Рефетека.ру / Педагогика

Курсовая работа: Всеобщее среднее образование в СССР

Содержание курсовой работы:

«Всеобщее среднее образование в СССР»


1. Вступление …………………………………………………………. 2-4

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию……………………………………………………….. 4-23

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР….. 24-36

4. Заключение………………………………………………………… 36

5. Литература………………………………………………………… 37

6. Нормативно – правовые акты…………………………………… 37-40


1. Вступление


Актуальность темы данной работы определяется целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, вступлением ведущих мировых держав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса.

Во-вторых, необходимостью обстоятельного анализа как советского, так и современного исторического опыта разработки и осуществления государственной политики в области образования для выяснения реальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержки образовательных учреждений.

В-третьих. Хорошо известно, что реформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры и содержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания к потребностям общества и государства.

В-четвертых, череда реформ в сфере образования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дня не получала оценки современных специалистов-историков (что будет заметно по использованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Без промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшей сфере человеческой деятельности, каким и является образование.

Цель работы рассмотрение законодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общему среднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществления советской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. при переходе ко всеобщему среднему образованию.


XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятому пятилетнему плану раз­вития СССР предложил провести в области дальнейшего развития школьного дела два важнейших мероприятия:

всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение1.

Съезд партии предлагал завершить к концу пятилет­ки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подго­товить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.

Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению была обеспечена возможность получить среднее образование.

Советская власть, декла­рируя введение всеобщего обучения, гарантировала его осуществление путем организации ряда мероприятий, да­ющих детям и подросткам действительную возможность получить соответствующее образование.

Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сети школ и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места житель­ства учащегося, а при отдаленном расстоянии — наличием интерната, в котором мог бы жить ученик; хорошо подго­товленными для занятий с детьми учителями; возможно­стью приобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей; необходимой бесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщее обучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению, организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста1. В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза, обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. При всеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание пред­метов на родном для детей языке.

Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенно меняется содержание среднего об­разования. XIX съезд КПСС предложил: в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шко­лу, условий для свободного выбора профессий—присту­пить к осуществлению и проведению мероприятий, необ­ходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению в средней школе1.


2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию


Требование о введении в стране всеобщего обязатель­ного обучения выдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бед­ноте» указывал на крайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.

«Только даровое и обязательное обучение всех детей,—писал он,—может избавить народ хотя бы отча­сти от теперешней темноты»2. В программу РСДРП, при­нятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровом и обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет го­сударства.

Огромный вклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин, под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии и правительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальные проблемы просвеще­ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездах Советов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитета и Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписал десятки постановлений Советского правитель­ства. Он участвовал и выступал с речами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ­ного просвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самый пристальный интерес к прак­тической жизни и работе органов народного образования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче­ской и методической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научных учреждениях старых специа­листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар­компроса, совершенствованием его структуры, разработ­кой Положения об этом органе управления.

Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе — в 20-е — начале 30-х гг. шел процесс станов­ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения1.

На первом этапе развития советской школы шла боль­шая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама пере­живала стадию становления, влияние различных буржуаз­ных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отми­рания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.

В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным.

Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми­тета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано в этом постановлении, осталась поч­ти поголовная неграмотность населения, особенно в де­ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополией имущих классов. Царская империя представ­ляла собой огромную тюрьму народов. Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар­ского управления. Порабощенные великодержавным гне­том народы этой империи лишены были какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально­стям воспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особенно тяжелом положении нахо­дились культурно отсталые национальности, державшие­ся царизмом в состоянии полнейшей темноты и невеже­ства, что позволяло с исключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их1.

В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя­зательного обучения.

В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде пар­тии 18—23 марта 1919 г., была поставлена задача прове­дения в стране бесплатного и обязательного общего образова­ния для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязатель­ного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. Для переростков намечалась орга­низация особых занятий при школах.

В первые годы советской власти, несмотря на не­обычайно тяжелое положение страны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодо­левая все препятствия, способствовал развитию культур­ного строительства и в первую очередь всеобщего обуче­ния детей. Стремительно развертывалась школьная сеть, особенно в сельской местности, увеличивались контин­гента учащихся. Если в 1914/15 учебном году на терри­тории царской России было 105524 начальных, неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебном году в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них1.

Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотр принципов финансирования просвети­тельных учреждений, передача школ на местный, еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но уже в 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, но верный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавлива­лось крестьянское хозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно были ликвиди­рованы последствия постигшего голода1.

Это дало возможность Х съезду Советов, состоявше­муся 27 декабря 1922 г., обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено.

Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И. Ленин пишет свои исторические «Странички из дневника». Он предлагл передвинуть весь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередь потребностей первона­чального народного образования2.

В РСФСР в 20-е — начале 30-х гг. наряду с четырех­летней начальной, семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы стали создаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возникли фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполняли также рабо­чие факультативы (рабфаки) и техникумы.

Большой вклад в развитие школы, в повышение уровня учебно-воспитательного процесса вносили Ленинский ком­сомол, его школьные ячейки, пионерские организации и органы ученического самоуправления. Школьные вопросы систематически обсуждались на съездах и конференциях комсомола.

