Введение
В 2001 году система среднего профессионального образования России отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как делать?
Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности.
Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.
Система среднего профессионального образования — социальный институт,
имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного
комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою
логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам
образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению
социально-экономических основ развития общества. В качестве составной
(базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта
система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные,
научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные,
интегративные функции.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.
Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.
Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к
рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего,
среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям.
Система подготовки работников на производстве оказалась практически
разрушенной.
Структурные изменения в системах начального и среднего профессионального образования, также как и структурные изменения в экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.
Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства и работы[1].
Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.
Система среднего профессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе.
Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2].
Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3].
За последние три года в Классификатор специальностей среднего
профессионального образования введено более 20 новых специальностей.
Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования,
обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие
вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля
подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.
Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования в части государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение исторического анализа развития системы среднего профессионального образования с конца XIX века по сегодняшний день.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы среднего профессионального образования в России;
- анализ современного состояния системы среднего профессионального образования;
- выделить проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования в России.
- в процессе развития системы среднего профессионального образования
исследовать изменение функций данного социального института (на примере
Лицея № 105 г. Волгодонска Ростовской области) .
Объектом исследования является история развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации.
Предметом исследования влияние развития среднего профессионального образования на совершенствование научной подготовки выпускников средне- профессиональных учебных учреждений.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы среднего профессионального образования в России.
Теоретико - методологической базой выпускной квалификационной работы
явились концептуальные разработки отечественных ученых в области
педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории
развития и совершенствования системы среднего профессионального образования
в России. Среди большого количества работ на данную тему можно выделить
несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в
частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М.
Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.
Эмпирической базой исследования явились результаты статистические данные, официальные документы учреждений среднего профессионального образования города Волгодонска Ростовской области. Для сравнительного анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в научной и публицистической литературе отечественных авторов.
В заключении работы, на основании результатов анализа и оценки выделены предложения по осуществлению мер, направленных на совершенствование функционирования и развития системы среднего профессионального образования.
Практическое использование результатов. Результаты научно- исследовательской работы по теме могут составить информационную и основу для проведения факультативных занятий по педагогическим дисциплинам.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. Развитие системы среднего профессионального образования в
России
1.1 История становления и развития российской системы профессионального образования с 1700 по 2001 г.г.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в
нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских,
типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе
печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека.
Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки
печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль
играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности
которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в
возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном
обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в
1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение
письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике,
геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся
навигаторских классов проходили практику на морских кораблях,
судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации
работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712
году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа
носила сословный характер, готовила к различным областям государственной
службы.
Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как
в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения
государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям
Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства,
такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их
породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор
находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем
видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались;
однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и
отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако
в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения
добровольно.
Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в
праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В
1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное
училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось
в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации
в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в
России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных
различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных
заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15
учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17
сельскохозяйственных.
Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в
России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование
государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу.
Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь
министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное
для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими,
средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией
художеств, типографией и цензурой.
Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик.
Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного,
хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление
училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей
учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся
единственный департамент Министерства.
В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая,
средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа.
Попечитель учебного округа назначался императором.
В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный
Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал –
губернаторов.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано.
После революции в России средние профессиональное образование стало
частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными
заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при
Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации,
так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными.
К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных
заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об
установлении единой системы индустриально – технического образования”.
Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40
–50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы
реорганизовались в отраслевые.
Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к
1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы
проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых
появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября
1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В
этот период были разработаны стабильные учебные планы.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно- технической базы средних учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений.
За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каждого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих по строительной профессии; педагогическое училище - только учителей начальных классов и воспитателей детских садов и т.п.
Положительной стороной данной системы профессионального образования
можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной
профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в
ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику - в средних и высших
профессиональных образовательных учреждениях.
Начиная с 1989 г. в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам и т.п. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.
В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям.
К началу 90-х годов ХХ века диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна: предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями; учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов; способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России и будет способствовать: предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями; учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов; способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения,
которые повлияли на формирование содержания профессионального образования.
Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий
(специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений
— гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития
содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы
среднего профессионального образования.
В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных
учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают
подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям.
Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных
заведениях составляет 2147 тысяч человек. 20 марта 2001 года в Москве
состоится Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений,
который наметит пути дальнейшего совершенствования и развития среднего
профессионального образования.
Вышеперечисленное доказывает, что элементы педагогической системы среднего профессионального образования диверсифицировались, что дает основание говорить о диверсификации самой педагогической системы.
Таким образом, на наш взгляд, система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Основными исходными положениями такой интегративной системы непрерывного профессионального образования могут быть следующие:
1. Системный подход к организации профессионального обучения на основе
перестройки содержания и оптимизации методов обучения, путем интеграции
подсистем профессионального образования в органически целостную, оптимально
действующую и динамично развивающуюся систему. Под органически целостной
системой понимается организационная и упорядоченная система с развитыми
внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями, новыми
интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах.
Под динамичным развитием такой системы понимается педагогически
организованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня,
когда профессиональные образовательные учреждения представляют собой
последовательные, слабо связанные ступени непрерывного образования, к
органически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционными
взаимосвязями их главных компонентов и основных параметров образовательного
процесса.
2. Целостность профессиональной подготовки путем постоянного укрепления взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа интеграции и его взаимодействия с другими принципами обучения: политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности. Органическая целостность системы профессиональной подготовки может быть достигнута в том случае, если все ее компоненты будут ориентированы на конечную цель - повышение качества подготовки квалифицированных специалистов.
3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета.
4. Приоритет специальности в организации образовательных структур системы путем единой целевой направленности на конечные результаты при планировании и управлении профессиональной подготовкой. Опыт и проведенные исследования показывают, что реализация этого положения возможна лишь в том случае, если в процессе проектирования и осуществления обучения цели и задачи поэтапного усложнения теоретических и практических основ обучения будут приближены к профилю будущего специалиста и заложены в программы этапов образовательного процесса профессиональных учебных заведений.
5. Перестройка компонентов интегрируемых подсистем (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника.
Центральной идеей системы интеграции средне профессиональной подготовки обучаемых в профессиональных образовательных учреждениях является категория целостного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его профессиональной подготовки и производительности труда.
6. Ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования и социального действия.
Принципами построения системы среднего профессионального образования, которые вытекают из общих принципов государственной политики в области образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», могут быть: демократизм, гуманизм, дифференцированность, многообразие, гибкость, единство, вариативность, диверсификация и другие.
Разработка интегративной системы профессионального обучения на основе
сформулированных положений и принципов состоит из следующих этапов:
путем теоретических исследований, изучения состояния науки, техники,
производства, потребности личности формируется социальный заказ на
квалифицированного специалиста;
в соответствии с социальным заказом определяются требования к главным
качествам и видам деятельности работников; совокупность конкретных деловых
качеств, возможный круг замещаемых должностей, конкретные виды компетентной
деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного профиля
(квалификационных характеристиках);
производится отбор содержания обучения, обеспечивающего формирование
конкретных качеств и видов деятельности в соответствии с квалификационными
характеристиками;
отобранное содержание обучения распределяется по интегральным программам в
соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста;
материал, собранный в интегральных программах, распределяется в
универсальном наборе учебных предметов для профессиональных учебных
заведений;
определяются, какие дисциплины из универсального набора учебных предметов
разного уровня образования включаются в учебные планы профессиональных
образовательных учреждений, устанавливается уровень сложности их изучения в
каждом звене системы образования;
на основе программно-целевого подхода производится перестройка всех
основных компонентов учебно-воспитательного процесса в профессиональных
образовательных учреждениях при ориентации на конечные результаты
подготовки специалистов.
Анализ подготовки к профессиональной деятельности в разных вариантах
показывает, что для выполнения профессиональных функций уровень образования
в ряде случаев не является обязательным, т.к. техники по образованию часто
используются как на должностях квалифицированных рабочих, так и на
должностях инженеров. Однако обучение подразумевает не только приобретение
функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора, т.е.
получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы знания
конкретных профессиональных функций.
1.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе
В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
Реализуется оно по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня.
Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год).
Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты
(курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально- регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработка нового поколения стандарта.
Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.
Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.
Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.
Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.
Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.
Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тысяч человек.
Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Прием
|732 |652 |644 |630 |665 |662 |685 |707 |766 |844 | |Численность
студентов |2202 |2090 |1994 |1871 |1923 |1976 |2011 |2052 |2147
|2311 | |Выпуск специалистов |623 |585 |546 |532 |473 |494 |538
|545 |563 |568 | |
Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.
Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести
диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего
профессионального образования по признаку уровней и количества реализации
профессиональных образовательных программ:
одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные
ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и
среднего профессионального образования и относящиеся по своей
принадлежности к этому уровню;
двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -
профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной
подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам
повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно
начального или среднего профессионального образования;
многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие
широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.
Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к
конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями
непрерывного профессионального образования.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего профессионального образования создает необходимые условия для построения иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а профессиональному образовательному учреждению в современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную систему.
При этом диверсификация профессионального образования является эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и развития: проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы образования в настоящее время и на перспективу; результативность, что подтверждается наличием широкого спектра образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют поставленные цели; экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения; корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе индивидуальной образовательной траектории; управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.
С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних профессиональных учреждений можно отнести: а) открытие гимназий, лицеев; б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей; в) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в
учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в
средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные
занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы
обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и
практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и
ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное
проектирование.
А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.
Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.
И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.
Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:
1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального образования;
2. перспективное развитие среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.
Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции: социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных возможностей); обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности.
Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.
1.3 Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в области искусства.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных
заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов
(в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица).
Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на
базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее
образование более доступным в территориальном аспекте.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи.
Совершенствование структуры сети среднего профессионального образования будет осуществляться по следующим направлениям:
Основным направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность образования.
Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и
потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних
специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности
(и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в
собственности регионов.
Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального образования в трех направлениях:
1. глобальные тенденции развития образования;
2. основные направления реформирования российского профессионального образования;
3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего профессионального образования.
1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить следующие:
1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);
2. информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход стран к постиндустриальному обществу;
3. культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического развития.
Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической модели воспитания.
Активному сближению образовательных систем способствуют современные реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций - движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования. Речь идет о переходе от образования элиты к высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.
Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его интеграции.
В непосредственной связи с гуманизацией образования находится тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию равных интересов для всех и получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.
Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано переходом к постиндустриальному обществу.
Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к признанию приоритета интересов личности.
На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества.
Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание связано с состоянием развития конкретной страны.
Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты экологического образования не могут изменить культуру современного общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека, в котором человек и мир существуют нераздельно.
Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция, нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация образования.
2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается распространением в последние два десятилетия рыночной экономики - экономики, ориентированной на потребителя.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования.
А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования. Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.
3. И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.
Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:
3. сохранение традиционных функций и структур среднего профессионального образования;
4. перспективное развитие и среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.
Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции: социальной защиты (получение бесплатного среднего профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных возможностей); обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности.
Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.
Так, Международная комиссия ЮНЕСКО видела решение этой проблемы в новом типе образовательного учреждения, проводящем работу по обновлению образования с целью его постоянного реформирования - в центрах по инновациям.
Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений - многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в значительной мере основные направления реформирования профессионального образования.
Во-вторых, перспективы развития среднего профессионального образования определяются реализацией в образовательных учреждениях новых требований, предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в изменяющихся социально-экономических условиях.
Современного работника должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний.
Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения.
Ориентация на личность обучающегося определяет следующие
организационно-педагогические условия развития среднего профессионального
образования:
Мониторинг и прогнозирование изменений в профессионально-квалификационной
структуре региона, в содержании образования, востребованности
профессий/специальностей.
Опытная подготовка по новым профессиям/специальностям.
