Человек в истекающем кровью мире
Человек и мир, человек и история, человек и общество. Подобные
проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в
произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого
столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война,
гражданская война, революция. Достаточно привести один факт. Так,
революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь,
совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы. Именно к
исследованию данной исторической проблемы обратились М.А. Булгаков и Б.Л.
Пастернак.
Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова повествует о своем времени и
о людях, и потому он стал своеобразным уникальным документом той эпохи.
Примечателен тот факт, что произведение создавалось писателем свыше
десятилетия, впрочем, как и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Действие
романа «Мастер и Маргарита» происходит с промежутком почти в две тысячи
лет. Центральным героем является Мастер, который создал роман о Христе и
Пилате. Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые
обязаны решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая
личность.
Прототипом Мастера является сам писатель, который испытывал давление
со стороны общества и ощущал творческую несвободу. Через весь роман
писатель пронес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой
путь: может покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними.
Ответственность за все совершенные поступки в таком случае будет тяжким
бременем лежать на самом человеке, и человек обязательно заплатит за свои
поступки если не головой, то своей последующей жизнью. В романе Мастер не
смог одержать победу, но писатель сделал его победителем. Герой струсил,
выбрал малодушный и более легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя
в сумасшедший дом, кроме того, Мастер сжег свой роман, написать который уже
было смелостью. Ошибка Мастера заключалась в том, что он не смог бороться
против кесарей, против власти, которая подавляла творчество, не принимала
действительно значимое, избегала новшеств и инициатив. Поэтому герою
дарован покой. Действительно, конфликт властей и Мастера был неизбежен, но
важна была борьба за правду. М.А. Булгаков красной нитью через весь роман
проводит мысль о том, что все же наступит время высшей справедливости,
когда каждому по его вере воздастся.
Другим примером является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Произведение создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена
жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей,
соединенных отношениями родства, личной близости. Их судьбы оказываются
прямо связаны с разворотом исторических событий. Основной вопрос, вокруг
которого вращается жизнь героев, – отношение к революции.
История доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь
сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы,
все прекрасно: семья, любимая работа, – но война не проходит мимо дома
Живаго. Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из
обжитого московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать
убежище. Самого Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный
ими с женой и детьми, он вынужден против своей воли участвовать в
вооруженной борьбе. Юрий Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает
жизнь прошлую и жизнь настоящую: «Таким новым была война, её кровь и ужасы,
её бездонность и одиночие... Таким новым была революция их войны
родившаяся, кровавая, ни с чем не считающаяся, солдатская революция,
направляемая знатоками этой стихии, большевиками». Герой в это период
особенно отчетливо осознает свое место в мире. Взгляд Бориса Пастернака на
этот же вопрос выражен в словах самого доктора Живаго: «Человек рождается
жить, а не готовиться к жизни». Становится понятным, что нормальная жизнь
«в истекающем кровью мире» невозможна. Примечательно, что главный герой не
примыкает ник белым, ни к красным – он просто мечтает о мире, спокойствии и
счастье.
Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму
жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго
передает отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной
Октябрем действительностью.
На примере рассмотренных произведений известных писателей становится ясным, что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и непонимания, что ценность человеческой жизни измерялась не нравственными категориями. Отсюда судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему трагичны. Заслуга же писателей, создавших данные произведения, состоит в том, что они смело выразили свою гражданскую позицию к истории и создали уникальных героев, воспринявших их взгляды на действительность.
«Нет магии сильней, чем магия слов»
Ежедневно каждый человек вступает в общение с другими людьми, тем самым несёт какую-либо информацию посредством слов. Зачастую он не задумывается над тем, какая невидимая сила заключена в его словах. Магия слов... Какая бездна смысла поистине заключена в словах французского писателя А.Франса. Это и поэтическое волшебство, и афористичность языка, и слова, запавшие глубоко в душу в какие-либо жизненные моменты.
О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в своё время учёный Д.С. Лихачёв, который особо подчеркнул тот факт, что «слово связано с любыми формами бытия», в том числе с культурой, творчеством. Следует заметить, что умением управлять магией слов наделён не каждый.
Исключительной магией слов были наделены поэты и писатели. К числу великих гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии
А.С. Пушкина, которого известный критик В.Г. Белинский справедливо назвал
«солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него –-в
мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают.
Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в
мире любви, дружбы, в мире подвигов и непокоя? То тоскующий, как ветер
пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин идет,
движется, заполняет огромную и мудрую душу земли. Пушкин – в роднике
звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин – Родина. Пушкин – жизнь.
Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются ли
в вышине тучи, поёт ли трепетный жаворонок радом – всюду чудится Пушкин,
чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровы,
И звуков и смятенья полн.
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубравы...
Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким тому примером является талант С. Есенина. Перечитайте такие стихотворения, как «По-осеннему кычет сова...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Отговорила роща золотая...» и другие, и вы почувствуете всю неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни объяснить её, кажется, невозможно. Все слова доступны, даже слишком просты, а сцепления их, переливы и взаимные отражения образов, целостный контекст лирической массы излучают тот свет, который и составляет не переводимую ни на какой другой язык «тайнописную» суть лирики – лишь небольшой кусочек жизни, и непонятно, как этот скудельный сосуд радостей и болей, эта бесконечно малая величина в масштабе вселенной может рождать ощущение непреходящей сущности бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.
Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в её смысл и контекст, в её будущее. На память при ходят удивительные строки известного поэта В. Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Мудрые поэты и писатели вели за собой читателя, побуждая его к раздумьям о цене человеческой жизни и месте в ней. Их магия слов была своеобразной путеводной звездой для читателя.