Быстрыми темпами росло образование во всех союзных и автономных республиках, чему способствовало создание алфавитов на базе русского языка для ряда малых наро­дов, введение обучения на родном языке, развитие сети национальных школ и педагогических учебных заведений1. В первой и второй Программах КПСС, в «Декларации прав народов России», в ряде других законодательных актов Советского государства обращалось особое внима­ние на обеспечение прав всех народов на их культурное развитие. На подъем народного образования в союзных и автономных республиках оказало сильное воздействие создание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение их политической и научной, психолого-педаго­гической и методической квалификации осуществлялись в педагогических учебных заведениях — техникумах (учи­лищах), институтах, педагогических факультетах универ­ситетов, педагогических станциях, школах передового опыта и других учреждениях.

Однако в 20-е гг. единая система народного образо­вания еще не сложилась. Имела место многотипность школ, что обусловливалось историческим прошлым, эко­номическими и культурными особенностями союзных и автономных республик. В стране отсутствовали единые типы школ, единые учебные планы и программы, не было единства в планировании и организации учебных заня­тий. Даже продолжительность учебного года была раз­личной: на Украине она некоторое время составляла 181 день, в Белоруссии — 158, а в Киргизии — лишь 143 дня2. Только в 1930 г. второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованию высказалось за создание еди­ной системы народного образования. Рекомендации этого совещания были реализованы в постановлениях партии и правительства о школе, принятых в последующие годы.

Главным научно-исследовательским центром советской педагогики и школы являлся НИИ методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, а научно-педагогической, учебной и курсовой базой — Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Важную роль играли и Высшие педагогические курсы при 2-м Московском госу­дарственном университете. В состав научно-методических учреждений Наркомпроса РСФСР входили первая опыт­ная станция по народному образованию в Калужской губернии, вторая (Шатурская) — в Московской губернии и третья (Гагинская) — в Рязанской губернии, а также несколько десятков опытно-показательных учебно-вос­питательных учреждений в РСФСР, Украинской, Бело­русской и других республиках.

Фундамент советской педаго­гики и образования закладывали такие деятели государства, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов. Важный вклад в педагогико-образовательную науку внесли П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, А. Г. Калашников, М. М. Пистрак и дру­гие.

С первых лет Советской власти учительство и учащие­ся учебных заведений стали объединяться в свои профес­сиональные союзы, первыми из которых были союз учи­телей-интернационалистов, союз коммунистов-учащихся и союз работников просвещения и социалистической культуры. В речи на первом съезде учителей-интернациона­листов в 1918 г. В. И. Ленин, говоря о стержневых направ­лениях работы учительства, произнес следующие слова, ставшие девизом советских педагогов: «Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учи­тельство должно слиться со всей борющейся массой тру­дящихся. Задача новой педагогики — связать учитель­скую деятельность с задачей социалистической органи­зации общества»1. С 1922 по 1934 г. существовал единый профсоюз работников просвещения, который объединял учителей и воспитателей школы, детских садов, детских домов, преподавателей вузов, сотрудников учреждений науки и политпросветработников.

Коммунистическая партия, придавая огромное значе­ние роли учительской интеллигенции в социалистическом строительстве, приняла ряд мер по вовлечению в свои ряды лучшей части педагогических кадров. В 1924 г. вышли постановления ЦК РКП (б) «О работе среди сель­ского учительства» и «О приеме в партию сельских учи­телей». В соответствии с рекомендациями Центрального Комитета партии в январе 1925 г. был проведен первый Всесоюзный съезд учителей. В эти годы многое удалось сделать для повышения авторитета и престижа педагоги­ческой профессии, улучшения материального и культурно-бытового обслуживания учителей. Так, в 1918 г. СНК принял постановления «О прибавках народным учителям» и «О нормах оплаты учительского труда». В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О пенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и других работников просвещения в деревне», а в 1929 г.— постановление «О пенсионном обеспечении ра­ботников просвещения за выслугу лет». Сельские учителя получили ряд льгот и преимуществ.

Органы народного образования и педагогические кол­лективы школ под руководством партийных комитетов и местных Советов, при активном участии профсоюзных, комсомольских и других массовых организаций активно участвовали в общенародном движении за ликвидацию неграмотности взрослого населения. Повсеместно работа­ли пункты ликбеза, кружки, школы и курсы грамоты, проводились культпоходы, недели и месячники по ликви­дации неграмотности, издавались буквари и учебно-на­глядные пособия1. В стране ряд лет функционировали Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и местные чрезвычайные комиссии, общество «Долой неграмотность», возглавлявшееся М. И. Калини­ным.

К вопросу всеобщего обучения детей привлекалось внимание центральных и местных советских органов. Один за другим выносятся постановления цен­тральных органов республик о подготовке к введению всеобщего обучения, намечаются планы его введения. В 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР признал необходимым приступить к разработке плана введения всеобщего обучения.

В центральных и местных органах народного образо­вания шли подготовительные работы по введению обяза­тельного начального обучения всех детей.

В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было вынесено постановление о сети учреждений Наркомпроса РСФСР. Совет Народных Комиссаров предложил организовать при Наркомпросе РСФСР и губернских (областных) отделах народного образования сетевые комиссии по всеобщему обучению из представителей Народного комиссариата просвещения, Народного комис­сариата финансов, Рабоче-крестьянской инспекции и Центрального статистического управления. Постановле­нием были установлены и закреплены сеть и контин­генту просветительных учреждений.

В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. даны подробные директивы о сроках введения всеобщего обязательного начального обучения, о сети школ, предельном радиусе района, обслуживаемого од­ной школой, и др.

Предельным сроком введения всеобщего обязатель­ного обучения на территории РСФСР ВЦИК и СНК уста­новили 1933/34 учебный год.