Реализация личностной ориентации в образовании, создание условий для
самоопределения, саморазвития личности обучающего
Воспитание как средство формирования социально-устойчивой личности
учащегося/студента.
Создание в образовательном учреждении системы, обеспечивающей высокое
качество образования.
Развитие психолого-педагогического сопровождения учащихся/студентов и их
социальной поддержки.
Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся как основы для их мотивации к дальнейшему образованию.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В г.
ВОЛГОДОНСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ИНФОРМАТИКИ, БИЗНЕСА И
ДИЗАЙНА № 105).
В связи с открытием и функционированием различных инновационных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, инновационных школ и т.д.) возникла необходимость выявления критериев перехода традиционных учебных заведений на новые формы обучения с изменением статуса этих учебных заведений. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.
Цель и задачи проводимого исследования сводятся к разработке и обоснованию критериев перехода образовательных учреждений на новые формы обучения в новых типах образовательных учреждений.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам общеобразовательных учреждений можно отнести: а) создание в рамках традиционных средних общеобразовательных школ гимназических классов, классов различного уровня обучения, коррекционно- развивающих классов; б) создание в рамках традиционных общеобразовательных средних школ классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов; в) открытие школ-гимназий как экспериментальных площадок; г) создание авторских школ; д) открытие гимназий, лицеев; е) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей; ж) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в
учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в
средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные
занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы
обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и
практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и
ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное
проектирование.
Под понятием «критерий» мы обозначим ряд требований к условиям, которые необходимо учитывать при переходе традиционного образовательного учреждения в новый статус или открытия учебного заведения нового типа.
Рассмотрим педагогический процесс в учреждении среднего профессионального образования нового типа Лицея им. Самарского № 105.
Существовавшая ранее в нашей стране практика взаимоотношений прочно
закрепила за школой, сотрудничающей с вузом, определение "подшефной". Это в
известной мере дискриминировало средние учебные заведения.
Общеобразовательная школа оказывалась в роли просителя, а вуз -
благотворителя. Российский государственный гуманитарный университет
предложил совершенно новый уровень сотрудничества. Оно основывалось на
равноправных партнерских отношениях между средней и высшей школой,
направленных на реализацию модели лицейского образования. Заявленный
эксперимент первоначально вызвал некоторую настороженность и поэтому не мог
рассчитывать на повсеместную поддержку. Он нашел отклик лишь у нескольких
общеобразовательных школ, и на их базе были созданы первые лицейские
классы. Опыт их работы скоро привлек внимание и других школ к новым
подходам в образовании, предполагающим тесное сотрудничество высшей и
средней школы.
Сегодня лицейские классы Лицея № 105 работают в шести Волгодонских школах. В лицее сейчас учатся около четырехсот школьников девятых - одиннадцатых классов. Обучение ведется по двухгодичной (10-11 классы) и четырехгодичной модели (8-11 классы).
Круг партнеров не ограничивается городом. Лицейское образование доступно и жителям Ростовской области.
Таким образом, Лицей сегодня - неотъемлемое звено единой цепи среднего профессионального образования, которое позволяет использовать традиции российского образования, новые технологии и научно-методический потенциал высшей школы.
Цель: развитие образовательно-воспитательной гуманистической системы
Лицея.
Задачи: способствовать дальнейшему утверждению в индивидуальном и массовом сознании лицеистов, их родителей и педагогов новых целей, ценностей и жизненных смыслов, норм и принципов гуманистического мировоззрения; освоение и внедрение в практику образовательной деятельности положений личностно-ориентированного подхода как эффективного условия для развития индивидуальных способностей и личностно-значимых качеств лицеистов; развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе интеграции дидактической и воспитательной подсистем; диагностика и регулирование межличностных отношений лицеистов, воспитание у них коммуникативной культуры и социальной компетентности; формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего педагога в системе профессионального самоопределения на этапе довузовского образования; освоение и обогащение природной, культурной и социальной среды посредством включения в активную преобразующую деятельность.
