся
человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развертывались во
сне, все они кажутся подлинными, реальными.
-----------------------
[1] БЭС. - М., 1994. - С. 184.
[2] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 4.
[3] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[4] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 14.
[5] Там же.