XV съезд партии в «Директивах по составлению пя­тилетнего плана народного хозяйства» указывал, что пятилетний план в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительно­го повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур народностей СССР и увязать план культурного строительства с ин­дустриализацией страны, как неотъемлемую часть обще­го плана социалистического строительства СССР. В ос­нову плана культурного строительства съезд предложил положить те задачи народного образования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящих­ся — всеобщее обучение, ликвидацию неграмотности, массовое профтехническое образование, а также задачи подготовки квалифицированных специалистов и научных работников1. В резолюции «О работе в деревне» съезд предложил местным партийным организациям «принять меры по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательного первоначального обучения, всемерно под­держивая в этом деле инициативу населения и местных советов».

На основе успешного развития народного хозяйства развертывалась сеть школ всеобщего обучения, увеличи­валось количество средних школ, рос контингент учащихся. Однако рост сети школ народного образова­ния отставал от бурного развития народного хозяйства, что явилось тормозом в деле дальнейшего строительства всеобуча.

В июне 1930 г. XVI съезд партии, отметив, что страна имеет все необходимое для организации всеобщего пер­воначального обучения, указал, что переход к обяза­тельному первоначальному обучению и ликвидация не­грамотности сейчас являются главной задачей1.

В резолюции по отчету ЦК ВКП (б) было сказано:

«XV съезд совершенно правильно выдвинул одну из важнейших проблем реконструктивного периода — про­блему культурной революции. Однако темпы разверты­вания культурного строительства в стране еще совершен­но недостаточны. Съезд обращает внимание на необхо­димость их усиления. Проведение всеобщего обязатель­ного первоначального обучения и ликвидации неграмот­ности должно стать боевой задачей партии в ближайший период».

На основании решений XVI съезда партии Централь­ный Комитет ВКП (б) летом 1930 г. (25 июля) вынес развернутое постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это постановление является исто­рической датой в деле введения всеобщего обуче­ния в СССР2.

14 августа 1930 г. ЦИК и СНК СССР также вынесли постановление о всеобщем начальном обучении.

Постановление ЦК ВКП (б) и постановление ЦИК и СНК СССР дают развернутую программу организации введения повсеместного всеобщего начального обучения семилетнего в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках.

В 1930 г. Центральный Комитет принял постановле­ние о шефстве комсомола над осуществлением всеобщего обучения. Тогда же 20 тыс. комсомольцев было мобили­зовано на педагогическую работу. XI съезд ВЛКСМ считал первейшей обязанностью комсомола помогать партии и советскому правительству в осуществлении за­кона о всеобщем обязательном обучении детей, прини­мать самое активное участие в оказании всемерной помо­щи органам народного образования в проведении учета детей, подлежащих обучению, в расширении школ и интернатов, добиваться, чтобы ни один ученик не покинул школу, чтобы не было детей школьного возраста вне школы1. Ленинский комсомол проделал исключительно большую работу в помощь партии и правительству по осуществлению всеобщего обучения, вовлечению в шко­лу детей, по строительству школьных зданий и их обору­дованию. При разрешении столь грандиозных задач, которые стояли перед органами народного образования по осуществлению десятилетнего обучения, помощь ком­сомольских организаций была еще более действенной, более организованной. Особенно необходимо было их участие в работе по планированию школьной сети, вовлечению детей в школу, участие в организации соцсоревнования по строительству школьных зданий, их ремонту и мате­риальному обеспечению.

Было разрешено союзным и автономным республикам и краевым (областным) исполкомам, а также райиспол­комам вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплош­ной коллективизации.

Значительно увеличились ассигнования бюджетных средств на школу. Было предложено привлечь к финан­сированию всеобщего обучения, к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, проф­союзные, кооперативные и другие общественные органи­зации, а также инициативу широких масс (в порядке социалистического соревнования, специальных отчисле­ний, поступлений от культурных гектаров, коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и пр.)1.

Советское правительство предлагали местным органам значительно усилить материальную помощь детям наименее обеспеченных родителей в виде бесплатного обеспечения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом; в целях мобилизации сил и средств советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обуче­ния, предлагалось создать в срочном порядке при краевых (областных) исполкомах, райисполкомах, городских, по­селковых и сельских советах комитеты содействия все­общему обязательному обучению.

Активное участие в осуществлении всеобщего обяза­тельного обучения принимали профессиональные организа­ции: отчисляли деньги в фонд всеобщего обучения, выде­ляли членов союзов для педагогической работы, организо­вывали курсы и семинары для направляемых в школы лиц с целью вооружить их необходимыми педагогическими зна­ниями1.

ЦК ВКП (б) и Советское правительство дали указание о развер­тывании подготовки педагогических кадров для школ.

«Осуществление в кратчайший срок всеобщего обяза­тельного начального обучения связано с рядом крупней­ших трудностей, — говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г.— Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при усло­вии, когда дело проведения всеобщего обучения превра­тится в массовую общественно-политическую кампа­нию, опирающуюся на инициативу и самодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое исполь­зование таких методов работы, как культпоход, соцсо­ревнование, шефство предприятий над школами, обще­ственные смотры, массовые конференции и т. п.»2.

ЦК КПСС предложил всем пар­тийным организациям рассматривать введение всеобще­го обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период.

Постановления партии и правительства о введении всеобщего начального обучения с 1930/31 уч. г. нашли горячий отклик среди широких масс трудящихся. Мест­ные партийные организации, органы власти приняли со­ответствующие решения. Были отпущены значительные материальные средства на постройку, ремонт и оборудо­вание школ. Были организованы фонды всеобщего обучения3.