В соответствии с этими задачами основными содержательными компонентами процесса социализации определены:
1. Функционирование Лицея как гуманистической, личностно- ориентированной системы;
2. среднее профессиональное образование, дифференциация по направлениям и профилям в соответствии с избранной учащимся специальностью;
3. Формирование межличностных отношений по горизонтали ("ученик
-ученик") и по вертикали ("учитель - ученик");
4. Взаимодействие с различными видами социальной среды, совершенствование окружающей реальности (по крайней мере, влияние на ее улучшение) и, как следствие, позитивное самоизменение личности лицеиста.
Монопрофильный лицей более 20 лет готовит:
Портных
Закройщиков
Конструкторов-модельеров
Мастеров производственного обучения
Лицей располагает необходимой материально - технической базой для организации учебного процесса, внеклассной и спортивно - массовой работы.
Шагать в ногу со временем, выжить в современных условиях помогает производственная база, соответствующая требованиям педагогического процесса. 11 учебно-производственных мастерских позволяют всем учащимся успешно освоить профессию.
Лицей работает по принципу ученического ателье: обучение ведется на выпуске сложной продукции и к окончанию лицея учащиеся осваивают пошив всех видов одежды.
О качестве профессиональной подготовки говорит то, что учащиеся лицея постоянно занимают призовые места в областном конкурсе профессионального мастерства, среди выпускников лицея призеры зональных и российских конкурсов.
Задача лицея не только дать хорошее образование, но и cпособствовать максимальному развитию личности через систему дополнительного образования которая носит профессиональную направленность.
1Лозунгом лицея № 105, наиболее полно отражающим основополагающие
принципы его существования, стали слова "Вековые традиции - современные
технологии". Для Лицея этот девиз имеет особое значение. Само название -
лицей - напоминает о двухсотлетней традиции классического образования в
России. Недаром один из самых торжественных и почитаемых - ежегодный
праздник День Лицея проводится 19 октября, в день пушкинского лицея. В
соответствии с традициями царскосельской школы главными идеями лицея стали
фундаментальность знаний, атмосфера творчества и уважение к достоинству
личности.
В толковых словарях рядом со словом "лицей" стоят слова
"привилегированное учебное заведение". Элитарность для нас - это высокий
уровень знаний и особая среда обучения.
Работа с лицеистами основана на принципах, которые лежат в основе работы
Университета.
Прежде всего, Лицей № 105 известен как учреждение , дающее среднее
профессиональное образование. Лицей изначально следовал этой традиции.
Уровень преподавания, объем программы, количество академических часов,
затрачиваемых на изучение русской и зарубежной истории, литературы,
иностранных языков, правоведения в специализированных классах,
соответствуют самым высоким стандартам. Специалисты, которые имеют широкое
научное признание, читают лицеистам спецкурсы по темам своих исследований.
Современное образование в Лицее - это междисциплинарное образование.
Взаимодействие учебных дисциплин будет развиваться в будущем не только в
науке, но и в учебном процессе.
Демократизация учебного процесса: открытость и подвижность учебных
планов, альтернативность учебных программ - яркая особенность Лицея.
Преподаватели, безусловно, выполняют все необходимые федеральные и
региональные программы и стандарты. Эти стандарты обязательны для всех
учителей. Но каждый из опытных лекторов имеет свою авторскую методику, свой
подход, который и применяет на своих уроках.
Открытость учебного плана, в частности, проявляется в том, что каждый учебный год приносит свои новшества. Например, с 1993 года преподается юриспруденция, с 1995 года - этикет и дизайн.
Адаптация лучших достижений российской и зарубежной высшей и средней школы - еще одни принцип Лицея. В методическом классе ученики работают с книгой, написанной сто лет назад, и CD-диском, несколько месяцев назад выпущенном в свет в Лондоне. Британика так же активно используется старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому качеству обучения.
Индивидуализация обучения была сравнительно легко достигнута в Лицее.
Прежде всего, каждый преподаватель, как правило, ведет занятия только в
одном классе. Кроме того, спецкурсы, творческие лаборатории, факультативы
проводятся в небольших группах.
