Национальный Банк Республики Беларусь
Учреждение образования: «Полесский государственный университет»
Реферат
По предмету «Политология»
На тему «Основные формы политического поведения личности»
Преподаватель: Евстафьев В.А.
Подготовила: Пивоварчик М.Н.
Студентка 2 курса,гр.611112
Факультет: банковское дело
Пинск 2007
ВВЕДЕНИЕ
Политическое поведение — сложное и многогранное явление политической жизни общества. Изучение политического поведения берет свое начало в исследованиях электорального поведения, эмпирических данных социологических, демографических наук, данных социальной психологии. Анализ политического поведения имеет большое прикладное значение, поскольку позволяет не только прогнозировать его основные направления, но и в определенной степени воздействовать на него, конструировать эти направления, желательные для политических институтов и общественной системы в целом.
МОТИВАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субьектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения весьма разнообразны; это участие социальных субъектов в становлении или противостоянии власти, охватывающее деятельность в формальных или неформальных организациях, массовых движениях; включение в различные элементы политической системы или отстраненность от них; публичная демонстрация взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы [3, с.346]
Политическое поведение имеет место везде, где существуют и развиваются политические отношения, политические процессы, действуют политические организации и институты. Политическое поведение может варьироваться по степени интенсивности в форме проявления — от корректных, культурных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательства, словесных оскорблений («вербальная агрессия*) и даже до применения физической силы («физическая агрессия»).
В зарубежной и отечественной политологии основные схемы объяснения политического поведения базируются на психологических концепциях. На первый план в 20-е годы XX в. на Западе в политологических исследованиях выдвигается бихевиоризм (от англ. behaviorism — поведение), рассматривающий политическое поведение как систему ответных реакций на политические стимулы среды. Сторонники так называемого «поведенческого подхода к политике*, соединяющего психологические и политические знания, предложили выявить специфику политического поведения индивида, социальных групп, движений эмпирическим путем, количественными методами, совмещая в анализе приемы эмпирической социологии и социальной психологии.
Сторонники бихевиоризма исследовали зависимость политического поведения от политических потребностей, чувств, влечений. В качестве основных факторов, стимулирующих политическое поведение, обычно называют политико-экономическую систему общества, социальную структуру общества, национальные отношения, политическую культуру, формальные и неформальные общности и т.д. Ответами на воздействие этих стимулов служат политические контакты и дискуссии, голосование и выборы, мнения о политике и участие в других формах, актах политической деятельности.
В современной политологической литературе выдвигаются концепции, придающие большое значение политическим ценностям, культурным аспектам социальной действительности и необходимости их учета. Определяющее значение в выборе и самостоятельности принятии политического решения отводится также мировоззрению человека, от характера которого зависит направленность его политического поведения.
Таким образом, политические действия и поступки зависят и от социально-психологической настроенности человека (людей), его культуры, образованности, воспитанности, личностного восприятия окружающей среды, уровня сознания и самосознания [4,с.332-333].
Политическое поведение является одним из составных элементов социального поведения индивидов. Специфика политического' поведения, т.е. его отличие от других видов общественного поведения, состоит в том, что оно определяется политическими интересами личности. Их основным объектом выступает политическая власть, ее организация и использование. Целью политических действий и поступков, т.е. политического поведения, в конечном счете является политическая власть и в первую очередь ее государственная форма.
Выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием. К подсознательной мотивации, неосознаваемым основаниям относятся такие, как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство виновности и т.п. Один из крупнейших политологов Г. Лассуэлл в своей работе применил метод психоанализа к истолкованию политических явлений. Политическое поведение рассматривается им как личностная реакция на социальные обстоятельства, мотивированная подсознательными влечениями. Важнейшее значение среди них имеет стремление к приобретению уважения окружающих через власть, сексуальные влечения и агрессию.
Однако признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требуется учет многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит. Это тем более важно иметь в виду, потому что в политическом поведении, как и в коллективном действии, люди ведут себя по-разному[1,c.418-419].
В зависимости же от характера сознательной мотивации действий граждан в сфере власти выделяют открытые (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, партийных акциях, уличных демонстрациях и т.д.) и закрытые (уклонение от выполнения гражданских обязанностей, абсентеизм) формы политического поведения; нормативные (ориентирующиеся на господствующие или официальные нормы) и девиантные (отклоняющиеся от доминирующих норм); традиционные (где доминируют рутинные, постоянно воспроизводящиеся мотивы) и инновационные (с преобладанием творческих, самодеятельных мотивов) формы политического поведения [2,c.335-337].
ФОРМЫ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Им может быть отдельный индивид или какая-либо социальная группа, государство или блок государств, политическая партия или другая политическая организация. Каждый субъект и объект политических отношений, политического процесса характеризуется своим конкретным политическим поведением.
О политическом поведении личности можно говорить как в связи с ее индивидуальной политической деятельностью, так и с составом различных социальных групп и политических организаций. В каждом из этих случаев политическое поведение личности приобретает свои особенности, которые чаще всего зависят от преследуемых целей, политических установок, ориентации личности, применяемых методов и средств борьбы и т.д. Вместе с тем характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от внешних регуляторов (оснований). Индивиды, предпочитающие использование в политической борьбе определенных ее методов и средств, как правило, являются членами таких политических организаций (партий, движений, объединений и т.п.), которые считают и провозглашают приемлемыми для себя именно эти политические действия и акции.