Уже через 7 месяцев после принятого ЦК КПСС постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения, ЦК ВКП(б) в по­становлении от 21 февраля 1931 г. отметил значительные успехи в деле практического осуществления решений XVI съезда партии и постановления ЦК ВКП (б); в промышленных городах, в фабрично-заводских районах и рабочих поселках был осуществлен в основном переход все­общего обучения на базе семилетки.

В годы первой пятилетки Советское правительство приняли ряд постановле­ний о школе, сыгравших огромную роль в улучшении ее работы. 8 марта 1929 г. было принято постановление «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей»; 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидации неграмотности»; 25 августа 1931 г.— «О начальной и средней школе»; 25 августа 1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и сред­ней школе»; в феврале 1933 г.— «Об учебниках для на­чальной и средней школы». 19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял программный документ об улучшении под­готовки специалистов с высшим и средним образовани­ем — постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»1. При ЦИК СССР был образован Комитет по высшей технической школе, в функ­ции которого входила разработка учебных планов, учеб­ных программ и методов преподавания для институтов и техникумов, утверждение сети этих учебных заведений, контроль за ходом учебной работы.

В этот период было завершено введение всеобщего начального обучения. В 1932 г. в стране работали 166 тыс. общеобразовательных школ, в которых учились около 21 млн. человек. Почти в 3 раза по сравнению с 1914 г. возросла численность учителей (в 1914 г.—231 тыс., в 1932 г.— 615). Значительно возросла сеть выс­ших и средних специальных учебных заведений. Если в 1927/28 уч. году в стране было 148 вузов, то в 1932/33 — 832. Соответственно увеличилось число средних специальных учебных заведений: от 1037 до 3509. Количество индустриальных вузов за пятилетку воз­росло в 10 раз, а техникумов — в 4 раза1. Однако позднее в результате ликвидации и объединения части вузов и техникумов их количество несколько сократилось и только к 1940 г. вновь поднялось, достигнув примерно уровня конца пятилетки.

К последнему году первого пятилетнего плана осуще­ствление всеобщего обязательного обучения приближа­лось к завершению. Полностью оно было закончено в 1934 г. В городах и промышленных центрах всеобщее обучение было осуществлено в объеме семилетней школы.

Второй этап развития советской школы охваты­вает период с середины 30-х и до конца 50-х гг. (вторая и третья пятилетки. Великая Отечественная война, чет­вертая и пятая послевоенные пятилетки). На этом этапе главной задачей наряду с другими, которые решало со­ветское учительство, являлось осуществление неполного среднего образования детей и молодежи — сначала семи­летнего, затем восьмилетнего2. Следует отметить, что уже на первом этапе семилетнее образование детей, особенно в городах, приобрело довольно широкий размах (в крупных городах и промышленных центрах большинство детей и подростков обучались в семилетках). К 1941г. школа достигла крупных успехов в развитии общего образования. В стране функционировали 199 тыс. общеобразова­тельных школ, на 75 тыс. больше, чем в 1914 г. Числен­ность учащихся в общеобразовательных школах состави­ла 35 млн. человек, или почти в 4 раза больше, чем в дореволюционное время. Количество учителей достигло 1238 тыс. человек. Около миллиона человек учились в сред­них специальных и 812 тыс. человек — в высших учебных заведениях.

В результате ликвидации окружных отделов народно­го образования и создания районных, улучшилось управление школой. Из Наркомпроса вы­делились ведомства по управлению высшей школой, профтехобразованием, искусством, культурно-просвети­тельными учреждениями, печатью, физической культурой и спортом. В 1934 г. была упорядочена структура началь­ной и средней школы, а в 1935 г.— организация учебной работы и внутренний распорядок школы. Прави­тельство СССР разработали и осуществили ряд коренных мер по ликвидации детской беспризорности, установили основ­ные типы детских учреждений.

XVII съезд ВКП(б) (январь 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) постановил осуществить в обла­сти повышения культурного уровня жизни рабочих и трудящихся деревни всеобщее обязательное обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основ­ном уже разрешена на протяжении первой пятилетки.

Конституцией СССР (ст. 121), принятой 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным Съездом Сове­тов, было провозглашено право на образование всех граждан СССР. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью обучения.

В течение двух первых пятилеток, на основании гран­диозных успехов промышленности, завершения коллекти­визации сельского хозяйства, повышения общего благосостояния рабочих и колхозников в стране широко развернулась сеть начальных, семилетних и средних общеобразовательных школ, техникумов и высших учебных заведе­ний научных учреждений, театров, кино, клубов, дворцов культуры и других просветительных учреждений1.

Как и в первое пятилетие, быстро росла сеть школ и контингенты учащихся в республиках, где при царско-помещичьем режиме искусственно задерживалось разви­тие народного образования.

В области народного образования план третьей пятилетки (1938-1942 гг.) предусматривал осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершения в деревне и во всех национальных республи­ках всеобщего семилетнего среднего обучения с расши­рением охвата детей десятилетним обучением с тем, что­бы увеличить количество учащихся в начальных и средних школах в городах и рабочих поселках с 8,6 до 12,4 мил­лиона, а в сельских местностях с 20,8 до 27,7 миллиона.

В органах народного образования и госпланах союз­ных республик шла большая работа по осуществлению директив XVIII съезда Коммунистической партии, по развертыванию сети семилетних и средних школ на осно­ве народнохозяйственного плана третьей пятилетки. Так, Народный комиссариат просвещения РСФСР подсчитал, что количество учащихся с 18,2 млн. человек в 1937/38 уч. г. возрастет до 24,3 млн. в 1942/43 уч. г. Общее коли­чество школ увеличится за это же время с 106720 до 118326.