В Лицее нет "зубрежки". Она бессмысленна в современном мире, переживающем информационный взрыв. Важно обучить навыкам самостоятельного поиска информации, её аналитического освоения . На это направлена вся система обучения - от задания самостоятельно (но с поддержкой учителя) подобрать материал для доклада на экскурсии и до поручения составить комментарий к экономической ситуации.
Обучение в лицее ведется по современным учебным планам и программам, которые предусматривают выполнение обязательного минимума содержания образования по предметам базового цикла. Вариативная часть учебного плана постоянно совершенствуется в целях достижения высокого уровня образовательной подготовки лицеистов.
Обучение в лицее ведётся по современным учебно-методическим пособиям, часть из которых разработана педагогами лицея.
Лицей занимает благоустроенное помещение. Все классные комнаты
оборудованы современными техническими средствами и новой учебной мебелью.
Имеются поточные аудитории для чтения лекций и кабинеты (информатики,
информационных технологий), оснащенные новейшим оборудованием.
В старших классах преподавание ведётся по системе, приближенной к вузовской: лекционно-семинарские занятия, зачеты, предметный рейтинг и др.
Занятия в лицее проводятся с использованием новых информационных технологий. Каждый третий педагог лицея имеет навыки работы с компьютером, активно использует компьютерную технику в учебном процессе. На один компьютер в лицее приходится в среднем 19 учащихся. Помимо общеобразовательной подготовки по информатике, лицеисты имеют возможность посещать дополнительные занятия, а также принимать участие в подготовке мультимедийных презентаций для уроков и внеклассных мероприятий.
Организация учебного процесса в лицее предусматривает обязательный
систематический контроль знаний и умений. Работая под девизом "Каждое
занятие - оценка", педагоги регулярно используют письменные и устные формы
контроля знаний лицеистов, в числе которых тестирование, срезы знаний,
зачеты, итоговые рейтинги успеваемости учащихся. Ежемесячно проводится
итоговая аттестация учащихся с выставлением средней оценки успеваемости по
профилирующим предметам, оценки за прилежание и прогноза успеваемости.
Результаты ежемесячной аттестации оформляются в журнале, доступном для
учащихся и их родителей.
Особое внимание в лицее уделяется здоровью и физическому развитию учащихся, что обеспечивается:
- увеличением количества спортивных секций;
- занятиями физкультурой в трех спортивных залах университета;
- валеологическим мониторингом, в том числе и компьютерным.
Большой популярностью в лицее пользуются занятия в различных физкультурно-оздоровительных секциях: настольного тенниса, волейбола, футбола, дартса, аэробики.
В лицее пропагандируется здоровый образ жизни как в процессе преподавания различных предметов, так и во внеурочное время. Учебно- воспитательный процесс в лицее обеспечен психологической поддержкой и медицинской службой.
В качестве фактора "обратной связи" для корректирования образовательного процесса в лицее используется анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения к качеству преподавания предметов и спецкурсов, а также работе преподавателей и администрации лицея.
Проведенное исследование установило, что диверсификация содержания профессиональных образовательных программ строится на следующих условиях:
5. фундаментализации, которая обеспечит формирование и усиление базисных компонентов профессионального образования;
6. преемственности и интеграции, обеспечивающие построение образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;
7. завершенности и полноты, которые обеспечивают освоение образовательной программы соответствующего уровня и содержания;
8. доступности, способствующей выбору профессиональной образовательной программы соответственно потребностям, возможностям и способностям личности;
9. открытости и мобильности, дающих возможность личности повышать свой образовательный и профессиональный уровень, выбирая свой путь в образовательном пространстве;
10. уровневости, ступенчатости, многообразия функций и профилей, способствующие как отдельной личности, так и образовательному учреждению сформировать свою индивидуальную образовательную систему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания среднего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.
Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести
диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего
профессионального образования по признаку уровней и количества реализации
профессиональных образовательных программ:
одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные
ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и
среднего профессионального образования и относящиеся по своей
принадлежности к этому уровню;
двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -
профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной
подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам
повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно
начального или среднего профессионального образования;
многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие
широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.
Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к
конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями
непрерывного профессионального образования.