Политическое поведение личности испытывает на себе влияние широкого круга социальных и политических факторов. К ним относятся такие, как политический режим общества, его правовая система, уровень культуры, социально-классовая, национальная, идеологическая, социально-демографическая, профессиональная принадлежность личности, ее место жительства (город или село). На политическом поведении личности, его особенностях непосредственно сказываются и социально-психологические факторы: интересы, установки, ценности, убеждения, настроения, эмоции личности и др. Огромной силой воздействия на выбор той или иной формы политического поведения обладает семья, ближайшее окружение индивида. Влияние названных факторов на политическое поведение личности далеко не одинаково. Одни из них воздействуют постоянно, с большой силой и непосредственно, другие обладают меньшей силой и непосредственностью влияния [5,c 223].
Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.
Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами, которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение (если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества [7, c112-114].
Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение — действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.
Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы
К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это нормальное поведение.
Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.
К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей [10, c264-266].
Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее — это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.
В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством, воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е. комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни [4,c348-350 ]
МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ
В большинстве случаев люди участвуют в политике, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования. Такие образования могут представлять собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрации, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической программы и т.п. Многие из подобных форм политической активности оказывают непосредственное влияние граждан на органы политической власти.
Политическое значение прямых действий достаточно многообразно: они выступают и как механизм давления и поддержки, форма протеста и выражения политической позиции, сплочения или, наоборот, раскола социальной группы. Их эффективность напрямую связана с массовостью, запускающей специфические механизмы поведения людей: снижение личной ответственности и самоконтроля в острые моменты политической конфронтации, склонность к подражанию, следование за лидерами или вожаками.
Находясь в случайных, временных образованиях, люди приобретают специфические черты массы, к которым относятся:
статичность — люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;
разнородность состава, его межгрупповая природа — отсюда неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив;
ситуативность — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;
аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры.
Эти свойства и прежде всего случайность образования, неоднородность состава предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, — то, что очень часто выражается термином «массовидность», выражающимся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущим к утрате личной ответственности. Чем выше уровень стихийности, тем больше роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам[11,с 318-324]
При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.
К одному из них относится публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели прессы одного политического направления; слушатели теле- и радиопередач определенного плана; люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.
Другим типом является толпа, возникающая на основе физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг; стоят в очереди длительное время; задерживаются в аэропортах и на вокзалах, на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами. Такие же общности образуются на стадионе из числа болельщиков, из числа посетителей парков, зрелищных учреждений, при возникновении аварии, участников похоронных процессий, свадеб, демонстраций и массовых беспорядков [5,с.119-124]
Ярко выраженными чертами толпы являются: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие контроля над взаимодействием, что создает возможность стремительного заражения — взаимной передачи чувств между собравшимися индивидами. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.
Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, блокирование общественного транспорта [6,с.88-90]
Динамика психологии в толпе такова, что способствует понижению уровня рациональности поведения. Это ведет к понижению уровня критичности, самостоятельности в суждениях и действиях, и люди все в большей мере поддаются эмоциональному влиянию. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют!».
Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связную, логическую аргументацию. Исходя из этого, Г. Лебон в книге «Психология народов и масс» писал, что «толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее».
Поэтому регуляция поведения масс должна в полной мере учитывать коллективную природу политического поведения, такую их особенность, как многочисленность, взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.
К числу факторов, степень влияния которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующие. Во-первых, роль лидера, руководителя, вожака и характер оказываемого ими влияния на массового участника политического процесса. Во-вторых, это характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику. При этом на участников массовых собраний оказывает влияние не только информационное или рациональное значение речевых сообщений, но также иррациональные, непонятные для них начала, воспринятые как святыня. В-третьих, в ходе развертывания политического процесса возникает необходимость институализации политического поведения, по крайней мере, форм его организации [3,с. 245-248]
И все же регуляция политического поведения масс дело весьма сложное. Трудность эта заключается прежде всего в психологизации поведения людей, соединенных в массу. Они в таком состоянии просто не могут воспринять, а тем более подчиниться сложно организованным рациональным импульсам в управлении такого рода общностью. Вместе с тем существует огромное число фактов, политических событий и процессов, в ходе которых масса, участвуя в выборах, движениях за мир или сохранение окружающей среды, показывает способность принятия верных решений и их стойкой защиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2000-416
2. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы политологии: Учеб. пособие –М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2000.-176с
3. Политология: Хрестоматия .Сост.Б.А. Исаев, А.С. Тургаев ,А.Е.Хренов-СПб.:Питер,2006.-464с
4. Политология: Учебник/В.А.Мельник.-4-е изд., перераб. и доп..-Мн.:Выш. Шк.,2002.-523с
5. Основы политологии: Курс лекций Под ред. В.П.Пугачева.М.,1992
6. Основы политологии /Под ред. А.Боднара.Киев,1991
7. Политология на российском фоне. М., 1993г.
8. Политология. Дидактический материал по курсу политология для студентов всех специальностей. М., МГТУ ГА, 1994г.
9. Голосов Г. В. Сравнительная политология. МГУ, 1995г.
10.Общая и прикладная политология Учебное пособие. Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М. МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.
11.Р.Т.Мухаев «Основы политологии». Москва, «Новая школа», 1996