Следующее организационное мероприятие касалось профсоюза работников просвещения, на основе которого были созданы союзы работников высшей школы, ра­ботников начальной и средней школы, дошкольных учреж­дений (в послевоенный период эти профсоюзы вновь объединились). В соответствии с требованиями времени подверглась реорганизации структура аппаратов наркомпросов, укреплены более сильными работниками мест­ные органы народного образования. Перестала существо­вать функциональная система построения наркомпросов союзных республик и их учреждений на местах1. Прекра­тилось издание так называемых рассыпных учебников, и началась открытая продажа школьных учебников. Была осуждена вредная практика перегрузки учащихся и пионеров общественно-политическими заданиями и при­няты кардинальные меры по улучшению преподавания гражданской истории и географии, введено преподавание Конституции СССР.

В 1936 г. Центральный Комитет партии принял по­становление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которым полностью были восстановлены в своих правах педагоги и педагогика, ликвидировано зве­но педологов в школах, изъяты педологические учебники, упразднено преподавание педологии в педагогических учебных заведениях2.

В области высшего и среднего специального образова­ния вводились более строгие требования к знаниям сту­дентов и новые правила приема в учебные заведения: отменены при приеме в вузы и техникумы ограничения, связанные с социальным положением абитуриентов, уста­новлен единый учебный год, твердое учебное расписание, сокращено количество часов обязательных занятий в ин­ститутах, уменьшено количество изучаемых дисциплин, ликвидированы пережитки бригадно-лабораторного мето­да обучения, усилено внимание к производственной прак­тике студентов1.

Огромное значение в деле осуществления всеобщего семилетнего обучения имел указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государствен­ных трудовых резервах». Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные тру­довые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи опре­деленным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фаб­рично-заводского обучения. В ремесленные и железнодо­рожные учебные заведения ежегодно принимаются около 800 тыс. учащихся в возрасте 14—15 лет. В первые годы существования этих учебных заведений в них учились подростки, окончившие 5—6 классов общеобразователь­ной школы, занимались они по программе, близкой к семилетней школе2.

Во второе пятилетие было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение повсеместно в стране и семилетнее в городах и рабочих поселках. Значительно увеличилась сеть семилетних и средних школ в сельской местности.

К концу второго пятилетия основные показатели роста образовательного уровня трудящихся СССР за время советской власти были следующие: в 1914 г. всего учащихся в шко­лах всех ступеней было 8137 тыс., а в 1938/39 уч. г.— 37 173 тыс., количество учащихся увеличилось в 4,2 раза. Число учащихся начальных I—IV классов за это же вре­мя увеличилось в 2,9 раза (с 7261 тыс. до 21 333 тыс.), учащихся V—Х кл. общеобразовательной школы в 16 раз (с 636 тыс. до 10 184 тыс.)1.

В третье пятилетие страна вплотную подошла к за­вершению повсеместного семилетнего, а в городах и ра­бочих поселках среднего десятилетнего обучения.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союза 1941 г. нарушило темпы роста культур­ного строительства страны.

Забота Советского правительства об обучении детей, их здоровья проявилась в военные годы с осо­бой силой. Эвакуированным детям из районов военных действий была предоставлена возможность обучаться в школах, были организованы специальные интернаты, в которых содержание учащихся взято на государственный счет. Дети получали по специальным школьным «наря­дам» одежду и обувь2.

В 1942 г. Советом Народных Комиссаров СССР было указано на необходимость вовлечения в школы всех детей школьного возраста и освобождения всех школь­ных зданий, занятых не по назначению, за исключением школьных зданий, используемых под госпитали и эвакуированные предприятия.

Чтобы поднять культурно-технический уровень рабо­чего класса до уровня работников инженерно-техниче­ского труда, было решено осуществить всеобщее среднее обучение в городе и завершить всеобщее семилетнее обу­чение в деревне и во всех национальных республиках. Однако Великая Отечественная война отодвинула осу­ществление этих планов. В годы войны на временно оккупированных территориях десятки тысяч школ, внешколь­ных и дошкольных учреждений, педагогических учебных заведений были уничтожены врагом. Несмотря на тяже­лейшие условия военного времени, все дети школьного возраста учились, проводилась работа по расширению сети и улучшению работы детских садов. Повсеместно принимались конкретные меры по устройству детей, остав­шихся без родителей, значительно улучшилась работа детских домов и интернатов при школах1. С 1943 г. во мно­гих городах и рабочих поселках стали функционировать вечерние общеобразовательные школы работающей моло­дежи, а с 1944 г.— школы сельской молодежи.

Большое принципиальное значение имело постановле­ние Совета Народных Комиссаров РСФСР, вынесенное в 1943 г. в связи с подготовкой школ к 1943/44 уч. г., об открытии однокомплектных школ в населенных пунк­тах, насчитывающих не менее 15 детей школьного воз­раста и находящихся на расстоянии 3—5 км от ближай­шей школы. Этим постановлением школа была приближе­на к населению, к детям. В военное время это имело особо важное значение, так как подвоз детей в отдален­ные школы был очень затруднен2.

