Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Природа в произведениях Пушкина

Природа в произведениях Пушкина

“Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…”

Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов “близкое”, “заветное”, “родное”? И почему понятия Родины сразу же и, прежде всего, вызывают в воображении точные картины дорогих палестин?

Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасёт мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, стихи – это радостно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда очень остро стоит вопрос экологии, вопрос – будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Пушкин в своих отступлениях в “Евгении Онегине” даёт чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении.

Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. По мнению многих, литература – это слепок с жизни, но слепок более тонкий, более объективный. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в “Евгении Онегине” просто великолепны. “Как грустно мне твоё явление. Весна, весна… Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови”, - пишет автор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту. Милые сердцу родные картины природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Волнуют его строки из “Евгения Онегина”: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, перед гумном соломы кучи, да пруд под сенью ив густых – раздолье уток молодых”.

Из всех времён года Пушкин обожал осень. Он писал: “Из всех времён я рад лишь ей одной”. Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Зимняя дорога”, “И вновь я посетил…”. В этих скромных внешних зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи “Кто знает край, где небо блещет”, “На холмах Грузии” стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вопрос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

В последние годы жизни Пушкин создаёт произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение “И вновь я посетил…” очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там даётся трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях “Туча”, “Осень” та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: “Октябрь уж поступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей”. Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает своё особенное, неуловимое обычным глазом построение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств. В стихотворении “Деревня” на фоне поэтических зарисовок картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает: “О, если б голос мой умел сердце тревожить!”. Он чувствовал себя одиноким парусом в жестокой жизненной буре, но голос его по-прежнему оставался вольным.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина – А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “большие мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни”. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- и жизненность, её подлинная человечность. “Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”. Эти хорошо известные слова Гоголя хочется ещё раз повторить, ибо в них сказано всё главное – и о национальном своеобразии Пушкина, и о богатстве и силе его поэтического языка, и о высоком нравственном содержании его поэзии.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.


Похожие работы:

  1. • Непрошедшее время
  2. • Воплощение антитезы "власть - бунт" в повести А.С.Пушкина ...
  3. • Мастерство критического разбора А.С. Пушкина (о жизни и ...
  4. • Учебное комментирование повести А.С. Пушкина ...
  5. • Русская пейзажная живопись
  6. • В начале жизни школу помню я.": проблемы ...
  7. • Русская пейзажная живопись 19 века
  8. • Пушкин и физика
  9. • Изучение лирики в начальной школе
  10. • Тема любви в симфонических произведениях П.И. Чайковского
  11. • Тема Родины в творчестве С.А.Есенина
  12. • Лингвистический анализ статьи Писарева "Прогулка по ...
  13. • Общее понятие культуры. Культура, цивилизация и природа
  14. • Джордж Гордон Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда
  15. • Паломничество Чайльд-Гарольда. Байрон Джордж Гордон
  16. • А. Фет и эстетика "чистого искусства"
  17. • Инвестиционный проект создания деревообрабатывающего ...
  18. • Жизнь и творчество Бальзака
  19. • Основные направления и школы в культурологии
Рефетека ру refoteka@gmail.com