Российский Государственный Социальный Университет
Реферат по педагогике
На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
Выполнил Рачков Михаил Игоревич
Клин 2004
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
План:
1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.
2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура.
3. Основные виды трудовой деятельности школьников.
4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам.
5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия.
6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников.
Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства
общества, главный критерий социального престижа человека, его священный
долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое
воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,
производительном труде, является действительным фактором гражданского
взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её
физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников
школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает
как весьма существенная педагогическая система.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного
и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах
наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям
и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».
Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-
технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются
высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому
овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему
приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,
организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в
школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-
воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и
других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9
классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится
производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они
занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,
знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на
котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,
некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.
Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила
большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой
проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.
Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,
Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.
Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается внимание на следующие вопросы.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:
«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна»
Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.
Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать»
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании
личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием
гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего
общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового
коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть
исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то
же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело
зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.
Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.
Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура
Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты: а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы; б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание); в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование; г) достаточно сильную волю личности.
Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.
Основные виды трудовой деятельности школьников
Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?
Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производительная практика в старших классах.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.
Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с сознанием материальных ценностей.
Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и воспитания учащихся.
Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера
воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том,
что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой
деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,
связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера
трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме,
участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в
лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более
20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической
трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему
труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно
осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими
детьми, естественно, легче работать учителям.
Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются.
Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходиться выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.
Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.
Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.
В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и
воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным
ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.
Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?
Важнейшим из них являются следующие: а) создание постоянных или временных ученических звеньев для
выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные
звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по
выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения
эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и
наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.; б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,
традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или
праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают
учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей
трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и
т.д.; в) в последние годы в школах создаются производственные
кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и
получают за денежную оплату; г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются
индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в
уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и
т.д.
Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, нё взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.
Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная
сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы.
Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А
Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и
овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам
роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое
значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и
убеждений.
Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д.
Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей школьников.
Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного
качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки,
Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же
теоретические и методические проблемы здесь возникают?
Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие. а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания. б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно- хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнять трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга. в) В методике трудового воспитания существенно важными являются определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы поведения результатов её выполнения. г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идёт об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать. д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её выполнения.
Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами. е) Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.
Подобное соединение труда с обучением не должно носить
механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть
возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь.
Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и
его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение
учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у
них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые
обеспечивают успех как физической работе, так и в учебных занятиях. ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое
значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и
укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём
шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в
стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации
труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные
работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную
форму, например, провести «трудовой десант», создать временную
производственную работу, - и работа пойдёт веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а мной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречает малыш из соседнего детского сада. Учитель подсказывает им провести операцию «ПМД» (Подарок младшим друзьям), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную крепость и т.д.
В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика».
Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить
оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку
юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе,
четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все
заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое
настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их
потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Таковы основные методические требования, с учётом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.
Список используемой литературы:
И.Ф Харламов Педагогика гардарики