В целях учета всех детей школьного возраста, под­лежащих обучению, 14 июля 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР была утверждена инструкция об организа­ции учета детей и подростков и установлен порядок конт­роля за выполнением закона о всеобщем начальном обу­чении. Эта инструкция в дальнейшем была принята и в других союзных республиках. Учет детей школьного возраста инструкцией возлагался на городские, районные исполкомы, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1943 г. было введено раздельное обучение мальчиков и дево­чек в школах столиц союзных и автономных республик, в краевых, областных и крупных промышленных городах. Введение раздельного обучения было продиктовано необ­ходимостью учесть должным образом физическое разви­тие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к тру­ду и практической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся. Народным Комиссариатом просве­щения в связи с этим была разработана подробная инструкция, определяющая ближайшие мероприятия по проведению раздельного обучения в школах1. В 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек введено в 77 крупнейших городах, в 1944 г. оно распространено еще на 69 городов.

Исторической датой для народного образования является 8 сентября 1943 г., когда было принято Сове­том Народных Комиссаров Союза ССР постановление «О приеме в школы детей семилетнего возраста». В сен­тябре 1944 г. в школы РСФСР пришли дети двух воз­растов — семилетки и восьмилетки, всего 1 млн. 728 тыс., в 1945 г.—2 млн. 300 тыс.

Снижение возраста приема детей в школу имело боль­шое положительное значение. Вовлечение в школу семи­леток дало возможность взять их под педагогическое на­блюдение, а это было крайне важно в то время, когда наблюдение за ними родителей, в виду их занятости на работе или по мобилизации, значительно ослабло1.

С 1944/45 учебного года в средних школах стали прово­диться выпускные экзамены на аттестат зрелости, лучшие выпускники награждались серебряными и золотыми меда­лями2.

В целях дальнейшего развития педагогических наук и подготовки кадров по психологии и педагогике в Моск­ве в 1944 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

Переход на всеобщее десятилетнее обучение потребовал пересмотра содержания обучения в школе и измене­ния ее организационной структуры. Существовавший концентрический курс обучения в средней школе не оправдывал себя. Пересмотр программ в целях осуществле­ния политехнического обучения направлялся в сторону усиления практических занятий, работы на школьных учебно-опытных участках, в рабочих комнатах, учебных кабинетах, проведения производственных экскурсий и т. д3.

В 1946г. возникла новая форма общего образования взрослых — заочная школа. Советское правительство приняло по­становление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.

Частично задачи перехода к всеобщему среднему образованию решались через заочные (вечерние, смешанные) школы.

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР


С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучалось почти 35 млн. человек.

Введение всеобщего среднего образования требует разрешения вопроса о радиусе обслуживания школой учащихся старших классов. В 1923 г. при пла­нировании начальных школ был установлен трехкило­метровый радиус обслуживания учащихся этими школа­ми. Как известно, в школу тогда поступали дети восьми­летнего возраста. С 1944 г. в школу принимаются дети 7 лет.

Если всеобщее семилетнее обучение в стране было введено без сравнительно больших затрат на строитель­ство школьных зданий, так как в основном были исполь­зованы помещения начальных школ, укрупнены семилет­ние, средние школы и др., то тогда уже при введении всеобщего среднего образования нельзя было ставить вопрос об уплотнении имеющихся школьных зданий. Потребовалось бы строительство большого количества новых школ1. Определение рационального типа школьного здания по­могло с большей экономией и своевременно построить новые здания для средних школ.

Министерством просвещения РСФСР сообщаются списки обязательного типового учебного и хозяйственного оборудования для начальных, семилетних и средних школ, здания которых строятся по типовым проектам и вводятся в эксплуатацию с 1952 г. Таким образом, вновь строящиеся школьные здания могут быть приняты в экс­плуатацию только при условии их полного учебного и хозяйственного оборудования. Списки эти настолько зна­чительны, что они, при условии пополнения их некоторы­ми приборами и инструментами, необходимыми для по­литехнического обучения, могут удовлетворить все по­требности преподавания в средней общеобразовательной школе1. На обязанности органов народного образования лежало обеспечение по этим спискам учебным оборудова­нием всех вновь строящихся школ, а также установление контроля над приемом новых школьных зданий, строи­тельство которых велось другими ведомствами, преиму­щественно хозяйственными. Та же задача стояла перед отделами народного образования по укомплектованию учебными пособиями и прежде построенных школьных зданий.

Рациональное планирование школьной сети предпола­гало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред­ней школы2. Подробные сведения по этим вопросам дают­ся в статье Н. А. Поманского - «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».

Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо­ванию была очень велика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произ­водствах, их оборудования и обеспечения штатным со­ставом преподавателей1.

Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни­стической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организован­ного участия в этом деле ком­сомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам­панию на весь ближайший период. Тогда же было пред­ложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.

Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования при осуществлении всеобщего среднего об­разования, не должны были заслонять и текущие задачи по за­вершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовали повседневной заботы.

В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебных планов и программ, согласно которым в I—IV классах вводились уроки труда, в V— VII—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII—Х классах—различные тру­довые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создавать­ся ученические производственные бригады1.

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразова­тельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование2.

Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное сред­нее образование будут давать не только общеобразова­тельные, но и специальные средние учебные заведения.

15 фев­раля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя была допущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебных заведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского об­служивания детей дошкольного возраста» в 1960 г. в системе АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.

Третий этап развития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60—70-е гг.

Основные направления работы в области народного образования были сформулированы в принятой XXII съез­дом КПСС (октябрь 1961 г.) Программе партии: осущест­вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос­питания подрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего и среднего специального образования1.

В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организацией школ-интернатов и школ с про­дленным днем, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность в педагогических кадрах. Поэтому было реше­но увеличить контингент обучающихся в пединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школах создавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическое образование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право посту­пать без экзаменов на последней курс педвузов2.

