Анализ современного состояния методологии психологической науки имплицитно входит в большинство современных дискуссий о путях развития как теоретической, так и практической психологии, приводя, достаточно часто, к выводам как о методологическом кризисе, так и о необходимости реформирования психологии.
Разочарование в объективной психологии во многом справедливо, однако разочарование в естественнонаучной психологии еще не значит, что психология должна обходиться без методологии как таковой. Фундаментальная наука, в том числе и психология, не может обойтись без методологической рефлексии, не может оставаться в границах чистой эмпирики, даже не пытаясь объяснить полученные факты. В противном случае на ее месте разрастается сакральная псевдонаука, которая оперирует не фактами, но установками, основанными на разнообразных верованиях, в том числе и религиозных, либо прикладные работы, разнообразные тренинги, методы диагностики и терапии, что функционально приближает психологию к колдунам, священникам и экстрасенсам, возвращая к средневековому состоянию. Другой ипостасью прикладной психологии становится образование, разработка учебных пособий и курсов. Однако ни терапия, ни обучение не развиваются сами по себе без опоры на фундаментальную науку, задыхаются без новых теорий и новых данных, адекватных современным социальным условиям.
Анализ исторического пути становления психологической науки показывает, что ее настоящее состояние имеет аналогии в прошлом, и многие методологические проблемы психологии связаны с ее собственной логикой развития. Применительно к отечественной психологии настоящая ситуация во многом совпадает с той, что сложилась в начале ХХ века. Кризис начала ХХ века вытекал из требования (постулируемого практически всеми учеными того времени) - построения позитивной психологии, перестройки классической науки на основе новой методологии и поиска нового, объективного метода исследования психики. Похожую ситуацию испытывает и современная психология, хотя сегодня сложилась обратная ситуация - необходимость модификации естественнонаучной, позитивной психологии, которая не в состоянии решить всех проблем, встающих перед ней.
Интересен тот факт, что уже на рубеже Х1Х-ХХ веков прозвучал первый сигнал о том, что объективная психология не в состоянии ответить на многие вопросы, связанные с духовной жизнью людей, с их потребностью в творчестве, самореализации, с умением преодолеть давление среды и т.д. Были предложены и разные способы преодоления тех противоречивых тенденций, которые были заложены в позитивизме и духовной психологии, заложены подходы к формированию психологии как одновременно и философской и естественной науке.
Таким образом, история психологии предлагает не только исторические параллели, способные помочь адекватному анализу сложившейся ситуации, но и способы ее разрешения, увидеть за современными проблемами не методологический кризис, но кризис роста, способствующий дальнейшему плодотворному развитию науки, умеющей извлечь нужные уроки и из достижений, и из ошибок прошлого.