Такая диверсификация образовательных учреждений обеспечивает реализацию широкого спектра профессиональных образовательных программ по всему профессиональному полю.
Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений - многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в значительной мере основные направления реформирования профессионального образования.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего профессионального образования создает необходимые условия для построения иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а профессиональному образовательному учреждению в современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную систему.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних профессиональных учреждений можно отнести: а) открытие гимназий, лицеев; б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей; в) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в
учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в
средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные
занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы
обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и
практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и
ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное
проектирование.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних профессиональных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних профессиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних профессиональных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних профессиональных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анна Батищева «Город готовит новых профессионалов», // Донская правда № 15/334 13 апреля 1995
2. Вероника Воропаева «Образование со "знаком качества"», //
Волгодонская неделя, № 26(259), 1997
3. Гершунский Б.С., Философия образования. М., 1998
4. Долин И. «Определены лучшие. Испытания на профессионализм прошли успешно» // Вечерний Волгодонск, № 76, 1992
5. Елена Иванникова, Профобразование требует профессионалов. //
Вечерний Волгодонск, №41 (453), 2001
6. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. – М. Педагогика, 1995
7. Ирина Южакова Дать образование - обязанность взрослых», //
Волгодонская правда № 528, 12.04. 1991
8. История педагогики. Часть 1 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ
СФЕРА, 1998.
9. История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ
СФЕРА, 1998
10. Кирсанова М. Итоги конкурсов профессионального мастерства, //
Вечерний Волгодонск, 1991
11. Корчагин Е.А. Профессиональная деятельность - основа разработки образовательного стандарта по специальности // Профессиональное образование №4, 2002
12. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М., 1997. -
С. 3.
13. Ломакина Т.Ю. Диверсификация как общепедагогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования. М.,
1995
14. Ломакина Татьяна Юрьевна, Платонова Татьяна Ивановна,
Интегративная система непрерывного профессионального образования. М. 1998
15. Модернизация начального профессионального образования. Состояние и проблемы системы начального профессионального образования
Российской Федерации. // Профессиональное образование № 8, 2002
16. Мухаметзянова Г.В., Посталюк Н.Ю. Инновации в области среднего профессионального образования: региональный подход // Магистр. -
1997. - СВ. - С. 3.
17. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений: Пособие для работников образования.
Серия: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях. - Вып.1. / Кол.авторов.Под ред В.А.
Ермоленко.- М.: ИТОП РАО, 2000.
18. Нина Приходько, «Лицей № 105 справляет двадцатилетний юбилей»,
Вечерний Волгодонск № 38/437 от 20.11.01
19. Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- С. 38-39.
20. Огородникова Е.И., Критерии перехода образовательных учреждений на новые формы обучения. – М.: Педагогика, 1997
21. Отчет Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования -
Париж: ЮНЕСКО, 1972.- С. 253.
22. Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений // инновации и традиции в образовании: Сб.
Рос. - Югосл.конф. 23-25 сент. 1995 г. Элатибор, Югославия / Под ред. Бошко М. Влаховича. Белград: Ассоц. учит. фак-тов Сербии,
1996. - С.10, 11.
23. Практикум по педагогической технологии /Щуркова Н.Е. М.Лед, об- во России. 1998
24. Преемственность обучения в общеобр. и проф. школе / Батаршев
А.В. Санкт-Петербург. 1996
25. Профессиональные училища и профессиональные лицеи Ростовской области // Абитуриент - 2002
26. Система профессионального образования в Российской Федерации:
Национальный доклад. - М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998. - С. 7.
27. Славный город – Волгодонск. Ростов – на – Дону, 1989
28. Черноглазкин С.Ю. Управление нновационной деятельностью
в профессионально-образовательном учреждении., СПб, 1998
29. Южакова И. «Обучая воспитываем» // Донская Правда., № 11/ 316,
2000
30. Южакова И. «Педагогам пообещали лучшую жизнь» // Донская Правда
№ 6/273, 1999 г.
-----------------------
[1] Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21 (177) . - стр. 72
[2] Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21 (177) . - стр. 72
[3] Там же