В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961—1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось поч­ти на 6,5 млн.

Из организационно-педагогических и программно-ме­тодических мероприятий следует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципа изу­чения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а ее систематический курс стал препода­ваться с VII класса). Кроме того, в это время появились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласно постановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков» (май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классов с числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранному языку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившееся соотношение изучения иност­ранных языков в школе и нашли целесообразным устано­вить, чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% — французский, 20% — немецкий, 10% — ис­панский и другие языки1.

Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданным и ошибочным размеже­вание сфер деятельности партийных, советских, профсоюз­ных и комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, в частности, промышленные и сель­ские областные отделы народного образования. Вслед­ствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, а также совместная творческая деятель­ность учительских кадров города и села. Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернулась широкая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования в средней школе с требованиями социального и научно-технического про­гресса2.

Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованию управления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканское Министерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР и Ученый методический совет, а также Все­союзный совет по вопросам средней школы, в который вошли все министры просвещения союзных республик.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения ра­боты средней общеобразовательной школы» в практику школы вводились новые учебные пла­ны, программы и учебники. Систематический курс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные изменения в структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний по физико-математическим, естествен­ным и гуманитарным наукам, а также для развития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса стали проводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предме­тов.

Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежи решена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечерней школ. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедря­лись новые методы и технические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и не везде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения1. На все это было обращено внимание минис­терств просвещения, местных органов народного образо­вания.

К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам народного образования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних шко­лах необходимое количество учебных кабинетов; расши­рить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу1.

Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров, повышения их мастерства и твор­ческой инициативы была введена систематическая аттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и «учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышения квалификации директоров средних школ, при республиканских институтах усовершенствова­ния учителей — кафедры педагогики и психологии.

В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя IV—Х (ХI) клас­сов в абсолютном большинстве имели высшее педагоги­ческое образование. Повышением квалификации педаго­гических кадров занимались 186 институтов усовершен­ствования учителей, свыше 4,5 тыс. методических работ­ников, более 200 заочных и вечерних отделений при ста­ционарных педагогических учебных заведениях и универ­ситетах.

В 70-е гг. были приняты такие основополагающие документы, как «О 50-летии Всесоюзной пионерской орга­низации им. В. И. Ленина», «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразователь­ной школы», «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР» и др. Верховный Совет СССР в 1973 г. утвердил «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»1.

Всеобщее среднее образование было призвано обеспечить подготовку молодых поколений к приобретению профес­сии, к выполнению многообразных социальных функций, к активному участию в трудовой и общественно-полити­ческой жизни страны. С каждым новым этапом разви­тия советского общества эти задачи системы образования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовались и сама система образования2.

Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднего образования был сделан в годы десятой (1976—1980) и одиннадцатой (1981—1985) пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразова­тельная подготовка населения.

В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятого населения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846 человек. Только за годы десятой пяти­летки среднее образование получили свыше 25 млн. чело­век, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобра­зовательную школу 20 млн. человек.

В 1981/82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн. человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах — свы­ше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжали образование в средних учебных за­ведениях. В средних школах работающей молодежи в 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.

Продолжалась работа по дальнейшему совершенство­ванию учебно-воспитательного процесса в школе. Значи­тельно больше внимания стало обращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, а также идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов­ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос­питания учащихся общеобразовательных школ и подго­товки их к труду»1.

Значительно улучшилась работа по подготовке, повы­шению квалификации педагогических кадров в соответст­вии с требованиями школы и других учреждений просве­щения. Возросла численность и улучшился состав педа­гогических кадров. В 1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогических училищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школ готовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языка для националь­ных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания, предметов эстетического цикла и других учеб­ных курсов.

На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народного образования: «Взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное... в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к обществен­но полезному труду»1.

Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятия реформы общеобра­зовательной и профессиональной школы. Школьная реформа была призвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советского общества — формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своими положениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частными поло­жениями по вопросам народного образования и реальным ходом развития системы просвещения. Она была направлена на совершенствование структуры среднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения, укреп­ление связи семьи, школы и общественности2.

Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения­ми и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей — это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве1.

На всем протяжении истории советской системы народ­ного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита­тельных учреждений, рядовые учителя, представители мас­совых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных уч­реждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступ­ления печати, письма трудящихся.

Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могу­щества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо­образным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабо­чих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граж­дан1.

Реформа школы опиралась на прочную организацион­ную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка кон­кретных практических мер по реализации положений ре­формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей пред­приятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В ор­ганизации трудового обучения школьников базовым пред­приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квали­фицированные кадры. Разумеется, понадобятся определен­ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум долж­ны стать важным цехом базовых предприятий»2.

Советской Правительство сочло необходимым, что­бы конкретные планы реализации реформы были разра­ботаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.

В условиях всеобщего обязательного среднего образо­вания численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специаль­ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечер­них школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион­ных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабо­чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче­ния, сессионный режим занятий. Издавались спе­циальные учебные пособия, методические и дидактиче­ские материалы, рассчитанные на самообразование1.

Объективные тенденции развития системы образова­ния в стране — рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи — существенно изменяли социаль­ные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего обра­зования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения2.

В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли ве­черних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работаю­щей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы полу­чения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправ­дано. Между тем потребность завершения среднего обра­зования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам1.

На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образования с его последующим переходом к общему среднему.


