Методологические подходы к построению и объяснению истории психологии: перспективы содержательного синтеза
В построении и объяснении истории психологии можно вычленить три основных методологических подхода, присутствие и влияние которых является наиболее значимым и продуктивным для современной психологии. Это - культурологический, философско-ориентированный и конкретно-научный подходы.
Каждый из подходов предлагает: 1) основной объяснительный принцип исторического процесса; 2) интерпретацию основных закономерностей развертывания исторического процесса; 3) описание основных механизмов, обеспечивающих динамику явлений в историческом процессе.
В рамках культурологического подхода историогенез психологической науки рассматривается в соответствии с динамикой и развитием человеческой культуры и цивилизации в целом. Предполагается, что в до-научный период своей истории психологическая мысль формировалась и развертывалась внутри других слагаемых культуры - искусства, религии, политики, социальной практики и т.д. В свою очередь, в научный период своей истории психология становится способной опосредовать динамику элементов культуры «из себя», изнутри системы своих объяснительных моделей человека и мира.
Внутри культурологического подхода применяются вариативные объяснительные модели исторического процесса, где в качестве ведущего объяснительного принципа избираются, например:
а) принцип диалектики основных типов (или форм) творчества - В.Вундт, В.Виндельбанд, В.А.Роменец.
б) поступковый принцип в истории психологии - В.А.Роменец.
в) принцип «дискурса» или «функционального стиля» - Степанов Ю.С.
Ключевые понятия: поле причинности; функции причинности; предметные области (или сферы) выявления причинно-следственных связей; дискурс (логико-лингвистические условия).
Философско-ориентированный подход предполагает в основу исторического исследования помещает философскую объяснительную теорию исторического процесса (истории в целом) и, отталкиваясь от нее, интерпретирует исторические факты и события. Примерами объяснительных принципов, применяемых внутри данного подхода, являются:
а) принцип «качественного состояния эпохи» - Н.А. Бердяев;
б) принцип «осевого времени» в истории - К.Ясперс.
Третий подход - конкретно-научный - предполагает рассматривать историогенез психологической науки исходя из ее собственной динамики, из логики развития ее ключевых компонентов. Его основатель М.Г.Ярошевский предлагает несколько объяснительных принципов динамики историогенеза психологической науки, объединяя их в единую объяснительную модель:
а) принцип «исторической рефлексии»;
б) принцип динамики категориальной структуры психологической науки;
в) принцип детерминизма как ключевой момент в становлении научной картины психической жизни.
Для современной психологии актуальным и перспективным является синтезирование имеющихся объяснительных моделей, принципов, подходов, что можно наблюдать в различных отраслях психологической науки. Создаваемые новые модели и методы также все более приближаются к уровню синтезированных - построенных «на пересечении» областей научного знания, отраслей науки, самостоятельных объяснительных теорий.
В истории психологии синтезирование названных подходов - культурологического, философско-ориентированного и конкретно-научного - может обусловить создание качественно новых моделей историогенеза психологической мысли, ее периодизации, основных движущих сил развития научного знания, что позволит все с большей уверенностью говорить об истории психологии не только как о «своде ретроспективных знаний», но и «своде перспективных воззрений», приоткрывающих субъекту познания «сегодняшнего» элементы не только «прошлого», но прогнозируемого «будущего».
И.П. Маноха . Методологические подходы к построению и объяснению истории психологии: перспективы содержательного синтеза.