4. Заключение


В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднем образовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советской государственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщему среднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца 80-х годов; противоречивый характера образовательной политики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельные неблагоприятные явления в советской образовательной системе.

Рассмотрены предпосылки и основные направлений реформы и этапы общего и всеобщего среднего образования в СССР, ее взаимосвязь с общим ходом экономических реформ в стране.

Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этот процесс нашел свое продолжение в социальной, в образовательной сфере. По сути, именно этот качественно новый рубеж в развитии советского общества обозначил задачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка, а затем и реализация этой государственной установки составляло главное содержание образовательной политики на протяжении всего советского периода. Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществления вызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и среднего образования.

Поставленная на рубеже 30-40-х годов советским Правительством задача перехода к всеобщему среднему образованию была выполнена в концу 60-х началу 70-х годов.

5. Литература


1. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. М. 1957.

2. Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.

3. Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование – дело партийное. Волгоград. 1969.

4. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.

  1. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.

  2. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

7. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М. 1987.

8. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

9. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.

10. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.

11. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.

12. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.

13. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.

14. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М. 1989.


6. Нормативно – правовые акты:


1. Постановление Совнаркома РСФСР от 13 мая 1938 г. N 107 "О ходе выполнения постановления ЦК ВКП (б
) и СНК СССР от 13 марта 1938 г. "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей".

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1953 г. N 1082 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы школ рабочей молодежи". 9. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10 января 1955 г . N 47-р.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня 1959 г. N 1133 "Об утверждении Инструкции по учету детей и подростков школьного возраста, подлежащих всеобщеобразовательному восьмилетнему обучению" (СП РСФСР, 1959, N 7, ст. 66).

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 августа 1959 г. N 1325 "О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования" (СП РСФСР, 1959, N 10, ст. 93).

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. N 2027 "Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе" (СП РСФСР, 1959, N 21, ст. 180).

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 августа 1960 г. N 1225 "О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания в общеобразовательных школах".

7. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая 1962 г. N 578 "О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ".

8. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1964 г. N 1111 "О переводе средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением РСФСР на новый срок обучения" (СП РСФСР, 1964, N 17, ст. 118).

9. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 ноября 1964 г. N 1439 "О мерах по улучшению вечернего и заочного образования работающей молодежи" (СП РСФСР, 1964, N 20, ст. 144).

10. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 июля 1972 г. N 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» в РСФСР». (СП РСФСР, 1972, N 17, ст. 106).

11. Постановление Совета Министров РСФСР от 27 августа 1973 г. N 448 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" (СП РСФСР, 1973, N 18, ст. 134)

12. Постановление Совета Министров РСФСР от 2 августа 1974 г. N 449 "О мерах по улучшению общего среднего вечернего и заочного образования рабочей и сельской молодежи".

13. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1974 г. N 494 "Об организации экспериментальных средних общеобразовательных школ".

14. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1984 г. N 235 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы".

15. Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». Июнь 1918 г.

16. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

17. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении».

18. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей».

19. Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидации неграмотности»

20. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе».

21. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и сред­ней школе».

22. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах».

23. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государствен­ных трудовых резервах».

24. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме в школы детей семилетнего возраста».

25. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

26. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 фев­раля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем».

27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения ра­боты средней общеобразовательной школы».

28. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

29. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22 декабря 1977 г. приняли постанов­ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос­питания учащихся общеобразовательных школ и подго­товки их к труду».


1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 4.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 7.

1 См. материалы XIX съезда КПСС.

2 В.И. Ленин. Соч., изд. 4. т.6, стр. 365.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 54.

1 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 67.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 11.

1 Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 13.

2 В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 33, стр. 423—424.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 59.

2 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 18.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 61.

1 Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 21.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 17.

1 Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. Стр. 19.

2 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 21.

1 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 73.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 25.

1 Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. Стр. 14.

2 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 27.

3 Луначарский А.В. О народном образовании. Стр. 29.

1 Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. Стр. 11.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 30.

2 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 69.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 32.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 72.

2 Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. Стр. 31.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 73.

2 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 34.

1 Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 28.

2 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 36.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 76.

2 Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 30.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Ст.38.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 39.

2 Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр.32.

3 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 84.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 41.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 42.

2 Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 39.

1 Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 43.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 81.

2 Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. Стр. 54.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 83.

2 Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. Стр. 49.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 85.

2 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 89.

1 Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 44.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 87.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 89.

2 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 91.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 92.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 93.

2 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 95.

1 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 97.

1 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 101.

2 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 98.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 100.

2 Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 103.

1 Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 104.

Похожие работы:

  1. • Советская школа и педагогика в период развитого социализма
  2. • Организация учебно-воспитательного процесса в школе ...
  3. • Школьная система БССР в 1950-80-х гг
  4. • Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
  5. • СССР в период форсированного строительства социализма (30 ...
  6. • Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность)
  7. • Экономические реформы Н.С. Хрущева
  8. • Реформы Хрущева
  9. • Государственная политика в сфере управления ...
  10. • Развитие книгоиздательства в Кыргызстане
  11. • Социальная сфера жизни общества
  12. • Шпора к канд. минимуму по философии
  13. • Развитие средней школы на современном этапе
  14. • История развития системы среднего проффесионального ...
  15. • Средний класс в СССР и России
  16. • Проблема всеобуча в развитии послевоенного ...
  17. • Гимназическое образование: прошлое и настоящее
  18. • Учебно-воспитательная работа в школах в послевоенный период
  19. • Образование РСФСР, Конституция РСФСР
Рефетека ру refoteka@gmail.com